Стальная колея блог о дачных железных дорогах

Обновлено: 19.04.2024

Михайло Орехов, так зовут меня. Это «Депо Шушары» и сегодня мы шуршим и шубуршим над вопросом — какие виды пути могут быть использованы на дачной железной дороге.

И опять нам надо ломать стереотипы большой широкой колеи. Ведь мы же привыкли видеть путь состоящим из тяжеленных рельс, бетонных шпал, широкой гравийной подсыпки. Но это там, а у нас другие условия)

И сейчас мне придётся сделать небольшое лирическое отступление, дабы объяснить свой подход к дачным железным дорогам вообще, да и ко всем железным дорогам в принципе.

Я рассматриваю любую железную дорогу прежде всего, как инструмент по перевозке различных грузов — сыпучих, текучих, длиннющих, на четырёх или двух ногах идущих, и прочих. А инструменты, как известно, бывают разные.

Например, дабы просверлить отверстие, в зависимости от его расположения и диаметра применяют и бормашинки, со сверлом маленьким-маленьким, и обычные дрели, и большие перфораторы, и буровые установки с фрезами метр в диаметре!

И все эти машины заточены на одну операцию — сделать нужное нам отверстие) Маленькое в часовом механизме или большое под заливку фундаментного столба.

И если перенести эту аналогию на наши железнодорожные условия, то большие отверстия бурит широкая колея, а мы, с нашей микро и мини колеёй, занимаемся бытовым сверлением. А что касается часовых механизмов, то это, скажем так, модели масштабов НО и ТТ.

И как известно, инструмент бывает широкого профиля, способный выполнять несколько операций, а бывает узкого, заточенного под определённые задачи. Бывает лёгким, а бывает очень тяжёлым. Бывает элегантным, а бывает… не совсем элегантным)

Так и у нас — путь может быть и многофункциональным, и лёгким, и элегантным. И давайте рассмотрим его виды подробнее:

1. Деревянный (лежнёвый )путь.

Это, скажем так, нестареющая классика. Вспомним, упоминавшуюся мной в предыдущих выпусках, деревянную вагонетку из немецкого рудника. Она стоит на том самом деревянном пути, который в народе получил название лежнёвый.

Дороги данного типа эксплуатировались ещё в середине 20-го века на лесозаготовках нашего бескрайнего севера. И эксплуатировалась настолько массово, что писались целые книги с расчётами нагрузок, рекомендуемой их длинной, сроками эксплуатации и прочим.



Также, данные дороги использовались во время второй мировой войны, как с одной, так и с другой воюющей стороной.




Конечно, в наше время их не используют, в промышленных и военных масштабах. Но благодаря тому, что дерево является экологически чистым материалом дороги такого типа нашли применение в парковых зонах.

На блоге «Стальная колея» я пару лет назад размещал пост о деревянной железной дороге созданной в одном из парков Японии. Там и длина в километрах измеряется, и эксплуатация весьма насыщенная, правда, в покатушечном отношении, но всё же!)


А в какой ситуации такая деревянная дорога может быть полезна в наших условия?

Во-первых, это хороший способ для того, чтобы попробовать сам принцип перевозки грузов использую рельсовый транспорт. Стоимость вложений минимальна, если не пошло — распилил и в печке стопил)

Во-вторых, бывают моменты, когда «нормального» пути не хватило, а везти надо! В этом случае делается времянка, которая потом разбирается, но сейчас позволяет выполнить необходимую работу.

В-третьих, может использоваться для отстоя подвижного состава в депо или организации тупиковых усов, как для отстоя подвижного состава, так и для маневрирования.

Кстати, я тоже, в своё время, начинал по классической схеме — с деревянного лежнёвого пути. По нему осуществилась первая грузоперевозка, возили мы сырые дрова объёмом по 0,3 кубика за раз. Для перевозки применялась грузовая вагонетка. Общий вес доходил до 370 кг (вес вагонетки 120 кг и сырых дров, состоящих из отпилов сырой еловой доски). Путь был изготовлен из бруска сечением 40х50 мм, шпалы из доски сороковки, что имелась в хозяйстве в виде разных обрезков. К шпале рельс прикручивался мебельным уголком.

2. Легкий путь.

Это аналог классической Декавильки. Помните, я рассказывал о месье Поле Декавиле, родоначальнике данного вида дорог? В данном случае используется цельная рельсо-шпальная решётка выполненная из металла и дерева или целиком из металла.

Принцип работы тут простой — рельсо-шпальная решётка укладывается на более или менее подготовленную поверхность и по ней осуществляется перевозка грузов.

Этот вид пути позволяет нам:

1. Быстро прокладывать путь по садовым дорожкам, пахотной земле, через грядки и клумбы.

2. Переставлять подвижной состав из депо (места его хранения) на подготовленный рабочий участок.

3. При перевозке ПС автомобильным транспортом облегчает погрузку и разгрузку.

Такой путь легко перенести до места работы, а после неё удобно складировать в углу сарая.

3. Магистральный путь.

Это тяжёлый, все сезонно использующийся путь, который укладывается на подготовленное основание (нижнее строение пути) или монтируется в пешеходную дорожку.

Данный вид пути применяется для постоянного перемещения грузов соединяя основные объекты инфраструктуры.

Также, по нему перевозятся тяжёлые грузы, такие, как бетонные блоки, мокрый песок и прочее в больших объёмах. Вопрос — а есть ли у вас эти большие объёмы в постоянной необходимости их перевозить? Или можно остановиться на лёгком пути?

Опять же, каждый из вас, при выборе вида пути или их совокупности, должен ответить на уже озвученные мной ранее вопросы:

1. Что вы собираетесь возить? Если грузы тяжёлые (бетон, песоку, щебень), то стоит посмотреть в сторону магистрального пути. Если это дрова, земля в огород, вывоз сена — можно выбрать лёгкий путь.

2. Как вы собираетесь эксплуатировать свою железную дорогу — только летом или круглогодично. Для трёх-четырёх сезонных перевозок можно остановиться на лёгком или даже лежнёвом пути. А если жить на даче круглогодично или приезжать на неё круглый год, то лучше подойти к делу более основательно.

Что касается моего дачно-железнодорожного опыта скажу так — я использую два вида пути. Магистральный связывает по периметру участка все хозяйственные объекты, а лёгкий применяется для временных усов и загрузки/разгрузки подвижного состава из автотранспорта. Также лёгкий путь брался на выездные мероприятия. Например, в 2017 году по приглашению Центрального музея железнодорожного транспорта мы участвовали в праздновании дня железнодорожника. Путь был проложен в соседнем с музеем Юсуповском парке города Санкт-Петербурга.




Возможно, что и у вас возникнет необходимость что-то где-то перевезти. В таком случае лёгкий путь будет весьма кстати.

А пока вы обдумываете полученную информацию я пойду готовить ответ на следующий вопрос — а из чего сделать рельсы на дачную железную дорогу.

Стальная колея блог о дачных железных дорогах

Map

В ДачЖелДоре пополнение — ДМЖД «Тихие зори» 0.0

ММЖД 2.05: круг замкнулся.

И снова здравствуйте, господа дачжелдоровцы! Спешу поделиться долгожданной радостью: Северный перегон Междуреченской микроколейки достроен, и кольцо основного хода замкнулось. Но обо всём по порядку. От одного «кирпича» хорошо виден другой «кирпич». Стройка Северного перегона продолжается одновременно с двух сторон. Августовские дожди не смогли помешать ударному темпу работ. Сборка РШР.

ОВЖД 8.06 Габаритная рамка снова в строю)

Привет, АЭСЗшники! Бывает на дороге так, что какой-то её элемент (как правило, декоративно-дополнительный) в какой-то момент становиться не нужен или его первоначальная установка оказывается со временем неудобной. Так произошло с парой объектов на дачной Осьми Вершковой железной дороге. Старожилы помнят, что когда-то делал я габаритную рамку. Делал, конечно, не.

ММЖД 2.04: стройка Северного перегона кипит.

Пламенный привет дачжелдоровцам всех колей с Тверской земли! Главное дело сезона — стройка Северного перегона — близится к завершению, и скоро кольцо основного хода на Междуреченской микроколейке наконец-то замкнется. Стройка Северного перегона ведётся сразу с двух сторон. У о.п. «Быт» стрелка обзавелась сердечником. Стройке со стороны «Удачной» чуть было.

Эстакадные участки на ДачЖелДоре

Здравствуйте, друзья! Сегодня небольшой рассказ о сдаче в постоянную эксплуатация, одного из участков на Верхнем Саду ВТЖД. Итак, на День ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА, 7 августа, было важное событие. Начальник дороги отдал приказ об открытии регулярного движения и сдаче в постоянную эксплуатацию участка №3. Этот участок, представляет из себя виадук, с поворотом.

ММЖД 1.03: текущие дела

Доброго дня дачным железнодорожникам! Работа на Междуреченской микроколейке кипит всё лето. В сегодняшней небольшой заметке поделюсь некоторыми зарисовками из жизни дороги. В строительных работах активно помогает юный дачжелдоровец. На «Удачной» активно эксплуатируются все пути. Маневровые работы по перестановке подвижного состава. Три пути позволяют свободно разъехаться всем единицам ПС. Во.

ОВЖД 8.05 Откатные ворота на пакгауз.

Привет, АЭСЗшники! Думаю, что даже не каждый из старожилов вспомнит о моей задумке сделать на сарай, тот, который стоит на станции «Водяной пост», откатные двери?) Далеко не каждый) А задумка такая была. Скажу больше — уже пару лет, как токарь выточил мне специальные ролики для этого механизма. И вроде.

Необычный опыт нашего читателя.

Привет, АЭСЗшники! Сегодня Вашему вниманию предлагается необычный опыт грузоперевозок, которым с нами поделился постоянный читатель блога «Стальная колея» Сергей Сергеев. Сразу скажу — это не железная дорога. Но сам принцип транспортировки грузов её весьма сильно напоминает. Слово автору: Пробное использование для грузоперевозок простой лежнёвки, сделанной из обычной садово-огородной дорожки.

Печальная весть из Орла.

12 июля этого года в возрасте 35 лет из-за болезни ушёл в мир иной Станислав Филин. Автор самодельной железной дороги у станции Кромская. На блоге «Стальная колея» в 2014 году вышло два поста о его работе ( «ЭЛ87-1006 со станции Кромская» и «Мимо окон идут поезда») К сожалению, с.

ММЖД 2.02: начало строительства Северного перегона

И снова здравствуйте, господа дачжелдоровцы! На Междуреченской микроколейке преодолён рубеж в 100 метров: буквально на днях окончательно собраны и пристыкованы два трëхметровых звена РШР в начале Северного перегона. Но обо всём по порядку. В начале июля к северу от о.п. «Быт» на песчаную подушку и геотекстиль уложена основа стрелочного.

ММЖД 2.01: путевой кран и геотекстиль.

Доброго дня дачжелдоровцам и всем сочувствующим! 24 июня Междуреченская микроколейка скромно и незаметно отметила вторую годовщину до дня открытия движения. За два года дорога «разрослась» практически по всему периметру участка, став надёжной помощницей в дачном хозяйстве. В настоящее время общая протяжённость пути составляет 96,14 м, в том числе основной.

ОВЖД 8.04 Подготовка к продлению пути.

Привет, АЭСЗшники! Давненько на дачной Осьми Вершковой железной дороге не было работ по продлению пути. Меня даже начали спрашивать — когда увидим развитие дороги?) Что-то застопорилось развитие, не пора ли стронуться с мёртвой точки? Нет постов про ОВЖД на Стальной колей, ДачЖелДор на грани коллапса) Развиваться, это конечно, хорошо.

ОВЖД 8.03 Дела майские.

Привет, АЭСЗшники! Давно не писал посты в летопись ОВЖД, но тому было несколько причин. Во-первых, месяц май это время посевной и связанных с ней дел — подготовок грядок, пересаживания растений, перекопки и перемещения земли, торфа, навоза и прочего не менее полезного для растений. И времени эти дела занимают весьма.

ММЖД 1.07: майские мелочи на «Удачной».

Доброго дня дачным железнодорожникам всех колей! Сегодня небольшой рассказ о текущих майских работах. По не зависящим от меня обстоятельствам в течение долгого времени был простой. Только в середине мая Междуреченская микроколейка вышла из затянувшейся зимней спячки. Дорога перезимовала хорошо. Просадок пути не выявлено. Крот-диверсант вывел из строя одну стрелочную.

Х3Д — первый перевезённый кубометр!

Приветствую всех. Запуск В субботу 4 июня Хуторская Деревянная Дровяная Декавилевская Дорога перевезла первый кубометр. Ура, товарищи! Ну или не совсем ура, потому что дорога всего лишь лежневка, да еще и кривая, как то самое, о чем вы сейчас и подумали. Тележка на ней одна-единственная, хотя и легкая, и.

Студенецкая УЖД.

Привет, АЭСЗшники! Как-то месяц май прошёл у нас в огородной борьбе и сил на написание постов ни у кого не было. А только наступило лето и… в рядах ДачЖелДора пополнение! И в двойне приятно, что автором нового проекта стал активный участник блога «Стальная колея» Михаил (ака Михаэль Безликий). Слово.

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Подвижной состав с возможностью менять ширину колеи.

Красиво со стороны, а на деле?

Разбирая фотографии наткнулся на одну с изображенным на ней паровозом. Красиво, статно, но.
А вот как нас в этом случае видит машинист? И что он вообще видит сквозь этот дым, пар? У него и так обзор мизерный, а тут ещё дым.
Внешне красиво, а вот внутренне.


Обзор блога "Стальная колея"

Как-то с болезнью я упустил размещение рекламы вышедших за это время на блоге "Стальная колея постов. Пока ещё не привык к ЖЖ))) Но буду исправлять данное упущение.

Пост №1 расскажет об истории строительства и эксплуатации ЛБЖД. Почитать можно тут

000.JPG

Пост №2 покажет весьма необычный привод для локомотива. Почитать можно тут

000.JPG

Пост №3 продолжит летопись четвертого сезона на ОВЖД. Почитать можно тут


Как Новый год встретишь.

Вот есть такая примета, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Встретил я его болея и вот снова температура, снова постельный режим.

Зимний лес и железная дорога.



Я таки поражаюсь.

Сеть ВКонтакте порадовала с утра пораньше фотографией полустанка расположенного в Архангельской области. Вот она


Прекрасная природа, лес на горизонте, летнее небо с бегущими облаками, шпалы уже бетонные, но так и хочется сказать с "ароматом креозота". Деревянная платформа! Так бы и прошелся босичком.

Душевно и атмосферно, за исключением зала ожидания то бишь сарая. Ну почему везде все надо красить в эти три корпоративных цвета! Почему надо портить красивые железнодорожные пейзажи этим триколором! Почему не оставить станцию темно зеленой или коричневой, как это было раньше?
Уж если так хочется подчеркнуть принадлежность некогда великого МПС к современно-убогому (это за сараи из стекла, бетона и профлиста) РЖД, то давайте красить так все - и шпалы, и столбы, и рельсы, и гайки с костылями.

Да, железнодорожная эстетика сегодня на грани коллапса.

В этот день…

Разбирая старую папку блога "Дачный полустанок" наткнулся на материал об истории Октябрьской железной дороги. А там столько дат памятных, ух. И пришла мысль, а что если составить некий железнодорожный календарь? И для общего развития полезно, и для памяти своей истории весьма не плохо. Хотя история будет, скорее всего, обще мировая железнодорожная)))

В этот день в 1896 года состоялся премьерный показ, как бы сейчас сказали, культовой кинокартины братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (фр. L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat).


[ Spoiler (click to open) ] Именно эта картина послужила началом эпохи кинематографа.
Сюжет фильма незамысловат – к платформе вокзала Ла-Сиота прибывает поезд. Но какой был эффект в те годы! Публика психологически не подготовленная к тому, что картина может ожить была, мягко говоря, шокирована. Поговаривают, что некоторые отскакивали от экрана боясь быть сбитыми прибывающим поездом.
Кстати, вокзал до сих пор существует.


А в память той исторической для мирового кинематографа съемки стены вокзала украшают две фотографии – кадр из фильма и портрет братьев Люмьер.


И вот такие поезда туда теперь прибывают


После выхода «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» многие операторы всего мира стали снимать сюжеты аналогичного содержания на других вокзалах мира. В 1898 году Жорж Мельес представил две похожих ленты «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» и «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля».


.
И, что интересно, любовь к сюжету прибытия/прохождения/отбытия поездов популярен до сих пор. Свидетельство этому бесчисленное количество видео роликов на просторах интернета.



Как много фотографий чудных нам дарит интернет.

Пользуясь неделей новогоднего ничегонеделанья решил я почистить свой ПК от всякого мусора, скопившегося за достаточно долгий период собирания мной материалов для блога «Стальная колея» и ОВЖД. Это и разные видео ролики, и какие-то электронные книги, и фотографии разбросанные по разным папкам… Чего только нет, в чуланчике дачного железнодорожника!

Как правило, много материала собирается по принципам «вдруг пригодится» и «потом посмотрю». А когда потом? Да и нужно ли мне вникать, скажем, в регулировку тормозов локомотива ЧС? Для дачжелдора это явно не надо, а для себя… ну в целях общей образованности только. Хотя сразу думалось обратное)))

И вот дошел я до папки, в которую сбрасываю различные фотографии, так или иначе относящиеся к железной дороге. Благо в интернете таких материалов теперь хоть отбавляй. Но из всего, что я вижу, в эту папочку попадает, ну, в лучшем случае, 0.5%. Да и этого нет. Нет то нет, а 1.5 гигабайта или 7568 шт набралось)))

Посидел я, фоточки эти полистал, подумал и решил в этом ЖЖ некоторые из них выложить. Дабы не мешать кучей постараюсь разбить все на тематические циклы, но в начале (то бишь в этом посте) расскажу, что меня привлекает. Итак, поехали!


Разные интересно в фотошопе обработанные и на картины художественные похожие произведения типа выше представленного (ух сказанул!))))

[ Spoiler (click to open) ] Картины на железнодорожную тему это особый мир восприятия художником действительности и, на мой взгляд самое главное, её деталей. Одному запомнилась флюгарка, другому очертания локомотива в дыму, третий поразился пейзажем, в котором главную роль играла какая-то пригородная станция…

Кстати, железная дорога органично смотрится в любом ландшафте, обратили внимание? Хоть путь идет посреди улицы или посреди леса везде два рельса только дополняют пейзаж. Ну да что-то я отвлекся)))
Продолжим – целая эпоха 1970-80хх годов в её промышленно-тепловозном виде.


Это время моего детства, а детские впечатления, как это известно, самые стойкие и наиболее яркие. Так что подвижной состав и путевое хозяйство этого времени является для меня темой ностальгии…

Следующая тема тоже берет свое начало ещё со школьных времен – узкоколейная железная дорога. Эх, эта серая форма, книжечка юного железнодорожника в кармане, фуражка-аэродром… Работа на Малой Октябрьской отложила свой отпечаток.


Поиски материалов для дачных железных дорог открыли целый мир фельдбанов и декавилек! Мир, в котором нет понятия стандарт – колея какая хочешь, подвижной состав какой можешь сделать, путь из чего под руку подвернулось. Красота!


Что ещё. Красиво смотрятся дороги в своем… скажем так, последнем этапе существования – заброшенные ветки, разваливающийся подвижной состав… Очень это… за душу берет, короче)))


Юмор, а куда ж без него))) Как говорила Фаина Раневская – грустной попой весело не пукнеш))) Если душа поет на любимой работе, то и работа спорится, и работать хочется, и сделать что-то такое, такое… тоже хочется))))

Читайте также: