Стальной канат крестовой свивки

Обновлено: 14.05.2024

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Строение 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Строение 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Стальной канат ГОСТ 7669-80, диаметр 13 мм, грузового назначения, из оцинкованной проволоки, марки В, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочная группа 1770 Н/мм² (180 кгс/мм²), стальной cердечник, код смазки А.

Шестипрядный трос ГОСТ 7669-80 производится из металлической проволоки, оцинкованной или без покрытия. Он имеет высокую прочность на разрыв и устойчив при работе в агрессивных условиях и при повышенных температурах за счет проволок с большим диаметром во внешнем слое каната и металлического стерженя.

Стальной канат ГОСТ 7669-80 13 Г-В-С-Н-Р-Т-1770/180 МС А1 — фото превью

Строение 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Стальной канат ГОСТ 3077-80, диаметр 10,5 мм, грузолюдского назначения, из неоцинкованной проволоки, марки В, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочная группа 1770 Н/мм² (180 кгс/мм²), синтетический полипропиленовый cердечник, код смазки А1.

Строение 6x19 (1+9+9)+1 о.с., т.е. трос состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический полипропиленовый стержень. Навика прядей троса двухслойная типа ЛК-О с линейным соприкосновением проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди.

Грузолюдской канат ГОСТ 3077-80 производится из стальной проволоки, оцинкованный или без покрытия. Этот лифтовой грузовой трос обладает повышенным показателем стойкости к износу и способен выдерживать резкие и жесткие рывки, повышенный уровень нагрузок.

Такой трос широко применяется в приспособлениях для подъема и передвижения, перемещения людей, ценных грузов (лифтах, клетях) в качестве ов для шкивов трения, а также в деревообрабатывающей и лесной отраслях, для лебедок в землеройной и дорожной спецтехнике, на фуникулерах.

Стальной канат ГОСТ 3077-80 10,5 ГЛ-В-Н-Р-Т-1770/180 ПП А1 — фото превью

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 внешних прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. трос состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический cердечник. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Стальной канат ГОСТ 7669-80, диаметр 16 мм, грузового назначения, из неоцинкованной проволоки, марки В, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочная группа 1770 Н/мм² (180 кгс/мм²), стальной cердечник, код смазки А.

Шестипрядный канат ГОСТ 7669-80 производится из металлической проволоки, оцинкованной или без покрытия. Он имеет высокую разрывную нагрузку и устойчив при работе в агрессивных средах и при высоких температурах за счет проволок с большим диаметром во наружном слое каната и стального стерженя.

Стальной канат ГОСТ 7669-80 16 Г-В-Н-Р-Т-1770/180 МС А1 — фото превью

Строение 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей троса двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Стальной канат ГОСТ 3077-80, диаметр 12 мм, грузолюдского назначения, из неоцинкованной проволоки, марки В, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочная группа 1770 Н/мм² (180 кгс/мм²), синтетический полипропиленовый стержень, код смазки А1.

Конструкция 6x19 (1+9+9)+1 о.с., т.е. канат состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический полипропиленовый cердечник. Навика прядей троса двухслойная типа ЛК-О с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди.

Грузолюдской трос ГОСТ 3077-80 изготавливается из стальной проволоки, оцинкованный или без покрытия. Этот лифтовой грузовой трос обладает повышенным уровнем стойкости к износу и способен выдерживать резкие и жесткие рывки, повышенный уровень давления.

Такой канат широко применяется в механизмах для подъема и транспортировки, перемещения людей, важных грузов (лифтах, клетях) в качестве ов для шкивов трения, а также в деревообрабатывающей и лесной отраслях, для лебедок в землеройной и дорожной спецтехнике, на фуникулерах.

Стальной канат ГОСТ 3077-80 12 ГЛ-В-Н-Р-Т-1770/180 ПП А1 — фото превью

Стальной канат ГОСТ 3077-80, диаметр 7,8 мм, грузолюдского назначения, из неоцинкованной проволоки, марки В, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочная группа 1770 Н/мм² (180 кгс/мм²), синтетический полипропиленовый стержень, код смазки А1.

Конструкция 6x19 (1+9+9)+1 о.с., т.е. трос состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 внешних проволок, имеет синтетический полипропиленовый стержень. Навика прядей каната двухслойная типа ЛК-О с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди.

Грузолюдской трос ГОСТ 3077-80 изготавливается из стальной проволоки, оцинкованный или без покрытия. Этот лифтовой грузовой трос обладает высоким показателем устойчивости к истиранию и способен выдерживать неожиданные и жесткие рывки, повышенный уровень нагрузок.

Такой канат широко используется в механизмах для подъема и передвижения, перемещения людей, важных грузов (лифтах, клетях) в качестве ов для шкивов трения, а также в деревообрабатывающей и лесной отраслях, для лебедок в землеройной и дорожной спецтехнике, на фуникулерах.

Стальной канат ГОСТ 3077-80 7,8 ГЛ-В-Н-Р-Т-1770/180 ПП А1 — фото превью

Конструкция 6x19 (1+6+6/6), т.е. канат состоит из 6 наружных прядей, каждая из которых свита из 19 наружных проволок, имеет синтетический стержень. Навивка прядей каната двухслойная типа ЛК-Р с линейным касанием проволок между слоями.

Канаты стальные

Канат стальной, свитый из нескольких прядей проволоки — это один из основных элементов грузоподъемных механизмов. Проволока, обвитая вокруг стального или органического сердечника, работает как единое целое при сопротивлении разрывным усилиям.

Прочность троса становится настолько большой, что он выдерживает нагрузки при подъеме кранами многотонных конструкций на стройплощадках. Надежно удерживает шахтные подъемники и лифты, контейнеры с грузом на палубе морского судна. С помощью наматываемого на барабан автомобильной лебедки троса, можно вытянуть застрявший в трясине грузовик.
Самой важной итоговой характеристикой стальных тросов является разрывное усилие, которое он может выдержать при подъеме и перемещении грузов. Нужное для грузоподъемности различных механизмов значение получают за счет подбора толщины проволоки, количества прядей, диаметра сердечника. Количество прядей в тросах может варьироваться от 3-х до 35.

Канаты стальные — классификация изделий и маркировка

Признак, по которому тросы разделяются на группы Группы тросов Обозначение
Назначение Грузолюдские ГЛ
Грузовые Г
Покрытие поверхности Без покрытия
Оцинкованные С, Ж или ОЖ
Направление свивки Правая
Левая Л
Сочетание направлений плетения прядей в тросах Крестовое
Одностороннее О
Комбинированное К

Где купить

В магазине «Р-Системс» можно купить канат стальной отечественного и импортного производства.

Цена стального каната начинается от 30 руб/м и может достигать 5 000 руб/м в зависимости от следующих параметров:

  • количества прядей в канате;
  • диаметра (толщины) троса;
  • наличия покрытия поверхности (оцинкованный или без покрытия);
  • типа сердечника;
  • страны производителя.

Ассортимент грузоподъемных металлоизделий и такелажа в нашем магазине не ограничивается только тросами. В других разделах каталога есть все, что нужно для полного оснащения кранов и подъемников, а также надежной строповки грузов.
Вы можете оформить заказ самостоятельно на сайте или связаться с нашим специалистом для получения консультации. Возможна доставка тросов в регионы с выбором транспортной компании из числа наших деловых партнеров.

Конструкция стальных канатов и виды деформаций, необходимые знания при работе на мягкой кровле

Стальной канат – конструкции канатов могут содержать одну или много прядей (таблица 5.1), (рис.5.1). Пряди состоят из проволок, которые делятся на одинаково нормальную структуру сечения (все проволоки с одинаковым сечением) и разного диаметра (комбинированная структура сечения). Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.

Стальной канат двойной свивки

Рис. 5.1 Стальной канат двойной свивки
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

По конструкции различаются канаты

Одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали (рис. 5.2)


Одинарной свивки

Рис. 5.2 Одинарная свивка (спиральные)

Двойной свивки — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой (рис. 5.3).


Двойноая свивка

Рис.5.3 Двойноая свивка

Тройной свивки - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой (рис. 5.4).


Тройная свивка

Рис. 5.4 Тройная свивка

По типу касания проволок между слоями различают канаты:

С точечным касанием (тип ТК) - свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.

С линейным касанием (тип ЛК) - такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней. Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров. Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей. Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок.

С точечно-линейным касанием (тип ТЛК) - пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;

По материалу сердечника различают канаты:

С органическим сердечником (ОС) . В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.).

С металлическим сердечником (МС) . Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры. Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

Канат односторонней свивки — с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате (рис. 5.5).


Канат односторонней свивки

Рис. 5.5 Канат односторонней свивки

Канат крестовой свивки — с противоположным направлением свивки прядей и каната (рис. 5.6).


Канат крестовой свивки

Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

 Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.

Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов применяют ка

наты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к раскручиванию под нагрузкой. Нераскручивающиеся канаты, свитые из предварительно деформированных проволок описание которых пойдет ниже.

По способу свивки канаты делятся:

Раскручивающимися - проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;

Нераскручивающиеся (Н) - при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

По степени крутимости канаты делятся:

Малокрутящиеся (МК) . Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало - крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

Книга: Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления

Стальной канат (рис. 3.1, a) состоит из проволок, получаемых воло­чением. Для изготовления проволок применяют качественную кон­струкционную сталь марки 60. Проволоки 1 свивают в пряди 2 (оди­нарная свивка), потом пряди свивают вокруг сердечника 3, в резуль­тате получается канат двойной свивки.

Сердечник каната может быть следующих видов:

· органический, изготовленный из органических волокон, пропитанных смазкой;

· металлический, изготовленный из стальных проволок. Канаты с
металлическим сердечником более жесткие.

На рис. 3.1, б показано, как прочитать конструкцию стальных кана­тов. Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом про­волок является более гибким.

Как различаются стальные канаты?

Стальные канаты различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки.

1. По назначению:

· канат грузолюдской (ГЛ);

2. По типу свивки прядей:

· канат с линейным касанием проволок в прядях (ЛК) (рис. 3.2, а);

· канат с точечным касанием проволок в прядях (ТК) (рис. 3.2, б);

· канат с точечно-линейным касанием проволок в прядях (ТЛК).


Рис. 3.1. Стальной канат двойной свивки:

а — устройство; б — обозначение конструкции; 1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

Канаты типа ЛК более гибки, чем канаты типа ТК. Пряди типа ЛК изготавливают из одинаковых по диаметру проволок (ЛК-О), разных проволок в наружном слое (ЛК-Р), разных проволок в разных слоях (ЛК-РО).

3. По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

· канат односторонней свивки (О) (рис. 3.2, г) — с одинаковым на­
правлением свивки проволок в прядях и прядей в канате;

· канат крестовой свивки (рис. 3.2, в) — с противоположным на­
правлением свивки прядей и каната.


Рис. 3.2. Типы свивки стальных канатов:

а — прядь ЛК; б — прядь ТК; в — канат крестовой свивки; г — канат односто­ронней свивки

Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручи­ванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов при­меняют канаты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к рас­кручиванию под нагрузкой. Существуют также нераскручивающиеся (Н) канаты, свитые из предварительно деформированных проволок.

На рис. 3.3 показано, как прочитать условное обозначение стального каната.

По каким признакам бракуют стальные канаты?

1. Число обрывов проволок на участках длиной шесть диаметров ка­ната (6dK)или тридцать диаметров каната (30dК) превышает допу­стимое.

Рис. 3.3. Условное обозначение стального каната


Рис. 3.4. Деформации стальных канатов:

а — корзинообразная деформация; б — перекручивание; в — выдавливание проволок; г — обрыв сердечника; д — залом; е — перегиб; ж — местное увели­чение диаметра; з — раздавливание

3. Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7 %
и более.

4. Уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или кор­розии.

5. При возникновении следующих деформаций:

· корзинообразная деформация (рис. 3.4, а);

· перекручивание (рис. 3.4, б);

· выдавливание проволок (рис. 3.4, в);

· обрыв сердечника (рис. 3.4, г);

· залом (рис. 3.4, д);

· перегиб (рис. 3.4, е);

· местное увеличение диаметра каната (рис. 3.4, ж);

· раздавливание (рис. 3.4, з);

· повреждение в результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда.

Какими способами может быть выполнена петля на конце каната?

Петля на конце каната (заделка каната) при креплении его на кране, а также петля стропа может быть выполнена следующими способами:

· заплетка свободного конца каната (рис. 3.5, а) с установкой в пет­лю коуша 1;

· применение клиновой втулки (рис. 3.5, б);
установка винтовых зажимов (рис. 3.5, в);

· заливка легкоплавким сплавом в конусной втулке (рис. 3.5, г). Этот
способ применяют для канатов большого диаметра;

· другие способы в соответствии с нормативными документами.

Клиновая втулка 3 должна быть стальной кованой, штампованной или литой, применение сварных втулок не допускается. Канат закрепля­ется во втулке клином 2. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната. Втулки и клинья не дол­жны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Ось рабочей ветви 5 каната должна совпадать с осью отверстия втулки, в противном случае канат будет деформироваться.


Рис. 3.5. Способы выполнения петли на конце каната:

a — заплетка свободного конца; б — применение клиновой втулки; в — уста­новка винтовых зажимов; г — заливка в конусной втулке; 1 — коуш; 2 — клин; 3 — клиновая втулка; 4 — винтовой зажим; 5 — рабочая ветвь; 6 — скоба; 7 — планка; 8 — гайка

Как выбрать стальной канат

Говоря о том, где используются стальные канаты, можно указать на следующие сферы:

  • Для подъема и перемещения грузов и людей;
  • В качестве силовых элементов конструкций (арматуры, несущих элементов, растяжек);
  • В качестве малонагруженных элементов (ограждений, элементов грозозащиты и т.д.);
  • Для передачи усилий между органами управления и исполнительными элементами в различных механизмах.

Применение стальных канатов не ограничивается подъемно-транспортным оборудованием, а довольно широко и разнообразно

Конструкция стальных канатов

Конструкция стальных канатов

Конструктивно стальной канат представляет собой изделие, свитое из стальных проволок небольшого диаметра. В нем можно выделить две основных части:

  • Сердечник – центральная часть, выступает в качестве опоры для внешних слоев и амортизатора;
  • Внешний слой (слои) – принимает на себя нагрузки и обеспечивает необходимую прочность.

Существуют следующие типы конструкций тросов:

  • Общего назначения – из проволок круглого сечения;
  • Закрытые – из проволок круглого сечения, но с одним или несколькими внешними слоями из фасонной проволоки (клиновидной, z-образной, x-образной). Они, прижимаясь друг к другу, образуют защитную оболочку;
  • Из проволок круглого сечения с последующим пластическим обжатием – проволоки деформируются и прижимаются друг к другу, создавая подобие защитной оболочки;
  • Из проволок круглого сечения и пластически обжатые с наружной полимерной оболочкой.

Стальные тросы могут свиваться из отдельных проволок или целых прядей, в последнем случае достигается увеличение диаметра изделия с повышением его усилия на разрыв. В качестве сердечника может использоваться прядь из стальной проволоки или органического материала (натурального или синтетического). С целью защиты от коррозии готовое изделие покрывается специальной консистентной смазкой.

Какие бывают стальные канаты? Типы свивки.

Классификация стальных канатов построена на конструктивных признаках, параметрах и применении:

  • Конструкция – из круглых проволок и с оболочкой из фасонных проволок (закрытые);
  • Назначение – грузовые и грузолюдские;
  • Форма поперечного сечения – круглые и плоские;
  • Форма поперечного сечения прядей – круглые и фасоннопрядные (треугольные);
  • Свивка прядей – ТК (точечное касание проволок разных слоев, слои намотаны под разными углами), ЛК (линейное касание проволок разных слоев, слои намотаны под одним углом), ЛК-О (свивка ЛК из проволок одинакового диаметра), ЛК-Р (свивка ЛК, внешний слой пряди свит из проволок разного диаметра), ЛК-З (свивка ЛК с проволоками заполнения), ЛК-РО (свивка ЛК, имеются слои из проволок как одинакового, так и разного диаметра), ТЛК (комбинированное точечно-линейное касание проволок), ПК (полосовое касание проволок);
  • Способ свивки – раскручивающиеся (проволоки не подвергаются предварительной деформации) и нераскручивающиеся (проволоки предварительно деформированы) пряди;
  • Степень уравновешенности – рихтованные (выпрямляется при размотке) и нерихтованные (теряют прямолинейность);
  • Направление свивки – правая и левая;
  • Направление свивки элементов канатов двойной и тройной свивки – крестовая, односторонняя и комбинированная свивка;
  • Механические свойства – ВК (высокое качество), В (повышенное качество), 1 (обыкновенное качество);
  • Точность изготовления – нормальной и повышенной точности;
  • Покрытие проволок – без покрытия и цинкование типов С (для средних агрессивных условий), Ж (жестких агрессивных условий), ОЖ (особо жестких агрессивных условий);
  • Покрытие каната – без покрытия и с полимерным покрытием;
  • Материал сердечника – с металлическим сердечником, с органическим сердечником из натуральных или синтетических волокон, с органическим сердечником из твердого полимера, с комбинированным металлорганическим сердечником.

Конструкция, виды свивки и особенности различных марок стальных тросов прописаны в соответствующих ГОСТ

Расшифровка стальных канатов

Маркировка выпускаемых в России стальных канатов установлена соответствующими ГОСТ, она состоит из ряда символов:

  • Слово «Канат» - обозначение изделия;
  • Диаметр каната в мм;
  • Назначение (Г – грузовой, ГЛ – грузолюдской);
  • Механические свойства (марка ВК, В или 1);
  • Тип покрытия проволок в канате или всего каната (нет обозначения – без покрытия, С, Ж, ОЖ – с цинковым покрытием для различных условий, П – с полимерным покрытием);
  • Направление свивки (Л – левой, нет обозначения – правой);
  • Сочетание направлений свивки (О – односторонней, К – комбинированной, нет обозначения – крестовой);
  • Способ свивки (Н – нераскручивающийся, нет обозначения – раскручивающийся);
  • Степень уравновешенности (Р – рихтованный, нет обозначения – нерихтованный);
  • Точность изготовления (Т – повышенной точности, нет обозначения – нормальной точности);
  • Маркировочная группа (в Н/мм2);
  • ГОСТ, которому соответствует изделие.

Например, обозначение Канат 6,5-Г-В-С-Н-Т-1860 ГОСТ 3070-88 имеет стальной канат диаметром 6,5 мм грузового назначения повышенного качества из проволок с цинковым покрытием по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной прочности, маркировочной группы 1860 Н/мм2 (190 кгс/мм2), изготовленный по ГОСТ 3070-88.

Характеристики

К основным характеристикам стальных канатов относятся:

  • Конструкция;
  • Покрытие;
  • Направление и тип свивки;
  • Тип сердечника;
  • Диаметр;
  • Диаметр проволоки в слоях;
  • Диаметр проволоки в сердечнике;
  • Площадь сечения всех проволок и каната в целом;
  • Масса;
  • Разрывное усилие (разрывная нагрузка) – обычно указывается отдельно для всех проволок и изделия в целом.

Данные параметры указываются в ГОСТ на конкретный тип изделия и сопроводительных документах. Другие характеристики, в том числе допустимая нагрузка, вычисляются при подборе троса для оборудования.

Грузоподъемность стальных канатов

Грузоподъемность стальных канатов и оборудования, в котором они применяются, прямо зависит от их расчетного усилия на разрыв и допустимой нагрузки. Согласно действующим нормативным документам, допустимая нагрузка, которой может подвергаться трос, должна быть в 2-7 и более раз ниже его усилия на разрыв (данное число является коэффициентом запаса прочности). Грузоподъемность стальных канатов в целом соответствует допустимой нагрузке, но часто занижается с целью повышения надежности и безопасности.

Производителями изделий из стальных канатов обычно предлагается таблица грузоподъемности в зависимости от диаметра, которая помогает найти необходимый для решения конкретных задач строп, трос для талей и т.д.

Размеры

Основные размеры стальных канатов зависят от типа, конструкции и назначения изделия:

  • Длина;
  • Для канатов круглого сечения без полимерной оболочки – диаметр;
  • Для канатов плоского сечения – ширина и толщина;
  • Для тросов круглого сечения с полимерной оболочкой – номинальный диаметр и диаметр по оболочке.

Круглые канаты выпускаются диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Тросы в полимерной оболочке имеют минимальную толщину оболочки от 0,5 до 3,0 мм и более (в маркировке изделия указывается только номинальный диаметр). Плоские канаты имеют отношение ширины к высоте примерно 6:1, в соответствии с ГОСТ 3091-80 они при высоте от 11,5 до 19,5 мм могут иметь ширину от 72 до 119 мм.

Длина может быть произвольной по требованию потребителей.

Общий вес стального каната зависит от его габаритов, конструкции, используемых материалов и наличия смазки. При близких значениях диаметра тросы с органическим сердечником на 10 – 15% легче аналогичных изделий с металлическим сердечником, а закрытые канаты на 50 – 55% тяжелее тросов других типов близкого диаметра.

Для изделия каждого типа в соответствующих ГОСТ приводится таблица веса, в соответствии с которой определяется расчетная или ориентировочная масса стального каната. Обычно вес указывается для 1000 м смазанного троса (реже – для 100 м), что позволяет быстро произвести расчет веса отрезка. Масса брутто изделия согласно ГОСТ 3241-91 указывается на ярлыке.

Диаметр стальных канатов

Диаметр стальных канатов

В России и за рубежом выпускаются стальные канаты диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Наиболее популярные тросы имеют следующие диаметры:

    – от 3,6 до 56,0 мм; – от 4,6 до 46,0 мм;
  • ГОСТ 3090-73 – от 30,5 до 35,5 мм; – от 6,3 до 72,0 мм; – от 5,9 до 72,0 мм;
  • Группа стандартов DIN EN 12385-4 – от 1,5 до 40,0 мм в зависимости от стандарта (DIN 3055 – от 1,5 до 8,0 мм, DIN 3060 – от 2,5 до 20,0 мм, DIN 3064 – от 12,0 до 40,0 мм и т.д.)

В зависимости от типа диаметр стальных канатов измеряется по одинаково удаленным от центра проволокам или прядям, по защитной оболочке или в любом месте (для тросов закрытого типа).

Натяжение

В процессе эксплуатации стальной канат должен испытывать нагрузки, не приводящие к его разрушению – они называются допустимыми или рабочими. С целью обеспечения безопасности допустимая нагрузка стальных кантов должна быть в 2 – 7 раз меньше разрывной. Допустимая нагрузка стальных канатов указывается в паспорте оборудования, разрывная – в документах на трос, а запас прочности регламентируется общепромышленными и отраслевыми документами.

При выполнении отдельных операций необходимо контролировать натяжение стальных канатов, чтобы не превысить допустимой нагрузки. Это осуществляется как путем обстукивания троса или стропов, так и с помощью динамометров.

Какова величина запаса прочности стальных канатов?

Одним из основных параметров каната является его разрывная нагрузка, однако во избежание аварий максимальная нагрузка на трос должна быть в несколько раз меньше разрывной. Число, показывающее, во сколько раз натяжение троса при эксплуатации меньше определенной для него разрывной нагрузки, является коэффициентом запаса прочности стального каната.

При подборе комплектующих для подъемной техники следует определить, какова величина запаса прочности стальных канатов, и отвечает ли она предъявляемым требованиям. Это коэффициент зависит от области применения:

  • Талевые канаты должны иметь запас прочности 2,5 – 3;
  • В отдельных случаях допускается двухкратный запас прочности;
  • Канатные стропы должны иметь запас прочности до 6 – 7 и выше.

Конкретные значения определяются в соответствии с регламентами, инструкцией по эксплуатации оборудования и иными документами.

Разрывные усилия

Одной из основных эксплуатационных характеристик стального каната является его разрывное усилие – оно показывает, какое усилие необходимо приложить к изделию для его разрушения. Разрывные усилия стальных канатов зависят в первую очередь от их диаметра, но свой вклад делают конструкция, тип используемой проволоки и т.д. Данный параметр установлен для каждого типа тросов, он прописан в соответствующих ГОСТ – в документах представлена таблица разрывного усилия стальных канатов в зависимости от диаметра и маркировочных групп.

Именно разрывное усилие является одной из основных отправных точек при подборе каната для конкретного оборудования или снаряжения

Правила эксплуатации

Правила эксплуатации стальных канатов устанавливаются общетехническими и отраслевыми стандартами. Правила могут несколько отличаться для тросов различных видов, но есть несколько общих требований:

  • Канаты должны регулярно подвергаться осмотру и браковке;
  • Тросы подъемно-транспортных машин должны регулярно смазываться;
  • Необходимо оберегать канаты от воздействия агрессивных сред, сварочного оборудования, чрезмерных нагрузок и т.д.;
  • Не допускается изгиб, кручение и другие деформации канатов свыше установленных норм;
  • Для каждого типа оборудования или выполняемой операции необходимо использовать тот тип, марку и диаметр каната, что прописан в инструкции или соответствующих документах.

При соблюдении правил эксплуатации стальные канаты будут надежно и безопасно работать весь установленный срок службы.

Требования к стальным канатам

К стальным канатам предъявляются следующие требования:

  • Технические – устанавливают конструктивные особенности изделий, их производство, характеристики, механические свойства, допуски и отклонения, а также маркировку и особенности перевозки;
  • Эксплуатационные – устанавливают порядок эксплуатации канатов, требования безопасности, способы контроля состояния изделий и т.д.

Технические требования к стальным канатам прописаны в ГОСТ 3241-91 (для обычных), ГОСТ 18899-73 (для закрытых), ГОСТ Р 58386-2019 (для арматурных в полимерной оболочке) и др.

Крепление стальных канатов

Крепление стальных канатов

В зависимости от применения и условий работы каната выбираются различные способы крепления:

  • Посредством сформированной на конце петли на палец или анкер;
  • Непосредственная фиксация в барабане или других элементах подъемно-транспортных машин;
  • Временная фиксация с помощью узлов и петель.

В первом случае крепление стальных канатов осуществляется петлей, которая изготавливается на конце троса с помощью зажимов, заплетки, клиновой и гильзо-клиновой втулок, втулки с заливкой. Для защиты от износа в петлю вставляется коуш. Во втором случае используются клинья или прижимные планки, которые жестко прижимают конец троса к барабану. В третьем – вяжутся специальные узлы или петли, которые фиксируются зажимами.

Нормы браковки

Стропы должны регулярно подвергаться контролю с целью браковки поврежденных и не годных для эксплуатации изделий

  • Стропальщиками – перед каждым применением;
  • Лицами, ответственными за безопасность производства работ – раз в 10 дней;
  • Если оборудование используется редко – непосредственно перед выдачей и использованием.

Имеются следующие признаки браковки стропов из стальных канатов:

  • Наличие изломов, перегибов, перекручивания и узлов на тросах;
  • Испорчена либо утеряна бирка;
  • Количество визуально наблюдаемых обрывов проволок троса выше установленных норм (контроль осуществляется по таблицам браковки конкретных типов стропов);
  • Износ троса вследствие коррозии на 7%;
  • Износ троса вследствие повреждения сердечника на 10%;
  • Износ проволок внешних слоев на 40%;
  • Разрыв прядей (даже одной);
  • Выдавливание сердечника;
  • Высокотемпературное повреждение троса (оплавление, сварка);
  • Деформации и повреждения коуша, втулок, крюка;
  • Отсутствие предохранительных замков.

При обнаружении повреждений, деформаций или чрезмерного износа строп согласно правилам браковки изымается и отправляется на ремонт или утилизацию.

Хранение

Тросы могут храниться в условиях, соответствующих категории 5 по ГОСТ 15150. Согласно данному документу, а также ГОСТ 3241-91, хранение стального каната возможно в следующих условиях:

  • В неотапливаемых помещениях с высокой влажностью;
  • В шахтах и почве;
  • В трюмах судов и помещениях, где возможно длительное нахождение воды.

При этом необходимо соблюдать несколько мер по обеспечению надежной сохранности изделий:

  • Трос, направленный на хранение, должен подвергнуться осмотру и смазке участков, потерявших защитную смазку;
  • В случае хранения изделия на барабане его ось должна располагаться параллельно полу;
  • При долгосрочном хранении изделия должны как минимум раз в полгода подвергаться осмотру и, при необходимости, смазке.

Соблюдение требований стандартов обеспечивает надежное хранение стального троса в течение многих лет без потери его характеристик.

Технические и дорожные условия

Технические условия на стальные тросы, изготавливаемые в России, прописаны в целом ряде документов:

  • ГОСТ 3241-91 – общего назначения;
  • ГОСТ 18899-73 – несущие закрытого типа;
  • ГОСТ Р 53772-2010 – арматурные;
  • ГОСТ Р 58386-2019 – защищенные арматурные в оболочке;
  • И другие.

В этих же документах указаны и дорожные условия, при которых допускается транспортировка канатов. Для изделий общего назначения условия транспортировки просты: их можно перевозить любым транспортом открытого и закрытого типа. При этом необходимо соблюдать нормы по загрузке и креплению, предусмотренные для конкретного типа транспортных средств.

Какой маркировочной группы должны быть стальные канаты?

Маркировочная группа стального каната определяется двумя факторами:

  • Натяжение троса в ходе эксплуатации;

  • Установленный запас прочности для конкретного оборудования или области применения.

Например, стальной канат одинарной свивки типа ЛК-О (структура 1+6) диаметром 10,5 мм маркировочной группы 1370 (140) имеет усилие на разрыв 81,55 кН (около 8,3 т) – его можно использовать для изготовления стропов с натяжением одной ветви 13,6 кН (около 1,38 т), что отвечает требованию о шестикратном запасе прочности. В то же время этот канат можно использовать в талях грузоподъемностью до 2,8 т, что отвечает трехкратному запасу прочности.

Выбор стальных канатов

При выборе стальных канатов необходимо руководствоваться:

  • Требованиями, предъявляемыми к тросу в инструкции или паспорте оборудования, стандартами и иными документами;
  • Характеристиками конкретного каната;
  • Нормами охраны труда и безопасности.

В случае замены поврежденного или изношенного каната новый не должен отличаться по типу, марке и характеристикам от старого (если обратное не указано в инструкции). Также не допускается использовать тросы с меньшим диаметром или другого типа, с меньшим разрывным усилием и другими параметрами.

При возникновении сложностей с подбором стального каната на помощь придут наши специалисты. Вы можете задать вопросы о продукции по телефону, в мессенджерах или через форму обратной связи – мы ответим вам и поможем сделать верную покупку.

Книга: Башенные краны

Стальные канаты свивают из проволок диаметром 0,5—2 мм. По форме поперечного сечения канаты бывают круглые и плоские. На башенных кранах применяют круглые канаты.

Круглые канаты бывают одинарной и двойной свивки. При одинарной свивке канат свит по спирали непосредственно из проволок 1 (рис. 127, а). Вокруг одной центральной проволоки навито шесть таких же проволок. Количество проволок в слое и количество слоев может быть различным. При двойной свивке проволоки 1 (рис. 127, б) вначале свивают в пряди 2, а из прядей свивают канат. Между прядями размещен сердечник 3 или органический (волокнистый), или металлический, свитый из проволок более мягкой стали. На кранах обычно применяют канаты с органическим сердечником, пропитанным смазкой. Канат с органическим сердечником более долговечен, так как имеет меньшее трение между проволоками и прядями. Этому способствует смазка, постепенно выдавливаемая из сердечника.


Рис. 127. конструкция стальных канатов — сечение каната одинарной свивки, б — то же, двойной свивки, в — канат односторонней свивки, г — канат крестовой свивки, д — измерение диаметра каната; 1 — проволоки, 2 — прядь, 3 — сердечник (органический); А, Б — точки на одной пряди каната на расстоянии шага свивки

Направление свивки проволок в прядях и прядей в канате бывает правое и левое. Определяется оно аналогично направлению резьбы. Условные обозначения характеристик канатов даны в ГОСТ 3241—66 «Канаты стальные. Технические требования». Так, правая свивка не обозначается, левая обозначается буквой Л. Если проволоки в пряди имеют, например, правую свивку и сами пряди в канате также имеют правую свивку, такую конструкцию называют односторонней свивкой О (рис. 127, в). Канаты односторонней свивки меньше изнашиваются и более гибки, но могут раскручиваться под нагрузкой. Меньший износ этих канатов объясняется тем, что проволоки в пряди и в соседних прядях касаются других проволок по линиям, что называется линейным касанием и обозначается ЛК.

В канате крестовой свивки (не обозначается) направление свивки проволок в пряди противоположно направлению прядей в канате (рис. 127, г). Эти канаты меньше подвержены раскручиванию, но имеют большую жесткость. Касание проволок между слоями этого каната происходит по отдельным точкам — точечное касание — ТК.

Хотя канат односторонней свивки имеет большие преимущества, однако его нельзя применять в тех случаях, когда поднимаемый груз подвешен на одной ветви каната. На башенных кранах, где грузозахватный орган подвешен на двух и более ветвях каната, удобнее использовать канаты односторонней свивки.

Существует конструкция каната, где применяется комбинированный способ свивки, когда часть проволок имеет линейное касание, а другая — точечное. Такие канаты обозначают ТЛК (точечно-линейное касание).

По способу свивки канаты бывают нераскручивающиеся — Ни раскручивающиеся — Р. Нераскручивающиеся канаты получаются за счет того, что при свивке проволок в пряди, а затем прядей в канат снимаются внутренние напряжения, возникающие в проволоке при свивке. Снятие напряжений достигается преформацией, т. е. приданием проволочным прядям такой спиральной формы, которую они должны принять в канате после свивки. За счет этого канат становится устойчивым к раскручиванию, не нуждается в концевых перевязках при рубке, имеет меньшую жесткость. Такие канаты удобны в эксплуатации, так как они гораздо меньше крутятся под нагрузкой и имеют больший срок службы благодаря хорошей гибкости.

По степени крутимости канаты различают крутящиеся (не обозначаются) с одинаковым направлением свивки всех прядей и малокрутящиеся —многопрядные с противоположным направлением свивки прядей по слоям каната.

Обозначение ЛК — О означает, что канат с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди; ЛК—3 — с линейным касанием проволоки между слоями и с проволоками заполнения; ЛК—РО — с линейным касанием прово-1 лок между слоями и имеющие в пряди слои с проволоками одинакового диаметра и слои с проволоками разных диаметров.

В стандартах на стальные канаты в заголовке указывается конструкция каната. Так, в ГОСТ 2688—69, по которому выбирается большинство канатов для башенных кранов, записано: «Канат двойной свивки типа ЛК—Р конструкции 6 X 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о. с».

Расшифровывается это так: канат из прядей, свитых в спираль (двойная свивка) с линейным касанием (ЛК) проволок между слоями и разными (Р) по диаметру проволоками в наружном слое каждой пряди; 6 прядей по 19 проволок в пряди, причем в центре каждой пряди размещена одна (1) проволока, вокруг которой во втором слое расположены еще 6 проволок, а в наружном слое 6 проволок одного диаметра и 6 другого (6/6). В центре каната один органический сердечник (1 о. с). На рис. 127, б показан разрез такого каната.

В тексте стандарта на канат указывается, какие канаты изготовляют по этому стандарту. Например, для каната по ГОСТ 2688—69 дается: по назначению — грузолюдской ГЛ, грузовой — Г; по механическим свойствам проволоки — высшей марки В, первой марки I, второй марки II; по виду покрытия поверхности проволоки — из светлой проволоки, из оцинкованной проволоки по группам С, Ж, ОЖ и т. д.

В технической документации башенного крана (паспорте, техническом описании — ТО) записано условное обозначение каждого каната, установленного на кране. Например, для КБ-160.2 грузовой канат обозначен 24.О-Г-1-Л-О-Н-180 (ГОСТ 2688—69), что расшифровывается так: диаметр наружный 24 мм (определяется, как показано на рис. 127, д), Г — грузовой, I — первой марки по механическим свойствам проволоки, из светлой проволоки (не обозначается), Л — левой, О — односторонней свивки, Н — нераскручивающийся, 1800 МПа (180 кгс/мм2) — временное сопротивление разрыву (маркировочная группа). При замене износившегося каната новый выбирают в соответствии с указаниями паспорта. В случае замены на канат другой конструкции прочность каната проверяют расчетом по формуле PIS 2з= К, где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по таблице стандарта в соответствии с указанной в сертификате на новый канат маркировочной группой (160, 180, 200) (для одного и того же размера и конструкции каната разрывное усилие может быть различным в зависимости от прочности проволок, из которых изготовлен канат: чем больше предел прочности проволок, тем больше разрывное усилие каната и, следовательно, может быть принят меньший диаметр каната для подъема одного и того же груза); S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста; величина определяется расчетом и зависит от грузоподъемности крана, типа и кратности полиспаста; К — коэффициент запаса прочности — число, показывающее, во сколько раз нагрузка, разрывающая канат, должна превышать нагрузку, которая на него допускается; значение коэффициента К принимают в соответствии с нормами Правил Госгортехнадзора (табл. 20).

Таблица 20. Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности стального каната


Примечания: 1. Приведенные в табл. 20 значения коэффициента запаса прочности канатов грузового и стрелового полиспастов установлены для определенной величины отношения диаметра барабана (или блока), огибаемого канатом, к диаметру каната. Это отношение должно удовлетворять условию D >, где D — диаметр барабана, блока, измеряемый по центру витков навитого каната, мм; d — диаметр каната, мм; е—коэффициент, зависящий от типа и режима работы крана.

Для легкого режима работы грузовой и стреловой лебедок башенного крана е = 16, для среднего— 18, для тяжелого — 20. Если не выдержать указанного соотношения, канат будет круче изгибаться и наступит его преждевременный износ.

2. Для всех механизмов башенного крана, работающего на монтаже сборных зданий, принимается легкий режим работы. Если кран работает с мелкими штучными грузами, то Для грузовой лебедки принимается средний режим работы, а для остальных механизмов — легкий. Режим работы крана в целом определяется по механизму подъема груза. По этому режиму рассчитывается металлоконструкция крана.

Пеньковые и другие канаты из органических материалов в зависимости от материала, из которого они изготовлены, различают: пеньковые, сизальские, хлопчатобумажные, канаты из органических, минеральных или синтетических волокон. Пеньковые канаты вырабатывают из пеньковой пряжи (каболок); сизальские — из растительных волокон сизаля и т. д.

Канаты изготовляют путем свивки не менее трех прядей в правую сторону, а пряди — скручиванием пряжи (каболок) в левую. Канатную пряжу (каболки) получают прядением длинного чесаного волокна и скручиванием в правую сторону.

В зависимости от качества применяемого сырья канаты изготовляют нескольких групп: специальные, повышенного качества и нормальные. Пеньковые канаты, кроме того, бывают бельные (несмоленые) и смоленые, т. е. изготовленные из просмоленных пеньковых прядей. Смоленые канаты широко используют в качестве органических сердечников в стальных канатах.

Пеньковые и другие канаты из органических материалов применяют для изготовления стропов и грузовых сеток. На башенных кранах пеньковыми канатами пользуются очень редко как оттяжками при монтаже громоздких грузов или для ручного подъема инструментов и деталей на кран при ремонтных и монтажных работах. Для этих целей лучше всего подходят пеньковые бельные канаты. Они обладают большой гибкостью и поэтому удобны в работе. Недостаток этих канатов в том, что при намокании их прочность снижается. Кроме того, из-за подверженности гниению их надо тщательно просушивать и держать в сухом помещении. Поэтому рекомендуется применять смоленые канаты.

Стропы из пеньковых и других органических канатов рассчитывают аналогично стальным, но коэффициент запаса прочности должен быть не 6, а 8. Разрывное усилие каната в целом выбирается для расчета также из таблиц соответствующего стандарта в зависимости от диаметра каната. Диаметр каната определяют как среднюю величину из 10 замеров штангенциркулем, или по длине окружности, деленной на я (3,14).

Читайте также: