В какой точке действие магнита на стальной шарик сильнее всего

Обновлено: 28.04.2024

Тема урока : «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли», это 29-ый урок в главе «Электрические явления» и 4-ый при изучении темы: «Электромагнитные явления».

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с магнитным полем катушки с током, электромагнитами и областью их применения. К данному уроку у школьников сформированы понятия: магнитное поле, магнитные линии, магнитная стрелка, электромагнит. Они имеют навык решения качественных задач, умеют работать с измерительными приборами и устройствами, имеют навыки групповой и самостоятельной работы на уроках физики.

Цели урока сформулированы с учетом программных требований, содержания материала учебного занятия, необходимого уровня знаний и умений учащихся, подготовленности класса.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)

Цели урока:

1. Создать условия, пробуждающие учащихся к самообразовательной активности, для этого основным методом обучения был проблемный метод (проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций)

3. Создать условия для формирования компетентности учащихся, т.е. умения применить свои знания в новой ситуации.

4. Обеспечить эмоциональную поддержку и обстановку психологического комфорта.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах и индивидуальная работа.

Оборудование: Для демонстраций: 2 тележки с магнитами, полосовой и подковообразный магнит, магнитная стрелка, презентация, компьютер, проектор, экран. Для работы в группах: на каждый стол набор оборудования.

Технологии: ИКТ, элементы исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ:

– объясняет намагничивание тел на основе понятия об элементарных кольцевых токах;

– объясняет взаимодействие намагниченных тел наличием у них разноименных полюсов;

– изображает магнитные поля постоянных магнитов и Земли;

– знает происхождение полярных сияний и их связь с магнитным полем Земли и солнечным ветром.

ДОСТИГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные : убежденность в возможности познания природы; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, формирование чувства ценности интеллектуального труда.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

· адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;

· участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

· построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

· ставить проблему, аргументировать её актуальность;

· искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Метапредметные : овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения; формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и образной формах.

Предметные: формирование целостной научной картины мира, первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; умение сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

II. Сценарий урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Создание благоприятного микроклимата в классе для эффективной работы.

Учитель: Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

Учащиеся: Клад - это богатство, деньги, золото.

Учитель: Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Чтобы наше занятие прошло интересно, позитивно и познавательно для всех, предлагаю выбрать браслет красного или синего цвета, который лежит у вас на парте.

2. Выявление места и причин затруднения.

Учитель: Как многообразен и интересен мир. Сколько загадок таится в нём. Посмотрите, пожалуйста, на стол, на столе две тележки. Я привожу в движение тележку, и, обратите внимание, другая тоже начинает двигаться. Причем, в первом случае отталкивается, а в другом случае — притягивается. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Магниты.

Учитель: Как вы думаете, с какими телами и явлениями будет связана тема нашего урока?

Учащиеся: С магнитами, их свойствами и применением в жизни.

Учитель: Да, ребята, именно на эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего урока. Оформите, пожалуйста, информационную карту урока: тема урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли». Вы выбрали себе браслеты красного или синего цвета. А сейчас в оборудовании к сегодняшнему уроку найдите предметы, которые окрашены в цвета ваших браслетов. Что это за предметы?

Учитель: Верно. А для чего нужны магниты и как они связаны с темой нашего урока?

Учащиеся: Мы будем изучать природу магнита.

3. Построение проекта и решение проблемы.

Учитель: Попробуем подойти к изучению этого вопроса опытным путем. Предположите, какие предметы можно притянуть магнитами? Как взаимодействуют полюса магнита между собой? В каких точках магнита сильнее притягивается металлические предметы. (2-3 предположения). Сформулируйте свои предположения и занесите в информационную карту.

(Попросить одного ученика прочитать сформулированное им предположение)

4. Реализация сформированной модели.

Высказанные нами гипотезы попробуем подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.

Для работы мы разделились на 4 группы. В каждой группе есть свой лидер и секретарь.

1. Каждый участник группы получает карточку с заданием (приложение 1), выполняет лабораторный опыт и делает вывод.

2. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка для отчета группы.

3. Лидер контролирует работу каждого учащегося и в конце работы выставляет оценки в контрольном листе (приложение 2). Карточки с заданием лежат у вас на столе. Я озвучу задание для каждой группы, а алгоритм работы перед вами.

1 группа определяет точки магнита, где наиболее сильно (слабо) проявляются магнитные свойства.

2 группа выявляет материалы, которые сильно (слабо) притягивает магнит.

3 группа выясняет, как взаимодействуют полюса магнита.

4 группа определяет картину магнитного поля постоянного магнита.

Давайте работать дружно и быстро, попробуем выполнить работу за 5 минут.

Учащиеся выполняют эксперимент.

Учитель: Время вышло, все ли справились с заданием? Если нет, добавляется время 1-2 минуты. После того, как эксперимент закончен, группы отчитываются:

Учитель: Ребята, ручки положили. Внимательно слушаем отчет групп. Выводы записываем в информационную карту (приложение 4).

1 (2, 3, 4) группа - по карточке 1 (2, 3, 4). Учащиеся выступили.

Учитель: Спасибо. Какие вопросы у вас будут к ребятам?

Учащиеся других групп задают вопросы.

Учитель: Спасибо. Ребята, сравните ответ 1 (2, 3, 4) группы с образцом и дайте оценку их работе. В от так должен выглядеть ответ на этот вопрос. Сравните, насколько близки были ребята к ответу. Проверяем по слайду.

2 (3, 4, 1) группа дает развернутый комментарий. Спасибо. Лидер, дайте свой комментарий. Учащиеся 2 (3, 4, 1) группы прокомментировали выступление.

Учитель: Спасибо. Слово 2 (3, 4) группе.

Выступили все четыре группы.

5. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, для чего используют понятия магнитные линии поля? ( Чтобы иметь представление о магнитном поле)

2. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? (Да)

3. Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?

о касательной в данной точке)

4. Какой вид имеет магнитное поле двух полосовых магнитов, обращенных друг к другу одноименными (разноименными) полюсами?

(рис. 108, 109 учебник Перышкина)

Учитель: Спасибо. Я поняла, что вы достаточно хорошо разобрались в этой теме. А какие оценки вы получили? Поднимите руку, у кого 5, 4, 3?

Учитель: Все согласны с полученными оценками. Может у кого-то есть комментарии. Спасибо. Ребята, каждый из вас прописывал свои гипотезы, скажите, вы опровергли или подтвердили их (спросить ученика, который в начале урока читал предположение)? Ответы детей.

Учитель: А где эти знания мы используем постоянно? Может этот предмет есть у вас на столе? Кто догадался? Как называется этот прибор?

Учащиеся: Компас. Компас – устройство, в котором стрелка устанавливается определённым образом.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Учащиеся: У Земли есть полюса.

Учитель: Если есть полюса, значит Земля – большой космический магнит. Давайте, вместе, определим стороны света в нашем классе. Для этого возьмите компас. Отметьте примерное положение северного полюса и южного.

Учащиеся определяют полюса Земли.

Учитель: Теперь проверим, взаимодействует ли магнит и компас, и как это происходит. Подносите магнит на различные расстояния к компасу. Определите, как меняется сила взаимодействия между ними. Вывод озвучиваем.

Учащиеся: Если расстояние между магнитом и компасом уменьшается, сила взаимодействия увеличивается.

Учитель: Скажите, пожалуйста, чтобы увидеть действие магнита на стрелку компаса, необходимо их приводить в соприкосновение?

Учащиеся: Нет. Земля – большой магнит, значит, вокруг Земли существует магнитное поле.

Учитель: Магнитное поле Земли расположено определённым образом. От Солнца идёт поток заряженных частиц, который называют солнечным ветром. Этот ветер смещает магнитное поле своеобразным веером. Магнитное поле Земли является одной из причин такого красивого явления – как северное сияние. Магниты нашли разнообразное применение в нашей жизни: игрушки, застежки, браслеты, украшения, головоломки, динамики, и еще многое другое.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Учитель: Теперь проверим, насколько хорошо вы сможете применить свои знания. Предлагаю вам тест (приложение 3), на выполнение теста 2 минуты.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Учитель: Сравним с правильными ответами на слайде и выставим оценки в соответствии с критериями. Поднимите руку у кого 5, 4, 3? Есть ли 2? Молодцы, все вы справились с заданием и хорошо усвоили эту тему.

7. Инструктаж по домашнему заданию:

Учитель: у каждого есть карточка с д/з, положите ее в дневник и выставьте общую оценку за сегодняшний урок.

Учитель: Общий итог: Что изучали на сегодняшнем уроке? Где вы лично можете применить эти знания?

Учащиеся: В лесу используем компас для ориентации на местности.

8. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам использовать ваши знания еще в одном направлении. Скажите, насколько интересным для вас был сегодняшний урок. Если он понравился вам, прикрепите магниты к нашему большому магниту - Земле. Если вы остались чем-то недовольны или не в полной мере проявили себя на уроке, прикрепите магниты на вращающуюся вокруг Земли орбиту.

Дети крепят магниты на доску.

Учитель: Мы были с вами едины, у нас все получилось. Завершая наше занятие, хочу пожелать вам, ребята, быть всегда вместе, как один большой магнит, быть дружными и сильными. И тогда любое дело будет вам по плечу. А чтобы наше занятие вам запомнилось, браслеты оставьте на память, ведь это браслеты необычные, как и наука физика. Если снять защитный слой, то браслеты станут светоотражающими. Одевайте их на рукав верхней одежды в темное время суток и вас будут видеть водители автомобилей. Берегите свою жизнь. Спасибо за работу.

Карточка № 1. Полюсы магнита.

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), металлические скрепки. Задание:

1. Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит скрепку?

2. Подносите скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.

3. Повторите эксперимент с дуговым магнитом.

4. Сделайте соответствующие рисунки в тетради. Ответьте на вопросы:

1. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

2. Каковы магнитные свойства средней линии магнита? Сделайте вывод.

Карточка № 2. Появление магнитных свойств.

Оборудование: Железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, лист пластмассы, полосовой магнит, стальная спица для вязания, скрепки. Задания:

1. Определите, какие из имеющихся у вас различных предметов хорошо притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу в тетради.

2. Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте ее магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

3. Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

4. Проверьте магнитные свойства спицы еще раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом?

5. Выводы запишите в тетрадь.

Карточка № 3. Взаимодействие полюсов магнита.

Оборудование: штатив с принадлежностями, прочная нить, полосовые магниты.

1. С помощью лапки и прочной нити подвесьте один из полосовых магнитов к штативу. Поднесите к нему другой магнит красным концом - сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты? Сделайте пояснительный рисунок и вывод.

Карточка № 4. Изучение магнитного поля постоянного магнита. Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.

1. Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на картон железные опилки, слегка постучав по картону.

2. Зарисуйте появившуюся картину силовых магнитных линий в тетради.

3. Расположите под картоном два полосовых магнита одноименными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

4. Зарисуйте картину магнитных силовых линий поля двух полосовых магнитов.

5. Повторите последний эксперимент с полосовыми магнитами, сориентировав их разноименными полюсами друг к другу. Сделайте вывод.

План урока "Постоянные магниты"

Тип урока : изучение нового материала с использованием ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности :

парная, групповая, индивидуальная.

· словесные: беседа, объяснение, инструктаж

· наглядные: мультимедийные иллюстрации

· практические: выполнение фронтального эксперимента, самостоятельная работа.

Оснащение урока :

1. Компьютер + мультимедийный проектор + экран;

2. Презентация к уроку;

3. Оксфордская видео-энциклопедия для детей;

4. Распечатанные инструкции для проведения эксперимента.

5. Учебники «Физика-8» + тетради;

7. Штатив с муфтой и лапкой;

8. Полосовые магниты– 2 шт.;

9. Дугообразные магниты– 2 шт.;

10. Емкость с металлической стружкой или с мелкими железными предметами;

11. Образцы дерева, железа, стекла, меди, алюминия, стали, чугуна.

Задачи урока:

· Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

· Развивающие:

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента;

содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

· Воспитательные:

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.

План и хронометраж урока.

1. Организационный этап …………………………………………………………. 1 мин

2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала.

Актуализация опорных знаний и умений…………………………………….….5 мин

3. Этап усвоения новых знаний.

1. Создание проблемной ситуации………………………………………………. 1 мин

2. Постановка проблемы исследования. Определение темы

исследования. Формулировка цели исследования………………………………. 2 мин

3. Эксперимент (работа в группах)……………………………………………….…7 мин

4. Вывод по результатам исследовательской работы

1. Объяснение нового материала……………………………….…………………..11 мин

2. Применение полученных знаний в новых условиях …………………………. 7 мин

3. Подведение итогов. Рефлексия……..…………………………………………. 5 мин

4. Инструктаж по домашнему заданию………………………………………..…. .1 мин

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи и проверим всё ли у нас готово к уроку.

2 . Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний проводится путем фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых при изучении темы урока.

Показываю катушку и задаю вопросы:

1. Как называется данное устройство? Катушка

2. Что она собой представляет?

Деревянный или пластмассовый каркас, на который наматывается провод

3. Что происходит с железными опилками, если через катушку пропустить электрический ток?

Притянутся

4. Сколько магнитных полюсов имеет катушка с током? Укажите их.

2, северный и южный

5. Как направлены магнитные линии магнитного поля катушки с током вне ее?

от севера к югу

6. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?

1. Увеличить число витков в катушке

2. Увеличить силу тока

3. Вставить в катушку железный сердечник.

7. Как называется катушка с железным сердечником?

Электромагнитом

8. Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом?

9. Перечислите области применения электромагнита в технике.

1. на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, электромагнитное реле

2. в сельском хозяйстве - магнитный сепаратор

3. в быту - электрозвонок, телефон, телеграф

10. Можно ли изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные? Что для этого нужно сделать?

Поменять полярность батареи (изменить направление тока в катушке)

Молодцы! Мы ответили на ряд вопросов по теме «Электромагниты» и хочу сказать, что данные знания пригодятся на при изучении новой темы.

3.Этап усвоения новых знаний.

А теперь загадка-вопрос: Что в черном ящике?

Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или «…». Но известно и другое предание о том, что слово… произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н.э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа. О чем идет речь?

Правильно речь идет о магните и тема сегодняшнего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока.

Какие цели мы поставим на урок? Ученики перечисляют:

1. Узнать, что такое постоянные магниты?

2. Какие бывают постоянные магниты?

3. Свойства постоянных магнитов?

4. Познакомиться с магнитным полем Земли.

5. Где располагаются магнитные полюса Земли?

6. Причины существования магнитного поля Земли?

6. Что такое магнитные бури?

7. Что такое магнитные аномалии?

Вернемся к электромагнитам.

Если вставить в катушку с током стержень из закаленной стали, он не размагничивается после выключения тока, а длительное время сохраняет намагниченность.

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

Тшу-ши — такое поэтическое название дали постоянному магниту китайцы. В переводе оно означает «любящий камень». Такое название эти естественные природные тела получили за то, что притягивали железные предметы, как нежная мать привлекает своих детей. Французский физик Ампер (1775-1836 г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. А вокруг проводника с током существует магнитное поле. В 1897 г. гипотезу подтвердил английский ученый Томпсон, а в 1910 американский ученый Милликен измерил токи. Мы уже ранее выяснили, что, кроме постоянных магнитов, люди широко используют магниты искусственные - электромагниты, которые изготавливают на заводах. Они обладают такими же свойствами, что и природные магнитные тела.

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов на основе экспериментов. Для работы мы разделились на 4 группы. В каждой группе есть свой лидер и секретарь.

1. Каждый участник группы получает карточку с заданием, выполняет лабораторный опыт и делает вывод.

3. Лидер контролирует работу каждого учащегося и в конце работы выставляет оценки в контрольном листе (Приложение 1).

После того, как эксперимент закончен, группы отчитываются:

1 группа - по карточке 1,

2 группа - по карточке 2,

3 группа - по карточке 3,

4 группа – по карточке 4 (Приложение 2)

Когда отчитывается одна группа, остальные слушают внимательно и заполнить пропуски в опорном конспекте по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» (Приложение 3). В результате заполняется опорный конспект и на магнитной доске появляются рисунки - краткий вывод эксперимента.

Учитель: по результатам эксперимента отвечаем на следующие вопросы:

1. Для чего используют понятия магнитные линии поля?

чтобы иметь представление о магнитном поле

2. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита?

по касательной в данной точке

рис. 108, 109 учебника

Учитель: С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). С этим устройством вы знакомились на уроках географии.

Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям первая причина – это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле. В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса – вторая причина существования у Земли магнитного поля.

У Земли как и у постоянных магнитов два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время южный магнитный полюс Земли удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а северный магнитный полюс находится вблизи южного географического полюса. Здесь магнитные линии выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюсы не совпадают с географическими. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север. Есть ещё одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются.

Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли 1000 и даже миллионы лет назад: допустим, вылилась, когда-то, во время извержения вулкана лава, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась оставшаяся намагниченность. Измеряя ее, геофизики обнаружили, что за последний миллион лет магнитные полюсы Земли поменялись местами 7 раз, а за последние 160 миллионов лет это случалось около 100 раз. 570 миллионов лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора.

Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури. Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущении земного магнитного поля и приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля. Магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определенным образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируются и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием. Магнитные бури – явление кратковременное. Но на земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Одна из них – Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.

Видеоролик «Магниты» на 3 минуты.

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим небольшой ролик о магнитах, после чего каждая группа готовит по 1 вопросу по содержанию видеоролика.

Ответы на вопросы.

4.Закрепление новых знаний

Учитель: Работа на уроке позволила нам познакомиться со свойствами постоянных магнитов, выяснить происхождение магнитного поля Земли.

Предлагаю вам тест на 2 варианта (Приложение 4), время для решения 5 мин. Отвечая на вопросы теста, вы сможете оценить, уровень усвоения темы.

По завершению работы на слайде появляются правильные ответы и критерии оценок. Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются в контрольный лист и выводится итоговая оценка.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся сдают контрольные листы.

Обратимся к целям нашего урока. Оцените по 5-тибалльной системе уровень достижения данных целей (Приложение 5).

1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2. Что представляло наибольшую трудность?

3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

4. С каким настроением ты изучал этот материал?

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.

6.Домашнее задание:

Переходим к домашнему заданию.

1. Выучить § 59,60.

2. Составить подробные вопросы для взаимоконтроля.

· «Из истории компаса»,

· «Влияние магнитного поля Земли на человека и животных»,

· «Есть ли магнитное поле у планет Солнечной системы?»

Учитель: Спасибо за урок. Я вами очень довольна.

Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся при изучении темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли».

1. Познавательная деятельность:

На этапе усвоения новых знаний учащиеся овладевают новыми понятиями «постоянный магнит», «полюсы магнита», «Магнитная аномалия», «Магнитные бури», в ходе эксперимента развивается мышление, дети учатся делать выводы, высказывают свои суждения, используя следующие операции мышления: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Ученики овладевают методами научного познания:

наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотезы в ходе эксперимента.

2. Преобразующая деятельность:

На этапе актуализации знаний, вопросы, предложенные учителем и на этапе закрепления знаний тест на 2 варианта по 5 вопросов в каждом позволяют учащимся применить знания в новой ситуации. На этапе «Применение полученных знаний в новых условиях» учащимся был предложен просмотр видеоролика «Магниты», после чего каждая группа должны подготовить по 1 вопросу (частично-поисковая деятельность).

3. Общеучебная деятельность:

При изучении темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов . Магнитное поле Земли» продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации в ходе эксперимента и просмотра видеоролика. При организации групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

На уроке применялась технология самоконтроля, самооценки, взаимооценки при проверке теста и использовании листов контроля.

4.Самоорганизующая деятельность:

Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

Смена видов деятельности способствовала сохранению работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

Подведение итогов помогает закрепить материал на уровне обобщения. На этом этапе дается окончательная оценка работе коллектива, выясняется степень достижения ТЦУ.

Для поддержания интереса к изучению материала использовались межпредметные связи (физика – география - астрофизика), историзм, опора на жизненный опыт.

Урок физики в 8 классе «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие из утверждений верны?

  • Магнитное поле порождается электрическим током
  • Магнитное поле порождается электрическими зарядами
  • Магнитное поле порождается движущимися электрическими зарядами.
  • Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток
  • Магнитное поле создается телами, обладающими массой
Вопрос 2

Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

  • взаимодействие двух параллельных проводников с током
  • поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока
  • взаимодействие двух магнитных стрелок
  • возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в нее магнита.
Вопрос 3

Как называется единица магнитной индукции?

Вопрос 4

В магнитное поле поместили проводник с током. Через некоторое время силу тока в нем уменьшили в 3 раза. Изменилась ли при этом индукция магнитного поля?

  • Увеличилась в 3 раза
  • Уменьшилась в 3 раза
  • Не изменилась
Вопрос 5

Как взаимодействуют два параллельных провода, по которым протекают токи в одном направлении?

  • Не взаимодействуют
  • Притягиваются
  • Отталкиваются
  • Сначала притягиваются, а потом отталкиваются
Вопрос 6

Укажите направление силы Ампера, действующей на проводник с током


Вопрос 7

Силой Лоренца называют силу, которая действует.

  • на проводник с током в магнитном поле
  • на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля
  • на любое тело, попавшее в поле действия этой силы
  • на проводник с током и и на заряженную частицу со стороны электрического поля.
Вопрос 8

Силой Ампера называют силу, которая действует.

Вопрос 9

Положительно заряженная частица движется в однородном магнитном поле так, как показано на рисунке. Линии магнитной индукции направлены к наблюдателю. Как направлена сила, действующая на частицу со стороны магнитного поля?

Вопрос 10

На рисунке показана картина магнитных линий прямого проводника с током. Магнитное поле сильнее всего в точке.


Вопрос 11

Что из себя представляет соленоид?

  • катушка с током
  • проводник с током
  • проволочная рамка, с подведенными проводниками для эл.тока
  • проводник с током
  • вещество, реагирующее на магнитное поле.
Вопрос 12

Как ведут себя катушки с сердечниками, изображенные на рисунке.


  • Притягиваются
  • Отталкиваются
  • Поворачиваются
  • Не взаимодействуют
Вопрос 13

Как графически изображают силовые линии внешнего магнитного поля?

  • из южного полюса выходят, а в северный заходят
  • противоположно направлению силы тока в проводнике
  • совпадают с направлением силы тока
  • из северного полюса выходят, а в южный заходят.
Вопрос 14

Определите полюса магнита


  • 1 и 2 - северные, 3 и 4 - южные
  • 1 и 3 - южные, 2 и 4 - северные
  • 1 и 2 - южные, 3 и 4 - северные
  • 1 и 3 - северные, 2 и 4 - южные
Вопрос 15

Силовые линии магнитного поля .

  • замкнуты
  • начинаются и кончаются на электрических зарядах
  • начинаются и кончаются на проводниках с током
  • не существуют
Вопрос 16

Правилом правого буравчика можно воспользоваться для определения направления .

Читайте также: