Тоня туманова как закалялась сталь

Обновлено: 25.04.2024

Артем Корчагин – старший брат Павла, крепкий, решительный парень, работник депо.

Сергей Брузжак – друг детства Павла.

Тоня Туманова – дочь лесничего, красивая, образованная девушка, первая любовь Павла.

Жухрай – матрос, коммунист, которого Павел спас от смерти.

Виктор Лещинский – сын богатого адвоката, подлый человек, давний враг Павла.

Рита Устинович – партрук, в которую был влюблен Павел.

Тая Кюцам – жена Павла, ставшая ему верным идейным товарищем.

Пропагандистская работа

Павка, убивая сам и став свидетелем многочисленных смертей, научился ценить каждый прожитый день. Главный герой принимал как ответственные директивы собственного бытия уставные распоряжения и партийные приказы. В качестве пропагандиста он участвует в разгроме оппозиции рабочих, называя поведение родного брата «мелкобуржуазным». Он также участвует в словесных атаках на троцкистов, которые осмелились выступить против правящей партии. Его не хотят слушать, а ведь Ленин говорил, что следует сделать ставку на молодежь.

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1

Кухаркиного сына Павку Корчагина выгнали из школы за то, что «насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры». Мать пристроила двенадцатилетнего сына на работу в посудомойню станционного буфета. Павка быстро понял, что «тут – не дома, где можно мать не послушать». Домой вернулся старший брат Артем, который собрался служить в депо. Павка поработал в посудомойне два года, удивляя всех неиссякаемой трудоспособностью. Затем Артем устроил брата подручным кочегара.

Глава 2

В маленький городок Шепетовка ворвалась неслыханная весть: «Царя скинули!». В разговорах все чаще стали появляться новые слова – «свобода, равенство, братство». Однако для трех лучших друзей «Павки, Климки и Сережки Брузжака ничего не изменилось». Узнав, что «где-то раздают» оружие, Павке удалось принести домой настоящую винтовку.

Вскоре власть в городе перешла к немцам, которые объявили военное положение и приказали сдать все оружие. Тех, кто не выполнял приказ, сразу расстреливали. Артем уничтожил винтовку и попросил Павку ничего не приносить в дом: «Времена теперь собачьи, понимаешь?».

Глава 3

Начали бастовать железнодорожники, стало развиваться партизанское движение. Корчагина, Политовского и Брузжака под страхом расстрела заставили вести эшелон с немцами. Отъехав от станции на приличное расстояние, они лишили паровоз управления а сами скрылись в темноте.

Павка был влюблен в Тоню – дочь главного лесничего. Однако парень, «выросший в нищете и голоде», чувствовал себя робко возле красивой, нарядной, хорошо образованной девушки. Чтобы насобирать деньги на новую одежду и поход в парикмахерскую, Павка устроился на подработку в лесопилку.

Глава 4

В небольшом украинском городке, где жили Корчагины, начались многочисленные погромы. Ликовали мародеры, «почти всюду шел мордобой». Эти страшные дни и ночи, изуродовавшие немало человеческих судеб, надолго остались в памяти местных жителей.

Глава 5

В доме Корчагиных нашел убежище матрос Жухрай – друг Артема, с которым петлюровцы хотели свести «счеты за последнюю бузу на станции». От него Павел узнал, что единственная партия, «борющаяся против всех богатых, – это партия большевиков». Матрос принялся убеждать парня присоединиться к большевистскому движению.

Жухрай все же попался в руки петлюровцам, но крепкому и сильному Павлу удалось освободить своего нового друга. Но по навету Виктора Лещинского – сына богатого адвоката и давнего врага Павла – петлюровцы схватили юношу.

Глава 6

Лиза Сухарько, будучи близкой подругой Тони, рассказала об аресте юного Корчагина. Лишь чудом Павлу удалось оказаться на свободе, и он решил укрыться в усадьбе лесничего. Тоня уговорила мать спрятать у них беглеца. От нее Павел узнал, что Артема под конвоем мобилизовали, как и всех железнодорожников. Корчагин признался в любви девушке, а ранним утром отправился в Казатин.

Глава 7

«Целую неделю городок» содрогался от ружейной перестрелки, в ходе которой красноармейцам удалось вытеснить петлюровцев. Не обращая внимания на мольбы и угрозы матери, Сережа Брузжак присоединился к рядам Красной Армии. Он вступил в комсомол и был назначен секретарем комитета Коммунистического союза молодежи Украины.

Артем получил письмо от Павла, в котором тот сообщал о своем ранении. Он стал красноармейцем «кавалерийской бригады имени товарища Котовского», и обещал навестить близких после лазарета.

Глава 8

За год службы в Красной Армии Павел заметно возмужал, закалившись «в страданиях и невзгодах». Помимо ранения, ему довелось долго мучиться «в липком, жарком тифу». Во время последнего сражения Павлу «громом ударило в уши, прижгло каленым железом голову», и он упал, потеряв сознание.

Глава 9

В военном госпитале Корчагин пролежал в беспамятстве тринадцать дней, но «молодое тело не захотело умереть, и силы медленно приливали к нему». Юный красноармеец получил тяжелую травму черепа, отчего была «парализована вся правая сторона головы». В госпитале его часто навещала Тоня Туманова.

Кода Павел как следует окреп, он попытался «втянуть Тоню в общую работу», пригласив на городское собрание комсомола. Однако ребята приняли красивую и нарядную Тоню как чужую. Этот вечер стал «началом развала дружбы».

Все свое время Павел проводил в ЧК, «выполняя разные поручения». Чекистская работа «разрушающе действовала на нервы»: у юноши участились головные боли, он часто терял сознание. Немного отдохнув в родной Шепетовке, Павел отправился в Киев.

Часть вторая

В Киеве Корчагина назначили помощником и телохранителем Риты Устинович. Молодая женщина была представителем губкома на одной из уездных конференций. Павлу с большим трудом удалось выполнить поставленное задание – разместиться с ней в поезде. С трудом протолкнувшись в вагон, он втащил Риту в открытое окно.

Павел понял, что влюбился в Риту, однако он пытался заглушить в себе это чувство, поскольку «любовь приносит много тревог и боли».

Избавиться от ненужных эмоций Павлу помогло его участие в строительстве узкоколейки, которую нужно было проложить «от станции до лесоразработок» за три месяца. Комсомольцам приходилось работать в четыре смены, в тяжелых погодных условиях. Еда была скудной, не хватало одежды и обуви.

Во время сильного заноса рабочие пообещали пропустить пассажирский поезд, только если все без исключения пассажиры помогут в расчистке путей. Так грязный, измученный, одетый в рванье Павел увидел свою первую любовь – Тоню Туманову в сопровождении супруга, занимавшего высокий пост.

Работа на износ привела к тому, что Павел заболел воспалением легких и брюшным тифом. Губком получил ошибочную телеграмму «о гибели Корчагина».

Молодость победила и в этот раз: «тиф не убил Корчагина». Артем женился на бедной, необразованной крестьянке, и теперь «всю свою силу вкладывал в плуг, обновляя захирелое хозяйство». Узнав об этом, Павел расстроился: он планировал втянуть брата «в политическую жизнь».

Окрепнув после болезни, Павел вновь вернулся в Киев, где стал работать «в мастерских помощником электромонтера». Он с головой окунулся в общественную жизнь, записался в библиотеку.

Довелось Павлу в качестве военного комиссара побывать и на границе «Советской Украины и панской Польши». Ему представилась возможность показать свой боевой опыт, когда наметилась «оживленная переброска поляками крупной банды, могущей терроризировать погранрайоны».

Большим потрясением для Павла Корчагина стало известие о смерти Владимира Ильича Ленина – вождя «мирового пролетариата», человека, который «создал и воспитал в непримиримости к врагам большевистскую партию». После этого известия многие беспартийные рабочие стали членами большевистской партии, в том числе и старший брат Павла – Артем.

Спустя три года после знакомства Рита вновь встретилась с Павлом. Ее интересовало, почему он тогда прервал их дружбу, на что Корчагин ответил, что для него «личное ничто в сравнении с общим». Женщина сообщила, что она замужем и у нее есть «крошечная дочурка».

Однажды Корчагин не смог сдержаться и ударил бывшего партизана Файло дубовым табуретом по голове за нанесенное ему оскорбление. Дело решили не раздувать и, ссылаясь на «тяжелое поражение нервной системы», отправили Павла в санаторий.

Вернувшись из санатория, Корчагин стал жертвой автомобильной катастрофы, и ему оперировали раздробленное колено. После выписки из лазарета Павел отправился на отдых в Евпаторию. Спустя месяц «Корчагин почувствовал себя худо», и врачи запретили ему ходить. Он узнал, что отпуск его продлен, и о выходе на работу не может быть и речи. Мать предложила Павлу погостить у ее давней подруги Альбины Кюцам.

Павел вышел на работу, но вскоре понял, что состояние здоровья не позволит ему продолжить трудовую деятельность. В двадцать четыре года Павел «проводил дни в кровати», страдая от сильных болей в измученном теле.

Павел вернулся в семейство Кюцам и сделал предложение Тае – девятнадцатилетней девушке, страдавшей от деспотизма отца. Они жили очень дружно, но вскоре Павла разбил паралич, и ему стала повиноваться только правая рука. Затем Корчагина настигла слепота, он стал вести молодежный кружок на дому.

Корчагин смирился с тем фактом, «что возвратить зрение невозможно». Вместе с женой он переехал в Москву, где Тая «перешла в члены партии». Павел «задумал написать повесть, посвященную героической дивизии Котовского». Повесть Корчагина была «горячо одобрена», «и он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни».




Короткий пересказ «Как закалялась сталь»

Краткое содержание «Как закалялась сталь» Островский:

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному».

Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю.

Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы.

Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб, но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается.

Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим…

Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину.

«Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание».

Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки.

Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства.

В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах — подруг по партии.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия.

Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив.

Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют.

Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам.

«Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

Как закалялась сталь краткое содержание

Как закалялась сталь краткое содержание - кратко, краткое содержание, краткий пересказ, классика

Как Закалялась Сталь Краткое Содержание (Островский Александр) ⚡️ Читать На Ryfma Роман «Как закалялась сталь» Островского была написан в 1934 году. В частично автобиографической книге описано станов.

Роман «Как закалялась сталь» Островского была написан в 1934 году. В частично автобиографической книге описано становление личности главного героя, которое происходило на фоне гражданской войны и установления Советской власти в разрушенной стране.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Как закалялась сталь» по главам. Пересказ романа будет полезен и для читательского дневника.


Главные герои
Павел Корчагин – сын кухарки, комсомолец, положивший свою жизнь на алтарь Советской власти.

Другие персонажи
Артем Корчагин – старший брат Павла, крепкий, решительный парень, работник депо.
Сергей Брузжак – друг детства Павла.
Тоня Туманова – дочь лесничего, красивая, образованная девушка, первая любовь Павла.
Жухрай – матрос, коммунист, которого Павел спас от смерти.
Виктор Лещинский – сын богатого адвоката, подлый человек, давний враг Павла.
Рита Устинович – партрук, в которую был влюблен Павел.
Тая Кюцам – жена Павла, ставшая ему верным идейным товарищем.

Краткое содержание

Часть первая


Глава 1
Кухаркиного сына Павку Корчагина выгнали из школы за то, что «насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры». Мать пристроила двенадцатилетнего сына на работу в судомойню станционного буфета. Павка быстро понял, что «тут – не дома, где можно мать не послушать». Домой вернулся старший брат Артем, который собрался служить в депо. Павка поработал в судомойне два года, удивляя всех неиссякаемой трудоспособностью. Затем Артем устроил брата подручным кочегара.


Глава 2
В маленький городок Шепетовка ворвалась неслыханная весть – «Царя скинули!». В разговорах все чаще стали появляться новые слова – «свобода, равенство, братство». Однако для тех лучших друзей «Павки, Климки и Сережки Брузжака ничего не изменилось». Узнав, что «где-то раздают» оружие, Павке удалось принести домой настоящую винтовку.
Вскоре власть в городе перешла к немцам, которые объявили военное положение и приказали сдать все оружие. Те, кто не выполнял приказ, сразу расстреливали. Артем уничтожил винтовку и попросил Павла ничего не приносить в дом: «Времена теперь собачьи, понимаешь?».


Глава 3
Начали бастовать железнодорожники, стало развиваться партизанское движение. Корчагина, Политовского и Брузжака под страхом расстрела заставили вести эшелон с немцами. Отъехав от станции на приличное расстояние, он лишили паровоз управления, а сами скрылись в темноте.
Павел был влюблен в Тоню – дочь главного лесничего. Однако парень, «выросший в нищете и голоде», чувствовал себя робко возле красивой, нарядной, хорошо образованной девушки. Чтобы насобирать деньги на новую одежду и поход в парикмахерскую, Павел устроился на подработку в лесопилку.


Глава 4
В небольшом украинском городке, где жили Корчагины, начались многочисленные погромы. Ликовали мародеры, «почти всюду шел мордобой». Эти страшные дни и ночи, изуродовавшие немало человеческих судеб, надолго остались в памяти местных жителей.


Глава 5
В доме Корчагиных нашел убежище матрос Жухрай – друг Артема, с которым петлюровцы хотели свести «счеты за последнюю бузу на станции». От него Павел узнал, что единственная партия, «борющаяся против всех богатых, – это партия большевиков». Матрос принялся уговаривать парня присоединиться к большевистскому движению.
Жухрай все же попался в руки петлюровцам, но крепкому и сильному Павлу удалось освободить своего друга. Но по навету Виктора Лещинского – сына богатого адвоката и давнего врага Павла – петлюровцы схватили юношу.


Глава 6
Лиза Сухарько, будучи близкой подругой Тони, рассказала об аресте юного Корчагина. Лишь чудом Павлу удалось оказаться на свободе, и он решил укрыться в усадьбе лесничего. Тоня уговорила мать спрятать у них беглеца. От нее Павел узнал, что Артема под конвоем мобилизовали, как и всех железнодорожников. Корчагин признался в любви к девушке, а ранним утром отправился в Казатин.


Глава 7
«Целую неделю городок» содрогался от ружейной перестрелки, в ходе которой красноармейцам удалось вытеснить петлюровцев. Не обращая внимания на мольбы и угрозы матери, Сережа Брузжак присоединился рядам Красной Армии. Он вступил в комсомол и был назначен секретарем комитета Коммунистического союза молодежи Украины.
Артем получил письмо от Павла, в котором тот сообщал о своем ранении. Он стал красноармейцем «кавалерийской бригады имени товарища Котовского», и обещал навестить близких после лазарета.


Глава 8
За год службы в Красной Армии Павел заметно возмужал, закалившись «в страданиях и невзгодах». Помимо ранения, ему довелось долго мучиться «в липком, жарком тифу». Во время последнего сражения Павлу «громом ударило в уши, прижгло каленым железом голову», и он упал, потеряв сознание.


Глава 9
В военном госпитале Корчагин пролежал в беспамятстве тринадцать дней, но «молодое тело не захотело умереть, и силы медленно приливали к нему». Юный красноармеец получил тяжелую травму черепа, отчего была «парализована вся правая сторона головы». В госпитале его часто навещала Тоня Туманова.
Кода Павел как следует окреп, он попытался «втянуть Тоню в общую работу», пригласив на городское собрание комсомола. Однако ребята приняли красивую и нарядную Тоню, как чужую. Этот вечер стал «началом развала дружбы».
Все свое время Павел проводил в ЧК, «выполняя разные поручения». Чекистская работа «разрушающе действовала на нервы»: у юноши участились головные боли, он часто терял сознание. Немного отдохнув в родной Шепетовке, Павел отправился в Киев.


Часть вторая


Глава 1
В Киеве Корчагина назначили помощником и телохранителем Риты Устинович. Молодая женщина была представителем губкома на одной из уездных конференций. Павлу с большим трудом удалось выполнить поставленное задание – разместиться с ней в поезде. С трудом протолкнувшись в вагон, он втащил Риту в открытое окно.
Павел понял, что влюбился в Риту, однако он пытался заглушить в себе это чувство, поскольку «любовь приносит много тревог и боли».


Глава 2
Избавиться от ненужных эмоций Павлу помогло его участие в строительстве узкоколейки, которую нужно было проложить «от станции до лесоразработок» за три месяца. Комсомольцам приходилось работать в четыре смены, в тяжелых погодных условиях. Еда была скудной, не хватало одежды и обуви.
Во время сильного заноса рабочие пообещали пропустить пассажирский поезд, только если все без исключения пассажиры помогут в расчистке путей. Так грязный, измученный, одетый в рванье Павел увидел свою первую любовь – Тоню Туманову в сопровождении супруга, занимавшего высокий пост.
Работа на износ привела к тому, что Павел заболел воспалением легких и брюшным тифом. Губком получил ошибочную телеграмму «о гибели Корчагина».


Глава 3
Молодость победила и в этот раз – «тиф не убил Корчагина». Артем женился на бедной, необразованной крестьянке, и теперь «всю свою силу вкладывал в плуг, обновляя захирелое хозяйство». Узнав об этом, Павел расстроился – он планировал втянуть брата «в политическую жизнь».
Окрепнув после болезни, Павел вновь вернулся в Киев, где стал работать «в мастерских помощником электромонтера». Он с головой окунулся в общественную жизнь, записался в библиотеку.


Глава 4
Довелось Павлу в качестве военного комиссара побывать и на границе «Советской Украины и панской Польши». Ему представилась возможность показать свой боевой опыт, когда наметилась «оживленная переброска поляками крупной банды, могущей терроризировать погранрайоны».


Глава 5
Большим потрясением для Павла Корчагина стало известие о смерти Владимира Ильича Ленина – вождя «мирового пролетариата», человека, который «создал и воспитал в непримиримости к врагам большевистскую партию». После этого известия многие беспартийные рабочие стали членами большевистской партии, в том числе и старший брат Павла – Артем.


Глава 6
Спустя три года после знакомства Рита вновь встретилась с Павлом. Ее интересовало, почему он тогда прервал их дружбу, на что Корчагин ответил, что для него «личное ничто в сравнении с общим». Женщина сообщила, что она замужем и у нее есть «крошечная дочурка».
Однажды Корчагин не смог сдержаться, и ударил бывшего партизана Файло дубовым табуретом по голове за нанесенное ему оскорбление. Дело решили не раздувать, и, ссылаясь на «тяжелое поражение нервной системы», отправили Павла в санаторий.


Глава 7
Вернувшись из санатория, Корчагин стал жертвой автомобильной катастрофы, и ему оперировали раздробленное колено. После выписки из лазарета Павел отправился на отдых в Евпаторию. Спустя месяц «Корчагин почувствовал себя худо», и врачи запретили ему ходить. Он узнал, что отпуск его продлен, и о выходе на работу не может быть и речи. Мать предложила Павлу погостить у ее давней подруги Альбины Кюцам.
Павел вышел на работу, но вскоре понял, что состояние здоровья не позволит ему продолжить трудовую деятельность. В двадцать четыре года Павел «проводил дни в кровати», страдая от сильных болей в измученном теле.


Глава 8
Павел вернулся в семейство Кюцам, и сделал предложение Тае – девятнадцатилетней девушке, страдавшей от деспотизма отца. Они жили очень дружно, но вскоре Павла разбил паралич, и ему повиновалась только правая рука. Затем Корчагина настигла слепота, он стал вести молодежный кружок на дому.


Глава 9
Корчагин смирился тем фактом, «что возвратить зрение невозможно». Вместе с женой он переехал в Москву, где Тая «перешла в члены партии». Павел «задумал написать повесть, посвященную героической дивизии Котовского». Повесть Корчагина была «горячо одобрена», «и он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни».


Заключение
В своем произведении Николай Островский стремился показать, как происходила закалка первых комсомольцев в условиях гражданской войны и послевоенного строительства советского государства.


Пересказ «Как закалялась сталь» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

"КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ" КАК РОМАН О ЛЮБВИ

Валерий Сердюченко

Открыв недавний архив "Лебедя", автор с изумлением наткнулся на дискуссию о романе Николая Островского. Это же надо! Социально безродная, на две третьих эмигрантская, насквозь космополитичная аудитория предалась ностальгическим воспоминаниям о произведении, начисто вычеркнутом из читательского сознания последних десятилетий и лет. Проплаченные журналюги "Литературной газеты", "Комсомольской правды" и прочих постсоветских изданий учинили вокруг этой книги такой разоблачительный шабаш, что простодушное читательское стадо ахнуло и заказало читать ее своим детям и внукам, а ваш покорный слуга получил втык от университетского начальства за упоминание имени писателя в лекционных курсах. Оказывается, рукопись романа, легшая на стол редколлегии журнала "Молодая гвардия", изобиловала столь невозможным количеством стилистических и даже грамматических погрешностей, что для ее правки была выделена целая бригада профессиональных литераторов с Анной Караваевой во главе. Поэтому, верещали журналюги, Николай Островский может быть признан в лучшем случае лишь соавтором собственного сочинения, а фактически присвоил чужой труд.

"Все простится человекам, - учил Иисус Христос, - только хула на Духа Святаго не простится." Когда пресекутся времена и сроки, и настанет день Страшного суда, и трепещущее человечество предстанет перед апостольскими вратами, то в качестве пропуска на небеса ему достаточно будет предъявить эту книгу. Ей-Богу, читатель, автор не шутит и не потешает тебя парадоксами. Во всяком случае, лично он так и поступит, держа в левой руке фотографию Александра Избицера, а в правой - названный роман.

Ибо "Как закалялась сталь" является одним из духовных поплавков, удерживающих человечество над поверхностью животного бытия. Если, убрать его из коллективной нравственной памяти, она перекосится, станет неполной.

Какая-то продвинутая дура доложила всему Интернету, что ее мама назвала "Как закалялась сталь" ученическим сочинением. Автор хлопнул в ладони от восхищения, когда прочитал это. Именно так! Будьте, как дети, - учил Христос. - Вытряхните из ушей красочные говорения всевозможных Янусов. Стойте на том, что "да" - "да", "нет" - "нет", остальное - от лукавого. К чести дискутантов "Лебедя", они уловили эту абсолютную несхожесть "Стали" с традиционным литературным брэндом.

Д. Горбатов: - Tuesday, November 25, 2003 at 02:37:01 (MSK)

"Как закалялась сталь" - это /…/ не литература. Это произведение, относящееся к какому-то иному виду человеческой деятельности, которому я не знаю названия.

Поздравим Дмитрия Горбатова с инфракрасным проникновением в ауру текста. Это действительно не художественная литература. Это нравственный императив, персонифицированный в раскаленных судьбах главного героя и его единомышленников. Андрей Конкин, сыгравший в 11-серийной телеэкранизации романа главную роль, вспоминает, как режиссер спросил у него, почему в промежутке между съемками он отстегнул от пояса ремень с шашкой.
- Просто так, - не нашелся с ответом Конкин.
- Заруби себе на носу, - сказал Мащенко. - Мы снимаем такой фильм, что "просто так" не имеем права даже напиться воды из-под крана.

Но вернемся в роман и попытаемся оправдать название нашей статьи. Позвольте, на всем его протяжении наш железный комиссар пребывает во влюбленном состоянии! Тоню Туманову сменяет Рита Устинович, затем Тая Кюцам, затем Анна Брохардт. Сколько раз ты любил и был любим, читатель? Автор этих строк трижды и вспоминает эти времена, как благословенную гармонию плоти, души и сердца. Прошу записать: только влюбленный становится тем Человеком, которого замыслил Бог.

Первая любовь Павла - Тоня Туманова. Сказать о ней, что она всего лишь мещанка, значит, усомниться в нравственных качествах самого Павки. В ней есть сила характера, она образована, культурна и при этом отчаянно смела. Она не боится спрятать возлюбленного, которому грозит расстрел за освобождения матроса Жухрая, в доме собственных родителей. Она сумела разглядеть в "оборванном кочегаре" мужественного романтичного юношу и переживает свое чувство не менее глубоко, чем ее избранник. Но ей глубоко чужды интересы любимого: любя Павку, она презирает его окружение. Она оказывается чуждой и даже враждебной Революции, вне которой возлюбленный не мыслит своего существа
. "Меня ты полюбила, а идею не можешь полюбить", - бросает ей однажды Павел, и его любовь постепенно сходит на нет.

Почему тогда так же бесплодно завершается его роман с Ритой Устинович? Ведь при том, что в ней не меньше, чем в Тоне Тумановой, глубины и обаяния, она еще и профессиональная революционерка, активистка, комсомольский вожак. В ней нет ничего, что оттолкнуло Павла от Тони. С Тоней Павел расстался потому, что разлюбил ее. С Ритой - именно потому, что ее любит. Бессмыслица, мазохистский эксперимент? Вспомним, однако, сцену, где Павел застает у Риты незнакомого военспеца, развалившегося с ногами на ее девичьей постели. Павел потрясен, он целую ночь блуждает в помраченном состоянии по околице, ревнуя и ненавидя. Впоследствии выясняется, что гость был родным братом Риты, прибывшим с фронта на побывку, и, таким образом, причина для ревности вроде бы устранена, но Павел ставит перед собой вопрос: если любовь хоть на минуту заставляет революционера забыть о революции, нужно изъять ее из своей жизни, какой бы жестокой эта вивисекция ни была.

…Подозреваю, что число читателей этого очерка постепенно приближается к нулю. Но это вина не очерка, а их собственная ! Значит, у отбывших не хватило способности "стать, как дети", обрести вторичное целомудрие и вернуться в собственные младые годы, исполненные простоты, свежести и нравственной чистоты. Продолжим разговор с оставшимися и спросим, нет ли противоречия в том, что Павел, разлюбив Тоню и вырвав из сердца любовь в Рите, с такой готовностью сблизился с Таей Кюцам? Ведь, положа руку на сердце, Тая бесконечно уступает его предыдущим избранницам. Она и проще, и нерешительней, и провинциальнее - короче говоря, не особенно интересна, как личность. Она и Павку-то не столько полюбила, сколько ответила на его чувство. Их взаимные признания приводят на ум тоскливую матримональную сделку. Только что Павел опасался, что любовь лишит его частицы сил, предназначенных Революции, как вдруг предлагает очередной избраннице не только сердце, но и руку.

В этом нет никакого противоречия. Уж, конечно, Павел не пошел на попятную, почувствовав близящуюся физическую неподвижность и смерть. Сосуд его жизни неотвратимо иссякает, но он ищет возможности отдать эти последние капли Революции и находит эту возможность в привлечении еще одной единицы "в лавину железного штурма".

О художественно-литературных кондициях романа. Здесь тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Любое произведение литературы каком-то смысле автобиографично. Каждый персонаж несет в себе отзвук миропонимания и мироощущения автора, является материализацией, персонификацией его душевных состояний. В наиболее парадоксальной форме это высказал Гюстав Флобер: "Мадам Бовари" - это я". Герои Льва Толстого поражают своей неповторимостью и самобытностью, но они переживают, ошибаются, нравственно возрождаются именно "по-толстовски", в соответствии с духовными перипетиями его собственной жизни.

Но в подавляющем большинстве дооктябрьской литературы налицо лишь духовно-биографическое сходство. Напротив, литература первых лет Октября проникнута "буквальным" автобиографизмом. Революционное поколение художников прожило такую напряженную, исполненную постоянного риска, опасностей, мужества жизнь, что стремление написать о своем современнике неуклонно подводило их к необходимости писать о себе. А. Фадеев до того, как стать автором "Разгрома", партизанил на Дальнем Востоке, сражался с белогвардейскими соединениями атамана Семенова, вместе с делегатами Х съезда комсомола штурмовал по льду Финского залива мятежный Кронштадт, организовывал партработу в Ростове-на-Дону. Д. Фурманов, автор "Чапаева", служил комиссаром у прославленного комдива, устанавливал Советскую власть в Средней Азии, выбивал врангелевский десант с Кубани. Ю. Либединский подавлял эсеровскую вандею в Поволжье, А. Гайдар командовал революционным полком, Вс. Вишневский был пулеметчиком Первой Конной, Б. Лавренев командовал бронепоездом.

Но даже среди этих биографий жизнь Николая Островского выделяется абсолютным, беспримесным соответствием прекрасным и яростным богам революции. Она сама по себе представляет нравственно-эстетический феномен, равный по силе и характеру лучшим творениям героического искусства.

Вместе с тем наличие определенных ножниц между жизнью Павки и Островского несомненно. Островский-писатель изменял, хронологич

ески переставлял отдельные эпизоды жизни Островского-человека в той мере, в какой этого требовали специфические законы художественного характера. Например, борьбе Корчагина со своим смертным недугом в романе отведена всего десятая часть, в то время, как Островский был прикован к койке треть своей жизни, и именно этот период его биографии превосходит по драматизму все предыдущие. Островский убрал в подтекст, вынес за пределы повествования долгие годы неподвижности героя не потому, что сомневался в своей способности адекватно передать на бумаге глубину и сложность его переживаний, а потому, что сами эти переживания были расценены автором, как нечто третьестепенное, малосущественное для главной правды о личности корчагинского склада.

Требуется известное усилие, чтобы представить дистанцию, отличающую духовное "я" Корчагина от сознания каждого из нас. С. Трегуб, сравнивая последние годы Островского с аналогичными драмами ряда европейских художников, упоминает имя Марселя Пруста, создавшего на материале многолетнего уединения пятнадцатитомную эпопею "В поисках утраченного времени". Но о чем должен был рассказывать и в какие психологические лабиринты углубляться автор, чей "опыт болезни" как раз и выразился в преодолении всех этих лабиринтов, в освобождении от всякой психологической рефлексии? Биография Павки от первой до последней строки предстает, как беспрерывная цепь действий и поступков. Этим и объясняется резкое "стяжение" художественного времени к концу романа, вызванное принципиальной установкой на событийность, а не на психологизм. Прогрессирующая болезнь Павки неумолимо сужает внешние горизонты его жизнедеятельности, расширяя внутренние; ее видимое и скрытое содержание все больше оказывается в обратной зависимости, но Островский неуклонно выдерживает событийный ход повествования, лишь изредка позволяя себе отступления, подобные, например, следующим: "К концу работы чаще обычного стали вырываться из тисков недремлющей воли запрещенные чувства. Запрещены были грусть и вереница простых человеческих чувств, горячих и нежных, имеющих право на жизнь почти для каждого, но не для него". То, что в художественном сознании иного типа, в иной "человековедческой" системе отсчета заняло бы десятки и сотни страниц, здесь сжато до нескольких аскетических абзацев. Это преобразование повествовательных пропорций внутренне соотнесено с главной особенностью корчагинского характера: преобладание дела над словом, решения над сомнением, практического участия над теоретическим сочувствием. Но чем последовательнее автор отказывается от героико-психологической драматизации внутреннего мира Павла, с тем большей силой наше сознание ощущает скрытый нравственно-психологический айсберг, на котором зиждится каждый корчагинский поступок.

Я привел лишь некоторые свидетельства того, что "Как закалялась сталь" достойно полноценного литературоведческого анализа. Но его главное достоинство, конечно, не в этом. Оно в высочайшей нравственной энергетике романа. Это, вот именно, больше, нежели литература. Роман был переведен на все главные языки мира, трижды экранизирован, о нем восторженно отзывался такой изысканный стилист, как Андрей Платонов, а в наше циничное время ему посвятил статью один из лучших критиков современности Лев Аннинский ("Зачем душе сталь?"). Те, кто толкуют о его беспомощности или обвиняют автора в плагиате, есть гробы повапленные и духовные недотыкомки. Они не ведают, что творят, и будут изблеваны в день Страшного суда.

Читайте также: