Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке стальных канатов диаметром до 14 мм

Обновлено: 16.05.2024

В каких случаях должно быть получено разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора?

На основании чего органы Ростехнадзора выдают разрешение на пуск в работу вновь изготовленного стрелового крана, поставленного владельцу в собранном виде?

5. Тема 2. Устройство грузоподъемных кранов 36 вопрос 1.Какие требования предъявляются к опорным деталям кранов?

Какие соединения не допускается применять в конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент?

Какое минимальное расстояние между грузом, перемещаемым краном, и встречающимся на пути его перемещения оборудованием, бортами подвижного состава, штабелями грузов и другими предметами необходимо обеспечить при установке крана?

Каково значение допустимого минимального расстояния от верхней точки крана, передвигающегося по надземному крановому пути, до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше?

Каково значение допустимого минимального расстояния от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа), передвигающегося по надземному крановому пути, до пола цеха или площадок, на которых во время работы могут быть люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана)?

Каково значение допустимого минимального расстояния от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа), передвигающегося по надземному крановому пути, до расположенного в зоне действия оборудования?

Каково значение допустимого минимального расстояния по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок?

Каким должно быть минимально допустимое расстояния по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте более 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок?

Каким должно быть минимально допустимое расстояние между поворотной частью стрелового крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами?

Выше какой минимальной скорости перемещения крана, предназначенного для работы в помещении на крановом пути, на механизмах его передвижения должны устанавливаться тормоза?

Какое минимальное число проколов каната каждой прядью допускается при заплетке каната диаметром до 15 мм?

Какое минимальное число проколов каната каждой прядью допускается при заплетке каната диаметром от 28 мм до 60 мм?

Какое минимальное число проколов каната каждой прядью допускается при заплетке каната диаметром от 15 мм до 28 мм?

На каком минимальном расстоянии до упора ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей?

Какие краны должны быть снабжены прибором (анемометром), автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана?

В каком случае ограничитель грузоподъемности электрического мостового крана должен отключать электрическую цепь управления механизмом подъема груза?

В течение какого времени регистратор параметров должен обеспечивать сохранение оперативной информации о работе грузоподъемного крана?

В течение какого срока регистратор параметров работы крана должен обеспечивать сохранность информации длительного хранения с момента последнего отключения электропитания?

Кто должен отражать неисправности и другие дефекты регистраторов параметров грузоподъемных кранов, выявленных в процессе эксплуатации, в журнале ремонта крана?

В каком случае должна проводиться внеочередная проверка регистраторов параметров грузоподъемных кранов?

На каком расстоянии от тупиковых упоров концевые выключатели должны обеспечивать отключение двигателей механизмов передвижения крана?

С какой периодичностью должен проводиться плановый контроль состояния рельсового пути в первый год эксплуатации?

Какие из перечисленных мероприятий не входят в состав работ по комплексному обследованию крановых путей?

Каким образом устанавливается периодичность проведения повторных обследований состояния крановых путей?

В каком случае необходимо проводить внеочередное обследование крановых путей вне зависимости от срока ранее проведенного первичного или повторного обследования?

Какие лица назначаются в целях обеспечения содержания кранов в исправном состоянии и безопасных условий работы?

В каком случае выполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами может возлагаться на одного специалиста?

У кого хранятся паспорта и техническая документация на грузоподъемные краны и съемные грузозахватные приспособления?

При выполнении каких условий специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, может допустить в эксплуатацию вновь установленный кран?

Какие элементы крана проверяются в работе специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, при подготовке крана к техническому освидетельствованию?

Кто дает разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности?

Кто делает запись в паспорте крана о проверке правильности запасовки и надежности крепления концов канатов после перепасовки канатов?

Техническое освидетельствование крана должно проводиться специалистом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов при участии.

Кем заносятся в паспорт результаты экспертного обследования кранов, отработавших нормативный срок службы?

Какие данные указываются в наряде-допуске на проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов?

На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, выполнение его обязанностей возлагается приказом.

С какой периодичностью должна проводиться проверка знаний по вопросам промышленной безопасности специалиста, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии?

Какие из перечисленных эксплуатационных документов не требуется поставлять с кранами, их узлами, механизмами и приборами безопасности, приобретаемыми за рубежом?

Кто принимает решение о возможности применения крана, механизмов крана и приборов безопасности, приобретаемых за рубежом?

4. Тема 4. Организация содержания грузоподъемных кранов в исправном состоянии 41 вопрос. 1.Какие из перечисленных эксплуатационных документов не требуется поставлять с кранами, их узлами, механизмами и приборами безопасности, приобретаемыми за рубежом?

С какой периодичностью должно проводиться частичное техническое освидетельствование кранов в течение нормативного срока службы?

С какой периодичностью должно проводиться полное техническое освидетельствование кранов в течение нормативного срока службы (за исключением редко используемых кранов)?

С какой периодичностью должно проверяться отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой?

Каким образом должны оформляться результаты осмотров и проверок, проводимых при техническом освидетельствовании крана?

Число проколов каната прядями при заплетке

68. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

69. Количество зажимов крепления петли каната определяется при конструировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех.

Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната.

Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Отклонения канатов от оси канавки барабана или ручья блока для групп классификации (режима) М7 и М8 не должны превышать 2° для малокрутящихся стальных канатов, 4° - для стандартных стальных канатов. Для уравнительного блока этот угол не должен превышать 1,5°.

70. Требования к конструкции стального каната должны устанавливаться в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана организацией-разработчиком крана исходя из назначения, интенсивности эксплуатации механизма, в котором устанавливается канат, а также степени агрессивности среды, в которой эксплуатируется кран.

71. Применение канатов односторонней свивки в механизмах подъема кранов допускается только в случаях, если конструкция механизма подъема исключает возможность кручения каната.

72. Подбор каната должен осуществляться по разрывному усилию, рассчитанному по формуле:

Fo Zp · S,

где Fo - разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату на канат (протоколу испытаний);

Zp - минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности для стальных канатов), определяемый по таблице N 2 настоящих Правил в зависимости от группы классификации механизма;

S - наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

Минимальные значения коэффициентов использования канатов Zp

73. Подбор каната в случае учета внешних воздействий (в том числе сейсмических) необходимо выполнять по значению коэффициента использования, приведенного в таблице N 2 для неподвижного каната группы классификации механизма в целом М1.

74. Браковка стальных канатов кранов должна выполняться в соответствии с приложением N 5 к настоящим Правилам .

Сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления

75. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в соответствии с грузоподъемностью, группой классификации (режимом) механизма подъема, типом крюка и видом привода крана.

Применение литых крюков не допускается.

Заготовки крюков должны контролироваться методами неразрушающего контроля на отсутствие трещин.

76. Все крюки должны быть оборудованы предохранительными замками.

77. Пластинчатые грузовые крюки должны конструироваться и изготавливаться в соответствии с грузоподъемностью и группой классификации (режимом) механизма подъема.

78. Крюки для кранов грузоподъемностью выше 3 т, за исключением крюков специального исполнения и пластинчатых, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

79. Крепление кованого и (или) штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также крепление вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное отвинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть зафиксирована стопорной планкой.

80. На грузовые крюки должна быть нанесена их грузоподъемность. Крюки специального исполнения для кранов, применяемых на ОИАЭ, должны поставляться вместе с паспортом, в котором должны быть указаны наименование организации-изготовителя, заводской номер крюка, а также сведения о грузоподъемности крюка и материале, из которого он изготовлен.

81. Требования к иным грузозахватным органам и приспособлениям должны быть установлены в технических заданиях на их разработку.

На траверсы должны быть нанесены их центры тяжести, а также они должны оснащаться приспособлениями, препятствующими смещению или соскальзыванию стропов и перемещаемого груза.

82. Грузозахватные органы и приспособления должны обеспечивать надежное сцепление с транспортируемым грузом, исключающее его самопроизвольное расцепление.

83. Грузозахватные органы и приспособления, оборудованные электрическим приводом для их соединения с грузом, должны иметь блокировки, исключающие самопроизвольное расцепление груза в результате ошибочных действий персонала.

84. Расцепление грузозахватных органов и приспособлений, оборудованных электрическим приводом, должно быть исключено при отключении электропитания.

85. Съемные грузозахватные приспособления должны пройти статические испытания в организации-изготовителе приспособлений.

86. Применение фрикционных, магнитных и вакуумных захватов для подъема и перемещения грузов не допускается.

87. Расчет стропов из стальных канатов должен быть выполнен проектной организацией с учетом их грузоподъемности, числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.

88. Расчетная нагрузка отдельной ветви многоветвевого стропа должна приниматься из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и расчетного угла между ветвями, равного 90°. Расчетный угол для транспортировки груза, габариты точек подвеса которого известны, принимается равным фактическому.

89. Для стропа с числом ветвей более трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают в расчете не более трех ветвей.

90. При выборе стропов, предназначенных для транспортировки груза, вес которого заранее известен, в качестве расчетных углов между ветвями стропов принимаются фактические углы.

Отдельные ветви стропов должны удовлетворять следующим коэффициентам запаса: не менее 6 - для изготовленных из стальных канатов; не менее 4 - для изготовленных из стальных цепей.

Перемещение грузов кранами с использованием текстильных стропов на полимерной основе должно быть обосновано в проекте производства работ с применением кранов.

Барабаны и блоки

91. Выбор основных размеров барабанов и блоков должен быть подтвержден расчетом на прочность.

92. Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, должны определяться соотношениями:

где d - диаметр каната, мм;

, , - диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;

, , - коэффициенты выбора диаметров, соответственно, барабана, блока и уравнительного блока (приведены в таблице N 3 настоящих Правил ).

Минимальные коэффициенты для выбора диаметров барабана ( ), блока ( ) и уравнительного блока ( )

Коэффициенты выбора диаметров

Допускается изменение коэффициента , но не более чем на два шага по группе классификации в большую или меньшую сторону (см. таблицу N 3 настоящих Правил ) с соответствующей компенсацией путем изменения величины Zp (см. таблицу N 2 настоящих Правил ) на то же число шагов в меньшую или большую сторону.

93. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при крайнем нижнем положении грузозахватного органа, установленном ограничителем, на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

94. Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки.

95. Применение гладкого барабана допускается в случае, если по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.

96. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.

97. Реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей - не менее чем на ширину звена цепи.

98. При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната.

99. При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир. При установке балансира должно быть предусмотрено устройство, сигнализирующее о достижении балансиром предельного состояния.

100. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20% от диаметра каната.

Цепи

101. Документы на цепи должны содержать сведения об организации-изготовителе, а также сведения о расчетном тяговом усилии и величине разрушающей нагрузки при испытании таких цепей.

102. Крепление и расположение цепей должно исключать возможность их схода со звездочек и повреждения.

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в механизмах кранов, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть для групп классификации (режима) М1-М2 не менее 3 и не менее 5 - для остальных групп классификации механизмов.

103. Коэффициенты запаса прочности сварных грузовых цепей механизмов подъема должны соответствовать коэффициентам, указанным в таблице N 4 настоящих Правил .

Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных цепей для групп классификации (режима) механизма

104. Сращивание цепей не допускается.

105. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

Электрооборудование

106. Элементы кранов, включая наружные поверхности кранов, шкафов электрооборудования и корпусов электродвигателей, которые в процессе эксплуатации могут быть подвергнуты радиоактивному загрязнению, должны быть стойкими к дезактивирующим растворам, иметь низкую сорбционную способность к радиоактивным веществам и легко дезактивироваться.

107. Исполнение электрооборудования должно соответствовать условиям его эксплуатации на ОИАЭ.

При проектировании электрооборудования кранов должны соблюдаться требования технического задания (технических условий) по электромагнитной совместимости и внешним воздействиям на кран.

108. Электрическая проводка, применяемая для кранов, должна выполняться проводами и кабельными изделиями, не распространяющими горение, стойкими к внутренним и внешним воздействиям, характерным для места размещения этих проводов и кабельных изделий.

109. Шкафы управления краном должны быть надежно закреплены и защищены от доступа посторонних лиц.

110. Гибкие кабельные токоподводы и фиксированная прокладка на кране должны выполняться только проводами и кабелями с медными многопроволочными жилами. Должно быть обеспечено надежное крепление кабелей в гибких токоподводах и фиксированных трассах, исключающее механические повреждения при работе крана и внешних воздействиях. Для защиты от возможных механических повреждений провода и кабели могут размещаться в трубах или закрытых лотках.

111. Неизолированные токоведущие части электрооборудования крана должны быть ограждены, если их расположение не исключает случайного прикосновения к ним персонала, находящегося в кабине управления, на галереях и площадках крана, а также возле него.

Электрооборудование с неизолированными токоведущими частями, с которого автоматически снимается напряжение при входе в места его расположения, а также электрооборудование, установленное в аппаратных кабинах и других электропомещениях, запертых во время эксплуатации крана, допускается не ограждать.

112. Органы ручного управления, установленные на пульте в кабине крана, должны быть легко доступны, снабжены надписями, символами или обозначены другими способами, размещены так, чтобы исключалось их непроизвольное перемещение и обеспечивалось надежное, уверенное и однозначное манипулирование ими.

113. Датчики систем сигнализации не должны использоваться в качестве концевых выключателей.

114. На кранах с дистанционным управлением и приводным грузозахватным устройством должна быть предусмотрена световая или звуковая сигнализация, регистрирующая полное замыкание грузозахватного органа и срабатывание блокировки, исключающей его несанкционированное размыкание.

115. В аппаратных кабинах и других электропомещениях проходы для обслуживания щитов и отдельных панелей должны отвечать следующим требованиям:

а) ширина проходов, расположенных с лицевой стороны щитов и панелей одностороннего обслуживания, и ширина проходов, расположенных как с лицевой, так и с задней стороны щитов и панелей двухстороннего обслуживания, имеющих сплошные или сетчатые ограждения, должна быть не менее 0,6 м;

б) расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2,2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,8 м. Расстояние между неизолированными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2,2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1 м.

116. Подача напряжения на электрооборудование крана от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель) с ручным или дистанционным приводом.

117. Вводное устройство (защитная панель) мостовых, козловых и консольных кранов должно быть оборудовано специальным контактным замком с ключом (ключом-маркой), без которого не может быть подано напряжение на кран.

118. Для подачи напряжения на главные троллеи или гибкий кабель должен быть установлен выключатель в доступном для отключения месте. Выключатель должен иметь приспособление для запирания его в отключенном положении.

119. Кабина крана и машинное помещение должны быть оборудованы электрическим освещением, токоведущие части которого должны быть ограждены. При отключении электроприводов механизмов кранов освещение должно оставаться подключенным.

120. Все краны, кроме однобалочных, должны быть оборудованы низковольтным ремонтным освещением с напряжением не выше 42 В.

121. Питание электрической цепи аварийного освещения должно осуществляться от установленного на кране трансформатора или аккумулятора.

Гидрооборудование

122. Конструкция гидравлической системы должна исключать возможность:

а) самопроизвольного опускания груза в аварийных ситуациях (падение давления, разрыв трубопровода, нарушение герметичности соединений, остановка двигателя); приводные механизмы должны останавливаться при нахождении органов управления в любом из возможных положений;

б) повреждения элементов гидропривода (трубопроводов, рукавов, их соединений) при соприкосновении с элементами металлоконструкций.

123. Гидропривод механизмов должен обеспечивать подъем груза на крюке из любого положения и опускание груза с требуемой скоростью. Допустимая величина просадки груза при его удержании на весу должна быть указана в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.

124. Для механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

125. Гидравлическая система должна предусматривать полное и безопасное удаление рабочей жидкости (и заполнение системы) при ремонте и техническом обслуживании. Слив рабочей жидкости из предохранительных клапанов должен производиться в гидробак.

126. Конструкция гидравлической системы должна обеспечивать:

а) замену элементов гидропривода, трубопроводов и фильтров на кране без слива рабочей жидкости из гидробака;

б) непрерывное фильтрование рабочей жидкости.

127. Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований технической документации на гидравлическое оборудование. Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан.

128. Каждый гидравлический контур должен быть предохранен от превышения рабочего давления предохранительным клапаном, отрегулированным на работу с номинальным грузом и опломбированным.

129. Уровень рабочей жидкости должен контролироваться по минимальной и максимальной отметкам на масломерном стекле. Применение щупов не допускается. При использовании на кране нескольких гидробаков для жидкости они должны иметь разную маркировку.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.036)

Сколько пробивок каната прядями должно быть при заплетке конца каната

Число проколов каждой прядью при заплетке должно соот­ветствовать таблице.

Число проколов каната прядями при заплетке

4

5

6

Последний прокол каждой прядью должен производиться поло­винным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допус­кается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Каким образом можно поднимать и перемещать мелкоштучные грузы

При перемещении и подаче на рабочее место грузоподъемными кранами мелкоштучных грузов (кирпича, керамических камней и мелких блоков) следует применять поддоны, контейнеры и грузозахватные устройства, исключающие падение груза при подъеме. При транспортировке на поддонах укладку кирпича производить в нахлест, т. е. “елочкой”. Подъем производить в специально предназначенной таре, при этом заполнять тару не свыше установленной нормы и не допускать неравномерного наполнения поддонов во избежание перекоса во время подъема, что может привести к обрыву груза с поддонов и травмировать обслуживающий персонал.

Штучные материалы закрепляют с целью предотвращения смещения их по кузову при движении транспортного средства.

Сертификат на грузовой канат, основные данные

Право на изготовление стропов, клещей траверс имеет право только организация, имеющая соответствующую лицензию. К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются канаты, соответствующие государственным и межгосударственным стандартам, имеющие сертификат или копию сертификата организации – изготовителя канатов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается только с разрешения технадзора по заключению головной организации. Канаты, не снабженные сертификатом об их испытании, к использованию не допускаются. Грузозахватные приспособления и тара могут изготавливаться и ремонтироваться организациями, имеющими лицензию органов технадзора. Обязательным условием для изготовления канатных и цепных строп является наличие испытательного стенда.

Сертификат качества

Условное обозначение каната

Канат 20, О-Г-ВК-Н-Р-Т-1770

Длина каната 1000 м

Масса: Брутто 1.624 т

Сердечник: пеньковый трехпрядный короткого прядения

Барабан № 12 Вид упаковки

Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 275294 Н

Дополнительные сведения о канате

Билет № 9

Назвать и охарактеризовать виды травматизма

Травмы и несчастные случаи часто возникают в результате нарушения правил техники безопасности, вследствие не­предусмотрительности ответ­ственных за безопасность труда и быта, а также неосторож­ности, небрежности самих пострадавших во время работы или поездки. Так, ушибы голо­вы на стройках часто получают лишь потому, что работают без защитных шлемов; падают с высоты потому, что не постави­ли ограждения; поражаются током потому, что не использо­вали страховочные средства. Находящиеся у действующих транспортеров и других меха­низмов получают обширные травмы только потому, что не придали должного значения своей рабочей одежде.

Различают открытые и закрытые повреждения. Наибо­лее часто встречаются закры­тые повреждения.

Вывих - смещение концов костей в суставах: чаще - в плечевом, реже - в тазобедренном, локтевом и голеностопном в результате ушиба.

Признаки: сильная боль, неподвижность сустава, изме­нение его формы.

Ушиб – повреждения тканей и органов, при которых не нарушена целость кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела.

Признаки: боль, припухлость, кровоподтеки на месте ушиба.

Перелом – частичное или полное нарушение целости кости в результате ее удара, сжатия, сдавления, перегиба.

Признаки: боль, припухлость, изменение формы и укорочение конечности, появление подвижности в месте повреждения.

Раны – повреждения целости кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия на них.

Признаки: кровотечение, боль, расхождение краев раны.

Ожоги – термические, солнесные, химические.

Признаки: резкая краснота, боли, отек и пузыри.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов

11.1. Стальные канаты, устанавливаемые на кране при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте крана, иметь сертификат предприятия – изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются.

11.2. Разрешается применение канатов, изготовленных по международным стандартам, если они по своему назначению соответствуют технологии использования крана, имеют диаметр, равный диаметру заменяемого каната, и разрывное усилие – не ниже указанного в паспорте крана для заменяемого каната.

11.3. Заменять стальные канаты крестовой свивки на канаты односторонней свивки запрещается.

11.4. После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом, о чем должна быть сделана запись в паспорте крана специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в работоспособном состоянии.

11.5. Крепление стального каната на кране, при его замене, должно соответствовать ранее принятой конструкции его крепления.

11.6. Соответствие коэффициента использования (коэффициента запаса прочности) стальных канатов, выбираемых для замены, следует проверять расчетом по формуле:

где F0 – разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату (свидетельству об их испытании);

Zp –минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности);

S – наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

11.7. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рисунки 9 – 24), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.


Рис. 9. Обрывы и смещения проволок каната

Минимальные значения коэффициентов использования канатов

Группа классификации механизма - М

Рис. 10. Сочетание обрывов проволок с их износом

Рис. 11. Износ каната

Рис. 12. Коррозия каната

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками бракуются

Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам

Группа классификации (режима) механизма

на участке длиной

Примечание: 1. n – число несущих проволок в наружных прядях каната; d – диаметр каната, мм.

1. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учёту. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

2. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

3. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоёв, класс конструкции понижен и отмечен звёздочкой.

4. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учётом потери внутреннего сечения.

5. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственных стандартов» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причём полученное значение округляется до целого в большую сторону.

11.8. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей 2 и рисунком 13.

Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

11.9. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 11, 21) или коррозии (рисунок 16) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника – внутреннего износа, обмятая, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 11, 16, 21, 22).

Рис. 13. Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 – на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву; 2 – на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву; 3 – на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву

3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 15).

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 3.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рис. 21) или коррозии (рис. 12, 16) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающую аналогичную точность.

При меньшем, чем было указано в табл. 2, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в таблице 3.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причём допускается замена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрвывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоёв прядей, канат необходимо подвергнуть дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.

Нормы браковки каната в зависимости

от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, в % Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядейканат к дальнейшейэксплуатации не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением её спирали (рис. 17). При совпадении направления спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при d в > 1,08d к, где d в – диаметр спирали волнистости, d к – наминальный диаметр каната.


Рис. 14. Обрывы нитей каната

Рис. 15. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Рис. 16. Уменьшение площади поперечного сечения проволок

(интенсивная внутренняя коррозия)

Рис. 17. Волнистость каната

При насовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d в > 4/3d к. Длина расматриваемого отрезкакната на должна превышать 25d к.

7. Канаты не должны допускаться к дльнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 18); выдавливания сердечника (рис. 19); выдавливания или расслоения прядей (рис. 20); местного увеличения диаметра каната; местного уменьшения диаметра каната (рис. 15); раздавленных участков (рис. 22); перекручиваний (рис. 23); заломов; перегибов (рис. 24); повреждений в результате температурных воздействий (рис. 25) или электрического дугового разряда (рис. 26).


Рис. 18. Корзинообразная деформация

Рис. 19. Выдавливание сердечника

Рис. 20. Выдавливание прядей

Рис. 21. Уменьшение диаметра каната


Рис. 22. Раздавливание каната

Рис. 23. Перекручивание каната

Рис. 24. Перегиб каната


Рис. 25. Воздействие на канат высоких температур

Рис. 26. Воздействие на канат электрической дуги

Крепление канатов

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют на осях (пальцах), блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление – петля на зажимах (рис. 27, а) выполняют так. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната, Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на 1/3 диаметра.

Петля с заплеткой (рис. 27, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец расплетен на пряди, каждая из которых пропущена затем несколько раз между прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Ростехнадзора и должно быть, например, не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм и не менее 5 для канатов от 15 до 28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната.

Петля с гильзо-клиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 27, е) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку 8, протаскивая ее вместе с канатами примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулки на прессе (без нагрева) в обжимках.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 27, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают внутрь до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом аналогично рис. 27, а.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделку в конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 27, д). Конец каната заводят во втулку 12, расплетают пряди, обезжиривают проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючков. Затем в вертикальном положении втулку заливают расплавленным металлом.


Рис. 27. Крепление концов стального каната
а – петля на зажимах (жимках), б – петля с заплеткой, е – петля с гильзо-клиновой заделкой, г – в клиновой конусной втулке, д – в конусной втулке с заливкой, е – на барабане с помощью клина, ж – то же, с помощью прижимных планок; 1 – конец каната, 2 – коуш, 3 – скоба, 4,5 – колодки, 6 – гайки, 7 – кованые скобы, 8 – шпонка, 9 – гильза, 10 – корпус клиновой втулки, 11, 13 – клинья, 12 – конусная втулка, 14 – прижимная планка

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняют либо с помощью клина 13 в конусном гнезде барабана (рис. 27, е), либо с помощью прижимных планок 14, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 27, ж), либо на самом барабане.

Рис. 28. Схемы закрепления каната на барабане:

а – планкой с двумя болтами; б – двумя одноболтовыми накладками; в – на гладкой части барабана; г – на углубленной части барабана; д – на нарезной части барабана.

Контрольные вопросы

1. Типы канатов, используемых на грузоподъёмных кранах.

2. Требования к стальным канатам устанавливаемых на грузоподъёмных кранах.

3. Транспортировка, приёмка и хранение стальных канатов.

4. Размотка и резка стальных канатов.

5. Установка стальных канатов на грузоподъёмные краны.

6. Эксплуатация стальных канатов.

7. Техническое обслуживание стальных канатов.

8. Дефекты канатов, при которых работа грузоподъёмных кранов должна быть прекращена.

9. Требования к выбору стального каната.

10. Нормы браковки стальных канатов.

11. Требования охраны труда при работе со стальными канатами.

Литература

1. Справочник по кранам. Т.2. Характеристика и конструктивные схемы кранов. Техническая эксплуатация кранов. (М.П. Александров, М.М. Гохберг, А.А. Ковин и др). – Л.: Машиностроение, 1988. –

2. Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 010/2011. «О безопасности машин и оборудования». – СПб.: ЦОТПБСППО, 2014. – 60 с.

3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения». – СПб.: ЦОТПБСППО, 2014. – 124 с.

Порядок выполнения работы……………………………………………………2

Материальное обеспечение работы……………………………………………..3

Стальные канаты для грузоподъёмных кранов

3. Транспортировка, выгрузка, приёмка и хранение каната……………….4

4. Размотка, измерение длины и резка канатов…………………………….5

5. Установка и снятие канатов. Ввод в эксплуатацию …………………….7

7. Техническое обслуживание канатов……………………………………. 9

8. Дефекты канатов, при которых работа должна быть прекращена…….10

9. Требования охраны труда………………………………………………. 10

10. Требования к выбору каната…. ………………………………………..11

11. Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене

Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке стальных канатов диаметром до 14 мм

Читайте также: