Строительство узкоколейки как закалялась сталь

Обновлено: 17.05.2024

- Что касается закалки стали, то мозги нам действительно сумели
закалить до чугунного состояния, чего нельзя сказать о нервах.
- Бедный парень: искренне верил в то, за что дрался, герой идеи, жизнь
положил, слепым трупом на койке - писал! боролся! и не хуже других. Конечно,
с литературной, точки зрения ничего это из себя не представляет.
- Да? так вы что, не слышали, что на самом деле писала это за него
бригада профессионалов? совершенно известная история. Он действительно
пытался. а нужно было создать легенду, знамя, ударную книгу сталинской
молодежи.
- Слушайте, я в литературе не сильно волоку, но один случай там
интересный; примечательный. Про узкоколейку. Все помнят, да: строили,
метель, зима, дрова возить, голод, герои?
Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в
леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем,
потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге,
гнус жрет, - пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали
спокойно, жрали каши-макароны - от пуза.
И вот в выходной как-то я вспомнил - и задумался: а сколько же они там
километров-то сделали, в "Стали"? Интересно.
Прилетел домой - схватил книжку с полки.
Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал - семьдесят лет
назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена -
и до сих пор не раскрыта.
Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а
дров нет - это по-нашему, по-советски; это уже неплохо.
Сколько послали комсомольцев? - Триста.
Сколько верст надо построить? - Шесть.
Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста
комсомольцев на шесть верст? - Будет один комсомолец на двадцать метров.
_Двадцать метров!_
Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена
рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм
двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или
ТИП-22 - это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а
весь рельс, стало быть, сто десять - сто тридцать кило. И вот эти двадцать
пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные
недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади!
да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!
Организация - сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три
смены вкруглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль
трассы, - да там на два дня максимум работы для такой оравы!
А самое главное - на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки
под шпалы. Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на
пару месяцев, скорость на ней не нужна, - на фига копать?! кладут прямо на
землю! все, всегда, везде!!
Да - холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре
шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да
нет - просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже
мой!

Я бы добавил вагон теплушку с пулеметом на крыше.

Прикрепленные изображения

Черт побери! Я несколько раз перечитывал роман Островского, несколько раз смотрел фильм с участием Ланового. Но до такого простого и верного анализа подвига киевских комсомольцев не удосужился дойти.

Вот так разрушаются благородные идеи!

Теперь я понимаю, почему Тоня Туманова с горечью смотрела на Павку Корчагина в момент их встречи на строительстве дороги. Очевидно, что она думала в тогда: "Милый и глупый, Павел, зачем же ты себя так изводишь?!"

Как и большинство советских фильмов о том времени. Они учили не думать, а чувствовать. Это кстати, получалось отлично, во многом благодаря хорошим песням.

Фильм смотрел очень давно, но почему то помню не мороз, а грязь. Как Павка Корчакин веревкой подошву к сапогу привязывает. Мороз тоже был?

Собственно я думаю что "мы за ценой не постоим" зарождалось в эти романтические годы коренного слома сознания/быта/мышления.

Я бы сказал, что "за ценой не стояли" и в РИ.

Много странного в этой истории об узкоколейке.

Во-первых, в романе строительство подъездных путей происходит глубокой осенью 1921 года.

" 4 декабря. Всю ночь валил снег. В Боярке, пишут, все засыпал. Работа стала. Очищают путь. Сегодня губком вынес решение: стройку первой очереди, до границы лесоразработки, закончить не позже 1 января 1922 года. Когда передали это в Боярку, Токарев, говорят, ответил: "Если не передохнем, то выполним".

" Железнодорожное движение улучшилось. Летом 1921 г. подвезли уголь из Донбасса, и зимой 1921-1922 г. в домах Киева заработали центральное отопление и водопровод."

"Легендарная узкоколейка, которую, возможно, строил Н. Островский и которая описана в романе «Как закалялась сталь». На станции Боярка установлен бывший белорецкий паровоз К157-73 (под номером 157-76) и памятный знак. Узкоколейки для вывоза дров действовали уже в 1920 году. Памятник установлен в 1989 году, как символ спасения Киева от топливного кризиса в холодную зиму 1921 года. По Боярской узкоколейке длиной 7 верст в этот год дрова возили лошадьми на 40 вагонетках. Каждый ямщик ежедневно делал две ходки. За 1920·1921 годы в зоне этой узкоколейки было заготовлено 49536 кубометров дров и 20397 кубометров деловой древесины. В апреле 1921 г. чрезвычайная комиссия, созданная из представителей высших органов, обследовала трассы строительства 11 узкоколеек общей протяженностью 78 верст. В августе был утвержден план первоочередного строительства узкоколеек Мотовиловка·Дорогинка (насыпь высотой от 0,8 до 3 м частично сохранилась).http://blog.maximuma.net"

В романе же речь идет о подготовке к эксплуатации пяти узкоколейных паровозов, взятых в Пуще-Водице.

В романе акцентируется тема прямого вредительства руководителей Железнодорожного лесного комитета (Жиллескома), которые якобы в преступных целях организовали заготовку дров в лесах Боярки, отстоящих на значительном расстоянии от уже существующих железнодорожных путей. В сцене заседания губисполкома, посвященного проблеме вывоза дров, называются следующие цифры - необходимо 5 тысяч подвод для вывоза в течение месяца 210 тысяч кубометров заготовленных дров.

" Вот видите. - надавил пальцем развернутую карту Жухрай. - Вот станция Боярка, в шести верстах - лесоразработка. Здесь сложено в штабеля двести десять тысяч кубометров дров. Восемь месяцев работала трудармия, затрачена уйма труда, а в результате - предательство, дорога и город без дров. Их надо подвозить за шесть верст к станции. Для этого нужно не менее пяти тысяч подвод в течение целого месяца, и то при условии, если будут делать по два конца в день. Ближайшая деревня - в пятнадцати верстах. К тому же в этих местах шатается Орлик со своей бандой. Понимаете, что это значит. Смотрите, на плане лесоразработка должна была начаться вот где и идти к вокзалу, а эти негодяи повели ее в глубь леса. Расчет верный: не сможем подвезти заготовленных дров к путям. И действительно, нам и сотни подвод не добыть. Вот откуда они нас ударили. "

"- Есть один выход, товарищи: построить в три месяца узкоколейку от станции до лесоразработок - шесть верст - с таким расчетом, чтобы уже через полтора месяца она была доведена до начала сруба. Я этим делом занят уже неделю. Для этого нужно, - голос Жухрая в пересохшем горле заскрипел, - триста пятьдесят рабочих и два инженера. Рельсы и семь паровозов есть в Пуще-Водице. Их там комса отыскала на складах. Оттуда до войны в город хотели узкоколейку проложить. Но в Боярке рабочим негде жить, одна развалина - школа лесная. Рабочих придется посылать партиями на две недели, больше не выдержат. Бросим туда комсомольцев, Аким?"

Окончание строительства дороги в романе датировано точно.

"9 января. Почему так тяжело? Прежде чем сесть к столу, я плакала. Кто мог подумать, что и Рита может рыдать, и еще как больно! Разве слезы всегда признак слабости воли? Сегодня причина их - жгучее горе. Почему же оно пришло? Почему горе пришло сегодня, в день большой победы, когда ужас холода побежден, корда железнодорожные станции загружены драгоценным топливом, когда я только что была на торжестве победы, на расширенном пленуме горсовета, где чествовали героев-строителей? Это победа, но за нее двое отдали свою жизнь: Клавичек и Корчагин."

Строительство узкоколейки как закалялась сталь

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции

Буратино⁠ ⁠

Буратино


Русский алфавит "Л" - легенда⁠ ⁠

Русский алфавит

Джет Ли: «Мой любимый герой - Павка Корчагин»

Хуже не бывает⁠ ⁠

Я понимаю, что завидного мало, но вот это вот: да как вы будете жить, при том, что весь мир объявил вам бойкот?!

Бля, ребят, вас мама когда нибудь игнорила больше двух дней?

За покупками по скидкам!

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее⁠ ⁠

В 2022 году не только техногики «упакованы» продвинутыми устройствами по самые пятки. Чуть ли не в каждом доме есть ноутбук, планшет, игровая консоль и пара-тройка предметов с определением «умный». Вместе с «Ситилинк» составили подборку вещей, которые делают нашу жизнь в разы комфортнее и приятнее. Спорим, у вас есть не все из этого списка?

ПРИГОДИТСЯ ПОЧТИ ВСЕМ

1. Мини-кинотеатр Digma DiMagic Cube E

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Большому кино большой экран — так считаем мы и создатели портативного проектора Digma DiMagic Cube E. Крошечное и легкое устройство помещается в ладони и может кататься с вами по всему миру. При этом внутри у него 4-ядерный процессор, 16 Гб встроенной памяти и аккумулятор, который позволит мини-кинотеатру «крутить кино» до 3,5 часов подряд. Изображения проецируются на экран с диагональю до 120 дюймов. А сам экран можно разместить на любой плоскости. Уже представили, как нереально будет смотреть «Интерстеллар» на потолке или новые серии «Дома драконов»?

2. Портативная колонка JBL Clip 4

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Колонка необычной овальной формы оснащена 5-ваттным динамиком, чтобы музыка звучала хорошо даже на открытом пространстве. Тусовок она не боится: гидрофобная ткань отталкивает жидкость, а металлический карабин по периметру устройства защищает от механических повреждений. Как бы отвязно вы ни проводили время, JBL Clip 4 составит вам компанию.

3. Умная колонка «Яндекс Станция»

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

В ней же живет умница Алиса, которая по первому зову и нужную статью в сети найдет, и детям сказку расскажет, и выключит свет в комнате — вещь полезная во всех отношениях. Кроме того, антрацитовая «Яндекс Станция» с двумя широкополосными динамиками по 63,5 мм и суммарной мощностью 30 Вт позволяет слушать музыку и аудиокниги с глубоким звуком без искажений.

4. Смарт-часы AMAZFIT Bip 3 Pro

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Смарт-часы записывают данные о тренировках, фиксируют изменения сердцебиения, сожженные калории, пройденную дистанцию и скорость, отслеживают фазы сна и другие ключевые факторы здоровья. Особенно модель порадует тех, кто после 2020-го приобрел легкую паранойю и хочет всегда знать уровень насыщения крови кислородом: AMAZFIT Bip 3 Pro измеряет сатурацию за 25 секунд.

5. Планшет CHUWI Hi 10 Go

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Чтение новостных лент, просмотр видео, общение в мессенджерах — за этими занятиями все мы проводим немало времени. Чтобы сделать все три процесса удобнее, обзаведитесь планшетом CHUWI Hi 10 Go. Толщина 8,5 мм делает его портативным и удобным в использовании, а 10-дюймовый IPS-дисплей с разрешением 1920х1200 пикселей порадует любителей сериалов.

6. Ноутбук CHUWI Corebook X 14"

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

До сих пор нет ноутбука? Тогда мы идем… с вами в «Ситилинк» исправлять эту оплошность. Поможет нам CHUWI Corebook X — компактный серый красавец в металлическом корпусе с 14-дюймовым дисплеем, процессором Intel Core i3 10110U, 16 Гб оперативки и другими радостями, а весит он всего 1,5 кг. Для работы из дома или в поездках самое то.

ПРИГОДИТСЯ ГЕЙМЕРАМ

7. Игровой монитор Huawei MateView GT 27

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Не каждый монитор способен погрузить игрока в гущу игрового мира и событий в нем. Huawei MateView с 27-дюймовым изогнутым экраном с этой задачей справляется. Низкая задержка отклика и высокая частота обновления в 165 Гц обеспечивают комфортный игровой процесс, чтобы вы лихо реагировали на любую ситуацию. Все ярко, динамично и без вреда для глаз — у монитора есть защита от синего света и мерцания для игроков, которые проводят за экраном десятки часов подряд.

8. Игровая гарнитура Nacon

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Услышать все оттенки рева противников, громко и четко отдать приказы своим товарищам по команде — с этим поможет гарнитура Nacon. За качество и точность звука отвечают 40-миллиметровые динамики. Главное, что с гарнитурой можно не расставаться, на чем бы вы ни играли: Nacon совместима с ПК, Xbox Series X/S и Xbox One.

9. Чехол для Nintendo Switch Lite

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Приставка дарит часы удовольствия и отдыха, а вы так и не купили ей чехол? Пора проявить заботу и приобрести набор аксессуаров для Nintendo Switch Lite, состоящий из защитной пленки и чехла. С ними экран и корпус останутся без царапин и сколов, чтобы консоль служила и радовала еще дольше.

10. Набор аксессуаров Nintendo Joy-Con

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Контроллеров много не бывает. Особенно если в доме живет больше одного поклонника Nintendo Switch. Поиграть с друзьями поможет Nintendo Joy-Con — дополнительный набор из двух неоново-желтых контроллеров.

ПРИГОДИТСЯ ЛЮБИТЕЛЯМ «ПЛОЙКИ»

11. Пульт PlayStation Media Remote

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Не самое очевидное приобретение — пульт дистанционного управления для PlayStation 5. Но достаточно его купить, чтобы задуматься, как вы вообще раньше жили без него. Можно запустить YouTube в один клик, даже если консоль выключена, сделать потише или перемотать фильм. Полезная вещица за небольшие деньги.

12. Насадки для стиков контроллера Rainbo Irish Buka

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Эластичный силикон отталкивает влагу и грязь, не тускнеет и не стирается со временем, чтобы стики контроллера остались в первозданном виде даже после самых интенсивных игровых сессий. Однако защита геймпада — не главная функция. Насадки увеличивают угол наклона стика для более точного прицеливания. Причем в комплект Rainbo Irish Buka входят три насадки разной высоты для разных игр.

13. Камера для PlayStation 5

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Сделать первые шаги в стриминге поможет HD-камера с двойным объективом и встроенной подставкой, которая легко устанавливается над или под телевизором. Камера позволяет удалять, обрезать или менять фон благодаря зеленому экрану, что особенно важно для начинающих стримеров. Меняем вид старых обоев в хрущевке на изображение заснеженных альпийских склонов! А еще с помощью такой камеры можно зарубиться с друзьями в Just Dance.

14. Геймпад PlayStation «Чумной доктор»

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Фанатеете вы от черно-белой эстетики или нет, такой контроллер — отличное украшение геймерской коллекции. Владельцы PS5 уже знакомы с главными фишками геймпадов DualSense: тачпадом, адаптивными триггерами и детальной виброотдачей. Для ПК-геймеров открыты не все функции, но это по-прежнему крутой и эргономичный контроллер. Три насадки на стики с лапками в комплекте!

15. Подставка для PlayStation 5

15 полезных техно-штук, которые делают жизнь комфортнее и радостнее Геймеры, Playstation, Умный дом, Nintendo

Еще одна удобная штука в копилку удобных штук, с которыми жизнь геймера становится комфортнее: подставка для консоли RedLine HS-PS5019. Она охлаждает приставку двумя кулерам и заряжает геймпады с помощью двух зарядных док-станций. Если консоль не включена целыми днями, RedLine HS-PS5019 можно использовать просто как подставку для PS5 и дисков к ней.

Присматривая гаджеты и аксессуары, загляните на «Ситилинк» — одной из крупнейших сетей магазинов электроники и бытовой техники в стране с более чем 650 магазинами и пунктами выдачи заказов в 360 городах. По сезонным акциям и скидкам можно и технику обновить, и ребенка к школе собрать, не оставив в магазине всю зарплату. Причем идти в магазин или ПВЗ необязательно: у «Ситилинк» есть курьерская доставка.

Копирасты поели ухи⁠ ⁠

Надумал тут слегка освежить в голове пару моментов, по полкам лазить лень, да и нет в бумажной книге поиска по словам. Полез в интернет и на тебе, оказывается у искомой книги появились правообладетели. Николай Островский умер в 1936 году, в РФ в соответствии со ст. 1281 ГК РФ авторское право действует 70 лет со смерти автора.. Но оказывается можно просто взять и наложить лапу, потому что я хочу.

Копирасты поели ухи Вопрос, Книги, Электронные книги, Копирайт, Негатив, Как закалялась сталь, Николай Островский, Правообладатели

"Большевик может работать, пока у него стучит сердце", и какое исключение сделали в СССР для литературного персонажа – Павла Корчагина⁠ ⁠

117 лет назад родился советский писатель Николай Островский (1904-1936), автор романа «Как закалялась сталь», ставшего нравственным образцом для нескольких поколений советской молодёжи. Судьба как будто знала, что Островскому отведено совсем не много лет на этой земле, и потому торопила его проявить своё призвание.

То, что у родившегося в семье отставного унтер-офицера и дочери переселенцев из Чехии мальчика будет большое будущее, стало ясно достаточно быстро. Шестилетний Николай был досрочно принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей», которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В революционные годы, 1917-1919, Николай продолжал учиться и много работал; в это же время сблизился с большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной работе, а в 1919 году вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Однако из-за тяжёлого ранения уже на следующий год Николай был демобилизован и с этого времени находился на трудовом фронте.

К сожалению, работая на строительстве железнодорожной ветки Островский сильно простудился и заболел тифом, а вскоре последствия ранения и тяжёлые условия труда спровоцировали страшный диагноз – полиартрит, означавший постепенное окостенение суставов. В возрасте 18 лет здоровье юноши оказалось настолько разрушенным, что врачебная комиссия постановила перевести его на инвалидность. Но это решение Островский скрыл ото всех, даже от родных, и лишь после смерти писателя в его бумагах был обнаружен документ о признании его инвалидом 1-й группы, датированный 1922 годом.

В 1927 году прогрессирующая болезнь приковала Островского к постели, а через год он потерял зрение. Но Николай Алексеевич, всей душой переживавший за судьбу своей страны и предвидевший ужас надвигавшегося фашизма, не позволил себе отказаться от своих стремлений и, мобилизуя все душевные силы, боролся за жизнь, занимался самообразованием.

«Я уже три года веду борьбу за жизнь и каждый раз бит, - сползаю назад. Если бы в основу моего существа не был заложен закон борьбы до последней возможности, то я давно бы себя расстрелял…»

Будучи практически полностью неподвижным и слепым, Николай Островский создал книгу «Как закалялась сталь» (1932-1934), которая, в том числе попав в унисон с идеологической политикой страны, обрела огромную популярность и только при жизни автора издавалась 41 раз.

После выхода романа Островский был награждён орденом Ленина, ему было присвоено звание бригадного комиссара и подарены дом в Сочи и квартира в Москве; также последние несколько месяцев писатель жил и принимал на дому коллег и читателей в доме на улице своего имени. Привыкший бороться каждую минуту своей жизни, писатель Островский задумывал написать книгу «Детство Корчагина», книгу для детей «Детство Павки» и фантастический роман…

В предлагаемом небольшом репортаже, который посвящён торжественному заседанию в Москве в честь 75-летия писателя Николая Островского, можно увидеть редкие кадры кинохроники, на которых запечатлён Николай Алексеевич.

300 комсомольцев на 6 вёрст узкоколейки, Осударева дорога и электросамокаты в 1958 году


1. К эпизоду строительства узкоколейки в романе «Как закалялась сталь» нашлись новые вопросы. Не только с точки зрения здравого смысла и общей организации процесса, но в чисто технологическом плане. Напомню фабулу: вредители в 1921 году отправили трудармию рубить дрова в лесах под Киевом. Затем вредители складировали их там, где нет железной дороги для вывоза. Другие вредители не озаботились проблемою дров вплоть до самого наступления зимы. И вот, чтобы город не замёрз, доблестные партийцы послали комсомольцев строить дорогу.

Читатель alexey_zharikov цитирует анализ этого эпизода писателем Михаилом Веллером:

Про узкоколейку. Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?

Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет, – пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали спокойно, жрали каши-макароны – от пуза.

И вот в выходной как-то я вспомнил – и задумался: а сколько же они там километров-то сделали, в «Стали»? Интересно.

Прилетел домой – схватил книжку с полки.

Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал – семьдесят лет назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена – и до сих пор не раскрыта.

Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а дров нет – это по-нашему, по-советски; это уже неплохо.

Сколько послали комсомольцев? – Триста.

Сколько верст надо построить? – Шесть.

Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста комсомольцев на шесть верст? – Будет один комсомолец на двадцать метров. Двадцать метров!

Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или ТИП-22 – это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а весь рельс, стало быть, сто десять – сто тридцать кило. И вот эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади! да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!

Организация – сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль трассы, – да там на два дня максимум работы для такой оравы!

А самое главное – на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под шпалы. Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев, скорость на ней не нужна, – на фига копать?! кладут прямо на землю! все, всегда, везде!!

Да – холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да нет – просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже мой!

Добавлю, кстати, от себя, что для временных перевозок раньше использовали даже не узкоколейку, а так называемую «декавилевскую колею». Такая временная дорога прокладывается вообще моментально:

Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную.

Впоследствии система получила усовершенствования.

Декавилевские железные дороги широко применялись для подвоза боеприпасов внутри крепостей и фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.

На историческом форуме, однако, нашёлся пост, в котором метод строительства «по Веллеру» раскритиковали и предложили свою версию, почему комсомольцы так долго и тяжело строили:

Веллер строил временную ветку для колхоза или леспромхоза. Это совершенно точно видно из описания – 9 человек в глуши строят дорогу. Без понимания технологий. Явно по этой дороге не собираются пускать ничего серьёзного.

Дорога Веллера была предназначена для конной тяги или для облегченных вагонеток и небольшого тягача.

То, что Веллер строил не было предназначено для того, чтобы по нему ходили настоящие составы. Это легко понять из описания - 9 человек строят месяц дорогу и т.д. Какие уж тут паровозы, явно для колхоза или там лесопилки вспомогательную дорогу городят.

Веллер строил узкоколейку для конной тяги или специальных облегченных вагонеток. Корчагин в романе строит капитальную дорогу. Облегченных вагонеток тогда не было.

Трудозатраты на стройке Корчагина больше в десятки раз.

Откуда они берутся?

Ответ волшебно прост.

Дорога Корчагина должна выдерживать 20 тонн тяжести паровоза.

То, что там настроил Веллер, не простояло бы под такой нагрузкой и пары дней. Больше того. Уверен, что и одного раза бы не выдержало.

Узкоколейка, описанная Веллером, не смогла бы выдержать даже ежедневной нагрузки паровоза без вагонов.

А вот верно ли то, что Корчагин сотоварищи так широко замахнулись и строят капитальную дорогу тогда, когда стоит поискать решение попроще?

Думаю, что нет. Это явно неразумно. Но решение принималось некомпетентными в технических вопросах людьми. Им объяснили, что необходимо строить капитально, но не объяснили, что выдержать технологию в таких условиях вряд ли получится.

И перед ними встал выбор – строить на живую нитку (по образцу Веллера), зная, что такая дорога и месяца эксплуатации не выдержит, либо строить серьезно, не жалея людских рук и жизней.

Они решили строить не жалея людей.

У них не получилось.

Незаконченную дорогу за пару лет разобрали.

2. Для сравнения, вот как строили в диком 18 веке. Когда во время Северной войны Петру I понадобилось построить дорогу на месте нынешнего Беломорканала (чтобы перевозить грузы из Балтики на Белое море и обратно), задачу выполнили в два счёта:

Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5 000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Работы производились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст.

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702 года, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 174 версты. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства

Получается в среднем один крестьянин на 37 метров за 20 дней. Конечно, стройка велась летом и технические требования к дороге были невысокими (легенда гласит, что по ней даже перетащили два корабля-фрегата – но это, вероятно, всего лишь легенда).

В любом случае, организовать столь грандиозную стройку и прорубить столь длинную дорогу в суровых северных лесах за столь короткий срок – выдающееся достижение.

3. Писатель-историк Сергей Цветков приводит пророческую карикатуру из журнала «Крокодил» от 1958 года:


Согласитесь, весьма похоже на нынешнюю доставку дронами и сегвеи/электросамокаты (на картинке показаны выхлопы, но давайте не будем сильно придираться к инженерам-карикатуристам).

Очевидно, более 60 лет назад в Советском Союзе были люди, которые понимали, в каком направлении следует развивать технологии, чтобы сделать повседневную жизнь людей лучше, а перемещения по городу проще. Безусловно, было и огромное количество талантливых технарей, которые могли бы эти идеи воплощать в жизнь.

Жаль, что золотые руки наших Кулибиных были крепко связаны социалистической экономикой, где не было ни свободных капиталов, ни хотя бы материалов и инструментов для технических хобби. Советские Форды не могли открывать собственные стартапы, не могли доводить свои изобретения до коммерческой реализации.

Вадим Золотарев

Вадим Золотарев запись закреплена

В Боярке уничтожают память о строительстве легендарной узкоколейки.

Историческая справка вековой давности:
Осенью 1921 года Киев остался без дров. Приближалась зима, а больницы, школы, детские дома и квартиры киевлян оставались без отопления.
В 20 км от Киева в г.Боярка, где летом проводились лесозаготовки, 210тыс. кубометров дров остались невывезенными из леса. Для того, чтобы подвозить их к железной дороге, возникла идея срочно построить узкоколейку.
На строительство были направлены рабочие главных железнодорожных мастерских и студенты железнодорожного техникума.
Разместили строителей в зданиях Боярской школы (сейчас школа №2) и ж/д вокзала. Оба помещения были в то время в полуразрушенном состоянии: без окон, без печей, с протекающей крышей. Спали на полу. Работали в очень тяжелых условиях: холодно, дождь, одежда не успевала просыхать. Теплой одежды не хватало, еды тоже.
Среди строителей узкоколейки работал Николай Островский, который потом описал это строительство в своём романе "Как закалялась сталь", и благодаря которому Боярская узкоколейка стала известной всему миру.

Историческая справка полувековой давности:

В Боярской школе №2 работала поисковая группа, которую возглавляла преподаватель литературы Януш Альбина Петровна (несмотря на очень почтенный возраст, она до сих пор работает в этой школе). При школе был создан музей Николая Островского.
Ученики школы разыскали тех, кто принимал участие в строительстве узкоколейки. В 60-х годах был проведен слёт строителей. Они делились воспоминаниями, показывали на местности, где именно проводились работы. В Боярском музее и сейчас ещё хранятся оставленные ими пояснения, записи, схемы.
В Боярке было открыто несколько памятников, посвященных строительству узкоколейки, на зданиях школы и вокзала были установлены мемориальные доски.

Историческая справка о том, как сейчас в Боярке целенаправленно уничтожается память о строительстве узкоколейки:

Памятник Николаю Островскому варварски уничтожен в 2014 году.
Памятник Боярка-БАМ расположен в лесу, на безлюдье, и его местные "патриоты" долбят постоянно, разрушая всё больше и больше.
В этом году убрали мемориальную доску со школы, в которой жили строители узкоколейки, а на фасаде школы, несмотря на многочисленные протесты, установили барельеф Коновальца (дескать школа знаменита тем, что здесь находился его штаб, якобы современные историки установили такой замечательный факт).
На здании ж/д вокзала в октябре собираются установить барельеф Петлюры (он тоже был почётным гостем Боярки).
И вообще, как написал депутат боярского горсовета Андрей Ковальов, (главный боярский националист)"необходимо все старые здания Боярки наполнить новым интересным смыслом". И соответственно весь старый смысл признать просто коммунистической пропагандой.
Чего только не писали декоммунизаторы в последние годы: одни о том, что Островский вообще никогда не был в Боярке, и узкоколейки там никакие комсомольцы не строили, там вообще не нужна была никакая узкоколейка, и на фронтах гражданской Островский не воевал, и роман "Как закалялась сталь" он не писал (непонятно только за что его декоммунизировать); вторые, наоборот, о том, что комсомольцы вырубили в Боярке все леса, и сожрали всех местных кур, и выпили весь самогон. и прочая, прочая,прочая.

.Сейчас основная борьба идёт за памятник Павке Корчагину, который находится перед зданием школы. Райсовет Киево-Святошинского района принял решение о демонтаже памятника. Боярский горсовет это решение утвердил.
Большинство жителей Боярки против уничтожения исторических символо города. Но, к сожалению, выступать открыто многие просто боятся. Хотя проводятся и сборы подписей, и посылаются обращения в разные инстанции.
Пока памятник стоит.

"Как закалялась сталь": краткое содержание. "Как закалялась сталь" Островского

В 1934 году Островский закончил писать свой роман, принесший ему большую известность. Рассмотрим его краткое содержание. "Как закалялась сталь" - автобиографический роман, разделенный на 2 части. Каждая из них содержит 9 глав, в которых изображается последовательно детство, юность, зрелость и болезнь. Опишем лишь основные события, составляющие краткое содержание.

островский как закалялась сталь

"Как закалялась сталь": начало событий романа

Павку Корчагина, кухаркина сына, за недостойный поступок (мальчик насыпал в тесто священника махры) выгоняют из школы, в результате чего он попадает "в люди". Мальчик заглянул в глубину жизни, оказался на дне ее. Когда новость о том, что царя свергли, ворвалась вихрем в его маленький городок, Павлу стало некогда думать об учебе. Он принялся тяжело работать. Мальчик вопреки запрету шефов неметчины, нахлынувшей внезапно, прячет, не раздумывая, оружие. Когда лавина банд петлюровцев заливает губернию, он видит многочисленные еврейские погромы, которые завершаются зверскими убийствами.

Беседы с Жухраем

Возмущение и гнев охватывают этого юного смельчака из произведения "Как закалялась сталь". Мальчик не может отказаться помочь Жухраю, матросу, который был другом его брата Артема, служившего в депо. Не раз матрос беседовал по-доброму с Павлом. Он говорил ему о том, что у мальчика имеются все данные для того, чтобы стать хорошим бойцом за дело рабочих, но он еще очень молод, поэтому имеет слабое понятие о классовой борьбе. Жухрай рассказывает ему о том, что начался пожар на всей Земле. Восстали рабы и должны пустить на дно старую жизнь. Однако нужна для этого отважная братва, крепкой породы народ, а не маменькины сыны.

Спасение Жухрая, Корчагин прячется у Тони

краткое содержание как закалялась сталь островского

Следующими событиями продолжается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - роман, в котором главный герой Павка Корчагин, мускулистый и крепкий, умеющий драться, спасает Жухрая из-под конвоя. За это его хватают петлюровцы по доносу. Павке страх обывателя, который защищает свой скарб, не был знаком, поскольку у него не было ничего. Однако его захватил "ледяной рукой" обычный людской страх, в особенности когда мальчик услышал от конвоира о том, что его собираются расстрелять. Павка испугался. Однако ему удается спастись, и мальчик прячется у Тони - знакомой девушки, в которую он влюблен. К несчастью, Тоня из "класса богатых", интеллигентка, дочь лесничего.

Отношения с Тоней

Павел из романа "Как закалялась сталь", пройдя в годы Гражданской войны первое боевое крещение, возвращается в город. Здесь создана была комсомольская организация. Павел становится активным членом ее. Проваливается его попытка привести Тоню в эту организацию. Девушка подчиняться Павлу готова, но не во всем. Она приходит слишком расфранченной на первое собрание комсомола, и главному герою тяжело смотреть на нее среди выцветших кофточек и гимнастерок. Павлу становится непереносимым дешевый индивидуализм этой девушки. Им обоим становится ясна необходимость разрыва.

Работа в ЧК

краткое содержание как закалялась сталь

Непримиримость главного героя приводит его в ЧК. Ее возглавляет в губернии Жухрай. Но чекистская работа весьма разрушающе действует на нервы главного героя. Он часто падает в обморок, учащаются контузионные боли, и Павел едет после небольшой передышки в своем родном городе в Киев, где попадает также в Особый отдел, которым руководит Сегал.

Новая любовь Павла

Строительство узкоколейки, болезнь

В сознании юноши мысли о личном еще дальше отодвигаются, когда он участвует в строительстве узкоколейки. Трудное время года - зима. В четыре смены работают комсомольцы. Они не успевают отдыхать. Бандитские налеты задерживают работу. Нечем кормить комсомольцев, недостает также обуви и одежды.

Тяжелой болезнью заканчивается работа для Павла. Его сражает тиф. Устинович и Жухрай, его самые близкие друзья, думают, что он умер, не имея сведений о Павле.

Павел возвращается в строй

как закалялась сталь

Главный герой, которого создал Островский ("Как закалялась сталь"), оправившись после болезни, вновь оказывается в строю. Он возвращается в качестве рабочего в мастерские, где упорно трудится и наводит порядок, заставляя к недоумению начальства почистить и вымыть цех комсомольцев. По всей Украине, как и в городке, продолжается классовая борьба. Врагов революции ловят чекисты, они подавляют налеты бандитов. Корчагин совершает множество добрых дел, на заседаниях ячейки защищая своих товарищей, а подруг по партии - на темных улицах.

Пропагандистская работа

Павка, убивая сам и став свидетелем многочисленных смертей, научился ценить каждый прожитый день. Главный герой принимал как ответственные директивы собственного бытия уставные распоряжения и партийные приказы. В качестве пропагандиста он участвует в разгроме оппозиции рабочих, называя поведение родного брата "мелкобуржуазным". Он также участвует в словесных атаках на троцкистов, которые осмелились выступить против правящей партии. Его не хотят слушать, а ведь Ленин говорил, что следует сделать ставку на молодежь.

Встреча с Ритой Устинович

о чем как закалялась сталь

После смерти этого вождя тысячи рабочих в Шепетовке стали большевиками. Далеко вперед продвинуло Павла уважение партийцев, о чем необходимо непременно упомянуть, составляя краткое содержание.

"Как закалялась сталь" Островского - произведение, в котором рассказывается о встрече главного героя со своей возлюбленной спустя несколько лет. Однажды он оказался рядом с Ритой Устинович, членом ЦК, в Большом театре. Девушка узнала с удивлением о том, что Павел жив. Он говорит, что любил ее. Однако у Риты есть уже друг и маленькая дочурка.

Болезнь Павла

Главный герой болен, и его тщательно обследуют в санатории ЦК. Но приведшая к неподвижности тяжелая болезнь прогрессирует. Главного героя не в состоянии спасти никакие больницы и санатории. Корчагин, желая "остаться в строю", начинает писать.

Описывая краткое содержание по главам ("Как закалялась сталь"), следует отметить, что хорошие добрые женщины во время болезни находятся рядом с главным героем: Дора Родкина, Тая Кюцам. Павел думает о том, хорошо ли он прожил свои 24 года. Словно беспристрастный судья, главный герой проверял свою жизнь. Он решил с глубоким удовлетворением, что она прожита не так уж и плохо.

краткое содержание по главам как закалялась сталь

На этом заканчивается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - произведение объемное, и всех подробностей сюжета в одной статье не охватить. В оригинале романа вы найдете множество интересных деталей, раскрывающих психологию героев и философскую мысль Островского.

Теперь вы знаете, о чем "Как закалялась сталь". Писатель умер через два года после опубликования произведения, в 1936 году, от тяжелой болезни. Роман этот, как уже отмечалось, является автобиографическим.

Читайте также: