Стальные монстры союзники описание

Обновлено: 04.05.2024

Стратегия «Стальные монстры», вышедшая в конце 2005 года, могла похвастаться интереснейшей задумкой — совместить в одной игре целых три, чтобы можно было вволю порезвиться с отстройкой баз и флотов на карте Тихого океана, лично взять в руки тактическое сражение кораблей и самолетов на трехмерной карте, а там и вовсе лично сесть в истребитель «Зеро», чтобы показать всем, как работает старый, опытный камикадзе.

Все это было реализовано — игрок мог углубляться в игру до тактического и аркадно-симуляторного уровня по своему желанию. Узнаваемые самолеты США и Японии, мощные корабли («Врагу не сдается наш гордый Ямато»), пушистые атомные взрывы и известные сражения стали визитной карточкой игры. Но было много тех, кто сказал «Стальным монстрам» веское «фи!» за притаившиеся в игре баги, проблемы с балансом (ИИ на стратегической карте славился агрессией и напором уставшего ленивца) и примитивную систему повреждений. Полоски здоровья у кораблей и самолетов действительно не красили игру, и даже возможность время от времени попасть в артиллерийский погреб не успокаивала любителей военно-морских забав.

Что же делать? Записать все замечания в черный блокнотик и начать работу над дополнением! Так и поступила студия «Леста».

Дружеские атаки

Кто же такие эти загадочные союзники? В первую очередь — новый игрок на стратегической карте Тихого океана — Великобритания, уютно расположившаяся в районе Австралии и Индии. Есть возможность изменить ход истории, спасти линейный крейсер «Худ» и наполнить Тихий океан линкорами «Кинг Джордж V». Над полями сражений отныне летают «Спитфаеры» и «Харрикейны», а торпедоносцы «Суордфиш» и бомбардировщики «Ланкастер» могут показать японцам, на что способны чопорные англичане.

Правда, при игре за англичан быстро выясняются недостатки их линеек вооружения — а именно, серьезная нехватка атакующей авиации, особенно на поздних этапах игры. Ракеты и планирующие бомбы подвесить просто некуда. Но это проблема преодолимая, особенно если принять во внимание, что японцы в стратегии так и не научились воевать. Они по-прежнему вежливо ждут атак и медитируют на свои «Зеро», лишь изредка высылая в сторону баз игрока дивизионы крейсеров. У них, однако, теперь есть оправдание — дескать, пока молчат пушки в Индонезии, наши самолеты вовсю летают на Перл-Харбор.

Появилось три неиграбельные стороны — Германия, СССР и Голландия. Они находятся далеко от тихоокеанского театра военных действий и баз на стратегической карте у них нет. Они не сделают погоды в стратегии, зато с ними отныне можно торговать, заключать союзы, обмениваться ресурсами и техникой. Вряд ли имеет смысл дарить СССР базы на Тихом океане, если только вы не хотите увидеть над атоллом Мидуэй звено «ишачков». Впрочем, их можно купить и так — только модернизировать «покупные» самолеты и корабли потом уже не получится. Ходят слухи, что, играя за Англию, при некоторой доле удачи, игрок может настолько крепко подружиться с США, что реальностью станут совместные атаки на японские острова. Основной же смысл дипломатии пока что заключается лишь в торговле. Добившись расположения чужих дипломатов уровня: «Мы слышим тебя, о великий Каа!» — игрок может выбивать для себя много хороших вещей.

Кто-то скажет, что не царское (точнее, наоборот, — царское) это дело — сидеть за столом переговоров в перерывах между планированием военных действий. Но и рассекать по волнам на торпеде «Кайтен» — тоже не царское дело, а дипломатия в свободных кампаниях может привести к любопытным результатам. Как вам, например, война между США и Англией, не поделившими линкор? Самураи пляшут, подбрасывая в воздух катаны.

Утром деньги, вечером нефть

Стратегический режим в «Стальных монстрах» мог порядком напугать неподготовленного игрока. Представьте себя — метрополия, десятки баз — и все нужно обеспечить горюче-смазочными материалами, боеприпасами, людьми (военные, инженеры, летчики, моряки). Флоты бороздят океан, и о каждом надо позаботиться, выдать под расписку топливо, снабдить оружием, отслюнить торпеды и ракеты, пополнить команду и, если надо, отремонтировать.

Несмотря на то, что интерфейс был сделан так, чтобы все было по возможности понятно, стратег-снабженец мог быстро и безнадежно потеряться в цифрах уже в первый год войны. В «Союзниках» дышать стало заметно легче — игра готова послушно остановиться по сигналу, а на карте теперь можно рассылать караваны снабжения по упрощенным правилам. Теперь не придется везти из метрополии радары, береговые батареи и радиостанции, что заметно облегчает развитие баз. Превращать необстрелянных юнцов в опытных солдат, летчиков, моряков и инженеров можно не только в бою. Училища помогут избавиться от излишней зелени в рядах нашей армии и флота.

Даже с этими улучшенными моментами стратегия все еще набита микроуправлением. Утешает одно — ошибки и неизбежные перебои с поставками не станут смертельными для военной кампании из-за так и не исправленной пассивности ИИ. Если прибавить к этому очень и очень странные, а местами и вовсе дикие результаты автоматического расчета сражений, то стратегическая часть остается такой же слабой. Но ошибкой было бы думать, что «Союзники» — игра про дипломатию. Новые страны со своими кораблями и самолетами, новые образцы вооружения — все эти нововведения раскрывают свой смысл в тактических битвах. Только теперь можно столкнуть в небе над Хиросимой звено «ишачков» и «Мессершмитов» — прямо над головами слегка ошалевших японских зенитчиков.

Крейсер «Лазарь Каганович» в порту Перл-Харбор. Стая подводных лодок «Щука» на страже атолла Мидуэй. Да, разработчики побросили нам пищу для размышлений об альтернативных вариантах истории. Вдобавок нам предложили много чудных вещей — от камикадзе-торпед «Кайтен» и уникальных японских подводных авианосцев «И-400» (крупнейшая подводная лодка войны) до летающего блинчика, американского НЛО-подобного самолета XF5U-1 (V-173).

Камбуз под обстрелом

Раньше-то оно как было — встретятся корабли, и давай отстреливать друг другу кусочки полоски здоровья. А сверху самолеты пикируют, и торпеды веселыми пингвинами плавают — все, чтобы быстрее свести здоровье корабля к нулю. Изредка всплывет надпись «Попали в артиллерийский погреб» для какого-нибудь танкера — чтобы при удачном, так сказать, выстреле, можно было утопить корабль сразу. Невесело было смотреть, как на определенном этапе стрельбы с плывущего корабля сметало пушки. Полное отсутствие модели повреждений огромных и сложных кораблей вызывало больше всего справедливых нареканий.

Теперь в игре работает великолепная система точечных повреждений. Дело, конечно, не дошло до переломанных корпусов и взрывов, разносящих корабли на куски. Но отныне каждый кораблик — от маленького скромного эсминца или подводной лодки до линкоров — подвержен десяткам самых разнообразных проблем. У него может заклинить руль, выйти из строя пушка. Отсеки затапливаются. Обычным делом стали пожары. Могут погибнуть моряки или взорваться погреб. Корабли теперь, набрав воды, вполне естественно дают крен или дифферент.

Привычная полоска HP осталась, но теперь она мало что значит. Нужно открыть новое меню повреждений, чтобы увидеть, где именно у корабля случилось поломка. При этом виртуальная команда ведет незримую борьбу за живучесть корабля — пожар может быть потушен, а корабль, который, накренившись, уже почти черпает палубой воду, может внезапно вернуться в «исходное положение» — это команда откачала воду или провела контрзатопление.

У самолетов тоже появилась модель повреждений — правда, довольно простенькая. Но она успешно работает. Попадания могут повредить двигатель, топливный бак, управление, плоскости или хвост. И куда же без пожара — он тоже случается.

Иногда новая модель повреждений слегка удивляет — так, эсминец может легко выдержать пару торпед и сверху кучку бомб. Самолеты без всяких проблем взлетают с горящей палубы авианосца, который, к тому же, дал изрядный крен. Не стоит ожидать и эффектных внешних повреждений вроде снесенных рубок. «Убитые» пушки на модели темнеют, пылают пожары на ключевых местах, стелется на полнеба дым — и только.

В сражении с тяжелыми линкорами (например, в бою с «Ямато» или немецким «Бисмарком») модель повреждений проявляет себя во всей красе — кораблю можно разнести все на свете, вплоть до тарелок на камбузе, а он будет плыть спокойно и невозмутимо. Нарисовались и новые возможности — стоит «отбить» линкору орудия главного калибра, как он становится беспомощным в морском бою. Это хорошая новость для тех, кто не прочь лично забраться в самолет и сбросить бомбу-другую на палубу корабля или на бронированную пушку.

Есть спасение в бою

В тихоокеанских небесах вылупились чайки и альбатросы. Вообще, графика изменилась очень незначительно — в основном, за счет мощных эффектов постобработки и улучшенных текстур, при том, что ядерный взрыв остался таким же грязненьким облачком.

Куда интереснее другие «мелкие» добавления. Например, возможность полноценно сохранять игру в тактическом режиме — на радость тем, кто хочет поэкспериментировать с тактикой или побаивается неожиданных падений. Или переработанная система сохранения стратегической части — теперь состояние сохраняется и загружается на порядки быстрее.

С «Союзниками» в игру пришел полноценный многопользовательский режим, в котором есть место не только сражениям в тактике, но и совместному прохождению миссий. Стратегической части мультиплеер не коснулся — запутанный интерфейс и потенциальные сложности со скоростью течения времени не оставили разработчикам выбора.

Все вместе объясняет, почему «Стальные монстры: Союзники» продается не как дополнение, а как отдельная игра. Но приходится признать, что, хотя дополнение принесло в игру много нового и интересного, преодолеть некоторые ограничения «Стальных монстров» разработчики так и не смогли. По-прежнему отсутствуют построения у кораблей, стратегический ИИ все так же пассивен, и с нововведениями в игру пришло много багов и перекосов в балансе — и без того достаточно условном. Но разработчики работают над обнаруженными проблемами и уже выпустили первую заплатку.

Автор: Тимур Хорев. Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания". Размещается с разрешения редакции журнала.

Руководство и прохождение по "Стальные монстры: Союзники"

— Пушка. Они заряжают пушку! Зачем? А! Они будут стрелять! Прибавить ходу — раз-два, раз-два! м/ф «Остров сокровищ»Стратегия «Стальные монстры», вышедшая в конце 2005 года, могла похвастаться интереснейшей задумкой — совместить в одной игре целы

Руководство и прохождение по
Руководство и прохождение по

— Пушка. Они заряжают пушку! Зачем? А! Они будут стрелять! Прибавить ходу — раз-два, раз-два!

м/ф «Остров сокровищ»

Дружеские атаки

Зона влияния Великобритании в начале исторической миссии — север Австралии, Новая Зеландия, Малайзия, Микронезия и Фиджи.

Утром деньги, вечером нефть

Повреждения рассчитываются для каждой пушки, каждого отсека и нескольких систем. Притом, почти все на корабле может быть уничтожено, затоплено водой или подожжено.

Сражение «Ил-2» и «И-16» с «Мессершмитами» над Гуадалканалом — причуды альтернативной истории.

Камбуз под обстрелом

Американский самолет XF5U-1 так и остался лишь в виде прототипа. Но здесь его можно противопоставить японским реактивным машинам.

Есть спасение в бою

Иногда подбитые японские летчики без подсказки роняют обломки своих машин на американские самолеты: «Сакаи я зовусь недаром — семерых одним ударом!».

Рецензия на игру Стальные монстры: Союзники

Зона бандитского сопроцветания

«Проклятый микроменеджмент» — моя первая ассоциация, когда заходит речь о «Стальных монстрах». Следить за развитием десятка баз и стайками транспортников там было ужасно занудно, однако до выхода «Союзников» нам приходилось либо самим грузить каждую сотню ракет, либо, помолившись, поручать все автоматике (вышедшей из комы в патче 1.2). Избавиться от этой проблемы нельзя, да и вряд ли нужно, ведь перебои с припасами были характерны для той войны. Компромисс, найденный в «Союзниках», близок к идеалу: в специальном редакторе можно начертить маршруты караванов и распределить по ним сухогрузы и танкеры, а в еще одном окне — оформить экстренный заказ.

Скриншоты 14

К несчастью, питерская студия не знает слова «довольно». Конечно, часть нововведений идет «Союзникам» на пользу. Они только выиграли от появления вооруженных сил Соединенного Королевства и новых географических областей. Привычную пассивность искусственного интеллекта теперь оправдывает то, что он бьется на двух «фронтах», и вы не видите половину его предприятий. Радуют и дополнительные образцы техники, среди которых много экзотики: подводные авианосцы I-400, ведомые смертниками торпеды «Кайтен», «летающие блюдца» F5U.

Но зачем разработчики повесили на загруженного игрока дипломатию? Допустим, управление экономикой и строительство баз в суверенных государствах — необходимые условности. А как объяснить то, что командующий ВМФ сбывает эсминцы за валюту, объявляет войну и заключает мир по своему усмотрению? Переговоры обернулись торговой биржей и инструментом рэкета, а заманчивая возможность организовать совместную атаку так и осталась строчкой в пресс-релизе. Не поделитесь «наваром» — вчерашние друзья мигом перейдут к политике «большой дубинки».

Впрочем, отношения основных участников «раздела пирога» еще укладываются в определенные рамки. Я теряюсь в догадках, ради чего в стратегический режим добавлены СССР, Германия и Нидерланды. Ни баз, ни приличного флота у них нет — лишь путаются под ногами да комично нападают на братьев по оружию. Очевидно, что их удел — готовые сценарии вроде схватки «Бисмарка» и «Худа», или «песочница», в которой нетрудно устроить немецкий рейд на идущий в Мурманск конвой.

Удар ниже ватерлинии

Неплохо, если создатели мультижанровой игры предусматривают, что некоторым, вероятно, не понравится какая-то из ее граней. Скажем, Elemental Games не навязывала нам наземные операции в «Космических рейнджерах 2», а в Rome или Medieval 2 можно играть почти как в Civilization 4.

Увы, на «Стальных монстров» это правило не распространяется. Руководство пользователя честно предупреждает, что важные сражения лучше проводить вручную. Я же советую совсем забыть про автобой, т.к. его исход часто противоречит здравому смыслу: охранение каравана громит ударную дивизию линкоров, эсминцы беспомощны против подлодок, истребители сжигают сотни бомбардировщиков, вообще не неся потерь. Встав на капитанский мостик, вы легко разобьете AI, поскольку он не разучил ни одного свежего приема и тупо прет напролом.

Обратить внимание на тактическую карту стоит и потому, что именно здесь вы познакомитесь с гордостью и красой «Союзников» — детальной системой повреждений. Ведь самое интересное в морских стратегиях и симуляторах — наблюдать за гибелью многотонных чудовищ, и «линейка жизней» была одним из ключевых недостатков оригинала.

Теперь каждый корабль или самолет разбит на множество составных частей, урон для которых рассчитывается отдельно. Выход из строя какого-либо устройства приводит к закономерному результату: судно без руля не сможет повернуть, лишенное двигателя или винтов — остановится, потерявшее запасы снарядов или вооружение — станет беззубым. При этом набор узлов у разных юнитов принципиально отличается и связан с их историческими прототипами. Отменно выглядят пожары и затопления: возгорание чревато взрывом боекомплекта, а наглотавшийся воды крейсер накреняется и грозит перевернуться. Похоже, более серьезного моделирования за все время существования жанра еще не было.

Борьба за живучесть проходит автоматически и зависит от опытности команды. Удивительно разумный шаг, учитывая стремление «Лесты» запихать в игру побольше наворотов. Хотя авторы взяли свое, добавив прямое управление и наведение орудий. Пожалуй, указать главному калибру и «универсалкам» разные цели — не самая бессмысленная идея. Польза от нее в пылу сражения сомнительна, реализация оставляет желать лучшего, но, по крайней мере, получилось уместно. А вот «рулить» с клавиатуры чем-то крупнее торпедного катера вы, скорее всего, не будете.

Наводя порядок в технической сфере, «Леста» снова пострадала от гигантомании: одной рукой она оптимизировала ресурсы, сократив ожидание загрузки в десятки раз, другой — выкрутила разрешение текстур и щедро присыпала картинку постэффектами. Жаль, сногсшибательная графика осталась недосягаемой — та же Battlestations: Midway заметно сильнее. Да, «СМ» сокрушит оппонента количеством объектов в кадре… если у вас есть 2 гигабайта оперативной памяти. Зато нам позволили сохраняться в бою. Владельцы видеокарт от ATI, измученные вылетами, по достоинству оценят этот подарок.

Несмотря на обилие ошибок и недоработок, труд «Лесты» впечатляет. Одна лишь механика повреждений могла бы стать фундаментом для самостоятельного проекта. Общий же расклад чересчур противоречив, чтобы назвать «Союзников» успехом или провалом. Едва втянешься — и откроет огонь корабль-призрак с погибшим экипажем, субмарина собьет дюжину пикировщиков, а США набросится на Британию…

Стальные монстры: Союзники

Читайте также: