В гневе он как гром загремел как сталь засверкал

Обновлено: 03.05.2024

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

Союз "КАК" очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом "КАК", а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом "КАК" ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом "КАК"

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения ("КАК" имеет значение «подобно»).

Например: Под ним Кавказ , как грань алмаза , снегами вечными сиял. Её голос звенел , как колокольчик . Блестели её глаза, зелёные , как крыжовник . И видел он себя богатым , как во сне . (Крылов) Руки его дрожали , как ртуть . (Гоголь) Воздух чист и свеж , как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка , парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу , как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела , как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу , как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула , как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар , как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность — недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете.

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические "карлики" и синтаксические "великаны". Вот как могут выглядеть сравнения -"карлики", их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам , как зверь , был чужд людей и полз, и прятался , как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны": Перед ними , как окаменевшие во время шторма океанские волны , расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: "уловив" его начало, многие не удерживают его в памяти до конца — и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать "великана", поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Например: Лицей дал России таких людей , как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости , как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо , как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же , как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества , как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко , как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и.

Например: Деревья , как и люди , имеют свою судьбу. К Москве , как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность , как к старой няньке (Паустовский). В её глазах , как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз "КАК" включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была , как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все , как один , высыпали во двор. Вижу , как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались , как обычно , в девять часов утра. Помню , как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми , как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада , как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно . Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное , как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной , как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной , как Рылов.

2. Если приложение с союзом "КАК" имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент , как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: "КАК" выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит , как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами , как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел , как горит свеча.

( Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: "Я долго смотрел - на что? - как горит свеча". В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом "КАК" не ставится

1. Обороты с союзом "КАК" не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) ( Сравните: посыпалась градом .) Как дым рассеялись мечты. (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) ( Сравните: демонически коварна.)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей , тревог и печалей… (Лермонтов) ( Сравните: …любил меня, считая своей собственностью.) …Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное , что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союз "КАК" имеет значение «в качестве» или оборот с союзом "КАК" (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (Пушкин) Я говорю как литератор . (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры . Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста . Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга . Я сохраню это письмо как память . Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд , другие как коралл . (Крылов) Она сама ходила как дикая . (Гончаров) Как ребёнок душою я стал . (Тургенев) Отец и мать ей как чужие . (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка . (Если взять сказуемое «держится» без оборота «как хозяйка», то получается «она держится», и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда . Он совсем как ребёнок .

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом "КАК"!

Например: Везде он чувствовал себя как дома . Брат и сестра похожи как две капли воды . У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока . (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу . (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь "узнавать при встрече" как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и "карлики": работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед "КАК" в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, слово "КАК" может быть частью составного союза как. так и. или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед "КАК", либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. Союз "КАК" может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Абракадабра на тему Запятая перед союзом КАК

В давнюю пору как в розовом цвете
Видели мы, что творилось вокруг.
Давай же посмотрим и ныне как дети
На старость свою, мой сосед или друг.

Видишь, как бойко торопятся стрелки
Вечно спешащих настенных часов,
Нас приставляя к невидимой стенке
Как будто стреляют козлов-стариков.

Так как исход не совсем предсказуем,
То в розовый сон мы ныряем в ответ
Меж тем как и нынче всего лишь балуем
И тем исправляем негожий нам цвет.

Хоть и стояли мы как на иголках,
Глупы как пробки и белы как снег -
Ведь власти голодные ноне как волки,-
Но мы как бараны не смиримся, нет.

Вижу как днём, хотя мир очень чёрен.
Богатый как шах, хоть и гол как сокол.
Я всё понимаю как котик учёный,
Воспринимая судьбу как прикол.

Беды все схлынут как с гуся вода,
Радости жду я как манны небесной,
Если как мёртвый усну — и тогда
В розовом сне будет мне интересно!
16.03.17.

Если вдруг кто-то с чем-то будет не согласен (на счёт запятых), укажите на ошибку - буду только признателен, хотя могу и оспорить приговор. Так-то вот.
Ученье - свет, неученье - чуть свет на работу.

Запятая перед союзом "КАК" не ставится
1. Обороты с союзом "КАК" не выделяются запятыми
.
Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) (Сравните: посыпалась градом.) Как дым рассеялись мечты. (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) (Сравните: демонически коварна.)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом "КАК"!

Например: Везде он чувствовал себя как дома. Брат и сестра похожи как две капли воды. У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока. (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (Чехов)

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и "карлики": работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед "КАК" в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.
.

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит..

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет. Гром грохочет.
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2007. Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен.
  • 29.06.2007. Но в разговор веселый не вступая, сидела там задумчиво одна
  • 28.06.2007. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула.
  • 27.06.2007. Как пожар в лесу, любовь в судьбе.
  • 26.06.2007. И отсталых подгоняют вновь плетью боли Голод и Любовь.
  • 25.06.2007. Я думаю еще о горсти пыли, оставшейся от Ваших губ и глаз.
  • 24.06.2007. Не кольцо, не сладость молений - Он погибель мне принесет.
  • 23.06.2007. Все утопить. Сейчас.
  • 22.06.2007. Нам свои боевые не носить ордена.
  • 21.06.2007. А где-то зеленые Альпы. Альпийских бубенчиков звон.
  • 20.06.2007. именно в минуту отчаянья и начинает дуть попутный ветер
  • 19.06.2007. ..номер кончен и гаснет свет, и никого со мною рядом нет.
  • 18.06.2007. . тихо под ветром качаться, в смерти любить.
  • 17.06.2007. ценность мгновенья равна Бесконечности
  • 16.06.2007. Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем.
  • 15.06.2007. И верится, и плачется, и так легко, легко.
  • 14.06.2007. Не пропадет ваш скорбный труд.
  • 13.06.2007. Забавно жить! Забавно знать, что под луной ничто не ново!
  • 12.06.2007. Меж листьев желтых, облетевших, стоит его недвижный трон.
  • 11.06.2007. . люблю мою бедную землю, оттого, что иной не видал.
  • 10.06.2007. Ходит сажа, вакса семенит, и тихонько Чаплин говорит.
  • 09.06.2007. И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
  • 08.06.2007. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
  • 07.06.2007. Изыде сеятель сеяти семена своя
  • 06.06.2007. В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит..
  • 05.06.2007. .
  • 04.06.2007. Я ль виноват . что я всех люблю и вместе ненавижу.
  • 03.06.2007. . Ты мертвецу, святыней слова, обручена.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

§ 115. Сравнительный оборот

1. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок (Чехов); На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (А. Н. Толстой); Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба (Мамин-Сибиряк); Пантелеймон… сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки (Чехов); Рыжик с фокуашком вошли в лес широкой, будто выметенной, тропой (Свирский); Лучше поздно, чем никогда (пословица); Ночью. лететь было безопаснее, нежели днем: устойчивее воздушный океан (Первенцев);…А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Тургенев); Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Тургенев).

Примечание. Не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу, например: Звезды на темном небе словно блестки, рассыпанные по бархату; Он смотрит на жизнь будто сквозь розовые очки; Могучий дуб и рядом с ним белоствольная береза точно воин в доспехах и девушка в подвенечном платье; Веселая песня что крылатая птица уносится далеко, далеко; Мы с ним словно родные братья (об отсутствии гире в этих случаях см. § 79, п. 1, примеч. п. 2).

2. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как:
1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно», например: И видел он себя богатым, как во сне (Крылов); Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (Пушкин); Руки его дрожали, как ртуть (Гоголь); Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка… (Лермонтов); На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (Гончаров); Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет); На самом дне, сухом и желтом, как медь, лежали огромные плиты-глинистого камня (Тургенев); Слова бесконечно тянулись одно за другим, как густая слюна (Салтыков-Щедрин); Старый мост сломали, и на его месте сделали цокольную, прямую, как палка, набережную (Л. Толстой); Старик заплакал, как дитя (Никитин); Королев старается ввести школьническую дисциплину и относится к студентам, как к ученикам той гимназии, где он был директором (Короленко); Он двигался сдержанно, как человек, умеющий хорошо обращаться со своим временем (Федин); Я через всю свою жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание (Пришвин); А жена уже в дверях стоит и сковородник, как ружье, на изготовке держит (Шолохов); На улице было множество людей, как в праздник (Тихонов); Молнии, как галстуки, по ветру летят (Багрицкий); И обнялись, как братья, отец и мальчик-сын (Твардовский);
2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, например: Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского (Пушкин); Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой); Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба… (Чехов); Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви (Горький);
3) если оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Паустовский); В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное; Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации;
4) если оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п. (некоторые из них имеют характер вводных слов), например: Вижу, как теперь, самого хозяина… (Пушкин); Занятия начались, как обычно, в девять часов утра; Помню, как сейчас, свою первую учительницу в школе; Как нарочно, в кармане не было ни копейки; Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

Примечание. Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, например: Осенью и зимой густые туманы в Лондоне бывают как правило; Вчерашний день прошел как обычно (т. е. по обыкновению);
5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как, например: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский); Но что же такое эта самая память? — Не что иное, как действие воли… (Чаадаев).

3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:
1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием, например: Как град посыпалась картечь (Лермонтов) (ср.: посыпалась градом); Как дым рассеялись мечты (Лермонтов); Как демон коварна и зла (Лермонтов) (ср.: демонически коварна); Перстенек как жар горит (Некрасов); В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал; Конь как буран летит, как вьюга спешит; Как зарницы в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали;
2) если основное значение оборота — приравнивание или отождествление, например:…Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей… (Лермонтов) (ср::…любил меня, считая своей собственностью);…Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное, что он мог дать (Салтыков-Щедрин);
3) если союз как имеет значение «в качестве» или оборот с союзом как (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны (см. § 93, п. 5, примеч.), а также стоит в конце предложения: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (Пушкин); Я говорю как литератор (Горький); Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (Маяковский); Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий (Фадеев); Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры; Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста; Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга; Я сохраню это письмо как память; Эти идеи пропагандируются среди художников как прогрессивные; Петр I не считал для себя зазорным работать как простой плотник; Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт;
4) если оборот образует именную часть составного сказуемого (об отсутствии тире в этих случаях см. § 79, п. 1, примеч., п. 2) или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота), например: Одни как изумруд, другие как коралл (Крылов); Она сама ходила как дикая (Гончаров); Как ребенок душою я стал (Тургенев); Гамзат вышел из палатки, подошел к стремени Умма-Хана и принял его как хана (Л. Толстой); Отец и мать ей как чужие (Добролюбов); Я смотрел как очарованный (Арсеньев); Поэма была произнесена как признание (Федин); Все относились к Ване как к своему человеку (Пришвин); Он говорил о привычных вещах как о чем-то необычайно интересном (Паустовский); Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы» (Паустовский); Льды как льды, пустыни как пустыни (Каверин); Все как на картинках: и горы, и лес, и вода; Все как обычно, только часы стояли; Скота у него как муравьев в муравейнике.
Ср. также: чувствовать себя как в родной стихии, ведет себя как невменяемый, понять как намек, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребенка, приветствовать как друга, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересует как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предположение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;
5) если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п., например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни (Пришвин); Он [Андрей Белый] отдавался языку именно как шаман, отдающийся самовозбуждению (Федин); Было светло почти как днем; Дети иногда рассуждают совсем как взрослые; Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери;
6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания, например: У льва как гору с плеч свалило (Крылов); Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (Пушкин); Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (Чехов).


Ср. также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродить как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросенок, вижу как днем, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далек как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему все как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мертвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идет рядом как пришитый, катался как сыр в масле, колыхался как студень, красив как бог (но перед именем собственным: красив, как Аполлон; то же: быстрый, как Аякс; мудрый, как Соломон; сильный, как Геркулес, и т. п.), красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как Сидорову козу, лысый как колено, льет как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как угорелый, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдешь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошел ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидел как прикованный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кедр ливанский, твердый как кремень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осел, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лед, черный как черт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

Обособление сравнительных оборотов

Почему используются разные правила обособления оборотов с союзом КАК в следующих предложениях:

(1) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал.

(2) Лёд, как сталь, засверкал в холодных лучах осеннего солнца.

Для предложения (1) действует правило: Оборот с союзом КАК не обособляется, если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить Т.п. существительного, например: В гневе он как гром (громом) загремел, как сталь (сталью) засверкал.

Но почему это правило не применяются для предложения (2)?

Тат, там комментарии закончились. Пишу, поэтому, здесь. Кто автор этих книг? И есть ли они в интернете?

2 ответа 2

Розенталь объяснял так: в некоторых случаях, особенно в произведениях художественной литературы, ставятся запятые, чтобы подчеркнуть значение образа, создаваемого путем сравнения.

Гляжу, как безумный, на черную шаль... (Пушкин) (значение подобно безумцу преобладает над значением гляжу безумцем).

Она ускользнет, как змея, порхнет и умчится, как птичка (Лермонтов) (хотя можно сказать ускользнет змеей, умчится птичкой).

Но предложение "В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал" тоже из художественной литературы, в нем много экспрессии, поэтому тоже очень хочется подчеркнуть образность сравнения. Но мы её почему-то не подчеркиваем. И вообще такое решение вряд ли может служить руководством к действию - скорее, Розенталь выразил свое интуитивное понимание проблемы. А как быть школьникам, которые должны правильно написать и правильно объяснить.

София, вы правы: экспрессия есть. Но в вашем случае скорее всего преобладает значение отожествления или приравнивания.

Вот еще из Розенталя: При анализе подобных примеров мы исходим из авторской пунктуации и пытаемся ее объяснить, что, как известно, является делом весьма сложным. Так, мы можем допустить, что в предложении "Она ускользнёт, как змея, порхнёт и умчится, как птичка" автору важно было создать художественные образы путем, так сказать, чистого сравнения (подобно змее, подобно птичке, хотя сравнение сохраняется и в сочетаниях ускользнёт змеёй, умчится птичкой, но с добавочным оттенком образа действия).

Такие предложения допускают двоякую пунктуацию. Если он гремел так, как гремит гром, напоминая гром, - "он, как гром, гремел". Если он гремел очень громко, громообразно, громом гремел - "он как гром гремел".

Розенталь сформулировал правила, потом написал к ним примечания, а потом примечания к примечаниям. И так появилась книга "Трудные случаи пунктуации".

Второе предложение никак нельзя заменить обстоятельством образа действия, которое при этом соответствует творительному существительного. Сверкал сталью ? Разве сталью можно сверкать? А вот "сверкал, подобно льду, или: словно лед" - можно. Здесь вне сомнения сравнительное значение, а не обстоятельство образа действия.

Серж, здесь дело не в наполнении синтаксической конструкции конкретным содержанием, а в структуре этой конструкции. Тем не менее рассмотрим другой, поэтический пример: (1) "Ночь весенней негой дышит, Ветер взморья не колышет, Весь залив блестит, как сталь" (А. Фет). Здесь правильно обособлено? И вот еще пример для сравнения: (2) "Справа, за глубоким, тёмным обрывом, синел, блестя как сталь, залив Чёрного моря". А здесь правильно не обособлено?

Ну да, всё правильно, но остается вопрос, по какому правилу различаются варианты "он как сталь засверкал" и "весь залив блестит, как сталь"? Как классическая орфография их различает?

Во всех приведенных примерах может быть с запятой и без в зависимости от того, что хотел подчеркнуть автор - образ действия или чистое сравнение с объектом. "Синел, блестя, залив" - вполне допустимо употребить одиночное деепричастие, зависимых слов оно не требует. "Блестя, как сталь" = блестя так, как блестит сталь; "Блестя как сталь" = блестя сталью, блестя стальным блеском. Правда, есть еще одно соображение. "Синел, блестя как сталь, залив" - тут запятая не нужна, потому что создает двусмысленность: "синел, . как сталь, залив".

Запятая убирается, чтобы показать отнесенность сравнения к деепричастию. Ср.: "Я мчался на лихом коне, как ветер волен и один" — не «мчался, как ветер», а «волен и один, как ветер».

Читайте также: