Тепловое расширение стального кольца

Обновлено: 22.04.2024

Тепловые деформации в деталях

В узлах, состоящих из деталей, имеющих различную рабочую температуру или изготовленных из материалов с разными коэффициентами линейного расширения, тепловые деформации могут существенно влиять на взаимное расположение деталей.

Осевые зазоры. При нагреве в соединениях возникают термические зазоры или натяги , которые необходимо учитывать при назначении сборочных (холодных) зазоров.

Примером может служить конструкция фиксирующего подшипника скольжения (рис. 250, а).

Пусть вал изготовлен из стали с коэффициентом линейного расширения α1, а корпус подшипника — из сплава с α2. Рабочие температуры соответственно равны t1 и t2.

Термические торцовые зазоры

Торцовый холодный зазор Δ = Lв + Lп, где Lв и Lп — соответственно длины шейки вала и подшипника.

При нагреве до рабочей температуры t1 длина шейки вала

Temper deform 2

Temper deform 3

где t0 — температура сборки.

Торцовый зазор в рабочем состоянии

Торцовый зазор в рабочем состоянии

Так как отношение Lп/Lв весьма близко к единице, то можно принять Δ' = Δ + Δt, где Δt — термическое изменение зазора:

Temper deform 5

В зависимости от соотношения величин α1, α2 и t1, t2 первоначальный зазор может увеличиться или уменьшиться. Опасен последний случай, так как вал может оказаться защемленным по торцам.

Пусть корпус подшипника изготовлен из алюминиевого сплава с α2 = 13·10 –6 1/°С, а вал из стали с α1 = 11·10 –6 1/°С; рабочая температура корпуса 100°С, а вала 50°С, длина шейки вала 100 мм, температура сборки 20°С и первоначальный холодный зазор 0,05 мм. Термическое изменение зазора по уравнению (115) Δt = 100[11·10 –6 (50–20)–23·10 –6 (100–20)] = 100(–0,0015) = –0,15 мм. Горячий зазор Δ' = Δ + Δt = 0,05–0,15 = –0,1 мм.

Таким образом, в соединении возникает натяг 0,1 мм; вал будет защемлен в подшипнике. Если в рабочем состоянии должен быть обеспечен минимальный зазор, допустим 0,05 мм, то первоначальный холодный зазор должен быть равен 0,05 + 0,15 = 0,2 мм.

Выбор правильных торцовых зазоров имеет особое значение для многоопорных валов с подшипниками, находящимися на большом расстоянии один от другого (рис. 250, б).

Пусть передний подшипник А является фиксирующим. При нагреве картер удлиняется в направлении, указанном стрелкой. Но избежание защемления нала необходимо между щеками вала и торцами соответствующих подшипников предусмотреть зазоры Δ1, Δ2 и Δ3, пропорциональные расстояниям L1, L2 и L3 этих подшипников от базы. Сохраняя численные значения α1, α2, t0, t1, и t2 предыдущего примера и полагая L1 = 300, L2 = 500 и L3 = 700 мм, получаем следующее термическое изменение зазоров:

Temper deform 6

При назначении конструктивных зазоров к этим значениям следует прибавить первоначальные холодные зазоры, которые устанавливают с помощью размерного анализа по допускам на изготовление.

Расположение фиксирующих баз. Фиксирующие базы следует выбирать с таким расчетом, чтобы при всех возможных температурных изменениях размеров системы точность расположения деталей не нарушалась или нарушалась бы в наименьшей мере.

Фиксация вала конической передачи

В узле конической передачи, установленной в корпусе из легкого сплава (рис. 251, а), фиксирующий подшипник 1 расположен на значительном расстоянии L от центра зацепления зубчатых колес. Удлинение корпуса при нагреве вызывает смещение малого колеса передачи в направлении, указанном стрелкой. Большое колесо перемещается в том же направлении, но на меньшую величину (вследствие меньшего значения коэффициента линейного расширения стального вала). В результате зазор в зацеплении уменьшается. При известных соотношениях зубчатые колеса могут начать работать враспор.

В правильной конструкции (рис. 251, б) фиксирующим является задний подшипник 2, расположенный на сравнительно малом расстоянии l от центра зацепления. Смещения колес относительно друг друга при нагреве здесь гораздо меньше; кроме того, зазор в зацеплении с нагревом увеличивается, а не уменьшается, как в предыдущем случае.

Обеспечение свободы температурным перемещениям. Следует избегать осевой фиксации деталей в двух точках. При наличии температурных деформаций в случае такой фиксации могут появиться термические напряжения, вызванные торможением смежности.

Примером ошибочной установки является фиксация вала в двух подшипниках качения одновременно (рис. 252, а). Если корпус подшипников выполнен из материала с иным коэффициентом линейного расширения, чем вал, а также если вал и корпус имеют различные рабочие температуры, то в узле возникает зазор или натяг. Последний может привести к защемлению подшипников. Неизбежные погрешности выполнения осевых размеров соединения. в свою очередь, могут вызвать появление зазоров или натягов.

Фиксация подшипников качения

Вал следует фиксировать в одном подшипнике (рис. 252, б). Второй подшипник должен быть плавающим , т. е. иметь свободу перемещения в осевом направлении.

Другой пример представлен на рис. 253, а (гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, непосредственно охлаждаемая водой). Фиксация гильзы в двух точках — верхним буртиком и уплотняющим буртиком ошибочна. При нагреве гильзы возникают термические силы, сжимающие гильзу и растягивающие рубашку. В правильной конструкции (б) гильза зафиксирована только верхним буртиком. Уплотнение выполнено скользящим; гильза имеет возможность свободно перемещаться относительно рубашки.

Установка гильзы двигателя

Следует обеспечивать свободу перемещения крепежных лап машины и агрегатов, нагревающихся при работе. Одну из лап (или ряд лап, расположенных в линию) закрепляют жестко; остальным придают свободу перемещения.

Типовая конструкция лапы крепления корпуса турбины к фундаменту

На рис. 254 приведена типовая конструкция лапы крепления корпуса турбины к фундаменту (направление термического расширения корпуса показано стрелкой). Лапу крепят фундаментным болтом, пропущенным через продолговатое отверстие. Между шайбой болта и торцом лапы оставляют зазор е = 0,05—0,1 мм.

В соединениях трубопроводов, несущих горячие жидкости или газы, необходимо предусматривать компенсаторы тепловых расширений, предотвращающие возникновение термических сил и деформацию трубопроводов.

Компенсаторы типа «лира» (рис. 255, 1—3) имеют большие размеры. Более компактны линзовые (4—9) и особенно сильфонные компенсаторы (10—15).

Компенсаторы термического расширения

Изменение расположения деталей при нагреве. При проектировании соединений, работающих при повышенных температурах, обязателен тепловой расчет, имеющий целью определить изменение размеров и относительного расположения деталей при нагреве.

Положение клапана в седле

В качестве примера рассмотрим посадку в седле выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания (рис. 256, а). При нагреве диаметр головки клапана возрастает на величину

Temper deform 13

а диаметр седла клапана на

Temper deform 14

где d0 — диаметр головки клапана; αk и αс — соответственно коэффициенты линейного расширения материалов клапана и седла; tk и tс — соответственно рабочие температуры головки клапана и седла; t0 — температура сборки.

Так как рабочая температура головки клапана значительно выше температуры седла, то клапан при нагреве выдвигается из седла (рис. 256, б) на величину

Temper deform 15

где α — центральный угол фаски.

Приняв α = 90°, получаем с учетом формул (116) и (117)

Temper deform 16

В высоконагруженных двигателях выпускные клапаны и седла делают из хромоникелевых сталей аустенитного класса, коэффициент линейного расширения которых при 600—800°С равен α = (18—20)10 –6 1/°С. Принимая рабочую температуру головки tk = 700°С, седла tс = 300°С, температуру сборки t0 = 20°С и полагая d0 = 60 мм, получаем m = 0,5·60·20·10 –6 (680–280) = 0,24 мм.

Для обеспечения правильной посадки клапана в седло необходимо увеличить ширину фаски. уменьшив малый диаметр d головки на величину 2m ≈ 0,5 мм (рис. 256, в).

Рассмотрим влияние тепловых деформаций на геометрию узла привода клапана. В простейшей схеме (рис. 257) клапан приводится в действие кулачковым валиком, установленным на головке двигателя (верхнее распределение) и воздействующим непосредственно на тарелку клапана.

Привод клапана

Зазор между тыльной поверхностью кулачка и тарелкой клапана в холодном состоянии

Temper deform 18

В горячем состоянии

Temper deform 19

где αг, αв и αк — коэффициенты линейного расширения материалов соответственно головки двигателя, кулачкового валика и клапана; tг, tв и tк — соответственные средние температуры; m — перемещение клапана в седле в результате расширения головки клапана [см. формулу (118)].

Пусть αг = 11·10 –6 (чугун); αв = 11·10 –6 (конструкционная сталь); αк = 20·10 –6 1/°С; tг = 100°С, tв = 50°С,tк = 450°С; Н = 150 мм; R = 20 мм; l = 130 мм и m = 0,24 мм.

Изменение зазора согласно уравнениям (119) и (120)

Temper deform 20

Во избежание нарушения фаз газораспределения в пусковой период холодный зазор в рассматриваемом случае нужно сделать равным е" = 0,7 + е0, где е0 — гарантированный зазор.

В других конструкциях клапанного привода, например, при нижнем клапанном распределении или при передаче клапану движения через толкатели, тяги, рычаги или коромысла, изменении зазора могут быть еще больше. Их можно определить с помощью аналогичной методики.

В новейших конструкциях вводят автоматические компенсирующие устройства, позволяющие поддерживать зазор в клапанном распределении приблизительно постоянным независимо от теплового состояния двигателя.

Корректировка формы деталей. В случаях, когда неравномерный нагрев искажает форму деталей, исходную форму корректируют с таким расчетом, чтобы при нагреве деталь принимала необходимую по условиям работы конфигурацию.

В поршнях двигателей внутреннего сгорания температура максимальна у днища (рис. 258, а) и падает по направлению к юбке вследствие отвода теплоты поршневыми кольцами в стенки цилиндра и охлаждающего действия масла, забрасываемого из картера на внутренние стенки поршня. При нагреве поршень принимает приблизительно коническую форму. Во избежание заедания верхнего пояса в цилиндре поршню заранее придают обратную коническую, суживающуюся к днищу форму (рис. 258, б).

Корректировка формы поршня

Зазор между поршнем и стенками цилиндра, а также степень необходимого сужения верхнего пояса поршня можно определить из следующих соотношений.

Диаметральный зазор между поршнем и стенками цилиндра в холодном состоянии Δхол = D–d, где D и d — номинальные диаметры соответственно цилиндра и поршня. Зазор в рабочем состоянии

Temper deform 22

где αп и αц — коэффициенты линейного расширения материалов соответственно поршня и цилиндра; tп и tц — средние температуры соответственно поршня и цилиндра.

Пусть диаметр цилиндра D = 100 мм, αп = 23·10 –6 1/°С (алюминиевый сплав), температура стенок цилиндра tц = 80°С (двигатель водяного охлаждения), температура верхнего пояса поршня 300°С, нижнего 150°С.

Для того чтобы поршень при нагреве приобрел цилиндрическую форму, необходимо, чтобы в холодном состоянии диаметр верхнего пояса был меньше диаметра нижнего пояса на величину

Temper deform 23

Изменение диаметрального зазора между цилиндром и нижним поясом поршня при нагреве согласно формуле (121) Δхол – Δгор = 100[23·10 –6 (150–20) – 11·10 –6 (80–10)] = 0,23 мм.

Пусть минимальный зазор между цилиндром и поршнем в горячем состоянии должен быть равен Δгор = 0,4мм. Тогда согласно предыдущему уравнению холодный зазор в нижнем поясе Δхол = Δгор + 0,23 = 0,4 + 0,23 = 0,63 мм, а в верхнем поясе Δхол = 0,63 + Δd = 0,63 + 0,345 ≈ 1 мм.

Определим теперь конструктивный зазор δ между тыльной поверхностью поршневых колец и внутренней стенкой поршневых канавок (рис. 258, в).

При нагреве поршня до рабочей температуры диаметр d0 внутренней поверхности поршневой канавки возрастает на величину

а диаметр цилиндра на величину

Если пренебречь изменением ширины кольца при нагреве, то изменение диаметрального зазора между тыльной поверхностью кольца и внутренней поверхностью канавки в верхнем поясе поршня

Temper deform 26

Принимая d0/D = 0,85 и подставляя численные значения, получаем Δδ = 100[0,85·23·10 –6 (300–20)–11·10 –6 (80–20)] = 0,48 мм

Пусть зазор, необходимый для нормального функционирования кольца в рабочем состоянии, равен 1 мм. Тогда конструктивный холодный зазор должен быть равен 1,48 мм.

Другой пример корректирования формы — придание конусности штокам выпускных клапанов внутреннего сгорания (рис. 259, а). Так как рабочая температура верхнего конца штока ниже температуры у шейки (на участке перехода штока в головку), то диаметр верхнего конца штока должен быть (из условия постоянства зазора по длине направляющей) больше диаметра штока у шейки на величину

где d — номинальный диаметр штока; αк — коэффициент линейного расширения материала клапана; Δt — разность температур шейки и верхнего конца штока.

Корректировка формы клапана и направляющей

Для клапана из аустенитной стали (αк = 20·10 –6 1/°С) при диаметре штока d = 12 мм и Δt = 200°С δ = 12·20·10 –6 ·200 ≈ 0,05 мм.

Корректировку можно также осуществить, сделав отверстие направляющей клапана конически расширяющимся по направлению к головке клапана (рис. 259, б).

Онлайн расчет температурного линейного расширения материалов, металлов, камней, пластиков

Если данный калькулятор был для Вас полезным, пожалуйста нажмите на одну или несколько социальных кнопочек. Благодарим за Ваш большой вклад в поддержку нашего проекта. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности и дальнейшего процветания Вашего бизнеса. Огромное спасибо.

Больше интересного

В этой статье мы расскажем о термостойких красках и облостях их применения.

В этой статье мы расскажем о термостойких красках и облостях их применения.

Кирпич - это искусственный камень, изготавливаемый в виде брусков, сформированный из минеральных материалов (в основном из глины и разных добавок к ней) и приобретающий камнеподобные свойства

Кирпич - это искусственный камень, изготавливаемый в виде брусков, сформированный из минеральных материалов (в основном из глины и разных добавок к ней) и приобретающий камнеподобные свойства

Статья об оформлении стен, какие есть варианты оформления.

Статья об оформлении стен, какие есть варианты оформления.

Расчет температурного линейного расширения

Так же, как и здание после строительства может дать «усадку», некоторые материалы, напротив, со временем увеличиваются или удлиняются. Это явление в физике называется тепловым расширением, потому что возникает оно по мере того, как на твердое тело воздействует высокая температура. Оно становится причиной увеличения площади, поэтому фактор расширения необходимо принимать во внимание при строительстве автомагистралей и зданий.

К примеру, при возведении дома с железобетонными элементами в климатических условиях, близким к тропическим или южным, строители могут не учесть вероятность линейного расширения. Впоследствии увеличенные металлические конструкции могут привести к повреждению других механизмов и преждевременному разрушению всей конструкции.

Подобный пример можно привести и при строительстве железнодорожных рельс. Нагреваясь под прямыми лучами солнечного света, молекулы металла расширяются и удлиняются. В холодное время года рельсы напротив, укорачиваются. Хотя это сложно заметить невооруженным взглядом, с целью безопасности нужно учитывать это при строительстве с применением не только металла, но и камня, даже пластика.

Как определить температурное линейное расширение

Чтобы избежать негативных последствий расширения материалов, используются специальные термометры. Они чувствительны к малейшим изменениям температуры. Но лучше предусмотреть возможные изменения и перестраховаться еще на стадии планирования производства. Для этого разработан онлайн-калькулятор, который моментально демонстрирует:

  • коэффициент линейного теплового расширения;
  • удлинение по осям Х, Y и Z;
  • величину, на которую удлиняется материал при заданной температуре.

Все, что нужно сделать для этого – выбрать из выпадающего списка нужный материал, выбрать его параметры: толщину, дину и ширину. Если нужно конкретно узнать его состояние при той или иной температуре, можете выбрать и эту функцию на сайте. Отметим, расчеты проводятся относительно начальной температуры материала 0°C. Ответы выдаются на анализе коэффициентов линейного теплового расширения, и расчетам, которые уже проведены и запрограммированы на сайте. Система реагирует на изменения и самостоятельно выполняет подсчет.

Какие материалы чаще всего подвергаются расширению

Прежде всего, это – металлы: алюминий, купрум, медь. Среди камней можно отметить гранит базальт, кварцит и даже кирпич. Аналогично на высокие температуры реагируют дерево, сложные штукатурки и стекло. Из вышеперечисленных материалов наименьший коэффициент теплового расширения имеют:

  • клинкерный и стеновой кирпич;
  • дерево;
  • штукатурка;
  • базальт;
  • стеновой кирпич.

Для сравнения, наибольший показатель – у алюминия, стали и меди. К примеру, КТЛР алюминия составляет 24•10-6 1/град, что в 2 раза больше, чем у стали. Поэтому монтаж трубопровода невозможен без предварительных расчетов, особенно если планируется использовать алюминиевые трубы для горячего водоснабжения или отопления. Изменение длины трубопровода при перепадах температуры определяется по формуле

  • а – КТЛР материала, из которого изготовлена труба или другое изделие;
  • tmax – наибольшая температура, которой достигает теплоноситель;
  • tс - температура окружающей среды на момент установки конструкции;
  • l - длина трубопровода.

Также есть специально составленные таблицы значений среднего температурного коэффициента линейного расширения различных материалов. Но прибегать к ним и сложным расчетам не обязательно, если под рукой есть интернет и безошибочное решение можно получить с помощью калькулятора за считанные минуты.

Тепловое расширение стального кольца


Неправильно полагать, что при нагревании внутренний диаметр кольца уменьшится, потому, что при нагревании тел, отверстия в них не уменьшаются, а увеличиваются. Это станет понятно из следующего рассуждения. Если бы не было внутреннего отверстия, то заполняющее его вещество при нагревании тела расширилось бы точно в такой же мере, как и окружающий металл: иначе в детали образовались бы либо складки, либо зазор; между тем известно, что при тепловом расширении однородного тела никаких складок и щелей в нем не возникает. Отсюда ясно, что кольцо расширяется так, словно внутреннее отверстие заполнено металлом: иначе говоря, при нагревании дыра увеличивается, как равный ей участок металлического круга. Поэтому вместимость сосудов, просветы труб, всякого рода полости в деталях при нагревании увеличиваются (а при охлаждении уменьшаются). Коэффициент этого расширения такой же, как и у окружающего вещества.

Диаметр отверстия при нагревании увеличивается. Это находит применение в технике. Например, в двигателях автомобилей ВАЗ-1111, «Таврия» ЗАЗ-1102 и др. каждый поршень соединяют с верхней головкой своего шатуна шарнирно, с помощью поршневого пальца (стальной трубки), который вставляется в соответствующие отверстия поршня и шатуна. При этом палец фиксируют в верхней головке шатуна путём горячей посадки, нагревая верхнюю часть шатуна. При остывании диаметр отверстия в головке уменьшается, и палец оказывается плотно зажатым, что исключает его продольные перемещения и образование задиров на стенках цилиндров, когда поршни совершают возвратно-поступательное движение [1, 2]. Аналогично крепится предварительно нагретое зажимное кольцо на полуосях, связывающих дифференциал с ведущими колёсами, например, на автомобилях «Волга» и «Жигули». (Дифференциал – устройство, позволяющее ведущим колёсам автомобиля вращаться с разной частотой, например, на повороте, когда внутреннее колесо, ближнее к центру поворота, идёт по окружности меньшего радиуса, чем внешнее.) Наружный конец полуоси (с колесом автомобиля) установлен на шариковом подшипнике, наружное кольцо которого плотно зажато. Полуось вращается вместе с внутренним кольцом подшипника. Чтобы полуось не вышла из подшипника из-за продольных смещений, её удерживают зажимным кольцом [1]. Это кольцо, будучи надетым на полуось, вращается вместе с ней. Оно закрыто кожухом полуоси и через пружинное кольцо упирается в закреплённый подшипник, что не даёт возможности полуоси с колесом отдаляться от продольной оси автомобиля. Примеры можно было бы продолжить.

Рассмотрим теперь вопрос с точки зрения физики. Представим, что отверстие образовано восемью атомами или молекулами (дальше мы будем говорить о частицах). Частицы твёрдого тела главным образом колеблются около своих положений равновесия и перескакивают на другие места достаточно редко – время их «оседлой» жизни составляет даже вблизи точки плавления 0,1–0,001 с, а при более низких температурах – уже часы и сутки (вспомним и о скорости диффузии в твёрдых телах) [3]. Таким образом, количество частиц, обрамляющих отверстие, будет оставаться неизменным до тех пор, пока не начнётся переход в жидкую фазу. При повышении температуры размах колебаний каждой частицы увеличится, она станет занимать больше места в пространстве, следовательно, диаметр отверстия увеличится. Сближаться частицы не могут, т.к. при этом они начнут «перекрываться».

Чтобы привести научные объяснения, придётся вспомнить график зависимости силы взаимодействия F частиц от расстояния r между этими частицами [4, 5]. Он получается в результате сложения ординат соответствующих точек верхней кривой II, описывающей силу отталкивания, и нижней I, описывающей силу притяжения. Результирующая кривая III имеет достаточно сложную форму, т.к. сила отталкивания обратно пропорциональна тринадцатой степени расстояния, а сила притяжения – седьмой. Сходным образом выглядит кривая IV, показывающая зависимость от расстояния потенциальной энергии Ep. В положении равновесия r0 кривая III проходит через нуль (результирующая приложенных сил равна нулю), а кривая IV – через минимум (потенциальная яма). Это положение устойчивого равновесия, и при уменьшении расстояния между частицами будет производиться работа против сил отталкивания, что приведёт к уменьшению кинетической энергии частицы до нуля, так что «удара» одной частицы о другую, подобно удару бильярдных шаров, не произойдёт [6]. В целом же тепловое движение частиц рассматривается как их колебания возле центров, находящих друг от друга на равновесном расстоянии, которое различно для разных веществ. Свободный объём в жидкостях составляет примерно 29% всего объёма, а в твёрдых телах до 26% [3, с. 18]. «Молекулы (атомы) твёрдых тел расположены так плотно, что их электронные оболочки соприкасаются, а иногда перекрывают друг друга». Так что, видимо, правильнее говорить о положении не самих молекул, а их центров. Посмотрим ещё раз на кривую IV. Глубина потенциальной ямы определяет энергию связи молекул. Обратим внимание, что кривая не симметрична относительно своего минимума. «По этой причине только очень малые колебания частиц около положения равновесия будут иметь гармонический характер. С ростом амплитуды колебаний (что происходит при повышении температуры) всё сильнее будет проявляться ангармоничность (т.е. отклонение колебаний от гармонических). Это приводит к возрастанию средних расстояний между частицами и, следовательно, к увеличению объёма» [7]. «При более низкой температуре молекула совершает колебания около точки А в пределах отрезка А1А2. Среднее расстояние между взаимодействующими молекулами (вторую молекулу мы мысленно поместили в начало координат) есть r0. При повышении температуры энергия колебаний повышается; теперь молекула колеблется в пределах отрезка В1В2. Положению равновесия соответствует середина отрезка В1В2, т.е. точка В» [6]. Таким образом, хотя амплитуды колебаний невелики, благодаря ангармонизму отдельные колебания не независимы, а связаны друг с другом [8]. Поэтому r0 (расстояние, на котором сумма сил притяжения и отталкивания двух молекул равна нулю) при повышении температуры начинает увеличиваться. Учёт теплопроводности и теплового расширения твёрдых тел для двигателя внутреннего сгорания автомобиля С тепловым расширением в технике приходится всё время считаться. Если взять упомянутые поршни в автомобильных двигателях, то уже здесь будет сразу несколько вариантов. Так, например, головка поршня (его верхняя часть) имеет несколько меньший диаметр, чем юбка (нижняя часть), т.к. головка непосредственно контактирует с нагретыми газами. Она сильнее нагревается и больше расширяется. При этом инженерам надо соблюдать два взаимоисключающих требования. С одной стороны, необходимо обеспечить хорошее уплотнение поршня с цилиндром, а с другой, избежать заклинивания поршня при нагревании. С этой целью по окружности головки делают канавки, в которые ставят специальные кольца: компрессионные и маслосъёмное. Компрессионные кольца имеют разрезы, называемые замками, которые позволяют уплотнять зазор без заклинивания поршня. Заеданию препятствует и специальная форма юбки поршня – в виде эллипса, большая ось которого перпендикулярна оси поршневого пальца и лежит в плоскости действия боковых сил. В результате устраняется и стук при холодном двигателе, и заедание юбки при нагреве: эллипс становится окружностью, и поршень продолжает свободно перемещаться внутри цилиндра. Предотвратить заклинивание можно также, сделав в юбке компенсационные разрезы: косые, Т-образные, П-образные, благодаря которым расширение металла при нагревании не приводит к увеличению диаметра поршня. Уменьшить нагревание верхнего поршневого компрессионного кольца можно за счёт канавки, проточенной в поршне, или огневого пояска, препятствующего поступлению дополнительного количества теплоты от верхней части головки поршня, разогретой находящимися в цилиндре горячими газами. Для лучшего отвода тепла от поршней и цилиндров как сами поршни, так и головка цилиндров изготавливаются из алюминиевого сплава, обладающего хорошей теплопроводностью. Есть двигатели, где весь блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. Кроме того, предусмотрена специальная система охлаждения (воздушная или жидкостная). Например, так называемая рубашка охлаждения жидкостной системы обеспечивает отвод тепла и от цилиндров, и от камер сгорания.

Тепловые деформации деталей

Читайте также: