Стальной шлем по немецки

Обновлено: 16.05.2024

По прошествии многих лет после обеих мировых войн можно сказать, что солдатский защитный шлем стал одним из настоящих символов войны. Будучи потомком бронзовых и железных шлемов легионеров, гладиаторов, рыцарей и других воинов прошлого, стальной шлем – один из немногих элементов снаряжения солдата, не утративший свою изначальную функцию и в наши дни, несмотря на появление современных образцов. Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века оставался шлем немецкого солдата – «штальхельм» (Stahlhelm – «стальной шлем»). Его агрессивная, хищная форма была очень узнаваемой – сочетание цилиндрического колпака, охватывающего голову, конусного назатыльника, прикрывающего уши от удара звуковой волны и шею от осколков сверху, а также заметно выступающего козырька. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на лицо с рублеными чертами, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Какова была история появления «штальхельма»?

Предшественники стального шлема

С началом Первой мировой войны проблема защиты головы солдата встала перед всеми её участниками на новом уровне. Пулемётный и артиллерийский огонь во время массированных атак пехоты и кавалерии по-прежнему выкашивал людей сотнями и тысячами, и это стало обыденностью, с которой свыклись. Потери же, которые несли войска во время позиционной войны, находясь в траншеях, от шрапнели и осколков, камней, щепы и комьев земли, постоянно сыпавшихся сверху, вынуждали командиров на местах проявлять инициативу и обязывать солдат носить на голове импровизированную защиту, дававшую хоть какой-то эффект.

​«Пикельхаубе» без чехла и с матерчатым чехлом. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

«Пикельхаубе» без чехла и с матерчатым чехлом.

В немецкой армии кожаный «пикельхельм» (Pickelhelm), он же «пикельхаубе» (Pickelhaube), отчасти решал проблему, но этот шлем, разработанный ещё в середине XIX века, не отвечал реалиям войны нового типа. Кожа была слишком мягким материалом для защиты от осколков и камней, а высокая пика и другие блестящие металлические элементы сильно демаскировали солдата – с этим боролись, применяя матерчатые чехлы.

Практичность «пикельхаубе» в эксплуатации также вызывала нарекания. Шлем неудобно фиксировался на голове, а использование его пики в рукопашном бою было, видимо, исключением, и в отличие от применения для этих целей штыков, ножей и сапёрных лопаток, документально не зафиксировано.

Перед войной и уже после её начала предпринимались попытки удешевить производство «пикельхаубе», найдя замену латуни и коже. Детали шлема стали изготавливать из жести и стали, а сам его купол формовать из шерстяного сукна, а впоследствии из тонкой жести, что также не способствовало улучшению защитных свойств.

​«Пикельхаубе» из кожи (слева), фетра (в центре) и жести (справа). - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

«Пикельхаубе» из кожи (слева), фетра (в центре) и жести (справа).

Стала очевидной необходимость принятия на снабжение другого, более практичного шлема, и первой организованной инициативой по замене «пикельхаубе» на что-то, более отвечающее требованиям окопной войны, стал выпуск импровизированной стальной каски силами артиллерийских оружейных мастерских группы армий генерала Ганса фон Геде (Hans von Gaede) во французском городке Мюлуз.

Впрочем, это не было каской в привычном для нас сегодня смысле слова – головной убор, представляющий собой четверть сферы, изготовленный из металла толщиной 5–7 мм и закрывающий переднюю верхнюю часть головы, с вырезом для глаз и пластиной, прикрывающей нос.

​Образец, изготовленный в оружейных мастерских. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Образец, изготовленный в оружейных мастерских.

Вся эта конструкция пришивалась к кожаной подкладке с амортизирующим подбоем из ткани и удерживалась на голове ремнём с пряжкой, застёгивавшейся на затылке. Вес образца был около двух килограммов. Широкого распространения «каска фон Геде» не получила – всего было изготовлено около 1500 экземпляров.

Стальной шлем образца 1916 года

Новый единый образец стального шлема был принят на вооружение в 1916 году под обозначением М16 или М1916. Он поставлялся странам-союзникам Германии в Перовой мировой войне, – в первую очередь Австро-Венгрии, – а затем попал и в другие страны, например, Турцию и Финляндию, вместе со шлемами других образцов.

​Стальной шлем образца 1916 года. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Стальной шлем образца 1916 года.

Шлем образца 1916 года был разработан в 1915 году после исследования типичных ранений головы и причин, вызвавших их. Руководили работами профессор Фридрих Шверд (Friedrich Schwerd), отвечавший за техническую часть, и военный врач профессор Август Бир (August Bier). Работа велась в ганноверской Политехнической школе, имевшей права университета, сегодня известной как Ганноверский университет Вильгельма Лейбница.

Шверд и Бир разработали дизайн каски, впоследствии ставшей узнаваемой во всём мире. Сейчас в сознании людей она чётко ассоциируется с Германией и войнами, которые она вела в XX веке. М16 изготавливалась из закалённого кремний-марганцево-никелевого углеродистого сплава горячей штамповкой в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и 70).


Шлем получился более тяжёлым, чем французская каска Адриана (Casque Adrian) из мягко-углеродистой стали или знаменитый «тазик для бритья» – английская каска Броди Mk.I (Brodie Helmet) из марганцевистой закалённой стали Гадфильда. Одновременно он обеспечивал лучшую, чему у союзных образцов, защиту головы, лица и шеи. M16, как и все каски того времени, не обеспечивал защиту от попадания пули, а предназначался для защиты от осколков, земли и камней, которые падали сверху, что давало до 80% всех ранений головы в позиционной войне. До окончания Первой мировой войны их было выпущено более семи миллионов штук.

​Французская каска Адриана и британский Mk.I. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Французская каска Адриана и британский Mk.I.

Визуальной особенностью M16 были знаменитые «рожки» по бокам каски, внутри которых были просверлены отверстия для вентиляции. Основным же их назначением было крепление специальной налобной пластины (Stirnpanzer), обеспечивающей дополнительное бронирование. Пластина цеплялась поверх каски за «рожки» сделанными в ней прорезями и фиксировалась на затылке кожаным ремешком.

Пластина выполнялась из толстой (до 5 мм) бронированной стали и весила 2,0–3,5 кг, что делало невозможным её постоянное ношение. Использовали дополнительную броню часовые на посту и номера пулемётных расчётов. Солдаты не любили дополнительные пластины – считалось, что они обеспечивали защиту при попадании пули, но при этом якобы ломались шейные позвонки.

​Налобная пластина, укреплённая на каске М16. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Налобная пластина, укреплённая на каске М16.

Все пластины изготавливались одного размера, поэтому, чтобы обеспечить их применение со всеми размерами касок, на них пришлось делать «рожки» разной формы. Точное количество выпущенных налобных пластин неизвестно – считается, что их было несколько десятков тысяч. После Первой мировой войны налобные пластины не использовались, хотя «рожки» на касках остались.

Каска М16 фиксировалась на голове посредством кожаного подбородочного ремешка, размер которого регулировался двумя скользящими пряжками. Подбородочный ремень пристёгивался внутри каски к специальным выступам, размещённым на уровне чуть выше ушей.

​Стальной шлем М16, крепёж подбородочного ремешка. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Стальной шлем М16, крепёж подбородочного ремешка.

Подшлемник представлял собой кожаную конструкцию с тканевыми подушечками-амортизаторами, набитыми конским волосом. Он состоял из полосы толстой кожи, к которой были пришиты три кожаных лепестка с амортизирующими подушечками, стягивающимися вверху шнурком. Для крепления подшлемника использовались три больших кнопки-кламмера – одна в затылке и две на висках шлема.

Каски образца 1916 года использовались в послевоенном рейхсвере, а затем и в вермахте – отдельные образцы провоевали до 1945 года.

Австрийский вариант шлема образца 1916 года

Убедившись в эффективности немецкой новинки, австро-венгерское командование сначала приняло решение о закупке в Германии полумиллиона шлемов M16, а в ноябре 1917 была приобретена и лицензия на производство.

​Стальной шлем образца 1916 года: австрийский (слева) и немецкий (справа). - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Стальной шлем образца 1916 года: австрийский (слева) и немецкий (справа).

У австрийского варианта М16 было несколько отличий. Во-первых, у него был несколько сокращённый размерный ряд (62, 64, 66, 68). К австрийской каске внутри приклёпывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. Заклёпка, которая держала эту деталь, располагалась значительно выше, чем подобная деталь на немецком варианте. Подбородочный ремешок у «австрийца» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. Подшлемник и его способ крепления к каске были аналогичны немецким, но использовался металлический обод, к которому пришивались лепестки подшлемника с амортизирующими подушечками.

После аншлюса Австрии в 1938 году эта разновидность касок использовалась и в вермахте.

Стальные шлемы образца 1917 и 1918 годов

Шлем образца 1917 года (М1917, М17) отличался от M16 лишь креплением подшлемника. Это изменение, введённое весной 1917 года, заключалось в использовании металлического обода крепления всей конструкции вместо кожаного. Сфера, размеры и прочие элементы конструкции каски остались без изменений.

​Вид на внутреннюю часть шлема образца 1916 года (слева) и образца 1917 года (справа). - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Вид на внутреннюю часть шлема образца 1916 года (слева) и образца 1917 года (справа).

В следующем образце отказались от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске, а, соответственно, отпала и необходимость в детали, приклёпывавшейся к сфере шлема. Изменений в конструкцию каски больше не вносилось. Изменилось устройство подшлемника, стали использоваться D-образные кольца для крепления подбородочного ремешка по австрийскому образцу, которые приклёпывались к ободу-основе.

Изменился подбородочный ремешок: в нём стали использовать рамочную пряжку с «язычком» вместо скользящих пряжек, а в ремешке появились отверстия для него. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более долговечной в эксплуатации, одновременно обеспечивая лучшую фиксацию каски на голове. Эта каска получила обозначение «Стальной шлем образца 1918 года» (М1918, М18).

Прочие разновидности

Существовала и использовалась в войсках разновидность шлема М18, не имевшая официального обозначения и вошедшая в историю под несколькими названиями: «кавалерийская», «шлем телефониста», «каска артиллериста», «радиотехник».

​На фото представлены М18 и его «кавалерийский» вариант. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

На фото представлены М18 и его «кавалерийский» вариант.

В этом шлеме напротив ушей в боковых полях каски был сделан вырез для обеспечения лучшей слышимости. Шлем был разработан и испытан в августе 1918 года. Причиной разработки были жалобы на плохую слышимость в обычном шлеме, поступавшие с фронта. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих шлемов в одном-единственном 64-м размере, хотя план их выпуска был значительным.

Как и остальные образцы, эти шлемы использовались вермахтом до окончания Второй мировой войны.

В Австро-Венгрии на фабрике Berndorfer Metal-Warenfabrik производили модификацию шлема, часто так и называемую «Берндорфер», которая в документах определялась как Модель 16. Этот шлем имел ряд отличий от немецкого прототипа, заключавшихся в местах крепления обода подтулейного устройства и отсутствии вентиляционных втулок. Позже, была произведена ещё одна модификация, обозначенная в документах как M17, для крепления собственного варианта дополнительной налобной бронепластины. Эти модели сегодня часто называют «венгерскими», но использовалась они во всех войсках Австро-Венгрии, а не только гонведами.

Оставил свой след «штальхельм» и в СССР. В конце 20-х годов руководству РККА стало очевидно, что красноармейцам нужен собственный стальной шлем. Французских касок Адриана, поставленных во время Первой мировой войны, и шлемов, созданных в 1916–1917 гг. из лопаточной стали, было явно недостаточно, а форма их была признана неудачной. По этим причинам велись работы по созданию собственного образца, активно изучался зарубежный опыт. Закупались и изучались иностранные шлемы в попытках подобрать лучший вариант как по геометрии, так и по составу стали.

28 июня 1931 года по итогам посещения СССР руководством фирмы «Штальверке Рёхлинг-Будерус» (Stahlwerk Röchling-Buderus), специализировавшейся в годы Первой мировой на производстве шлемов и стали для них, последовало коммерческое предложение о постройке в СССР фабрики полного цикла производства стальных шлемов. Были обещаны специалисты и обучение рабочих фабрики.

​Опытная каска конструкции военинтенданта I ранга А.А. Шварца – одна из советских вариаций на тему немецкого «штальхельма», без вентиляционных отверстий и с удлиненным козырьком. - От «пикельхаубе» к «штальхельму» | Warspot.ru

Опытная каска конструкции военинтенданта I ранга А.А. Шварца – одна из советских вариаций на тему немецкого «штальхельма», без вентиляционных отверстий и с удлиненным козырьком.

При более глубоком изучении вопроса выяснилось два факта – технические условия РККА, предъявляемые к каскам, на 70–80% выше немецких, а опытные образцы советских касок по качеству гораздо хуже шлемов «Штальверке Рёхлинг-Будерус». У немцев запросили чертежи и точный химический состав стали. В итоге сотрудничество не задалось. Хотя немецкие каски в СССР были испытаны и был создан опытный шлем близкой формы, но предпочтение было отдано другому, собственному, образцу.

Стальной шлем

стальной \шлем τό ἀτσαλένιο κράνος· водолазный \шлем κράνος καταδύσεως· \шлем мотоциклиста ἡ κάσκα τοῦ μοτοσυκλετιστή.

9 шлем

10 шлем

водолазный шлем — divinghelmet, diver's helmet

тропический шлем — tropical helmet, topee

11 шлем

1 С м. неод. kiiver; müts; лётный \шлем lendurimüts, lennumüts, стальной \шлем teraskiiver, водолазный \шлем tuukrikiiver, тропический \шлем troopikakiiver, защитный \шлем kaitsekiiver, kaitsemüts, сухожильный \шлем med. kõõlustanu, aponeuroottanu

12 шлем

водолазный шлем — diving-helmet, diver's helmet

большой, малый шлем — grand, little slam

См. также в других словарях:

СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ — «СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ», монархический военизированный союз бывших фронтовиков, создан в Германии в ноябре 1918. Численность (нач. 30 х гг.) ок. 500 тыс. человек. После установления фашистской диктатуры слился со штурмовыми отрядами (см. ШТУРМОВЫЕ… … Энциклопедический словарь

СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ — монархический военизированный союз бывших фронтовиков, создан в Германии в ноябре 1918. Численность (нач. 30 х гг.) ок. 500 тыс. человек. После установления фашистской диктатуры слился со штурмовыми отрядами … Большой Энциклопедический словарь

Стальной шлем — Члены «Стального шлема» в 1934 году «Стальной шлем, союз фронтовиков», нем. Stahlhelm, Bund der Frontsoldaten немецкая консервативная пол … Википедия

Стальной шлем — (Stahlhelm), одна из многочисленных националистических военизированных организаций в Веймарской республике, созданная 23 декабря 1918 в Магдебурге. Во главе ее стоял майор Франц Зельдте. Основной целью этой организации было противодействие… … Энциклопедия Третьего рейха

Стальной шлем — («Стальной шлем») монархический военизированный союз бывших фронтовиков в Германии. Создан в ноябре 1918. Ориентировался на Немецкую национальную народную партию. Первоначально руководство «С. ш.» выступало за восстановление монархии,… … Большая советская энциклопедия

«Стальной шлем» — монархический военизированный союз бывших фронтовиков, созданный в Германии в ноябре 1918. Численность (начало 30 х гг.) около 500 тыс. человек. После установления фашистской диктатуры слился со штурмовыми отрядами … Энциклопедический словарь

"СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ" — монархич. военизированный союз бывших фронтовиков, созданный в Германии в нояб. 1918 воен. кругами при поддержке крупных промышленников. Политически примыкал к Нем. национальной народной партии. В нач. 20 х гг. руководство С. ш. стремилось к… … Советская историческая энциклопедия

Шлем (броня) — стальная каска СШ 40 Рабочая каска. Экспедиционный корпус Российской армии во Франции. Лето 1916 года, Шампань. Ка … Википедия

Шлем (доспехи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем … Википедия

Шлем — В Викисловаре есть статья «шлем» Шлем средство (элемент формы одежды) индивидуальной защиты головы человека, надеваемое на голову, для защиты от травм и ранений и размещения спец … Википедия

Немецкий стальной шлем: второе поколение

Изменение после Первой мировой войны взглядов на роль пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боёв, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, породили новые требования к его внешнему виду и степени защиты. Это привело к разработке новых образцов немецких «штальхельмов», которые в целом унаследовали форму своих предшественников.

Подтулейное устройство образца 1931 года

Значительное количество немецких стальных шлемов, выпущенных в годы Первой мировой войны, было уничтожено согласно условиям Версальского мирного договора, но в межвоенном немецком рейхсвере, тем не менее, оставалось достаточно много касок разных моделей. В процессе их эксплуатации подтулейные устройства или, как их принято называть, подшлемники, приходили в негодность, рвались и требовали ремонта или замены. К определённому моменту вопрос о разработке нового, единого для всех образцов немецких касок подтулейного устройства, стал очень актуален.

14 ноября 1934 управление вооружений и снабжения немецкой армии приняло решение заменить все типы подшлемников для касок М16, М17 и М18, использовавшиеся на тот момент в войсках, на единую улучшенную систему подшлемника, получившую в войсках обозначение «подтулейное устройство образца 1931 года» (Innenausstatung 31, М1931). Разработан и запатентован этот тип подшлемника был в 1929 году фирмой Шуберт-Верке из Брауншвейга (Schuberth-Werke Braunschweig).

​Схема установки подшлемника образца 1931 года в каске - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Схема установки подшлемника образца 1931 года в каске

Изначально для войсковых испытаний, которые проводились в 1931-1934 гг., была произведена небольшая партия новых подшлемников. По результатам тестов было принято решение о принятии подшлемника образца 1931 года в качестве единого образца и использовании его в немецкой армии для замены подшлемников во всех типах касок, а также установки во вновь произведенные шлемы.

Официальное принятие армией подшлемника М1931 совпало с тестированием опытного образца шлема M35, который разрабатывался для использования с этим типом подтулейного устройства. Решение о передаче контрактов на производство этого типа подшлемника другим фирмам, помимо Schuberth-Werke, было принято в 1938 году, одновременно с началом массового производства шлема М35.

У подшлемников, произведённых между 1931 и 1934 годами, на внешний обод ставилось клеймо «1931», что означало модель подшлемника. Начиная с 1935 года, маркировка была изменена – на подшлемники стал наноситься фактический год изготовления.

​Подшлемник образца 1931 года - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Подшлемник образца 1931 года

За время производства подшлемника образца 1931 года было проведено две незначительных модификации в конструкции, с которыми подшлемник использовался до мая 1945 года.

Подшлемник образца 1931 года имел сложную конструкцию и сильно отличался от более ранних образцов. Конструкция подшлемника учитывала пропорции головы человека, т.е. применялся индивидуальный подход. У каждого солдата измерялась длина окружности головы (размер головы) и подбирался соответствующий подшлемник, который, в свою очередь, определял размер каски, в которую он мог устанавливаться. В каску одного размера можно было установить подшлемник двух размеров.

Каждое из двух колец, из которых состоял подшлемник, клеймилось число, обозначающим размер подшлемника в сантиметрах. Внешнее кольцо, крепившееся к каске, имело клейма завода-изготовителя с одной стороны и размеры каски и головы – с другой. Клеймо, в котором указывался размер каски и головы, писалось либо в строку, либо в виде дроби, и имело в своём составе буквы n.A., что означало сокращение от «neues Art» – новый стиль (тип).

​Маркировка внешнего обода: клейма размеров (вверху) и клейма фабрик (внизу) - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Маркировка внешнего обода: клейма размеров (вверху) и клейма фабрик (внизу)

Индивидуальный подход, который предусматривала конструкция подшлемника образца 1931 года, с одной стороны, обеспечивал удобство ношения каски, с другой – не позволял в случае необходимости использовать подшлемник от каски другого размера. Это накладывало эксплуатационные ограничения: солдат, перепутавший свою каску с чужой, не мог её использовать, если подшлемник был не его размера. По той же причине затруднялся полевой ремонт касок.

Конструкция подшлемника образца 1931 года состоит из двух металлических полос-ободов, расположенных один внутри другого, скреплённых друг с другом металлическими полосами-пружинами.

​Схема устройства подшлемника образца 1931 года - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Схема устройства подшлемника образца 1931 года

Во внешнем ободе выштампованы отверстия для крепления подшлемника в каске: одно круглое на затылке и два спереди, продолговатые и симметрично расположенные относительно заднего. Форма отверстий обусловлена тем, что отверстия для подшлемника на касках М16, М17 и М18 могли иметь разное расположение из-за несовершенства технологии производства. Все вместе эти отверстия делят окружность внешнего обода на три примерно равных части.

​Отверстия для крепления подшлемника в каске: боковое (слева) и заднее (справа) - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Отверстия для крепления подшлемника в каске: боковое (слева) и заднее (справа)

Помимо этих отверстий, во внешнем ободе выштампованы пять «ушей» для зацепа пружин, которые, в свою очередь, держат внутренний обод. Также к внешнему ободу на заклепках крепились металлические «серьги» – держатели D-образных колец, к которым крепился подбородочный ремешок.

Внутренний обод крепился к внешнему посредством пяти металлических пластинчатых пружин с закругленными краями. К внутреннему ободу пружины крепились одной заклепкой в центре. Они вставлялись в «уши» внешнего обода, причем, в одно «ухо» вставлялись две соседние пружины. Пружины окрашивались краской или грунтовались для предотвращения их коррозии. Все металлические детали подшлемника изготавливались из алюминия и его сплавов.

​Крепежные элементы (кламмеры) для фиксации подшлемника в каске (слева) и фиксации кожаной части подшлемника (справа) - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Крепежные элементы (кламмеры) для фиксации подшлемника в каске (слева) и фиксации кожаной части подшлемника (справа)

В свою очередь, к внутреннему ободу посредством 12-13 специальных алюминиевых заклепок-кламмеров крепилась кожаная часть подшлемника, которая соприкасалась с головой солдата. Это была полоса кожи с лепестками, стягивающаяся сверху шнурком. В каждом лепестке пробито пять отверстий для вентиляции и одно для продевания стягивающего шнурка.

Для предотвращения перетирания и растягивания кожи о край внутреннего обода изнутри к ней пришита полоса шерстяного сукна. Число лепестков – от семи до девяти – зависело от размера подшлемника. Часто встречаются разрезанные пополам лепестки. Для изготовления подшлемников использовалась свиная кожа. Кожанае детали изготавливалась по заказу субподрядчиками и поставлялись изготовителю подшлемников для окончательной сборки. На кожаной части ставилось чернильное клеймо, на котором указывался размер и (иногда) фирма-производитель.

​Полоска сукна на коже подшлемника - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Полоска сукна на коже подшлемника

Первая модификация подшлемника образца 1931 года официально была предложена 20 января 1938 года, когда фирма Werner Zahn Berlin получила патент на улучшенную конструкцию. Заказ от армии последовал 8 февраля 1938 года.

Модификация была необходима из-за выявленных в процессе эксплуатации недостатков: после принятия в войсках шлема M35, из сухопутных войск и люфтваффе стали поступать жалобы на деформацию внешнего обода подшлемника в местах крепления «серёг» для подбородочного ремешка. Часто происходил либо загиб обода, либо вырывание «серьги». Случалось это из-за нагрузок, создаваемых подбородочным ремешком, когда солдат цеплял за него каску на предметы амуниции или снаряжения на марше.

Модификация заключалась в укреплении внешнего обода посредством приклепывания к нему металлической полосы-усилителя в том месте, где крепились «серьги» для подбородочного ремешка. Это придало дополнительную жесткость внешнему ободу и усилило конструкцию в целом. Клейма внешнего обода (фирма производитель и размер) перекочевали на эти пластины. Все фирмы-производители ввели эту модификацию в течение 1938 года. Единственной фирмой, которая продолжала производить не модифицированный подшлемник образца 1931 года, оставалась Max Densow Berlin Kofferfabrik.

В 1940 произошла вторая модификация в конструкции подшлемника образца 1931 года. Заключалась она в том, что металлические детали подшлемника стали производиться из оцинкованной стали. Также были изменены D-образные кольца крепежа подбородочного ремешка: острые углы были сглажены, им придали закругленную форму.

Подшлемники, изготовленные с использованием оцинкованной стали, были более прочными, отпала необходимость в пластинах-усилителях, предложенных в первой модификации – произошел возврат к изначальной конструкции, но с использованием другого материала. Во время перехода от алюминиевых к стальным деталям некоторые фирмы продолжали использовать старые запасы со складов, поэтому появились подшлемники, изготовленные из стальных и алюминиевых деталей одновременно.

Одновременно с введением в производство второй модификации, произошла модификация шлема М35. Стальными подшлемниками укомплектовывались каски М40 и М42.

Большинство фирм закончило производить алюминиевые подшлемники до конца 1940 года, но Werner Zahn продолжал производство подшлемников первой модификации из алюминия до 1943 года. Из-за большого количества произведенных алюминиевых подшлемников ими комплектовались каски М40 1940 и 1941 годов выпуска.

​Подбородочный ремешок - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Подбородочный ремешок

Подбородочный ремешок подшлемника образца 1931 года начал производиться с 22 ноября 1935 года. Он имел литую пряжку сложной формы, которая изготавливались из различных материалов (латунь, алюминий, сталь), простое крепление к проушинам подшлемника, и мог легко переставляться с одного подшлемника на другой за счет крепежных шпеньков. Ремешок изготавливался из кожи. Он мог использоваться с другими типами подшлемников, а также легко мог быть адаптирован для солдат-левшей.

Стальной шлем образца 1935 года

В 1934 году началось тестирование нового стального шлема, разработанного на базе моделей, использовавшихся во время Первой мировой войны. Внешний вид шлема в целом остался тем же, но визуально он стал более обтекаемым. Разработками прототипа нового шлема руководил профессор Фридрих Шверд, который был участником проектирования М16. Изготовление опытных экземпляров и подготовка технологии массового изготовления велись на фабрике Eisenhuttenwerke, находившейся в городе Тале.

​Стальной шлем образца 1935 года - Немецкий стальной шлем: второе поколение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Стальной шлем образца 1935 года

Верховное командование официально приняло стальной шлем нового образца на вооружение с 25 июня 1935 года, он получил обозначение «Стальной шлем модели 1935 года», М1935 или М35. Базовая конструкция М35 была подобна шлему М16, но с более короткими полями и козырьком, другими вентиляционными втулками. Он был также значительно легче.

Вентиляционные втулки на М35 изготавливались в виде отдельных деталей, в виде заклепок с отверстием по оси, которые расклепывались изнутри купола шлема, в то время как на М16, М17 и М18 втулки крепились на резьбе. Вентиляционных втулок на М35 всего две, они незначительно выступают с внешней стороны и предназначены только для вентиляции, а не для крепления налобника.

Немецкие шлемы Первой Мировой войны

пикельхельм


Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии. Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем "Гаед" (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)


В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.



Стальной шлем M16



Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.


Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные "рожки", на которые крепилась бронепластина "Stirnpanzer". Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.

Бронепластина на каску

Закрепленная на шлеме бронепластина

Стальной шлем М17

В 1917 году стальной шлем был немного изменен, крепление подбородочного ремня к каске заменили на крепление к подшлемнику. Такой стальной шлем стал называтся M1917.

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Stahlhelm 1918 "кавалерийская" модель

каска м18 с вырезом

В этой модели была удалена часть юбки шлема в районе ушей, для предотвращения отражения глубокой юбкой шлема взрывной волны внутрь шлема. Выпускались так же облегченные каски М18 сделанные из алюминия, для ношения офицерами на парадах.

Окраска шлемов

До июля 1918 года стальные шлемы окрашивались в цвет фельграу, после была установлена схема камуфляжной раскраски. Желтые, зеленые, коричневые и охряные пятна разделеные черной полосой наносились на зеленый или коричневый фон. Кроме того допускались изменения в рисунке камуфляжа под условия конкретной местности.

Немецкая каска Второй мировой войны

немецкая каска - стальной шлем, stahlhelm

Декали на немецких касках Второй Мировой войны

С 1918 года германские войска использовали
два варианта стального шлема (Stahlhelm), которые были введены во время Первой мировой войны. Речь идет о моделях образца 1916 (М16) и 1918 (М18) годов. Несмотря на небольшие отличия, эти шлемы были практически идентичны.
В 1931 году шлемы стали делать с новым типом подшлемника, тем не менее они уже не
отвечали современным требованиям, и их производство стали сворачивать. Одновременно
шли работы над созданием новой модели. В результате в 1935 году появился шлем (М35),
ставшая неотъемлемым атрибутом германского солдата на протяжении всей Второй мировой войны. Хотя стальной модели шлем М35 был принят на вооружение в мае 1935 года, до 1937 года его массовое производство развивалось медленными темпами.
Шлем изготавливался из стального листа и был окрашен в яркий темно-зеленый цвет гораздо более светлого оттенка, чем предыдущие модели. На каждой боковой
стороне размещались круглые вентиляционные отверстия:

вентиляшка на немецкой каске


Вентиляционное отверстие (люверс) на немецкой каске

Шлем оснащался подбородочным ремешком и подшлемником (образца 1931 года).


кожаный подшлемник м31

Подшлемник состоял из амортизатора, вырезанного из цельного куска кожи, и
алюминиевого обруча, крепившегося к стальной поверхности с помощью трех заклепок (кламмеров).

кламмер немцкая каска

кламмер с немецкой каски

Две заклепки находились по бокам, а одна на тыльной стороне.
Подшлемник, как и сам шлем, выпускался в пяти размерах.
Размер шлема набивался на внутренней поверхности правого отлива. Размер
подшлемника ставился на кожаном лепестке черными несмываемыми чернилами. Отметки
производителя (несмываемые чернила) располагались на стальной поверхности внутри
шлема.

С левой стороны под вентиляционным отверстием рисовалась через трафарет (или переводным способом) эмблема вермахта — щиток черного цвета с белым орлом со сложенными крыльями, сжимающий в когтях свастику:

Орел со свастикой на немецкой каске

С противоположной стороны располагался щиток с германским национальным триколором:

национальный триколлор на немецком шлеме


В марте 1940 года шлем претерпел первую модификацию (М40 ). Вентиляционные отверстия стали сверлить непосредственно
в стальном листе (модель М35 отличалась составной конструкцией вентиляционных отверстий). Окрашивали шлемы отныне в темно-зеленый цвет с матовым оттенком .
Правда, в дальнейшем их неоднократно перекрашивали, поэтому существовало большое
количество вариаций.
21 марта 1941 года вышло распоряжение, предписывавшее выпускать шлемы без щитка с триколором . Кроме того, подобный знак надлежало убрать со всех шлемов, уже находившихся в войсках. Тем не менее, приказ не всегда выполнялся, и многие военнослужащие использовали трехцветный щит до конца войны.
Следующее значительное изменение имело место в 1942 году (М42): исчезла завальцовка нижних поверхностей шлема, края шлема выступали наружу. Последнее нововедение датируется августом 1943 года, когда было упразднено использование имперской эмблемы . Однако, как и в случае с триколором, некоторые солдаты продолжали носить орлов на своих шлемах до мая 1945 года.

отбортовка на немецких каски модели 1942

выступающий край каски на модели 1942 года

завальцовка на стальном шлеме

Завальцовка (загнутый внутрь край) на шлемах ранних моделей


Металлургический завод в Любеке. На столе представлены различные этапы изготовления стальных шлемов М16 для немецкой императорской армии

Читайте также: