Стальные шлемы красной армии

Обновлено: 09.05.2024

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.


Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.

В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.

Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.


Советский стальной шлем СШ-40

Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.

Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.

29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).


Немецкий стальной шлем образца 1935 года

В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.

В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.


Немецкие солдаты в касках М35 или М40.

В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.

Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.


Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.

В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.

В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).

Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.


Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)

К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.

Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.

Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.


Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)

На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.

Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.

Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.
На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.

Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:

Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?

Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?

Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?

Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?

Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?

Чья каска была лучше?

Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)

После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».

В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.

Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.
Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.

Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.


Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)

При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

СССР. Каски и шлемы

В СССР к теме средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе и стальных шлемов, обратились в начале 1930-х годов. Однако поначалу немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах элитных частей, например, Пролетарской дивизии.

Красноармейцы 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии на параде 1 мая 1938 года, в шлемах Адриана.

Красноармейцы 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии на параде 1 мая 1938 года, в шлемах Адриана.

В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Стальной шлем со времен Первой мировой рассматривался как средство защиты от шрапнели. Удар шашкой имитировал попадание шрапнели. По инициативе Буденного принятый в результате на вооружение шлем получил широкие боковые поля, призванные защищать плечи бойца от рубящего удара сверху вниз (поля должны были отклонять клинок от плеча). Переделанный шлем получил название «красноармейский шлем стальной образца 1935 г.», в других источниках — СШ-36, а позже негласное — «халхинголка».

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Силуэт каски походил на немецкий стальной шлем М16. Носился, как и все остальные шлемы с подшлемником. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам. Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие каски позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8 %. В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата, а большой козырёк уменьшал обзор. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что шлем сдувало набок. К тому же шлем был слишком тяжёл.

В 1937-1938 несколько экспериментальных моделей нового шлема было создано и протестировано на Ржевском полигоне. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Контур шлема, получившего известность как СШ-39, приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.

Каска СШ-39.

Каска СШ-39.

Окрашивался новый шлем в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема. Подтулейное устройство имело купольную форму, изготавливалось, как правило, из ткани (также подтулейник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подтулейника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части его купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который, в свою очередь, с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подтулейника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.

Каска СШ-40.

Каска СШ-40.

Каска СШ-40.

В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий. Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров. Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г. Эта модель каски пережила не только войну, но еще десятилетие использовалась и после войны.

Шлем ПВО

В конце 30-х годов Советский Союз осуществлял подготовку к большой войне в связи с чем, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской защиты и частей ПВО. Для экипировки сил гражданской защиты, а так же частей противовоздушной обороны требовался стальной шлем. Для решения этой задачи в Ленинграде в 1938 году на Ленинградском металлургическом заводе стали производить такие шлемы. Неофициально он получил обозначение «Шлем ПВО М38». Наравне с частями ПВО в условиях нехватки экипировки шлем данной модели использовался и ополченцами, защищавшими Ленинград. Они и дали ему второе название «блокадник».

Шлем ПВО – М-38.

Шлем ПВО – М-38.

Шлем ПВО – М-38.

Внешне шлем имел сходство с английским шлемом Brodie, и по сути, был упрощенным вариантом британской модели. Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью веревки, расположенной в верхней части купола. Крепление подшлемника было не надежным, он крепился с помощью двух клепок, расположенных во фронтальной и задней части шлема. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к шлему. Размер подбородочного ремня регулировался с помощью маленькой квадратной пряжки.
Шлемы данной модели окрашивались в цвет хаки. Иногда на шлем наносилась эмблема, представляющая собой схематичное изображение пятиконечной звезды, зенитки перекрещенной с лучом прожектора, в свете которого изображался силуэт самолета, и противогазной маски, расположенной между двумя нижними лучами звезды. Каску ПВО выпускали исключительно в Ленинграде до середины 1943 года.

Шлемы летчиков

В годы войны использовались кожаные летные шлемы зимние и летние, в основном довоенного выпуска, которые в большинстве своем не имели места для размещения наушников и микрофона. Количество выпускаемых моделей достаточно большое, однако в основном они различались конфигурацией и длиной ушей шлема, фурнитурой застежек и цветом кожи. С 1940 года на шлемах стали изготавливаться специальные кармашки и крепления для размещения наушников и ларингофона. А позже, в связи с массовой радиофикацией самолетов, радиогарнитура стала обязательным встроенным элементом уже шлемофона. В 1943 году советская промышленность наладила выпуск копии немецких шлемофонов LKpW-100 и LKpS-101, которые выпускались и в послевоенное время в кожаном исполнении.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимний шлемофон образца 1940 г.

Зимний шлемофон образца 1940 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Шлемы парашютистов

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста.

Брезентовый шлем парашютиста.

Брезентовый шлем парашютиста.

Шлемы танкистов

В механизированных войсках (позднее автобронетанковых) РККА на оснащении военнослужащих стояли шлемы образца 1931 года и образца 1934 года. Поскольку в то время армия не имела радиостанций и переговорных устройств, шлемы не являлись шлемофонами. В 1936 году в шлем образца 1934 года добавили пазухи для размещения радиооборудования и получился настоящий шлемофон. Шлемофон изготавливался как из кожи, так и с покрытием из авизента (плотная износостойкая ткань особого плетения), позднее из кирзы. На «говорящей шапке» ото лба к затылку были пришиты три наголовника (валика), а в передней части размещался пришитый налобник (валик). С боков находился либо один валик, который пришивали по центру, либо три, расположенные веером. Все валики наполнялись конским волосом, а в более поздних моделях — техническим волокном. Валики предназначались для защиты головы от ударов о выступающие части машины. Шлемофон образца 1938 года изготавливался в летнем и зимнем варианте, а сама модель прослужила всю войну и была образцом для послевоенных вариантов.

Германия. Каски и шлемы

Пехотная каска в Германии со времен Первой мировой войны назывался штальхельм ( Stahlhelm) — стальной шлем — и применялась с 1916 года по 1945 год. Конструкцию шлема Stahlhelm разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. К началу 1916 года Stahlhelm первого образца (позже получивший обозначение M1916 или М16) начал массово поступать в войска.

Форма шлема была предопределена сочетанием объёмов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Сделанный из никелевой стали, шлем имел боковые рожки, назначением которых являлись вентиляция и крепление дополнительных защитных пластин; пластины мало использовались из-за их большого веса, а вентиляционные отверстия солдаты были вынуждены зимой примитивно заделывать. Внутренняя сторона каски состояла из трёх кусков кожи с обивкой, они регулировались по размеру головы; шлемы также выпускались разных размеров. Подбородный ремешок крепился к металлической оболочке штальхельма. Две выступающие втулки — «рожки» служили не только для вентиляции, к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли её изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулемётчиков, но из-за своей тяжести она использовалась довольно редко, а после Первой мировой войны её эксплуатация в Германии сошла на нет.

Каска М1916 маскировочной расцветки, «черепаховая».

Каска М1916 маскировочной расцветки, «черепаховая».

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1933.

Каска M1933.

В 1933 году был разработан шлем M1933, сделанный из вулканизированной фибры, но после того, как в 1935 году в качестве стандартного шлема вооружённых сил был утверждён Stahlhelm M35, каски M1933 были переданы частям гражданской обороны и полиции.

Каска М35.

Каска М35.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Каска М1935 была разработана при участии Фридриха Шверда. Она изготавливался путем прессования нескольких листов молибденовой стали. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм Козырек и закраины штальхельма были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. Шлем стал легче, что вместе с новым кожаным подшлемником сделало каску более комфортной. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Шейный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надёжно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Парашютисты Люфтваффе использовали Stahlhelm M35 до 1936 года. Вариант для парашютистов изготавливался из стандартного шлема М1935 – от стандартного образца просто отпиливали загибающийся край каски. За это время выяснилось, что стандартный M35 не подходил, либо он слетал с головы парашютиста при неплотно зафиксированном ремешке, либо вызывал удушье парашютиста при очень плотно зафиксированном ремешке. Также выступающие поля шлема при приземлении били в виски парашютиста.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

В 1936 году каска М35 была заменёна шлемом Fallschirmjägerhelm M38, специально разработанном для парашютно-десантных войск. Шлем был сделан округлым и обтекаемым, в сравнении с M35 его размеры и масса уменьшены, изменилась и форма ремешка, который стал Y-образным (дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что существенно увеличивало плотность посадки шлема на голове и теперь во время прыжка воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону). Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую с 19 мая 1940 года, из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной кожей) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, ещё точнее отслеживали профиль головы десантника.

Первоначально, выпущенные шлемы окрашивали в стандартный серо-синий цвет Люфтваффе и получали эмблемы (трёхцветную государственную эмблему на одной стороне и орла люфтваффе на другой), после начала Второй мировой войны шлемы начали окрашивать под цвет местности (обычно в зелёный или тускло-жёлтый цвет), а эмблемы наносить перестали. После наступления зимы шлемы начали окрашивать в белый цвет, в дальнейшем среди военнослужащих получили распространение разнообразные маскировочные чехлы, а также закреплённая поверх каски маскировочная сеть или металлическая проволочная сетка (которая служила для крепления растительности или иных элементов маскировки).

Каска М40.

Каска М40.

Каска М40.

В 1940 году провели модернизацию общевойсковой каски М35: упростили изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; изменили состав стали, заменили молибден на менее дефицитные марганец и кремний. Эта модель получила наименование М40. Она имеет завальцованные края и практически повторяет форму шлема М-35. Основным отличием от предыдущей модели является устройство вентиляционного отверстия, которое у М-40 выштамповывалось и не имело дополнительной заклёпки. Также решено было отказаться от крепления подшлемника алюминиевой фурнитурой. Её заменили деталями из оцинкованного или покрашенного в серый цвет стального листа. Шлем изготовлен из стали с добавками силиката марганца. Отсутствие молибдена компенсировалось увеличением толщины стали. Шлемы окрашивались в стандартные цвета и имели декаль с указанием на род войск.

Каска М42.

Каска М42.

Летом 1942 года технология изготовления шлемов изменилась. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменён отбортовкой, одновременно ухудшилось качество стального листа, из которого изготавливалась каска, — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться по причине дефицита легирующих элементов в Германии. Новая модель получила наименование Stahlhelm M42. 1 августа 1942 года началось массовое производство шлемов нового образца.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль во внешнем облике шлема играла его окраска. До начала военных действий окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он окрашивался в тусклый серо-зелёный цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательные эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и чёрную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на чёрном поле. С 1940 года осталась только декаль Вермахта, на М42 их уже не наносили. До конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от времени года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от камеры автомобильной шины, под которым было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 года к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или тёмно-зелёных и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зелёных черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и верёвочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Вермахт использовал чехлы с неярким камуфляжным рисунком таким как осколки (геометрические пятна) и грязь (расплывчатые пятна), а войска СС — более разнообразные варианты, такие как горох, платан, дубовый лист и пальма, имея с одной стороны рисунок для весны-лета, а с другой — на зиму-осень. Распространяются маскировочные сетки из веревок, колючей проволоки, металлической сетки для курятников.

Массовое производство касок М42 было прекращено в конце 1944 — начале 1945 года, после того, как большинство предприятий-производителей оказались под контролем стран Антигитлеровской коалиции или в прифронтовой полосе, а оставшиеся — переориентированы на выпуск иной продукции.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска подразделений Luftschutz.

Каска подразделений Luftschutz.

Еще в 1938 году немцы разработали вариант Stahlhelm с более широким, расширяющимся козырьком и вентиляционными отверстиями, первоначально предназначенный для пожарных, гражданской обороны, персонала Reichsarbeitsdienst и Luftschutz. Иногда каску М44 называют «Gladiator». Позже во время войны их выдавали персоналу фольксштурма. К 1944 году шлемы изготавливали из цельного стального листа, а оригинальную тканевую подкладку заменяли виниловой для снижения затрат. Из-за относительно небольшого количества произведенных шлемов оригинальные шлемы военных лет считаются редкостью.

Каска М45.

Каска М45.

Стальной шлем M45 имеет одинарный куполообразный раструб с широко выступающими боковыми краями без скоса с нижней стороны. Как и в более ранних моделях, передняя часть шлема поднята, чтобы обеспечить лучший обзор. Боковые стороны шлема менее крутые и менее затянутые, как у его предшественников. В результате более высокая энергия должна рассеиваться летящими осколками и снарядами. После войны, данный образец был взят за основу каски в ГДР.

Изготовлялись каски в период Второй мировой войны на разных заводах-производителях. Наиболее известными были заводы: Eisenhuttenwerke Thale (клеймо — ET), Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE), Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF), Quist Esslingen (Q). Из круглой листовой заготовки последовательной штамповкой вытягивали колпак, который дорабатывался, проходил закалку, отделку и оснащался подтулейным устройством и подбородочным ремнём. Подшлемники касок, например шлема М-35, изготовлялись из двух обручей, между которыми крепилась кожаная подкладка. На внешний обруч наносилось клеймо завода-производителя и размера шлема. Серьги (к которым крепился подбородочный ремешок) расположены по бокам. К шлему подшлемник крепился при помощи трёх кламеров: по бокам по одному и один сзади. Окрашивали каски в разные цвета: чёрный, тёмно-серый, серо-зелёный (фельдграу), оливковый, песочный, зелёный, хаки и т. д.

Стальной шлем для лётного состава

Поначалу для защиты экипажей немецких бомбардировщиков от осколков применялись общевойсковые каски М35, у которых выламывалась часть подтулейного устройства, а каска одевалась поверх штатного авиационного шлемофона. Из-за наушников такая импровизация оказалась мало приспособленной к реалиям боевых вылетов, тогда техники придумали выход — металл каски нагревался, и напротив ушей выколачивались выступы под наушники. Для того, чтобы такая кустарная переделка удобнее сидела на голове и не сползала на глаза, подбородочный ремешок был переделан — к нему пришивали еще одну деталь, из-за чего он стал иметь Y-образную форму. Крепёж ремешка тоже был перенесён — по бокам выступа для наушников просверливались отверстия под кламмеры крепления подбородочного ремешка. Впрочем, такая эрзац-переделка значительно ухудшала защитные свойства стали шлема, да и наличие козырька и широких полей в нижней части М35 мешали обзору и подвижности головы.

На проблему обратило внимание командование Люфтваффе, вследствие чего фирмой «Сименс» после испытания нескольких прототипов был разработан стальной шлем для лётного состава. Принят на вооружение этот шлем был приказом Верховного главнокомандующего Люфтваффе 8 мая 1941 года под обозначением SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

При определённых условиях SSK 90 обеспечивал защиту от зенитной шрапнели, мелких осколков и пуль винтовочного калибра. Шлем имел сложную конструкцию. Основной купол полусферической формы был изготовлен из склёпанных друг с другом выгнутых лепестков-сегментов, которые сверху были приклёпаны к металлическому кругу. Пластины-лепестки изготавливались из хромоникелевой стали толщиной 1 мм. Снаружи сфера была обтянута чехлом из козьей кожи тёмно-коричневого цвета, идентичной той, что использовалась для обычных шлемофонов. Внутри к металлической части крепился амортизатор из вспененного материала, а поверх него была нашита подкладка из хлопчатобумажной ткани.

Шлем прикрывал затылок и лоб, а по бокам были сделаны вырезы для наушников. Снаружи в передней верхней части был пришит дополнительный гребень-амортизатор с набивкой, похожий на валики советских танковых шлемофонов — по замыслу конструкторов, он должен был предохранять голову от ударов при жёсткой посадке и тряске во время воздушного боя. Подбородочный ремешок пристёгивался снаружи на кнопки и при необходимости мог быть быстро снят. Сам ремешок был Y-образной формы, а фурнитура и способ застёгивания были идентичны немецкому парашютному шлему М38. Надевался SSK 90 поверх шлемофона. Был разработан и упрощённый вариант SSK 90, получивший обозначение LKH W. Отличие от исходного варианта заключалось в увеличенной площади затылочных пластин и отсутствии подбородочного ремешка.

Вес SSK 90 оказался значительным — около 1,9 килограмма, и именно поэтому служба «флигерштурцхельма» (Fliegersturzhelm — «шлем пикировщика») оказалась короткой. В докладе Люфтваффе от 26 мая 1941 года указывалось, что новый шлем непригоден для использования на фронте; тем не менее, отдельные экипажи продолжили их использовать, что доказано находками на местах падения сбитых бомбардировщиков на территории, бывшего СССР, в частности в районе Сталинграда.

Авиационный шлем «Fliegerstahlhelm 44».

Авиационный шлем «Fliegerstahlhelm 44».

Авиационный шлем «Fliegerstahlhelm 44».

К разработке специального шлема для лётного состава в Германии вновь вернулись в 1943 году. Под руководством Медицинской службы Люфтваффе велась разработка защитного шлема, который был бы избавлен от недостатков предшественников и мог бы использоваться не только в воздухе, но и на земле. Зимой 1944 года появился новый вариант «флигерштальхельма» — «лётного стального шлема», который часто называют «Fliegerstahlhelm 44». Изготавливался он из стали, напротив ушей были вырезы для наушников, конструкция подтулейного устройства была упрощена, а подбородочный ремешок представлял собой два куска шнура, закреплённых по сторонам вырезов для наушников. В нижней части шнура располагалась кожаная часть с пряжкой и кнопками, как у десантного шлема. Выпущено шлемов было совсем немного.

Шлемофоны Люфтваффе

Шлемофоны Люфтваффе выпускались из кожи и брезента, были зимние и летние. Часть шлемофонов, например, зимняя модель FK33 не имел встроенного радиооборудования, и применялся для тренировок на планерах и самолетах. Часть моделей шлемофоном имела специальные лямки и клапаны для размещения радиооборудования, которое устанавливалось при необходимости.

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски


До парада Победы, который мы проведём 24 июня, остались считанные дни. Наверное, исторически правильно провести этот парад именно в тот день, когда прошёл тот, знаменитый, ставший ещё одной боевой наградой воинам-фронтовикам, парад победителей. Не просто победителей, а героев войны. Напомню, в параде 1945 года участвовали только фронтовики и только награжденные неоднократно боевыми орденами и медалями.

Сегодня поговорим об одном участнике парада Победы, которого многие просто не замечают, но который, наверное, в какой-то мере «поучаствовал» в жизни каждой советской семьи, который спасал советских солдат и офицеров от гибели наряду с санитарами и медиками. Который есть сегодня, наверное, в любом военно-историческом музее.

Сегодня я решил напомнить читателям о простой солдатской каске. Той самой, что прошла всю войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата.

Немного истории о возвращении касок в армию

Вплоть до начала Первой мировой войны европейские армии не особо задумывались о боевых шлемах для своих солдат. Только позиционная, или как тогда называли окопная, война заставила командиров задуматься над защитой именно головы солдата. Я понимаю, что сегодня это звучит несколько диковато, но в первые годы Первой мировой войны большинство солдат погибали от ранений в голову.

Мы много писали о стрелковом оружии, которое в 20 веке стало намного эффективнее, чем раньше. Много писали об артиллерии, в арсенале которой появились снаряды, специально предназначенные для уничтожения именно живой силы. Первая мировая быстро осовременивала европейские армии в смысле вооружения. Соответственно, солдат, которому было необходимо высовывать голову из окопа, получал ранения именно в нее.

«Отцом» современных военных касок следует считать французского генерала Огюста Луи Адриана, который в 1915 году разработал стальной шлем, защищавший солдат от осколков и шрапнели. Заметьте, каска не была защитой от прямого попадания пуль. Эффективность каски ошеломила командование французской армии. После оснащения армии касками Адриана количество ранений в голову сократилось на 30%, а количество погибших от таких ранений на 12-13%!


Каска Адриана состояла из 4 частей. Шлем-полусфера из стали толщиной 0,7 мм, передний и задний козырьки из той же стали, гребень на верху полусферы, для усиления защиты и прикрытия вентиляционного отверстия сверху, кожаный подшлемник из конской кожи. Вес каски, в зависимости от размера (3 разных) варьировался от 700 до 800 граммов.

Кстати, современные исследователи средств защиты солдат на поле боя отмечают красоту и надежность конструкции каски, а также её боевые свойства. По некоторым характеристикам именно эта каска превосходит даже современные шлемы.

Так американские ученые с факультета биомедицинской инженерии университета Дьюка провели исследование 4 видов касок времен Первой мировой войны и современного защитного шлема. Целью было выявить, как защищает каска солдата от контузии при воздействии взрывной волны. Оказалось, что лучше всех с этой задачей справляется именно каска Адриана.

В Красной Армии эта каска использовалась довольно широко и увидеть её можно на множестве агитационных плакатов довоенного периода, в кинофильмах и на фото. Это было обусловлено наличием достаточно большого количества этих касок на складах. Русская императорская армия использовала их с 1916 года. Правда с касок были убраны царские эмблемы и заменены на жестяные звезды. Этот же шлем стал прототипом русской каски Сольберга. Именно эту каску мы видим на головах советских и финских солдат в период советско-финской войны.


Ну и последнее про каску Адриана. То, что вызывает вопросы у множества читателей. На касках периода Второй мировой войны отсутствуют опознавательные знаки на передней части. В лучшем случае есть нарисованная краской звезда или знак СС сбоку. Почему?

В ходе использования касок Адриана выяснилась странная особенность боевых шлемов. Гребень сверху был усилением защитных свойств каски, а вот металлическая эмблема наоборот уменьшала защитные свойства. Некоторые страны отказались вообще от эмблем, другие перенесли эмблемы на боковые поверхности шлема. Отсюда и последующие действия при разработке других образцов. Эмблемы стали наносить краской. Наши - на передней части полусферы, немцы - на боковой. Звезда или знак принадлежности к СС был скорее "армейским шиком", чем необходимостью.

Как создавалась каска победителей

Попытки создать свою армейскую каску в СССР велись достаточно активно. Однако рассказывать обо всех попытках скопировать или модернизировать каски других армий я сегодня не буду. Расскажу о действительно прорывном изобретении наших конструкторов, которое и стало «папой» шлема-победителя. О СШ-39, стальном шлеме образца 1939 года. Изготавливался он с 1939 по 1942 годы.


В период 1936-37 годов в СССР было создано множество экспериментальных шлемов. В основу этих разработок ложились каски зарубежных армии. Ржевский полигон в то время напоминал экспериментальную площадку. Испытания шли полным ходом. В 1938 году было принято окончательное решение о том, какая каска подходит РККА.

По внешнему виду новый шлем очень напоминал итальянский М33. Точных данных я не нашел, так что вывод сделал просто по внешнему виду каски. Да и во время Гражданской войны в Испании этот шлем там довольно широко использовался.

Шлем изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Вес каски был 1250 граммов. Подшлемник купольной формы из ткани, кожзаменителя, вощеной ткани купольной формы. Под тканью прокладка из фетра или ткани. Регулировка подшлемника осуществлялась с помощью веревочки в верхней части купола. Ткань крепилась к стальному обручу, который в свою очередь крепился к шлему тремя клепками.

Следует отметить, что такая конструкция, когда подшлемник не касается шлема, позволила существенно удешевить производство каски и решить проблему вентиляции головы солдата без дополнительных отверстий в самом шлеме. Штамп завода-изготовителя на советских шлемах ставился на тыльной части каски рядом с размером шлема.

Данный шлем прослужил в армии, а затем в учебных заведениях Гражданской обороны вплоть до 60-х годов 20 века. Правда узнать его среди последующих СШ-40 неспециалист вряд ли сумеет. Дело в том, что после войны СШ-39 прошли модернизацию и получили подшлем с СШ-40. Да и штамп ставили именно года модернизации-1950.

И вот он, шлем-победитель во Второй мировой войне. Знаменитый СШ-40. Детище подполковника В.Орлова. Та самая лысьвенская каска. На самом деле СШ-40 это модернизация СШ-39. Отличить их можно по количеству заклепок. На 40-й модели их 6. Связано это с подтулейным устройством. Теперь оно состоит из трех дермантиновых лепестков, которые соединяются в верхней части шнуром. Внутри каждого лепестка вата. Подбородочный ремень разделен на две части. теперь его можно регулировать по длине без ограничений.

Но самое главное отличие СШ-40 это материал изготовления. В отличие от СШ-39 теперь каска изготавливается из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Прочная и надежная каска советского солдата выдерживала попадание автоматной пули с расстояния в 150 метров. Но даже в том случае, когда пуля пробивала каску, вероятность смертельного ранения сокращалась в разы. Энергии пули просто не хватало для полноценного выведения из строя бойца.

Почему каска, которая стала неотъемлемой часть любого монумента советскому солдату-освободителю, называется лысьвенской? Чем небольшой городок за Уралом заслужил такую честь?

Дело в том, что в СССР производством касок для армии занимались всего три завода - в Ленинграде, в Сталинграде и в Лысьве. Понятно, что после начала войны два завода вынуждены были прекратить выпуск касок. Ленинград оказался в блокаде, а завод в Сталинграде был полностью разрушен. Таким образом, единственным производителем стал завод в Лысьве.

Этот завод вообще легендарный. Снаряды для зенитных и авиапушек, зажигательные бомбы, снаряды к «Катюшам» шли на фронт именно из Лысьвы. Но спасибо от фронтовиков и их семей заводчане получили за выпуск именно СШ-40. За время войны, с 1942 года, завод передал фронту более 10 млн шлемов СШ-40! Согласитесь, цифры впечатляют. Бойцы нередко называли каску "стальной фронтовой подругой".

Потомок победителей

Рассказ о касках был бы не полным, если не упомянуть потомков СШ-40. Дело в том, что большинство ветеранов, которые служили ещё в Советской Армии, помнят «свою» каску. Очень похожую на 40-ю, но все-таки другую. Другую по форме. Действительно, знаменитая каска неоднократно модернизировалась. Наиболее существенной модернизации она подверглась в 1968 году. Была увеличена прочность каски, изменен на более большой наклон лобовой стенки, укорочены бортики. Да и вес каски увеличился до 1,5 кг в полной сборке.

Но, количество касок на складах сегодня даже превосходит необходимое. Поэтому производство их прекращено. Однако останавливаться наши конструкторы не намерены. Да и материалы сегодня позволяют создавать более эффективные средства защиты.

Сегодня единым войсковым боевым шлемом армии РФ является 6Б47, который более известен как шлем «Ратник». Разрабатывается с 2011 года. Изготовлен на основе тканевых материалов на основе микрофиламентных нитей и обеспечивающий возможность использования дополнительных устройств. Шлем легче СШ-68 на полкилограмма. Вес всего 1000 граммов.

Легенда вновь пройдет по Красной площади


Скоро мы вновь увидим много легенд на параде Победителей. Мы увидим автоматы, винтовки, пулеметы, танки, «катюши», пушки. Оружие, которое громило врага на всех фронтах Великой Отечественной. Мы увидим потомков победителей. И обязательно увидим простую солдатскую каску, которая спасла жизни сотням тысяч, а может миллионам, советских солдат.

Читайте также: