Стальная рама для горного велосипеда

Обновлено: 01.05.2024

К карбону в велосообществе отношение особое — кто-то его боготворит, а кто-то считает разводкой хитрых маркетологов. Было время, когда любой карбоновый компонент повышал статус катальца: велосипед с карбоновой рамой позволял владельцу смотреть на остальных велосипедистов, как герою Леонова в фильме Кин-Дза-Дза на пацаков.

Да что там, хватало всего лишь карбонового руля, чтобы почувствовать приступ острого удовлетворения. Ушлые китайцы быстро просекли фишку и предложили страждущим карбоновые компоненты в стиле «казаться, а не быть» — алюминий, сверху покрытый карбоном. В результате вес и цена такого «карбона» оказывались больше алюминия. Дикие были времена, да.

carbon bike frame

Прошли годы, и теперь отношение к карбону стало гораздо более спокойное, в большей степени практичное. Если раньше вопрос «зачем карбоновая рама на велосипеде» даже не вызывал никаких сомнений — понятно же, если карбон, значит топовая модель — то сейчас меня периодически спрашивают, стоит ли тратить на карбон деньги, какие ощущения от езды, действительно ли гасит вибрации и т.д.

Что такое карбон (углепластик)

Что такое карбон (

Карбон — это полимерный композиционный материал из переплетенных нитей углерода, расположенных в матрице из различных полимерных смол. Толщина углеродных нитей, представляющих тонкие трубочки, практически полностью состоящие из углерода, составляет от 0,005 до 0,015 мм. Получают их с помощью специальной термической обработки искусственных или природных веществ.

Углеродные волокна обладают большой продольной прочностью, т.е. разорвать их очень трудно, а вот боковая прочность у них низкая — они легко ломаются вбок. Именно поэтому прочность любой карбоновой конструкции достигается тем, что разные слои нитей располагаются в те стороны, на которые действуют силы в готовом изделии.

Вторая и не менее важная часть карбона – смолы, главная задача которых удерживать волокна в заданном положении, сохраняя форму изделия. От их типа и качества, зависит,насколько прочно разные слои нитей будут связаны друг с другом и, в конечном счете, физические и эксплуатационные свойства готовых изделий. Смолы могут застывать либо в обычных условиях, либо «запекаться» в специальных печах, что резко повышает качество готовой продукции.

Одним из типов таких смол выступают различные эпоксидные смолы.

Иногда для дополнительного армирования карбона используют каучук. Он придает еще и серый оттенок.

Учитывая особенности этого материала, его очень широко используют во многих отраслях промышленности. В велосипедостроение карбон пришел не так давно, но уже успел прочно занять достойное место. Его используют при изготовлении рам, колес, подседельных штырей, руля и выносов руля, жесткой вилки – т.е. практически всего велосипеда.

Карбоновая велосипедная рама – это сплетенная из стекло- и углеродных волокон конструкция, пропитанная синтетическими смолами и «спеченная» при высокой температуре. За счет направленного плетения конструкция рамы получает нужные прочностные характеристики.

Грамотно спроектированные карбоновые рамы очень хорошо гасят вибрации при поездке именно благодаря своей тканевой структуре. Ехать на такой раме мягко и приятно. Как упоминалось выше, важным элементом при производстве является смола. Именно она рассеивает энергию удара по всей конструкции.

Правильно расположенные слои ткани из карбоновых нитей, дают хорошее виброгашение и упругость, которые точно не получишь используя алюминий. Во многом свойства готового изделия зависят от способа его «выпечки». Особые сочетания направлений и количества слоев, состав смол, температуры и давления при нагревании форм практически всегда наиболее охраняемые секреты серьезных производителей. Но еще раз подчеркну – грамотно спроектированные рамы.

Именно поэтому для гонщиков изготавливают индивидуальную раму точно под его вес, индивидуальные особенности тела, посадку и т.д. Стоит она очень дорого, но свою цену окупает.

А вот изготовленная неизвестной китайской фирмой конструкция под усредненного жителя поднебесной, в которой слои укладываются, как придется, пропитываются обычной эпоксидкой и сушатся на глаз, вряд ли выдержит нашего человека, да еще и на наших дорогах. Правда выглядит такой байк очень красиво – этого у китайцев не отнять.

Карбон на горном велосипеде

Карбон на горном велосипеде

Что касается MTB, то я вообще не понял, в чем разница. Ну вот вообще никак! Да, рама весила почти на полкило меньше, чем аналогичная алюминиевая, но в плане ощущений я не понял ничего. Подсознательно ожидаешь от карбоновой рамы какой-то пружинистости, упругости (пластмасса же типа), но ничего подобного — даже при жестком вваливании рама сохраняет жесткость, как будто сделана из алюминия, и это круто само по себе.

Что касается вибраций…. ну, про какие вибрации мы говорим, если есть вилка Fox с ходом 100мм и бескамерные шины с низким давлением. Боюсь, что всё это гасит любые вибрации гораздо эффективнее, чем карбоновая рама. Поэтому я просто закрою вопрос карбоновой рамы на горном велосипеде — моё мнение: да, карбон это современный материал и обязан присутствовать на велосипедах высокого уровня. Он легче и как минимум не менее жесток при педалировании, чем алюминий. Но стремиться взять именно карбоновый горный байк я бы не советовал. Нужно сравнивать цены и смотреть разницу в обвесе.

Карбон на шоссейном велосипеде

Карбон на шоссейном велосипеде

А вот шоссер приятно удивил — накачанные до 9 атм слики дают крайне малую амортизацию и вся тряска передается на раму, а карбон как-то умудряется эти вибрации распределять по всему велосипеду. В результате, ощущения заметно лучше, чем на алюминии. Но не стоит строить иллюзий насчет гашения вибраций — когда вы это читаете, то имейте в виду, что разговор идет на уровне сложно уловимых нюансов. Я не удивлюсь, что если дать прокатиться непричастному человеку, то он просто не заметит разницу.

Есть какое-то приятное чувство, но я не возьмусь его описывать, это что-то похожее, когда едешь на хорошей шоссейной стальной раме. А может, и не похожее… сложно описать. Может, в комментариях кто-то сможет сформулировать более осмысленно.

В целом, гашение вибраций на шоссере имеет место, но это не выглядит так, что вы едете по разбитому асфальту как по маслу. Карбоновая рама хорошо жрет мелкие вибрации от микротрещин в дорожном полотне, но даже в этом случае вы ощущаете огрехи асфальта, просто в ослабленном виде. А вот на колдобинах и выбоинах вас будет трясти так же, как и на алюминии, никакой карбон не сможет обеспечить амортизации.

Именно поэтому я хочу себе гравел байк, чтобы можно было поставить шоссейные покрышки 32-32 и еще зазоры для крыльев остались. Более широкая резина и давление поменьше обеспечит гашение вибраций и какую-никакую амортизацию. Карбоновая рама, руль и подседел к гравелу подойдут идеально, но совсем не обязательно.

Короче, мой вывод по карбоновым рамам — на горном байке это в большей степени лишь история с облегчением велосипеда, но на шоссейнике с тонкими колесами карбон — вещь полезная в практическом смысле. Всё зависит от состояния финансов — если с деньгами всё хорошо и вы ищете велосипед высокого уровня, то скорее всего карбон будет по умлочанию. А если выбираете вел на последние деньги, то даже не смотрите в сторону карбоновых рам: придется заплатить от 50 до 100% сверху цены от аналогичного по сетапу велосипеда на алюминиевой раме.

Есть еще такое мнение, что лучше взять байк на карбоновой раме, но с плохим обвесом и постепенно его апгрейдить более дорогими компонентами. По-моему, это в большей степени просто покупка в своеобразную рассрочку. Фактически, снимать с велосипеда рабочие компоненты и заменять их на другие — это бессмысленная переплата. Если готовы заплатить за свои игры, то почему бы и нет, апгрейды — весьма занимательная вещь. Я же последнее время хочу просто кататься, а не придумывать сетапы и апгрейдить железо — если я не могу или не хочу себе позволить дорогой вел, то просто возьму дешевле и буду пользоваться им по назначению. А когда придет время, куплю другой.

Что касается самосбора на китайском карбоне, то тут надо понимать, что карбон бывает очень разный. Есть китайский карбон недорогой, но тяжелый, есть легкий, но ломучий, есть карбон дешевый, но по факту оказывающийся алюминием с карбоновым покрытием. Когда я себе искал раму для шоссера, то сделал выбор на основании многочисленных отзывов в сети и мнения знакомых катальцев. Брать наугад любую карбоновую раму с Ебея или Али не советую, сначала изучите, что сейчас покупают веломаны с форумов.

Металлические вставки в карбоновые велорамы

Металлические вставки в карбоновые велорамы

Карбон очень вязкий и хрупкий материал и нарезать в нем резьбу невозможно. По крайней-мере на современном этапе развития технологий. Поэтому при изготовлении рамы в нее вклеивают стальные, алюминиевые или титановые бочонки с готовой резьбой, например, для каретки, а в некоторых моделях карбоновые трубы вставляют в стальные соединительные элементы рамы.

Но! Любой из этих металлов и карбон имеют разные коэффициенты расширения при изменении температур (это по законам физики), что особенно актуально для нашей климатической зоны. Из-за этого со временем все вклеенные части отклеиваются и выскакивают, причем, как всегда в самый неподходящий для этого момент. Причем все эти вставки постоянно несут на себе нагрузку (в подседельной и рулевой трубах, в каретке). Особенно это важно при зимних поездках или в сильную жару.

Рано или поздно это произойдет, а как относится к рассказам продающих менеджеров, о том, что именно в их велосипедах применяется самый супер-пупер крепкий и секретный клей, и вообще карбон у них изготовлен по космическим технологиям, это уже Ваше дело.

Плюсы велосипедных рам из карбона

  • Малый вес, почти как у титановых, иногда даже легче. В серийном производстве вес рам доходит до 1,1-1,5 кг.
  • Высокая прочность
  • Возможность изготовить раму любой прочности и формы, вплоть до индивидуальных особенностей. Правда это используется в основном в спортивных дисциплинах.
  • Полное отсутствие коррозии.

Основные недостатки карбоновых рам

  • Только грамотно спроектированная геометрия рамы, причем учитывая вес велосипедиста, правильно подобранное направление слоев волокон, выполненная из качественных материалов сама рама, вилка и задние перья могут неплохо гасить мелкие вибрации. Ехать на такой раме будет достаточно комфортно. В остальных случаях велосипед может оказаться очень жестким, в отличие от велосипеда со стальной рамой, у которого сама сталь по своим физическим свойствам хорошо гасит вибрации во всех направлениях. Подчеркиваю еще раз — велосипед, расчитанный для сто килограммового велосипедиста будет жестким для 70 килограммов.
  • Если Ваш вес более 100 кг очень серьезно отнеситесь к выбору. Внимательно изучите инструкцию на предмет предельного веса на который рассчитан велосипед. При таких весах ударная нагрузка, даже при съезде с бордюра, особенно регулярно повторяющаяся, ведет к ее разрушению. В таких случаях мы советуем приобретать стальные или алюминиевые велосипеды.
  • Надежность рамы так же сильно зависит от качества изготовления и продуманности геометрии рамы. В противном случае она может быстро разрушиться.
  • Высокая цена. Китайцы смогли довести их цену до приемлемых уровней и вытеснили титановые модели, но пока не достигли уровней хороших стальных и алюминиевых моделей.
  • Хрупкость. Боятся точечных ударов, требуют аккуратного обращения, отсутствия ударов и падений велосипеда. В местах сколов или сильных царапин их крепость нарушается.
  • Разрушаются сразу и быстро – значительно хуже, чем алюминиевые.
  • Очень сложно ремонтируются. Некоторые мастера пытаются заделывать «точечные» удары и даже поломки, но эффективность таких ремонтов слишком низкая. Это объясняется тем, что если ремонтировать раму накладыванием карбонового бандажа, то изменится сечение трубы. Соответственно изменятся нагрузки, действующие на нее, а само место ремонта все-равно останется «слабым звеном», которое может «выстрелить» в будущем.
  • При температурах меньше нуля карбон, в отличие от всех металлов, становится более хрупкий. Нельзя сказать, что зимой он рассыпется при падении, но вероятность появление сколов и трещин при ударе повышается.
  • Средний срок службы – всего несколько лет. Это практически самые мало живущие велосипеды, причем, они на порядок дороже стальных.
  • На велосипеде с карбоновой рамой сложно установить багажник, хотя наши умельцы решают и эту проблему, правда достаточно кустарными методами.

Еще маленький штришок по поводу хрупкости карбона. Если на стальном велосипеде начать туго затягивать болт в креплении подседельного штыря (у нас же народ физически крепкий) – ничего не случится, максимум сорвете резьбу и замените болт. А вот тоже самое сделать на карбоновом подседеле – сразу получите трещину. Кстати, несколько фото о китайских карбоновых подседелах, не выдержавших поперечной нагрузки и сломавшихся во время поездки. Согласитесь, у велосипедиста были не самые приятные ощущения в этот момент.

Немного о мифах

Что бы ни говорили скептики, а еще с 90-х, когда впервые на рынке массово появились велосипеды с карбоновой рамой, можно найти экземпляры, которые отлично ездят до сих пор. Правда, алюминиевые рамы, на которых ездили задолго до появления углепластиковых и которым обычно пророчили лет 5, тоже ездят до сей поры. И сколько бы ни говорили об усталостном разрушении стали, экземпляров, которым больше полувека, тоже немало в отличном рабочем состоянии. Так чему же верить, а чему нет?

Карбон теряет жесткость

Жесткость карбоновой рамы зависит не только от самих волокон, но и от смолы. Микротрещины в ней накапливаются во время циклически повторяющихся изгибах материала. Его ресурс в несколько раз выше, чем у смолы, поэтому трещины могут накапливаться, но при этом рама не будет ломаться, хотя жесткость должна будет снижаться.

Так оно и есть, но, согласно практическим исследованиям компании Specialized, жесткость после 100 000 циклов деформации снизилась на величину столь незначительную, что ею, как говорят математики, можно пренебречь.

Углепластик разрушается / плавится на солнце

Сегодня уже такого карбона не найдешь, поскольку всё, что теоретически может эксплуатироваться под солнцем, имеет защитное покрытие. А температура его плавления намного выше, чем в наших широтах.

Кстати, низкие температуры для углепластика тоже не критичны, иначе из него бы не производили лыжи.

Основная уязвимость карбоновых деталей

К таким относят точечные удары и предрасположенность к сколам и царапинам. В этом есть доля истины, однако сегодня от этого можно защитить раму сразу после покупки велика, обклеив специальной пленкой, что убережет ее на долгие годы.

Многие «обвиняют» карбоновые велосипеды еще и в невозможности установки багажника, хотя многие умельцы вполне успешно «колхозят» и отправляются в длительные велосипедные походы.

Так всё таки — стоит поднапрячься и взять карбоновый велосипед?

Не являясь ни любителем, ни отрицателем карбона, я могу сказать следующее: пока что карбоновые рамы и компоненты остаются достаточно дорогими, поэтому вопрос целесообразности их приобретения зависит исключительно от состояния кошелька. Карбон почти по всем характеристикам лучше алюминия, и лишь цена является стоп фактором для многих велосипедистов.

Карбон легче алюминия и как минимум, не хуже по долговечности, снижает вибрационную нагрузку на руки и позвоночник. Имеет высокую жесткость в области кареточного узла (что повышает эффективность педалирования). В конце концов, карбон выглядит интереснее. Почти все современные велосипеды высокого уровня категории шоссе и MTB имеют карбоновые рамы. Разница в цене с алюминиевой моделью при идентичном обвесе — условная тысяча долларов. Покупатель решает, нужно ли ему переплачивать эти деньги.

Алюминий на сегодняшний момент ни в коем случае не является устаревшим материалом для велосипедных рам и компонентов. Он достаточно легок, а избыточную жесткость можно смягчить покупкой карбоновых руля и подседела. Если разница в цене алю и карбонового байка заставляет вас залезать в долги или дольше копить, то плюньте и купите алюминий.

Есть такое обманчивое ощущение, когда покупаешь дорогую вещь: типа, живу один раз, куплю велосипед мечты, и он мне теперь до пенсии будет. Это фигня — через два года ваш велосипед мечты морально устареет, надоест, появятся новые тренды на рынке и вы снова начнете выбирать новый байк. Так что не стоит излишне напрягаться, чтобы купить вещь, которую не можете себе позволить.

Какую раму выбрать на велосипед: алюминиевую или стальную?

Рама для велосипеда является опорной частью, так как к ней прикреплены все главные составляющие. 70 % нагрузки приходится на раму, именно поэтому конструкция должны выполняться из качественных материалов.

Выбор рамы для велосипеда

Для многих владельцев главным критерием является вес изделия, чем он меньше, тем удобнее управлять средством. Масса напрямую зависит от материала, поэтому выбирать байк следует исходя из этого критерия, учитывая плюсы и минусы каждого.

Что прочнее — алюминий или сталь?

Сталь намного прочнее алюминия, из-за этого стальные детали больше по весу.

Алюминиевые рамы изготавливают не из чистого металла, а с добавлением различных элементов. Зачастую сплав включает примеси хрома, цинка, титана, марганца, железа, что улучшает характеристики деталей. Чаще всего при изготовлении велосипедных рам, применяют сплавы из алюминия таких марок: 7005 и 6061.

При выборе стальных конструкций следует обращать внимание на маркировку. Стали обычного качества имеют низкие свойства и не способны дать длительную жизнь механизмам.

Какую раму выбрать на велосипед?

Стальная рама, плюсы и минусы

Для выполнения стальных рам используют такие виды:

  1. Сталь обыкновенная.
  2. Углеродистая сталь.
  3. Сталь, легированная хромом и молибденом.

Сталь обыкновенного качества. Имеет самые низкие свойства, поэтому велосипеды невысокой стоимости. Такой материал быстро портится, рама ржавеет,и велосипед теряет пригодность.

Рамы из углеродистых сталей имеют хорошие прочностные свойства, а также стойки к коррозии. Они достаточно гибкие, поэтому на дороге сглаживают все неровности. Такие конструкции идеально подходят для обычной езды, а также для выполнения трюков. Углеродистая сталь выдерживает большие нагрузки, вплоть до 150 кг.

Легированные стали позволяют сделать конструкцию более надежной, прочной и легкой. Чаще всего стали для выполнения рам легированы молибденом и хромом. Молибден влияет на структуру стали, делая её мелкозернистой, за счет этого повышается прочность. Хром придает коррозионную стойкость.

Цена на такую раму начинается от 400$. Высокая стоимость самый существенный недостаток, именно поэтому такие велосипеды не пользуются спросом.

Преимущества рам из стали:

  • высокие показатели прочности, жесткости;
  • долговечны;
  • выдерживают удары;
  • просты в обслуживании;
  • в отличие от алюминиевых рам, стальные не накапливают усталость. Это свойство позволяет не ломаться элементу в один момент, поэтому велосипедист может вовремя заметить трещину и заменить поврежденную деталь;
  • ремонтировать стальные конструкции достаточно легко, для этого необходима лишь сварка;
  • велосипеды имеют небольшую стоимость;
  • физические свойства позволяют гасить вибрации при движении.

Недостатки стальной рамы:

  • ощутимый вес конструкции;
  • конструкции из обычной стали быстро подвергаются коррозии;
  • из-за появления ржавчин, необходимо тщательно ухаживать за велосипедом: окрашивать поверхность, не оставлять под дождем и снегом, и регулярно смазывать.

Алюминиевая рама, плюсы и минусы

Чаще всего для изготовления рам используют алюминиевые сплавы. Такой материал делает конструкцию более легкой и отзывчивой к недостаткам дороги, а также стоек к коррозии. Алюминиевые сплавы превосходят сталь по жесткости, но они имеют меньшую плотность.

Преимущества рамы из алюминия:

  • маленький вес рамы. Низкосортные конструкции весят около 2 кг, а качественные до 1,5 кг;
  • хорошие характеристики стоят наряду с небольшой стоимостью;
  • велосипед разгоняется быстро на любой местности;
  • не подвергаются коррозии;
  • выдерживают большой вес.

Недостатки этой рамы прямо противоположны достоинствам рамы из стали:

  • Несмотря на быстрый разгон, они также стремительно теряют инерцию.
  • Некоторые модели не поглощают вибрации от дороги, поэтому езда может стать мучительной.
  • Накапливают усталость, поэтому поломка может произойти в любой момент.
  • Большинство поломок практически невозможно починить.

Отзывы велосипедистов

Качество рамы в первую очередь зависит от материала. У меня велосипед из алюминиевых составляющих. Катаюсь на протяжении 5 лет, до сих пор нет ни трещин, ни ржавчины. А стальные конструкции из дешевых материалов сильно подвержены поломкам и коррозии.

Для обычной езды подойдет велосипед из обычной стали или алюминия. Желательно ухаживать за байком, перекрашивать его, если появляются потертости. Если планируете ездить на неровных поверхностях, то лучше брать байк из высоколегированных сталей. Недостаток лишь в большом весе, а так, детали легко можно починить в случае поломки.

Гонял на велосипедах с различными рамами. Не заметил особых отличий между сталью и алюминием, кроме веса. На рынке предлагается множество моделей, поэтому следует ориентироваться на то, для чего берется байк и в каких условиях будет использоваться.

Для горных велосипедов лучше брать алюминиевые рамы, так как они прочные и имеют небольшой вес. Для дальних туристических поездок подходят стальные конструкции, так как они надежнее в эксплуатации. Очень редко стальные детали резко выходят из строя. Для трюков и экстремальных видов спорта, выбирают стальные рамы. Таким байкам важна прочность и надежность.

Рекомендую стальную раму с добавлением хрома и молибдена. Эти компоненты делают сталь не сильно жесткой, по сравнению с алюминием. Благодаря этому все вибрации поглощаются, и неровности на дороге ощущаются не так сильно. Единственный минус в том, что такие рамы сейчас найти очень сложно.

Не каждый велосипедист может с первого раза правильно подобрать раму. Необходимо иметь достаточно опыта, для того чтобы ориентироваться в материалах.

Современный рынок предлагает широкий спектр компонентов, из которых выполняют те, или иные составляющие байка. Рама является одной из самых нагруженных и ответственных частей, поэтому к её выбору следует отнестись максимально ответственно.

Почему надо ездить на стали, а не велосипеде из карбона

Велосипед из карбона или стали: что выбрать

Вы следите за всеми классическими однодневками весны, «Джиро», «Вуэльтой», «Туром» и отмечаете для себя кто на чем едет. Вы пускаете слюни, глядя на своих товарищей по команде на дорогостоящих гоночных велосипедах, в которых больше карбона, чем на Международной Космической Станции.

Вы провели целое исследование велосипедного рынка, выучили наизусть все последние тесты лучших дорогостоящих машин из карбона, и, наконец, определились – у вас есть победитель. Чековая книжка в руке, и вы готовы опустошить свой сберегательный счёт до последней копейки. Всё, что осталось сделать, это договориться с магазином о скидочке, чтобы у вас, по крайней мере, осталось хоть немного наличных на приобретение пары запасных камер.

Но прежде, чем вы ударитесь в разгул и ваш сберегательный счёт станет более тощим, чем модель И оана Спангенберг , подумайте, уверены ли вы, что карбон самый подходящий материал рамы, которая вам нужна?


Не поймите неправильно, карбон действительно имеет свои достоинства, но повальное увлечение им, кажется, в большей степени связано с преобладающим менталитетом: что делают профессионалы, о том мечтают широкие массы. Это было верно в 70-х годах с просверленными для облегчения компонентами, в 80-х с обильным количеством геля для волос и оттенком «Брико» для линз очков, в 90-х с велотрусами из лайкры, у которых был дизайн под синие джинсы, а сегодня – с карбоновыми гоночными велосипедами.

А почему бы карбону не быть популярным? Рама и вилка весят меньше, чем упаковка жестяных банок пива, у него потрясающие возможности гашения вибраций от дороги, он жёстче, чем строительные балки (по крайней мере, поначалу) и, самое главное, углеродное волокно имеет неоспоримое преимущество: даже традиционные создатели велосипедов, которые сделали себе имя в стали, теперь переходят на карбон. Такие бренды, как Steelman, Serotta и Independent Fabrications – все терпят убытки и теперь уже предлагают покупателям индивидуальные карбоновые рамы под заказ.

Большинство велосипедистов-гонщиков простое предложение проехать гонку на стальной раме, так же как и потренироваться на ней, посчитали бы теперь шуткой. Для некоторых, по совершенно необоснованным причинам, сталь приобрела репутацию как медленный, тяжёлый и технологически отсталый материал – подобная несправедливая репутация теперь в Соединённых Штатах у дизельных автомобилей.

Но реальность такова, что сталь ещё никогда не была прочнее, легче и надежнее, чем в настоящее время. И, более того, никакой другой материал не может предложить такую универсальность для создания индивидуального велосипеда, который идеально подходит гонщику.

Массовое производство тайваньских карбоновых рам, которые часто стоят дороже, чем заказная стальная рама, даже близко не стоит по удобству подгонки, ощущениям и качеству езды, которые может обеспечить сталь, не говоря уже о ее прочности, которой хватит владельцу на всю жизнь, если за рамой правильно ухаживать.

Поэтому, прежде чем вы распотрошите бумажник, рассмотрим причины, по которым Steel is Real! - сталь действительно реальна:


Индивидуальная подгонка

Производимые сегодня карбоновые велосипеды мало того, что астрономически дороги, но к тому же ещё не подогнаны под конкретного гонщика. И хотя одно из самых больших преимуществ карбона - это его исключительная амортизация, каждая такая рама конструируется по усреднённому показателю веса, то есть, она предназначена для гонщика, весящего в среднем около 100 кг. Если вы весите килограмм 70 и ездите на велосипеде, предназначенном для 100-килограммового гонщика, то, как вы думаете, какой будет езда? Правильно, жёсткой. Жёсткой до трупного окоченения. Настолько жёсткая, что это может привести к непредсказуемым характеристикам управляемости, что неизбежно закончится разбитой головой или сломанной ключицей.

Кроме того, стальной велосипед, сделанный на заказ, сконструирован и построен именно под рост гонщика, его вес и особенности анатомии, что делает подгонку велосипеда гораздо лучше и, соответственно, значительно лучше обратную связь, управляемость и качество езды.


Вневременной стиль

Да, карбоновое волокно выглядит здорово, но его внешний вид пока не прошёл испытания временем, как заказная стальная рама. Сделанные вручную стальные муфты рамы, наросты сварных соединений труб и мелкие детали обеспечивают гораздо более личные ощущения, чем когда-либо смогут предложить серийные карбоновые рамы. Это все равно, что сравнивать сшитый на заказ хороший костюм из лучшей ткани - вручную, скрупулезно до мельчайших деталей и с любовью мастера-портного - с практичным, но рыночным ширпотребом.

Сделанные вручную стальные рамы от таких брендов как, например, De Rosa отражают личность владельца, сохранение им живой традиции велосипедов ручной работы, которая насчитывает более века. Типичная карбоновая рама может быть изготовлена в течение пары часов или даже меньше и анонимно выпущена с конвейера вкупе с тысячами своих близнецов. Производитель кастомных стальных велосипедов Брайан Бейлис утверждает, что каждая из его рам занимает минимум 100 часов вложенного труда в мастерской, и за 40-летнюю историю производства вы не отыщете двух одинаковых рам Baylis. В стали вы не просто покупаете велосипед, вы покупаете безвременно стильное произведение искусства.


Минимальная разница в весе

Возможно, самая большое нарекание вызывает то, что сталь намного тяжелее карбона. Но, поверьте, эта разница сильно преувеличена. Развитие технологий стало движущей силой прихода карбона в велосипедную промышленность. Карбоновые рамы действительно раздвигают границы, некоторые из них весят около 900 грамм. Но и сталь отнюдь не стояла на месте, технологии её производства также развивались. Прежде всего, это касается тонкой стенки трубы, которая обеспечивает не только большую прочность на растяжение, но и лёгкий вес.

Самая лёгкая стальная рама весит, наверное, 1300 грамм, а спецификация велосипеда та же самая, так что разница с карбоновой рамой составляет всего грамм 400. Разве это повод для того, чтобы списывать стальную раму со счетов окончательно? Вес действительно настолько важнее качества езды? Взять 80-килограммового гонщика, который спускается на 7-килограммовом велосипеде с ветреного горного перевала со скоростью под 70 км в час: готов ли он немного пожертвовать весом для более предсказуемой езды?

В других дисциплинах, таких как велокросс, где самые лёгкие велосипеды, вес, пожалуй, даже более важен, чем для шоссе, потому что нужно постоянно поднимать и тащить велосипед на своем плече. Здесь карбон, естественно, имеет изначальное преимущество перед сталью. Тем не менее, карбоновые рамы имеют очень небольшой клиренс, и когда езда напоминает борьбу в грязи, легкий карбоновый велосипед превратится в забитый грязью якорь, сделав стальной велосипед с большими зазорами изрядно легче.


Прочность

Создатели рам работают со сталью на протяжении более века по многим причинам, но одна из самых главных - это долговечность материала. Сейчас можно видеть стальные велосипеды, созданные от 50 до 100 лет назад, которые до сих пор катят по улицам - сталь доказала свою ценность в качестве «пожизненного» материала. Карбон? Совсем не то. Вы когда-нибудь ездили на старой карбоновой раме-монокок с десятками тысяч пройденных километров? «Лапша на уши», – вот всё, что вы подумаете, если вам кто-нибудь скажет нечто подобное.

Я отчетливо помню радостное выражение на лице моего приятеля, когда он получил свою новую раму Team CSC Cervelo Soloist - это был самый счастливый день в его жизни, в жизни начинающего гонщика. Но эта радость была ничто, по сравнению с его полным унынием по возвращении с гонки, в которой он упал и сломал эту совершенно новую раму прямо на подседельной трубе. 2500 долларов на ветер только потому, что труба упала на чужой руль под неудачным углом. Стальная рама усмехнулась бы от одной только мысли об этом.

Кроме того, будьте очень осторожны при погрузке карбонового велосипеда сзади в автомобиль. Один выступающий объект тупой формы может сделать вашу новую карбоновую машину за 5 000 долларов хромее, чем скаковая лошадь с порванным сухожилием.


Что вы купите за одинаковую сумму: сделанную под заказ индивидуальную раму, подогнанную под ваш точный рост и вес, которая создана с любовью и тщательной проработкой мастером по металлу, или серийную раму, одну из тех, что, как на швейной машинке, строчат на тайваньском конвейере, ничем не выделяющуюся среди тысяч своих сестер-близняшек?

При надлежащем уходе, стальная рама, скорее всего, переживет вас, в то время как карбоновая рама вряд ли переживет задолженность по кредитной карте, в которую вы влезли для ее покупки.


В заключение

Из всех вышеупомянутых причин, самой значимой для меня является долговечность. За велосипед вы выкладываете немалые деньги. На этом велосипеде вы будете ездить каждый день (оптимистично) и пару выходных в месяц участвовать в соревнованиях (ещё более оптимистично). Если у вас, как и у большинства обычных людей в этом мире, ограниченное количество денег, вы, естественно, хотите велосипед, который будет прочным и надёжным как можно дольше, чтобы, как минимум, когда вы с ним закончите, вы могли бы продать его кому-то ещё с чистой совестью, зная, что он принесёт новому владельцу удовольствие на ближайшие годы.

Владение карбоновым велосипедом в некоторых ситуациях имеет смысл. Например, если вы получите безумно щедрое предложение от спонсора или вы профессиональный гонщик в команде ПроТура и вам подают на блюдечке бесплатные велосипеды каждый месяц. В таких ситуациях долговечность теряет актуальность, потому что вы или продадите велосипед после одного сезона, или постоянно ездите на новой раме бесплатно.

Но если ваша цель купить шоссейный велосипед, который прослужит по крайней мере от 5 до 10 лет, вы просто обязаны присмотреться к стальной раме, которая действительно откроет вам глаза на красоту и практичность стали как добросовестного гоночного материала.

Алюминиевая рама для велосипеда: плюсы и минусы

Во время выбора байка учитываются его основные технические характеристики. К ним относится и материал, из которого выполнена рама. Самым качественным считается алюминий, поскольку он отличается повышенной прочностью и легкостью. Но к недостаткам относится высокая стоимость оборудования. Алюминиевая рама используется во взрослых и детских моделях велосипедов.

Алюминиевая рама для велосипеда

Специфика оборудования

Велосипедные рамы представлены опорным элементом, поскольку все остальные детали фиксируются именно к ней. Поэтому на них приходится самая существенная нагрузка. Чтобы рама справлялась с этими факторами воздействия, она создается только из надежных, качественных и долговечных материалов. Но при этом не должен увеличиваться вес велика, чтобы не возникало сложностей с управлением и ездой.

Сталь считается более прочной по сравнению с алюминием, но изделия из этого материала обладают существенной массой. Рамы алюминиевые производятся не из чистого алюминия, поскольку он соединяется с другими элементами. Сплав часто содержит цинк, марганец, железо и титан, что позволяет значительно улучшить характеристики изделия.

Преимущества и недостатки

Алюминиевая рама для велосипеда позволяет сделать изделие легким и прочным. При этом материал стоек перед воздействием коррозии и выдерживает существенные нагрузки, которые возникают, если велосипедист во время езды преодолевает значительные препятствия.

Внимание! Изделия, созданные из алюминиевого сплава, считаются более жесткими по сравнению со сталью, но отличаются меньшей плотностью.

К плюсам рамы из алюминия относится:

  • небольшая масса, причем если выбирать качественную модель, то ее вес не будет превышать 1,5 кг;
  • прекрасные характеристики, сохраняющиеся даже при развитии высокой скорости во время езды;
  • двигаться на таком велике можно не только по ровной дороге, но и по бездорожью;
  • отсутствует вероятность возникновения процесса коррозии;
  • конструкция легко выдерживает даже значительный вес.

Алюминиевая рама для велосипеда

Но рама алюминиевая обладает и некоторыми недостатками. К ним относится:

  • хотя обеспечивается быстрый разгон, но велосипед очень быстро теряет инерцию;
  • если выбирается не слишком дорогостоящая модель, то не гарантируется поглощение вибраций во время движения, поэтому нередко передвижение по бездорожью становится неприятным действием для велосипедиста, причем это обусловлено не только накоплением усталости, но и возможностью возникновения поломки;
  • если ломается алюминиевая рама велосипеда, то ее практически невозможно восстановить.

Перед приобретением велика важно оценить не только плюсы материала, из которого он изготовлен, но и недостатки.

Основные правила выбора

После покупки байка можно заменить практически все комплектующие детали, но нельзя поставить новую раму. Поэтому к ее выбору важно относиться ответственно и серьезно. Опытные велосипедисты вовсе не обращают внимания на дополнительные элементы, учитывая только состояние и материал производства рамы. Именно от качества рамы зависит, насколько легким в использовании, долговечным и прочным будет велосипед.

Технология производства

Многие покупатели велосипедов не знают, как именно изготавливается рама из алюминия. Разные компании пользуются собственными технологиями производства, что непосредственно влияет на конечную стоимость конструкции. Поэтому иногда не слишком привлекательная модель, не оснащенная дисковой тормозной системой и амортизаторами, стоит намного больше, чем красивый велосипед, обладающий качественными навесными элементами.

На дешевые и красивые модели обращают внимание дети и подростки, а взрослые люди должны более ответственно подходить к процессу выбора. Крупные производственные компании для создания велосипеда с алюминиевой рамой пользуются современными технологиями:

  • Баттинг. Процедура заключается в снижении толщины стенок трубок, которые располагаются в участках, на которые воздействуют минимальные нагрузки.
  • Гидроформинг. Процесс предполагает формирование переменного сечения по всей длине трубы рамы, для чего материал опускается в матрицу, наполненную горячим маслом, после чего поднимается давление до высокого показателя.
  • Способы сварки алюминия, на которые выданы патенты. Производители применяют разные исследования и методы, направленные на изгиб или кручение труб, что позволяет придать раме нужную форму.

Алюминиевая рама для велосипеда

Благодаря использованию качественной и проверенной технологии получается алюминиевая рама для велосипеда, отличающаяся небольшой массой, высокой прочностью и привлекательным внешним видом. При этом она безопасна в применении, поскольку справляется с торсионным скручиванием, возникающим во время кручения педалей. Дополнительно поглощает изгибающее воздействие, если приходится передвигаться по бездорожью.

Размеры

Перед покупкой двухколесного велосипеда важно оценить геометрию рамы. Для этого рекомендуется изучить сопроводительную документацию от производителя. Желательно перед оплатой сесть на сидение, чтобы оценить, насколько комфортна посадка. Показатели геометрии предназначены для определения, к какому типу принадлежит рама.

Внимание! Во время выбора габаритов учитывается рост, вес и стиль езды будущего пользователя.

Маркировка

Производитель после выпуска любой модели наносит специальную маркировку, благодаря которой упрощается процесс выбора. Поэтому учитываются обозначения:

  • S/T c-t. Данный параметр свидетельствует о том, что раму нужно выбирать по росту будущего пользователя. Если указано 15 дюймов, то такая модель подходит для человека, рост которого не превышает 160 см. Если рост варьируется от 150 до 175 см, то выбирается велик с обозначением 17 дюймов. 19 дюймов – для людей с ростом от 175 до 185 см, а если рост находится в пределах от 185 до 190 см, то придется искать модель 20 дюймов. Сложности с выбором возникают у граждан, рост которых превышает 190 см, поэтому для них нужны специальные модели.
  • W/B, T/Th и T/Ta. Данные параметры у городского, круизера или шоссейного байка являются существенными, поскольку за счет этого велики более устойчивы во время езды по прямым дорогам. Но эти показатели небольшие у горного байка, поскольку для такой модели важна маневренность и дорожный просвет, что позволяет преодолевать крутые повороты и легко объезжать препятствия.
  • C/S и S/T ang. Эти показатели показывают, как распределяются нагрузки между колесами, но они используются только для великов, не оснащенных амортизаторами. Если покупается двухподвес, то этот параметр не учитывается.

Если покупатель не знает что лучше для рамы: сталь или алюминий, то рекомендуется оценить плюсы и минусы двух вариантов, чтобы подобрать идеальную конструкцию.

Нюансы выбора

Благодаря небольшому весу алюминиевой рамы на велосипеде, пользователь может развивать высокую скорость, а также без проблем поднимается на склоны. Но при этом теряется накат, поэтому если велосипедист перестает крутить педали, то велик быстро останавливается. Дополнительно сложно делать повороты, а из-за жесткости пользователь чувствует удары и вибрацию. Поэтому целесообразно покупать оборудование, оснащенное амортизационной вилкой. Дополнительно желательно приобрести амортизационный подседельный штырь, смягчающий удары на позвоночник.

Во время выбора рекомендуется ориентироваться на модели, предлагаемые только проверенными и крупными производителями. Оценивается не только стоимость, но и способ производства, заявленные изготовителем характеристики, а также возможность установки дополнительного оборудования.

Заключение

Алюминиевая велосипедная рама считается прекрасным выбором каждого велосипедиста. Она обладает многими преимуществами, но не лишена значимых недостатков. Рекомендуется приобретать модели от крупных компаний с амортизационной вилкой и другим качественным навесным оборудованием, упрощающим процесс катания на велике.

Стальные рамы для велосипеда: какую выбрать

Стальная велосипедная рама: преимущества и недостатки

Во время покупки велосипеда важно оценивать не только его внешний вид и стоимость, но и основные технические характеристики. Они зависят от навесного оборудования и материала, применяемого для изготовления рамы. Стальные рамы покупаются довольно часто, поскольку обладают доступной ценой, а также высокой прочностью. Но они имеют некоторые значимые недостатки, поэтому перед их покупкой важно оценить все свойства.

Стальные рамы для велосипеда

Основные параметры и виды

Рама – это опорная часть всего велосипеда, поскольку к ней фиксируются разные навесные элементы. Поэтому для ее изготовления должны применяться исключительно прочные и надежные материалы. При этом учитывается ее вес, поскольку, чем меньше весит велик, тем более легко им управлять или переносить с одного места на другое. На массу влияет материал, применяемый для изготовления рамы.

К основным параметрам стальной рамы относится:

  • сталь обладает более высокой прочностью по сравнению с алюминием, но при этом байк обладает существенной массой;
  • даже крупные и проверенные компании продолжают выпускать велики из стали;
  • сталь нуждается в качественном обслуживании, поэтому раму приходится регулярно окрашивать, что предотвращает процесс коррозию;
  • если пользоваться качественным материалом, то байк прослужит много лет;
  • все металлические трущиеся элементы обязательно покрываются специальными смазками, предотвращающими истирание материала;
  • в велостроении компании пользуются тремя разновидностями стали: обыкновенной, углеродистой и хромомолибденовой.

Внимание! Сказать точно, какая рама лучше: алюминиевая или стальная, просто невозможно, поскольку каждый вариант обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками, поэтому покупатель должен ориентироваться на собственные финансовые возможности и предпочтения.

Обыкновенная сталь

Велосипеды со стальной рамой считаются наиболее доступными по цене и простыми. Они представлены изделиями эконом-класса, которые доступны для каждого покупателя. Обычно не оснащаются какими-либо дорогостоящими навесными элементами.

Стальные рамы для велосипеда

Такие модели легко найти на рынках или в торговых центрах, но они представлены в небольшом количестве в крупных магазинах, которые продают изделия премиум-класса. К особенностям таких великов относится короткий срок службы, поскольку рамы из дешевой стали быстро покрываются ржавчиной, а также обладают низкой прочностью. Они очень тяжелые, поэтому возникают сложности с их переносом с одного места на другое.

Углеродистая сталь

Данный материал отличается хорошими параметрами, а также во время производства применяются специальные добавки, которые предотвращают процесс коррозии. Рама получается довольно гибкой, а также во время катания на велосипеде гасятся даже сильные вибрации и удары. При этом стоимость такой модели остается довольно доступной для каждого покупателя. Пользоваться таким великом могут даже люди с лишним весом, поскольку оборудование выдерживает массу до 150 кг.

Внимание! Если человек увлекается быстрой ездой и предпочитает быстро маневрировать, но не знает, какая рама лучше: стальная или алюминиевая, то ему целесообразно выбрать изделие из алюминия, которое будет более легким.

Хромомолибденовая сталь

Во время создания такой рамы добавляется молибден в процессе варки. Данный материал позволяет получить мелкозернистую структуру, что положительно влияет на прочность стальной рамы для велосипеда. Обычно для создания качественных великов применяется хромомолибденовая сталь 30ХМА, которая является конструкционной и легированной.

Сталь марки Cr-Mo считается более легкой и надежной, но при этом отличается повышенной стоимостью. Основным ее преимуществом является высокая стойкость перед коррозией.

Рама из стали обладает некоторыми значимыми плюсами по сравнению с другими материалами, используемыми в процессе создания велосипедов. К этим преимуществам относится:

  • высокий показатель прочности, благодаря которому даже при серьезных механических нагрузках материал не разрушается, не трескается и не ломается;
  • хорошая жесткость, гарантирующая, что при значительных воздействиях рама не изменит своей первоначальной формы;
  • конструкция не только надежна, но и долговечна;
  • на таком велосипеде можно не бояться падений;
  • если по разным причинам рама сломается или изогнется, то ее можно заварить, причем процесс считается простым, оперативным и недорогим;
  • рама сталь для велосипеда обладает небольшой стоимостью, поэтому такую покупку может позволить каждый велосипедист;
  • во время эксплуатации байка не накапливается внутренняя усталость, поэтому поломки возникают не резко, как у алюминиевых изделий, а постепенно, что позволяет своевременно восстановить конструкцию;
  • рамы из стали считаются довольно комфортными в использовании, поскольку сглаживают удары и вибрации, а также являются мягкими.

Стальные рамы для велосипеда

Внимание! Крупные производители великов предлагают жесткие и качественные вилки, сделанные из хорошей стали.

Но материал рамы сталь обладает и значимыми минусами для пользователей. К ним относится существенный вес велосипеда, поэтому возникают сложности с его заносом в дом или квартиру. Другим значимым минусом считается то, что сталь разрушается в результате коррозии, поэтому важно следить за тем, чтобы не оставалось царапин. Регулярно необходимо окрашивать конструкцию, чтобы предотвратить появление ржавчины. Запрещено кататься на таких великах под дождем или при высокой влажности.

Вес конструкции

Легко понять, чем алюминиевая рама лучше стальной, поскольку изделия из стали обладают существенным весом. Это является значимыми недостатком таких великов, поэтому многие пользователи отказываются от покупки именно из-за массы. Начинающие велосипедисты уверены, что целесообразно доплатить небольшую сумму, чтобы купить аналог из алюминия, который легче стали примерно в два раза. Но хотя вес и является важной характеристикой, но другие параметры так же важны.

При выборе обычного велосипеда целесообразно обращать внимание на другие свойства, к которым относится прочность и надежность, а также жесткость. Любители не становятся участниками соревнований, поэтому пользуются великом только для спокойных и приятных прогулок. Во время таких поездок стальные велосипеды прекрасно себя показывают, а также приносят удовольствие пользователю.

Технологии постоянно развиваются, поэтому производственные компании начинают пользоваться баттингом и для стальных рам. Процесс предполагает использование разной толщины для стенок рамы в зависимости от планируемых нагрузок. Изделия, сделанные с помощью такого метода, не только прочные и надежные, но и довольно легкие.

Стальные велосипедные рамы обладают как плюсами, так и минусами. Они предлагаются многими производственными компаниями, а также представлены моделями не только эконом-класса, но и премиума. Во время выбора учитывается технология производства и другие значимые характеристики. Самыми надежными считаются модели, сделанные из хромомолибденовой стали.

Читайте также: