Стальные футляры под дорогами

Обновлено: 01.05.2024

Всем привет!
Есть существующий нефтепровод. Пересекаем его автомобильной дорогой. Запросили ТУ у владельцев, они выдали ТУ, где указали, что нужен защитный кожух. Понятное дело, что кожух будет разрезной. Теперь вопрос, как крепить две половинки кожуха, герметизировать кожух. вообщем интересует сам монтаж. Поделитесь опытом, заранее спасибо!

нефть и газ (промысловая подготовка, магистральный транспорт)

Ни капли не "понятное": кожух должен быть цельным: приведи, пожалуйста, точную формулировку из ТУ (а лучше скан). И ещё: это магистральный или промысловый нефтепровод?

кожух цельным быть не может, потому что труба существующая. был бы цельным..если бы труба была новая. нефтепровод промысловый, идет на НПС

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

А добиться переноса трубы невозможно ? Вам не осилить обременения от трубы на участок строительства дороги ?

Кожух можно сделать монолитным ж. б. Без швов.
Наверное.

перенос трубы невозможен. единственный вариант, это не делать кожух, а положить плиты над трубой. но в ТУ это не указано. ТУ ваще идиоты пишут, с СНИПа все сдерут и привет

Просто труба скорее всего наземная или надземная. А дорога то тоже.
Как вы их в пространстве совместите ?
Трубу надо закапывать.
Или сделаете насыпь, а по ней дорогу ?

Tyhig правильно предложил - монолитный ж/б канал на сущ трубе.
откапываешь и участками по 5-6м делаешь ж/б обойму.
а варить разрезной футляр на действующем нефтепроводе нехорошо.

Как ни странно для меня, у нас в конторе проектировали подобную вещь - разрезной кожух, монтируемый и свариваемый на трубе (без остановки перекачки, под защитой трубы специальной оберткой).

Как ни странно для меня, у нас в конторе проектировали подобную вещь - разрезной кожух, монтируемый и свариваемый на трубе

Ничего странного, другого реального способа, соответствующего СНиП "Магистральные трубопроводы", еще не придумали

тут "промысловые", но "идут на НПС", поэтому вроде как СНиП 2.05.06 на них распространяется.
Делали в прошлом году пару проектов на "приведение существующих переходов МН через автодороги к нормативу" - в одном проекте был существующий разрезной кожух через АД III категории - поменяли участок трубы и проложили в кожухе под АД рядом с демонтируемым участком. В двух других были переходы без кожухов через АД IV категории - там просто поменяли метров по 50 трубы - сначала сварили на монтажной площадке кожух и трубу (1420 и 1220 соответственно), протащили трубу в кожух (с установкой направляющих колец и т.п.). Потом останов нефтепровода, вырезка участка, монтаж нового куска трубы (прямо с кожухом) и приварка.

Мы тоже в этом году делали подобное - переход под дорогой в цельном кожухе с полной заменой данного участка. Конечно, данное решение более понятное и надежное (и типовое кстати) - не надо варить кожух прямо на трубе, что само по себе нетехнологично и вызывает сомнения в качестве работы.
Но вопрос был задан и я решил поделиться и таким опытом тоже

sheged спасибо за материал. вот только читаю и не вижу где написано, как крепятся между собой половинки кожуха?

Футляр под дорогой

Футляры под дорогами на сети водопровода и канализации закладываются по СП31.13330.2012 пункты 11.51, 11.53, 11.54, 11.55, 11.57 или СП32.13330.2012 пункт 6.7.1.

11.51 Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом, как правило, следует предусматривать закрытый способ производства работ. При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в туннелях.
Под остальными железнодорожными путями и автодорогами допускается устройство переходов трубопроводов без футляров, при этом, как правило, должны применяться стальные трубы и открытый способ производства работ.

Примечания:
1 Прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных туннелях, а также в водопропускных трубах не допускается;
2 Футляры и туннели под железными дорогами при открытом способе производства работ следует проектировать согласно СП 35.13330;
3 При обосновании, допускается футляры и водонесущие сети выполнять из полимерных труб повышенной прочности.

11.53 Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца - от наружной поверхности стены колодца должно приниматься:
при пересечении железных дорог - 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей);
при пересечении автомобильных дорог - 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, наружной бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.

Расстояние в плане от наружной поверхности футляра или туннеля следует принимать не менее:
3 м - до опор контактной сети;
10 м - до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающего кабеля к рельсам электрифицированных дорог;
30 м - до мостов, водопропускных труб, туннелей и других искусственных сооружений.

Примечание - Расстояние от обреза футляра (туннеля) следует уточнять в зависимости от наличия кабелей междугородной связи, сигнализации и др., уложенных вдоль дорог.

11.54 Внутренний диаметр футляра следует принимать при производстве работ: открытым способом - на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода; закрытым способом - в зависимости от длины перехода и диаметра трубопровода согласно СП 48.13330.
Примечание - В одном футляре или туннеле допускаются укладка нескольких трубопроводов, а также совместная прокладка трубопроводов и коммуникаций (электрокабели, связь и т.д.).

11.55 Переходы трубопроводов над железными дорогами должны предусматриваться в футлярах на специальных эстакадах с учетом требований 11.53 и 11.57.

11.57 При проектировании переходов через железные дороги I, II и III категорий общей сети, а также автомобильные дороги I и II категорий должны предусматриваться мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления дорог при повреждении трубопроводов. При этом на трубопроводе с обеих сторон перехода под железными дорогами следует, как правило, предусматривать колодцы с установкой в них запорной арматуры.

Наша проектная организация готова разработать для Вас проекты водоснабжения и канализации для объектов любой сложности на любом этапе проектирования.

Для чего нужен футляр трубопровода

Футляр для трубопроводов представляет собой трубную конструкцию, внутри которой находится рабочая труба. Диаметр гильзы для трубопровода принимается больше диаметра проектируемой сети. Технология укладки трубы в футляре предусматривает в первую очередь монтаж гильзы, в которую протаскивается рабочая труба. Для протаскивания используются опорно-направляющие кольца. Они надеваются на рабочую трубу, обеспечивая ее размещение по центру гильзы. Ее концы герметично заделываются с помощью просмоленных материалов, битума, эластичных материалов.

Для чего нужна гильза для трубопровода

  • защита. При подземной прокладке коммуникаций на трубопровод действуют динамические нагрузки от транспортных средств. Гильза трубопровода защищает трубные участки от механического воздействия с сохранением несущих характеристик материала трубы;
  • быстрая ремонтопригодность. При возникновении аварийной ситуации в виде утечек в трубе, проходящей через автодорогу, возможна замена поврежденной сети без вскрытия асфальтобетонного покрытия. Достаточно найти концы гильзы, демонтировать существующий участок, протащить в нее новую трубу;
  • предотвращение попадания воды на поверхность земли. Концы футляров заделываются герметично, поэтому при утечке вода собирается внутри гильзы. Оперативная ликвидация аварии позволит в этом случае избежать подтопления территории.

Обязательна ли установка гильз

Подземная прокладка инженерных сетей проектируется на основании нормативных документов. Необходимость использования футляров определена действующими нормами проектирования, зависит от размещения проектируемых коммуникаций на местности. Своды правил, используемые для разработки проекта на укладку сетей водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения, прописывают условия, при которых применение гильзы является обязательным.

В соответствии с нормами и правилами строительства подземных коммуникаций гильза для трубопроводов используется в местах пересечения инженерных сетей с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами, в местах прохода через стены, фундаменты зданий и сооружений, при пересечении труб между собой.

Виды и характеристики футляров для труб

  • для водопровода;
  • для канализации;
  • для теплоснабжения;
  • для газопровода.

Каждый вид имеет особенности, обеспечивающие безопасную и надежную эксплуатацию наружных сетей. Помимо общих требований прокладки футляров под действующими автодорогами, трамвайными, железнодорожными путями, гильза для трубопровода водоснабжения должна устанавливаться при пересечении с канализационными трубами при невозможности монтажа водопроводных сетей выше канализации. Длина гильзы должна быть не менее 2м в каждую сторону от точки пересечения. Также при строительстве сетей в застроенной части городов рекомендуется устанавливать гильзу для защиты труб от существующих корней деревьев и прочей растительности. Ее диаметр для трубопроводов водоснабжения должен быть не менее, чем на 200 мм больше наружного диаметра рабочей трубы.

Установка разрезного футляра на водопроводе

11.51 Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом, как правило, следует предусматривать закрытый способ производства работ. При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в туннелях. Под остальными железнодорожными путями и автодорогами допускается устройство переходов трубопроводов без футляров, при этом, как правило, должны применяться стальные трубы и открытый способ производства работ.

Примечания: 1 Прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных туннелях, а также в водопропускных трубах не допускается; 2 Футляры и туннели под железными дорогами при открытом способе производства работ следует проектировать согласно СП 35.13330; 3 При обосновании, допускается футляры и водонесущие сети выполнять из полимерных труб повышенной прочности.

11.53 Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца — от наружной поверхности стены колодца должно приниматься: при пересечении железных дорог — 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей); при пересечении автомобильных дорог — 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, наружной бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.

Расстояние в плане от наружной поверхности футляра или туннеля следует принимать не менее: 3 м — до опор контактной сети; 10 м — до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающего кабеля к рельсам электрифицированных дорог; 30 м — до мостов, водопропускных труб, туннелей и других искусственных сооружений.

Примечание — Расстояние от обреза футляра (туннеля) следует уточнять в зависимости от наличия кабелей междугородной связи, сигнализации и др., уложенных вдоль дорог.

11.54 Внутренний диаметр футляра следует принимать при производстве работ: открытым способом — на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода; закрытым способом — в зависимости от длины перехода и диаметра трубопровода согласно СП 48.13330. Примечание — В одном футляре или туннеле допускаются укладка нескольких трубопроводов, а также совместная прокладка трубопроводов и коммуникаций (электрокабели, связь и т.д.).


Журнал Полимерные трубы — Применение полимеров

При прокладке инженерных коммуникаций под автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями и другими препятствиями возможны два основных метода производства работ – открытый и закрытый.

При открытом методе требуется разрытие траншеи поперек дороги с повреждением дорожного покрытия и нарушением интенсивности движения транспорта на период строительства. Все это, естественно, сопряжено с удорожанием работ, так как возникает необходимость восстановления дорожного покрытия и элементов благоустройства в месте прохода.

В условиях современных городов, особенно мегаполисов, где концентрация пересечений дорог и подземных инженерных коммуникаций особенно высока, производство работ открытым методом является нежелательным и должно проводиться только в крайнем случае, когда иначе задачу решить невозможно.

Более эффективен закрытый (бестраншейный) метод прокладки инженерных сетей, не требующий устройства траншеи. Для этого под дорогами с помощью специальных технологий вначале прокладывают защитный футляр, в который затем протаскивают рабочий трубопровод, силовой кабель либо линии связи и другие коммуникационные сети.

Бестраншейная прокладка подразумевает следующие способы: прокалывание; продавливание; направленное горизонтальное бурение; щитовую проходку.

Каждый из способов имеет свою наиболее рациональную область применения, которые представлены в табл. 1.

Так, например, прокалывание

применяется в дисперсных грунтах для футляров малых диаметров (до 300 мм). Этот способ не рекомендуется применять при неглубоком (менее 2 м) заложении футляра во избежание вертикального выпирания грунта и повреждения полотна дороги.

Прокалывание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).

Продавливание

является наиболее универсальным способом прокладки футляров и наилучшим образом обеспечивает сохранность дорожных покрытий и полотна. По своей физической сущности метод продавливания мало чем отличается от прокалывания. Если в последнем случае весь грунт уплотняется в стенки скважины, то при продавливании большая часть грунта проходит внутрь полости продавливаемой трубы, который затем удаляется различными способами.

Таблица 1.
Рекомендуемые области применения способов бестраншейной прокладки трубопроводов


Горизонтальное бурение

применяется для трубопроводов средних и больших диаметров (57-1220 мм) в грунтах I-IV категорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот способ не рекомендуется применять на слабых водонасыщенных и сыпучих грунтах во избежание повреждения дорожного полотна.

Щитовая проходка

применяется на больших глубинах в полускальных и скальных грунтах, а также и сложных грунтовых условиях, где невозможно применять другие способы. При этом используются бетонные (железобетонные) трубы.

Также щитовая проходка осуществляется для прокладки футляров больших диаметров под пучок трубопроводов.

Широкими возможностями обладают установки горизонтально-направленного бурения

(ГНБ)
, которые также могут быть использованы при прокладке футляров. Данные по этой технологии в таблице не приводятся, поскольку далее речь пойдет о прокладке прямолинейных участков, а установки ГНБ наиболее эффективны при прокладке больших участков трубопроводов по сложной траектории, когда необходимо преодолевать препятствия в виде рек или фундаментов зданий на различной глубине. Это достигается управлением процесса бурения с помощью сложной навигационной системы.
Цель настоящей статьи – выбор наиболее эффективных технологий и машин (из существующих) для бестраншейных прокладки распределительных сетей инженерных коммуникаций. Рассмотрим подробнее особенности их строительства.

Выбор бестраншейного способа прокладки трубопроводов

зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов. На практике же он, как правило, определяется наличием в строительных организациях соответствующих грунтопрокалывающих, продавливающих и бурильных агрегатов, установок и оборудования. Поэтому представленный ниже анализ носит чисто рекомендательный характер.

Возможности существующих бестраншейных технологий прокладки позволяют прокладывать трубопроводы диаметрами от 50 до 2000 мм (см.табл. 1). Основной диапазон диаметров трубопроводов распределительных сетей находится в пределах 225 мм. Однако бестраншейная прокладка успешно применяется и при больших диаметрах, например при строительстве магистральных трубопроводов и центральных коллекторов.

Поскольку задачей рассматриваемых технологий является прокладка не самого рабочего трубопровода или кабеля, а футляра, через который они протаскиваются, то прежде всего необходимо представлять их параметры. Размер футляра должен превышать диаметр прокладываемого трубопровода на величину разницы их внутреннего и внешнего диаметров, установленную нормативными документами. Так, например, применительно к газопроводам условия выбора футляров определены ДБН В 2.5-2001 «Газоснабжение». Ими установлено, что для трубопроводов, прокладываемых в стесненных условиях, должны применяться футляры из стальных труб. При этом внутренние диаметры футляров для стальных газопроводов следует принимать больше наружных диаметров газопроводов — не менее чем на 100 мм при диаметрах газопроводов до 250 мм (включительно).

Для полиэтиленовых газопроводов внутренний диаметр футляров следует принимать больше внешних диаметров труб газопровода не менее чем на 40 мм при диаметре газопроводов до 90 мм и не меньше, чем на 80 мм при диаметрах газопроводов более 90 мм.

Таким образом, диапазон требуемых диаметров футляров соответственно составляет от 90 до 345 мм (табл. 2).

Таблица 2.
Наружные диаметры футляров из стальных труб для распределительных сетей газоснабжения


Диапазон диаметров местных кабельных линий, прокладываемых между сетевыми узлами в пределах города или сельского района, находится в пределах: для электрических кабелей – до 65 мм, для волоконно-оптических кабелей – 42, мм. Согласно «Инструкции по проектированию линейно-кабельных сооружений» (ВСН 116-93), при пересечении автомобильных и железных дорог, проезжей части улиц и трамвайных путей – кабели следует прокладывать в асбестоцементных (диаметром 100 мм) или полиэтиленовых (диаметром 110 мм) трубах. Протаскивание футляра в образованную после прокола скважину обеспечивается свободным зазором между его наружной стенкой и уплотненными стенками скважины, размер которого, как правило, принимается не менее 40 мм. Таким образом, максимальный размер диаметра прокола в этом случае составляет 140 мм. Если одновременно с основным требуется проложить дополнительно резервный футляр, то диаметр скважины должен быть не менее 240 мм.

Для распределительных сетей характерна также ограниченная длина прокладки футляров. Как правило, при прокладке трубопроводов чаще всего встречаются препятствия в виде автомобильных дорог различных категорий. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» ширина проезжей части (табл. 3) составляет минимум 4,5 м для дорог V категории, а максимум 15 м для дорог I категории. Предельная ширина земляного полотна для этих дорог составляет 8 и 43,5 м соответственно.

В Украине наиболее распространенный грунтовый фон (более 75 % территории) представлен суглинками и глинами II и III категории прочности. Для этих грунтов характерно наличие воздушных пор, что обеспечивает их хорошую уплотняемость и относительно высокую прочность, которая обеспечивает устойчивость стенок скважины после прокола.

Таблица 3.

Параметры элементов дорог различных категорий


Рассмотренные условия прокладки футляров для распределительных трубопроводов обусловили наиболее широкое распространение технологий прокола грунта с помощью пневмопробойников и механических домкратов (установок гидростатического прокола).

Для осуществления прокола грунта в первом случае используются пневмопробойники, компрессорная станция и комплект вспомогательного оборудования. Это оборудование выпускается различными (Украина) (рис.1, табл. 4), ПО «Полет», «Комбест» (Россия), ПО «Строймаш» (Беларусь), «Vermeer» (США), «Tracto-Tehnik» (Германия). Для работы пневмопробойников необходима передвижная либо стационарная компрессорная станция, обеспечивающая подачу сжатого воздуха давлением 0,6 МПа. Расход воздуха при этом должен обеспечиваться от 1,5 до 7,5 м³

/мин. Также для каждого диаметра прокладываемого трубопровода требуется свой пробойник или их ряд для поэтапного расширения диаметра скважины.

Одним из недостатков этой технологии является возможное отклонение пробойника от заданного курса в случае встречи с препятствием. Чтобы исключить такое отклонение, в последнее время появились пробойники с реверсным ходом. А такие (США) и «Tracto-Tehnik» выпускают управляемые пневмопробойники, которые способны следовать курсу подобно установкам направленного бурения.

Таблица 4.
Технические характеристики пневмопробойников «Одесского завода СОМ
»


Рис. 1.
Пневмопробойники «Одесского завода Cом»
Гидростатические установки для продавливания труб выпускают (Россия), «Vermeer» и др. При работе таких машин при прокладке трубопроводов используют набор штанг, обычно жестко соединяемых

одна с другой. С из помощью производят предварительный прокол участка, по которому протаскивают трубу с одновременным расширением скважины до необходимого диаметра. Установка включает в себя два основных блока: силовой блок в виде рамы с гидроцилиндрами и гидравлическую станцию. Гидравлические системы таких установок работают при давлениях до 50 МПа и с подачей гидрожидкости до 20 л/мин и более. Компонуются системы приводом от ДВС и электроприводом от городской электросети. Длина штанги находится в зависимости от длины хода гидроцилиндра. Чем длиннее штанга, тем меньше производится операций по их соединению в плеть. Однако это автоматически приводит к увеличению габаритов установки. А поскольку для осуществления ее работы используется котлован соответствующих размеров, то это необходимо учитывать при работе в стесненных условиях, особенно при плотной городской застройке. Для этого случая НПП «Газтехника» (г. Харьков) разработаны миниустановки для гидростатического прокола, краткие характеристики которых представлены в табл. 5. Длина штанг составляет 600 мм и подается гидроцилиндрами за два прохода по 300 мм. Если организация располагает гидрофицированными машинами: экскаваторами, бульдозерами и др., то для подачи гидравлической жидкости под давлением до 20 МПа можно подсоединиться к гидрораспределителю машины. В этом случае строительной организации не требуется специально приобретать гидравлическую станцию.

Таблица 5.
Характеристики прокольных установок для гидростатического прокола грунта производства НПП «Газтехника
»


Порядок работы установки представлен на рис. 2 и 3. Необходимая длина предварительного прокола достигается путем движения “вперед-назад” механизма захвата штанг с постепенным наращиванием длины путем присоединения вручную дополнительных штанг. Обратным ходом осуществляется одновременное расширение скважины конусным расширителем и протаскивание трубы. Если требуется прокладка труб больших диаметров, то операцию по расширению скважины производят за несколько проходов расширителей с поэтапным увеличением их диаметров на 40 мм или больше, если того позволяют грунтовые условия. Фрагменты установки МП-125 и работа с ней представлены на рис. 4.


Рис. 4

.
Миниустановка для гидростатического прокола грунта МП-125 НПП «Газтехника», Харьков:
а –
общий вид установки; б – монтаж установки в котловане; в– рабочий процесс; г– расширение скважины и протаскивание трубы.
Для правильного выбора типоразмера силовой установки, а соответственно диаметра прокольной головки и штанг, как правило, достаточно знать величины требуемого усилия прокола грунта (с учетом силы трения штанги о стенки скважины), которое можно рассчитать по формуле:

π
Rc2
σ
у
Р = —————

Футляр для труб под дорогами

Приняли молодого спеца. Оказался въедливым, что безумно радует. Запроектировал прокладку полиэтиленовой трубы, проходящей под автодорогой, в футляре из асбестоцементной трубы. Мы, старпёры, давай смеяться с него! Ну как же, футляр всегда проектировали из стальной трубы! А он спрашивает, а где конкретно сказано из какого материала проектировать футляр? Второй день ищем норматив. Кто нить даст ссылку?

А почему нет? И что собственно говоря смущает в этом решении. Хотя есть минус не в пользу асбестоцементной трубы.

Такой его вопрос должен вас не радовать, а огорчать. Это не въедливость, а формализованно-манагерская тупость. Нет нормы, значит, как хочу. Вот ПУСТЬ он сам и ищет, раз он такой ВЪЕДЛИВЫЙ!
Из какого материала сказано в СНиПе. Но номер СНиПа пусть догадается найти сам.

По-настоящему въедливый сначала будет в НД копаться, всех коллег "на уши ставить", искать ответ на "почему стальной, почему НЕ стальной", а потом только футляр рисовать (с расчетом, если решение нестандартно).
АЦТ нельзя! Но пусть, если захочет, однако, почитает свойства АЦТ.
.
Смущает ударная прочность во влажной среде!

Ну как же, футляр всегда проектировали из стальной трубы!

Проектировали не зная почему?
А для чего труба-то?
Если для газа, то в СНИПах четко написано - в стальном футляре. Подругим СНИПам лень смотреть.
А, например, кабели прокладывают под дорогами в футляре из асбоцементных труб

Вода - моя работа

А вот нигде нет прямого указания что футляр должен быть стальным , более того, стеклопластивое футляры и футляры из гофрированного полипропилена имеют место быть. С асбестоцементом это он конечно загнул, есть такое требование что футляр должен быть не мение прочным чем сама труба, не помню откуда.
Немного нормативки, выкладываю типовой, где материалы футляров расписаны (но так то типовой, причём писанный давно) и вот вам цитатка из СНиП 2.07.01-89*

7.24. Пересечение инженерными сетями сооружений метрополитена следует предусматривать под углом 90°, в условиях реконструкции допускается уменьшать угол пересечения до 60°. Пересечение инженерными сетями станционных сооружений метрополитена не допускается.
На участках пересечения трубопроводы должны иметь уклон в одну сторону и быть заключены в защитные конструкции (стальные футляры, монолитные бетонные или железобетонные каналы, коллекторы, тоннели).

Чертили коллектор диам. 2,56 (1,84) под ж.д., блоки обделки по серии "самые-самые" (на нашем ЖБИ других и не делают). А в отделении дороги нам зарядили заключить коллектор в стальной футляр (. во дают. ). Норма для снипа ж.д. колеи 1520.

Да, щит в футляре, шикарно.

engngr, мне лень искать. Я бы не стал искать, а назначил бы по своему разумению. Но если очень интересно, то СНиПы по автодорогам, по теплосетям, по водоснабжению и канализации, по технологическим трубопроводам, по прочим подземным сетям.
При такой постановке вопроса

Запроектировал прокладку полиэтиленовой трубы, проходящей под автодорогой, в футляре из асбестоцементной трубы.

прямого ответа не будет.
Пусть автор сам ищет, если онточно знает, что там в полиэтилене лежит/течет и под какой дорогой, уж не говорю о диаметре, глубине "прокола" и длине.

Я не так давно занимаюсь нвк, вопрос по футлярам на моей памяти на форумах поднимался, и тогда, насколько помню, норму никто не нашел. Но ац, конечно, слишком оринигально.
Очень не люблю термин "прокол", потому что обычно он применяется не по назначению.

BM60, я тоже люблю делать по своему разумению (три года на производстве дают о себе знать), правда обычно моё разумение с разумением СНиПа совпадает. А бывает и так, что СНиП оказывается умнее меня (ах какая досада ). Считаю что главное в проектировщике - чтобы он понимал почему в СНиПе написано именно так, а не иначе, тогда и открывать их реже придётся. Но ведь есть ребята типа этого молодого, что думать не хотят, а только нормативку учат им подавай пункт, доводов разума им недостаточно, поэтому я обычно для форума не ленюсь искать норматив, особенно учитывая, что большинству нужно показать норматив начальству чтобы оно утвердило его решение.
Doka, а пусть ка этот парень найдёт поставщика на а/ц трубу нужного диаметра, а то СНиПом и керамические трубы для канализации разрешены, а вот не делают их .

Читайте также: