Урок стальное колечко 3 класс 21 век

Обновлено: 01.05.2024

Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности, делим его на части, озаглавливаем.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_k._paustovskiy_stalnoe_kolechko.rar 171.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Учитель: Фомина И.В., 3 «Б» класс

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • словесный.
  • учебник
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.
  3. Групповая.

Оборудование для урока : учебник Л. Ефросининой «Литературное чтение» для 3 класса, текст произведения, компьютер, проектор.

Массаж 1. Точка на лбу между бровями

2. парные точки по краям крыльев носа.

3. парные точки в височных ямках.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте –поздороваемся с ними. Я рада, что у вас хорошее настроение и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, поэтому прошу вас выбрать командиров. А командиров попрошу вспомнить с ребятами правила коллективной работы. У вас на столах лежат памятки-помощницы.

Начинаем наш урок с литературного диктанта.

  • 1 группа Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2 группа –кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, после которого сюжет произведения движется к завершению.

3 группа – олицетворение -наделение животных, предметов или явлений признаками и свойствами живого существа или человеческими качествами..

1 группа – Паустовский -писатель, перу которого принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать. Своё первое произведение он написал в последнем классе гимназии.каждая его поездка – это книга. Он сменил много профессий, был вожатым и кондуктором московского трамвая,санитаром в армии во время Первой мировой войны, преподавателем русской литературы, военным журналистом во время 2 мировой войны.

2 группа –вступление -начало любого произведения.

3 группа –сравнение –слово или выражение, указывающее на сходство предметов или явлений природы.

1 группа –кольцо - В давние времена этот предмет был не просто украшением. Он представлялся людям источником особой силы, служил талисманом. Он мог рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

2 группа –заключение -конец произведения.

3 группа –эпитет – образное художественное определение предмета или явления.

Прочитайте слова и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. слайд

Эпиграфом нашего урока я сегодня выбрала слова “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Древнегреческий ученый Платон.

Дома вы делили текст на смысловые части и озаглавливали их. Даю вам несколько минут для корректировки ваших планов.

Сравниваем количество частей и названий. Находим несоответствие. Что делать?

-Будем корректировать сообща или воспользуемся эталоном? Что быстрее?

Открываю перепутанный план.

Давайте выстроим сюжетную линию.

Игра «Ты мне, я тебе»

1 группа составляет три вопроса к 1-3 частям

-Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? (любознательная)

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).

Физминутка «мозговая гимнастика»

Качания головой. (стимулирует мыслительные процессы) Расслабьте плечи, дышите глубоко, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«ленивые восьмерки»( активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

«шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь) «наденьте шапку» т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

2 группа составляет три вопроса к 4-6 частям

Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная)

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

Как наступает Весна?

3 группа составляет три вопроса к7-10 частям

Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его? Почему?

-Обдумывала ли она этот поступок?

-Как это характеризует Варюшу?

- Что она увидела, когда прибежала домой?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?

- Для себя Варюша, что выбрала: большую радость или повидать свет?

- От чего она испытала большую радость?

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру - к природе).

Какие средства художественной выразительности использует автор в своем произведении? Найдите в тексте

1 группа олицетворение

С кем сравнивает весну автор?

2 группа –сравнение

- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? ( Это сравнение.Метафора )

Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?

(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)

3 группа- эпитеты

Предлагаю 1 группе составить синквейн для слова «колечко»

2 группа –характеристика Варюши

3 группа –обложка книги.

– Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова ученого Платона?

Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

Для чего вообще мы сегодня работали на уроке?

Кто уже догадался, какое д/з будет у вас?

Я предлагаю вам сейчас сделать такое колечко волшебное, но пока не надевать его. Командиров групп прошу оценить работу вашей группы.

Изготовление кольца из фольги.

Пока изготавливаете кольцо, прошу командиров оценить работу своей группы.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке: шевелить мозгами –средний палец, краем уха –безымянный палец, хлопать ушами –указательный палец. (Значение фразеологизмов)

– Ребята, любите своих близких и родных. И помните всегда о своей малой родине. Знайте, в нашей жизни всегда есть место чуду, только нужно уметь замечать чудеса, которые происходят вокруг нас.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стальное колечко" (3 класс)

расширение знаний о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского и знакомство с произведением «Стальное колечко».

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Инструментальный блок

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы:

Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный.

Образовательные ресурсы:

Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел.

1. Организационный этап - мин.

2. Этап проверки домашнего задания - мин.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения - мин.

4. Этап первого восприятия - мин.

5. Анализ литературного произведения - мин.

6. Физминутка - мин.

7. Анализ литературного произведения - мин.

8. Этап постановки учебной задачи - мин.

9. Этап обобщения - мин.

10. Этап объяснения домашнего задания - мин.

11. Итог. Рефлексия - мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка.

-А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику, чтобы подготовить наш орган к работе.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.

- «Свеча».

Сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха).

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами,

-громко, медленно,

-громко, быстро,

-для чего мы работали со скороговоркой?

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, вместе с учителем.

2.Этап проверки домашнего задания

Итак, ребята, что была вам задана на сегодняшний урок?

Учащиеся объявляют домашнее задание.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Прочитайте эти замечательные слова.

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора вы читали?

- Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.

Расскажите мне о К. Г. Паустовском? Что вы знаете из его жизни? Что вам больше запомнилось из его жизни?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

Учащиеся читают слова на слайде.

(Похождение жука-носорога, Кот-ворюга, Жильцы старого дома, Тёплый хлеб, Квакша, Барсучий нос, Заячьи лапы,)

- К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

-Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Учащиеся слушают биография К.Г. Паустовского.

Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них и записывают в тетрадь.

4.Этап первого восприятия

Итак, ребята, откроем с вами учебник на странице__. Я начну первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.

Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

-Хорошо, ребята, я выслушала ваши варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.

(Чтение сказки «Стальное колечко»)

Учащиеся делятся своими предположениями о том, о чём произведение.

5.Анализ литературного произведения.

Итак, ребята, ваши варианты, на счёт того, о чём это произведение были близки?

Давайте с вами поработаем над первой часть произведения.

Работа над первой частью:
-Где жили главные герои?
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?

1. -Деревушка Моховое.

- Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

- Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

2. - Село Переборы.

- На платформе сидели два бойца.

- Один был бородатый, с веселым серым глазом.

-За то, что она отсыпала ему махорку.

6.Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.

Выполнение физминутки вместе с учителем.

7.Анализ литературного произведения

Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?

Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?

Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?

Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?

Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?

Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?

3. - Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец,

- что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь,

4. - Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно,

-Варюша разгребала снег ручками,

- Да, поверила,

-– Ты не горюй, дурочка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

- Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, в тепле, в сытости, а все ему мало,

- Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал,

5. - Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду,

- Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе,

6. - С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки,

- Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело,

-Так, как из-за этого дедушка её стал бы здоровым,

- и продуло всю избу легким воздухом,

- Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма,

- Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце,

- Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете,

8.Этап постановки учебной задачи

-Что же хотел сказать автор своим произведением?

Учащиеся делятся своими предположениями.

9.Этап обобщения

Работа над образом Варюши.

- Теперь, ребята, я предлагаю вам составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

План.

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

10.Этап объяснения домашнего задания

Итак, ребята, домашнее задание у вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

Учащиеся внимательно слушают о домашнем задании.

11.Итог. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? ()

- Ребята, а всё-таки -это произведение сказка или рассказ? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Конспект урока на тему "К.Г. Паустовский «Стальное колечко»" Начальная школа 21 века, 3 класс

Создание условий для ознакомления обучающих с произведением К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Создать условия для развития познавательной сферы: внимание, память, речь, воображение, мышление;

Создать условия для воспитания интереса к русской литературе.

Оборудование

Компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 3 класс ч.2, рабочая тетрадь, презентация, карточки на доске.

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Организует эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут …., и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия (Р)

Актуализация полученных знаний

Повторение изученного материала.

- Ребята, скажите, с каким разделом вы закончили работу?

-С какими поэтами вы познакомились?

-Что запомнилось из его биографии?

-Какие запомнили стихотворения?

-Мы закончили работу с разделом, посвященный С.А. Есенину

Умение систематизировать, обобщать изученное(П)

Первичный синтез

1)Подготовительная работа

Знакомит детей с новым автором.

-Прочитайте эти замечательные слова.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.»

-Это слова Константина Георгиевича Паустовского. (ФИО и фото на слайде). Как вы понимаете эти слова? (Слайд 1)

-Вам известен этот человек?

Организует работу с содержанием учебника.

-Давайте узнаем, с какими произведениями этого писателя мы познакомимся. Для этого обратимся в содержание учебника. Открываем содержание.

-Имя ученика, прочитай: какие произведения К.Г. Паустовского мы будем читать?

-Но прежде чем мы перейдем к знакомству с произведением, узнаем немного о жизни писателя. Послушайте внимательно, после биографии я задам вам несколько вопросов.

Рассказывает биографию писателя.

-Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё во время обучения в гимназии он написал первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

Проводит опрос по биографии писателя . (Слайд 2)

-В каком городе родился К.Г. Паустовский?

-Когда написал К.Г. Паустовский свой первый рассказ?

-В путешествиях по России что он делал?

Организует работу с учебником.

-Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

-А сейчас мы с вами проверим, правильно ли мы составили слова. Откройте учебник на странице 75-ой. Прочитайте название произведения.

-Верно. И мы с вами составили правильно два слова.

-Какую мы поставим цель?

-Обратите внимание, что произведение дано в сокращении.

Что значит в «сокращении»?

Пролистайте произведение, обратите внимание, что оно довольно большое и ведь нам оно дано в сокращении.

- После урока, вы можете сходить в библиотеку и взять полное произведение.

-Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, индивидуальные карточки.

ВложениеРазмер
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ____ 73.5 КБ

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Фразы для чтения: Индивидуальные карточки.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Класс встал у парт.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

3. Актуализация знаний.

1) Литературный кроссворд.

1. Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Ему свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. (рассказ)

2. Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. (Сказка)

3. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для неё характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)

4. Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму. (Стихотворение)

5. Японские трехстишия (Хокку)

6. Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре. (Считалка)

7. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолёта( крыло птицы), поезд идёт (человек идёт)

- Найдите лишнее слово в кроссворде. ( Метафора т.к. это средство художественной выразительности , а всё остальное жанры литературы)

- Какое ключевое слово получилось? (Колечко)

- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)

2) Работа в парах. Чтение текста парами.

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

3) Соотношение автора и литературного произведения. (Карточки на доске)

В. Гаршин "Лисица и Виноград"

И. Крылов "С добрым утром"

К. Паустовский "Лягушка - путешественница"

- Кто лишний? (Паустовский)

4. Работа над темой урока.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

2) Просмотр слайдов "Фото экскурсия в московский музей К. Паустовского"

3) Викторина "Узнай произведение" (Карточки на доске)

СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"

АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"

4) Чтение и анализ текста

А) Словарно-лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки)

Соотнеси слово и его лексическое значением.

1. Курительный табак низшего сорта. ____________

2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

4. Из тонких досок из древесины хвойных пород-

5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.

Б) Выразительное чтение текста учащимися (по цепочке)

В) Словарно-лексическая работа "по ходу" текста.

СУРОВАЯ - холодная, неблагоприятная для жизни.

СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК - из лёгкой хлопчатобумажной ткани (показать образец)

СКОРЫЙ поезд - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

ДОБРАЯ горсть - большая

САПЁР - военнослужащий инженерных войск

БОЛЬШАЯ ОХОТА - сильное желание

ШИНЕЛЬ - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

БЕЛЫЙ СВЕТ - посмотреть мир

КОЛДУН - человек, занимающийся колдовством

5. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Составление рассказа по опорам. (Опоры вывешиваются на доску)

Возраст от 7 до 10 лет

Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? ( Это сравнение. Метафора )

Мини тест "Самый внимательный" "Да - нет" Работа в тетрадях.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет

Выборочное чтение. (Картина зимы)

- Найдите в тексте слова, которые подходят к этому изображению.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

Чтение по ролям. (Варюша, Боец с бородой, Второй боец, автор)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

Указано в каком селе живут герои.

Беседа с бойцом похожа на

В какое село Варюша идет за махоркой.

Все конкретные детали:

Описание поезда похоже на

Снегопад, станция, поезд.

описание чудовища, которое

может подхватить и унести девочку.

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Давайте пофантазируем над продолжением.

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

- Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом)

- А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Что, например, может хотеть девочка, которая живёт в маленькой деревушке, у самого леса? (Наверное, девочке захочется повидать мир)

7. Дополнительные задания.

1) В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)

2) Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)

3) В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)

4) Как досталась девочке махорка? (купила)

5) Куда пошла Варюша? (на станцию)

6) Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)

7) Что предложил боец девочке? (продать)

8) Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)

9) Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)

10) Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)

11) Что случилось? (упало в снег)

Пересказ по опорам (опоры на доске)

2. Проверка домашнего задания. Чтение четверостиший о вреде курения.

Я шёл домой со спортзанятий,
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье - это вред.
И я сказал: "Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?"

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

- Придумать продолжение текста К. Паустовского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»Программа «.


Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Урок литературного чтения разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, темой, учтены возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как с.


Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина.

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"

Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД).


Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учит.

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-Г классе по теме Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Автор Л. В. Фурса

В цикле знакомства с творчеством Бориса Заходера является уроком закрепления знаний и реализации творческих способностей учащихся, объединён метапредметными связвми с уроками изобр.


конспект открытого урока по литературному чтению во 2 д классе

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Басня И.А.Крылова "Слон и Моська", поможет учителю начальных классов отрабатывать навыки УУД у учащихся на всех эта.

Конспект урока "К. Паустовский "Стальное колечко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействовать воспитанию любви к семье, к русской поэзии.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

Личностные:

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап подготов-ки к восприятию

Рассмотрите иллюстрацию к тексту на странице 76 -77.

- Что изображено на первой иллюстрации?

- А что происходит в лесу?

- Что изображено на второй иллюстрации?

- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации?

-Почему вы решили, что два бойца?

- О чём пойдёт речь в тексте?

- Посмотрите, кто написал произведение, которое мы с вами будем читать.

- По названию рассказа, можно определить, о чём будем читать?

- Можем мы, не прочитав это произведение, сказать к какому жанру оно будет относиться?

- Итак, кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- На первой иллюстрации изображен лес.

- Здесь зима и все деревья окутаны снегом. Наверно, очень холодно, потому что метёт пурга.

- На второй иллюстрации мы видим людей, двух солдат и маленькую девочку. Солдат что-то подаёт девочке.

- Возможно маленькая девочка или два бойца.

- На них форма военная и видно они устали очень. А ещё эти два бойца ждут кого-то.

- Наверное, мы будем читать о лесе, о зиме, о жизни маленькой девочки и двух бойцах.

- Произведение написал Константин Георгиевич Паустовский.

- Мы будем читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко»

Работа с текстом.

- Итак, ребята, сейчас я буду читать вам текст по частям, а вы внимательно слушайте и запоминайте, потому что потом я буду задавать вам вопросы.

- Какой сюжет произведения изображен на иллюстрации стр.76?

- Что такое «тесовых» и как вы понимаете значение слова «вышла»? Где можем узнать толкование непонятных слов?

- Почему Варюше хотелось посмотреть на поезда?

- Какой добрый поступок совершила Варюша?

- Кто заметил, как называет боец Варюшу?

- Как отблагодарил боец Варюшу за ее доброту?

- А почему колечко волшебное?

- Что произошло с Варюшей, когда она шла домой?

- Что она сделала для того, чтобы найти колечко?

- Когда у Варюши получилось найти колечко?

- Что произошло, когда она надела колечко?

- Считает ли дедушка, что кольцо волшебное?

- Что потом произошло с колечком и Варюшей?

- Какой вывод делает Варюша в конце?

- Как вы понимаете это?

- Мы узнаем, что маленькая девочка Варюша вместе со своим дедушкой Кузьмой, жила у самого леса. Также описывается зима, она выдалась суровая, с сильным ветром и снегом.

- Можем посмотреть в «Толковый словарь» или в конце произведения заглянуть в наш словарик.

Дети определяют значение слов «тесовых» и «вышла» по словарю.

Тесовые крыши – крыши, сделанные из досок.

Махорка - род дешёвого табака

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

- Она наверно никогда не видела их.

- Девочка не продала махорку бойцам, а угостила их просто так.

- Он сравнивает её с красивыми маленькими цветами, цветок – лепесток в валенках и анютины глазки с косичками.

- Он подарил ей волшебное стальное колечко.

- Если его надеть на средний палец, то оно будет здоровье приносить, если на безымянном, то радость принесет, если на указательном – то весь свет повидаешь.

- Варюша захотела одеть колечко на мизинец и потеряла его

- Она поставила в снег еловую ветку, чтобы было легче отыскать колечко.

- Варюша нашла колечко весной, когда снег растаял и появились первые цветы

- Ее дедушка выздоровел

- Нет, он сказал, что выздоровел от свежего весеннего воздуха

- Варюша надела колечко на безымянный палец и ощутила радость от прихода весны и преображения природы родной земли

«Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Индивидуальные ответы детей

Предметные УУД:

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

воспринимают стихотворения на слух

Личностные УУД:

получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение;

эмоционально воспринимают стихотворение

Регулятивные УУД:

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза,

планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД:

Находят ответы на вопросы в иллюстрации

Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, скажите кратко, о чем это произведение?

- Как вы думаете, действительно ли колечко было волшебное?

- А почему тогда девочка начала замечать чудеса вокруг себя?

- О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением?

- Подумайте и скажите: какая главная мысль этого произведения?

- “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша?

- Хорошо, ребята. Молодцы.

- Вы сегодня отлично поработали на уроке.

- Спасибо, до свидания.

- Это произведение о девочке, которая получила в награду за свою доброту колечко, способное делать людей радостными и здоровыми.

- Нет, просто оно было дорого бойцу, поэтому он так сказал о нем.

- Она поверила в то, что чудеса случаются и начала смотреть на мир по-другому

- О добре, заботе о ближних, любви к Родине.

- Несмотря на тяготы жизни надо обратить внимание на природу, ведь нет ничего на свете краше, ну и, конечно, то, что добро всегда вознаграждается.

Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются.

Читайте также: