Стальной лотос в фигурном катании

Обновлено: 17.04.2024


Немало бед свалилось в последнее время на наших фигуристов, особенно на одиночниц. Отсутствие международных стартов, болезни, травмы. Но тем не менее они здесь, и они готовы. Понятно, что о форме спортсменов говорить пока рано — это только самое начало необычного сезона, а программы еще не вкатаны. Но тем не менее фигуристки выглядят сильно, солидно и, главное, абсолютно конкурентоспособно. И пусть в произвольных программах женщин был всего один четверной (!) прыжок. Мы все прекрасно знаем — наши могут еще круче, просто еще не время.

Снятие Трусовой

Во второй день открытых прокатов зрители не увидели одну из главных звезд нашего фигурного катания: Александре Трусовой пришлось сняться с произвольной программы из-за травмы спины. Разговоры о том, что серебряный призер Олимпийских игр не выйдет на лед, стали ходить еще накануне. Об этом сообщил фанатский аккаунт фигуристки. Позднее федерация подтвердила: Александра не выступит с произвольной программой. После короткого проката Трусова рассказала, что практически не каталась перед контрольными прокатами — мешает травма спины:

«Могу сказать, что сейчас тренируюсь в облегченном режиме, у меня травмирована спина, я почти не каталась. Решила выступать, потому что ждут болельщики. Что конкретно со спиной? Просто травмировала, накопительный эффект. Я неделю не каталась, потом каталась только на одном льду в день. Вышла неделю назад, каталась по 50 минут. Я не каталась бы вообще, если бы не надо было выступать. Каталась, сколько могла, потом меня отпускали», — рассказала Трусова.

Судя по всему, травма действительно серьезная. Впрочем, в снятии Александры с контрольных прокатов ничего страшного нет — в конце концов, сезон длинный, а здоровье важнее.

Драматичная Валиева, небезупречные Акатьева и Петросян

Олимпийская чемпионка в командных соревнованиях показала свою личную драму в произвольной программе. Начинается постановка с фрагментов с выпуска новостей — отсылка к событиям в Пекине. Сначала это выглядело странным и не совсем понятным. Но в концовке Камила спряталась за капюшон и едва сдержала эмоции. И вот тут полностью сложился пазл олимпийской драмы.

История, которую пережила Камила, на данный момент еще не завершена. Но тех переживаний, которые свалились на плечи 15-летней на тот момент фигуристки, не пожелаешь никому. За всеми отсылками в этой постановке совершенно не бросается в глаза то, что выступала Валиева без ультра-си.

Нетипичный для Камилы контент был вынужденным — фигуристка рассказала накануне, что восстанавливается от травмы. Поэтому ей приходится беречь себя и избегать падений. Поэтому парад ультра-си сегодня открывала еще одна ученица Этери Тутберидзе — Софья Акатьева, начав программу с тройного акселя.

Увы, четверной у 15-летней спортсменки не получился — было падение с четверного тулупа. Но остальные элементы: тройной риттбергер, каскады лутц-тулуп и флип-ойлер-сальхов и тройной лутц — без вопросов. Соня не зря считается одной из самых талантливых фигуристок и находится в неплохой форме.

Как и Аделия Петросян, которая стала первой спортсменкой с удачной попыткой четверного прыжка. Фигуристка исполнила четверной тулуп, но упала с четверного риттбергера. Остальной контент — тройной лутц + двойной аксель, двойной аксель, тройной лутц + тройной сальхов через ойлер, тройной флип, тройной флип + тройной тулуп. Все без грубых ошибок.

В произвольной программе Аделии довольно интересная музыкальная подборка: One More Time от Kyven, Vie-Ni (From «Quando l'amore e sensualita») от Эннио Морриконе. По словам фигуристки, музыку предложила Этери Тутберидзе.

«Этери Георгиевна предложила эту музыку и сказала, что это может быть новый этап, если получится почувствовать. Я решила попробовать. Надеюсь, будет хорошо смотреться, когда вкатаю», — рассказала Петросян после выступления.

Обновленная Самоделкина, эффектная Туктамышева

Нелегко пришлось Софье Муравьевой, которая все еще лечит травму ноги. Уже стартовый тройной аксель в произвольной программе у нее не получился. Вторая попытка была более удачной — она приземлила триксель со степ-аутом. На четверные прыжки фигуристка не заходила. Но сама программа у Муравьевой получилась очень красивая: образ Джульетты и интересная музыка: East of Eden от Jason Ross и Mercy от Kaskade & Galantis.

А тезка Муравьевой, Софья Самоделкина, наверное, стала главным открытием этих контрольных прокатов. Новый тренерский штаб, новая Соня. Она действительно выглядела на льду другой — более взрослой, женственной. И постановка у нее серьезная — под композицию «Аве Мария».

Заявку на сезон фигуристка сделала солидную — правда, эффект слегка смазало жесткое падение с четверного риттбергера. Но приятно порадовал каскад лутц + риттбергер. Видно, что спортсменка много работала над собой после смены коллектива. Осталось лишь увидеть ее в деле на соревнованиях. Ведь в арсенале у Сони достаточно много ультра-си: и аксель, и другие четверные.

Квадов от самой опытной участницы контрольных прокатов зрители пока не увидели. Но известно, что 25-летняя Туктамышева работает над четверными тулупом и лутцем. Кто знает, может, фигуристка удивит прыжками в четыре оборота по ходу сезона. А пока начала прокат со своего коронного тройного акселя, приземлив его через тройки. Правда, со второго акселя Лиза упала. Остальной контент — тройной лутц, тройной флип, двойной аксель + тройной сальхов через ойлер, тройной лутц, тройной риттбергер.

О травмах Туктамышева говорить не любит, но все знают, что выступать в Москве ей было нелегко. По словам одного из тренеров спортсменки, Татьяны Мишиной, Елизавета простыла накануне прокатов. Впрочем, это не помешало ей выглядеть на льду ярко и эффектно.

Приятно было видеть всех наших девушек, которые, несмотря на проблемы со здоровьем и травмы — а они были почти у всех, — продолжают активно работать на тренировках и отдавать себя спорту. Радостно, что сезон стартовал, новые программы поставлены и российское фигурное катание по-прежнему на топовом уровне.

Валиева показала самую спорную программу. Что она хотела ей сказать?


По итогам контрольных прокатов большинство не в форме, но за месяц до старта «Гран-при России» это нормально.

Полный «Мегаспорт» — лучшее свидетельство того, что фигурное катание в нынешние времена — надежда номер один российского спорта. На контрольных прокатах были полные трибуны, с атмосферой, фанатскими акциями вроде массового заброса льда игрушками и тому подобным. Само фигурное катание в форме. Не в форме фигуристы. Это было видно и по девушкам — лишь один четверной на шесть фигуристок, многочисленные ошибки и падения. Понятно, что за месяц до старта соревнований не нужно подходить с особыми мерками. Так что никакой критики, только констатация факта: чисто в воскресенье откатала только Валиева, и то без четверных и тройного акселя. По ее словам, она восстанавливается от травм, но здоровых спортсменов в принципе не бывает. Есть ощущение, что дело и не в оптимальной форме.

Тутберидзе высказалась через программу Валиевой

Но ее прокат — сильнейший момент всего уик-энда. Неожиданное начало с англоязычными новостями, открывающийся капюшон в конце — мол, я ничего не скрываю. Сильная находка, с подтекстом. Интересно послушать, как рождалась эта идея и пришлось ли убеждать Камилу вспоминать эти психологические моменты. Навряд ли Камила сама пришла к тренерам со словами: «Хочу катать программу про скандал на Олимпиаде». Но даже если эту программу предложил штаб Тутберидзе — выглядело это эффектно. Настолько, что после проката с трибун крикнули, поймав тишину: «Этери — лучший тренер!» Сколько зрителей, столько и мнений. В том числе об этичности данного выбора.

Решение по делу Валиевой, кстати, должно быть принято очень скоро. Это программа не для постоянного катания, может быть, даже для разового. Может, это тоже о чем-то говорит?

Снятие Трусовой — проблема

У других фигуристок, которые рискнули пойти на ультра-си, получалось неидеально. Запомнилась Петросян — четверным тулупом и цельной программой, где были хореографические фишки и очень музыкальные фрагменты. А вот Акатьева показалась привычной — после проката она под смех зала (добрый) и самой Тутберидзе рассказывала, как превращается из растения в тигра, а затем в птицу. Звучало мило, но. непретенциозно, что ли. Особенно после экстаза зала от Валиевой.

Интересная хореография у Муравьевой, но все три попытки тройного акселя за два дня ушли в молоко — падение, «бабочка» и степ-аут.

Самоделкина жестко расшиблась на четверном риттбергере и затем не пошла на тройной аксель (только этим можно объяснить два двойных подряд в программе), зато показала лутц + риттбергер. Но не совсем понятен остался замысел — не только мне, но и сидевшим вокруг зрителям.

Туктамышева, кстати, выглядела подготовленной, и первый аксель ей удался. Но риск со вторым оказался неоправдан. И катает ведь Лиза тоже проникновенную, красивую, необычную программу — но «хайпа» в ней меньше, чем у Камилы.

Отдельно хочется сказать о снятии Трусовой. О ее неучастии стало известно в воскресенье днем, причем Саша пришла к вечеру посмотреть прокаты мужчин (очевидно, кого из мужчин). Что явственно указывает на то, что произвольная программа, возможно, просто не доведена до ума. Это тоже нормально, но тогда о снятии можно сообщить заранее — я видел на трибунах настроенных поклонников Трусовой, которые ждали именно ее. А в холле бесплатно раздавали мишек с символикой платежной системы «Мир», одного из спонсоров федерации с прошлого года.

Спорная постановка Жулина

По сравнению с женщинами другие виды остаются традиционно в тени. Что запомнилось: в парах Анастасия Мишина упала с выброса в исполнении Александра Галлямова. Происходит это так же редко, как Элвис Пресли не попадал в ноты. Программа под его хиты не слишком отличалась от прошлогодней по элементам и даже некоторым движениям между прыжками — пожалуй, выделялся только гидроблейд Саши с помощью Насти, держащей за руку его конек. Что выделялось — так это костюм, особенно партнера.

Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Фото Дарья Исаева,

Очень мощно выступили Юлия Артемьева и Алексей Брюханов — новая пара во главе с Павлом Слюсаренко. Сильные поддержки, атлетизм и тренерский талант могут сделать из этой пары нечто выдающееся. Во всяком случае теперь видно, что Брюханову до этого не слишком везло с партнершами.

А, по сути, единственными, кто исполнил программу чисто, стали даже не Тарасова/Морозов, у которых были шероховатости, а Мухортова/Евгеньев из команды Нины Мозер.

Танцы в отсутствие лидеров смотрелись блекло. Чисто субъективно: выделились Кагановская/Ангелопол — для вчерашних юниоров у них очень много уверенности. А вот пара Александра Жулина Тютюнина/Багин откатала программу, очень напоминающую произвольный танец Синициной/Кацалапова от 2018 года под Рахманинова.

«Камнепад» мужчин

Закрывали программу прокатов мужчины. Здесь ожидались осадки в виде камнепада, как когда-то назвал массовые падения фигуристов один знакомый одиночник. Но все логично — парни шли на более сложный контент и платили за риск. Чист оказался разве что Евгений Семененко, который вышел после тяжелой травмы и оттанцевал под необычный корейский трек, но с тройными. Показалось, что Семененко приветствуют уже громче, чем Коляду или Кондратюка, — точно не слабее. Чем больше девушек узнают о его существовании, тем у большего количества он становится «крашем». Обычно тихий и спокойный медик Семененко здесь отжег по полной, даже во время вращения умудряясь заводить публику руками. Еще и обнял девочку, подбиравшую мягкие игрушки. Короче, стал шоуменом и явно хочет захватить статус номера один в мужском одиночном. И такие небольшие фишки и игра на публику могут в этом помочь.

Кондратюк зашел в произвольной на четверной лутц, но шансов было мало — и потом упал еще два раза. Падал Самарин, Ерохов, лучше всех были, пожалуй, Гуменник и Игнатов, которые смогли сделать четверной риттбергер, и Алиев, который сделал три четверных. Коляда, как очень часто бывает, не избежал «бабочки», которую в случае Михаила вполне можно включать в шкалу стоимости и оценивать по GOE как новый элемент. Тем не менее «Танго в сумасшедшем доме» выглядит глубоко — больше, чем набор прыжков под музыку.

Пока в Москве сыро. Посмотрим, как будет через месяц в той же Москве на соревнованиях.

Загитова задала Трусовой провокационный вопрос, Самоделкина победила учениц Тутберидзе

С последнего выступления лучших российских фигуристок прошел 181 день — 27 марта в Саранске завершился Кубок Первого канала. Почти ровно полгода. За эти дни многое успело измениться в мире и фигурном катании, поэтому особенная интрига была в том, кто в какой форме вернется.

И без того сюрреалистичный сезон открывался странно, потому что у женщин сегодня не было главного лидера, Анны Щербаковой, а в танцах отсутствовали 4 из 5 главных дуэтов страны. Да и из мыслей фигуристов почти весь этот год спорт всячески вытесняется.

На лед — с красной дорожки

И все-таки усилия по созданию праздника вопреки всему стоит отметить. Что сразу бросилось в глаза — новинки в показе. Теперь выступление фигуристов предваряет видеоврезка в стиле американского телевидения, а у кромки льда поставили экран, на котором фигуристы изображены в костюмах и платьях — обычно мы их видели такими только на жеребьевке чемпионата России. Сразу после проката ребят забирал Максим Траньков и брал интервью прямо на красной ковровой дорожке, которые слышал весь зал.

Еще — что за половину первого дня прокатов (танцы и женское одиночное катание) мы ни разу не услышали русскую музыку. В танцах ее обнаружить было сложно — ISU задал темой ритм-танца в этом сезоне латиноамериканские мотивы, но ни девушки, ни парни, ни пары музыкальным патриотизмом в этом году не отличились, несмотря на сезон в изоляции. Статистика по танцам и женщинам у меня получилась такой: 6 композиций на английском, 4 — на испанском, 2 — на французском и 2 — без слов.

Самоделкина выиграла

Но о танцах позже — больше всех, полгода, ждали, конечно, одиночниц. Для схематичного понимания, что происходило в «Мегаспорте», весь прыжковый контент девушек в короткой программе:

Софья Муравьева: тройной аксель (падение), тройной флип, тройной лутц + тройной тулуп;

Александра Трусова: двойной аксель, тройной флип, тройной лутц + тройной тулуп (ошибка на выезде, коснулась льда рукой);

Софья Самоделкина: тройной аксель, тройной флип, тройной лутц + двойной тулуп ;

Камила Валиева: двойной аксель, тройной флип, тройной лутц + тройной тулуп;

Софья Акатьева: тройной аксель (коснулась рукой льда), тройной флип, тройной лутц + тройной тулуп;

Аделия Петросян: двойной аксель, тройной флип, тройной лутц + тройной тулуп;

Елизавета Туктамышева: тройной аксель, тройной лутц, двойной флип («бабочка» и без каскада из-за травмы).

Что впечатлило: женственная, а не привычно атлетичная Софья Самоделкина в изящном черном платье — возможно, и здесь крылась причина смены тренера внутри ЦСКА с Сергея Давыдова на Светлану Соколовскую. Если даже это не причина, то как минимум следствие. Это еще один кирпичик в строительство империи Соколовской, которая готова уже и в женском одиночном потеснить Этери Тутберидзе. И сама Софа сказала, что изменилась внутренне и внешне. Она, пожалуй, сегодня выиграла короткую программу — чистый триксель, попадание в образ под песню Can ' t Help Falling In Love , а у всех остальных либо ошибки на акселе, либо он двойной, либо ошибки в других местах. Особенно обидно за Туктамышеву, которая в начале своего 16-го сезона воткнула отличный аксель, но в конце сделала двойной флип без тулупа.

Что у группы Тутберидзе?

Трусова на тройной аксель не заходила и была, показалось, не в идеальной форме — схватилась за лед на тулупе в каскаде и ощутимо отставала в скорости на вращениях. Позже она рассказала о проблемах со спиной. Но ее приветствовали громче всех — наряду, пожалуй, с Лизой.

Программы что у Александры (I Put A Spell On You), что у Камилы Валиевой (музыка Ханса Циммера из «Интерстеллара») узнаваемые, знак качества от Глейхенгауза. Кому-то они могут не нравиться, надоесть, но они смотрятся. Валиева все сделала чисто, но избежала акселя три с половиной. А лутц + риттбергер в отсутствие Щербаковой не показал никто. Но настроение в группе Тутберидзе хорошее: Этери Георгиевна смеялась на разминке вместе с Трусовой, Даниил буквально угорал над представлением фигуристок на красной ковровой дорожке.

Убедительнее были Акатьева и Петросян, которые также выступили под привычные лиричные мотивы. Была и рубрика, по которой многие скучали, — критика практически идеальных прокатов от Тутберидзе. Софье она высказала: «Зачем коснулась рукой льда? Не надо!» Акатьева приземлилась на внутреннее ребро после акселя, и пришлось ловить себя рукой и льдом.

Загитова прибавила и становится шоувумен

Но кто точно круто отработал в субботу, так это Алина Загитова, которая спрашивала у Трусовой, катается ли она для Марка [Кондратюка], и получила ответ: «Для Марка и для всех болельщиков». В чатах после этого я видел столь привычные мне претензии к Загитовой: «Зачем она это спросила?» Неужели поклонники Алины теперь ее невзлюбят после начала журналистской карьеры или это другое? Но в глазах олимпийской чемпионки был виден репортерский огонек, когда она слышала интересный ответ, — а значит, чемпионка на правильном пути. Сама она вопрос про Марка назвала «заковыристым», у Самоделкиной спросила, все ли она делает сама. Камилу раскрутила показать еще раз слово, зашифрованное в начале программы азбукой Морзе. Мило пошутила с Лизой, что никто не видел ее спотыкача в конце программы.

В общем, если в этом сезоне еще будет иметь смысл соревноваться (а федерация всячески работает над целеполаганием), то будет интересно. Самоделкина и Туктамышева в порядке и могут навязать конкуренцию штабу Тутберидзе. Да и Муравьева, несмотря на единственное у женщин падение, выглядела интересно. А есть еще и Косторная — которую сегодня штурмовала толпа в холле.

В танцах в бой идут одни новички

Самым опытным дуэтом на этих прокатах, как бы неадекватно это ни звучало, в танцах являются Худайбердиева/Базин. Четыре из пяти топ-пар не приняли участия в прокатах: Синицина/Кацалпов, Степанова/Букин, Дэвис/Смолкин, Морозов/Нарижный. Каждая — по своим причинам. Почти все выступавшие — новички. И для первого выступления на публике уровень весьма высок. Если уж в этом сезоне решили делать шоу, то можно тасовать состав пар каждый этап «Гран-при» — кажется, наших танцоров и парников и этим не удивишь.

Странно было бы гнать позитив, когда нет основных лидеров сборной. Но чистое катание показали почти все. Худайбердиева/Базин насладились статусом первого номера прокатов, запомнилась питерская пара Миронова/Устенко из группы Елены Соколовой, тренера со своим особым взглядом. Ребята прошли через сложные тренировочные условия и забвение со стороны руководства. Выделились со знаком минус разве что Тютюнина/Багин, которые допустили несколько видимых невооруженным глазом ошибок. Хотя катаются они в группе Александра Жулина, и ему надо усиливаться. Тренерский дуэт Свинин/Жук в связке с Морозовым и Алексеем Горшковым — звучит очень мощно.

Интереснее будет посмотреть на завтрашний произвольный танец, в котором у хореографов и фигуристов будет больше свободы выбора программ.

Сальто на льду – запрещенный прием в фигурке: за него штрафуют, только один человек исполнил легально

Правила фигурного катания часто меняют. Иногда кардинально – как с системой оценок в 2004-м. Иногда локально: например, после Олимпиады-2018 ввели табу на исполнение всех прыжков во второй половине программы.

Но есть в фигурке особый раздел – запрещенные элементы. От одних отказались по соображениям безопасности, другие убрали для сохранения композиции программ.


Сальто: запрещено с 70-х, только один спортсмен успел прыгнуть по правилам

Пожалуй, самый эффектный и популярный элемент из запрещенных.

Лишь один человек исполнял сальто, не нарушая правила – американец Терри Кубичка на ЧМ-1975. Вскоре трюк запретили из-за понятных рисков, но сальто на льду осталось: его нередко исполняют в показательных номерах (Чен, Мессинг, Фернандес).

Исключение на соревнованиях – прыжок пятикратной чемпионки Европы Сюрии Бонали на Олимпиаде-1998. Колоритная француженка заняла 6-е место в короткой программе, а произвольную начала с падения (по сути, сразу потеряв шансы на медаль), но не отказалась от сальто назад с приземлением на одну ногу.

Зрители встретили трюк овацией, судьи – штрафом в 0,2 балла из обеих оценок (современная оценка пострадает на два балла). Для Бонали это прыжок-визитка, она даже исполняла каскад с сальто.

Ограничения по прыжкам (не больше трех подряд) и реквизиту

На соревнованиях можно исполнить каскад максимум из трех прыжков, но на тренировках фигуристы иногда поражают. Алина Загитова и ее пять прыжков в Пхенчхане-2018 – все тройные.

Танцорам нельзя исполнять многооборотные прыжки, а парникам – прыгать навстречу друг другу.

Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах

Во всех видах также запрещен реквизит, а за части костюма, оставленные на льду, следует штраф. Но, конечно, эти правила не работают для показательных номеров.


Нельзя садиться на голову партнеру, хватать за нижнюю часть ноги

В парном катании и в танцах много ограничений для поддержек: неправильный хват, поддержки без рук, партнерше нельзя сидеть на голове партнера или становиться ногами на плечи. К тому же вращение в поддержке не должно превышать 3,5 оборота.

Фигуристы все это игнорируют на показательных. Вращение при запрещенном хвате (за нижнюю часть ноги) смотрятся куда более пугающим элементом, чем сальто.

У канадцев Изабель Брассер и Ллойда Айслера, двукратных призеров Олимпийских игр, – полный набор запретов: выброс вверх с поддержки (0:47), вертикальное вращение партнерши (с 1:13), стояние на плечах (с 1:50) и вращение с хватом за ногу (с 2:55).

Лежать – тоже нельзя

В танцах существует еще один запрет: фигуристы не могут касаться руками льда, а также лежать или стоять на коленях на льду. Так что знаменитое «Болеро» в исполнении британцев Джейн Торвилл и Кристофера Дина выглядело бы совсем иначе при современных правилах.

Стояние на коленях сейчас приравнивают к падению. Здесь ISU руководствовалось логикой: лежание или сидение на льду вряд ли можно назвать катанием – хотя это и не портило программы фигуристов.


Ютуб и соцсети порезали фигурку на хайлайты: падения, поддержки, выбросы. Жаль, но мы перестали смотреть программы целиком

Сальто, опасные поддержки и другие запрещённые элементы в фигурном катании – видео

Алексей Адамов

В фигурном катании часто раздаются призывы запретить тот или иной элемент. В последние пару лет под огонь скептиков попали четверные прыжки у женщин, которые пока разрешены только в произвольной программе. Сторонники полного исключения четверных из женских прокатов настаивают на травмоопасности и чрезмерной нагрузке на организм при исполнении прыжков в четыре оборота.

Противники запрета считают, что такая мера поставит под угрозу прогресс и отбросит развитие фигурного катания назад. Однако вероятность исчезновения четверных из выступлений одиночниц всё-таки существует, и эта ситуация вовсе не станет беспрецедентной. Возможно, вы удивитесь, но список запрещённых элементов в фигурном катании и сейчас выглядит внушительно.

Так какие же элементы запрещены в фигурном катании и почему?

Сальто назад и опасные каскады

Один из самых эффектных и вместе с тем экстремальных элементов в фигурном катании находится под запретом уже более 40 лет. В 1976 году американец Терри Кубичка неожиданно выиграл чемпионат США, исполнив сразу пять тройных прыжков в произвольной программе. Но самое сильное впечатление на зрителей произвело сальто назад. Вскоре Терри представил своё ноу-хау и на чемпионате мира.

Международный союз конькобежцев счёл этот трюк опасным для жизни и здоровья фигуристов и наложил вето на его исполнение в рамках официальных соревнований. Таким образом, Кубичка так и остался единственным, кто сделал сальто назад, не нарушив при этом правил. Однако в профессиональных турнирах и показательных выступлениях диковинный элемент встречается до сих пор. К примеру, осенью 2019-го исполнением сальто назад своих болельщиков порадовал двукратный чемпион мира американец Нэйтан Чен.

Но самое памятное использование этого рискованного трюка принадлежит француженке Сурии Бонали. На Олимпиаде в Нагано пятикратная чемпионка Европы, уже потеряв шансы на медаль, решила оторваться по полной и сделать что-то необычное. И пусть арбитры были вынуждены оштрафовать спортсменку, зал остался в восторге, а ролик с сальто Бонали и по сей день является хитом в интернете.

Через два года Бонали с успехом повторила свой коронный номер на чемпионате мира среди профессионалов в США. Получилось очень эффектно и зрелищно, аж дух захватывает!

Под запретом находится и каскад из четырёх и более прыжков кряду. Спортсмены нередко практикуют такие упражнения на тренировках и в разминках, однако вставлять в каскад более трёх прыжков во время соревновательных прокатов не допускается из-за риска получения травмы. Зато смотрятся такие каскады просто великолепно, особенно в исполнении мастеров уровня Евгении Медведевой.

Запрещённые поддержки

Большое количество ограничений связано со спортивными парами и танцами на льду. Во избежание столкновений партнёрам запрещено прыгать по направлению друг к другу. При исполнении поддержек запрещается:

— держать партнёршу за любые части тела, кроме рук, верхней части ног и туловища;
— исполнять вращение более чем в 3,5 оборота. Даже смотреть на такие эксперименты страшно:

— вращать партнёршу в вертикальной плоскости;
— вращать партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
— совершать вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
— раскручивать партнёршу за руку или за ногу так, чтобы она теряла контакт со льдом. Можно же и не удержать, как на этом видео:

— удерживать партнёршу вниз головой в позе шпагата (с углом между бёдрами более 45 градусов);
— поднимать партнёршу на вытянутой руке так, что место контакта партнёров находится выше головы партнёра;
— проводить партнёрше большую часть программы в поддержках;
— сидеть на голове и стоять на плечах партнёра. Согласитесь, это выглядит особенно страшно:

Эти ограничения направлены на минимизацию риска получения травмы. Даже при существующих запретах падение в соревнованиях спортивных пар чревато серьёзными повреждениями, а зрители смотрят на сложнейшие поддержки с замиранием сердца. В танцах также запрещены прыжки и выбросы более чем в один оборот.

Лекарство от хитрости

Если все перечисленные запреты обусловлены заботой о здоровье фигуристов, то следующая группа ограничений введена для того, чтобы спортсмены не тянули время или компенсировали недостаток мастерства визуальными эффектами.

Именно поэтому Международный союз конькобежцев запретил фигуристам лежать на льду во время выступлений или неподвижно стоять на двух коленях. Раньше благодаря таким маленьким хитростям фигуристы экономили силы и «убивали» время программы.

Запрещено также использовать реквизит во время соревновательных прокатов. Мало того что это не позволяет зрителям и судьям оценивать мастерство спортсмена, так и ещё может привести к травме.

Благо фигуристам никто не мешает проявлять фантазию и экспериментировать в показательных выступлениях, а вот исполнение запрещённых элементов и приёмов в официальных соревнованиях неизбежно приведёт к штрафу в 2 балла. Несмотря на то что в фигурном катании полно запрещённых элементов, фигуристы всё равно продолжают рисковать и исполнять их на радость публике.

Читайте также: