Стальное колечко образ варюши

Обновлено: 04.05.2024

Сказка Константина Паустовского "Стальное колечко" - произведение потрясающей доброты, красоты и мудрости. Оно не оставит равнодушным ни юных, ни взрослых читателей. Главная героиня - маленькая девочка Варюша - очень любит свой родной край, откликается сердцем и душой на заботы и горести тех, кто её окружает, будь то маленький воробушек, живущий прямо в избе, или старый немощный дед Кузьма и разные другие люди. Она готова помочь каждому, если это в её силах.
Вот заболел лютой зимой её дедушка, с которым Варюша жила в деревеньке у самого леса: кашлял, вздыхал о том, что кончилась у него махорка. Затянуться бы ему - тогда и поправится. И Варюша, конечно же, не позволила деду горевать, отправилась за махоркой в соседнее село, несмотря на мороз, ветер, снег и голодных волков, рыскающих в лесу. Отважная девчушка,что и говорить! Не ленивая, заботливая и смелая.
Доброта её проявилась и при встрече с двумя бойцами на железнодорожной станции. Попросили они продать им немного дедовой махорки, так она им не продала, а просто подарила, от всей души. Знала: тяжела солдатская служба, непростое время, как не помочь людям. Ну и в ответ за доброту и бескорыстие получила подарок - стальное колечко. Не простое, чудесное: если носить его на среднем пальце - принесёт оно здоровье всем близким и себе тоже. На безымянном пальце перстенёк посулит большущую радость, а на указательном - исполнит желание белый свет посмотреть со всеми его чудесами.
Но. упало колечко в снег в лесу. И что же теперь, не сбудется ни одно из чудес? Но в детской книжке так не бывает.
Слёзы, горькое разочарование девочки, её сожаление, что дед теперь не поправится из-за её оплошности - всё это заставит юных читателей искренне сопереживать Варюше и мечтать о том, чтобы колечко нашлось, чтобы удивительные чудеса совершились, дед Кузьма выздоровел и, значит, в дом вернулась радость.
Главные чудеса, как известно, происходят весной! Паустовский с потрясающей лиричностью, любовью к родной земле, умением зримо и осязаемо показать картинки пробуждения природы, описывает всё, что предстаёт перед глазами чуткой Варюши - лес, овраг, поля, ручьи, проталины, подснежники - именно то, чего не приметишь в городе, но обязательно увидишь в деревне, на приволье.
Колечко не могло не найтись! И все до одного чудеса должны были случиться! Так оно и вышло. Чудеса эти можно было объяснить проснувшейся, обновившейся природой, которая и здоровье вдохнула во взбодрившегося деда, и подарила Варюше восторг и необыкновенную радость наслаждаться красотой родной земли. "Большущая радость - такая, что не охватишь руками, - зазвенела, запела у неё на сердце".
А исполнение третьего желания - повидать белый свет со всеми его чудесами - Варюша решила отложить на потом. "Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть, что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля - истинный рай , и нету другой такой хорошей земли на белом свете!"
Вот она - главная мысль сказки1 Любовь к малой родине, к родному краю, к своей милой природе делает человека счастливым, здоровым, чутким к красоте, душевно тонким и по-настоящему добрым ко всему живому, что нас окружает.

Технологическая карта урока «В чем заключается счастье Варюши?» по произведению К.Д.Паустовского «Стальное колечко»

Конспект урока по теме "В чем заключается счастье Варюши?» по произведению К.Д.Паустовского«Стальное колечко» составлен в форме технологической карты и включает в себя деятельность учителя и деятельность ученика, универсальные учебные действия. На уроке используется технология продуктивного чтения , элементы технологии критического мышления. Технологическая карта составлена к учебнику В. Ю. Свиридовой (технология развивающего обучения Л. В. Занкова ) Литературное чтение. 3 класс.(1,2 части).Учебник. Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013год.

Тема: «В чем заключается счастье Варюши?» по произведению К.Д.Паустовского «Стальное колечко» (2-й урок)

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представление о человеческом счастье на основе анализа произведения К.Д.Паустовского «Стальное колечко»

1.Образовательные

-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;

-формировать собственное суждение и высказывания по теме;

-раскрыть нравственный смысл произведения;

-обогащать словарный запас.

2.Развивающие

-развивать умения самостоятельно работать с книгой, со словарными статьями, научно-популярными статьями, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;

-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

3.Воспитательные

показать через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь, воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре, группе.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

– интерес к миру чувств и мыслей Варюши;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам Варюши;

– начальные понятия (основы) об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия-

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная ,парная, групповая

Оборудование : проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, видеоотрывки из художественного фильма «Стальное колечко»; учебник; словари, сборники пословиц и поговорок, дидактический материал.

Структура и содержание урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Три вещи никогда не возвращаются назад: время, слово и возможность. Следите за временем, выбирайте слова и не упускайте возможности.

- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата.

учащихся, проверяет готовность к уроку.

Предлагает сделать прогноз на предстоящий урок.

Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. Приветствуют друг друга и гостей урока.

Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока.

Л:Проявлять устойчивый интерес к общению

ние- предвосхищение результата и уровня его освоения.

Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие.

-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

- Посмотрите отрывок из мультфильма «Что такое счастье». Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Откуда оно пришло? Давайте проведем микроисследование на эту тему.

-Первая группа найдет толкование слова в словаре, вторая- на интерактивной доске распределит слова в две группы в зависимости от значения, третья- найдет информацию о происхождении слова в этимологическом словаре, четвертая- подберет фразеологизмы и фразеологические обороты с этим словом, пятая- найдет пословицы и поговорки по теме, шестая- опросит присутствующих «Что для вас является счастьем?»

-Подведем итог вашей работе. Толковый словарь говорит, что счастье – это…., слово «счастье» произошло от…., у этого слова есть синонимы…., антонимы…., с этим словом есть такие фразеологизмы и крылатые выражения…., народ отобразил понятие счастья в пословицах и поговорках…., а присутствующие гости на уроке думают, что счастье – это….

- Когда господь бог создал человека из глины, у него остался маленький кусочек, и он спросил у человека: что ему еще слепить? Человек попросил счастье. Тогда господь просто вложил этот кусок в руки человека. Что он этим хотел сказать? (у каждого свое собственное счастье)

- Действительно, у каждого человека свое понимание счастья и ваше исследование это подтвердило.

Организует просмотр отрывка из мультфильма.

Организует работу в группах по поиску и сбору информации о понятии «Счастье».

Помогает группам в работе в зависимости от необходимости.

Начинает фразу и предлагает детям окончить ее, используя собранный материал.

Рассказывает детям притчу и предлагает объяснить ее смысл.

Отвечают на вопросы.

Работают в микрогруппах со справочной литературой, проводят опрос присутствующих.

Объясняют смысл притчи.

П:Понимать и воспринимать информацию.

П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: Учет разных мнений.

П: Извлечение необходимой информации из текстов.

Р: выполнение пробного учебного действия.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование темы и постановка цели урока.

- Каким будет предмет нашего учебного разговора? (речь пойдет о счастье)

-О чьем счастье пойдет речь на уроке? Свяжите предмет разговора с материалом прошлого урока. (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко»)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(«В чем заключается счастье Варюши?»)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье»

-Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»?

Предлагает сформулировать тему урока и объяснить смысл эпиграфа.

Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал и связывая его с темой предыдущего урока.

ное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Выявление места и причины затруднений.

-Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? (нет)

-Что нужно сделать, чтобы найти точный, полный ответ на него? (проанализировать произведение)

Предлагает выявить место и причину затруднения.

Осознают недостаточность знаний и невозможность немедленного решения проблемы.

Р: Фиксирование индивидуального затруднения.

Р: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения и постановка учебных задач.

- Давайте составим блок-схему, которая поможет нам последовательно найти путь к решению нашей проблемы и поможет сформулировать учебные задачи, которые мы должны будем решить.

- На партах лежат опорные слова, составьте при помощи них блок-схему и, опираясь на эти слова, поставьте учебные задачи.

(«Название»- мы должны будем объяснить смысл названия; «Герои»- мы должны будем дать характеристику героям и объяснить их поступки; «Сюжет»- вспомним все события произведения; «Жанр»- мы должны будем определить жанр этого произведения; «Тема. Идея»- определить о чем рассказывается в произведении и его главную мысль)

-Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею ставить учебные задачи и формулировать учебную цель», оцените свои умения. У кого сегодня это получилось сделать хорошо?

Предлагает составить на доске блок-схему по опорным словам и на ее основе сформулировать учебные задачи.

Организует проведение этапа самооценки и промежуточной рефлексии.

Составляют блок-схему анализа произведения и по опорным словам формулируют учебные задачи.

Принимают учебные задачи.

Оценивают свои умения по постановке учебных задач.

П:Моделирование алгоритма поиска решения.

П: Построение логической цепи рассуждения.

К: Инициативное сотрудничество в поиске информации.

Реализация построенного проекта.

-Дома вы были внимательными читателями. Как это можно проверить?

- Задайте тонкие вопросы одноклассникам.

- На доске иллюстрации к произведению. Придумайте задания. (расставить в правильном порядке, озаглавить, пересказать по эпизодам и т.д)

- Расставьте в правильном порядке. Как можно назвать каждую часть? Что у нас получилось? (картинный план, который помогает нам вспомнить сюжет)

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Я знаю содержание произведения». Оцените свои умения.

-Почему произведение называется «Стальное колечко»? (потому что Варюше солдат подарил это колечко)

- Почему именно колечко? Что мы знаем о кольцах? Поможет найти ответ информация из научных статей, которые лежат у вас на партах.

- Что узнали о происхождении слова?

-Из чего было сделано колечко? Что такое сталь?

Значит, каким было кольцо?

- Что символизирует кольцо?

- Какую роль кольцо играет в сказках?

- Когда, согласно преданию, появилась традиция носить кольцо?

- Значит, колечко появляется неслучайно в произведении. Оно должно выполнить свое волшебное предназначение. И неслучайно оно именно стальное, так как символизирует силу духа солдата, подарившего его, и придает сил и мужества девочке, получившей его.

- Найдите этот эпизод в учебнике.

-Где происходит действие? (на станции)

-Как Варюша там оказалась? (захотела посмотреть на поезда)

-Какое задание можно предложить к этому эпизоду? (чтение по ролям) Сколько человек нам нужно? Почему?

- Как солдат называет девочку? Почему? Как называется этот прием? (это скрытое сравнение- метафора)

-Как называет второй солдат своего товарища, подарившего девочке колечко? (колдун)

-Кто такой колдун? Замените синонимами.

-Он на самом деле колдун? Почему же его так называет товарищ?

- Что сказочного в этом отрывке и что реального?

- Можно ли на данном этапе определить жанр произведения: сказка это или рассказ? (пока нет)

- Как думаете, где кульминация этого произведения? (как Варюша потеряла кольцо)

- Почему Варюша потеряла колечко? Найдите и зачитайте.

-А почему она решила одеть его на мизинчик, ведь боец ничего о нем не говорил?

- Автор говорит о том, что Варюша сильно расстроилась, подтвердите это словами из текста.

- Почему она так сильно расстроилась? Ей было жаль подарка? (нет, она расстроилась, потому что дедушка не выздоровеет)

-И действительно, дедушке с каждым днем становилось хуже и хуже. Найдите это место в тексте и зачитайте. ( до слов: метели кружились…. Заносили избы)

-Кажется, что сама природа не хочет и не желает его выздоровления.

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать с текстом». Оцените свои умения.

Предлагает придумать способ проверить качество домашнего чтения. Предлагает составить «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа.

Организует работу по составлению картинного плана.

Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

Организует работу в парах с научно-популярными статьями, справочной литературой.

Задает вопросы по прочитанному.

Предлагает придумать задание к эпизоду.

Организует чтение по ролям.

Задает вопросы, требующие глубокого размышления.

Предлагает придумать синонимы к слову.

Подводит к пониманию невозможности пока ответить на один из них.

Организует выборочное чтение.

Задает проблемный вопрос.

Выдвигают предположения о способах проверки качества домашнего чтения.

Задают друг другу вопросы, требующие однозначного ответа.

На интерактивной доске составляют картинный план, озаглавливают каждую часть.

Оценивают свое знание фактического материала текста.

В парах работают с научно-популярной статьей и справочной литературой. Осуществляют поиск информации по заданному параметру.

Отвечают на вопросы учителя по материалам статей.

Формулируют задание к тексту.

Читают эпизод по ролям.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала.

Подбирают синонимы к слову «колдун».

Осознают невозможность однозначного ответа.

Отвечая на вопрос, зачитывают текст.

Отвечают на проблемный вопрос.

Аргументируют свои выводы.

Оценивают умения по работе с текстом.

Р: Контроль, осознание качества усвоения.

П: Использование знаково-символических средств.

К: Инициативное сотрудничество в поиске информации

ние в сотрудничестве, управление поведением партнера и своим собственным.

П: анализ и подведение под понятие.

П: Сравнение и аналогия

П: Понимать и воспринимать информацию.

П: поиск информации в тексте.

Л:самооценивание Р: рефлексия.

Самостоятельная работа и включение в систему знаний.

- Сейчас вы выполните большое задание, которое мы разделим на всех.

- Но случилось, наверно, чудо. А быть может, не чудо, а что-то другое…

- 1 группа расскажет, используя опорные слова, как Варюша нашла кольцо.

- Давайте напомним, какие желания могло исполнять колечко, зачитайте вслух. (2 группа)

- А какое желание, по-вашему, могло исполнить колечко, если надеть его на мизинец?

- В произведении есть еще один герой: «Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы как хозяин»- о ком эти слова?

- Найдите и зачитайте строки, в которых автор рассказывает о характере Сидора.

- Как вы считаете, Сидор- это волшебный сказочный помощник или нет?

- Посмотрите отрывок из фильма. Какой эпизод мы увидели? (выздоровление дедушки)

-Как вы думаете, что вылечило дедушку: волшебная сила кольца или что-то другое?

- Послушайте отрывок из произведения.

- Исполнилось ли Варюшино второе желание?

- Какое третье желание должно было исполнить колечко? Почему Варюша его не выбрала? Подтвердите словами из текста.

- Какой синквейн удалось составить о Варюше 6-й группе? Что в нем удачно?

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать в группе». Оцените свои умения.

-Какое волшебство произошло в сказке? Перечислите. (Выздоровел дедушка, Варя почувствовала радость от приближения весны, Поняла, что лучше родной земли нет)

-А колечко какую роль сыграло? (Варюша верила в волшебство и очень старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края)

- А чего девочка хотела больше всего?

(Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась о нем)

- А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

-Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

- Так к какому же жанру все-таки можно отнести это произведение?

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но сам Паустовский определил это произведение как сказка, значит, он хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Организует работу по анализу 2 и 3 части текста в группе.

Задает вопросы, организует просмотр отрывка из художественного фильма о выздоровлении дедушки.

Конспект урока по литературному чтению "К. Паустовский. Стальное колечко"

- воспитывать любовь к родине, близким людям, веру в торжество доброты, творящей чудеса.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, портрет К. Паустовского, кар­точки; колечко; магнитные буквы; книги К. Паустовского; репродукции картин, диск «Музыка для релаксации», ри­сунки детей.

I. Организационный момент

Учитель: Часто в сказках предмет круглой формы явля­ется путеводителем для героев. Назовите такие предметы.

Дети: Яблоко, клубок, колечко.

Учитель: Нетрудно догадаться, какой предмет выберем в путеводители по уроку мы. Да, помочь понять главную мысль - идею произведения, задуматься над прочитанным произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко» нам поможет КОЛЕЧКО. Кольцо не имеет начала и не имеет конца, поэтому издавна кольцо считается символом вечности.

- Найдите описание колечка в тексте.

- Прочитайте, о каких чудесных свойствах колечка рас­сказывает боец.

- Куда же сейчас укажет путь наше КОЛЕЧКО?

II. Работа над составлением портрета главной героини

Учитель: Вспомним, из чего складывается портрет ге­роя?

Дети: Из внешнего вида героя, жестов, манеры дви­гаться.

Открывается схема:

ПОРТРЕТ (фигура, лицо, одежда, движения,

ОЦЕНКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Учитель: Постараемся составить точную характеристи­ку Варюши. Начните с внешнего вида.

Дети: Легкая, худенькая. Здесь написано «сдует поез­дом».

- Синие глаза. Автор пишет «анютины глазки с косич­ками».

- А еще «цветок-лепесток в валенках».

Учитель: Какой художественный прием использует Па­устовский?

Дети: Олицетворение.

- Я не согласна. Олицетворяются неодушевленные предметы. Думаю, что это метафора.

- Думаю, что эти метафоры показывают, как автор от­носится к Варюше.

- И называет он ее все время ласково - Варюша! Она добрая.

Учитель: Что еще можете сказать о характере девочки?

Дети: Серьезная, так ее боец называет. (Зачитывает отрывок.)

- Любознательная. Пошла посмотреть на поезда. Ее ин­тересует окружающий мир.

- Еще немножко любопытная.

- Очень расстроилась, искала колечко, «пока пальцы не посинели», а «глазам от слез было колко и больно».

- Воткнула еловую ветку в снег, чтобы найти колечко. Думаю, она ответственная. И сообразительная.

- Заботливая - подает деду воду, пошла за махоркой по его просьбе.

- Очень переживает за деда, винит себя: «Сосны завяз­ли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько бранила себя. Она била себя кулаком по темени, наказывала себя».

- Она очень любит деда - в первую очередь надела ко­лечко на средний палец.

Учитель: Дед - единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Ведь судя по то­му, что они живут вдвоем, ей уже приходилось терять близких. (Дети предполагали это при первичном чте­нии.) Какое же чудо произошло в жизни Варюши в тот момент, когда кольцо было на среднем пальце?

Дети: Дед поправился, впервые за долгое время вышел из избы.

Учитель: Подумайте, здесь произошло волшебство или у этого чуда другое происхождение?

Дети: Я думаю, что это совпадение.

- А я считаю, что дед поправился с приходом весны, весной все оживает.

- Я согласен, могу доказать: «Вот ты, вертушка, выско­чила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила».

- Еще есть: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеива­лись».

- «Кузьма просыхал на весеннем солнышке».

Учитель: Да, в жизни Варюши действительно произош­ло чудо, но не волшебного, а природного происхождения. Дед поправился с приходом весны, с пробуждением всех природных сил, с появлением солнышка. А вера Варюши в колечко укрепилась?

Дети: Да, очень: «Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма».

- «Весь день носила Варюша колечко на среднем паль­це, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь».

Учитель: Хотелось бы вам Дружить с Варюшей?

Дети: Да, с ней интересно.

- Она будет хорошей подружкой, не предаст.

Учитель: Колечко покатилось дальше. И мы вслед за ним вместе с героями произведения оказались в весне.

III. Весна в сказке К. Паустовского

Учитель: Весна - никого это время года не оставляет равнодушным. Посмотрите в «Картинной галерее» репро­дукции весенних пейзажей. Константин Паустовский - ав­тор, имеющий большой дар изображения природы - мас­терски описывает весну в «Стальном колечке». Найдите в тексте картины весны.

(Дети находят описания весны, отмечают наиболее понравившиеся выражения. Нашли олицетворения: «Весна шла по полям как молодая хозяйка», «подснеж­ники. кивали заре».)

Учитель: Как героиня откликнулась на весну?

Дети: «Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками. ».

- «Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась».

- «Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость - такая, что не охватишь ру­ками, - зазвенела, запела у нее в сердце».

- «Случилось второе чудо! Ведь еще с вечера девочка надела колечко на безымянный палец и ждала большущей радости».

Учитель: Второе чудо - это продолжение первого или совсем другое чудо?

Дети: Я думаю, что продолжение первого, так как боль­шущую радость принесла весна, и дед поправился с прихо­дом весны.

Учитель: Ее душа освободилась от переживаний за деда и открылась для радости. Что можно добавить к характеру героини?

Дети: Любит природу.

Учитель: Да, она чуткая к ее проявлениям. Если чело­век глубоко чувствует природу, она представляется ему живой, одухотворенной. По вашим рисункам видно, что вы тоже прочувствовали весну в Моховом! А наше колечко покатилось дальше и привело нас к весам!

IV. Работа над жанровой принадлежностью текста

Учитель: Посмотрим, что же лежит на чашах весов?

(На доске рисунок: весы, на чашах которых написа­но: «сказка» и «рассказ».)

К какому жанру относится «Стальное колечко»?

Дети: Думаю, что это рассказ, так как все события ре­альные.

- В сказках часто герои встречают незнакомца и полу­чают от него какой-то подарок. Здесь Варюша тоже полу­чает колечко от незнакомца.

- Он колдун. Колдуны бывают в сказках.

- Я не согласен. Это не настоящий колдун. Его товарищ так пошутил. Солдат не колдун, а обыкновенный веселый добрый парень.

- Здесь говорящий воробей Сидор. Как в сказках.

- Я думаю, что воробей здесь говорит, чирикая, а Варюша его понимает.

- Наверное, это полурассказ, полусказка.

Учитель: Вы молодцы, нашли и признаки рассказа, и признаки сказки. Перед вами несколько сборников с про­изведениями Паустовского, в одних «Стальное колечко» относят к рассказам, в других к сказкам. И у нас с вами чаши весов остались в равновесии. Каждый смог доказать свою точку зрения. Колечко снова зовет нас в дорогу.

V. Рассказ о родной стороне

Учитель: Прочитайте слова Паустовского, написанные рядом с его портретом.

(Дети читают эпиграф про себя, а затем хором.)

Учитель: Как понимаете слова писателя?

Дети: Если человек любит природу, то он и родину лю­бит. Если плохо относится к природе, значит, и родину свою не любит.

- Мы учимся у природы.

Учитель: Любит ли Варюша свою малую родину - де­ревушку Моховое?

Дети: Да. «Варюша думала надеть перстенек на указа­тельный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но. - и не надела перстенек. ». «Успею, - поду­мала она. - Нигде на белом свете не может быть так хоро­шо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

- Добавляем к характеру Варюши: любит родину.

Учитель: Посмотрите, соединились две карточки: любит природу - любит родину. Совсем недавно мы учили на­изусть стихотворение Николая Рыленкова «Все в тающей дымке. ». Какие строчки из него мы бы могли также ис­пользовать в качестве эпиграфа?

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Учитель: Как называется глава, которую мы сейчас изу­чаем?

Дети: «Родная сторона».

Учитель: В какую еще главу учебника можно было бы поместить «Стальное колечко»?

Дети: «Корни есть не только у дерева».

Учитель: Согласна с вами. Варюшины «корни» - это дедушка и Моховое. Что вы можете сказать о Варюшином дедушке? О его отношении к внучке?

Дети: Дед Кузьма тоже понимает язык животных: «Дед Кузьма говорил, что волки от зависти к людям воют: вол­ку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печ­ки: отогреть заледенелую косматую шкуру». Он не ругает волка, как во всех сказках. Он добрый, и Варюша добрая.

- Он учит ее любить малую родину - Моховое.

Учитель: Молодцы, ребята! Колечко зовет нас дальше.

VI. Традиционная рубрика -«Свободный микрофон»

(Вводится на всех уроках, чтобы дети высказались на волнующую или незатронутую тему. В помощь детям да­ются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о). », «Я понял, что. », «Меня впечатлило. », «Я хоте­ла бы научиться. » и т.д.)

Дети: Мне очень понравилось описание весны. Я поп­робую написать стихотворение.

- Я поняла, что нужно быть внимательной к окружаю­щему миру.

- Меня впечатлило выздоровление деда Кузьмы.

- Мне запомнилось, как Варюша переживала из-за поте­ри колечка, как искала его, потому что верила в его вол­шебную силу.

VII. Итог урока

Учитель: Весь урок наше колечко помогало нам в пути. А как помогло стальное колечко Варюше?

Дети: Научило верить в чудеса!

Учитель: И видеть необычное в обычном. Колечко ос­талось у Варюши. Могут ли в ее жизни еще произойти чу­деса?

Дети: Да, у Варюши доброе сердце, она верит чудеса.

Учитель: Ее сердце открыто для чудес, потому что чу­деса творят добро, вера, любовь и надежда. А это вечны ценности, и кольцо - символ вечности. Поэтому предлагаю вам подумать над продолжением истории.

Примечание. На следующем уроке дети зачитывали свои творческие работы. Предлагаю некоторые работы или от­рывки из них.

Спустя год Варюша надела колечко на указательный па­лец, и повидали они с дедом Кузьмой многие города и стра­ны. Вернулись они летом. Убрали избу, вымыли окна, свари­ли кашу.

- Понравилось тебе, деда, наше путешествие?

- Понравилось, - отозвался дед, - но в нашем Моховом лето ярче.

Варюша была согласна с дедом.

Лев Архиреев

«Стальное колечко» читательский дневник

«Стальное колечко» читательский дневник

«Стальное колечко» – добрая, поучительная история о маленькой девочке Варюше, которая получила в подарок волшебное колечко и с его помощью вылечила дедушку.

Краткое содержание «Стальное колечко» для читательского дневника

Название: Стальное колечко

Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Стальное колечко». Издательство «Нигма». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1928 год


Главные герои

Варюша – добрая, отзывчивая, доверчивая девочка.

Дед Кузьма – больной старик, добрый, любящий.

Два бойца – солдаты, которых повстречала на вокзале Варя.

Сюжет

В деревне Моховое, у самого леса, жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Дед Кузьма очень любил махорку и, когда она у него закончилась, Варюша отправилась за ней в соседнее село. На обратном пути девочка решила зайти на железнодорожную станцию, поглядеть на поезда. На платформе сидели два бойца, и один из них попросил у Вари махорки. Девочка была доброй и щедро отсыпала солдату полную горсть. В знак благодарности тот протянул Варюше стальное колечко, сказав, что оно волшебное: если надеть его на средний палец, оно принесёт здоровье, если на безымянный, то приключится большая радость, а если же надеть кольцо на указательный палец, то можно посмотреть весь мир.

Варюша со всех ног побежала домой, но по дороге потеряла колечко: уж слишком маленькими были у нее пальчики. Варя долго искала пропажу, но так и не нашла. Она воткнула веточку в это место и пошла домой. Варюша поделилась с дедом Кузьмой своим горем, и тот предложил ей взять с собой домашнего питомца – воробья Сидора – и попросить его отыскать колечко. Однако вредный воробышек лишь посмотрел на снег и вернулся в теплую избушку.

К весне дед Кузьма стал сильно кашлять, и махорка ему уже не помогала. Варюша корила себя за то, что потеряла волшебное колечко, которое могло бы вернуть здоровье её любимому дедушке. Едва дождавшись, когда растает снег, девочка отправилась в лес, разгребла сухие ветки и отыскала кольцо. Она целый день носила его на среднем пальце, и дед Кузьма действительно почувствовал себя лучше.

Ночью Варюша надела волшебное кольцо на безымянный палец в надежде почувствовать огромную радость. Ранним утром она отправилась на лесную опушку, и до того там было красиво, что девочка почувствовала, как её переполняет счастье. Она хотела было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но подумала и решила, что красивее места, чем её родная деревня Моховое, не сыщешь в целом свете!

План пересказа

  1. За махоркой в соседнюю деревню.
  2. На железнодорожной станции.
  3. Два бойца.
  4. Махорка в обмен на волшебное колечко.
  5. Варя теряет кольцо.
  6. Сидор отказывает в помощи.
  7. Дед Кузьма всё болеет.
  8. Приход весны.
  9. Варя находит колечко.
  10. Исполнение всех желаний.

Главная мысль

Если всем сердцем верить в чудо, оно непременно исполнится.

Чему учит

Рассказ учит быть добрым, отзывчивым, заботливым по отношению к своим близким. Учит верить в чудеса и никогда не терять надежду.

Отзыв

Несмотря на то, что Варюша была ещё ребёнком, она умела видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Кроме того, она так любила свою деревню, что ни за что не променяла бы её на все чудеса мира.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Стальное колечко

Рисунок-иллюстрация к рассказу Стальное колечко.

Пословицы

  • Надеждою жив человек.
  • С верой нигде не пропадёшь.
  • Добрая надежда человека никогда не покидает.
  • Если есть на свете рай, это твой родимый край.

Что понравилось

Понравилось, как Варя всем сердцем поверила в силу колечка и первым делом попросила у него здоровья для дедушки.

Ответы к стр. 126 — 137


Как называет Варюшу бородатый боец? Найди нужные строчки в тексте. Это обидные или ласковые прозвища?

«Цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет /девочка/ уподобляется другому предмету /цветку/ на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз – во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.

Как ты думаешь, судя по этому отрывку, текст Константина Паустовского — сказка или рассказ? Какой фрагмент в этой части текста похож на сказку? А какие черты рассказа ты видишь в «Стальном колечке»?

Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой и в какое село Варюша идёт за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд – характерны именно для рассказа. А главное, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.
Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапёром) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтёт в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.

Зависит ли продолжение текста от того, сказочная это история или рассказ? Обоснуй свой ответ.

Если мы определим текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нём должно будет подчиняться строгим сказочным законам.

? с. 131 Воробей Сидор – сказочный персонаж или настоящий? Какой у него характер?
Как ты думаешь, Варюша услышала ответ Сидора в его писке и чириканье, или воробей действительно разговаривает с девочкой?
Важно ли учитывать при ответе на этот вопрос, является ли «Стальное колечко» сказкой или рассказом?
Вспомни, в каком ещё рассказе Константина Паустовского рядом с людьми жил воробей? Чем Сидор отличается от растрёпанного воробья из одноименного рассказа?

Воробей Сидор – обыкновенный воробей, который живёт в доме. Это не сказочный персонаж, и искать колечко он не может. А то, что с ним общаются дед и Варюша, это естественно. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора. Растрёпанный воробей (из одноименного рассказа К. Паустовского) – это уже по-настоящему сказочный персонаж, который в курсе всех событий Машиной семьи, который понимает, в чём смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стеклянный букетик Машиной маме прямо во время спектакля.

? с. 134 — 135 Как повела себя Варюша, когда нашла колечко? О чём она больше всего беспокоится и чего больше всего хочет?
Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? Это чудо касается только их двоих? Найди в тексте описание наступающей весны. Какой приём использует автор, чтобы рассказать об этом?

Когда Варюша нашла колечко, она сразу же надела его на средний палец. Из этого видно, что девочка думает только о том, чтобы её дедушка поскорее поправился.
Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, – это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Найдём и зачитаем описание наступающей весны. В этом описании автор использует приём олицетворения: «Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче».

Отчего же поправился дедушка? Как ты ответишь на вопрос, если считаешь это произведение сказкой? А с чем можно связать выздоровление дедушки, если считать эту историю рассказом?

Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, – неизвестно. Это зависит от того, как мы определим жанр текста. Если считать, что это сказка, значит… Если же считают, что это рассказ, значит… Но важно обратить внимание на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира – это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нём волшебную сторону, даёт человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

? с. 137 Второе чудо — это продолжение первого или совсем другое чудо? В чём оно состоит?

Наблюдательный ли человек Варюша? Какие необыкновенные вещи замечает она вокруг? Подтверди свой ответ строчками из текста.

Второе чудо (или «большущая радость») связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погружённости в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идёт к лесу. Второе чудо – это всё тот же приход весны, который делается всё более и более ярким и заметным.

А какие чудесные звуки она слышит? Прочитай нужные строчки.
Пришла ли к Варюше «большущая радость»? С чем связано ощущение счастья, охватившее девочку?

Важно обнаружить не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и т. д.), но и способность автора создать звуковой образ весны – образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создаёт впечатление этого позванивания: «будто в нём сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц… Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, тёплый, ласковый ветер; липкие берёзовые листочки…

Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, – это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа – это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и её дед, – деревушки Моховое: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

Ещё раз внимательно прочитай описание весны в Моховом. В каких строчках текста приход весны описывается как чудо?

Обратите внимание на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».

А тебе приходилось наблюдать что-либо подобное? Какие признаки и особенности весны больше всего нравятся тебе?

Как ты думаешь, почему текст Константина Паустовского оказался именно в этой главе хрестоматии? Найди строчки, которые подтверждают, что это рассказ не только о судьбе девочки и её деда, но и о родной стороне.

ЯндексМаркет для бизнеса

Нам понятно, почему текст помещён в главу «Сравниваем прошлое и настоящее». События, которые описа
ны в тексте, происходят не в наши дни, а, скорее всего, сразу после Великой Отечественной войны. Какие чувства и переживания героини этого произведения понятны и близки людям, живущим в самые разные исторические эпохи. Это чувство любви к родным, чувство восхищения красотой природы; привязанность к месту, где живешь.

А можно поместить его в другую главу? В какую?

Текст можно поместить в главу «Учимся наблюдать и копим впечатления» и в главу «Учимся любить».
Этой примеркой мы обнаруживаем, насколько многозначен текст Паустовского и насколько условно деление текстов по главам. Каждый текст – это целый мир, и поэтому он может быть помещён в разные главы.

Читайте также: