Стальной шарик нагревают на горелке

Обновлено: 07.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

1. Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) физическая величина

Б) единица физической величины

В) прибор для измерения физической величины

4) удельная теплота плавления

5) хаотичность движения молекул

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса грузика; k — жесткость пружины, l — длина нити, g — модуль свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)

Б)

1) период свободных гармонических колебаний математического маятника

2) циклическая частота свободных гармонических колебаний математического маятника

3) период свободных гармонических колебаний пружинного маятника

4) частота колебаний свободных гармонических колебаний пружинного маятника

3. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Какой(-ие) из участков графика относится(-ятся) к процессу охлаждения воды?


4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики учитель показал ученикам в классе следующий опыт. Он взял стеклянную трубку с плотно притёртым поршнем и погрузил её в сосуд с водой открытым концом — так, чтобы поршень находился почти на уровне воды. Затем учитель начал двигать поршень вверх. Вода из сосуда стала подниматься вслед за поршнем, заполняя трубку (рисунок 1). Что же происходит, когда поршень движется вверх в трубке, погружённой одним концом в воду? При движении поршня вверх воздух над водой под поршнем становится _________(А). Как следствие, давление, производимое им на поверхность воды в трубке, становится _________(Б). Но на открытую поверхность воды в сосуде продолжает действовать _________(В). Поэтому _________(Г) этих давлений вгоняет воду в трубку.

Список слов и словосочетаний:

1) гидростатическое давление

2) атмосферное давление

4) более плотным

7) больше атмосферного

8) меньше атмосферного

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

5. Два шара, массы которых равны m и 3 m , движутся по одной прямой навстречу друг другу со скоростями, модули которых равны 2 v и v соответственно. Полный импульс системы шаров равен по модулю.

6. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Скорость распространения звука равна 100 м/с. Найдите период колебаний звуковой волны. Ответ запишите в секундах.


7. Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С? (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг·°С), удельная теплота плавления свинца — 25 кДж/кг.) Ответ дайте в кДж.

8. На металлическом шарике находится 4,8 · 10 10 избыточных электронов. Чему равен его заряд? Ответ запишите в нанокулонах.

9. Что показывает амперметр A в цепи, схема которой приведена на рисунке?

10. Произошла следующая ядерная реакция: Чему равно зарядовое число атома Х?

11. Стальной шарик нагревают на горелке. Как в процессе нагревания изменятся плотность шарика и его механическая энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

12. На рисунке изображена схема электрической цепи, включающей источник постоянного напряжения U , три резистора сопротивлениями R , 2 R , 3 R и ключ К .

Определите, как изменяются при замыкании ключа следующие физические величины: сила тока, протекающего через сопротивление 2 R ; напряжение между точками А и В .

3) не изменяется

Сила тока, протекающего через сопротивление 2 R

Напряжение между точками А и В

13. На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг·°С).)


Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

1) Внутренняя энергия свинца за первые 5 мин нагревания увеличилась на 13 кДж.

2) В точке Б свинец находится в жидком состоянии.

3) Температура плавления свинца равна 327 °С.

4) При переходе свинца из состояния Б в состояние В внутренняя энергия свинца не изменилась.

5) В точке А на графике свинец находится частично в твёрдом, частично в жидком состоянии.


14. На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.

Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Электромагнитные волны частотой 3 · 10 3 ГГц принадлежат только радиоизлучению.

2) Электромагнитные волны частотой 5 · 10 4 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.

3) Ультрафиолетовые лучи имеют бóльшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.

4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.

5) В вакууме рентгеновские лучи имеют бóльшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

15. Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны соответственно

16. С помощью тонкой собирающей линзы ученик хочет получить изображение предмета AB , расположив его относительно линзы так, как показано на рисунке.


Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Изображение предмета будет увеличенным.

2) Расстояние от точки B до линзы больше, чем расстояние от линзы до изображения точки B .

3) Расстояние от точки A до линзы равно расстоянию от линзы до изображения точки A .

4) Расстояние от точки A до изображения точки A на 1 клетку больше, чем расстояние от точки B до изображения точки B .

5) Линия, соединяющая точки A и B , будет параллельна линии, соединяющей изображения точек A и B .

17. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их работы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) паровая турбина

1) превращение механической энергии во внутреннюю энергию пара

2) превращение внутренней энергии пара в механическую энергию

3) превращение электрической энергии во внутреннюю энергию

4) превращение механической энергии в электрическую энергию

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

1. Электрическая дуга — это излучение света электродами, присоединёнными к источнику тока.

2. Электрическая дуга — это электрический разряд в газе.

3. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает тепловое свечение анода.

4. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает удары молекул газа электронами, испускаемыми катодом.

5. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает электрический ток, проходящий через электроды при их соединении.

Электрическая дуга — это один из видов газового разряда. Получить её можно следующим образом. В штативе закрепляют два угольных стержня заострёнными концами друг к другу и присоединяют к источнику тока. Когда угли приводят в соприкосновение, а затем слегка раздвигают, между концами углей образуется яркое пламя, а сами угли раскаляются добела. Дуга горит устойчиво, если через неё проходит постоянный электрический ток. В этом случае один электрод является всё время положительным (анод), а другой — отрицательным (катод). Между электродами находится столб раскалённого газа, хорошо проводящего электричество. Положительный уголь, имея более высокую температуру, сгорает быстрее, и в нём образуется углубление — положительный кратер. Температура кратера в воздухе при атмосферном давлении доходит до 4000 °С.

Дуга может гореть и между металлическими электродами. При этом электроды плавятся и быстро испаряются, на что расходуется большая энергия. Поэтому температура кратера металлического электрода обычно ниже, чем угольного (2000−2500 °С). При горении дуги в газе при высоком давлении (около 2·10 6 Па) температуру кратера удалось довести до 5900 °С, т. е. до температуры поверхности Солнца. Столб газов или паров, через которые идёт разряд, имеет ещё более высокую температуру — до 6000−7000 °С. Поэтому в столбе дуги плавятся и обращаются в пар почти все известные вещества.

Для поддержания дугового разряда нужно небольшое напряжение, дуга горит при напряжении на её электродах 40 В. Сила тока в дуге довольно значительна, а сопротивление невелико; следовательно, светящийся газовый столб хорошо проводит электрический ток. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывают своими ударами электроны, испускаемые катодом дуги. Большое количество испускаемых электронов обеспечивается тем, что катод нагрет до очень высокой температуры. Когда для зажигания дуги вначале угли приводят в соприкосновение, то в месте контакта, обладающем очень большим сопротивлением, выделяется огромное количество теплоты. Поэтому концы углей сильно разогреваются, и этого достаточно для того, чтобы при их раздвижении между ними вспыхнула дуга. В дальнейшем катод дуги поддерживается в накалённом состоянии самим током, проходящим через дугу.

19. Может ли расплавиться кусок олова в столбе дугового разряда? Ответ поясните.

20. В двух закрытых сосудах одинакового объёма находится одинаковое количество молекул одного и того же газа. Сосуд 1 размещён в тёплом помещении, сосуд 2 — в холодном. В каком из сосудов давление газа больше? Ответ поясните.

21. Из вершины проволочного квадратного контура со стороной 6 м выползает маленький жук, равномерно перемещаясь по проволоке со скоростью 6 см/мин. Можно ли по истечении получаса считать траекторию движения жука прямолинейной? Ответ поясните.

22. Два однородных кубика привели в тепловой контакт друг с другом. Первый кубик изготовлен из меди, длина его ребра 3 см, а начальная температура t 1 = 2 °C. Второй кубик изготовлен из алюминия, длина его ребра 4 см, а начальная температура t 2 = 74 °C. Пренебрегая теплообменом кубиков с окружающей средой, найдите температуру кубиков после установления теплового равновесия.

Плотности алюминия и меди соответственно: Удельные теплоёмкости алюминия и меди соответственно:

23. С лодки равномерно подтягивают канат, поданный на баркас. Первоначально лодка и баркас покоились, а расстояние между ними было 55 м. Определите путь, пройденный лодкой до встречи с баркасом. Масса лодки 300 кг, масса баркаса 1200 кг. Сопротивлением воды пренебречь.

24. При прохождении электрического тока через спираль нагревателя, изготовленную из никелиновой проволоки длиной 80 м и площадью поперечного сечения 0,84 мм 2 , за 10 мин выделилось количество теплоты 726 000 Дж. Чему равно напряжение сети, в которую включили нагреватель?

Пробный экзаменационный вариант «ОГЭ физика пробник 126 вариант» (вариант, ответы, подробное решение 2022)

1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в СИ: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЕДИНИЦА ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

А) электрическое напряжение

Б) электрическое сопротивление

В) электрический заряд

2. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса тела; v — скорость тела; a — ускорение тела. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2) модуль импульса тела

3) модуль равнодействующей силы

3. Мяч массой m поднят на высоту h относительно поверхности земли. Внутренняя энергия мяча зависит

1) только от массы мяча

2) только от высоты подъёма

3) от массы мяча и высоты подъёма

4) от массы и температуры мяча

4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень в оды в сосуде при этом не изменялся.

Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.

Почему же так происходит? Дело в том, что _________(А) на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причём их показания не зависят от того, где находится шарик — в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на _________(Б), которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.

В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь _________(В). А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним. Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжёлый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды _________(Г).

Список слов и словосочетаний:

3) боковая поверхность сосуда

5) сила давления

5. На рисунке приведён график зависимости от времени t модуля скорости v тела массой 2 кг, прямолинейно движущегося относительно Земли. Чему равен импульс этого тела в момент времени, равный 3 с?

6. На рисунке изображён ход луча, падающего на тонкую линзу с фокусным расстоянием F. Какая из линий — 1, 2, 3 или 4 — соответствует ходу прошедшего через линзу луча?

7. Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 1 л воды от 20 °С до 100 °С? Вода нагревается в алюминиевой кастрюле массой 200 г. Тепловыми потерями пренебречь. (Удельная теплоёмкость алюминия — 920 Дж/(кг·°С), воды — 4200 Дж/(кг·°С).) Ответ дайте в килоджоулях.

8. На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен отрицательно и показывает 3 единиц заряда, шар электрометра Б заряжен положительно и показывает 2 единицы заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой алюминиевой проволокой?

9. Определите показания амперметра, если показания вольтметра равны 6 В. Ответ дайте в амперах.

10. Изотоп ксенона в результате серии распадов превратился в изотоп церия Сколько -частиц было испущено в этой серии распадов?

11. Стальной шарик нагревают на горелке. Как в процессе нагревания изменятся плотность шарика и его механическая энергия?

12. При пропускании постоянного электрического тока через провод, намотанный на железный болт, к болту притягиваются гвозди (см. рисунок), то есть болт превращается в электромагнит. Как меняются общее сопротивление электрической цепи и подъёмная сила электромагнита при перемещении ползунка реостата влево? Установите соответствие между физическими величинами и их возможнымиmизменениями. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

3) не изменилась

Подъёмная сила электромагнита

13. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости vx от времени t для тела, движущегося по оси Ox.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

1) В момент времени t1 двигалось тело в направлении, противоположном направлению оси Ох.

2) Точка Е соответствует остановке тела.

3) Участок DE соответствует равномерному движению тела.

4) Участок FG соответствует движению тела с максимальным по модулю ускорением.

5) В момент времени t2 тело имело скорость, равную скорости в начальный момент времени.

14. На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.

Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

1) Электромагнитные волны частотой 3000 кГц принадлежат только радиоизлучению.

2) Рентгеновские лучи имеют бóльшую длину волны по сравнению с ультрафиолетовыми лучами.

3) Длины волн видимого света составляют десятые доли микрометра.

4) Наибольшую скорость распространения в вакууме имеют гамма-лучи.

5) Электромагнитные волны частотой 10 5 ГГц могут принадлежать как инфракрасному излучению, так и видимому свету.

15. Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны соответственно

16. В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рисунок 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рисунок 2). Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Запишите в ответе их номера.

1) Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

17. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1. Абсолютная погрешность измерения массы составляет ±1 г. Абсолютная погрешность измерения объёма равна цене деления мензурки.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма с учётом абсолютных погрешностей измерений;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

18. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) тепловизор (прибор ночного видения, основанный на улавливании тепловых лучей)

Б) приборы для получения снимков участков скелета человека

1) излучение нагретым телом инфракрасных лучей

2) рентгеновское излучение

3) отражение световых лучей

4) дисперсия света

19. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

1. Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев больше.

2. Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев такая же.

3. Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев пренебрежимо мала.

4. Ноги будут мерзнуть меньше на заснеженном тротуаре.

5. Ноги будут мерзнуть меньше на тротуаре, посыпанном солью.

Охлаждающие смеси

Возьмём в руки кусок сахара и коснёмся им поверхности кипятка. Кипяток втянется в сахар и дойдёт до наших пальцев. Однако мы не почувствуем ожога, как почувствовали бы, если бы вместо сахара был кусок ваты. Это наблюдение показывает, что растворение сахара сопровождается охлаждением раствора. Если бы мы хотели сохранить температуру раствора неизменной, то должны были бы подводить к раствору энергию. Отсюда следует, что при растворении сахара внутренняя энергия системы сахар-вода увеличивается.

То же самое происходит при растворении большинства других кристаллических веществ. Во всех подобных случаях внутренняя энергия раствора больше, чем внутренняя энергия взятых в отдельности кристалла и растворителя при той же температуре.

В примере с сахаром необходимое для его растворения количество теплоты отдаёт кипяток, охлаждение которого заметно даже по непосредственному ощущению.

Если растворение происходит в воде при комнатной температуре, то температура получившейся смеси в некоторых случаях может оказаться даже ниже 0 °С, хотя смесь и остаётся жидкой, поскольку температура застывания раствора может быть значительно ниже нуля. Этот эффект используют для получения сильно охлажденных смесей из снега и различных солей.

Снег, начиная таять при 0 °С, превращается в воду, в которой растворяется соль; несмотря на понижение температуры, сопровождающее растворение, получившаяся смесь не затвердевает. Снег, смешанный с этим раствором, продолжает таять, забирая энергию от раствора и, соответственно, охлаждая его. Процесс может продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута температура замерзания полученного раствора. Смесь снега и поваренной соли в отношении 2 : 1 позволяет, таким образом, получить охлаждение до −21 °С; смесь снега с хлористым кальцием (СаСl2) в отношении 7 : 10 — до −50 °С.

20. Во что лучше поместить ёмкость с мороженым при его приготовлении для наилучшего охлаждения: в чистый лёд или смесь льда и соли? Ответ поясните.

21. На длинных проводящих нитях (см. рисунок), подсоединённых к источнику постоянного тока, подвешена упругая медная пружинка длиной l0. Что произойдёт с длиной пружины, если цепь разомкнуть? Изменением размера пружины при нагревании пренебречь. Ответ поясните.

22. Две лампы, рассчитанные на одинаковое напряжение, но потребляющие различную мощность, включены в электрическую сеть последовательно. Какая лампа будет горeть ярче? Ответ поясните.

23. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для вещества массой 1 кг. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Определите удельную теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии. Ответ запишите в джоулях на килограмм на градус Цельсия.

24. Металлический шар массой m1 = 2 кг упал с высоты h = 26 м на свинцовую пластину массой m2 = 1 кг и остановился. На сколько градусов нагрелась пластина, если на её нагревание пошло 80 % выделившегося при ударе количества теплоты? (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг · °С).)

25. Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.

Вариант 3 КИМов к итоговой работе по физике за 8 класс

Ответом к заданиям 1,5,8 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых других дополнительных символов. Ответом к заданиям 2-4, 7, 10-15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 6 и 9 является число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми ве­ли­чи­на­ми и еди­ни­ца­ми их из­ме­ре­ния в Меж­ду­на­род­ной си­сте­ме еди­ниц (СИ): к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го и за­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Б) ки­не­ти­че­ская энер­гия

B) удель­ная теп­ло­та плав­ле­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

2. Пас­са­жир­ский поезд, дви­га­ясь рав­но­мер­но, за 0,5 ч про­ехал 45 км. Чему равна ско­рость по­ез­да?

Ответ:

3. Три металлических шара одинаковых размеров, свинцовый, стальной и алюминиевый, подняты на одну и ту же высоту над столом. Потенциальная энергия какого шара максимальна? (Потенциальную энергию отсчитывать от поверхности стола.)

4) значения потенциальной энергии шаров одинаковы

4. Три сплош­ных ша­ри­ка оди­на­ко­во­го объёма — 1, 2 и 3 — по­ме­сти­ли в сосуд с водой, в ко­то­ром они рас­по­ло­жи­лись так, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Из­вест­но, что один из ша­ри­ков сде­лан из сосны, вто­рой — из па­ра­фи­на, тре­тий – из меди. Из ка­ко­го ма­те­ри­а­ла сде­лан каж­дый шарик?

1) 1 — сосна, 2 — па­ра­фин, 3 — медь

2) 1 — медь, 2 — па­ра­фин, 3 — сосна

3) 1 — сосна, 2 — медь, 3 — па­ра­фин

4) 1 — па­ра­фин, 2 — медь, 3 — сосна

Ответ:

5. Под действием силы тяги, приложенной через динамометр, брусок равномерно передвигают по горизонтальной поверхности стола (см. рисунок).

Используя данные рисунка, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) В вертикальном направлении сила тяжести компенсируется силой упругости, действующей на брусок со стороны стола.

2) Сила трения скольжения равна 1,75 Н.

3) В вертикальном направлении на брусок не действуют никакие силы.

4) Сила тяги F равна 1,75 Н.

5) Сила трения скольжения пренебрежимо мала.

Ответ: □□

6. К свободному концу верёвки, перекинутой через неподвижный блок, прикладывают силу 125 Н, чтобы поднять груз массой 10 кг. Чему равен коэффициент полезного действия неподвижного блока?

Ответ: _______ %.

7. При на­гре­ва­нии газа в гер­ме­тич­но за­кры­том со­су­де по­сто­ян­но­го объёма

1) уве­ли­чи­ва­ет­ся сред­нее рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми

2) умень­ша­ет­ся сред­ний мо­дуль ско­ро­сти дви­же­ния мо­ле­кул

3) умень­ша­ет­ся сред­нее рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми

4) уве­ли­чи­ва­ет­ся сред­ний мо­дуль ско­ро­сти дви­же­ния мо­ле­кул

8. Стальной шарик нагревают на горелке. Как в процессе нагревания изменяются плотность шарика и его внутренняя энергия?

9. Дви­га­тель трак­то­ра со­вер­шил по­лез­ную ра­бо­ту 23 МДж, из­рас­хо­до­вав при этом 2 кг бен­зи­на. Най­ди­те КПД дви­га­те­ля трак­то­ра.

Ответ: _______ %..

10 . К незаряженной лёгкой металлической гильзе, подвешенной на шёлковой нити, поднесли, не касаясь, отрицательно заряженную эбонитовую палочку. На каком рисунке правильно показано поведение гильзы и распределение зарядов на ней?

11 . В электрической цепи, представленной на схеме, сопротивления резисторов равны соответственно R1 = 2 Ом и R2 = 4 Ом. Вольтметр показывает напряжение 18 В.

Напряжение на первом резисторе равно

1) 3 В; 2) 6 В; 3) 4,5 В; 4) 12 В

12. При прохождении электрического тока по проводнику, намотанному на железный сердечник (см. рисунок), сердечник приобретает свойства магнита.

Южный полюс электромагнита находится в области(-ях)

13. На рисунке представлена схема эксперимента по определению объёма твёрдого тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра. Объём твёрдого тела равен

Прочитайте текст и выполните задания 14-16.

По­ляр­ные си­я­ния

По­ляр­ное си­я­ние — одно из самых кра­си­вых яв­ле­ний в при­ро­де. Формы по­ляр­но­го си­я­ния очень раз­но­об­раз­ны: то это свое­об­раз­ные свет­лые стол­бы, то изу­мруд­но-зелёные с крас­ной ба­хро­мой пы­ла­ю­щие длин­ные ленты, рас­хо­дя­щи­е­ся мно­го­чис­лен­ные лучи-стре­лы, а то и про­сто бес­фор­мен­ные свет­лые, ино­гда цвет­ные пятна на небе.

При­чуд­ли­вый свет на небе свер­ка­ет, как пламя, охва­ты­вая порой боль­ше чем пол­не­ба. Эта фан­та­сти­че­ская игра при­род­ных сил длит­ся не­сколь­ко часов, то уга­сая, то раз­го­ра­ясь.

По­ляр­ные си­я­ния чаще всего на­блю­да­ют­ся в при­по­ляр­ных ре­ги­о­нах, от­ку­да и про­ис­хо­дит это на­зва­ние. По­ляр­ные си­я­ния могут быть видны не толь­ко на далёком Се­ве­ре, но и южнее. На­при­мер, в 1938 году по­ляр­ное си­я­ние на­блю­да­лось на южном бе­ре­гу Крыма, что объ­яс­ня­ет­ся уве­ли­че­ни­ем мощ­но­сти воз­бу­ди­те­ля све­че­ния — сол­неч­но­го ветра.

На­ча­ло изу­че­нию по­ляр­ных си­я­ний по­ло­жил ве­ли­кий рус­ский учёный М. В. Ло­мо­но­сов, вы­ска­зав­ший ги­по­те­зу о том, что при­чи­ной этого яв­ле­ния слу­жат элек­три­че­ские раз­ря­ды в раз­ре­жен­ном воз­ду­хе.

Опыты под­твер­ди­ли на­уч­ное пред­по­ло­же­ние учёного.

По­ляр­ные си­я­ния — это элек­три­че­ское све­че­ние верх­них очень раз­ре­жен­ных слоёв ат­мо­сфе­ры на вы­со­те (обыч­но) от 80 до 1000 км. Све­че­ние это про­ис­хо­дит под вли­я­ни­ем быст­ро дви­жу­щих­ся элек­три­че­ски за­ря­жен­ных ча­стиц (элек­тро­нов и про­то­нов), при­хо­дя­щих от Солн­ца. Вза­и­мо­дей­ствие сол­неч­но­го ветра с маг­нит­ным полем Земли при­во­дит к по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции за­ря­жен­ных ча­стиц в зонах, окру­жа­ю­щих гео­маг­нит­ные по­лю­са Земли. Имен­но в этих зонах и на­блю­да­ет­ся наи­боль­шая ак­тив­ность по­ляр­ных си­я­ний.

Столк­но­ве­ния быст­рых элек­тро­нов и про­то­нов с ато­ма­ми кис­ло­ро­да и азота при­во­дят атомы в воз­буждённое со­сто­я­ние. Вы­де­ляя из­бы­ток энер­гии, атомы кис­ло­ро­да дают яркое из­лу­че­ние в зелёной и крас­ной об­ла­стях спек­тра, мо­ле­ку­лы азота — в фи­о­ле­то­вой. Со­че­та­ние всех этих из­лу­че­ний и придаёт по­ляр­ным си­я­ни­ям кра­си­вую, часто ме­ня­ю­щу­ю­ся окрас­ку. Такие про­цес­сы могут про­ис­хо­дить толь­ко в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры, по­то­му что, во-пер­вых, в ниж­них плот­ных слоях столк­но­ве­ния ато­мов и мо­ле­кул воз­ду­ха друг с дру­гом сразу от­ни­ма­ют у них энер­гию, по­лу­ча­е­мую от сол­неч­ных ча­стиц, а во-вто­рых, сами кос­ми­че­ские ча­сти­цы не могут про­ник­нуть глу­бо­ко в зем­ную ат­мо­сфе­ру.

По­ляр­ные си­я­ния про­ис­хо­дят чаще и бы­ва­ют ярче в годы мак­си­му­ма сол­неч­ной ак­тив­но­сти, а также в дни по­яв­ле­ния на Солн­це мощ­ных вспы­шек и дру­гих форм уси­ле­ния сол­неч­ной ак­тив­но­сти, так как с её по­вы­ше­ни­ем уси­ли­ва­ет­ся ин­тен­сив­ность сол­неч­но­го ветра, ко­то­рый яв­ля­ет­ся при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния по­ляр­ных си­я­ний.

Контрольная работа по физике в формате ОГЭ

1. Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса грузика; k — жесткость пружины, l — длина нити, g — модуль свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Какой(-ие) из участков графика относится(-ятся) к процессу охлаждения воды?


1) только ЕЖ

2) только ГД

3) ГД и ЕЖ

4) ГД, ДЕ и ЕЖ


5. Два шара, массы которых равны m и 3m, движутся по одной прямой навстречу друг другу со скоростями, модули которых равны 2v и v соответственно. Полный импульс системы шаров равен по модулю.

6. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Скорость распространения звука равна 100 м/с. Найдите период колебаний звуковой волны. Ответ запишите в секундах.



7. Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С? (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг·°С), удельная теплота плавления свинца — 25 кДж/кг.) Ответ дайте в кДж.

8. На металлическом шарике находится 4,8 · 10 10 избыточных электронов. Чему равен его заряд? Ответ запишите в нанокулонах.

9. Что показывает амперметр A в цепи, схема которой приведена на рисунке?

10. Произошла следующая ядерная реакция: Чему равно зарядовое число атома Х?


12. На рисунке изображена схема электрической цепи, включающей источник постоянного напряжения U, три резистора сопротивлениями R, 2R, 3R и ключ К.

Определите, как изменяются при замыкании ключа следующие физические величины: сила тока, протекающего через сопротивление 2R; напряжение между точками А и В.

Сила тока, протекающего через сопротивление 2R

Напряжение между точками А и В

13. На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг·°С).)




5) В вакууме рентгеновские лучи имеют бóльшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

16. С помощью тонкой собирающей линзы ученик хочет получить изображение предмета AB, расположив его относительно линзы так, как показано на рисунке.


2) Расстояние от точки B до линзы больше, чем расстояние от линзы до изображения точки B.

3) Расстояние от точки A до линзы равно расстоянию от линзы до изображения точки A.

4) Расстояние от точки A до изображения точки A на 1 клетку больше, чем расстояние от точки B до изображения точки B.

5) Линия, соединяющая точки A и B, будет параллельна линии, соединяющей изображения точек A и B.

17. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их работы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

Электрическая дуга

19. Может ли расплавиться кусок олова в столбе дугового разряда? Ответ поясните.

20. В двух закрытых сосудах одинакового объёма находится одинаковое количество молекул одного и того же газа. Сосуд 1 размещён в тёплом помещении, сосуд 2 — в холодном. В каком из сосудов давление газа больше? Ответ поясните.

21. Из вершины проволочного квадратного контура со стороной 6 м выползает маленький жук, равномерно перемещаясь по проволоке со скоростью 6 см/мин. Можно ли по истечении получаса считать траекторию движения жука прямолинейной? Ответ поясните.

22. Два однородных кубика привели в тепловой контакт друг с другом. Первый кубик изготовлен из меди, длина его ребра 3 см, а начальная температура t1 = 2 °C. Второй кубик изготовлен из алюминия, длина его ребра 4 см, а начальная температура t2 = 74 °C. Пренебрегая теплообменом кубиков с окружающей средой, найдите температуру кубиков после установления теплового равновесия.

\rho_а=2700кг/м в степени 3 ,\rho_м=8900кг/м в степени 3 .

Плотности алюминия и меди соответственно:

c_а=920Дж/(кг умножить на в степени circ С),c_м=400Дж/(кг умножить на в степени circ С).

Удельные теплоёмкости алюминия и меди соответственно:

23. С лодки равномерно подтягивают канат, поданный на баркас. Первоначально лодка и баркас покоились, а расстояние между ними было 55 м. Определите путь, пройденный лодкой до встречи с баркасом. Масса лодки 300 кг, масса баркаса 1200 кг. Сопротивлением воды пренебречь.

24. При прохождении электрического тока через спираль нагревателя, изготовленную из никелиновой проволоки длиной 80 м и площадью поперечного сечения 0,84 мм 2 , за 10 мин выделилось количество теплоты 726 000 Дж. Чему равно напряжение сети, в которую включили нагреватель?

Стальной шарик нагревают на горелке

Антонина Планкина

Домашнее задание на понедельник 09.09 (пишем контрольную работу):
- подготовиться к контрольной работе.
- принести тетрадь (кто не сдал), калькулятор.
- принести выполненную демо-версию КР(в домашних тетрадях)

Домашнее задание на четверг 12.09:
- параграфы 1, 2; конспект
- подготовиться к самостоятельной работе по теории.
- Паша Захаров - рассказать про шкалу Фаренгейта.

Домашнее задание на пятницу 13.09:
- учить теорию, подготовиться к мини-самостоятельной;
- дописать всё про излучение.
- ответить письменно на вопросы.
* при какой температуре и металл, и дерево будут казаться одинаково нагретыми, почему?
*Два одинаковых латунных шарика падают с одной и той же высоты. Первый шарик упал в песок и остановился, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Внутренняя энергия какого шарика изменилась на большую величину? Ответ поясните.
* Сталь­ной шарик на­гре­ва­ют на го­рел­ке. Как в про­цес­се на­гре­ва­ния из­ме­ня­ют­ся плот­ность ша­ри­ка, его ме­ха­ни­че­ская и внут­рен­няя энер­гии? (увеличилась, уменьшилась, не изменилась)
*Человек не чувствует прохлады на воздухе при температуре 20С, а в воде ощущает холод даже при 25С. Почему?
*Ускорится ли процесс таяния мороженого, если его завернуть в шубу? Почему?

Домашнее задание на понедельник:
- Иван Двирный - рассказ про калории.
- параграфы 7, 8 читать, учить конспект, подготовиться к самостоятельной.
- упражнение 7 после параграфа.
- повторить способы теплопередачи.
- ответить письменно
*Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее?
*Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом? Ответ поясните.
*Почему в лужицах, прудах, озёрах лёд появляется вначале на поверхности?
*В какой одежде менее жарко в знойный солнечный день: в белой или чёрной? Почему?

Домашнее задание на понедельник 23.09.
- решить мониторинг от Фоксфорда до 22.09
- решить задачи:
*Какое количество теплоты необходимо для нагревания 2,4 м3 песка от 4 до 24 градусов Цельсия? Сколько литров воды можно нагреть на 36 градусов Цельсия за счёт этого количества теплоты? (удельная теплоёмкость песка 920 Дж/кг*С; плотность песка 1500 кг/м3.
*определите по графику с каким веществом проводился эксперимент по определению удельной теплоёмкости, если масса образца составляла 20г.
*В медном калориметре массой 100 г находится 1 кг воды при температуре 20° С. В воду опускают свинцовую деталь массой 2 кг, имеющую температуру 90° С. До какой температуры нагреется вода?
*В воду массой 300 г, температура которой 10 оС, опустили нагретые в кипящей воде металлические гири общей массой 1 кг. Температура воды повысилась на 21 оС. Из какого материала изготовлены гири?

Домашнее задание на четверг:
- подготовиться к лр 1, 2 (см. в конце учебника): прочитать, понять, осознать ход работы; подготовить тетрадь для работы (написать тему, цель, таблицу).

Домашнее задание на понедельник 07.10:
1. Теорию читать, учить, подготовиться к самостоятельной.
2. задачи решить:

Домашнее задание на четверг 10.10:
1. Переписать в тетрадь пример решения задачи полностью (ТЕКСТ задачи, дано, решение, расчёты).
2. Решить задачи, которые не успели решить в классе.

Домашнее задание на пятницу 18.10:
1. Теорию читать, учить.
2. График - дочертить, подписать все участки.
3. Решить задачи.
4. Подготовиться к мини-самостоятельной (теория, задачи, графики).

Домашнее задание на понедельник 21.10:
0. Во вложении вопросы для подготовки к зачёту (зачёт после каникул).
1. Теорию читать, учить.
2. Подготовиться к мини-самостоятельной (формулы, определения, решение задач, графики).
3. Решить задачи:
- Какое количество теплоты необходимо, чтобы 0,5 л ртути, взятой при температуре 17 оС, нагреть до кипения и обратить в пар?
- Сколько теплоты потребуется, чтобы вскипятить 3 кг воды, взятой при температуре 20оС в алюминиевой кастрюле массой 400 г, если если в ходе этого процесса 20 г воды испарилось?
- Сколько потребуется каменного угля , чтобы расплавить и превратить в воду 2 кг снега, если его начальная температура -10оС, а КПД установки 12,5%? Конечная температура воды 50 оС.
- Струя стоградусного водяного пара направляется на кусок льда массой 10 кг с температурой 0оС. Какая установится температура после того, как лёд растает, если масса израсходованного пара 2 кг.

Читайте также: