Вес стальной каски армейской

Обновлено: 24.04.2024

Когда появился первый русский шлем? Чем отличаются друг от друга советские каски и что защищает головы наших солдат сегодня?

Шлемы, как обыденный элемент солдатской экипировки, стали применяться в годы Первой мировой войны. Тогда же в русский обиход вошло и французское слово «каска». Первые шлемы Русской императорской армии поставлялись из Франции, знаменитые «каски Адриана» (Casque Adrian).

Французская пехота времён Первой мировой (на переднем плане пулемётчик с подсумками к пулемёту Шоша)

В этой статье мы сделаем обзор всех основных шлемов советской и российской армий — посмотрим, что было, есть и что планируется.

Сольберг (М17)

У индустриально отсталой Российской империи своих мощностей не хватало и на более насущные вещи, куда там до касок (в то время ещё шли дебаты об их целесообразности). Но уже к 1917 году была разработана собственная модель с оглядкой на каску Адриана. Своё неформальное название ведёт от финской фирмы Sohlberg-Oy, где их серийно выпускали.

До фронта отечественные шлемы так и не дошли, потому что случилась революция. Некоторое их количество перешло Белой армии, а чуть позже, в виде трофеев в Рабоче-крестьянской Красной армии они вместе с касками Адриана стали основным защитным средством головы в войсках до середины 1930-х.

Командиры РККА в шлеме типа Сольберг

Изготавливалась эта модель по упрощенной схеме от французского шлема, из листовой стали, и весила 850 грамм. Вентиляция тоже была устроена довольно просто: вместо продольного «гребешка» — маленький купол с отверстиями, из-за чего красноармейцы дали неформальное имя каске «колокольчик».

В годы Великой Отечественной войны некоторое количество касок этого типа досталось пожарным и Войскам противовоздушной обороны.

СШ-36 (Халхинголка)

Разработка нового и, главное, массового шлема для РККА началось в 1934 году. По легенде, образец испытывал сам Будённый, и многие догадываются о приоритетах этого полководца — после ударов златоустовской шашкой шлем порекомендовали доработать и увеличить поля-скатки. Так СШ-36 получил свой узнаваемый силуэт, который часто сравнивают с немецким штальхельмом тех же времён.

Реконструкторы в экипировке РККА на 1941 год

Шлем с первых же дней приняли неоднозначно. С одной стороны, продуманное подтулейное устройство, т.е. ремешки и полоски ткани внутри, которые создавали амортизацию головы. Хорошая вентилируемость, возможность подгонки размера. Всё это было современно, удобно и было заметным прогрессом в сравнении с прошлыми образцами.

С другой стороны — масса в 1300 грамм при толщине стенок в 1,1 мм давали так себе стойкость к осколкам и пистолетным пулям. Скаты полей парусили при встречном ветре, а большой выдающийся козырёк мешал обзору. Были вопросы и к качеству стали — стало очевидно, что более прочный и лёгкий сплав и новый форм-фактор решит проблемы.

А ещё сходство с немецкими шлемами, сами понимаете, вызывало сложности в определении «свой-чужой» и потенциально могло приводить к ошибкам на поле боя с фатальными последствиями.

Боец РККА в шлеме СШ-36 и с полуавтоматической винтовкой СВТ

Шлем этого типа впервые применяли республиканцы и интербригады в Испании, затем Хасан 1938 и Халхин-Гол 1939 (большая часть фото и кинохроники с этим шлемом была оттуда, отчего и закрепилось название «халхинголка»). В годы Второй мировой большая часть таких шлемов была потеряна вместе с бойцами, которых окружили в котлах 1941 года.

Но штучно такие шлемы встречались на хрониках и фото даже в 1943 и 1944 гг. (полагаю бойцы ценили раритеты, возможно, намекавшие на их нехилый боевой опыт). Да и разгром Квантунской армии не обошёлся без них — бойцы на Дальнем Востоке во многом были экипированы по образцу 1939 года.

Самый массовый представитель в подборке — шлем, прошедший сквозь все вооружённые конфликты с 1941 года по недавнее время.

После не очень удачного опыта с СШ-36 конструкторы провели вдумчивую модернизацию — новый шлем при толщине в 1,9 мм весил уже 1250 грамм. Поначалу имел индекс СШ-39, а форму позаимствовали у итальянского шлема М33.

СШ-39 от СШ-40 отличается в основном подтулейным устройством: три дерматиновых лепестка крепились на шести заклёпках вместо трёх, к ним полагалась ватная подушечка для амортизации. Впервые отказались от вентиляционных отверстий — боец полагался на вентиляцию за счёт подтулейного устройства.

СШ-40 уже был толщиной в 1,2 мм и изготавливался из легированной броневой стали марки 36СГН. А ещё в то время впервые стали выпускать шлемы в трёх исполнениях разных размеров. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с (испытание осколком в 1,1 грамм) — это значит, что он хорошо выдерживал мелкие осколки и обстрел пистолетной пулей. Выше показатель в 415 м/с был только у американской М1 времён войны во Вьетнаме.

Финский солдат в трофейном СШ-40 сопровождает раненного товарища. Вуосалми, 13 июля 1944 г.

Шлемы этого типа и сегодня кое-где можно встретить в российской армии в активном использовании — полагаю, и большинству из тех, кто проходил срочную службу в СШ-40, или его послевоенной модернизации СШ-60 (где было снова доработано подтулейное) эти модели хорошо известны и памятны.

Шлем этого типа появился в связи с развитием коллективных ВС стран Варшавского договора (был такой во времена СССР противовес НАТО из стран соцблока) и вопросами унификации вооружения и оснащения. Генштаб получил информацию, что немецкий шлем М56 армии ГДР имеет характеристики на 3-6% превосходившие СШ-60.

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски


До парада Победы, который мы проведём 24 июня, остались считанные дни. Наверное, исторически правильно провести этот парад именно в тот день, когда прошёл тот, знаменитый, ставший ещё одной боевой наградой воинам-фронтовикам, парад победителей. Не просто победителей, а героев войны. Напомню, в параде 1945 года участвовали только фронтовики и только награжденные неоднократно боевыми орденами и медалями.

Сегодня поговорим об одном участнике парада Победы, которого многие просто не замечают, но который, наверное, в какой-то мере «поучаствовал» в жизни каждой советской семьи, который спасал советских солдат и офицеров от гибели наряду с санитарами и медиками. Который есть сегодня, наверное, в любом военно-историческом музее.

Сегодня я решил напомнить читателям о простой солдатской каске. Той самой, что прошла всю войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата.

Немного истории о возвращении касок в армию

Вплоть до начала Первой мировой войны европейские армии не особо задумывались о боевых шлемах для своих солдат. Только позиционная, или как тогда называли окопная, война заставила командиров задуматься над защитой именно головы солдата. Я понимаю, что сегодня это звучит несколько диковато, но в первые годы Первой мировой войны большинство солдат погибали от ранений в голову.

Мы много писали о стрелковом оружии, которое в 20 веке стало намного эффективнее, чем раньше. Много писали об артиллерии, в арсенале которой появились снаряды, специально предназначенные для уничтожения именно живой силы. Первая мировая быстро осовременивала европейские армии в смысле вооружения. Соответственно, солдат, которому было необходимо высовывать голову из окопа, получал ранения именно в нее.

«Отцом» современных военных касок следует считать французского генерала Огюста Луи Адриана, который в 1915 году разработал стальной шлем, защищавший солдат от осколков и шрапнели. Заметьте, каска не была защитой от прямого попадания пуль. Эффективность каски ошеломила командование французской армии. После оснащения армии касками Адриана количество ранений в голову сократилось на 30%, а количество погибших от таких ранений на 12-13%!


Каска Адриана состояла из 4 частей. Шлем-полусфера из стали толщиной 0,7 мм, передний и задний козырьки из той же стали, гребень на верху полусферы, для усиления защиты и прикрытия вентиляционного отверстия сверху, кожаный подшлемник из конской кожи. Вес каски, в зависимости от размера (3 разных) варьировался от 700 до 800 граммов.

Кстати, современные исследователи средств защиты солдат на поле боя отмечают красоту и надежность конструкции каски, а также её боевые свойства. По некоторым характеристикам именно эта каска превосходит даже современные шлемы.

Так американские ученые с факультета биомедицинской инженерии университета Дьюка провели исследование 4 видов касок времен Первой мировой войны и современного защитного шлема. Целью было выявить, как защищает каска солдата от контузии при воздействии взрывной волны. Оказалось, что лучше всех с этой задачей справляется именно каска Адриана.

В Красной Армии эта каска использовалась довольно широко и увидеть её можно на множестве агитационных плакатов довоенного периода, в кинофильмах и на фото. Это было обусловлено наличием достаточно большого количества этих касок на складах. Русская императорская армия использовала их с 1916 года. Правда с касок были убраны царские эмблемы и заменены на жестяные звезды. Этот же шлем стал прототипом русской каски Сольберга. Именно эту каску мы видим на головах советских и финских солдат в период советско-финской войны.


Ну и последнее про каску Адриана. То, что вызывает вопросы у множества читателей. На касках периода Второй мировой войны отсутствуют опознавательные знаки на передней части. В лучшем случае есть нарисованная краской звезда или знак СС сбоку. Почему?

В ходе использования касок Адриана выяснилась странная особенность боевых шлемов. Гребень сверху был усилением защитных свойств каски, а вот металлическая эмблема наоборот уменьшала защитные свойства. Некоторые страны отказались вообще от эмблем, другие перенесли эмблемы на боковые поверхности шлема. Отсюда и последующие действия при разработке других образцов. Эмблемы стали наносить краской. Наши - на передней части полусферы, немцы - на боковой. Звезда или знак принадлежности к СС был скорее "армейским шиком", чем необходимостью.

Как создавалась каска победителей

Попытки создать свою армейскую каску в СССР велись достаточно активно. Однако рассказывать обо всех попытках скопировать или модернизировать каски других армий я сегодня не буду. Расскажу о действительно прорывном изобретении наших конструкторов, которое и стало «папой» шлема-победителя. О СШ-39, стальном шлеме образца 1939 года. Изготавливался он с 1939 по 1942 годы.


В период 1936-37 годов в СССР было создано множество экспериментальных шлемов. В основу этих разработок ложились каски зарубежных армии. Ржевский полигон в то время напоминал экспериментальную площадку. Испытания шли полным ходом. В 1938 году было принято окончательное решение о том, какая каска подходит РККА.

По внешнему виду новый шлем очень напоминал итальянский М33. Точных данных я не нашел, так что вывод сделал просто по внешнему виду каски. Да и во время Гражданской войны в Испании этот шлем там довольно широко использовался.

Шлем изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Вес каски был 1250 граммов. Подшлемник купольной формы из ткани, кожзаменителя, вощеной ткани купольной формы. Под тканью прокладка из фетра или ткани. Регулировка подшлемника осуществлялась с помощью веревочки в верхней части купола. Ткань крепилась к стальному обручу, который в свою очередь крепился к шлему тремя клепками.

Следует отметить, что такая конструкция, когда подшлемник не касается шлема, позволила существенно удешевить производство каски и решить проблему вентиляции головы солдата без дополнительных отверстий в самом шлеме. Штамп завода-изготовителя на советских шлемах ставился на тыльной части каски рядом с размером шлема.

Данный шлем прослужил в армии, а затем в учебных заведениях Гражданской обороны вплоть до 60-х годов 20 века. Правда узнать его среди последующих СШ-40 неспециалист вряд ли сумеет. Дело в том, что после войны СШ-39 прошли модернизацию и получили подшлем с СШ-40. Да и штамп ставили именно года модернизации-1950.

И вот он, шлем-победитель во Второй мировой войне. Знаменитый СШ-40. Детище подполковника В.Орлова. Та самая лысьвенская каска. На самом деле СШ-40 это модернизация СШ-39. Отличить их можно по количеству заклепок. На 40-й модели их 6. Связано это с подтулейным устройством. Теперь оно состоит из трех дермантиновых лепестков, которые соединяются в верхней части шнуром. Внутри каждого лепестка вата. Подбородочный ремень разделен на две части. теперь его можно регулировать по длине без ограничений.

Но самое главное отличие СШ-40 это материал изготовления. В отличие от СШ-39 теперь каска изготавливается из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Прочная и надежная каска советского солдата выдерживала попадание автоматной пули с расстояния в 150 метров. Но даже в том случае, когда пуля пробивала каску, вероятность смертельного ранения сокращалась в разы. Энергии пули просто не хватало для полноценного выведения из строя бойца.

Почему каска, которая стала неотъемлемой часть любого монумента советскому солдату-освободителю, называется лысьвенской? Чем небольшой городок за Уралом заслужил такую честь?

Дело в том, что в СССР производством касок для армии занимались всего три завода - в Ленинграде, в Сталинграде и в Лысьве. Понятно, что после начала войны два завода вынуждены были прекратить выпуск касок. Ленинград оказался в блокаде, а завод в Сталинграде был полностью разрушен. Таким образом, единственным производителем стал завод в Лысьве.

Этот завод вообще легендарный. Снаряды для зенитных и авиапушек, зажигательные бомбы, снаряды к «Катюшам» шли на фронт именно из Лысьвы. Но спасибо от фронтовиков и их семей заводчане получили за выпуск именно СШ-40. За время войны, с 1942 года, завод передал фронту более 10 млн шлемов СШ-40! Согласитесь, цифры впечатляют. Бойцы нередко называли каску "стальной фронтовой подругой".

Потомок победителей

Рассказ о касках был бы не полным, если не упомянуть потомков СШ-40. Дело в том, что большинство ветеранов, которые служили ещё в Советской Армии, помнят «свою» каску. Очень похожую на 40-ю, но все-таки другую. Другую по форме. Действительно, знаменитая каска неоднократно модернизировалась. Наиболее существенной модернизации она подверглась в 1968 году. Была увеличена прочность каски, изменен на более большой наклон лобовой стенки, укорочены бортики. Да и вес каски увеличился до 1,5 кг в полной сборке.

Но, количество касок на складах сегодня даже превосходит необходимое. Поэтому производство их прекращено. Однако останавливаться наши конструкторы не намерены. Да и материалы сегодня позволяют создавать более эффективные средства защиты.

Сегодня единым войсковым боевым шлемом армии РФ является 6Б47, который более известен как шлем «Ратник». Разрабатывается с 2011 года. Изготовлен на основе тканевых материалов на основе микрофиламентных нитей и обеспечивающий возможность использования дополнительных устройств. Шлем легче СШ-68 на полкилограмма. Вес всего 1000 граммов.

Легенда вновь пройдет по Красной площади


Скоро мы вновь увидим много легенд на параде Победителей. Мы увидим автоматы, винтовки, пулеметы, танки, «катюши», пушки. Оружие, которое громило врага на всех фронтах Великой Отечественной. Мы увидим потомков победителей. И обязательно увидим простую солдатскую каску, которая спасла жизни сотням тысяч, а может миллионам, советских солдат.

Чья каска была лучше?

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.


Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.

В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.

Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.


Советский стальной шлем СШ-40

Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.

Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.

29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).


Немецкий стальной шлем образца 1935 года

В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.

В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.


Немецкие солдаты в касках М35 или М40.

В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.

Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.


Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.

В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.

В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).

Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.


Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)

К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.

Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.

Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.


Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)

На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.

Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.

Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.
На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.

Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:

Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?

Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?

Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?

Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?

Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?

Чья каска была лучше?

Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)

После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».

В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.

Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.
Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.

Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.


Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)

При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия «штальхельм» M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик. Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.

Предпосылки к появлению

Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем. Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.

В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски, обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран также имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.

Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового «стального шлема», который смог бы превзойти по своим характеристикам все существующие аналоги. Тем не менее, в силу определенных причин все разработки в этой области не привели к каким-либо реальным результатам. До конца Второй мировой войны бойцы Вермахта и других структур нацистской Германии были вынуждены пользоваться шлемами M1935 и его модификациями. Также необходимо отметить, что к моменту окончания сравнительных испытаний немецкая промышленность полным ходом готовилась к массовому производству шлемов M1942, являвшихся упрощенной версией базового M1935.

Проекты «B», «BII» и «C»

Несмотря на наличие серийных шлемов, превосходящих некоторые зарубежные аналоги, руководство Германии решило инициировать разработку нового средства защиты. В рамках этой программы было создано несколько проектов новых шлемов. Некоторые разработчики пытались продолжать развитие идей, заложенных еще в M1935 с сохранением некоторых его общих черт. Тем не менее, сотрудники фирмы Volklingen Stahlwerke решили поставить во главу угла уровень защиты и не «цепляться» за существующую узнаваемую конструкцию.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)


Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke (слева направо): "B", "BII" и "C"

До конца 1942 года фирма Volklingen Stahlwerke представила четыре варианта шлемов с повышенным уровнем защиты. Со временем число проектов сократилось до трех. Командованию армии были предложены проекты с обозначениями «B», «BII» и «C». В силу разных причин работы в рамках программы создания нового шлема серьезно затянулись. Различные обсуждения, предварительные испытания и т.д. продолжались в течение двух лет. Только во второй половине 1944 года командование определилось с будущим новой программы.

В результате рассмотрения трех оставшихся проектов от Volklingen Stahlwerke было решено продолжить работы только по двум. Вариант «C» по ряду причин не устроил заказчика. Было решено продолжать разработку версий «B» и «BII», поскольку они имели заметно более высокие характеристики защиты и некоторый модернизационный потенциал. Уже на стадии проектирования удалось выяснить, что конструкция новых шлемов, при сохранении веса на уровне M1935, позволит ощутимо повысить уровень защиты. Либо, при схожем уровне защиты, новые шлемы получались легче.



Шлем версии "B"

Новые шлемы, изготовленные из тех же материалов, что и M1935, были примерно на 200 г легче его и весили не более 1 кг. Подобная экономия веса позволяла в перспективе повысить уровень защиты бойца. На практике сэкономленные 200 г можно было использовать для увеличения толщины металла на 0,4-0,5 мм с соответствующими последствиями для надежности защиты.

Шлемы «B» и «BII» имели схожую конструкцию. Из металлического листа предлагалось штамповать деталь сложной изогнутой формы, похожей на конус со скругленной вершиной и сплюснутый с боков. В боковой поверхности такого купола предусматривались три отверстия для креплений т.н. подтулейного устройства. Кроме того, в шлеме предусматривались отверстия для вентиляции.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke должны были опираться на голову бойца при помощи подтулейного устройства из металла и кожи либо другого доступного материала. Устройство состояло из мягкой части сложной формы с перфорацией и стягивающим шнурком, а также металлического пояса. Деталь из мягкого материала и пояс скреплялись при помощи заклепок. На поясе предусматривались уголки для крепления к куполу и петли для установки ремешка.

Главным отличием двух предложенных шлемов была форма стальной части. Так, купол изделия «B» был немного ниже и имел ровную нижнюю грань без выступающих частей. Проект «BII» предусматривал некоторое подобие расширяющейся части шлема M1935. На таком шлеме в передней нижней части купола предусматривалась выемка, улучшавшая боковой обзор. В случае с обоими шлемами передняя изогнутая часть купола также выполняла функции козырька.



Подтулейное устройство шлемов "B" и "BII".

Повышенный уровень защиты, выявленный в ходе испытаний, был связан с выбранной формой купола. Передняя часть обоих шлемов была наклонена на 55° к горизонтали, боковые и задняя – на 60°. Схожее решение к тому времени активно применялось в проектах различной бронетехники и получило название «рациональные углы бронирования». За счет размещения металлического листа под углом к вертикали достигается некоторое увеличение толщины металла, находящегося на пути пули. Таким образом, за счет измененной конструкции купола шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke были более надежны, чем M1935.

Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания новых шлемов. Компании Eisen und Huettenwerke заказали производство сотни изделий двух моделей. На этом этапе новые шлемы получили название по фамилиям своих конструкторов, после чего в течение некоторого времени обозначались как Stahlhelm Thale/Harz. Шлемы конструкции Тале-Харца были отправлены в одну из школ Вермахта, дислоцировавшуюся недалеко от Берлина, где использовались в течение нескольких месяцев.



Шлем версии "BII".

К осени 1944 года все необходимые испытания были завершены, что позволяло перейти к вопросу развертывания производства новых средств защиты. Согласно распространенной версии, пока не получившей достойного подтверждения или опровержения, шлемы Тале-Харца не были приняты на вооружение в связи с решением Адольфа Гитлера. В ряде источников утверждается, что он не одобрил новые разработки по эстетическим причинам. Якобы новые шлемы не были похожи на старые германские штальхельмы, а M1935 и его модификации оставались образцом настоящей защиты «истинных арийцев». Тем не менее, точные сведения о причинах отказа от шлемов Тале-Харца, подтвержденные документами, пока отсутствуют.

В случае принятия на вооружение шлем Тале-Харца должен был получить обозначение M1944 (M44) или M1945 (M45), в зависимости от точной даты подписания соответствующих документов. Тем не менее, новые шлемы не стали штатным вооружением армии. Это, однако, не мешает историкам и любителям военной истории использовать так и не присвоенные обозначения.



Фотографии шлемов различных моделей, использовавшихся в сравнительных испытаниях.

В некоторых источниках утверждается, что штальхельмы новой модели весной 1945 года были использованы в бою. В сражениях на подходах к Берлину в бой были брошены учебные подразделения, в которых проводились войсковые испытания новых шлемов. Немцам так и не удалось остановить наступающую Красную Армию, а шлемы M44/45 никак не повлияли на ход боев. Перевес был на стороне наступающего Советского Союза, из-за чего никакие шлемы не могли значительно оттянуть конец Третьего рейха.

Шлем M56 (ГДР)

Шлемы Тале-Харца не производились крупной серией и не получили широкого распространения. Тем не менее, любопытная конструкция с достаточно высокими характеристиками, по-видимому, не пропала. В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооруженные силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56.

Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Volklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей.

Общая форма купола шлема M56 была похожа на разработку начала сороковых. При этом в металлической детали предусматривались шесть отверстий для установки подтулейного устройства. Само устройство почти не имело общих черт со старым аналогом. В его конструкции использовался пластиковый амортизатор и поролоновые подушки, предназначенные для гашения ударов по куполу. Наконец, боковая часть ремешка шлема имела Y-образную форму и охватывала с двух сторон уши солдата. Были использованы оригинальные крепления подтулейного устройства к куполу. Ввиду больших размеров последнего существовал риск зацепиться краем шлема за какой-либо предмет и получить травму шеи. Для этого были предложены новые защелки, расцеплявшие купол и устройство при определенном усилии.

Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьезная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели.

За первое полугодие 57-го было произведено около 50 тыс. шлемов трех размеров. Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почетного караула.

Штальхельмы модели M56 являлись основным средством защиты головы солдат до самого конца существования ННА и ГДР. После объединения двух Германий бывшие части Национальной народной армии стали переходить на стандарты Бундесвера ФРГ, отказавшись от подавляющего большинства собственного снаряжения, в том числе шлемов. Шлемы M56 отправились на склады или на утилизацию, а некоторое количество таких изделий стало музейными экспонатами или попало в частные коллекции.

СССР. Каски и шлемы

В СССР к теме средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе и стальных шлемов, обратились в начале 1930-х годов. Однако поначалу немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах элитных частей, например, Пролетарской дивизии.

Красноармейцы 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии на параде 1 мая 1938 года, в шлемах Адриана.

Красноармейцы 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии на параде 1 мая 1938 года, в шлемах Адриана.

В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Стальной шлем со времен Первой мировой рассматривался как средство защиты от шрапнели. Удар шашкой имитировал попадание шрапнели. По инициативе Буденного принятый в результате на вооружение шлем получил широкие боковые поля, призванные защищать плечи бойца от рубящего удара сверху вниз (поля должны были отклонять клинок от плеча). Переделанный шлем получил название «красноармейский шлем стальной образца 1935 г.», в других источниках — СШ-36, а позже негласное — «халхинголка».

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Стальной шлем (каска) образца 1936 года – СШ-36.

Силуэт каски походил на немецкий стальной шлем М16. Носился, как и все остальные шлемы с подшлемником. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам. Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие каски позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8 %. В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата, а большой козырёк уменьшал обзор. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что шлем сдувало набок. К тому же шлем был слишком тяжёл.

В 1937-1938 несколько экспериментальных моделей нового шлема было создано и протестировано на Ржевском полигоне. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Контур шлема, получившего известность как СШ-39, приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.

Каска СШ-39.

Каска СШ-39.

Окрашивался новый шлем в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема. Подтулейное устройство имело купольную форму, изготавливалось, как правило, из ткани (также подтулейник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подтулейника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части его купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который, в свою очередь, с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подтулейника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.

Каска СШ-40.

Каска СШ-40.

Каска СШ-40.

В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий. Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров. Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г. Эта модель каски пережила не только войну, но еще десятилетие использовалась и после войны.

Шлем ПВО

В конце 30-х годов Советский Союз осуществлял подготовку к большой войне в связи с чем, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской защиты и частей ПВО. Для экипировки сил гражданской защиты, а так же частей противовоздушной обороны требовался стальной шлем. Для решения этой задачи в Ленинграде в 1938 году на Ленинградском металлургическом заводе стали производить такие шлемы. Неофициально он получил обозначение «Шлем ПВО М38». Наравне с частями ПВО в условиях нехватки экипировки шлем данной модели использовался и ополченцами, защищавшими Ленинград. Они и дали ему второе название «блокадник».

Шлем ПВО – М-38.

Шлем ПВО – М-38.

Шлем ПВО – М-38.

Внешне шлем имел сходство с английским шлемом Brodie, и по сути, был упрощенным вариантом британской модели. Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью веревки, расположенной в верхней части купола. Крепление подшлемника было не надежным, он крепился с помощью двух клепок, расположенных во фронтальной и задней части шлема. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к шлему. Размер подбородочного ремня регулировался с помощью маленькой квадратной пряжки.
Шлемы данной модели окрашивались в цвет хаки. Иногда на шлем наносилась эмблема, представляющая собой схематичное изображение пятиконечной звезды, зенитки перекрещенной с лучом прожектора, в свете которого изображался силуэт самолета, и противогазной маски, расположенной между двумя нижними лучами звезды. Каску ПВО выпускали исключительно в Ленинграде до середины 1943 года.

Шлемы летчиков

В годы войны использовались кожаные летные шлемы зимние и летние, в основном довоенного выпуска, которые в большинстве своем не имели места для размещения наушников и микрофона. Количество выпускаемых моделей достаточно большое, однако в основном они различались конфигурацией и длиной ушей шлема, фурнитурой застежек и цветом кожи. С 1940 года на шлемах стали изготавливаться специальные кармашки и крепления для размещения наушников и ларингофона. А позже, в связи с массовой радиофикацией самолетов, радиогарнитура стала обязательным встроенным элементом уже шлемофона. В 1943 году советская промышленность наладила выпуск копии немецких шлемофонов LKpW-100 и LKpS-101, которые выпускались и в послевоенное время в кожаном исполнении.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимние кожаные шлемы.

Зимний шлемофон образца 1940 г.

Зимний шлемофон образца 1940 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Копия немецкого зимнего шлемофона LKpW-101, выпускаемая в СССР с 1943 г.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние кожаные шлемы.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Летние шлемофоны образца 1940 г.

Шлемы парашютистов

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Кожаные шлемы парашютистов.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста с очками.

Брезентовый шлем парашютиста.

Брезентовый шлем парашютиста.

Брезентовый шлем парашютиста.

Шлемы танкистов

В механизированных войсках (позднее автобронетанковых) РККА на оснащении военнослужащих стояли шлемы образца 1931 года и образца 1934 года. Поскольку в то время армия не имела радиостанций и переговорных устройств, шлемы не являлись шлемофонами. В 1936 году в шлем образца 1934 года добавили пазухи для размещения радиооборудования и получился настоящий шлемофон. Шлемофон изготавливался как из кожи, так и с покрытием из авизента (плотная износостойкая ткань особого плетения), позднее из кирзы. На «говорящей шапке» ото лба к затылку были пришиты три наголовника (валика), а в передней части размещался пришитый налобник (валик). С боков находился либо один валик, который пришивали по центру, либо три, расположенные веером. Все валики наполнялись конским волосом, а в более поздних моделях — техническим волокном. Валики предназначались для защиты головы от ударов о выступающие части машины. Шлемофон образца 1938 года изготавливался в летнем и зимнем варианте, а сама модель прослужила всю войну и была образцом для послевоенных вариантов.

Читайте также: