Танк т 34 военный со стальными гусеницами

Обновлено: 02.05.2024

Первые серийные танки Т-34 поступили в танковые соединения РККА поздней осенью 1940 года. Однако плановая боевая учеба началась лишь весной 1941 года. К сожалению, на освоении нового танка самым негативным образом сказались многочисленные реорганизации танковых войск, проводившиеся в течение двух предвоенных лет.

Как известно, 21 ноября 1939 года Главный военный совет РККА принял решение о расформировании всех четырех имевшихся на тот момент в Красной Армии танковых корпусов. Вместо них были созданы танковые бригады РГК и механизированные дивизии. Меньше чем через год Наркомат обороны принимает диаметрально противоположное решение и приступает к формированию девяти механизированных корпусов. Наконец, в феврале — марте 1941 года началось развертывание еще 20 механизированных корпусов — увы, для этого армия не располагала ни кадрами, ни достаточным количеством техники. Тем не менее, весь последний предвоенный год тянулись бесконечные переформирования: одни соединения развертывались, другие ликвидировались, в состав танковых войск передавались части из других родов войск и т.д. Все это сопровождалось перемещением частей и соединений из одних мест дислокации в другие. Так, к началу Великой Отечественной войны относительно боеспособными были только те девять мехкорпусов, к формированию которых приступили летом 1940-го. Но и в них организация боевой учебы в ряде случаев оставляла желать лучшего. Широко практиковалась порочная по своей сути система "сбережения моторесурса техники", при которой экипажи занимались боевой подготовкой на изношенных до предела машинах учебно-боевого парка. При этом новая, более совершенная и зачастую существенно отличавшаяся от танков ранних выпусков боевая техника находилась на хранении в боксах. Было уже мало толку от использования для обучения экипажей БТ-7 танков БТ-2, но этот процесс превращался в полный абсурд, когда в ходе подготовки механиков-водителей для Т-34 новобранцев сажали на старенькие Т-26! Например, к 1 декабря 1940 года в танковых частях Красной Армии имелось всего 37 Т-34. Естественно, что такое количество не могло обеспечить нормального обучения танкистов. К 1 июня 1941 года в западных военных округах имелось уже 832 Т-34, но из этого количества эксплуатировалось только 38 машин! В результате до начала войны удалось подготовить не более 150 экипажей для танков Т-34.

Существуют расхождения в количественной оценке парка танков Т-34 в Красной Армии к началу фашистского вторжения. Наиболее часто упоминается, что к 22 июня 1941 года заводы успели выпустить 1225 танков Т-34. Это не совсем верно. Указанное число танков было сделано за 1940 год (115) и за первое полугодие 1941 года (1110), которое, как известно, заканчивается не 22 июня, а 30. Из этого числа военной приемкой были приняты в 1940 году — 97 машин, а в 1941-м —1129. При сложении цифр получаем 1226 боевых машин (расхождение в одну машину между изготовленными и принятыми танками можно считать вполне допустимым для советской статистики).

Завязший на заливном лугу и брошенный экипажем Т-34 довоенного выпуска. Западный фронт, июль 1941 года. Пойма р.Друть под Толочином

Завязший на заливном лугу и брошенный экипажем Т-34 довоенного выпуска. Западный фронт, июль 1941 года. Пойма р.Друть под Толочином

Нет единства во мнениях и относительно количества танков Т-34, находившихся на 22 июня в приграничных военных округах. Наиболее часто встречается число 967. Однако количество танков (да и не только танков) того или иного типа на день начала войны никто не считал. Сводки по наличию боевых машин в войсках подавались на первое число каждого месяца. Как уже упоминалось, на 1 июня 1941 года в западных приграничных военных округах (Ленинградском, Прибалтийском особом, Западном особом, Киевском особом и Одесском) имелось 832 танка Т-34. Еще 68 "тридцатьчетверок" находилось в тыловых округах (Московском, Харьковском и Орловском). Разница между 967 и 832 составляет 135 боевых машин (в некоторых источниках встречается число 138), которые вполне могли поступить в приграничные округа в течение июня.

К сожалению, привести цифры наличия танков Т-34 в механизированных корпусах всех вышеупомянутых округов не представляется возможным. Сведения у автора имеются лишь по части из них.

Юго-Западный фронт был развернут на основе Киевского особого военного округа. В свете вышесказанного можно предположить, что таблица эта составлена в начале июля 1941 года задним числом, возможно, по памяти, командующим танковыми войсками фронта.

Что касается Прибалтийского особого военного округа, то в нем дислоцировались два мехкорпуса — 3-й и 12-й. Танки Т-34 имелись только в 3-м. На 1 января 1941 года их было 50 единиц. По плану укомплектования в 1941 году корпус должен был получить еще 103 "тридцатьчетверки". Сколько он получил к 22 июня и получил ли вообще, неизвестно.

В мехкорпусах Ленинградского военного округа — 1-м и 10-м —танков Т-34 не было совсем. Восемь боевых машин этого типа находилось на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС).

Таким образом, указать абсолютно точное число танков Т-34 в приграничных округах вряд ли возможно. Наиболее близким к истине можно считать число 967. Много это или мало?

К началу войны в западных приграничных округах дислоцировалось 19 механизированных корпусов, насчитывавших 10 394 танка всех типов (по другим данным, 11 000).

С учетом боевых машин, имевшихся в составе некоторых стрелковых, кавалерийских и отдельных танковых частей, это число возрастает до 12 782 единиц (по данным на 1 июня). Танки Т-34 от этого числа составляли всего 7,5 процента. Однако к 22 июня 1941 года Германия и ее союзники развернули против нашей западной границы 3899 танков и штурмовых орудий, включая резерв верховного командования Вермахта — 2-ю и 5-ю танковые дивизии (первоначально в боевых действиях не участвовали). Только 1404 из них были средние Pz.III и Pz.IV, так что 967 "тридцатьчетверок" (не будем забывать и 504 тяжелых КВ) представляли собой грозную силу.

К сожалению, использовать ее в полной мере не получилось.

Неудачная дислокация, недоукомплектованность личным составом и материальной частью, недостаточная подготовка экипажей новых танков, нехватка запасных частей и ремонтно-эвакуационных средств резко снизили боеспособность механизированных корпусов. В ходе продолжительных маршей (а большинство соединений мехкорпусов дислоцировались на значительном удалении от границы) выходили из строя не только старые машины, но и новенькие Т-34. По вине неопытных механиков-водителей, а также по причине так и неустраненных заводами-изготовителями конструктивных недостатков "горели" главные и бортовые фрикционы, ломались коробки передач и т.д. Устранить многие поломки на месте не представлялось возможным. Обеспеченность же войск эвакуационными средствами была очень низкой. Тракторами мехкорпуса были обеспечены в cреднем на 44%, включая машины, использовавшиеся в качестве артиллерийских тягачей. Но даже там, где тягачи имелись, они не всегда могли помочь. Основным эвакуационным средством в танковых частях Красной Армии были челябинские сельскохозяйственные тракторы "Сталинец" С-60 и С-65 с тягой на крюке немногим более 4 т. Они вполне справлялись с буксировкой поврежденных Т-26 и БТ, но при попытке сдвинуть с места 26-тонные Т-34 (не говоря уже о КВ) "сталинцы" в буквальном смысле слова вставали на дыбы. Здесь уже требовалось "запрягать" два, а то и три трактора, что не всегда было возможно.

Еще один завязший в болотистой почве и не имеющий видимых боевых повреждений танк Т-34

Еще один завязший в болотистой почве и не имеющий видимых боевых повреждений танк Т-34

Наличие танков Т-34 в механизированных корпусах Юго-Западного фронта на 22 июня 1941 года

Наличие танков Т-34 в механизированных корпусах Западного особого военного округа на 13 — 19 июня 1941 года

Более половины всех "тридцатьчетверок" (и тяжелых КВ тоже) приграничных округов находилось в Киевском особом военном округе (с 22 июня — Юго-Западный фронт), в то время как главный удар наносился противником в полосе Западного особого военного округа (с 22 июня — Западный фронт).

Однако именно на Юго-Западном фронте развернулись наиболее драматические события первых дней войны, связанные с танковым сражением в треугольнике Ровно — Луцк — Броды, до сих пор незаслуженно мало освещенном в исторической и военной литературе.

К исходу 24 июня на ровенском направлении, на стыке 5-й и 6-й армий образовался разрыв около 50 км, в который устремились соединения 1-й немецкой танковой группы генерала Э.Клейста (799 танков). Создалась угроза глубокого прорыва гитлеровских войск и охвата ими с севера основных сил Юго-Западного фронта. Для ликвидации этой угрозы и разгрома ударной группировки противника в период 26—29 июня был нанесен контрудар силами 8, 9, 15 и 19-го мехкорпусов по флангам прорвавшихся немецких войск.

9 мк (командир — генерал-майор К.К.Рокоссовский) и 19 мк (командир — генерал Н.В.Фекленко), совершив под непрерывным воздействием авиации противника более чем 200-км марш, находились в районе восточнее Луцка и должны были наступать на Дубно с севера. С юга в северо-западном направлении на Дубно наносили удар 8 мк (командир — генерал-майор Д.И.Рябышев) и 15 мк (командир — генерал-майор И.И.Карпезо). Следует подчеркнуть, что на начало войны в этих корпусах имелось 286, 279, 858 и 733 танка соответственно, а всего 2156! Из них 181 Т-34 и 140 КВ. Однако до 50% этой техники по разным причинам в контрударе участия не принимало. Часть была потеряна, часть вышла из строя в ходе выдвижения в исходные районы, другие просто не успели подойти: 7-я моторизованная дивизия 8 мк, например, к этому времени находилась еще на марше. Тем не менее, удар по противнику были готовы нанести, как минимум, 1000 танков. Эти силы были распределены неравномерно: до 700 боевых машин атаковали с юга и около 300 — с севера. При этом практически все Т-34 и КВ (не менее 250 машин) находились в северной группировке.

Танк Т-34 выпуска 1941 года с пушкой Ф-34. Хорошо видно, что только одна машина из пяти, стоящих в строю, оснащена радиостанцией. Август 1941 года

Танк Т-34 выпуска 1941 года с пушкой Ф-34. Хорошо видно, что только одна машина из пяти, стоящих в строю, оснащена радиостанцией. Август 1941 года

Маск-установки пушек танка Т-34

Маск-установки пушек танка Т-34

Потери 1-й немецкой танковой группы составили на 4 сентября 1941 года 408 танков, из них 186 безвозвратно. Эти цифры могли быть еще больше, если бы в контрударе принимал участие 4-й механизированный корпус (командир — генерал-майор А.А.Власов), в котором имелись 313 Т-34 и 101 КВ. Но корпус этот действовал южнее, в полосе 6-й армии. Были велики и наши потери — после трех дней операции все четыре мехкорпуса остались практически без танков. В целом же с 22 июня по 9 июля 1941 года потери Красной Армии составили 11 712 танков, в том числе и многие Т-34. Причем это были безвозвратные потери, так как отремонтировать поврежденные машины не представлялось возможным — поле боя оставалось за немцами.

К началу августа 1941 года в действующей армии осталось 235 боеспособных танков Т-34. Еще 116 машин находились в только что сформированных резервных соединениях. Огромные потери людей и техники привели к экстренному переходу от корпусов к более мелким формированиям — бригадам, полкам и батальонам. В соответствие с директивой заместителя наркома обороны от 24 августа 1941 года танковые дивизии переформировывались в отдельные танковые бригады.

4-ю танковую бригаду (с 11 ноября 1941 года — 1-я гвардейская) сформировали в сентябре 1941 года в Сталинграде уже по батальонной схеме организации, включив в ее состав 49 машин (из них 16 — Т-34 производства СТЗ). Это соединение под командованием М.Е.Катукова успешно действовало под Орлом и Мценском, сражаясь против 2-й немецкой танковой группы генерала Г.Гудериана. В бригаде была хорошо организована разведка, умело применялась маскировка. За восемь дней боев бригада шесть раз меняла позиции и подбила 133 танка, две бронемашины, семь тяжелых орудий, 15 тягачей, зенитную батарею, девять самолетов и много другой боевой техники противника. Действия 4 тбр являются блестящим примером ведения активной обороны в условиях значительного превосходства противника в силах и средствах.


"Тридцатьчетверки" 33-й танковой бригады проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года

За Москву! В атаке — танк Т-34 производства СТЗ. Декабрь 1941 года

За Москву! В атаке — танк Т-34 производства СТЗ. Декабрь 1941 года

Именно так действовал командир отдельной танковой группы старший лейтенант Д.Ф.Лавриненко, отражая 6 октября 1941 года атаку немецких танков в районе Нарышкино — Первый Воин. Вражеские танки, смяв нашу противотанковую оборону, прорвались к позициям 4 тбр и начали "утюжить" окопы мотострелков. Четыре "тридцатьчетверки" Лавриненко выскочили из леса наперерез танкам противника и открыли огонь. Немцы никак не ожидали появления советских боевых машин. После того как загорелись шесть Pz.III, они остановились, а затем начали отходить. Танки Лавриненко исчезли так же внезапно, как и появились, но уже через несколько минут показались левее из-за пригорка и вновь открыли прицельный огонь. В результате нескольких подобных стремительных атак на поле боя осталось 15 подбитых немецких танков. Наша группа потерь не имела.

О старшем лейтенанте Д.Ф.Лавриненко следует сказать особо. Он участвовал в 28 боях. Три танка Т-34, на которых он воевал, сгорели. В день своей гибели, 17 декабря 1941 года, под Волоколамском Лавриненко подбил 52-й по счету танк противника и стал самым результативным советским танкистом периода Второй мировой войны.

В обороне Москвы участвовали и "танки-истребители"— Т-34 с 57-мм пушкой. Около десяти таких машин имелось в составе 21-й танковой бригады, сформированной во Владимире. 14 октября бригада выгрузилась на ст.Демидово и на следующий день получила приказ наступать во фланг Калининской группировке противника. За четыре дня боев бригада уничтожила до 1000 немецких солдат, 34 танка, 210 автомашин, 25 орудий и много другой техники. В ходе боев в октябре — ноябре погибли командир танкового полка 21 тбр Герой Советского Союза майор Лукин и командир 1-го батальона Герой Советского Союза капитан Агибалов. К 25 ноября все "танки-истребители" бригады были потеряны.

Также имеются данные, что восемь танков Т-34 с 57-мм пушками, но без боеприпасов 19 октября 1941 года поступили в 8 тбр Калининского фронта.

7 ноября 1941 года по Красной площади в Москве прошли 160 танков, 40 из них — "тридцатьчетверки" 33-й танковой бригады.

В целом же в танковых частях Красной Армии, оборонявших Москву, количество танков Т-34 было невелико. Преобладали легкие боевые машины как старых марок, так и новые Т-60. Скажем, в начале октября 1941 года Западный фронт располагал 483 танками, из которых только 45 были Т-34 и КВ. К концу года число Т-34 в войсках несколько возросло, но не превышало 25—30% от общего количества боевых машин.

Такое положение сохранялось и в 1942 году, несмотря на рост выпуска Т-34. В танковых войсках 61-й армии, например, перед началом проведения в июле 1942 года Волховской наступательной операции имелось 334 танка семи марок. Из них только 67 (20%) —Т-34.


"Танк-истребитель" Т-34 с пушкой ЗИС-4, подбитый на подступах к Москве. 21-я танковая бригада, 1941 год

Ремонт танка Т-34 в полевых условиях. Январь 1942 года. У машины демонтирована коробка передач, хорошо виден главный фрикцион

Ремонт танка Т-34 в полевых условиях. Январь 1942 года. У машины демонтирована коробка передач, хорошо виден главный фрикцион

Пожалуй, самые ожесточенные и драматические бои с участием танков Т-34 развернулись в августе 1942 года на окраинах Сталинграда. Причем, по понятным причинам, в танковых частях, обронявших город, "тридцатьчетверки" преобладали. Качество изготовления танков было очень плохим, но это уже не имело значения — вплоть до 22 августа машины отправляли до Гумрака еще эшелонами, сберегая моторесурсы. Прямо в степи по команде "Заводи мотор! Следуй за мной!" их сгружали. Пройдя по платформам вдоль всего эшелона, "тридцатьчетверки" с последней платформы буквально прыгали на землю. Но скоро эшелоны уже не понадобились.

В воскресенье 23 августа 1942 года, в день самой страшной бомбардировки Сталинграда, танки 14-го немецкого корпуса около часа дня появились в двух-трех километрах от тракторного завода. Первыми вступили в бой зенитные батареи, прикрывавшие завод. Расчеты орудий были укомплектованы девушками, которые совершенно не умели стрелять по наземным целям. Немецкие танки их просто переехали. Но ценой своей гибели зенитчицы выиграли полчаса. За это время навстречу немцам вышли истребительный и учебный танковый батальоны. Из заводских цехов на боевой рубеж вывели все танки, способные двигаться и имевшие вооружение — всего около 60 машин. Их экипажи были укомплектованы рабочими сборочного и сдаточного цехов. Около 1500 пулеметов ДТ, вынутых со склада, оборудовали сошками. Первый удар был отбит.

Когда начались бои непосредственно в Сталинграде, тракторозаводцы ремонтировали танки непосредственно на переднем крае или увозили их на завод и через несколько часов возвращали экипажам. За период с 23 августа по 13 сентября 1942 года (до момента прекращения выпуска танков) было собрано и отремонтировано 200 танков Т-34. Кроме того, обороняющим город войскам для оборудования огневых точек было передано 170 башен танка Т-34 с орудиями и пулеметами.

Танки Т-34, в любопытном зимнем камуфляже. Западный фронт, январь 1941 года

Танки Т-34, в любопытном зимнем камуфляже. Западный фронт, январь 1941 года

Башня этого танка сорвана внутренним взрывом. Боекомплект 76-мм выстрелов, к сожалению, детонировал довольно часто. Весна 1942 года

Башня этого танка сорвана внутренним взрывом. Боекомплект 76-мм выстрелов, к сожалению, детонировал довольно часто. Весна 1942 года

Средний танк Т-34


Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.


Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.


История создания танка Т-34.

В результате 4 мая 1938 г. на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.


Оба танка бесспорно были новым словом в отечественном танкостроении – все предыдущие машины они превосходили на порядок. Мощные двигатели, броневые листы имеющие оптимальный угол наклона, надежная трансмиссия, повышенная защищенность – таких танков не имела ещё ни одна армия мира.
Внешне А-20 и А-32 были похожи, и даже по весу различались лишь в 1 тонну. Однако за счет отсутствия сложного колесного движителя, броня А-32 почти в 2 раза превышала по толщине броню А-20, а 76,2-мм танковая пушка Л-10 явно превосходила по всем параметрам «сорокопятку» собрата. При этом на гусеничном ходу А-32 «выжимал» почти столько же, сколько А-20 на колесном – 74 км/ч.

Испытания обеих машин проводились в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа комиссией под председательством начальника 1-го отдела АБТУ майора Кульчицкого.
За период испытаний танки прошли: А-20 — 4500 км, а А-32 — 3000 км и по надежности работы механизмов показали совершенно равноценные результаты, по всем параметрам «сделав» самые совершенные БТ-7 стоящие в тот момент на вооружении. Оба танка были рекомендованы к производству, однако, как отмечалось, танк А-32 в виду своей более высокой живучести и огневой мощи явно превосходил А-20 и вполне мог быть ещё более усилен за счет увеличения мощности брони до 45-мм. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались.
Средний танк А-20 имел индивидуальную пружинную подвеску. В состав колесно- гусеничного хода входили восемь опорных обрезиненных катков, направляющие колеса с червячными механизмами натяжения гусениц и ведущие колеса гусеничного хода. При движении на колесном ходу вступали в действие три пары ведущих опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода имели гребневое зацепление с гусеницами. Поворот осуществлялся по принципу гусеничной машины за счет торможения ведущих катков на одном из бортов.


По подвижности танк А-20 показал ряд преимуществ перед танком А-32 и подтвердил возможность не только совершать длительные марши на гусеницах или на колесах, но и сохранять тактическую подвижность даже при повреждении одной из гусениц или при выходе из строя одновременно двух опорных катков.
Наряду с этим танк А-20 в сравнении с танком А-32 имел и некоторые недостатки, прежде всего менее мощное вооружение и более слабое бронирование бортов корпуса. Кроме того ресурс его ходовой части был уже на пределе, что не позволяло усилить его вооружение и бронирование. Общими же недостатками обеих машин являлись: "непроработанность" рабочих мест членов экипажа; неустойчивая работа дизель-мотора, неудовлетворительная работа бортовых фрикционов; ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца); неудобные заправка и слив из баков топлива и масла. (В свое время аналогичный недостаток — "стесненные условия работы экипажа при стрельбе из танка" был отмечен М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко в особом мнении комиссии по результатам дополнительных заводских испытаний опытного танка БТ-СВ-2 в феврале 1938 г. …остается непонятным, почему аналогичное компоновочное решение боевого отделения башни танка БТ-СВ-2 было в точности повторено на новой опытной машине).
По окончании войсковых испытаний на обоих танках был произведен текущий ремонт, после чего 5 сентября 1939 г. они были отправлены на НИБТ полигон в подмосковную Кубинку для показа членам правительства.
По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.



В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 г. отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 г. предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ). Последний должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 г. на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 г.


Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 г. подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков — Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка.
Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 г. наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.



Таким образом осенью 1941 г. единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода "Красный Октябрь", бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод "Баррикады" Короче говоря, в городе был организован практически полный цикл производства. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле.Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.


Первые танки Т-34 образца 1940 года были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра. В 1941 г. очень небольшое количество Т-34 было вооружено 57-мм длинноствольной пушкой большой мощности ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших дистанциях. Большая мощность пушки компенсировала уменьшение калибра. Но Л-11 осталась стандартной пушкой для Т-34 образца 1940 г.
Однако инженеры располагали более удачной пушкой, хотя возникали затруднения бюрократического характера по ее установке. ОКБ завода № 92 во главе с конструктором В.Грабиным разработало новую 76,2-мм пушку Ф-32. Ее устанавливали на новые тяжелые танки КВ. При стрельбе по бронированным целям из-за более длинного ствола пушка показывала гораздо лучшие результаты по сравнению с Л-11, которой были оснащены танки Т-34 образца 1940 года. К концу 1940 г. сотрудник ОКБ В. Грабина, П.Муравьев, адаптировал пушку Ф-32 для установки на Т-34 и на ее базе разработал новую пушку (Ф-34 с длиной ствола 42 калибра), значительно превосходящую Л-11. По собственной инициативе В.Грабин и директор завода № 92 А. Елян начали производство Ф-34 вместе с Л-11 и отправили обе пушки на Харьковский завод, занятый изготовлением танков Т-34.

Танки этой модели (Т-34 образца 1941 г.) в основном использовались в качестве танков командиров взводов и рот и после начала германского вторжения очень хорошо показали себя в боях, благодаря возросшей огневой мощи. Сталину стало об этом известно из репортажей военных корреспондентов с передовой. Части, сражавшиеся на передовой, требовали больше танков, оснащенных эффективной пушкой Ф-34, чем Л-11, поэтому летом 1941 года Государственный Комитет Обороны окончательно утвердил пушку Ф-34 в качестве стандартной для танка Т-34. Ф-34 имела обычную полуавтоматическую казенную часть. Командир мог стрелять как вручную, так и с помощью педали; он отвечал за горизонтальное вращение башни вручную или с помощью электропривода. При стрельбе из Ф-34 эти снаряды пробивали броню немецких РzKpfw III и IV (толщина лобовой брони 50-мм) с почти любой дистанции. Ф-34 давала Т-34 такое преимущество в дальности и поражающей силе, что немцы с превеликим трудом противостояли танку Т-34. РzKpfw IV с лобовой броней толщиной 80-мм был принят на вооружение лишь весной 1943 г. Красная Армия продолжала оставаться на лидирующих позициях — был принят на вооружение бронебойный снаряд БР-350П. Он пробивал 92-мм броню при стрельбе с дистанции 500 м — примерно на таком расстоянии ведется стрельба в танковом бою. Однако появление на фронте в 1943 г. новых немецких машин, специально разработанных для борьбы с Т-34, кардинально изменило ситуацию. При стрельбе с обычной дистанции Ф-34 не могла пробить лобовую броню "Тигров" и "Пантер".


Во время сражения под Курском в июле 1943 г. танки Т-34 были вынуждены приближаться к немецким танкам на дистанцию стрельбы прямой наводкой либо маневрировать таким образом, чтобы выйти им во фланг или в тыл. Проблему удалось решить, когда в конце 1943 года на вооружение была принята 85-мм пушка. Первоначально боезапас Т-34 составлял 77 выстрелов. На Т-34 образца 1943 г. он был увеличен до 100 выстрелов. Стандартный боекомплект состоял из 19 выстрелов БР-350ААП, 53 выстрелов Ф-354 или ОФ-350ХЕ и 5 выстрелов СХ-350.


Заместителю народного комиссара обороны и начальнику Главного артиллерийского управления Г.И.Кулику танк Т-34 не нравился, поэтому он настоял на внесении различных изменений. В результате производство танков Т-34 на ранних стадиях было прервано, и Совет Народных Комиссаров приказал разработать программу усовершенствования Т-34. Усовершенствованная машина получила обозначение Т-34М. Выполнение проекта было прекращено. Морозов разработал для Т-34М новую башню с учетом недостатков, выявленных при боевом применении машин ранних моделей. Например, германские пехотинцы из команд по борьбе с танками взбирались со стороны кормы на боевую машину и устанавливали под выступ башни дисковую противотанковую мину. Кроме того, выступ образовывал ловушку, от которой попадавшие снаряды отскакивали прямо в уязвимый башенный погон. Разработанная Морозовым новая литая башня шестиугольной формы впервые была установлена на танк Т-34 образца 1943 года.


Она была лишена многих недостатков: не имела выступа, была существенно проще в изготовлении и крупнее, чем башни ранних образцов. Следовательно, в башне было немного больше места для экипажа. Однако проблема маленького и перегруженного работой экипажа была окончательно решена лишь при появлении трехместной башни танка Т-34/85, производство которого началось зимой 1943 года.
Т-34/85 представлял собой перевооруженный танк Т-34 с 85-мм пушкой. Танк имел новую башню, первоначально разработанную для ганка КВ-85 с диаметром кольца 1,56 м. В увеличенной башне появилось место для еще одного члена экипажа, а командир танка получил возможность сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей, не отвлекаясь более на стрельбу из пушки. Первые Т-34/85-1 были направлены в элитные гвардейские танковые части. Новые пушки быстро доказали свою полезность. Они были разработаны на базе довоенной 85-мм зенитной пушки М1939, имели эффективную дальность стрельбы 1000 м и, как утверждалось, могли пробивать лобовую броню танков "Тигр" и "Пантера".



Да, с технологической точки зрения танк Т-34, был очень удобен в производстве с использованием неквалифицированной рабочей силы, в целом достаточно качественная броня с рациональным наклоном и надежный дизель В2.
На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная — 500 л.с. при 1800 об/мин. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо — дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон». Пуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач — пятискоростная.
Ходовая часть применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм. Подвеска — индивидуальная, пружинная. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунскои армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.
В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Но, эффект от первого боевого применения был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли "тридцатьчетверки" с 76-мм пушками. И очень мало времени отводилось на переподготовку экипажей.
Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: "Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких — приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые «тридцатьчетверки», вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые «тридцатьчетверки», пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой".


В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 "тридцатьчетверок", принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.


Западногерманский журнал "Soldat und Technik" в декабре 1965 года писал:
"В танке Т-34 удачно сочетались технические элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью… По своим техническим характеристикам он намного превосходил зарубежные образцы танков того времени… От немецкого танка T-III советский танк Т-34 отличался высокой подвижностью и проходимостью. Во время второй мировой войны, по-видимому, было произведено около 40 тысяч танков Т-34. Эта лавина обрушилась против нашего Восточного фронта, который… в конце концов вынужден был рухнуть под ее натиском."


Танк Т-34 стал для немцев настоящим сюрпризом. Он явился плодом многолетних исследований и результатом борьбы инженеров с советской бюрократией. Конструкция танка была простой и настолько продуманной, что Т-34 перевооружался и совершенствовался без остановки призводства.

«Лапти» для Т-34

Многие из моих знакомых моделистов-теоретиков отличаются способностью постоянно докучать всем, кто занимается изысканием материалов для написания разных книжек и статей, такими вопросами о тонкостях в конструкции того пли иного танка, что просто дину даешься. Самое интересное, что большинству из них это не сильно надо, как говорят в Одессе. Им "просто интересно", чтобы при случае ' беседу поддержать", похвастаться перед себе подобными и помечтать о той "навернутой" новинке, что они соберут когда-нибудь

Правда, в последнее время по номенклатуре вопросов от них не отстают и практики, что постоянно "пережевывают пластик", перепиливая и склеивая какие-то изделия, что в тридцать пять раз меньше оригинала. Их вопросы, конечно, несколько более конкретны и не столь заковыристы по стилю, как у "теоретиков", но часто куда более сложны ввиду нехватки фактического материала.

Ну а поскольку и те, и другие активно интересуются Т-34, нетрудно догадаться, что большинство вопросов, задаваемых всеми, касаются именно этой боевой машины. Вопросов накопилось столько, что впору открывать специальную рубрику, что-нибудь вроде Клуб Т-34

И СЕГОДНЯ МНЕ ХОЧЕТСЯ Поговорить с нами о траках Т-34, что изготавливались и применялись в ГОДЫ войны. Сразу оговорюсь — речь в статье пойдет только о тех траках, что были официально приняты приказами НКТП в те годы. Чертежи на траки Т-34 всех разновидностей мне добыть не удалось и потому привожу только рисунки, восстановленные с фотографий.

Изначально траки Т-34 были подобны по конструкции тракам их предшественников — БТ-7 - Л-20 и лишь незначительно отличались от них. Они имели ширину 550 мм (отнюдь не 500, как пишут некоторые иностранные авторы) и состояли из штампованного основания с грунтозацепами на лицевой стороне и изогнутой рабочей поверхностью на изнаночной. Рабочие траки имели гребень для зацепления с ведущим колесом, который первоначально приваривался к штампованному «башмаку». Между собой траки соединялись двумя полупальцами, которые фиксировались в своих гнездах при помощи винтов (с осени 1940 г. — шплинтов, или клиньев). Лицевая сторона трака между грунтозацепами была гладкой, что приводило к плохой проходимости танка в грязи и в снегу но сравнению с траками T-26, например. То, что считалось нормальным для десяти-пятнадпатитонной машины, мало подходило почти вдвое более тяжелой.



«Лапти» для Т-34


Масштабный рисунок траков Т-34 довоенного выпуска. Слева - «гладкий» штампованный трак с приварным клыком, справа - литой трак с «развитой поверхностью». Ширина траков - 550 мм.

Недостаточную эффективность траков на мягких и раскисших грунтах, а также по льду и снегу предполагалось скомпенсировать установкой на них дополнительных шпор. В соответствии с приказом Наркома, гладкий штампованный трак с приварным гребнем был принят к валовому производству в марте 1940 г, и почти без изменений выпускался на ХТЗ до осени. «Наклепать» их успели довольно много и большое количество в виде готовой продукции или полуфабрикатов вывезли при эвакуации па Восток в Нижний Тагил и Челябинск.

В октябре-ноябре 1940 г. вместо трака с приварным гребнем в производство пошел цельноштамповашгый трак, разработанный специально для массового выпуска па Мариупольском заводе, а позже и цельнолитой трак. Внешне трак почти полностью повторил своего предшественника, но был более прост и прочен на разрыв. Однако производился он недолго, так как вскоре ввиду недостатка прессового оборудования, он был повсеместно заменен литым.

Проектные работы и подготовка к массовому производству тапка А-43 (Т-34 капитальной модернизации), проводимые весной 1941 г., привели к тому, что траки последнего, имевшие ширину 450 мм (вместо 550 мм у Т-34), испытанные на Т-34, показали хорошую эффективность, и к удивлению военных реальная проходимост ь тапка при применении более узких гусениц почти не уменьшилась.

Трак А-43 имел развитую опорную поверхность, большую прочность на разрыв и значительно меньшую массу. Кроме того, было отмечено, что конструкции гусеничных цепей второго варианта (в них для соединения с себе подобными использовался один палец, крепящийся шплинтом) намного более удачна, чем таковых у Т-34 с точки зрения их боевой эксплуатации. Выпуск траков А-43 начался на ХТЗ с конца апреля 1941 г. и продолжался до конца лета (почти до начала эвакуации).

Летом 1941 г. по образцу 450-мм трака А-43 был создан и ограниченно производился 500-мм трак для Т-34. По начавшаяся эвакуация остановила сто производство в Харькове, однако будучи восстановлено на Кулебакском заводе, продолжалось там до весны 1943 г.

Поскольку в ходе войны 550-мм траков для Т-34 не хватало, а для неосвоенного промышленностью танка А-43 на складах их скопилось довольно много, 17 сентября 1941 г. Марком танковой промышленности отдал приказ о комплектовании танков Т-34 450-мм траками танка А-43 (Т 34м), Причем эти траки «дожили» в войсках по крайней мере до зимы 1941-42 гг., так как в феврале 1942 г, в переписке по НКТП проходит распоряжение о введении «сиегоходных плитц для улучшения проходимости танков Т-34. укомплектованных 450 и 500-мм траками». «Плитцы» или «плицы» представляли собой корытообразные расширители, крепившиеся к холостым тракам по установкам шпор (двумя болтами), увеличивали ширину опорной поверхности трака до 600-680 мм.



Масштабный рисунок траков Т-34 с «косыми ребрами». Слева - литой трак танка А-43 шириной 450 мм, справа - литой трак танка Т-34 шириной 500 мм.




Однако применение плиц на танке массой более 30 т. оказалось невыгодным. Плицы ломались и не были столь эффективными, как на легких танках Т-60. Поэтому вскоре от их выпуска и применения отказались, а на снегу и жидкой грязи уширяли гусеницы следующим образом (повсеместно рекомендовано наркоматом зимой 1942/43 гт); Холостой трак смещали наружу на половину ширины, а образовывающийся промежуток закрывали половинкой трака |с введением «разрезных траков» такие половинки можно было найти без проблем). При этом эффективность гусеницы на снегу и жидкой грязи выросла без усложнения конструкции трака.

Сегодня пи для кого не секрет; что в 1941-42 гг. танков Т-34 было выпущено довольно много, но мало кто знает, что их отгрузка на фронт задерживалась в том числе из-за острого дефицита траков. 11апример, во 2-м квартале февраля 1942 г. УТЗ в Нижнем Тагиле смог о тгрузить всего 68% из общего количества выпущенных танков, так как остальные стояли «разутыми». Это привело к тому, что на производство траков были брошены все мало-мальски пригодные предприятия. Казалось бы — вот он, выход, по итог был плачевный. До половины траков, поставляемых непрофильными предприятиями, оказывались непригодными для эксплуатации из-за многочисленных нарушений технологического процесса. Траки лопались, пальцы деформировались и рвались, траки разных производителей упорно «не желали» стыковаться друг с другом, хотя и выпускались казалось бы по единым чертежам (кстати, подобная «петрушка» наблюдалась в это время и с траками танка Т-60).

С января по конец марта 1942 г. проблемой траков занималась служба Главного Конструктора НКТП под руководством С.А.Гинзбурга. Совместными усилиями ОГК НКТП с инженерами и технологами Мариупольского Завода им. Ильича, бывшего Харьковского Тракторного завода и Челябинского Кировского были разработаны два новых типа литых траков, для производства которых не требовалась высоколегированная дефицитная сталь. Помимо конструкции трака была также разработана технология отливки его групповым методом (подобно наборным тракам в современных пластиковых моделях). Это трудно переоценить, так как прежде каждый трак мог отливаться только в индивидуальные изложницы (или попарно).



Масштабный рисунок «зимних» траков Т-34 шириной 550 мм, выпуска 1942-43 гг., именовавшихся также «траки улучшенной проходимости». Слева - так называемый «горьковский трак», справа - «уральский трак». Отверстия под шпоры уже унифицированы с траками шириной 503 мм для единообразия.



Масштабный рисунок траков T-34 шириной 500 мм, выпуска 1942-43. Слева - холостой трак, утвержденный ОГК НКТП с января 1943. Справа -Холостой трак под одноболтовую шпору.

Опорная поверхность трака получила рифление по Типу примененного на танках PzKpwi 111, КВ. Т-50 и А-43, Это приводило к большей прочности трака при почт и неизменившейся массе (трак получал множество ребер жесткости) и лучшему сцеплению трака с почвой. Несмотря на то, что изначально новый трак был спроектирован шириной 550 мм, его масса была сочтена излишней (Т-34 и так уже «тянул» на 3(1 т., против 25 т расчетных) и второй вариант трака был заужен в производстве до 500 мм. С весны-лета 1942 г. 500-мм трак с рифленой "вафельной» поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Осенью 1942 г. подключившийся к выпуску Т-34 Уралмашзавод, имевший хорошее куз-печно-прессовое оборудование, разработал свою конструкцию холостого трака, изготавливаемого ш тамповкой. Этот трак назывался «разрезным», так как состоял из двух полутраков, между которыми оставался промежуток. Впрочем, танки этими т раками сначала почти не комплектовались, так как к моменту его массового освоения (апрель-май 1943 г.), УЗТМ полностью был переключен на производство С А У. Так что большая часть этих "ранних разрезных» траков пошла на самоходные установки СУ-122 и СУ-85. И только отработанный в производстве СУ-85 «поздний разрезной» трак пошел в том числе и на танки.

Дальнейшее развитие трака Т-34 было произведено на заводе 174 в г. Омске. Именно здесь он был доведен до своего логического конца. Это же предприятие с 1943 Г. становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе. Траки омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми. Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков. Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

Однако па фотографиях танков Т-34 времен войны нередко встречаются траки, не описанные в документации НКТП. Поэтому настоящая статья не может претендовать на истину в последней инстанции.

Кроме того, автор просит не относиться к помещенным здесь изображениям т раков, как к строгим масштабным чертежам.



Масштабный рисунок «разрезных» траков T-34 шириной 500 мм. Справа - ранний трак, слева - холостой трак, введенный летом 1943.




Разновидности шпор танка Т-34 из коллекции поискового отряда «Экипаж». Видна так называемая «Одноболтовая» шпора, а также шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм.


Масштабный рисунок траков, введенных во второй половине 1943 г. Слева - изготовитель неизвестен, справа - т.н. «унифицированный» трак. Именно в такой комплектации поставлялись траки на Т-34 и САУ на их базе наиболее массово.


Подбитый танк Т-34, оснащенный 500-мм траками, выполненными по типу траков танка А-43 и холостыми траками под одно болтовую шпору.

Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть


Танк Т-34-76 обр. 1940 года. Вот с таких-то танков все и начиналось… Короткая пушка (чтобы не мешала стены ломать!), двухместная башня с одним люком на двоих. Самый первый и едва ли не ранний его дизайн, не считая опытных образов

О танках с любовью. Сегодня мы опять отправляемся в наш танковый паноптикум, но целью нашей «поездки» будет всего лишь один танк. Зато какой! Наш Т-34 – танк о котором слышали, наверное, все, и без упоминаний о котором не обходится на одна книга о Второй мировой войне ни у нас, ни на Западе. «Их Т-34 был лучшим в мире!» Это сказал не кто-нибудь, а немецкий генерал. И это, наверное, самая серьезная похвала танку.


Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

Несмотря на войну, в СССР издавались очень интересные книги. В частности, книга Дрожжина «Сухопутные крейсера». Чем она хороша? Ведь вроде бы тогда о многом не писали… Хороша тем, что написана была, как и многие советские книги для молодежи, прекрасным, понятным и доступным языком. Так что были эти книги понятны школьнику и интересны академику! Поэтому дам совет тем, кто сегодня надумает писать о танках: начните с чтения книг своих предшественников, причем с этой обязательно!


А вот это книга Бескурникова. Есть там один забавный ляп, но о нем мы как-нибудь расскажем в другом материале


Узнал я про этот танк очень давно. В советское время его изображения и сечения были и в журнале «Юный техник», и «Моделист-конструктор», и «Наука и жизнь», и даже… в журнале «Мурзилка». Рассказывалось о нем и в книге О. Дрожжина «Сухопутные крейсера» (1942 г.), и в книге А. Бескурникова «Удар и защита» (1974 г.), и в книге Н. Ермоловича «Рыцари брони» (1976 г.), и у И. Шмелева «Танки в бою» (1984 г.), ну и, конечно, в его же «Истории танка (1916—1996)» (1996 г.). И это только самые, так сказать, популярные издания. А были ведь специальные монографии (прекрасно изданные) ряда других, весьма компетентных авторов, таких, как М. Коломиец, автор книги «Т-34. Первая полная энциклопедия» (2013 г.).



Эта книга тоже оформлена и фотографиями, и рисунками, многие из которых взяты из нашего «танкового паноптикума». Издание 2017 г.


Ну а это пример того, как не надо переиздавать книги. То же издательство, но год 2019-й… Посмотрите внимательно на имя автора. Причем внутри книги, в аннотации все верно. А теперь мы еще удивляемся, почему на наших плакатах, посвященных 75-летию Победы, красуются гитлеровские солдаты! Со временем многие проявляют наплевательское отношение… Отсюда и фотографии не те, и имена тоже


Выходили о нем и книги за рубежом. Так, например, известный американский специалист в области БТТ Стивен Залога в 1994 году в издательстве «Оспрей паблишинг» опубликовал книгу в серии «Новый авангард»: «T-34/76 Medium Tank 1941–45 (New Vanguatd 9), вслед за которой последовало продолжение: «T-34-85 Medium Tank» ( New Vanguatd 20)

Одним словом, книг о Т-34 так много, включая даже его участие в войне в Корее и в конфликте в Хорватии, что впору о них писать полноценный историографический обзор, вот только вряд ли сегодня он будет кому-нибудь нужен.


Для моделистов модели Т-34 выпускают самые известные модельные фирмы, включая «Тамия», «Ревелл» и нашу «Звезду», разумеется. Причем в самых разных масштабах. От 1:100 и до 1:10 и 1:6! То есть информации по этому танку очень много, причем самой разнообразной.



В 1942 году многие танки получали не только дополнительное бронирование башни, в которую, как выяснилось, чаще всего попадали германские снаряды, но и колеса без резинового покрытия, так как резины в СССР катастрофически не хватало. Грохот, который производили эти танки, был слышан издалека… Однако и они воевали! Рис. Шмитова

Но среди всего этого несомненного богатства найдется местечко и для нашей коллекции.


Отметим, что в годы войны техника совершенствуется очень быстро. Сравните танк Т-34 обр. 40 года и вот этот – 1942-го. Корпус практически не изменился, но на танке появилась новая шестигранная башня, прозванная «гайкой» (был вариант литой и сварной, ну а о сварке танковой брони на «ВО» недавно была отличная серия статей!). За два круглых люка на крыше немцы прозвали его «Микки-Маус»

Модель 43 года получила командирскую башенку, хотя в башне по-прежнему находилось два человека. Но зато хотя бы на марше командир машины теперь мог иметь круговой обзор


Уже в самом начале войны выяснилось, что броня Т-34 все-таки тонковата и неплохо бы ее толщину увеличить. В соответствующие органы хлынул прямо-таки поток писем с предложениями, как это лучше сделать. Работу над дополнительным бронированием начали и на заводах. Было замечено, что броня, что находится на некотором расстоянии от основной брони, защищает лучше. Вот один из таких проектов танка с разнесенной броней


Немцы, которые захватили немало танков Т-34, тоже их использовали и тоже усиливали их бронирование путем экранирования



Однако в итоге победила более простая схема дополнительного бронирования танка посредством наваривания на лобовую бронировку корпуса дополнительных плит брони. Известно, что толщина брони на лобовой проекции составляла 45 мм. Таким образом, наварив лист толщиной всего 10 мм, мы получаем суммарную толщину 55 мм, а если 15, то в итоге будут все 60 (бронирование опытного танка Т-46-5). Ну а 20-мм плита и вовсе в сумме давала 75 мм, то есть бронирование Т-34 по этому показателю соотносилось с бронированием танка КВ. Не всегда, однако, заводы имели броневые листы нужной толщины и тогда изобреталась броня «сэндвич»: 10 + 5 + 5 + 45 – вот и набралось 75 мм. Ставились даже листы брони толщиной 35 мм, то есть такой танк получал 80-мм лобовую броню! Правда, такое бронирование увеличивало вес, давление на передние катки и пружины подвески, но, тем не менее, с этим мирились. Да и срок жизни наших танков на поле боя был настолько мал, что подвеска не успевала износиться!


А вот на этом рисунке мы видим четыре проекции Т-34 не совсем обычного вида. Вроде бы танк образца 1941 года, но какой-то не такой. А это, так сказать, танк марки «IF» («Если бы…»), представляющий фантазию автора на тему улучшения исходного образца. Многие танкисты жаловались, что люк на переднем броневом листе — неудачное решение. Нередко танк поражался снарядами именно через люк, особенно крупного калибра. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло быть использование цельного броневого листа без выреза под люк, а только с двумя узкими щелями (традиция тех лет!) для наблюдения и с тремя перископами на крыше корпуса. А вот люки вполне можно было бы разместить по бортам корпуса, как это сделали англичане на многих своих танках, в частности, на танке «Валентайн».


А вот танк Т-34ИФ с измененным наклоном лобовой брони и увеличенной шириной корпуса с обратным наклоном бортовых листов брони корпуса, прикрытых еще одним слоем более тонкой брони с люками для инвентаря в районе надгусеничных полок. Такая схема позволила бы переместить башню немного назад и разместить люки, водителя и стрелка-радиста на крыше корпуса слева и справа. Что, в принципе, и было затем сделано на танке Т-44, хотя листы бортовой брони у него наклона не имели


На этом рисунке ширина корпуса танка оставлена прежней, но изменен наклон передней бронеплиты корпуса. Соответственно, это позволило бы разметить оба люка на крыше корпуса, то есть каждого члена экипажа обеспечить собственным люком. Поскольку наклон брони при этом бы уменьшился, компенсировать этот недостаток можно было бы увеличением толщины броневого листа до 52 мм. Именно такой наклон лобовой брони был и на американских танках «Шерман» (51 / 56°). То есть американцы посчитали такую броню для своего среднего танка вполне достаточной. Ничуть не хуже она защищала бы и наш танк, зато удобство работы водителя и стрелка на нем при этом возросло бы весьма заметным образом.

Тут надо учитывать, что анализ повреждений лобовой брони показал, что ее наклон приводит к рикошету снарядов только лишь в случае, если калибр снаряда не больше толщины брони, то есть для германских орудий это калибры 37 и 50 мм максимум. А вот с увеличением калибра вероятность рикошета снаряда от наклонного листа снижается очень быстро. Для снарядов калибра 88 мм наклонная броня корпуса Т-34 уже не оказывала практически никакого влияния на ее бронестойкость. С другой стороны, лист брони, расположенный к вертикали под углом 60°, практически равен листу брони удвоенной толщины: 1/cos(60°)=2, что дает возможность рациональным образом закрыть броней внутренний объем и уменьшить общий вес брони на танке. То есть чем меньше наклонена броня, тем, в принципе, лучше, но наклон в 52° при толщине 52 мм может считаться едва ли не оптимальным. И к тому же люки сверху!


Известно, что в годы войны выпускались две модификации танка Т-34/85: с 85-мм пушкой Д-5Т (ранняя версия) и такой же по калибру пушкой ЗИС-С-53, которая считалась более удобной в использовании и технологичной в производстве. Но так как Д-5Т была готова раньше, на танки начали сначала ставить именно ее.


Применение немцами в конце войны кумулятивных боеприпасов вновь привело к необходимости оснащения танков разнесенной броней. Вот один из проектов такого дополнительного бронирования. Но, как всегда, проекты были в одном месте, а танки — в другом, так что нашим танкистам пришлось «бронировать» свои танки кроватными сетками и решетками от садовых оград. Есть фото, на которых такие танки можно увидеть, но в нашем паноптикуме их рисунки, к сожалению, отсутствуют.

P. S. Администрация сайта и автор выражают искреннюю признательность А. Шепсу, автору иллюстраций «Паноптикума», а также М. Шмитову за рисунки БТТ.

Читайте также: