В годы великой отечественной войны 1941 1945 гг сталь получали

Обновлено: 19.04.2024


Как известно, в Советском Союзе узнали о немецком вольфрамовом ноу-хау после контрнаступления под Москвой. Тогда в руки советских специалистов попали секретные подкалиберные противотанковые снаряды с необычайно твердым сердечником. Обнаружил их военинженер 3 ранга Владимир Борошев, когда прочесывал подмосковные склады трофейной техники в конце февраля 1942 года. Новые боеприпасы были найдены из состава боекомплекта новой противотанковой пушки (ружья) 2,8 cm s.Pz.B.41 с уникальным коническим стволом. Калибр компактной пушки уменьшался к дульному срезу с 28 мм до 20 мм. При этом такая миниатюрная пушка умудрялась с близкого расстояния успешно поражать любые средние танки, а при удачном стечении обстоятельств и тяжелые типа КВ. Зимой 1942 года в Советском Союзе уже знали о очень неплохой бронепробиваемости новых немецких снарядов и обратились за помощью в разгадке к металлургам московского завода имени Сталина. Результаты кристаллографического и химического анализа показали, что сердечник подкалиберного снаряда. выполнен из сверхтвердого соединения – карбида вольфрама WC.

Стальной голод Рейха

Подкалиберные снаряды для 2,8 cm s.Pz.B.41. Слева — противотанковый с сердечником из WC, справа — осколочный

В литературе иногда ошибочно указывают, что советским артиллеристам в руки попал снаряд Pzgr. 41 H.K. от более мощной противотанковой 7,5 cm Pak 41 с коническим стволом, но это неверно. Заводы Круппа выпустили ограниченную (150 экземпляров) партию этих дорогих орудий только весной 1942 года. Они в подавляющем большинстве были отправлены на Восточный фронт, где практически все и сгинули. В качестве трофея одна пушка 7,5 cm Pak 41 с шестью снарядами попала в Красную армию только в конце лета 1942 года.



Но вернемся к карбиду вольфрама. По шкале твердости Мооса это уникальное вещество достигает значения 9, уступая в этом только алмазу с его максимально возможной «десяткой». Вместе с высокой плотностью соединения и тугоплавкостью сердечники из такого материала оказались отличными наполнителями противотанковых снарядов. В среднем карбид вольфрама содержит до 94% дорогого металла. Если знать, что промышленность фашистской Германии произвела порядка двух миллионов подкалиберных снарядов только для противотанковых пушек с коническим стволом, то можно представить уровень потребностей Рейха в вольфраме. При этом собственных запасов такого редкого металла у немцев не было. У кого же они брали руду для получения вольфрама (с нем. «волчья пена»)? Основным поставщиком стратегическим важного материала оказалась нейтральная Португалия.


При этом немцы были настолько заинтересованы в вольфраме, что готовы были покупать его за золото. Оценить роль Португалии во Второй мировой войне очень непросто. С одной стороны, руководство этой страны помогало союзникам и предоставило в аренду авиабазу Ланеж на Азорских островах, а с другой – продавало и немцам, и их неприятелям вольфрамовую руду. При этом португальцы были фактическими монополистами в этом секторе рынка – в те времена они контролировали до 90% всех природных запасов тугоплавкого металла в Европе. Стоит сказать, что Гитлер еще перед войной старался аккумулировать у себя как можно больше вольфрама, но уже к началу вторжения в СССР эти запасы иссякли. Лидер Португалии Антониу Салазар, экономист и юрист по основной профессии, вовремя предложил свои услуги гитлеровской промышленности и не прогадал. Цена вольфрама во время войны подскочила в несколько раз и стала приносить маленькой европейской стране баснословный доход. В 1940 году Салазар продавал тонну руды за 1100 долларов, а уже в 1941 – за 20 тысяч. Поезда, груженные обогащенной вольфрамовой рудой, шли в Германию через оккупированную Францию и нейтральную Испанию. По некоторым данным, в банках Лиссабонна в счет оплаты вольфрама осело не менее 44 тонн золота, клейменного нацистской свастикой. Союзники настойчиво требовали от Португалии остановить поставки стратегически важного для Германии ресурса, особенно это давление усилилось, когда в СССР обнаружили упоминаемые противотанковые снаряды. Но фактически канал поставок португальского вольфрама иссяк только 7 июля 1944 года, спустя три года спекуляций с нацистами. Однако немецкая оружейная промышленность уже к 1943 году ощутила серьезный «вольфрамовый голод» и заметно сократила производство боеприпасов с сверхтвердыми сердечниками. К этому времени союзными спецслужбами были перекрыты и другие источники поставок вольфрама из Китая, Северной и Южной Америки. В общей сложности Португалия заработала на мировой войне не менее 170 миллионов долларов по курсу 40-х годов. Золотовалютный запас страны к концу войны увеличился в восемь раз. Одним из главных должников отсталого когда-то государства стала Великобритания. Англичанам еще предстояло расплатиться за поставки португальского вольфрама.

Фашистская Германия готова была дорого платить за вольфрам. Это обеспечивало определенное преимущество артиллерии немцев на поле боя. Однако «волчья пена» был не единственным металлом, за которым немцам пришлось в буквальном смысле драться.

«Проклятая Молли»

В годы Первой мировой войны вольфрам использовался для легирования броневой стали, однако потребности фронтов многократно превышали возможности по добыче тугоплавкого металла. И тогда инженер решил, что молибден станет отличным заменителем "волчьей пены". Стоило добавить в сплав всего 1,5-2% этого металла, и дорогой вольфрам оказывался теперь не нужен в танковой броне. У молибдена для этого была соответствующая тугоплавкость и вязкость, которые особую важность приобрели в артиллерии. Но не при выплавке снарядов, а при изготовлении стволов крупповских пушек. Знаменитые «Большие Берты» («Dicke Bertha»), которые способны были обстреливать цели на удалении в 14,5 км снарядами весом в 960 килограммов, были невозможны без легирования стали молибденом. Уникальным свойством металла было то, что он придавал стали не только прочность, но и избавлял от неизбежной хрупкости. То есть до молибдена отверждение стали всегда сопровождалось повышенной хрупкостью таких сплавов. Принято считать, что до 1916 года страны Антанты вообще не подозревали о немецких технологиях подмешивания молибдена в оружейные стали. Только когда французы наугад расплавили трофейную пушку, оказалось, что в составе есть небольшая доля этого тугоплавкого металла. Второму Рейху оказался жизненно необходим этот «вундерметалл», но Германия готовилась совсем не к затяжной войне, поэтому подготовила ограниченные запасы волшебного молибдена.


Шахта в Колорадо, снабжавшая немцев стратегически важным молибденом в годы Первой мировой войны. А во Вторую мировую войну еще и вольфрам тайком поставляли

И вот когда он иссякли, пришлось обратить взор на одинокое месторождение молибдена у горы Бартлетт в далеком Колорадо. Примечательно, что в конце ХIX – начале XX века никто особо и не знал, что можно делать с открытым здесь месторождением молибденита. Более двадцати лет молибден стоит сущие копейки. Но все изменила Первая мировая война. Владельцем месторождения был некий Отис Кинг, который в 1915 году умудрился обрушить мировой рынок молибдена изобретением нового способа получения молибдена. Он смог получить из руды 2,5 тонны металла, а это покрывало половину мирового годового потребления. Цены упали, и Кинг был близок к разорению.


Руда молибденит. Если бы немцы не получили к ней доступ, то обстрелы Парижа из "Колоссаля" стали бы невозможны

На «помощь» пришел официальный представитель немецкого концерна Круппа Макс Шотт, который вымогательством и угрозами заставил Кинга продать шахты за жалкие 40 тысяч долларов. Так, после рейдерского захвата, в 1916 году образовалась знаменитая компания Climax Molybdenum Company, которая под носом у американцев (или с их согласия) поставляла ценный легирующий металл на родину в Германию. До сих пор историки спорят о том, поставляла ли фирма Макса Шотта в обход хозяев из концерна Круппа молибден англичанам и французам. Как бы то ни было, к окончанию войны Climax выплавил из молибденита более 800 тонн металла, а к 1919 году цены на молибден упали настолько, что рудник закрыли. Многие рабочие вздохнули с облегчением — настолько были тяжелы условия работы в шахтах горы Бартлетт. Неграмотным шахтерам с трудом даже удавалось произносить название металла, поэтому они ему дали меткое имя «проклятая Молли» («Molly be damned»), что было созвучно английскому Molybdenum. Шахту открыли снова в 1924 году и до 1980 года она работала непрерывно – войн на планете вполне хватало.

Общее состояние промышленности

Для создания в короткий срок военного хозяйства СССР, способного обеспечить бесперебойное снабжение Советских Вооруженных Сил военной техникой, вооружением, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, требовалось всемерно укрепить и развить важнейшие отрасли социалистической промышленности. Партия и правительство, максимально используя преимущества социалистической плановой системы хозяйства, успешно решили целый комплекс взаимосвязанных, сложных и важных задач, вызванных потерей и перебазированием значительных производительных сил, а также перестройкой народного хозяйства на военный лад. Важную роль в достижении экономической победы над врагом сыграл созданный в годы предвоенных пятилеток могучий научно-технический и экономический потенциал страны.

Советский Союз вступил в войну, имея почти 100-тысячную армию ученых и научных работников. Накануне Великой Отечественной войны в стране имелось более 1800 научных учреждений, в том числе около 800 крупных научно-исследовательских институтов, оснащенных современным оборудованием. Главными направлениями работы научно-исследовательских институтов в период войны являлись: непосредственная разработка проблем, связанных с созданием новой военной техники, и оказание научной помощи промышленности в мобилизации и изыскании дополнительных сырьевых ресурсов, а также способов замены дорогих и дефицитных материалов.

Одной из новых форм организации научной деятельности в военные годы стало создание ряда специальных комиссий, которые объединяли и направляли усилия крупных коллективов ученых различных отраслей знаний на быстрейшую разработку проблем, имеющих оборонное значение и способствующих укреплению военного и экономического потенциала страны. Главное внимание советские ученые сосредоточили на изучении производительных сил Урала, Сибири, Поволжья и Средней Азии с целью быстрейшего переключения их производственных мощностей, а также сырьевых и трудовых ресурсов на обеспечение нужд войны. Значительный вклад в разработку проблем военной экономики и организации народного хозяйства в условиях военного времени внесли советские экономисты.

Перестройка промышленности на военный лад началась в крайне неблагоприятных военных условиях и потребовала преодоления огромных трудностей. В первую очередь было необходимо преодолеть резкий спад промышленного производства, вызванный временной потерей важнейших экономических районов в результате первых неудач на фронте. В первые месяцы войны промышленные мощности страны сократились примерно на 38%. Кроме того, часть предприятий в связи с переходом на новую, военную продукцию уменьшила объем производства. По этим причинам выпуск валовой продукции всей промышленности СССР снизился с 12 млрд. руб. в июне 1941 г. до 5,6 млрд. руб. в ноябре 1941 г., или до 47%. К тому же имели место диспропорции между отдельными отраслями промышленности, возникавшие в ходе перебазирования промышленности на восток и восстановления эвакуированных предприятий в тыловых районах. Остро чувствовался недостаток металла, угля, рудного сырья, электроэнергии, стройматериалов.

Значительно отставала от растущих нужд военного хозяйства черная металлургия из-за неудовлетворительного хода работ по наращиванию новых производственных мощностей. Так, если в первой половине 1941 г. черная металлургия, включая добычу руд, увеличила выпуск продукции на 5% по сравнению с предшествующим периодом, то в 1942 г. она снизила, его до 62% довоенного уровня. В результате возникла явная диспропорция между размерами производства металла и потребностью в нем металлообрабатывающей и военной промышленности, а также строительства.

Резко отрицательно влияли на работу промышленности отставание по добыче угля, особенно коксующихся углей, из-за невыполнения плана ввода в действие новых шахт, а также снижение добычи нефти в основном нефтяном районе — Баку и недостаточный рост нефтедобычи в новых нефтяных районах.

От растущих нужд военной экономики отставало и производство электроэнергии вследствие невыполнения плана ввода в действие новых мощностей и аварийного состояния таких действующих электростанций, как Березниковская, Красногорская, Кизеловская, Орская и некоторые другие.

Развертывание тяжелого машиностроения сдерживалось тем обстоятельством, что во второй половине 1941 г. многие заводы по производству котлов и турбин для электростанций, гидропрессов, крупных паровых молотов, крупных кранов и т.д. перебрасывались в глубокий тыл и находились еще «на колесах».

Развитие военного хозяйства тормозило отставание ряда отраслей химической и резиновой промышленности, прежде всего производства соды и синтетического каучука, промышленности стройматериалов, лесной и деревообрабатывающей. В 1942 г. выпуск продукции химической и резиновой промышленности снизился до 79%, лесной и деревообрабатывающей — до 48, промышленности стройматериалов — до 26% довоенного уровня. Между тем в условиях войны этих видов продукции требовалось значительно больше, чем в мирное время.

Война резко ограничила возможности для роста розничного товарооборота, крайне обострила продовольственную, сырьевую и кадровую проблемы, чрезвычайно осложнила работу транспорта.

Огромных усилий требовало налаживание новых экономических связей между Центральным промышленным районом, Закавказьем и Средней Азией, с одной стороны, Уралом и Кузбассом — с другой. Система межрайонных экономических связей была нарушена в результате быстрого продвижения немецко-фашистских армий в глубь страны и нуждалась в коренной перестройке.

В этих неимоверно тяжелых условиях в гигантских масштабах развертывалось военное производство в восточных районах, предпринимались героические усилия для увеличения производства военной техники, вооружения, боеприпасов, горючего и других материальных средств, необходимых фронту.

Государственный Комитет Обороны 9 ноября 1941 г. утвердил мероприятия, направленные на значительное расширение производства военной промышленности. Намеченная программа предусматривала среднегодовой выпуск 22—25 тыс. боевых самолетов и свыше 22 тыс. танков, а также резкое увеличение производства боеприпасов. В результате принятых мер с декабря 1941 г. прекратилось падение промышленного производства в целом и наметился переход к росту выпуска военной продукции.

Во второй половине 1941 г. объем военного производства увеличился, однако выпуск боеприпасов все еще сильно отставал от выпуска вооружения. Требовалось в кратчайший срок ликвидировать разрыв между уровнем производства снарядов, мин и патронов, с одной стороны, и артиллерийских орудий, минометов и стрелкового оружия — с другой.

Действующие военные заводы при всем напряжении сил не могли сразу восполнить огромные потери в технике и вооружении, которые понесла Красная Армия в начальный период войны, а многие крупные металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия не были тогда готовы вследствие эвакуации к выполнению даже тех военных заказов, которые предусматривались довоенными мобилизационными планами. В первые месяцы перевода народного хозяйства на военные рельсы базой снабжения фронта кроме продукции текущего производства служили государственные резервы и запасы.

С марта 1942 г. прекратилось падение производства в ведущих отраслях тяжелой промышленности, быстро возрастало производство промышленной продукции в отраслях, снабжавших военную промышленность сырьем, топливом, а фронт — горючим, снаряжением и продовольствием. В марте 1942 г. выпуск военной продукции только в восточных районах достиг предвоенного уровня производства оборонной продукции на всей территории СССР.

С середины 1942 г., когда была полностью завершена военная перестройка народного хозяйства страны, начался значительный подъем всех основных отраслей народного хозяйства. С января по декабрь 1942 г. валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза, причем ускоренными темпами рос выпуск продукции военной промышленности, которая во всевозрастающем количестве снабжала Красную Армию вооружением, боеприпасами, военной техникой. Однако дальнейшее развитие военного производства и увеличение выпуска военной продукции сдерживались отставанием важнейших отраслей, обслуживающих военную промышленность, и прежде всего угольной, нефтяной и металлургической промышленности. В этих отраслях широко развернулось капитальное строительство.

В конце 1942 — начале 1943 г. достигнутый уровень развития военной экономики в тыловых районах обеспечил дальнейший количественный и качественный рост технической основы боевой мощи Красной Армии и Флота, что дало возможность создать необходимые условия для коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

1943 год явился годом коренного перелома не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в работе советского тыла. Этот год ознаменовался ростом против 1942 г. объема основных производственных фондов более чем на 11%, валовой продукции промышленности на 17%, производства электроэнергии на 11%, добычи угля более чем на 23%, выплавки чугуна почти на 17%, выплавки стали примерно на 5%, выпуска самолетов на 46%, тяжелых и средних танков на 23%.

Характерно, что начиная с 1943 г. доля военного производства в общем объеме промышленной продукции стала уменьшаться, а доля гражданской продукции — расти. Если в 1942 г. на долю гражданской продукции приходилось 36,1%, а на долю военной — 63,9% валовой продукции промышленности страны, то в 1943 г. удельный вес военной продукции снизился до 58,3%, в 1944 г. — до 51,3 и в 1945 г. — до 40,1%. Этот факт свидетельствует о том, что оборонная промышленность СССР подошла в 1945 г. к полному удовлетворению потребностей Вооруженных Сил в военной технике. В конце 1943 г. был достигнут общий экономический и военный перевес СССР над фашистской Германией.

1944 год знаменателен тем, что был не только достигнут, но и превзойден довоенный объем выпуска промышленной продукции. Уже в октябре 1944 г. промышленность СССР достигла уровня 1940 г. по объему валовой продукции. В целом за 1944 г. объем валовой продукции промышленности составил 104% довоенного уровня, а военной продукции — 312%. За 1944 г. рост выпуска вооружения составил (в % к 1940 г.) 206%, самолетов — 239, танков — 296 и боеприпасов 310% 1 .

Благодаря непрерывному наращиванию военного производства боевые операции 1944 г. отличались большим размахом, широкой маневренностью, умелым использованием современной военной техники. Советское Верховное Главнокомандование организовало мощное стратегическое наступление, в ходе которого Советские Вооруженные Силы освободили всю временно оккупированную врагом территорию СССР и перенесли боевые действия на территорию гитлеровского рейха и его сателлитов. В Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великого Октября указывается: «В 1944 году немецко-фашистские захватчики были полностью изгнаны с территории Советского Союза, а наступательные операции Советской Армии последнего года войны сыграли решающую роль в избавлении от фашистской оккупации народов Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Норвегии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, в окончательной победе над фашистской коалицией» 2 .

Важнейшая отличительная черта 1944 г. состояла в том, что в этом году благодаря успехам тяжелой промышленности более значительная часть средств производства наряду с военной промышленностью была направлена в другие отрасли: на развитие мощностей горнометаллургического и другого машиностроения, производства запасных частей к подвижному составу железных дорог, тракторам и сельскохозяйственным машинам, а также в строительство и на транспорт.

Весьма важным итогом 1944 г. явилось создание условий для нормальной и бесперебойной работы промышленности, улучшения использования производственных мощностей, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. В 1944 г. промышленность и другие отрасли народного хозяйства получили более устойчивое материально-техническое снабжение, восстанавливали текущие запасы на предприятиях. Значительно возросли накопления социалистических предприятий и их отчисления в государственный бюджет, который в этом году был сведен без дефицита.

В 1944 г. основные фонды промышленности увеличились на 24% по сравнению с 1942 г. и составили 84% довоенного уровня. Их рост происходил во всех отраслях промышленности за счет ввода новых предприятий и восстановления заводов и фабрик в освобожденных районах. Хотя в 1944 г. промышленное производство, как и в предыдущие годы войны, продолжало подчиняться прежде всего потребностям фронта, но наряду с этим появились возможности и для увеличения производства товаров для гражданского населения. В 1944 г. наметились изменения в пропорциях между военной и гражданской продукцией в пользу последней.

1945 год ознаменовался дальнейшим ростом объема промышленной продукции, и особенно военной техники.

Значительных успехов в развитии промышленности достигли восточные районы СССР. За годы Великой Отечественной войны на Урале общее промышленное производство увеличилось в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8, в Поволжье — в 3,4 раза. В первом полугодии 1945 г. в восточных районах производилось в 2 раза больше промышленной продукции и в 5,6 раза больше военной продукции, чем в первом полугодии 1941 г. 3

В 1945 г. наряду с ростом военной продукции продолжало увеличиваться производство тракторов, зерновых комбайнов, тракторных молотилок, сеялок и другой сельскохозяйственной техники. В начале 1945 г. возобновилось производство бульдозеров, автомобильных и башенных кранов. Принимались меры для обеспечения дальнейшего увеличения производства всех видов стройматериалов и подъема текстильной, легкой и местной промышленности. Правительственные задания предусматривали значительное расширение производства тканей, трикотажных и хлопчатобумажных изделий, обуви, посуды, мебели и других товаров широкого потребления.

Характерно, что в 1945 г. на производство гражданской продукции было переведено более 500 предприятий. Во втором квартале 1945 г. выпуск ее составил 45,7% общего объема производства, а в третьем — 59,8%.

В годы войны выдающуюся роль в создании и развитии военной экономики, и особенно военной промышленности, сыграла тяжелая промышленность, объем продукции которой по годам характеризуется следующими данными 4 :

Виды продукции Единица измерения Годы 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Чугун млн. т 14,9 13,8 4,8 5,6 7,3 8,8 Сталь » » 18,3 17,9 8,1 8,5 10,9 12,3 Прокат » » 13,1 12,6 5,4 5,7 7,3 8,5 Железная руда » » 29,9 24,7 9,8 9,3 11,7 15,9 Кокс » » 21,1 18,5 6,9 8,2 11,5 13,6 Уголь » » 166 151,4 75,5 93,1 121,5 149,3 Нефть » » 31,1 33,0 22,0 18,0 18,3 19,4 Электроэнергия млрд. кВт-ч 48,3 46,7 29,1 32,3 39,2 43,3 Металлорежущие станки тыс. шт. 58,4 44,5 22,9 23,0 34,0 38,4

Благодаря росту тяжелой промышленности успешно работала военная промышленность, которая в сжатые сроки обеспечила Красной Армии материально-техническое превосходство над армией агрессора.

1. Состояние промышленности к началу восстановительного периода

1. Состояние промышленности к началу восстановительного периода Первая мировая и гражданская войны, развязанные иностранными империалистами и внутренней контрреволюцией, нанесла, как уже говорилось выше, огромный ущерб народному хозяйству страны, в том числе

Общее заключение

Общее заключение План Верховного Главнокомандования Красной Армии по разгрому немецких войск в Белоруссии был полностью осуществлен.В приказе 7 ноября 1944 года Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин указал: «В историческом сражении на

Глава VII СОСТОЯНИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВО ФРАНЦИИ В МОМЕНТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ

Глава VII СОСТОЯНИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВО ФРАНЦИИ В МОМЕНТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ 1. Северный район. 2. Северо-Западный и западный районы. 3. Восточный район. 4. Южный район. 5. Юго-западный район. 6. Центральный район. 7. Бельгийские департаменты. 8.

Общее состояние промышленности

Общее состояние промышленности Состояние промышленности БССР к лету 1945 года было катастрофическим. Собственно говоря, она вообще отсутствовала. Все крупные и средние промышленные предприятия, имевшиеся до войны в восточной части республики (в западных областях их было

3. СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА

3. СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА Экономическое положение. В период столыпинской реакции промышленность Украины, как и всей России, вошла в состояние депрессии — неизбежной фазы капиталистического цикла, следующей за кризисом. Ее затягиванию и

В июне 1942 года, в дни жестоких боев за Родину, газета “Правда” так писала о значении цветной металлургии в успехах на фронтах Великой Отечественной войны: “Дело обороны страны, дело разгрома ненавистных оккупантов находится в руках бурильщиков медных рудников, электролизников алюминия, мастеров плавильных печей так же-как в руках летчиков, артиллеристов, танкистов, пехотинцев. Работники цветной металлургии добывают и производят стратегическое сырье, без которого нельзя воевать. Цветные и редкие металлы стали металлами войны. Не одними самолетами и танками, брошенными на поля битвы, измеряется военная мощь государства — его военный потенциал в запасах стратегического сырья, в природных богатствах и производственных мощностях. За год войны работники цветной металлургии много сделали для снабжения фронта; в развитии авиационного, танкового, артиллерийского и оружейного производства — плоды их героического труда, но сейчас нельзя остановиться на достигнутом. Нам нужно больше оружия, боеприпасов, значит нужно больше металлов, черных, цветных, редких”.

Редкие металлы (тогда в эту группу входили вольфрам и молибден) не случайно были выделены в ряд важнейших, так как именно от них во многом зависела прочность танковой брони, смертоносность боеприпасов, первоклассность вооружения.

В развитии вольфрамовой и молибденовой промышленности особенно большое значение имела работа геологоразведчиков, зачастую становившихся строителями и горняками, поставлявшими первые тонны важнейших концентратов из труднодоступных неосвоенных мест.

На базе вновь открытых и разведанных месторождений были построены и введены в действие вольфрамовые предприятия в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Работы по созданию мощностей и развитию добычи и производства вольфрама, молибдена, ртути, сурьмы под руководством Наркомцветмета организовывались Главредметом, начальником которого был А.С.Микуленко, главным инженером А.В.Крылов.

Из месяца в месяц увеличивал добычу Колыванский рудник на Алтае. в 1942 году колыванпы сумели изготовить собственными силами, используя местные ресурсы, значительную часть сложного обогатительного оборудования.

Как уже говорилось, в районе Балхаша в небывало короткий срок было разведано молибденовое месторождение с богатыми рудами. Уже в 1942 году здесь действовали рудник и обогатительная фабрика.

Еще в 1936 году в Забайкалье начались поисковые работы, подтвердившие открытие месторождения молибденита, названного Шах-таминским. В 1941 году началось строительство рудника с обогатительной фабрикой, а в феврале 1942 года страна получила первые тонны молибденового концентрата.

Коммунисты этих предприятий своим примером и горячим словом вели за собой коллективы, мобилизуя их на повышение производительности труда, на увеличение выпуска продукции. Рабочих рук не хватало. В шахту, на фабрику, на лесозаготовки пошли работать женщины и подростки. Особенно трудно было в шахтах. Недоставало спецодежды, освещать забои приходилось карбидными лампами, которые заправлялись соляркой. Пыль, копоть стояли в забое.

Работала в шахте семья Ануфриевых. Анна Михайловна с 1939 по 1948 год трудилась в штольне на погрузке руды из бункеров. Ее дети — Георгий, Клавдия, Екатерина, Александра, Мария — все работали в шахте: дочери на откатке руды, а сын забойщиком. Заслуженным уважением пользовалась эта семья в поселке. Самоотверженный труд Ануфриевых неоднократно отмечался благодарностями, почетными грамотами, премиями.

Освоение большинства месторождений, расположенных в труднодоступных местах, было осложнено оторванностью их от населенных пунктов, удаленностью от транспортных магистралей.

Один из участков вольфрамового рудника в горах Киргизии находился в зоне вечных льдов, где даже в августовские дни свирепствовали снежные бураны. Оборудование и продовольствие в такие места можно было доставлять только самолетом и сбрасывать на специально изготовленных парашютах большой грузоподъемности. Забои высекались часто в отвесных скалах на 200 метров выше площадки. Рабочие взбирались туда при помощи альпинистского снаряжения. Преодолевая трудности, горняки и строители в новых районах вели ускоренное строительство дорог, обогатительных фабрик, жилых домов, рудников.

Первенец вольфрамовой промышленности Средней Азии рудник “Лянгар” размещался на высоте 2000 метров над уровнем моря. Строители пришли сюда в 1941 году. Несколько избушек геологоразведчиков и голые горы встретили их. Вскоре здесь собрались тысячи колхозников близлежащих селений, чтобы проложить путь от железнодорожной станции к руднику. Через скалы, через бурные горные реки в небывало короткий срок они построили дорогу, по которой доставлялись оборудование обогатительной фабрики, строительные и другие материалы, необходимые для работы.

Строители еще подводили водопровод, сооружали бараки для жилья, а горняки днем и ночью при свете прожекторов уже выдавали десятки тонн высококачественной продукции. В 1942—1943 годах здесь вводились в строй новые участки, от районной электростанции прокладывалась линия электропередачи длиной 70 километров; к 1 мая 1944 года была готова к сдаче в эксплуатацию обогатительная фабрика. На месте перевала в вершинах Нуратинских гор поднялось предприятие важнейшего оборонного значения.

Чорух-Дайронское вольфрамовое месторождение подробно было изучено в 1942 году. В отрогах Моголтау недалеко от Ленинабада на поверхности равнины была обнаружена богатейшая залежь, почти вертикально уходящая в глубь земли. Мощная зона разлома на границе известняков и гранитов была заполнена рудоносной массой, пронизанной шеелитом.

В 1943 году здесь началась добыча вольфрама. Первые рудокопы поселились в палатках; сразу же установили дизель-электростанции, взрывами аммонита вскрыли первый карьер для разработки руды и пустили в работу перфораторные молотки. Строители и эксплуатационники соорудили первые обогатительные фабрики, жилые дома, заложили электростанцию, провели водопровод, посадили деревья. В 1943 году горняки Чорух-Дайрона стали бесперебойно поставлять шеелитовый концентрат — исходный продукт для получения вольфрама.

Недалеко от Лянгара в 1944 году полным ходом шло строительство Ингичкинского вольфрамового предприятия. В это же время входил в строй Койташский вольфрамовый рудник. В степях Казахстана вырастал Акчатауский горно-обогатительный комбинат. В 1944 году к нему подвели шоссейную дорогу, водопровод длиной в несколько десятков километров; построили рудник, обогатительную фабрику, поселок для горняков. В эту трудную пору комбинат успешно возглавлял старейший горняк Я.В.Тимошенко.

Джидинский комбинат в Бурятии, созданный в 1934 году на основе Джидинского рудного поля, давал перед войной более половины вольфрамового концентрата в стране. В 1941—1942 годах на предприятие прибыли эвакуированные специалисты с Тырныаузского комбината. Имея богатый производственный опыт, они внесли большой вклад в увеличение выпуска продукции. В 1941 году Джидинский комбинат выдал первый молибден. Все производство предприятия было перестроено на военный лад. Уже в 1942 году по сравнению с 1940 выпуск вольфрамового и молибденового концентратов заметно возрос.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, за успешное выполнение заданий правительства по добыче цветных металлов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1945 года многие труженики комбината награждены орденами и медалями. Среди награжденных орденом Трудового Красного Знамени были первооткрыватель Джидинского рудного комплекса М.В.Бесова, начальник рудника “Холтосон” Ф.А.Лой, бурильщик того же рудника Г.Т.Порожняков, начальник горного участка Ф.А.Кузнецов, заместитель главного инженера комбината геолог Н.А.Хрущев.

Забайкальские молибденовые месторождения были открыты еще до того, как фашисты напали на нашу страну. Война во много раз ускорила темпы разведки и добычи сырья. На что в мирное время ушли бы годы, теперь тратили недели, месяцы. В жгучие январские морозы 1942 года поезда стали подвозить материалы и рабочих к одному из пикетов в Забайкалье. В феврале пустили электростанцию, в марте — первый мощный компрессор. Заложили шахты, приступили к строительству обогатительной фабрики, которая вскоре была готова принять первую руду.

Применяя скоростные методы проходки, горняки превращали разведочные шурфы в шахты. Уже в июне 1942 года коллектив Забайкальского молибденового рудоуправления, превысив план по производству концентратов, завоевал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Прежде чем добраться до рудных залежей, коллективу строителей пришлось преодолеть 60 километров болот, трясины, непроходимых зарослей тайги. Через них нужно было перевезти, перетащить, перенести на руках огромное количество грузов и оборудования. Энергетический первенец строительства – тяжелый двигатель — бригада в составе 14 человек доставляла две недели. Рабочие прорубали таежные за’росли, расчищая дорогу тягачу, тянувшему двигатель.

В дальневосточной тайге также развернулось сражение за молибден. С Умальтинского рудника из-за бездорожья трудно было отправлять готовый концентрат, а протекавшая поблизости река имела слишком бурный и опасный “характер”. Но ведь издревле россияне умели пользоваться речными путями для перевозки грузов. Каждый школьник знает о том, как еще в IX—XI веках русские купцы вели торговлю на пути “из варяг в греки”, используя многочисленные водные артерии. Подробное описание походов Ермака, связанных с опасными переправами через своенравные уральские реки, находим мы и в труде русского историка Н.М.Карамзина “История государства Российского”. Опыт наших предков пригодился работникам цветной металлургии в годы Великой Отечественной войны. Осваивая месторождения полезных ископаемых в необжитых труднодоступных районах, не имея в своем распоряжении ни дорог, ни транспорта, горняки Дальнего Востока спускали в бурную реку высокобортные лодки, в каждой из которых находилось по тонне молибденового концентрата, и, идя берегом, тащили их почти 200 километров. Все это делалось во имя самой высокой цели, во имя спасения Отечества.

В 1943 году после реконструкции рудника вступила в строй флотационная фабрика, была построена дорога. Вслед за строителями шли бурильщики, крепильщики, откатчики. Десятки автомашин ежемесячно стали доставлять из тайги к железнодорожным перевалочным пунктам тонны драгоценного металла. Для строителей и горняков молибден перестал быть просто металлом. Он стал их вкладом в великое дело Победы.

Немецко-фашистские захватчики думали, что захватив Никитовку с ее мощным ртутным предприятием, они лишили советскую промышленность этого важнейшего сырья. Более того, они рассчитывали эксплуатировать Никитовский комбинат для своих нужд. И в том и другом они жестоко просчитались. Никитовской ртути им так и не удалось добыть.

В короткий срок в горах Алайского хребта, в Киргизии, на базе эвакуированного оборудования Никитовского комбината было создано новое крупное предприятие, базирующееся на Хайдарканском месторождении ртути. Здесь возникли поселок, рудник, обогатительная фабрика, металлургический завод, связанный многокилометровой линией электропередачи с районной электростанцией.

В труднейших условиях при значительном удалении от железной дороги в Хайдаркан приходилось доставлять все — оборудование и стройматериалы, горючее и продукты питания. Снежные заносы перекрывали дорогу на перевале. Расстояние 87 километров преодолевали за двое-трое суток. Работы по созданию ртутного производства в Хай-даркане проводились под руководством прибывших сюда работников Никитовского комбината: В.Ф.Игошина, С.Г.Моисеева, М.А.Власова, Н.А.Струповой, JI.Я.Кроля, Ф.Б.Левиной.

В годы войны потребности оборонной промышленности в ртути почти полностью обеспечивала Киргизия. Для увеличения производства этого металла использовали все способы. Инженеры — механики и металлурги Хайдаркана непосредственно на месторождениях соорудили уникальные металлургические агрегаты. В творческом содружестве с работниками Физико-Химического института АН СССР имени Карпова хайдарканцы создали конструкции шахтных, ретортных и Других печей, приспособили их к работе на любом виде топлива, доставили по узким горным тропам и прямо на месте добычи руды с помощью этой “карманной” металлургии начали выплавлять ртуть. Отпала необходимость в транспортировке тысяч тонн руды.

Некоторые старательские артели трудились высоко в горах. Рудник “Сыман”, которым руководил Н.П.Есипчук, находился на расстоянии 82 километров от Хайдаркана на высоте 2800 метров над уровнем моря. Условия работы там были сложнейшие. Руда транспортировалась в Хайдаркан вьюками.

На Хайдаркане выросли замечательные кадровые работники: мас-тер-взрывник коммунист Садвер Матраимов, мастер рудника Г.И.Ки-рилюк, заместитель директора В.В.Мориц, начальник компрессорной станции А.О.Айрапетян, ушедшие сейчас на заслуженный отдых Асан Осмонов, М.И.Аначицкий, Г.Ф.Бутенко, Р.Л.Казаев, С.Г.Шварц, Е.Л.Эстерле, А.М.Коновалова, М.М.Лапшина и многие, многие другие.

В 1941 году был пущен в эксплуатацию Акташский ртутный рудник, построенный под руководством А.С.Паршенкова, а в 1942 году начата разработка ртутного месторождения Орлиной горы.

Для обжига богатейших руд в 1943 году впервые в стране была создана электровакуумная ретортная печь оригинальной конструкции. И хотя загрузка и выгрузка ее производились вручную, установка обеспечила получение металла высокого качества при минимальных потерях. Ее создатели — главный механик Р.А.Траубе, директор комбината М.А.Власов и инженер Ф.Б.Левина были удостоены Государственной премии СССР .

Основным поставщиком сурьмы все годы войны был Кадамджай-ский сурьмяный комбинат. Коллективу предприятия были предъявлены особые требования — значительно повысить качество сурьмы. В 1942 году кадамджайцы ввели в строй действующих цех электролиза сурьмы, развернули строительство плавильного цеха и начали выпуск металлической сурьмы высокого качества. Производство сурьмяной продукции в 1945 году более чем в два раза превысило довоенный уровень.

Работники редкометаллической промышленности с честью выполнили задание Родины. На протяжении всего военного времени они бесперебойно снабжали оборонную промышленность стратегическими металлами.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза


Железо, марганец, хром, нефть, каучук, алюминий, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит и фосфаты входят в состав незаменимых видов сырья, от которого зависел стратегический успех сражений во Второй мировой войне. Особую роль эти элементы играют в машиностроении. Академик Александр Евгеньевич Ферсман как-то упомянул, что для производства танка требуется не менее тридцати элементов, а вся боевая авиация летает на без малого пятидесяти элементах. Помимо крайне востребованных алюминия с медью, настоящими «витаминами» военной промышленности стали никель с молибденом («металлы танковой брони»), свинец с сурьмой (аккумуляторы, хромовые защитные краски, баббиты, сердечники пуль и др), вольфрам с кобальтом (сердечники подкалиберных снарядов, инструментальная сталь) и ртуть с цирконием (капсюли, детонаторы, ингредиенты бездымного пороха). Менее известными, но не менее важными были литий (системы жизнеобеспечения в подлодках), соли титана и олова (дымовые завесы), висмут (антисептика и заживляющие составы), а также ванадий и платина, используемые в качестве катализаторов в нефтяной промышленности Советского Союза.


Цветные металлы во многом являются настоящим скелетом войны (кровью, как известно, выступает нефть). К примеру, в 1914 году наступление германской армии сорвалось, по мнению историка Мак-Нила, именно по причине острой нехватки меди, входящей в состав сплава для гильз. Примечательно, что и царская Россия уже в 1916 году фактически выработала все свои разведанные месторождения цветных металлов в Сибири, Урале и Кавказе. А к 1917 году появилась другая проблема – острый дефицит подвижного железнодорожного состава, что парализовало транзит руды на плавильные производства в Москве и Санкт-Петербурге.

Были в предвоенное время в Советском Союзе и фундаментальные недостатки, с которым отрасль вошла в Великую Отечественную войну. Прежде всего это хронический дефицит цветных металлов, отчего страдали как планы выпуска гражданской техники, так военной продукции. Страдало производство патронов: в среднем с 1930 по 1933 год процент выполнения оборонного заказа варьировался от 38,8 до 57. В этот период артиллерийских снарядов не выпускали даже половины от требуемого количества – в 1932 году вообще выполнили заказ на 16,7%. И в дальнейшем эту ситуацию так и не удалось кардинально переломить. Второй проблемой производства вооружений и, соответственно, расхода дорогих цветных металлов, стала высокая доля отходов. Так, в первую пятилетку при производстве снарядов до 60% металла уходило в отходы, при изготовлении артиллерийских систем – до 70%. Для сравнения: в Великобритании нормы отходов были в два с лишним раза ниже.

«Алюминиевый голод»

Начало Великой Отечественной войны для цветной металлургии стало серьезным потрясением – производство проката металлов упало в 430 раз. Под немцами оказались заводы, занимающие поставками никеля, меди, магния, цинка, страна потеряла до 60% жизненно важного алюминия. С алюминием вообще в тем времена были серьезные проблемы. Первоначально перед войной удалось построить несколько предприятий по выплавке этого ценного металла. В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помочь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Самым мощным предприятием по выпуску алюминия в СССР стал Днепровский комбинат, на который в 1937 году приходилось до 70% всего металла в стране. Кстати, годом ранее страна вышла на второе место в Европе (после нацистской Германии) по выплавке алюминия. В этом есть доля Уральского алюминиевого завода, который вышел на проектную мощность в 1939 году. Но и этого не хватало для промышленности Советского Союза. Так, в предвоенном 1940 году (IV квартал) отгрузка товарного алюминия была выполнена на 81 процент. «Алюминиевый голод» негативно сказывался на производстве боевой авиации — в 1941 году планировали в лучшем случае на всю страну получить 90 тыс. тонн «крылатого металла» при потребности только авиаотрасли в 87 тыс. тонн. Откуда брать еще 20 тыс. тонн на другие нужды, было непонятно. Авиационная отрасль не только несла количественные потери – качество самолетов в 30-е годы отставало от мировых стандартов. Конструкции крылатых машин были преимущественно из композитов: деревянные фюзеляжи и металлические крылья, а также деревянные крылья и металлический фюзеляж из ферм, покрытых полотном. Фактически полностью изготовить из дюралюминия можно было только бомбардировщики типа ТБ-3, СБ и Ил-4.


Для сравнения приведем данные по Германии, которая с 1937 по 1939 год нарастила общий выпуск алюминия со 120 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. А в 1941 году немцам вообще удалось выплавить рекордные 324 тыс. тонн! В этом и был один из секретов успеха немецкой авиации – алюминия просто было очень много. Мало помогали СССР поставки алюминия из-за рубежа – с 1938 года по 1940 год импорт упал с 7652 тонн до мизерных 513 тонн. Многие уменьшили поставки из-за войны (Франция и Норвегия), а США перекрыли каналы поставок из-за милитаризации экономики Советского Союза.

Среди множества планов Совета оборонной промышленности лета 1940 года была постройка двух прокатных заводов мощностью по 20 тыс. тонн каждый. Уже тогда было понимание того, что к 1943 году промышленность будет требовать примерно по 120 тыс. тонн алюминия ежегодно. На постройку планировали выделить до полумиллиарда рублей, а дополнительные 63,5 млн. предполагали потратить на трубно-прессовочный цех и реконструкцию завода №95, занятого на производстве дюралюминия. Также в планах была закупка у немцев за 3 млн. рублей установки для непрерывного литья Junghaus. В этой ситуации мог помочь возводимый в Кандалакше алюминиевый завод, но до начала войны его не успели ввести в строй. В 1941 году планы вновь скорректировали. К 1942 году требовалось выплавить уже 175 тыс. тонн крылатого металла. Налицо лихорадочная попытка догнать в производстве алюминия ВПК Германии или хотя бы сократить отставание. Даже разведка помогала экономить металл в эпоху «алюминиевого голода». 15 ноября 1940 года из Генерального штаба в Совет народных комиссаров поступил перевод постановлений №39 и №47 Германского имперского управления по материалам. В них говорилось о логике и возможности экономии ценных цветных металлов, а также запрете их использования в ряде изделий.

Немцы должны были помочь Советской России и с поставками товарного алюминия в 1941 году. После того как Европу оккупировали, а американцы на нас «обиделись», руководству страны ничего не оставалось делать, как обращаться за помощью к потенциальному противнику. В соответствии с соглашением о взаимных поставках с 11 мая 1941 года по 1 августа 1942 года в СССР должны были из Германии прийти не менее 20 тыс. тонн алюминия. История, как известно, все извратила. С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы. Остался только один завод, занимающийся выплавкой крылатого металла, – Уральский алюминиевый.


В конце приведу слова одного очевидцев остановки Днепровского алюминиевого завода, которые опубликованы в книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны»:

«Было чуть прохладное, ясное, солнечное утро. Прошли на Восток вражеские самолеты. С правого берега начался сильный артиллерийский обстрел шестого поселка. 18 августа 1941 года диспетчер энергосистемы дал распоряжение преобразовательной подстанции о полном отключении электроэнергии. На шинах напряжение упало до нуля; все мотор-генераторы остановились, и через несколько минут на преобразовательной подстанции наступила абсолютная тишина. Все три завода Главалюминия были остановлены на полном ходу с загруженными печами, аппаратурой, наполненной растворами, электролизерами с расплавленным электролитом и алюминием».

Страна вступала в затяжную войну, и «алюминиевый голод» ощущался особенно остро.

Всё для фронта! Всё для победы!

Всё для фронта! Всё для победы!

Каждый шестой самолёт или танк в СССР в годы Великой Отечественной войны был построен на личные взносы. Советское общество и люди не только отдавали борьбе с тёмной силой нацизма свои жизни, силы и рабочее время, но подкрепляли экономические возможности государства своими последними сбережениями.

Всё для победы!

С началом Великой Отечественной войны советское руководство и коммунистическая партия смогли мобилизовать, поднять весь народ на священную борьбу со страшным врагом, победа которого грозила всему Союзу и народу полной гибелью. Лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» был упомянут в директиве Совета народных комиссаров (так тогда называлось правительство) от 29 июня 1941 года. Он был публично провозглашён Сталиным 3 июля 1941 года в ходе выступления советского вождя по радио.

Во имя высшей и священной цели – защиты Родины, поднялись все народы Советского Союза. Единый духовный порыв умножил материальную силу производства и оружия. По инициативе из народа в самом начале войны родилась идея формирования Фонда обороны. 29 июля 1941 года газета «Правда» напечатала небольшую заметку «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Сам Фонд обороны был учрежден 1 августа 1941 года. Во всех отделениях Госбанка СССР были открыты специальные счета, на которые поступали добровольные взносы. Люди сдавали свои личные сбережения, авторские гонорары и государственные премии, облигации государственных займов, выигрыши по займам и лотереям, средства от продажи урожая, от проведённых воскресников (коллективная добровольная работа в воскресенье или другое нерабочее время), золото, серебро и другие драгоценности и т. д. Доноры отказывались в пользу Фонда от своей оплаты за сданную кровь.

Народ сразу же откликнулся на эту идею. Так, 31 июля 1941 года коллектив московского завода «Красный пролетарий» обратился к народу с призывом до конца войны ежемесячно отчислять в Фонд обороны однодневный заработок. 3 августа 1941 года газета «Правда» сообщила, что прошёл массовый воскресник железнодорожников, в мероприятии участвовало свыше 1 млн. человек. Весь заработок, 20 млн. рублей, был передан в Фонд обороны.

Средства собирали всем миром. Свои заработки и сбережения сдавали рабочие и служащие, инженеры и техники, учителя и врачи, работники науки и искусства, коммунисты, комсомольцы и верующие люди, духовенство, колхозники и пионеры. Великий русский писатель Михаил Шолохов стал зачинателем движения среди советской интеллигенции. В первые же дни войны он сдал в пользу Фонда Сталинскую премию первой степени – 100 тыс. рублей (хлеб тогда стоил 3 рубля, пистолет-пулемет Шпагина, ППШ – 500 руб.). Поэты Александр Твардовский и Василий Лебедев-Кумач сдали Сталинские премии второй степени – 50 тыс. рублей. Сдавали свои средства в Фонд конструкторы Александр Яковлев, Владимир Климов и Сергей Ильюшин. В 1942 году на личные средства Самуила Маршака, Виктора Гусева, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова (Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев), и Сергея Михалкова был построен и передан РККА танк КВ-1 «Беспощадный».


Члены экипажа танка КВ-1 «Беспощадный», построенного на средства художников Курыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов) и поэтов: В. М. Гусева, С. В. Михалкова, Н. С. Тихонова, С. Я. Маршака. Танк был построен на средства художников и поэтов, получивших Сталинскую премию и передавших ее в фонд обороны. 25 мая 1942 года на торжественном митинге в присутствии Маршака, Михалкова и Кукрыниксов танк передан 6-й гвардейской танковой бригаде (впоследствии — 23-я отдельная гвардейская танковая Ельнинская Краснознаменная бригада). Боевая машина находилась в строю в общей сложности 9 месяцев, в первый раз подбита в марте 1943 года во время наступательных боев в Орловской области. Тогда же потери понес и экипаж танка — погибли командир, старший лейтенант Павел Максимович Хорошилов, и командир орудия танка, гвардии старшина Алексей Иванович Фатеев. Поврежденный танк был отправлен в ремонт и заново введен в строй, но 31 августа 1943 года подбит под Ельней второй раз и уже не восстанавливался


Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета надпись: «Мститель». Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 тыс. рублей на приобретение боевого самолёта. На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза Нельсон Степанян, тоже армянин. Н. С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около Лиепаи Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза


Огнеметный танк КВ-8С из танковой колонны «Трудовые резервы фронту». В 1942 г. на средства, собранные воспитанниками ремесленных училищ всего Союза, была создана колонна из тридцати танков. С надписью «Трудовые резервы — фронту!» в декабре 1942 г. боевые машины вступили в бой под Сталинградом


Всем миром

На народные деньги строили танки, боевые самолеты, торпедные катера, подводные лодки и бронепоезда. Советский крестьянин-колхозник Ферапонт Головатый на продаже мёда (он был очень дорогим) собрал 100 тыс. рублей и внёс их на строительство самолёта. «Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, — писал Ферапонт в телеграмме на имя Сталина, — отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков». Стоит отметить, что в семье Головатого ушли на фронт два его сына и три зятя.

В январе 1943 года самолёт-истребитель Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого» был передан саратовцу майору Борису Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза). Ерёмин прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, но после освобождения Севастополя боевая машина была списана по техническому состоянию. Самолёт отправили в Саратовский музей краеведения. Семья Головатого приняла решение купить ещё один самолёт. Сумма была собрана всей семьёй, родственниками и близкими людьми. В мае 1944 года истребитель Як-3 был снова передан майору Ерёмину. На машине была надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага». Боевая машина прошла без повреждений заключительный этап войны. Ерёмин встретил День Победы в Праге.


Летчик Б. Н. Ерёмин на истребителе Як-1 с дарственной надписью «Лётчику Сталинградского фронта гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». Борис Николаевич Еремин (1913—2005) в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе). Дважды был сбит, дважды ранен. Удостоен множества наград, в том числе шести орденов Боевого Красного Знамени. Дважды (в 1944 и 1945 годах) представлялся на звание Героя Советского Союза, но этого звания был удостоен только в 1990 году


На всю страну прогремела Мария Октябрьская – военнослужащая-танкист. Её муж полковой комиссар погиб летом 1941 года. Мария стала добиваться, чтобы её направили на фронт. Однако ей отказывали: проблемы со здоровьем и возраст (36 лет). Тогда она с сестрой продала все ценности и вещи и стала заниматься вышивкой (скатерти, платочки, салфетки и пр. хорошо шли на базаре). Собранные 50 тыс. внесла на строительство танка Т-34. И обратилась к Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину с просьбой:

Сталин дал добро. Мария училась в Омском танковом училище, стала первой в стране женщиной механиком-водителем танка. С октября 1943 года сражалась на своём танке. В январе 1944 года в ожесточенном бою была тяжело ранена, ушла в небесный полк 15 марта 1944 года. Посмертно – Герой Советского Союза.


Передача танка Т-34 «Боевая подруга» экипажу коллективом Свердловского хлебомакаронного комбината. 93-я танковая бригада. Зима 1943 года

Таких примеров было множество. Люди по отдельности и целыми коллективами жертвовали всё что имели, чтобы приблизить победу. Русское духовенство во главе с патриархами Сергием и Алексием собрало свыше 300 млн. рублей. На эти средства были построены танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». Комсомольцы Алтая собрали средства на танковую колонну «Алтайский комсомолец», Омска – «Омский комсомолец», Новосибирской области – «Новосибирский комсомолец», в Приморское крае на пожертвования строили бронепоезд «Приморский комсомолец». В 1943 году москвичи собрали 400 млн. рублей на авиационные соединение «Москва» и танковую колонну «Москва». На средства комсомольцев и молодёжи Алтая в 1943 году для Балтийского флота построили пять торпедных катеров: «Алтайский комсомолец», «Молодой алтаец», «Пионер Алтая», «Комсомолец Ойротии», «Барнаульский комсомолец».

На средства комсомольцев Иркутска и Иркутской области в 1942 году была построена танковая колонна «Иркутский комсомолец». В 1943 году построили вторую колонну. Всего на строительство танков в Иркутской области было собрано 12 млн. 360 тыс. рублей. За счёт средств, которые собрали жители Татарии, была создана танковая колонна «Красная Татария». Летом и осенью 1942 года, в ходе битвы за Сталинград, коллектив Пермского завода имени Ф. Э. Дзержинского на личные сбережения приобрёл эскадрилью самолетов «Дзержинец», коллектив завода имени Сталина — эскадрилью «Сталинец».

В итоге советские граждане в общем пожертвовали Родине 94,5 млрд. рублей. Это 16% прямых расходов на войну. То есть примерно каждый шестой самолёт и танк был построен на народные взносы.


Колонна советских танков КВ-1 отправляется на фронт, на защиту Москвы. Эти танки КВ-1 «С Новым годом» изготовлены на средства граждан и переданы одной из танковых частей комсомольцами Челябинского Кировского завода. Декабрь 1941 г.


Передача танков Т-34 «Московский пионер» бойцам 215-го отдельного танкового полка. Танки были построены на собранные пионерами и школьниками Москвы и области средства. На снимке: пионерки Ида Харах (справа) и Нина Царькова вручают подарки лейтенанту Станиславу Васильевичу Пржевусскому (1922 г. р.), старшему сержанту Ивану Наумовичу Горбунову (1914 г.р.) и лейтенанту В. Садикову. Осень 1942 года. Эти танки вели бои под Ржевом, Орлом и Севском


Советский летчик стоит на крыле именного истребителя Як-9 с надписью на украинском языке: «Вiд трудящих мiста Киева — фронту» («От трудящихся города Киева — фронту»). 73-й гвардейский истребительный авиационный полк. 1944 г.


Передача в войска истребителей Як-9 «Курский колхозник» на летном поле в Рышково. 12 истребителей были построены на личные средства колхозников Курской области. Эскадрилья «Курский колхозник» сражалась в составе 355-го полка 181-й истребительно-авиационной дивизии 2-й воздушной армии. 1944 г.

Государственные военные займы

Это были ещё не все финансовые потоки. Граждане СССР завалили Народный комиссариат финансов письмами с требованиями продлить подписку на госзаймы третьей пятилетки. По сути, этот займ стал первым военным займом. По нему в середине июля разместили облигаций на 300 млн. рублей в дополнение к 10,3 млрд., которые были получены ещё до начала войны.

В 1942 году вышел Первый государственный военный заём. Его объем – 10 млрд. рублей, срок погашения – 20 лет. Интересно, что облигации размещали даже на оккупированной территории – через подпольщиков и партизан. С оккупированной территории в советскую казну поступили сотни тысяч рублей. Займ пополнил советскую казну более чем на 13 млрд. рублей. Далее каждый год выпускалось по одному военному займу. В июне 1943 года принято постановление о выпуске Второго государственного военного займа. Сумма выпуска составила 12 млрд. рублей. Всего по подписке собрали 20,8 млрд. Третий государственный военный заём 1944 года был выпущен на сумму 25 млрд. рублей и дал советской казне 28,9 млрд. рублей.

Последний заём стали размещать в мае 1945 года. Четвёртый военный заём размещался также на 25 млрд. рублей и собрал 26,7 млрд. рублей. Военные облигации были выигрышными. Их погашение и выплаты дохода предполагались два раза в год, выигрыш составлял от 200 до 50 тыс. рублей. Если облигации не выигрывали, их гасили по номиналу. Но главной мотивацией, в отличие от облигаций времен Первой мировой войны, когда это была выгодная инвестиция под 5,5% годовых, было желание помочь своему Отечеству. Срок обращения облигаций был 20 лет, то есть с финансовой точки зрения их покупка была бессмысленной. Всего за годы войны казна с помощью облигаций получила около 100 млрд. рублей при общих военных затратах в 586 млрд.

Средства в бюджет привлекались также с помощью денежно-вещевых лотерей. Всего было проведено четыре лотереи. Это также был вклад в общую победу. 27 ноября 1941 года советское правительство приняло решение о проведении первой общесоюзной денежно-вещевой лотереи. Билеты достоинством 10 рублей выпускались на сумму в 1 млрд. рублей. Самый высокий выигрыш – 10 билетов по 50 тыс. рублей, 40 — по 25 тыс. Разыгрывались также ценные вещи: каракулевые дамские пальто, меха чернобурой лисицы и песца, ковры, золочёные и серебряные часы, портсигары, отрезы на мужские и дамские костюмы, мужская и женская обувь, письменные приборы и т. д. В 1942—1944 г. было проведено ещё три лотереи. Всего за годы войны было приобретено билетов на сумму свыше 13 млрд. рублей, из них 10,4 млрд. было передано на нужды армии.

Всего на средства военных займов и лотерейных билетов (не считая средств Фонда обороны) Советский Союз воевал свыше 220 дней из 1418 дней Великой Отечественной войны!



В Советском Союзе был и введенный в декабре 1941 года «военный налог». Это не было нововведением красной Москвы. Схожий налог существовал в Московском царстве и Российской империи – для содержания армии, а затем и флота. В ходе Великой Отечественной войны каждый совершеннолетний советский гражданин ежегодно отдавал в казну от 150 до 600 рублей. В 1942 году финансовые поступления составили около 45 млрд. рублей. В пользу армии шёл налог на одиноких и бездетных граждан. Доходы от введённой в 1944 году коммерческой торговли целиком шли армии. Оборот наличности ограничивался. Люди имели право снимать со сберкнижек не более 200 рублей. Государственные финансисты активно привлекали средства во вклады, особенно это было заметно на фронте.


Торжественная передача колонны танков Т-70 и бронеавтомобилей БА-64 состоялась на площади имени 1-го Мая (ныне им. М. Горького) в Горьком. Сбор средств для постройки боевых машин проводился членами общества «Динамо» Горьковской области. Декабрь 1942

Танк Т-34 «Маршал Чойбалсан» танковой колонны «Революционная Монголия» с десантом на марше. Танк из 44-й гвардейской танковой бригады. В кадре виден проезжающий грузовик ГАЗ АА. Танковая колонна «Революционная Монголия» была построена на средства, собранные жителями Монгольской Народной Республики. Танки колонны (32 Т-34 и 21 Т-70) 12 января 1943 г. вошли в состав 112-й Краснознаменной танковой бригады (30 октября переименована в 44-ю гвардейскую танковую бригаду)


Ученики школы №19 Автозаводского района города Горького у бронетехники (танк Т-70 и бронеавтомобиль БА-64) из колонны «Автозаводский школьник». И. В. Сталин послал телеграмму ученикам школы № 19: «Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии». 1943 г.


Колхозник сельхозартели «Красный луч» деревни Иваньково-Ленино Алатырского района Чувашской АССР Андрей Михайлович Сарсков (в центре снимка в кепке) передает транспортный самолет Ли-2, построенный на собранные средства, земляку-летчику Герою Советского Союза Федоту Никитичу Орлову

Читайте также: