Урок паустовский стальное колечко

Обновлено: 15.05.2024

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, карточки для работы в группах, учебник.

Ход урока

I. Организация класса

II. Звуковая разминка

1. аооа; эауо; аоуи; уауа.

шве лино; пша шма; пше шмэ; шпы шми; шмю.

Цель:

  • научиться четко произносить звуки,
  • читать целыми словами,
  • развивать зрительную память, внимание, речь,
  • расширять словарный запас.

2. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин».

  • четкий
  • отзывчивый
  • участливый
  • сердечный

- Каким одним словом можно назвать эти слова?

III. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание выполняли?

Тестирование

Дед Кузьма и внучка жили в селе Переборы?

Варя пошла в соседнее село посмотреть на поезда?

Девочка получила в подарок серебряное кольцо?

Варюша уронила колечко с безымянного пальца?

Характер у Сидора был застенчивый, скромный?

Сидор первым известил о приходе весны?

Варя нашла колечко под черным мостиком?

Дед сидел на крыльце, и синий дым от махорки поднимался прямо к небу?

Варя была в лесу в пять часов утра?

Девочка надела перстень на указательный палец?

- Над каким произведением мы будем сегодня работать, и какую цель мы поставим на урок?

IV. Чтение сказки по частям и работа над содержанием каждой части

1 часть

  • Чтение за диктором
  • Чтение под стук
  • Чтение по ролям

- Какой девочкой была Варя?

- Что заставило пойти ее в соседнее село?

- Кого угостила Варя махоркой?

- Какой подарок получила девочка от бойца?

- Каким свойством обладает перстенек?

-Что она с колечком сделала?

- Почему Варюша заплакала?

- О чем она подумала прежде всего, потеряв колечко?

2 часть. Самостоятельная работа

Чтение до слов «Вот и весна!» - сказала Варя.

3. часть. Чтение «Буксир»

  • Чтение про себя.
  • Чтение до слов «Встала она рано».

- Почему Варюша смогла найти колечко?

  • О чем думает девочка?
  • А на какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
  • Как дед объяснил Варе, почему его «отпускала болезнь?»
  • А чему верила внучка?
  • Что она говорила деду?

4 часть. Чтение «цепочкой»

- Почему она не захотела покидать свой край?

- Кто главный герой сказки?

- А какая она девочка?

- Докажите словами текста.

- Объясните лексическое значение слова добро?

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Добрая – делающая добро другим людям.

Работа в группах.

Образуйте новые слова, используя слово ДОБРО

Проверка самостоятельной работы в группах.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

(Добрая, добродушная, добродетельная, доброжелательная и т.д.)

V. Чтение стихотворения Марка Шахтера учеником наизусть

VI. Итог урока

- А легко быть добрым?

Учитель: - Научиться по-настоящему, быть добрым – трудно. Путь к Доброте долгий путь, на котором человека – ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

VII. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ. Отношение Вари к природе.

2. Нарисовать иллюстрации о весне, которые увидела Варя и подписать иллюстрации словами текста.

К.Паустовский. «Стальное колечко» (ТРКМ) Конспект урока литературного чтения

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1)Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2) Почистим зубки.

Язычком почистим верхние зубы, а затем нижние зубы.

3) Анаграммы.

Имза, есвна, соьне, оджьд . - Какое слово лишнее? Какого слова не хватает?

+ Зима, весна, осень, дождь.( лето)

4) Логическое ударение.

Маша читает журнал?

3 . Проверка домашнего задания .

(Краткий пересказ сказки Г-Х Андерсена « Дюймовочка»)

- Что вам понравилось в характере и поступках девочки?

-Понравился ли вам финал сказки?

- Докажите , почему этот текст - сказка?

- Найдите в словаре слово « сказка».

Сказка - это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

4. Работа над темой урока.

- Прочитайте эти замечательные слова.

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора мы с вами читали? (Растрёпанный воробей.)

-Этот текст- сказка или рассказ?

1) Знакомство с биографией автора.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с другим произведением К. Паустовского

Ну что, давайте скорее читать!

Героев нам надо поближе узнать.

В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,

Что мы прочитали: рассказ или сказку?

- Постараемся определить жанр произведения: сказка или рассказ.

- О чём может быть написан этот текст?

- Почему люди носят кольца? На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. А стальное колечко стоит недорого, сталь - это дешёвый металл.

3)Чтение 1-й части текста цепочкой. Словарно-лексическая работа.

Тесовые крыши – крыши, сделанные из досок.

Махорка - род дешёвого табака

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

4)Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения?

-Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Возраст от 7 до 10 лет. Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку.

Игра « Разведка»

- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Метафора)

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

5)Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

Жанровые признаки:

Указано, в каком селе живут герои.

Беседа с бойцом похожа на

В какое село Варюша идет за махоркой.

Все конкретные детали:

Описание поезда похоже на

Снегопад, станция, поезд.

описание чудовища, которое

может подхватить и унести девочку.

Колечко может быть волшебным

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами , может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Указательный - увидишь весь мир

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Чтение 2-й части про себя . Словарно-лексическая работа .

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

7. Работа с пословицей .

Добрая надежда человека никогда не покидает.

-Подходит к этому произведению?

8. Итог урока. Подведём итог нашей работы.

Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

Ребята, а всё - таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ.

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

9. Домашнее задание .

– Подготовьте краткий пересказ текста и озаглавьте все части текста. Подумайте, этот текст- рассказ или сказка .

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стальное колечко" (3 класс)

расширение знаний о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского и знакомство с произведением «Стальное колечко».

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Инструментальный блок

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы:

Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный.

Образовательные ресурсы:

Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел.

1. Организационный этап - мин.

2. Этап проверки домашнего задания - мин.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения - мин.

4. Этап первого восприятия - мин.

5. Анализ литературного произведения - мин.

6. Физминутка - мин.

7. Анализ литературного произведения - мин.

8. Этап постановки учебной задачи - мин.

9. Этап обобщения - мин.

10. Этап объяснения домашнего задания - мин.

11. Итог. Рефлексия - мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка.

-А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику, чтобы подготовить наш орган к работе.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.

- «Свеча».

Сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха).

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами,

-громко, медленно,

-громко, быстро,

-для чего мы работали со скороговоркой?

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, вместе с учителем.

2.Этап проверки домашнего задания

Итак, ребята, что была вам задана на сегодняшний урок?

Учащиеся объявляют домашнее задание.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора вы читали?

- Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.

Расскажите мне о К. Г. Паустовском? Что вы знаете из его жизни? Что вам больше запомнилось из его жизни?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

Учащиеся читают слова на слайде.

(Похождение жука-носорога, Кот-ворюга, Жильцы старого дома, Тёплый хлеб, Квакша, Барсучий нос, Заячьи лапы,)

- К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

-Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Учащиеся слушают биография К.Г. Паустовского.

Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них и записывают в тетрадь.

4.Этап первого восприятия

Итак, ребята, откроем с вами учебник на странице__. Я начну первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.

Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

-Хорошо, ребята, я выслушала ваши варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.

(Чтение сказки «Стальное колечко»)

Учащиеся делятся своими предположениями о том, о чём произведение.

5.Анализ литературного произведения.

Итак, ребята, ваши варианты, на счёт того, о чём это произведение были близки?

Давайте с вами поработаем над первой часть произведения.

Работа над первой частью:
-Где жили главные герои?
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?

1. -Деревушка Моховое.

- Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

- Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

2. - Село Переборы.

- На платформе сидели два бойца.

- Один был бородатый, с веселым серым глазом.

-За то, что она отсыпала ему махорку.

6.Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.

Выполнение физминутки вместе с учителем.

7.Анализ литературного произведения

Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?

Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?

Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?

Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?

Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?

Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?

3. - Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец,

- что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь,

4. - Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно,

-Варюша разгребала снег ручками,

- Да, поверила,

-– Ты не горюй, дурочка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

- Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, в тепле, в сытости, а все ему мало,

- Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал,

5. - Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду,

- Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе,

6. - С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки,

- Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело,

-Так, как из-за этого дедушка её стал бы здоровым,

- и продуло всю избу легким воздухом,

- Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма,

- Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце,

- Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете,

8.Этап постановки учебной задачи

-Что же хотел сказать автор своим произведением?

Учащиеся делятся своими предположениями.

9.Этап обобщения

Работа над образом Варюши.

- Теперь, ребята, я предлагаю вам составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

План.

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

10.Этап объяснения домашнего задания

Итак, ребята, домашнее задание у вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

Учащиеся внимательно слушают о домашнем задании.

11.Итог. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? ()

- Ребята, а всё-таки -это произведение сказка или рассказ? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Конспект урока по литературному чтению "К. Паустовский. Стальное колечко"

- воспитывать любовь к родине, близким людям, веру в торжество доброты, творящей чудеса.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, портрет К. Паустовского, кар­точки; колечко; магнитные буквы; книги К. Паустовского; репродукции картин, диск «Музыка для релаксации», ри­сунки детей.

I. Организационный момент

Учитель: Часто в сказках предмет круглой формы явля­ется путеводителем для героев. Назовите такие предметы.

Дети: Яблоко, клубок, колечко.

Учитель: Нетрудно догадаться, какой предмет выберем в путеводители по уроку мы. Да, помочь понять главную мысль - идею произведения, задуматься над прочитанным произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко» нам поможет КОЛЕЧКО. Кольцо не имеет начала и не имеет конца, поэтому издавна кольцо считается символом вечности.

- Найдите описание колечка в тексте.

- Прочитайте, о каких чудесных свойствах колечка рас­сказывает боец.

- Куда же сейчас укажет путь наше КОЛЕЧКО?

II. Работа над составлением портрета главной героини

Учитель: Вспомним, из чего складывается портрет ге­роя?

Дети: Из внешнего вида героя, жестов, манеры дви­гаться.

Открывается схема:

ПОРТРЕТ (фигура, лицо, одежда, движения,

ОЦЕНКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Учитель: Постараемся составить точную характеристи­ку Варюши. Начните с внешнего вида.

Дети: Легкая, худенькая. Здесь написано «сдует поез­дом».

- Синие глаза. Автор пишет «анютины глазки с косич­ками».

- А еще «цветок-лепесток в валенках».

Учитель: Какой художественный прием использует Па­устовский?

Дети: Олицетворение.

- Я не согласна. Олицетворяются неодушевленные предметы. Думаю, что это метафора.

- Думаю, что эти метафоры показывают, как автор от­носится к Варюше.

- И называет он ее все время ласково - Варюша! Она добрая.

Учитель: Что еще можете сказать о характере девочки?

Дети: Серьезная, так ее боец называет. (Зачитывает отрывок.)

- Любознательная. Пошла посмотреть на поезда. Ее ин­тересует окружающий мир.

- Еще немножко любопытная.

- Очень расстроилась, искала колечко, «пока пальцы не посинели», а «глазам от слез было колко и больно».

- Воткнула еловую ветку в снег, чтобы найти колечко. Думаю, она ответственная. И сообразительная.

- Заботливая - подает деду воду, пошла за махоркой по его просьбе.

- Очень переживает за деда, винит себя: «Сосны завяз­ли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько бранила себя. Она била себя кулаком по темени, наказывала себя».

- Она очень любит деда - в первую очередь надела ко­лечко на средний палец.

Учитель: Дед - единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Ведь судя по то­му, что они живут вдвоем, ей уже приходилось терять близких. (Дети предполагали это при первичном чте­нии.) Какое же чудо произошло в жизни Варюши в тот момент, когда кольцо было на среднем пальце?

Дети: Дед поправился, впервые за долгое время вышел из избы.

Учитель: Подумайте, здесь произошло волшебство или у этого чуда другое происхождение?

Дети: Я думаю, что это совпадение.

- А я считаю, что дед поправился с приходом весны, весной все оживает.

- Я согласен, могу доказать: «Вот ты, вертушка, выско­чила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила».

- Еще есть: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеива­лись».

- «Кузьма просыхал на весеннем солнышке».

Учитель: Да, в жизни Варюши действительно произош­ло чудо, но не волшебного, а природного происхождения. Дед поправился с приходом весны, с пробуждением всех природных сил, с появлением солнышка. А вера Варюши в колечко укрепилась?

Дети: Да, очень: «Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма».

- «Весь день носила Варюша колечко на среднем паль­це, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь».

Учитель: Хотелось бы вам Дружить с Варюшей?

Дети: Да, с ней интересно.

- Она будет хорошей подружкой, не предаст.

Учитель: Колечко покатилось дальше. И мы вслед за ним вместе с героями произведения оказались в весне.

III. Весна в сказке К. Паустовского

Учитель: Весна - никого это время года не оставляет равнодушным. Посмотрите в «Картинной галерее» репро­дукции весенних пейзажей. Константин Паустовский - ав­тор, имеющий большой дар изображения природы - мас­терски описывает весну в «Стальном колечке». Найдите в тексте картины весны.

(Дети находят описания весны, отмечают наиболее понравившиеся выражения. Нашли олицетворения: «Весна шла по полям как молодая хозяйка», «подснеж­ники. кивали заре».)

Учитель: Как героиня откликнулась на весну?

Дети: «Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками. ».

- «Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась».

- «Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость - такая, что не охватишь ру­ками, - зазвенела, запела у нее в сердце».

- «Случилось второе чудо! Ведь еще с вечера девочка надела колечко на безымянный палец и ждала большущей радости».

Учитель: Второе чудо - это продолжение первого или совсем другое чудо?

Дети: Я думаю, что продолжение первого, так как боль­шущую радость принесла весна, и дед поправился с прихо­дом весны.

Учитель: Ее душа освободилась от переживаний за деда и открылась для радости. Что можно добавить к характеру героини?

Дети: Любит природу.

Учитель: Да, она чуткая к ее проявлениям. Если чело­век глубоко чувствует природу, она представляется ему живой, одухотворенной. По вашим рисункам видно, что вы тоже прочувствовали весну в Моховом! А наше колечко покатилось дальше и привело нас к весам!

IV. Работа над жанровой принадлежностью текста

Учитель: Посмотрим, что же лежит на чашах весов?

(На доске рисунок: весы, на чашах которых написа­но: «сказка» и «рассказ».)

К какому жанру относится «Стальное колечко»?

Дети: Думаю, что это рассказ, так как все события ре­альные.

- В сказках часто герои встречают незнакомца и полу­чают от него какой-то подарок. Здесь Варюша тоже полу­чает колечко от незнакомца.

- Он колдун. Колдуны бывают в сказках.

- Я не согласен. Это не настоящий колдун. Его товарищ так пошутил. Солдат не колдун, а обыкновенный веселый добрый парень.

- Здесь говорящий воробей Сидор. Как в сказках.

- Я думаю, что воробей здесь говорит, чирикая, а Варюша его понимает.

- Наверное, это полурассказ, полусказка.

Учитель: Вы молодцы, нашли и признаки рассказа, и признаки сказки. Перед вами несколько сборников с про­изведениями Паустовского, в одних «Стальное колечко» относят к рассказам, в других к сказкам. И у нас с вами чаши весов остались в равновесии. Каждый смог доказать свою точку зрения. Колечко снова зовет нас в дорогу.

V. Рассказ о родной стороне

Учитель: Прочитайте слова Паустовского, написанные рядом с его портретом.

(Дети читают эпиграф про себя, а затем хором.)

Учитель: Как понимаете слова писателя?

Дети: Если человек любит природу, то он и родину лю­бит. Если плохо относится к природе, значит, и родину свою не любит.

- Мы учимся у природы.

Учитель: Любит ли Варюша свою малую родину - де­ревушку Моховое?

Дети: Да. «Варюша думала надеть перстенек на указа­тельный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но. - и не надела перстенек. ». «Успею, - поду­мала она. - Нигде на белом свете не может быть так хоро­шо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

- Добавляем к характеру Варюши: любит родину.

Учитель: Посмотрите, соединились две карточки: любит природу - любит родину. Совсем недавно мы учили на­изусть стихотворение Николая Рыленкова «Все в тающей дымке. ». Какие строчки из него мы бы могли также ис­пользовать в качестве эпиграфа?

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Учитель: Как называется глава, которую мы сейчас изу­чаем?

Дети: «Родная сторона».

Учитель: В какую еще главу учебника можно было бы поместить «Стальное колечко»?

Дети: «Корни есть не только у дерева».

Учитель: Согласна с вами. Варюшины «корни» - это дедушка и Моховое. Что вы можете сказать о Варюшином дедушке? О его отношении к внучке?

Дети: Дед Кузьма тоже понимает язык животных: «Дед Кузьма говорил, что волки от зависти к людям воют: вол­ку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печ­ки: отогреть заледенелую косматую шкуру». Он не ругает волка, как во всех сказках. Он добрый, и Варюша добрая.

- Он учит ее любить малую родину - Моховое.

Учитель: Молодцы, ребята! Колечко зовет нас дальше.

VI. Традиционная рубрика -«Свободный микрофон»

(Вводится на всех уроках, чтобы дети высказались на волнующую или незатронутую тему. В помощь детям да­ются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о). », «Я понял, что. », «Меня впечатлило. », «Я хоте­ла бы научиться. » и т.д.)

Дети: Мне очень понравилось описание весны. Я поп­робую написать стихотворение.

- Я поняла, что нужно быть внимательной к окружаю­щему миру.

- Меня впечатлило выздоровление деда Кузьмы.

- Мне запомнилось, как Варюша переживала из-за поте­ри колечка, как искала его, потому что верила в его вол­шебную силу.

VII. Итог урока

Учитель: Весь урок наше колечко помогало нам в пути. А как помогло стальное колечко Варюше?

Дети: Научило верить в чудеса!

Учитель: И видеть необычное в обычном. Колечко ос­талось у Варюши. Могут ли в ее жизни еще произойти чу­деса?

Дети: Да, у Варюши доброе сердце, она верит чудеса.

Учитель: Ее сердце открыто для чудес, потому что чу­деса творят добро, вера, любовь и надежда. А это вечны ценности, и кольцо - символ вечности. Поэтому предлагаю вам подумать над продолжением истории.

Примечание. На следующем уроке дети зачитывали свои творческие работы. Предлагаю некоторые работы или от­рывки из них.

Спустя год Варюша надела колечко на указательный па­лец, и повидали они с дедом Кузьмой многие города и стра­ны. Вернулись они летом. Убрали избу, вымыли окна, свари­ли кашу.

- Понравилось тебе, деда, наше путешествие?

- Понравилось, - отозвался дед, - но в нашем Моховом лето ярче.

Варюша была согласна с дедом.

Лев Архиреев

Урок литературного чтения "К.Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка?". 3-й класс

Цель: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Задачи урока (Планируемые результаты):

  • Познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского “Стальное колечко”
  • Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
  • Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
  • Расширять и активизировать словарный запас

Метапредметные:

  • Формирование умений сохранять учебную цель, заданную учителем
  • Формирование самостоятельно ставить учебные задачи.
  • Формирование умений оценивать учебные действия
  • Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности,
  • Работать над использованием знаково-символичных средств
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям.
  • Развивать умения работать со словарем
  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

1. Организационный момент.

Звучит музыка “С чего начинается Родина?”

Слова учителя на фоне музыки:

“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)

А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)

2. Актуализация знаний

Вчера у нас состоялась первая встреча с произведением Паустовского “Стальное колечко”.

Вам понравилось это произведение? (ответы детей)

Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)

А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)

А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать? (например, провести викторину по содержанию текста, игру “Верно или неверно)

“Викторина по произведению”. Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?

Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите “+”, если высказывание неверное, вы ставите “-”.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (“-”)
  2. Дед Кузьма и Варюша жиле в деревне Моховое (“+”)
  3. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“-”)
  4. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“+”)
  5. На платформе девочка встретила двух бойцов. (“+”)
  6. Боец попросил подарить ему махорки. (“-”)
  7. Боец попросил продать ему махорки. (“+”)
  8. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (“+”)
  9. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (“-”)
  10. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. (“+”)

Самопроверка. Даются правильные ответы. Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.

У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

3. Словарная работа. Определение значения слова

Вчера на уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов). Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом) Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)

Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.

У каждой группы есть карточки со словами и их значениями. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение

Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)

Можете ли дать определение этому слову? (нет))

Что будем делать? (искать значение в словаре).

Я предлагаю двум детям найти объяснение слова в толковом словаре, а двум другим найти предложение в тексте Паустовского с этим словом. (учебник стр.35)

(Группа детей работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)

Пока группа детей работает с толковым словарем и учебник, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.

Я показываю картинку, в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.

Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.

Найдите на следующих картинках лещину.

А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)

4. Постановка учебной задачи

“Стальное колечко”. Вчера на уроке мы анализировали название произведения.

Какие вопросы возникли? Какие были версии?

Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)

О чем произведение? (о колечке)

Прочитав произведение, ваше мнение изменилось? (ДА) О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)

Вчера мы анализировали название произведения и пытались по названию определить жанр. Какие были версии? (стихотворение, научно-популярная статья, рассказ, сказка)

Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение? (Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)

Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

Сформулируйте тему и цель урока. (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)

Задачи урока я предлагаю сформулировать так:

1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”

2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности

3. Развивать навыки сознательного чтения

4. Пополнять словарный запас

5. Формировать потребность к книге, чтению

6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.

5. Решение учебной задачи

Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.

Рассказ Сказка
Начало произведения. В деревне Моховое +
Встреча Варюши с бойцами + +
История про Сидора + +
Варюша потеряла колечко +
Приход Весны + +
Варюша нашла колечко +
Дедушка поправился + +
“Наша земля – истинный рай” +

Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои). Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)

Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)

Выполняется задание в соответствии с выбором учащихся. Оценивается выполненная работа учащимися.

Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)

Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.

3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.

А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)

Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.

Учащиеся работают. Во время работы звучит музыка П.Чайковского “Апрель”

Представление и оценка выполненных работ.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)

Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)

Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

- Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются.

Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

7. Домашнее задание

1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского

2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.

3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Кто доволен работой на уроке? Что сегодня удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012

2. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению: 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

Читайте также: