Стальной лотос в фигурном

Обновлено: 01.05.2024


Немало бед свалилось в последнее время на наших фигуристов, особенно на одиночниц. Отсутствие международных стартов, болезни, травмы. Но тем не менее они здесь, и они готовы. Понятно, что о форме спортсменов говорить пока рано — это только самое начало необычного сезона, а программы еще не вкатаны. Но тем не менее фигуристки выглядят сильно, солидно и, главное, абсолютно конкурентоспособно. И пусть в произвольных программах женщин был всего один четверной (!) прыжок. Мы все прекрасно знаем — наши могут еще круче, просто еще не время.

Снятие Трусовой

Во второй день открытых прокатов зрители не увидели одну из главных звезд нашего фигурного катания: Александре Трусовой пришлось сняться с произвольной программы из-за травмы спины. Разговоры о том, что серебряный призер Олимпийских игр не выйдет на лед, стали ходить еще накануне. Об этом сообщил фанатский аккаунт фигуристки. Позднее федерация подтвердила: Александра не выступит с произвольной программой. После короткого проката Трусова рассказала, что практически не каталась перед контрольными прокатами — мешает травма спины:

«Могу сказать, что сейчас тренируюсь в облегченном режиме, у меня травмирована спина, я почти не каталась. Решила выступать, потому что ждут болельщики. Что конкретно со спиной? Просто травмировала, накопительный эффект. Я неделю не каталась, потом каталась только на одном льду в день. Вышла неделю назад, каталась по 50 минут. Я не каталась бы вообще, если бы не надо было выступать. Каталась, сколько могла, потом меня отпускали», — рассказала Трусова.

Судя по всему, травма действительно серьезная. Впрочем, в снятии Александры с контрольных прокатов ничего страшного нет — в конце концов, сезон длинный, а здоровье важнее.

Драматичная Валиева, небезупречные Акатьева и Петросян

Олимпийская чемпионка в командных соревнованиях показала свою личную драму в произвольной программе. Начинается постановка с фрагментов с выпуска новостей — отсылка к событиям в Пекине. Сначала это выглядело странным и не совсем понятным. Но в концовке Камила спряталась за капюшон и едва сдержала эмоции. И вот тут полностью сложился пазл олимпийской драмы.

История, которую пережила Камила, на данный момент еще не завершена. Но тех переживаний, которые свалились на плечи 15-летней на тот момент фигуристки, не пожелаешь никому. За всеми отсылками в этой постановке совершенно не бросается в глаза то, что выступала Валиева без ультра-си.

Нетипичный для Камилы контент был вынужденным — фигуристка рассказала накануне, что восстанавливается от травмы. Поэтому ей приходится беречь себя и избегать падений. Поэтому парад ультра-си сегодня открывала еще одна ученица Этери Тутберидзе — Софья Акатьева, начав программу с тройного акселя.

Увы, четверной у 15-летней спортсменки не получился — было падение с четверного тулупа. Но остальные элементы: тройной риттбергер, каскады лутц-тулуп и флип-ойлер-сальхов и тройной лутц — без вопросов. Соня не зря считается одной из самых талантливых фигуристок и находится в неплохой форме.

Как и Аделия Петросян, которая стала первой спортсменкой с удачной попыткой четверного прыжка. Фигуристка исполнила четверной тулуп, но упала с четверного риттбергера. Остальной контент — тройной лутц + двойной аксель, двойной аксель, тройной лутц + тройной сальхов через ойлер, тройной флип, тройной флип + тройной тулуп. Все без грубых ошибок.

В произвольной программе Аделии довольно интересная музыкальная подборка: One More Time от Kyven, Vie-Ni (From «Quando l'amore e sensualita») от Эннио Морриконе. По словам фигуристки, музыку предложила Этери Тутберидзе.

«Этери Георгиевна предложила эту музыку и сказала, что это может быть новый этап, если получится почувствовать. Я решила попробовать. Надеюсь, будет хорошо смотреться, когда вкатаю», — рассказала Петросян после выступления.

Обновленная Самоделкина, эффектная Туктамышева

Нелегко пришлось Софье Муравьевой, которая все еще лечит травму ноги. Уже стартовый тройной аксель в произвольной программе у нее не получился. Вторая попытка была более удачной — она приземлила триксель со степ-аутом. На четверные прыжки фигуристка не заходила. Но сама программа у Муравьевой получилась очень красивая: образ Джульетты и интересная музыка: East of Eden от Jason Ross и Mercy от Kaskade & Galantis.

А тезка Муравьевой, Софья Самоделкина, наверное, стала главным открытием этих контрольных прокатов. Новый тренерский штаб, новая Соня. Она действительно выглядела на льду другой — более взрослой, женственной. И постановка у нее серьезная — под композицию «Аве Мария».

Заявку на сезон фигуристка сделала солидную — правда, эффект слегка смазало жесткое падение с четверного риттбергера. Но приятно порадовал каскад лутц + риттбергер. Видно, что спортсменка много работала над собой после смены коллектива. Осталось лишь увидеть ее в деле на соревнованиях. Ведь в арсенале у Сони достаточно много ультра-си: и аксель, и другие четверные.

Квадов от самой опытной участницы контрольных прокатов зрители пока не увидели. Но известно, что 25-летняя Туктамышева работает над четверными тулупом и лутцем. Кто знает, может, фигуристка удивит прыжками в четыре оборота по ходу сезона. А пока начала прокат со своего коронного тройного акселя, приземлив его через тройки. Правда, со второго акселя Лиза упала. Остальной контент — тройной лутц, тройной флип, двойной аксель + тройной сальхов через ойлер, тройной лутц, тройной риттбергер.

О травмах Туктамышева говорить не любит, но все знают, что выступать в Москве ей было нелегко. По словам одного из тренеров спортсменки, Татьяны Мишиной, Елизавета простыла накануне прокатов. Впрочем, это не помешало ей выглядеть на льду ярко и эффектно.

Приятно было видеть всех наших девушек, которые, несмотря на проблемы со здоровьем и травмы — а они были почти у всех, — продолжают активно работать на тренировках и отдавать себя спорту. Радостно, что сезон стартовал, новые программы поставлены и российское фигурное катание по-прежнему на топовом уровне.

Валиева показала самую спорную программу. Что она хотела ей сказать?


По итогам контрольных прокатов большинство не в форме, но за месяц до старта «Гран-при России» это нормально.

Полный «Мегаспорт» — лучшее свидетельство того, что фигурное катание в нынешние времена — надежда номер один российского спорта. На контрольных прокатах были полные трибуны, с атмосферой, фанатскими акциями вроде массового заброса льда игрушками и тому подобным. Само фигурное катание в форме. Не в форме фигуристы. Это было видно и по девушкам — лишь один четверной на шесть фигуристок, многочисленные ошибки и падения. Понятно, что за месяц до старта соревнований не нужно подходить с особыми мерками. Так что никакой критики, только констатация факта: чисто в воскресенье откатала только Валиева, и то без четверных и тройного акселя. По ее словам, она восстанавливается от травм, но здоровых спортсменов в принципе не бывает. Есть ощущение, что дело и не в оптимальной форме.

Тутберидзе высказалась через программу Валиевой

Но ее прокат — сильнейший момент всего уик-энда. Неожиданное начало с англоязычными новостями, открывающийся капюшон в конце — мол, я ничего не скрываю. Сильная находка, с подтекстом. Интересно послушать, как рождалась эта идея и пришлось ли убеждать Камилу вспоминать эти психологические моменты. Навряд ли Камила сама пришла к тренерам со словами: «Хочу катать программу про скандал на Олимпиаде». Но даже если эту программу предложил штаб Тутберидзе — выглядело это эффектно. Настолько, что после проката с трибун крикнули, поймав тишину: «Этери — лучший тренер!» Сколько зрителей, столько и мнений. В том числе об этичности данного выбора.

Решение по делу Валиевой, кстати, должно быть принято очень скоро. Это программа не для постоянного катания, может быть, даже для разового. Может, это тоже о чем-то говорит?

Снятие Трусовой — проблема

У других фигуристок, которые рискнули пойти на ультра-си, получалось неидеально. Запомнилась Петросян — четверным тулупом и цельной программой, где были хореографические фишки и очень музыкальные фрагменты. А вот Акатьева показалась привычной — после проката она под смех зала (добрый) и самой Тутберидзе рассказывала, как превращается из растения в тигра, а затем в птицу. Звучало мило, но. непретенциозно, что ли. Особенно после экстаза зала от Валиевой.

Интересная хореография у Муравьевой, но все три попытки тройного акселя за два дня ушли в молоко — падение, «бабочка» и степ-аут.

Самоделкина жестко расшиблась на четверном риттбергере и затем не пошла на тройной аксель (только этим можно объяснить два двойных подряд в программе), зато показала лутц + риттбергер. Но не совсем понятен остался замысел — не только мне, но и сидевшим вокруг зрителям.

Туктамышева, кстати, выглядела подготовленной, и первый аксель ей удался. Но риск со вторым оказался неоправдан. И катает ведь Лиза тоже проникновенную, красивую, необычную программу — но «хайпа» в ней меньше, чем у Камилы.

Отдельно хочется сказать о снятии Трусовой. О ее неучастии стало известно в воскресенье днем, причем Саша пришла к вечеру посмотреть прокаты мужчин (очевидно, кого из мужчин). Что явственно указывает на то, что произвольная программа, возможно, просто не доведена до ума. Это тоже нормально, но тогда о снятии можно сообщить заранее — я видел на трибунах настроенных поклонников Трусовой, которые ждали именно ее. А в холле бесплатно раздавали мишек с символикой платежной системы «Мир», одного из спонсоров федерации с прошлого года.

Спорная постановка Жулина

По сравнению с женщинами другие виды остаются традиционно в тени. Что запомнилось: в парах Анастасия Мишина упала с выброса в исполнении Александра Галлямова. Происходит это так же редко, как Элвис Пресли не попадал в ноты. Программа под его хиты не слишком отличалась от прошлогодней по элементам и даже некоторым движениям между прыжками — пожалуй, выделялся только гидроблейд Саши с помощью Насти, держащей за руку его конек. Что выделялось — так это костюм, особенно партнера.

Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Фото Дарья Исаева,

Очень мощно выступили Юлия Артемьева и Алексей Брюханов — новая пара во главе с Павлом Слюсаренко. Сильные поддержки, атлетизм и тренерский талант могут сделать из этой пары нечто выдающееся. Во всяком случае теперь видно, что Брюханову до этого не слишком везло с партнершами.

А, по сути, единственными, кто исполнил программу чисто, стали даже не Тарасова/Морозов, у которых были шероховатости, а Мухортова/Евгеньев из команды Нины Мозер.

Танцы в отсутствие лидеров смотрелись блекло. Чисто субъективно: выделились Кагановская/Ангелопол — для вчерашних юниоров у них очень много уверенности. А вот пара Александра Жулина Тютюнина/Багин откатала программу, очень напоминающую произвольный танец Синициной/Кацалапова от 2018 года под Рахманинова.

«Камнепад» мужчин

Закрывали программу прокатов мужчины. Здесь ожидались осадки в виде камнепада, как когда-то назвал массовые падения фигуристов один знакомый одиночник. Но все логично — парни шли на более сложный контент и платили за риск. Чист оказался разве что Евгений Семененко, который вышел после тяжелой травмы и оттанцевал под необычный корейский трек, но с тройными. Показалось, что Семененко приветствуют уже громче, чем Коляду или Кондратюка, — точно не слабее. Чем больше девушек узнают о его существовании, тем у большего количества он становится «крашем». Обычно тихий и спокойный медик Семененко здесь отжег по полной, даже во время вращения умудряясь заводить публику руками. Еще и обнял девочку, подбиравшую мягкие игрушки. Короче, стал шоуменом и явно хочет захватить статус номера один в мужском одиночном. И такие небольшие фишки и игра на публику могут в этом помочь.

Кондратюк зашел в произвольной на четверной лутц, но шансов было мало — и потом упал еще два раза. Падал Самарин, Ерохов, лучше всех были, пожалуй, Гуменник и Игнатов, которые смогли сделать четверной риттбергер, и Алиев, который сделал три четверных. Коляда, как очень часто бывает, не избежал «бабочки», которую в случае Михаила вполне можно включать в шкалу стоимости и оценивать по GOE как новый элемент. Тем не менее «Танго в сумасшедшем доме» выглядит глубоко — больше, чем набор прыжков под музыку.

Пока в Москве сыро. Посмотрим, как будет через месяц в той же Москве на соревнованиях.

«На азбуке Морзе простукиваю слово». Валиева — о тайном послании в своей программе


Насыщенный соревнованиями сезон в фигурном катании начался с открытых прокатов сборной России в Москве. В этот раз выступления ведущих спортсменов снова проходят в «Мегаспорте». Из олимпийского состава не хватало Анны Щербаковой, восстанавливающейся после операции, Виктории Синициной/Никиты Кацалапова, пропускающих первую часть сезона, Александры Степановой/Ивана Букина и Александры Бойковой/Дмитрия Козловского. Не было и чемпионки Европы Алены Косторной, но только на льду — в самом дворце она присутствовала и общалась с фанатами. Все остальные показали свои новые программы для публики — даже приболевшие перед выступлениями Елизавета Туктамышева и Андрей Мозалев и травмированный Евгений Семененко. Никто из спортсменов не отказался от общения со СМИ — все рассказывали о новых постановках, делились ожиданиями от новых форматов турниров и открыто освещали имеющиеся проблемы со здоровьем.

Валиева и Трусова — с травмами, Туктамышева — после болезни

Девушки традиционно взяли на себя основную порцию внимания, хотя на этот раз они даже не закрывали программу выступлений. Без олимпийской чемпионки Анны Щербаковой и чемпионки Европы Алены Косторной больше половины участниц оказались недавними юниорками, если брать международные правила. Камила Валиева рассказала о зашифрованном послании в начале программы — болельщики неправильно отгадали его, предположив, что это слово «борись». А потом упомянула о своей травме, которая не позволяет ей прыгать ультра-си:

— Самые крутые и положительные впечатления. Я уже отвыкла. Выходить на лед очень круто, когда болельщики так тепло встречают. Как ставили новую программу? Даниил Маркович Глейхенгауз показал мне музыку и дал послушать. Мне очень понравилась. Он предложил историю, что я в начале программы на азбуке Морзе простукиваю слово, которое должны отгадать болельщики. Я из будущего сама себе передаю послание. Нет, это не слово «борись». Как выучила азбуку Морзе? Если думать о каждой букве отдельно, то путаешься. Я написала себе в заметках, в итоге легко было выучить это на азбуке Морзе.

Сейчас у меня травма, из-за которой мне нельзя падать с четверных. И вообще падать нежелательно. Сейчас уже намного лучше, она меня сильно не беспокоит, но если неудачно упаду, то будет не очень хорошо. Не буду торопить события, буду ждать полного восстановления, и тогда уже вперед и с песней. В воскресенье будет облегченный контент, но до официальных стартов еще месяц, — отметила Валиева.

Травмирована и Александра Трусова, у которой болит спина — из-за этого фигуристка некоторое время не каталась, а на прошлой неделе у нее была только одна тренировка в день. В дальнейшем интенсивность занятий планируют увеличить, но пока Трусова не может откатывать весь запланированный контент. Зато Саша удивила новой короткой программой под блюз — выбирала образ сама:

— Могу сказать, что сейчас тренируюсь в облегченном режиме, у меня травмирована спина, я почти не каталась. Решила выступать, потому что ждут болельщики. Что конкретно со спиной? Просто травмировала, накопительный эффект. Я неделю не каталась, потом каталась только на одном льду в день. Вышла неделю назад, каталась по 50 минут. Я не каталась бы вообще, если бы не надо было выступать. Каталась, сколько могла, потом меня отпускали.

Мне очень комфортно в короткой программе, очень нравится, меня спрашивали: «Что хочешь?» У меня никогда такого не было, обычно просто предлагали музыку и уточняли, нравится или нет. Сейчас меня спросили, что хочу, я назвала несколько образов, в том числе сказала про блюз. Этери Георгиевне Тутберидзе и Даниилу Марковичу Глейхенгаузу понравилось, так что теперь блюз. Тренеры помогают, когда я была маленькая, катала блюз, так что примерно понимаю, что нужно, но пытаюсь стать еще лучше, — поделилась Трусова.

У Елизаветы Туктамышевой тоже была травма некоторое время назад, а перед прокатами фигуристка болела — тренер Алексей Мишин даже сказал, что чемпионка мира будет выступать с облегченным контентом без тройных акселей. Но триксель все-таки был — и пусть вторая часть программы получилась неидеальной, зрители оценили постановку гораздо больше, чем две недели назад в Петербурге. Сама Лиза рассказала, что у нее сейчас бывают перепады настроения, но соревнования помогают вернуться к нужным эмоциям:

— Ответить честно про настроение? У меня меняется настроение в последние месяцы достаточно кардинально. В Питере было такое себе состояние, сейчас уже лучше. Видимо, когда такое масштабное мероприятие, ты полностью в это вливаешься, когда все создается ради этой атмосферы начала сезона, не буду говорить, что праздника. По старой памяти включаются эмоции, надо улыбаться, общаться со всеми.

— Какие цели на сезон? У меня смешной ответ, какая у меня цель, но не буду его озвучивать (смеется). Цель — просто выжить в этом сезоне. Шучу, конечно. Просто кататься, получать удовольствие, может, успеть больше поработать над четверными, в сезоне обычно не успеваю. Но, так как будет прыжковый сезон, может, сделаем на этом акцент. Может быть, когда-нибудь я все-таки покажу четверной на публике официально. Это было бы круто, — призналась Туктамышева.

Самарин прокомментировал слухи о мобилизации

Андрей Мозалев рассказал, что на сборах национальной команды в Новогорске приболел и целый день лежал без тренировок. Но зато задался в этом сезоне целью выиграть чемпионат России. Евгения Семененко привели на контрольные прокаты болельщики — пока он все еще восстанавливается после травмы, полученной в Куршевеле: «На данный момент делаю все, что позволяет здоровье. Есть моменты, которые не могу делать. Волчок на правой ноге, например. Тройные безболезненно получаются. Не хочется усугубить травму. Восстановление проходит по плану».

Олимпийский чемпион в команде Марк Кондратюк был не особо многословен — правда, успел сказать, что выступлением недоволен, но о том, чем конкретно, нужно подумать. У Михаила Коляды никаких проблем со здоровьем нет, и, несмотря на ошибки в короткой программе, о недовольстве он не говорил — зато пообщался в формате блица с журналистами. СМИ рассказали ему о том, что в сезоне планируется проведение турнира по шоу-программам, и Миша ответил на вопрос, с кем бы хотелось посоревноваться. И еще пошутил о том, почему поменял костюм к программе:

— Было волнительно, но классно. Публика — супер. Слава богу, жив-здоров. Личная жизнь налажена, все замечательно. Отсутствие международных стартов не смущает. Мне просто хочется кататься дальше. Я всегда катался в удовольствие, не на результат. Шоу-турнир — конечно, прикольно. С кем было бы интересно зарубиться? Да ни с кем, просто кайфануть хочу. Мне оба костюма к короткой нравятся. Почему поменял? Приказ свыше. Свыше — это значит от тренера, — сказал Кондратюк.

У Макара Игнатова все еще проблемы с коньками — они ломаются слишком быстро. Макар даже пошутил, что это из-за того, что он слишком «большой». С чувством самоиронии у Игнатова все в порядке: «Не упал, «бабочек» не сделал — уже хорошо» — ответ фигуриста на вопрос о прокате. В турнире по шоу-программам спортсмен хотел бы поучаствовать, но Макар сейчас уверен, что выиграет отвязный парень Алексей Ягудин: «Наверняка это будет интересно. Выиграет Алексей Ягудин в любом случае. Нужна прикольная идея, чтобы там участвовать. Почему Ягудин? Я был на шоу в Сочи — он отвязный парень. Очень свободный. Играючи и умело взаимодействует с публикой».

Звезда фигурки (без русских) Хендрикс усложняет контент в 22 года. Красотка из Бельгии выиграла первый старт сезона


Getty Images


Олимпийский сезон 2021/22 стал для бельгийки Луны Хендрикс настоящим прорывом. Осенью она блестяще выступила на Гран-при Италии и впервые принесла родной стране медаль элитной серии. В январе 2022-го оказалась выше Александры Трусовой и Анны Щербаковой в короткой программе на чемпионате Европы и заслуженно выиграла малую серебряную медаль в этом виде. А финал сезона преподнес ей шанс всей жизни — из-за отстранения российских фигуристок Луна попала на подиум чемпионата мира, что стало сенсацией для Бельгии.

Многие топовые спортсмены после Олимпиады берут перерыв, чтобы восстановиться после тяжелейшего года. Хендрикс уходить из фигурного катания не захотела и начала новый сезон на «челленджере» Nebelhorn Trophy.

В короткой программе бельгийка пошла на эксперимент. В качестве музыкального сопровождения Луна выбрала микс из двух современных треков — «Si Mama» и «Mi Gente». Получилась задорная постановка с претензией на игривую латину, которая очень подошла спортсменке. Хендрикс не стоит на месте и с прыжковым контентом. Каскад тройной лутц-тройной тулуп она перенесла во вторую половину программы и усложнилась на 0,48 балла. Это практически максимальная возможная база без тройного акселя. Хотя и очень рискованная — в случае ошибки на лутце фигуристка останется без каскада и потеряет большое количество баллов.

Премьера в Оберстдорфе удалась на сто процентов. Луна получила за прокат 76,19 балла, на несколько сотых меньше личного рекорда. Для начала сезона это очень хорошая заявка.

С произвольной пока не все гладко. В прошлом году у нее была очень яркая постановка в восточном стиле, которая покорила сердца болельщиков. Новая программа под композицию «Poeta» итальянского композитора Роби Факкинетти совсем не тянет на такой же уровень. Возможно, сказывается начало сезона, но произвольная выглядит слишком скучно и с непонятным трендовым акцентом на руки, зачастую мешающим восприятию проката. Белый цвет платья тоже не помогает добавить яркости, сливаясь со льдом.

Гораздо интереснее обратить внимание на контент. Хендрикс начала прокат с каскада дупель-ойлер-тройной сальхов. За девять лет международной карьеры бельгийка ни разу не пробовала подобные каскады. На Небельхорне ей не удалось все задуманное — из-за недокрута и падения на тройном лутце пришлось перестраивать всю вторую половину программы и вынужденно идти на каскад 3-3 из флипа и тулупа. Это тоже в новинку для Хендрикс, поэтому последние три прыжковых элемента получились неважно. За прокат бельгийка получила 131,86 балла и с результатом 208,05 балла выиграла турнир.

Ойлерник в программе появился не случайно. В прошлом сезоне фигуристка активно учила тройной риттбергер и пару раз пробовала сделать элемент на соревнованиях. Ближе к Играм-2022 времени экспериментировать не было, поэтому рисковать Луна перестала. Если бельгийка стабилизировала прыжок, то вторая половина программы может выглядеть сильнее, чем раньше — тройной лутц-тройной тулуп, тройной флип-двойной тулуп и тройной риттбергер. А значит, базовая стоимость увеличится на целых 2,58 балла.

В 22 года Хендрикс активно усложняется, и это не может не радовать поклонников, ведь многие перестают учить новые элементы еще в 15-16 лет. Новый контент ей еще предстоит накатывать в соревновательном режиме, ведь главная цель Луны — победа на чемпионате мира.

Пазл Валиевой, снятие Трусовой. Женщины представили произвольные программы на контрольных прокатах

Читайте также: