В средние века считалось что бордосская сталь самая надежная в мире

Обновлено: 17.05.2024

Презентация на тему: " Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении." — Транскрипт:

1 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно- эмоциональную жизнь людей. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3 Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

4 Отметьте предложение, в котором нужно поставить двоеточие. 1. Прошла неделя, месяц он домой не возвращался. 2. Смелые побеждают трусливые погибают. 3. Выйти невозможно на улице проливной дождь. 4. Пашню пашут руками машут.

5 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Характеры и взаимоотношения людей раскрывались через цирковые трюки: генералы сражались на пиках, и один другого выбивал из седла, так что тот летел на землю. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того. О чем говорится в первой части.

6 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Поле покупки елки сразу же возникла идея: под елкой будут спрятаны подарки для всех членов семьи. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говориться в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

7 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было. 1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

8 В каком примере недостает второго тире? 1) «Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком»,- писал в 1811 году поэт К.Н. Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву. 2) «Я пришел сюда,- начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно». 3) Нидерланды- государство на северо-западе Европы, часто называемой Голландией. 4) На востоке страны граничит с Германией, на юге- с Бельгией.

9 Различайте слова: 1) приступить (начать) – преступить (самовольно нарушить); 2) приходящий (являющийся куда-нибудь) – преходящий (временный, недолговечный); 3) придать (сделать каким-нибудь по виду) – предать (совершить предательство). - Как называются эти слова? - Составьте сложное бессоюзное предложение, используя данные слова.

11 Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Точно из далекого детства кто(то) взгл..нул на меня голубыми глазами с такою радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Лиловая дымка накрывала луга и поля. Широко ра(с,сс)тилались луга осыпа(н,нн)ые цветами. Хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его в(верх) или в(низ). Водная дрож.. бросае(т,ть)ся тенью на ствол ели на травы, а по ним бегут тени и чуд..(т,ть)ся травы р..стут под музыку. Потом вид..ш.. согласие теней.

12 Проверьте себя! Точно из далекого детства кто-то взглянул на меня голубыми глазами - с такою радостной силой почувствовал я тонкую красоту нашей природы. Лиловая дымка накрывала луга и поля. Широко расстилались луга, осыпанные цветами. Хочешь душу леса постигнуть - найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Водная дрожь бросается тенью на ствол ели, на травы, а по ним бегут тени, и чудится: травы растут под музыку. Потом видишь согласие теней.

13 Задания к тексту 1. Определите тип и стиль текста. 2. Какие виды тропов преобладают? Почему? 3. Объясните постановку знаков в бессоюзном сложном предложении.

14 Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении: «Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять ( ) вещи разные. 1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части. 2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом. 3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом. 4) Ставится тире: между подлежащими, выраженными неопределенной формой глаголов, и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.

15 В каком предложении не должно ставиться тире? (знаки препинания не расставлены.) 1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией. 2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией. 3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надежная в мире. 4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

16 В каком варианте вместо цифр надо поставить запятые? 1. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта. 1) 1,2 3) 3 2) 2 4) 2,4

17 В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие? 1) В комнате мало что изменилось- все тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван. 2) «А нашему бедному Руничу, видно, не по себе,- заметил Струйский, артиллерийский офицер. – Характерное, кстати, явление перед боем». 3) Олянский был страстным охотником- у него для всех нашлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно напряженные, вышли на улицу. 4) Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких- либо украшений в комнате- все усугубляло ощущение тупой скуки.

18 Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире. Я поднял голову…перед огнем сидел коротко стриженный, босоногий мальчишка. Смелые побеждают…трусливые погибают. Тут его осенила мысль…они должны быть где-то здесь поблизости. Всю дорогу молчали…говорить было не о чем.

19 Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: В местной команде особенно выделялись двое футболистов- один из нападающих и защитник. 1) Разделяется подлежащее и сказуемое 2) После обобщающего слова следует однородные члены 3) Выделяются обособленные приложения 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения

20 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Клест соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки. 1) Ставится двоеточие, так как вторая част сложного предложения имеет значение причины. 2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части 3) Ставится тире, так как во второй части сложного предложения говорится о действии, происшедшем вследствие действия, описанного в первой части 4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части

21 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Поэты правы ( ) жизнь полна внезапностей. 1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.

22 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию,- это ультрарелигиозники. 1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом. 2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое. 3) С помощью тире выделяется обособленное приложение. 4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

23 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Тяжело в учении- легко в походе. 1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое. 2) С помощью тире обособляется приложение. 3) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения. 4) Тире ставится на месте пропущенного члена (сказуемого) в неполном предложении.

24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горькая. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 2) В первой части бессоюзного сложного предложения делается предупреждение о том, что во второй части последует изложение какого-то факта. 3) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения указывают на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

25 Как объяснить постановку тире в данном предложении? Дружно за мир стоять- войне не бывать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) В первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

26 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Не копай другому ямы: сам в нее свалишься. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем сообщается в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

27 Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором ставится тире (знаки препинания не расставлены). 1) Знаки препинания как нотные знаки они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. 2) Все прочли этот рассказ и смутились печатать его в таком небрежном виде было нельзя. 3) Не чернилами написаны горские песни они написаны слезами и кровью. 4) Я осторожно повел ее домой и подумал как бы я был счастлив иметь такую мать.

28 Как объяснить постановку тире в данном предложении? Учись доброму- худое на ум не придет. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) В первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

29 Укажите предложение, в котором на месте пропуска ставится только один знак препинания- тире. 1) Ван-Гог подарил человеку лучшее, чем обладал ( ) свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами. 2) Он создавал радость теми средствами, какими владел сильнее всего ( ) красками. 3) Тот народ, который создал такой язык ( ) поистине великий и счастливый народ. 4) Ландыши уже созрели ( ) меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды.

30 Как объяснить постановку тире в данном предложении? Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи- все это приметы дождя. 1) Обобщающее слово стоит после однородных членов. 2) Последняя часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена предыдущим частям. 3) Последняя часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей. 4) Последняя часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в предыдущих частях.

31 Задание на повторение. Cписать предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы. Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем (то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой. В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где (то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и хотелось думать что не здесь а где (то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А.П.Чехов.)

32 Проверим Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой. В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть, за городом кричали лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где- то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная. (А.П.Чехов.)

33 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ33 г.Владикавказа Геладзе М.Р.

кто знает русский на пять? проверьте, пожалуйста, задания

16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) помощ_, помощ_ник, ветош_
2) спряч_тесь, добит_ся, создаст_ся
3) восем_десят, мен_шинство, настеж_
4) в_ющийся, разоб_ется, из_ян
ответ:3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на описки виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 5
4) 4
ответ:3

18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходимости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.
2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблем, вздымавшим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от времени смолой борта.
3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утонченность чувство толпы.
4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху наполненный водой.
ответ:4

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить собственной жизнью ( ) и поставить ее на место не так-то просто.
1) Запятая на месте скобок НУЖНА, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок НЕ НУЖНА, потому что И соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок НУЖНА, потому что союз И входит в состав вводного предложения.
4) Запятая на месте скобок НЕ НУЖНА, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.
ответ:4

20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В комнате, помимо входной, имелась еще одна дверь.
2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и осторожно поглаживая ее, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.
3) Шторм утих сменившись легким бризом, и парусник мог продолжать путь.
4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.
ответ:3

21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть запятые?
В тот день белая луна стояла в небе, с утра (1) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется (3) наступила зима.
1) 1, 2
2) 2
3) 3
4) 1, 2, 3
ответ:3

22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) У полузатопленного корабля были покрытые плесенью почерневшей от времени смолой борта.
ответ:3

23. В каком предложении НЕ ДОЛЖНО ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.
2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.
3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надежная в мире.
4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то что мы почти совсем перестали петь хором.
ответ:3

24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.
3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.
4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда будет сориентироваться по карте.
ответ:4

16. верно
17. верно
18. верно
21. вариант 4
22. не совсем поняла предложение 4. Причастный оборот "почерневшей от времени" относится к "плесенью"? Тогда надо выделять запятыми. Или "плесенью почерневшей от времени смолЫ борта"? Тогда не надо.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья, и памятник казались какими-то чужеземными.
23. верно
24. верно

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.»

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.

Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.

Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.

Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

Знайте_ он опасный человек.

Любишь кататься_ люби и саночки возить.

Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.

Доверие_ всегда самый дорогой подарок.

Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?

Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.

Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

Я доверяю любящим_ они великодушны.

Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.

Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении. Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).

Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).

Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.

Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

Какое предложение является сложным бессоюзным?

Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.

Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

По последним метеорологическим данным ожидается потепление.

Укажите верное утверждение о предложении.

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

Предложение бессоюзное сложное;

Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.

Как объяснить постановку тире в предложении?

Огромный купол створки разомкнул - и небом вечность в башню заглянула.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Предложение простое неполное.

Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.

Объясните постановку двоеточия в данном предложении.

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)

Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.

На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.

Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один - древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой - низкий, пологий, болотистый у воды.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять ( ) вещи различные.

Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.

Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.

Ставится тире: между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком примере недостаёт второго тире?

«Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком», - писал в 1811 году поэт К.Н.Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву.

«Я пришёл сюда, - начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно».

Нидерланды - государство на северо-западе Европы, часто называемое Голландией.

На востоке страна граничит с Германией, на юге - с Бельгией.

Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было.

Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитена, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент - обращайтесь ко мне, не стесняясь.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и. - презентация

Презентация на тему: " Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и." — Транскрипт:

2 Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3 Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4 В этот день дома готовились к праздничному ужину: Сережа закончил учебный год на одни пятерки. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

5 Характеры и взаимоотношения людей раскрывались через цирковые трюки: генералы сражались на пиках, и один другого выбивал из седла, так что тот летел на землю. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того. О чем говорится в первой части.

6 Сегодня у светы хорошее настроение: родители купили ей новую куклу. 1) Обобщающее слово состоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

7 Поле покупки елки сразу же возникла идея: под елкой будут спрятаны подарки для всех членов семьи. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говориться в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

8 Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было. 1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

9 1) «Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком»,- писал в 1811 году поэт К.Н. Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву. 2) «Я пришел сюда,- начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно». 3) Нидерланды- государство на северо-западе Европы, часто называемой Голландией. 4) На востоке страны граничит с Германией, на юге- с Бельгией.

10 «Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять ( ) вещи разные. 1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части. 2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом. 3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом. 4) Ставится тире: между подлежащими, выраженными неопределенной формой глаголов, и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.

11 1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией. 2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией. 3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надежная в мире. 4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

12 1) В комнате мало что изменилось- все тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван. 2) «А нашему бедному Руничу, видно, не по себе,- заметил Струйский, артиллерийский офицер. – Характерное, кстати, явление перед боем». 3) Олянский был страстным охотником- у него для всех нашлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно напряженные, вышли на улицу. 4) Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких- либо украшений в комнате- все усугубляло ощущение тупой скуки.

13 В местной команде особенно выделялись двое футболистов- один из нападающих и защитник. 1) Разделяется подлежащее и сказуемое 2) После обобщающего слова следует однородные члены 3) Выделяются обособленные приложения 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения

14 Клест соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки. 1) Ставится двоеточие, так как вторая част сложного предложения имеет значение причины. 2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части 3) Ставится тире, так как во второй части сложного предложения говорится о действии, происшедшем вследствие действия, описанного в первой части 4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части

15 Поэты правы ( ) жизнь полна внезапностей. 1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.

16 Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию,- это ультрарелигиозники. 1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом. 2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое. 3) С помощью тире выделяется обособленное приложение. 4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

17 Тяжело в учении- легко в походе. 1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое. 2) С помощью тире обособляется приложение. 3) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения. 4) Тире ставится на месте пропущенного члена (сказуемого) в неполном предложении.

18 Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горькая. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 2) В первой части бессоюзного сложного предложения делается предупреждение о том, что во второй части последует изложение какого- то факта. 3) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения указывают на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

19 Дружно за мир стоять- войне не бывать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) В первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

20 Не копай другому ямы: сам в нее свалишься. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем сообщается в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

21 1) Знаки препинания как нотные знаки они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. 2) Все прочли этот рассказ и смутились печатать его в таком небрежном виде было нельзя. 3) Не чернилами написаны горские песни они написаны слезами и кровью. 4) Я осторожно повел ее домой и подумал как бы я был счастлив иметь такую мать.

22 Учись доброму- худое на ум не придет. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) В первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

23 1) Ван-Гог подарил человеку лучшее, чем обладал ( ) свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами. 2) Он создавал радость теми средствами, какими владел сильнее всего ( ) красками. 3) Тот народ, который создал такой язык ( ) поистине великий и счастливый народ. 4) Ландыши уже созрели ( ) меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды.

24 Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи- все это приметы дождя. 1) Обобщающее слово стоит после однородных членов. 2) Последняя часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена предыдущим частям. 3) Последняя часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей. 4) Последняя часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в предыдущих частях.

25 У этих озер одно странное свойство: чем меньше озеро, тем оно глубже. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем сообщается в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Читайте также: