Так закалялась сталь обложка

Обновлено: 05.05.2024

БОЕВОЙ СТИМУЛ (1988)
Сборник песен 1987–1988, записанных как с 11 по 22.01.1988, так и несколько позже, включающий в себя одну из моих наилюбимейших песен — «Самоотвод», первоначально записанную для миниальбома «Делай с нами. » проекта «ВРАГ НАРОДА». «Кто сдохнет первым» записана под самый Новый Год (31.12.1987) и посвящается Манагеру. Песенку «Никто не хотел умирать» я написал в состоянии глубокого, больного и остервенелого ОТСТРАНЕНИЯ. Такое было тогда впервые со мной. Вернее, я впервые что-то родил, находясь в таком состоянии. Я даже сам испугался.

Все эти три альбома («Всё идёт по плану», «Так закалялась сталь» и «Боевой стимул») записаны таким образом, что вокал — несколько «посажен» в пользу интенсивности и плотности общего звучания, что к вящему сожалению, привело в некоторых случаях, как оказалось — к заметному затруднению восприятия ТЕКСТА слушателем.
Последние три альбома записаны уже на своих (а не «клаксоновских») барабанах, купленных накануне у Чапы, барабанщика «Калинового моста», за 125 рублей.

Новый цикл из трёх альбомов («Всё идёт по плану», «Так закалялась сталь» и «Боевой стимул») родился после моего вынужденного полугодового скитания по стране по причине вновь начавшихся политических репрессий со стороны властей. Это случилось после нашего совместного с братьями Лищенко (группа «Адольф Гитлер») скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале весной 1987 года. Почти все песни данного цикла написаны во время поездок по трассе в компании Янки. Под новый, 1988 год я на короткое время тайно вернулся в Омск (на пару недель). В результате материал был сыгран и записан мной единолично в предельно сжатые, сказочно-экстраординарные сроки — буквально за три отдельных дня в период с 12 по 22 января (в течение одного дня были записаны ударные, другого — басс и ритм-гитара плюс отдельные полтора дня — голос и соло одновременно).

Эта спешка несколько объясняет общее скверное качество звучания. Тем более что мне катастрофически не хватало свободной ленты и средств на её покупку. Буквально всё лишнее тут же стиралось и перезаписывалось заново. Зато запись получила определённые плюсы со стороны «живости» и «непосредственности». В работе использовался самодельный воспроизводящий агрегат («читалка»), слегка поднимающий низы, записывающий магнитофон «Олимп‑003», советские узконаправленные микрофоны (длинные такие), басс «Орфей» и электрогитара «Этерна». Барабаны — те же, что использовались и ранее. Бонусами являются неиспользованные, «распевочные», как правило, первые дубли.

Треки «Лето прошло» и «Амнезия» — экспериментальные дубли ранее записанных песен с использованием дорожки с ускоренными барабанами.

«Самоотвод», «Человек — это звучит гордо», «70 лет Октября» и «Поперёк» — это целиком мой отдельный проект (не «Г.О.»!) ВРАГ НАРОДА «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» (нечто вроде EP), реализованный в конце апреля 1988 года в перерыве между записью «Сулеймана Стальского» и «Кончились патроны» Чёрного Лукича. Целиком публикуется впервые.

«Кто сильнее — тот и прав» и «Пролог» — неиспользованные дубли с альбома «Тошнота».

soullaway

Сегодня мы с вами поглядим обложки Егора Летова. Тем более тут есть, на что бросить взор. Заглавная фотография это самый первый альбом группы «Гражданская Оборона» «Поганая молодёжь». А ниже соответственно второй альбом. Всё это архивные записи 1984-88 годов. Именно с такими картинками в 90-х я и держал в руках кассеты. Как я понимаю, оформлял эти издания собственноручно Игорь Фёдорович вместе с Кузей.

Уже в нулевых альбом «Оптимизм» зачем-то был переиздан с новой обложкой. Работа называется «Потоп». Художник Бруно Эппле. Искренне не понимаю, зачем было что-то менять.

«Игра в бисер» 1986 года это не полноценный альбом, а скорее акустическая версия песен позже вошедших в «Красный Альбом».

«Мышеловка» открывает серию альбомов 1987 года. Оформление Егора Летова. Судя по всему коллаж. Одна из первых кассет, что я приобрел в далёком 1997 году. Подумать только. Время так быстро летит. 20 лет прошло. А с момента записи и вовсе минуло уже больше 30 лет.

«Некрофилия». Здесь использована малая часть картины Рафаэля «Мадонна в кресле».

«Тоталитаризм». Еда взята из «Книги о вкусной и здоровой пище». Замечательная к слову книга. У моей бабушки была точно такая же. Поверх же сыров наложен кадр из фильма «Арсенал». Актёр Амвросий Бучма в роли немецкого солдата.

«Хорошо!!» имеет бледную обложку.

Позже альбом был выпущен с коллажем Сальвадора Дали «Феномен Экстази». Да, я знаю какое там оформление внутри. Не надо мне в комментариях выкладывать порнографию.

«Красный альбом» изначально был с такой обложкой.

Позже был выпущен с картиной «Кошка мать спасает своего детёныша» художника С. Базиленко на обложке.

Альбомам 1988 года повезло сильно меньше чем серии 1987 года. Впервые официально они были порезаны и вышли на пластинке. Знаменитый снимок за колючей проволокой сделан Андреем Кудрявцевым. Как по мне это лучший фотограф из тех, что работали с Летовым.

Собственно выше я показал оформление пластинки «Всё идёт по плану». Так же на кассетах в 90-х компиляция песен под такой же вывеской ходила с правым изображением. Это снимок 1935 года за авторством Дмитрия Дебабова. Снимок же слева я не знаю откуда. Но именно с такой обложкой позже и выходил этот альбом.

Интересно, что в конечном итоге «Всё идёт по плану» был выпущен еще и с таким оформлением. Картина называется «Ночь». Автор Макс Бекман.

Фотографа запечатлевшего эту сцену, к сожалению, я не знаю. Но снимок яркий. Лютое сочетание картинки и названия альбома «Так закалялась сталь». При этом мы же понимаем, что про сталь отсылка к замечательному писателю.

Опять же это не единственное издание альбома. Выходил он и с оформлением, где использовался снимок Андре-Адольфа Юджин Дисерди. Это фотография 1871 года. Коммунары в их гробах.

Не менее любопытное оформление было у альбома «Боевой Стимул». Справа снимок предположительно 1929 года из журнала «Советское фото». Снимок был сделан для антиалкогольного конкурса. Слева же в оформлении использован тракторист. Снимок сделан до 1939 года в Калмыцкой АССР.

«Тошнота». В 80-х и 90-х такого альбома не существовало. Это компиляция из материала 1988 года. Единственное отличие это наложенный поверх вокал. Сделал это Летов в 1989 году. Ну и в нулевых уже собрал, свёл и выпустил. Честно не понимаю, зачем было плодить очередные версии тех же самых песен, что можно выявить на предыдущей трилогии. Собственно в 1988 году были записаны «Всё идёт по плану», «Боевой стимул» и «Так закалялась сталь». Но неугомонный Игорь Фёдорович любил устраивать путаницу не только в обложках, но и в самой дискографии.

В первоначальном оформлении были использованы работы художника Питера Брейгеля старшего. Картины «Пчеловоды» и «Лето».

А позже «Тошнота» выпускалась с картиной «Я и город» художника Людвига Мейднера. Правда, в оригинале картина совсем не синяя.

Конечно, отдельного внимания заслуживают и внутренности альбомов, и шрифт, и экспрессивные фотографии самой группы.

Вот, к примеру, на одном из разворотов великолепный снимок 1929 года. Фотограф Аркадий Шайхет. Снимок называется «Руки бойца». Взят он, из всё того же журнала «Советское фото».

Сам Летов в молодости тоже неплох.

Но подробно останавливаться на внутренностях оформления не выйдет. Уж больно много там пластов и подробностей. По всему этому делу можно смело писать диссертацию.

Посему переходим дальше. А дальше у нас снова странный сборник под названием «Поезд ушёл». Записи 1989 года собранные в единое целое в начале нулевых. К сожалению, не знаю кто автор картины. Может быть, кто-то из читающих эти строки в курсе?

«Песни радости и счастья» это не альбом. А очередной сборник, но сыгранный живьём в 1989 году на точке у группы «АукцЫон». В оформлении использована картина неизвестного художника «Повесился в Австралии» с выставки произведений пациентов психиатрических клиник «Мы тоже творим». 1990 год.

«Война» это альбом из серии 1989 года. Естественно он тоже выходил в нескольких вариантах. На этой обложке снимок с Курской дуги. Правда, кто-то добавил в правый угол коллаж. В оригинале никакой руки нет.

Это очередное переиздание. Здесь имеется Отто Дихс. Картина «Световые сигналы».

Ну а в 90-х «Война» ходила не как альбом, а как сборник всяких других записей «Г.О.». В оформлении была использована фотография из фотохроники ВОВ. «Партизаны учатся стрелять». Про правое изображение же я написал выше.

«Здорово и вечно». На обложке зафиксирован вид левого берега реки Омь. Снимок сделан в районе Октябрьского моста. Теплотрасса существует и сегодня. На мой взгляд, это интересный прецедент, что Летов увековечил свой родной город на обложке. Вид естественно соответствует творчеству. Тяжёлый, промышленный и грозный.

Впрочем, и тут на переиздание обложка была изменена. Ганс Гигер. Картина называется «Пейзаж ХХ I Х». К слову Ганс интересный человек. Его авторству принадлежит микрофонная стойка вокалиста группы «КоЯ n ». И обложки еще десятка групп. Там и « Danzig » и « Carcass » и Дебора Харри в послужном списке. Любопытно в курсе ли он, что в России использовали его картину для оформления?

«Армагеддон-Попс». Третий альбом в серии записей 1989 года. Снимок на обложке сделан на Курской дуге. Автор снимка Виктор Кинеловский. Он запечатлел немецкого военнопленного у разбитого орудия. Очень пронзительное фото.

Интересно как в целом оформлен был диск. Снимок слева сделан в мае 1945 года в окрестностях Данцига. Автор Марк Марков-Гринберг.

Ну и четвертый альбом в серии 1989 года это «Русское поле экспериментов». Автор снимка Кудрявцев.

Сборник записей группы «Посев». Это компиляция из разного раннего материала. В основном заново записанного в 1989 году. Автор снимка Летов, но кто на нём изображен, не знаю.

В 1990 году «Гражданская оборона» записала всего лишь один альбом. Да и то не своих песен. «Инструкция по выживанию». Выходил он в двух вариантах. И там и там автор картин Георг Гросс.

Начиная с 90-х количество альбомов резко сократилось. В оформлении использовались коллажи Летова и компании. «Прыг-Скок». 1990 год.

«Сто лет одиночества». 1993 год.

«Психоделия Tomorrow ». Это компиляция разных треков записанных в 90-х. По сути, не альбом, а сборник. Весьма специфический надо сказать. Опять же два разных оформления. Один с авторским коллажем, второй с работой эквадорского художника.

Альбом «Солнцеворот» увидел свет в 1997 году. На обложке картина А. Фефелова.

Позже он был пересведен и вышел под вывеской «Лунный переворот». Тут уже художником выступил Маттиас Грюневальд.

«Невыносимая лёгкость бытия». Первоначально обложка была такой. Босх.

Позже он так же был пересведен и выпущен под названием «Сносная тяжесть небытия». Снова Отто Дикс. Его, судя по всему Летов весьма любил.

«Звездопад». Первый вариант обложки. Художник Михай Даскалу.

Второй вариант оформления. Художник Иван Генералич.

Очень хорошая обложка к альбому «Долгая счастливая жизнь». Иван Веченей. «Заброшенное кладбище». Возможно, с переводом названия картины я и напутал.

Альбом «Реанимация». На мой взгляд, крайне неудачное оформление. Судя по всему коллаж Летова и Чумаковой.

Последний альбом Летова. «Зачем снятся сны?». Картина Эдварда Хикса «Ноев ковчег».

Еще стоит отметить сборник «Попс» издававшийся на пластинке. Это компиляция с серии альбомов 1987 года. У меня была такая пластинка. Чудесное оформление.

После смерти Летова было выпущено несколько сборников, концертов, но наибольшего внимания заслуживает запись 1985 года. « Psychedelia Today ». Один из первых альбомов вышел лишь в 2017 году. Коллажи и графика Летова. Естественно сразу два варианта обложек. Вся эта путаница в итоге стала фишкой группы.

Отдельного внимания заслуживают обложки группы «Коммунизм». Много интересного было в оформлении альбомов и Янки, и Кузи и еще ряда проектов, где принимал участие Игорь Фёдорович. Но в рамках ЖЖ рассмотреть подробно все эти чудеса не выйдет. Уж больно простор тут широк.

Сегодня про Летова снимают документальные фильмы, его концерты показывают в кинотеатрах и по телевизору. Часть публики естественно плюется и рассуждает о коммерции. Мне эта позиция не близка. 10 лет уже как Игорь Фёдоровича нет на этой земле. Еще при жизни его начали крутить по «Нашему радио». Так чего ж удивляться, что сегодня на него обратили внимание люди с телевидения? Он давно уже стал частью нашей культуры. И уж точно трансляции его концертов полезнее, чем демонстрации вещей типа «шансон года».

Всю информацию я черпал с сайта «Гроб хроники». И их сообщества в контакте. Ребята на голом энтузиазме совершили невозможное. Рассортировали, осмыслили и собрали в одном месте наследие Летова и компании. Говорят, что пластмассовый мир победил. А я думаю, нет. Всегда были одиночки, которые делают что-то за ради идеи, и надеюсь, будут впредь. Во всяком случае, среди поклонников творчества Летова такие люди пока что точно есть. Он сумел посеять в людях доброе, разумное и вечное. Покойся с миром.

Эта музыка будет вечной. ГрОб — «Так закалялась сталь»

О «Гражданской обороне» сказать можно много, ибо творчество группы как минимум было интересным и, несмотря на непримиримость её идеолога Егора Летова с внешним миром (а то и благодаря ей), менялось на протяжении всей истории коллектива.

За два года (с 1987 по 1989 год) Летов записал порядка сорока альбомов, включая как многочисленные сайд-проекты, так и сольные работы Янки Дягилевой и Чёрного Лукича.

Но есть среди них пластинки, заслуживающие отдельной статьи. Одна из них — «Так закалялась сталь» 1988 года.

Музыка.

Каждый уважающий себя поклонник «Гражданской обороны» имеет в плейлисте свою «фонотеку» из творчества кумира: многие молодые люди утверждают, что начали слушать группу с альбома «Тоталитаризм» — самого радикального из серии 1987 года (возможно, первого в жанре «анархо-панк» в России»), кому-то больше по нраву позднее психоделическое творчество в духе «Егора и Оп…вших» и «Гражданской обороны» конца девяностых, а кто-то считает, что ничего лучше, чем экзистенциальное «Русское поле экспериментов», Летов не писал.

«Так закалялась сталь» был записан Летовым в январе 1988 года. Тогда «Гражданская Оборона» концертов по стране ещё не давала, а преследование со стороны КГБ ещё не прекратилось. Весь этот период Летов писался дома на магнитофон, имея в арсенале пару барабанов, микрофоны, гитару и бас. Писался он, естественно, один, накладывая инструментальные дорожки одну на другую.


Егор Летов, 1988 год.

«Так закалялась сталь» был вторым альбомом из серии 1988 года. Первым был «Всё идёт по плану», а третьим — «Боевой стимул». Из них «Так закалялась сталь» оказалась самой позитивной и бодрой пластинкой. Сам Летов называл альбом «грустным и ярким», и отчасти это правда: депрессивно-задумчивые тексты песен удивительно сочетались с динамичным и бодрым панком.

Тут тебе и хардкор («Обосраться и не жить», «Один день Ивана Денисовича», «Кто сильнее, тот и прав»), и инди-фолк («В каждом доме», «Амнезия», «Колыбельная»), и даже поп-панк («КГБ», «Солдатами не рождаются», «Лето прошло»).

О текстах и говорить бессмысленно: антисоветское настроение, присущее Летову в конце 1980-х годов, изредка украшалось драматизмом лирического героя песен — не мученика, а так, наблюдателя со стороны.

Альбом был богат на мощные панк-хиты, которые автор впоследствии стал реже исполнять. Чего стоит только одна «Харакири» — единственная песня с альбома, исполнявшаяся группой на последующих концертах. Но и песни «Солдатами не рождаются», «Так закалялась сталь», «Амнезия», «Лето прошло» и «Новый 37-й» любой уважающий себя фанат «Гражданской обороны» просто обязан знать наизусть.

Тем, кто много замечает, мы выкалываем зенки,

А тем, кто нам мешает, мы ставим к стенке,

Ведь пылающей тропой мы идём к коммунизму!

«Новая патриотическая»

Предательского дядю повели на расстрел,

Хорошенькую тётю потащили в подвал,

В товарные вагоны загружали народ,

Уверенные папы продолжали учить:

«Так закалялась сталь!»

«Так закалялась сталь»

Положили немало жизней

В жертву важных экспериментов.

«Колыбельная»

При любом госстрое я — партизан,

При любом режиме я — анархист!

«Новый 37-й»

Сид Вишес умер у тебя на глазах,

Джон Леннон умер у тебя на глазах,

Джим Моррисон умер у тебя на глазах,

А ты остался таким же, как был…

«Харакири»

Наша правда, наша вера, наше дело — анархия!

«Анархия»

История.


«Гражданская оборона» в 1988 году: Игорь Жевтун, Аркадий Климкин, Егор Летов и Игорь Староватов

Группа «Гражданская оборона» (она же «ГО», она же «ГрОб») была основана Егором Летовым и Константином Рябиновым (он же «Кузя Уо») 8 ноября 1984 года в Омске. Записав два дебютных магнитоальбома в 1985 году, музыканты попали под наблюдение советских государственных служб, которые отправили Рябинова на принудительную службу в армии, а Летова — на принудительное лечение в психиатрической лечебнице. После выхода из «психушки» в 1986 году воинственно настроенный Летов начал делать собственные записи под именем «ГО», а также записывал многочисленные альбомы своих друзей — тоже в будущем известных представителей сибирского панка и рока.

В дальнейшем группу ожидали подпольная слава, преследование со стороны КГБ, концерты по Союзу, распад и воссоединение в 1990-х, эксперименты с психоделической и гаражной музыкой, членство в «Национал-большевистской партии», эфиры на «Нашем Радио» и смерть лидера группы Егора Летова в 2008 году. В общем, история у группы не менее насыщенная, чем их творчество.

А в 2019 году участники разных составов «Гражданской Обороны» с Константином Рябиновым во главе отметили 35-летие группы серией концертов, в том числе и в память о Егоре Летове. 16 марта 2020 года Рябинов скоропостижно скончался.

«Гражданская оборона» имеет культовый статус в русской панк-музыке и панк-культуре: её называют главной группой «сибирского панка», а Егора Летова — «крёстным отцом» и «патриархом» русского панк-рока. Также Егор Летов популяризировал слово «хой» как приветствие в отечественной панк-среде.

Участники записи.

  • Егор Летов — вокал, гитары, бас, ударные, автор музыки и текстов всех песен;
  • Олег Судаков — бэк-вокал в песне «Новая патриотическая», соавтор текста песни «Лето прошло»;
  • Константин Рябинов — бэк-вокал в песне «Новая патриотическая»;
  • Янка Дягилева — соавтор текста песни «В каждом доме» (в записи альбома участия не принимала).

Так закалялась сталь обложка

Дима Пушкарев

Отдельной темой можно рассмотреть обложки альбомов ГО. Ведь они ничем не уступают музыке и песням. У кого какое самое любимое оформление альбома? Может кто знает какие-либо интересные истории по данной теме? Интересно будет узнать.

Иван Сураев

Дмитрий Минченков

Я думаю,что нужно ещё указывать год.В переизданиях обложки другие.Однозначно "Оптимизм" 85 года. "Так закалялась сталь" 88 года.Вообще ХОРовские издания оформлены неплохо.

Лука Сербский

а по мне, так самый хорошие это"Игра В Бисер. " и "Поганая Молодёжь" (тема с обложки у меня на ноге наколота).)

Ярослав Смолин

Daniel Grave

DELETED

Ксюха Грязнова

Помница, мну в своё время поразило оформление альбома "Хорошо", это кстате было мое первое знакомство с ГрОбом.

В "некрофилии" все понятно: это такой метод от противного-в обложку с прекрасным-поместить самый яростный,бурлящий,патологический материал 1987 года. Это как бы отражение действительности,когда за святое выдают грязь и зло.

Дима Боргир

Ну с этой обложкой вроде понятно все вроде:
Какая-то больная "виртуальная" пустыня. Мирный такой пейзажик вроде бы. Никакой тебе войны, никаких революций, никаких преступлений. Только вот туда не хочется совершенно, в такую вот "долгую счастливую жизнь".

Айван Видашов

Сто лет одиночества и Прыг-Скок.. Гениальна идея и само ее воплощение. Отлично оформлен последний альбом ЗСС.

Вот увидел обложку Так закалялась сталь (переиздание), где люди лежат в гобах в ряд. Очень впечатлило! Да и старый вариант с падающим инвалидом и проходящими мимо людьми тоже очень сильно воздействует.

Я это и имел в виду.За 73 года Система воспитала поколения людей,главной чертой которых стало равнодушие.Человек войну прошёл,ноги потерял,но помочь ему никто не спешит.Все заняты самими собой,выживают поодиночке.Так вот и жили. Да и сейчас не много изменилось.

Так Закалялась Сталь (альбом) – Гражданская Оборона

так закалялась сталь

«Так Закалялась Сталь» – альбом группы «Гражданская Оборона», записанный Егором Летовым в омской «Гр.Об.»-студии в январе 1988 года. Изначально распространялся на магнитных лентах и кассетах среди ценителей рок-музыки. В 90-х годах впервые был выпущен официально на современных носителях. В 2007 году был переиздан на компакт-дисках с дополнительными материалами в новом оформлении, более точно отражающим посыл названия работы.

История альбома «Так Закалялась Сталь»

Эта работа является второй частью трилогии, состоящей также из альбомов «Всё Идёт По Плану» и «Боевой Стимул». Материал для всего цикла был написан Егором Летовым во время скитания по Советскому Союзу, начавшегося после скандального выступления «Гражданской Обороны» вместе с группой братьев Лищенко «Адольф Гитлер» на Новосибирском рок-фестивале 1987 года. Запись всех трёх альбомов производилась в период с 12 по 22 января 1988 года, когда Егор смог ненадолго вернуться в Омск.

Альбом «Так Закалялась Сталь» был записан Летовым единолично путём последовательного наложения партий. В качестве записывающей аппаратуры использовался магнитофон «Олимп-033», на который записывались и альбомы предыдущего цикла – от «Мышеловки» до «Тоталитаризма», самодельный воспроизводящий аппарат, узконаправленные микрофоны производства СССР, бас-гитара «Орфей» и электрогитара «Этерна». Процесс записи всех трёх альбомов 1988 года занял три отдельных дня.

Трактовка названия альбома

Фраза «так закалялась сталь» является аллюзией на названием романа Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь», написанный в стилистике социалистического реализма. В романе отражено становление советской власти, события гражданской войны и восстановление социалистического хозяйства. В целом произведение характеризует советскую власть с положительной стороны, чего не скажешь об альбоме «Гражданской Обороны».

В название «Так Закалялась Сталь» Егор закладывает собственное видение становления советской власти и обращает внимание слушателя исключительно на негативные моменты. Главный посыл песен работы – обличение ограничения свободы личности, основанное в том числе и на личном опыте, и иная, отличная от официальной, трактовка действительности. Авторский посыл отражён и в оформлении альбома.

Особенности оформления альбома

так закалялась сталь гражданская оборона

В 90-х годах альбом распространялся, в основном, неофициально. Оформлением для магнитофонных кассет служили архивные фотографии «Гражданской Обороны». Например, одно из украинских изданий было оформлено фотографией начала 90-х годов, сделанной во время фотосессий для альбома «Сто Лет Одиночества». Другое издание от той же компании – Moon records – было украшено картиной с изображением сталевара.

Официальное художественное оформление к альбому появилось лишь в нулевых годах. Тогда обложкой кассет и дисков служила фотография, на которой был запечатлён безногий инвалид, упавший с каталки. Мимо него проходят равнодушные люди, не обращая внимания.

В 2007 году альбом вышел с новым вариантом оформления. На лицевой стороне обложки было размещено фото расстрелянных, уложенных в гробы без крышек. Вариант раннего оформления использован на главной странице прилагающегося к изданию буклета.

Варианты издания альбома

«Так Закалялась Сталь» до 2001 года распространялся неофициально. В 1997 году запись выпускала на кассетах компания J&J records, а в 1998 и 2000 – украинская фирма Moon records. Лишь в 2001 году вышло официальное издание этого альбома, релиз которого осуществила компания «ХОР». Запись была выпущена на кассетах и компакт-дисках.

В 2007 году альбом переиздаёт компания «Мистерия звука» в последней авторской редакции. Специально для этого издания материал был заново сведён с магнитных лент и прошёл процедуру реставрации. В издание также включены девять бонус-треков, ранее официально не издававшихся.

В 2016 году альбом группы “Гражданская Оборона” “Так Закалялась Сталь” на CD переиздаёт музыкальное издательство “Выргород”. По звуку и оформлению этот релиз идентичен изданию от компании “Мистерия звука”.

Так Закалялась Сталь – слушать

Трек-лист альбома

В «Так Закалялась Сталь» вошла песня «В каждом доме», являющаяся единственной, сочинённой Летовым в соавторстве с Янкой Дягилевой. В комментариях к изданию 2007 года Егор пишет, что изначально композицию планировалось исполнить дуэтом, однако затею не удалось реализовать из-за разразившегося накануне скандала.

  1. Новая патриотическая
  2. Солдатами не рождаются
  3. Глобальность
  4. В каждом доме
  5. Один день Ивана Денисовича
  6. Новый 37-й
  7. Кто сильнее – тот и прав
  8. Так закалялась сталь
  9. Обосраться и не жить
  10. Лето прошло
  11. Харакири
  12. КГБ
  13. Амнезия
  14. Тишина
  15. Анархия
  16. Колыбельная

Текст песни «Лето прошло» написан Егором Летовым в соавторстве с Олегом «Манагером» Судаковым.

Бонусы на издании 2007 года

  1. Суицид
  2. Второй эшелон
  3. Мы идём
  4. Государство
  5. Человек человеку – волк
  6. Против
  7. Никто не хотел умирать
  8. Парадокс (live)

Участники записи альбома

Основной материал записан Егором Летовым самостоятельно. Лишь в записи песни «Новая патриотическая» приняли участие Кузя УО и Манагер.

Читайте также: