Внизу как зеркало стальное синеют озера струи троп

Обновлено: 18.04.2024

1 . Выразительно прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, какое правило написания н − нн в словах иллюстрируют имеющиеся в тексте примеры.
Синее сп..койное озеро в глубокой раме гор, окрылё(н, нн)ых вечным снег..м, тёмное круж..во садов пышными складк..ми опускае(тся, ться) к воде, с берега смотр..т в воду белые дома. Каже(тся, ться), что они построе(н, нн)ы из сах..ра, и всё вокруг похоже на тихий сон ребёнка.
Серая лента дороги броше(н, нн)а в тихое ущелье гор, дорога моще(н, нн)а камн..м, но каже(тся, ться) мягкой, как барх..т, хоче(тся, ться) п..гладить её рукой. (По М. Горькому)
2 . Определите синтаксическую роль причастий, использованных в данном тексте.
3 . Найдите предложение с причастным оборотом и объясните постановку знаков препинания.
4 . Выполните фонетический, орфоэпический и морфологический разбор выделенных слов.

ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §5. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий . Упражнение №25

Решение

1 − 3 .
Синее спокойное озеро в глубокой раме гор, окрылённых (полное страд. прич., образованное от глагола сов. вида) вечным снегом , тёмное кружево садов пышными складками опускается к воде, с берега смотрят в воду белые дома. (Причастный оборот в предложении выделяется запятыми, так как он стоит после определяемого слова). Кажется, что они построены (крат. прич.) из сахара, и всё вокруг похоже на тихий сон ребёнка.
Серая лента дороги брошена (крат. прич.) в тихое ущелье гор, дорога мощена (крат. прич.) камнем, но кажется мягкой, как бархат, хочется погладить её рукой.
Примеры, имеющиеся в тексте, иллюстрируют правило написание одной и двух букв "н" в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Причастия использованные в тексте, являются определениями и сказуемыми.
4 .
Фонетический разбор:
Садов − 2 слога
с − [ с ] − согласный, глухой, парный, твёрдый;
а − [ а ] − гласный, безударный;
д − [ д ] − согласный, звонкий, парный, твёрдый;
о − [ о ] − гласный, ударный;
в − [ ф ] − согласный, глухой, парный, твёрдый;
5 букв, 5 звуков.
Всё − 1 слог
в − [ ф ] − согласный, глухой, парный, твёрдый;
с − [ с ] − согласный, глухой, парный, мягкий;
ё − [ о ] − гласный, ударный;
3 буквы, З звука.
Ущелье − 3 слога
у − [ у ] − гласный, безударный;
щ − [ у ] − согласный, глухой, непарный, мягкий;
е − [ у ] − гласный, ударный
л − [ л ] − согласный, звонкий, непарный, мягкий;
ь − не образует звука
е − [ й ] — согласным, звонкий, непарный, мягкий;
\ [ э ] − гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
Мягкой − 2 слога
м − [ м ] − согласный, звонкий, непарный, мягкий;
я − [ а ] − гласный, ударный;
г − [ х ] − согласный, глухой, непарный, твёрдый;
к − [ к ] − согласный, глухой, парный, твёрдый;
о − [ а ] − гласный, безударный;
й − [ й ] − согласный, звонкий, непарный;
6 букв, 6 звуков.
Её − 2 слога
е − [ й ] − согласный, звонкий, непарный, мягкий;
\ [ и ] − гласный, безударный;
ё − [ й ] — согласный, звонкий, непарный, мягкий;
\ [ о ] − гласный, ударный;
2 буквы, 4 звука.
Орфоэпический и морфологический разбор:
Садов — существительное, обозначает предмет.
Н. ф. − сад.
Пост. пр. − нариц., неодуш., м. р., 2 скл.
Непост. пр. − мн. ч., Р. п.
Всё — местоимение, указывает на предмет, не называя его.
Н. ф. − весь.
Пост. пр. − определительное;
Непост. пр. − ед. ч., И. п., ср. р.
(В) ущелье — существительное, обозначает предмет.
Н. ф. − ущелье.
Пост. пр. − нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.
Непост. пр. − ед. ч., В. п.
Мягкой — прилагательное, обозначает признак предмета.
Н. ф. − мягкий.
Пост. пр. − качеств.
Непост. пр. − полн. ф., ж. р., ед. ч., Т. п.
Её − местоимение, указывает на предмет, не называя его.
Н. ф. − она.
Пост. пр. − личное.
Непост. пр. − ед. ч., В. п. ж. р.

Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

I вариант 1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.

Беспрерывно вал морской

С рёвом, свистом, визгом, воем

Бьёт в утёс береговой

Молчит сомнительно Восток.

Ты – жизнь, назначенная к бою,

Ты – сердце, жаждущее бурь.

Я был при ней убитый, но живой.

Вот, как призрак гробовой,

О, не кладите меня, в землю сырую –

Скройте, закройте меня в траву густую!

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины…

И тихих, тёплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней.

Продлись, продлись, очарованье!

Лазурь небесная смеётся.

С деревьев ржавый лист валился

Так грустно тлится жизнь моя.

Родились утром, вечером умрут…

2. Найдите в данном стихотворении Ф.И.Тютчева тропы и фигуры речи, определите их вид:

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном, –

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может:

Она все льется – и, журча,

Молчанье мертвое тревожит.

Так и в груди осиротелой,

Убитой хладом бытия,

Не льется юности веселой,

Не блещет резвая струя, –

Но подо льдистою корой

Еще есть жизнь, еще есть ропот –

И внятно слышится порой

Ключа таинственного шепот.

II вариант 1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Ты ль это, Неман величавый.

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил…

Лениво дышит полдень мглистый…

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

И сердце на клочки не разорвалось…

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня…

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

Что общего меж нами?

Ты жит ь идёшь – я ухожу…

Гремят раскаты молодые…

Опять вздохнут о горестной утрате

Все честные, все русские сердца.

Могу дышать , но жить уж не могу.

Чей это праздник

так празднуешь ты?

Спят города и дремлют сёла.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Играя в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

I вариант (ответы)

Ответы к заданию 2:

1. Поток… прячется - олицетворение

2.И звук немеет- олицетворение

3. В оцепененье ледяном - эпитет

4. Жизнь бессмертную - эпитет

5. Жизнь…ключа - метафора

6. Всесильный хлад - эпитет

7. Сковать всесильный хлад не может - метафора

8. Она [жизнь] все льется - метафора

9. Молчанье мертвое - эпитет

10. Молчанье мертвое тревожит - оксюморон

11. В груди осиротелой - эпитет

12. Так и в груди осиротелой,

Убитой хладом бытия - метафора

13. Юности веселой - эпитет

14. Резвая струя - эпитет

15. Не льется юности веселой - метафора

16.Но подо льдистою корой

Еще есть жизнь, еще есть ропот – метафора, антитеза

17. Ключа… шепот- метафора

18. Ключа таинственного - эпитет

Найдите соответствия (ответы) II вариант

Ты жить идёшь – я ухожу

Любовь твоя была

В святилище души твоей

Все честные, все русские сердца

Могу дышать , но жить уж не могу

Спят города и дремлют сёла

Живой души твоей безжизненным кумиром

Синеют озера струи

Гремят раскаты молодые

1. На всём улыбка, жизнь во всём - метафора

2. Деревья радостно трепещут,

Играя в небе голубом - олицетворение

3. Поют деревья - олицетворение

4.Любовью воздух растворен - метафора

5. И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен - метафора

6. Цветущий мир - эпитет

7. Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.- метафора

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики .

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…».

Взаимосвязь музыки и движения на примере содержания музыкального произведения

Взаимосвязь музыки и движения.


Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"

Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь. " и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. ".


Сравнение соответствия планируемых результатов, взятых из ФГОС ООО и примерной программы по предмету физика.

В данной небольшой статье сравниваются планируемые результаты - личностные, метапредметные и предметные, взятые из ФГОС ООО и примерной программы по физике. Статья полезна коллегам при изучении конкре.


Найди соответствие «Общий обзор организма человека»

Закркпление и повторение терминологии.


Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература18 века» (на примере 2—3 произведений)"

Презентация поможет ученикам 9 класса подготовиться к написанию контрольного сочинения по литературе 18 века.

ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §41. Обособленные обстоятельства. Упражнение №398

1 . Спишите следующие фрагменты из художественных произведений, вставляя пропущенные буквы и выделяя запятыми сравнительные обороты. В предложениях подчеркивайте грамматические основы.
1 ) Луна как бледное п..тно сквозь тучи мрачные ж..лтела. (А. Пушкин) 2 ) В очах как на небе светло, в душе её темно как в море. (М. Лермонтов) 3 ) Внизу как зерк..ло ст..льное с..неют озера струи. (Ф. Тютчев) 4 ) Кр..ткоречие точно жемчуг блещет сод..ржанием. (Л. Толстой) 5 ) Летом спать было г..раздо т..желее чем зимой. (Ф. Достоевский) 6 ) Она гл..дела на него как на икону со страхом и раска..нием. (А. Чехов) 7 ) Я ж..ву как кукушка в часах не з..видую птицам в лесах. Заведут — и кукую. (А. Ахматова) 8 ) Как ск..леты тощих жур..влей стоят ощип..нные вербы. (С. Есенин) 9 ) Сзади точно исп..линский к..стёр г..рел лесной склад. (А. Куприн) 10 ) Как н..весту Родину мы люб..м береж..м как ласковую мать. (Я. Лебедев−Кумач) 11 ) Ветер всхлип..вал словно д..тя за углом пот..мневшего дома. (Н. Рубцов) 12 ) Нашу речку точно в сказке за ночь вымост..л мороз. (С. Маршак) 13 ) Дед кинул им деньги словно собакам. (М. Горький) 14 ) Надо п..нять— изучение людей труднее чем изучение книг напис..нных о людях. (М. Горький)
2 . Выразительно прочитайте каждое предложение. Объясните, какую роль в художественном тексте выполняют сравнительные обороты.
3 . Назовите простые односоставные предложения и сложные предложения, в состав которых входят односоставные. Определите вид каждого односоставного предложения.
4 . Выполните морфемный и морфологический анализ выделенных слов.
5 . Объясните, как вы понимаете смысл последнего высказывания. Можно ли его считать афоризмом? Обоснуйте свою точку зрения.

1, 3 .
1 ) Луна , как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела . (А. Пушкин)
2 ) В очах, как на небе, светло , в душе ее темно , как в море. (М. Лермонтов) (односоставные, безличные в составе сложного)
3 ) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4 ) Краткоречие , точно жемчуг, блещет содержанием. (Л. Толстой)
5 ) Летом спать было гораздо тяжелее, чем зимой. (Ф. Достоевский) (односоставное, неопр.−лич.)
6 ) Она глядела на него, как на икону, со страхом и раскаянием. (А. Чехов)
7 ) Я живу , как кукушка в часах, не завидую птицам в лесах. Заведут (односоставное, обобщённо−личное) − и кукую (односоставное, опр.−лич). (А. Ахматова)
8 ) Как скелеты, тощих журавлей стоят ощипанные вербы . (С. Есенин)
9 ) Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной склад . (А. Куприн)
10 ) Как невесту, Родину мы любим , бережем ​, как ласковую мать. (Я. Лебедев−Кумач)
11 ) Ветер всхлипывал , словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)
12 ) Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз . (С. Маршак)
13 ) Дед кинул им деньги, словно собакам. (М. Горький)
14 ) Надо понять (односоставное, назывное) — изучение людей труднее , чем изучение книг написанных о людях. (М. Горький)
2 .
Сравнительные обороты используются для сравнения, сопоставления чего−то в тексте или речи.
4 .
Светло − наречие.
Неизменяемое слово
Качественное.
Синтасичесая роль: сказуемое.
Ощипанные − причастие, образовано от глагола ощипать.
Н. ф.: ощипанный;
Пост. призн.: страдательное, прошедшее время, совершенный вид;
Непост. призн.: мн. ч., И.п., полная форма.
Синтаксическа роль: определение.
Вымостил − глагол.
Н. ф.: вымостить;
Пост. призн.: 2 −е спр., переходный, сов.вид;
Непост. призн.: изъяв. накл., прош. вр., м.р., ед.ч.,
Синтаксическая роль: сказуемое.
5 .
Надо понять — изучение людей труднее, чем изучение книг написанных о людях. (М. Горький)
Это высказывание означает, что в теории понять и изучить человека просто, а на практике всё гораздо сложнее и запутаннее.
Я считаю, что данное высказывание М. Горького можно считать афоризмом. Потому что оно соответствует всем признакам:
1 ) глубина мысли, стремящейся к истине;
2 ) обобщенность (Афоризм возникает в результате синтеза многих фактов и соображений и считается выводом, правилом, принципом, заключением);
3 ) краткость изложения мысли;
4 ) законченность мысли.

Прецентация по литературе "Выразительные средства языка"

Выразительные средства языкаГлухова Марина Владимировна – учитель русского яз.

Найдите эпитеты
1.Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С.Есенин
2. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
С.Есенин
3. Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Н.Гумилев

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при ко.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
лес проснулся (сравните: ребенок проснулся),
камыш шепчет (девушка шепчет),
темнота подкралась (разведчик подкрался).

Найдите олицетворение1.Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы.

Найдите олицетворение
1.Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
С.Есенин
2. Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Ф.Тютчев
3. Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М. Лермонтов

Гипербола – художественное преувеличение с целью усиления. Например: И больш.

Гипербола – художественное преувеличение с целью усиления. Например:
И больше века длится день.

1.У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что.

1.У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
Н.В. Гоголь.
2.Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» .
В. Высоцкий.
3. Разливы рек ее, подобные морям.
М.Ю. Лермонтов.
4.В сто сорок солнц закат пылал…
В.В. Маяковский
5. Ударил Змей Горыныч добра молодца, и ушел Иван по пояс в сыру землю.
6.Проголодался – слона могу съесть!

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором сод.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины..
мужичок-с-ноготок,
мальчик-с-пальчик,
девочка-дюймовочка,
избушка на курьих ножках.

1.В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с н.

1.В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
2. Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки.
3. Ваш спиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
4. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предм.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
озеро, как зеркало — зеркало озера;
руки, как золото — золотые руки;
волосы, как серебро — серебряные волосы.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

Презентация. Подготовка к ЕГЭ. "Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы".

Изобразительно – выразительные средства языка Тропы

Выразительность и образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Такие слова называются тропами.

Троп (греч. tropos - поворот) - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Троп (греч. tropos — «образ, поворот, оборот»). В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.

Когда мы имеем дело с тропом, то различаем обычное, прямое значение и перенос.

Когда мы имеем дело с тропом, то различаем обычное, прямое значение и переносное значение, которое определяется данным текстом. Прямое значение здесь как бы разрушается, и мы воспринимаем его вторичные признаки. Само же значение становится подвижным и разноаспектным. Одно воспринимается здесь через другое, более известное. Возникает словесный образ.

Изобразительно – выразительные средства языка Тропы-.

Изобразительно – выразительные средства языка

Тропы- Фигуры - Изобразительно - изобразительно – изобразительно – выразительные
выразительные выразительные средства
средства лексики средства синтаксиса фонетики

эпитет инверсия ассонанс
сравнение анафора аллитерация
оксюморон эпифора звукопись
метафора параллелизм
олицетворение антитеза
метонимия градация
синекдоха повтор
гипербола риторический вопрос
литота риторическое восклицание
каламбур риторическое обращение
ирония многосоюзие
сарказм бессоюзие
перифраза период
парцелляция
хиазм
подхват

Эпитет (от греч. epitheton — приложение). Художественное, образное определени.

Эпитет (от греч. epitheton — приложение). Художественное, образное определение, вид тропа.

Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска.

При расширительном толковании эпитетом называют не только
прилагательное, определяющее существительное, но и
существительное-приложение, а также наречие, метафорически
определяющее глагол.

Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик океан;
Гордо реет Буревестник (Горький);
Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно,
бешено (А.Н. Толстой).

Постоянный эпитет. Эпитет, часто встречающийся в народном
поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое.
Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные,
добрый молодец; зелена трава, красна девица.

Добрый молодец, красна девица, поле чистое, море синее. Погубленных березок .

Добрый молодец, красна девица, поле чистое, море синее.
Погубленных березок вялый лист,
Еще сырой, еще живой и клейкий,
Как сено из-под дождика, душист (А. Твардовский).

Я не знаю: как назвать томительный свет
Белой ночи? Загадочным? Или магическим?

Заметался пожар голубой;

Словно я весенней гулкой ранью/ Проскакал на розовом коне.

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержи­мо, неповторимо
Все пролетело. далече. мимо (С. Есенин)

Оксюморон – художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовме.

Оксюморон – художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия:

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов);

Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин);

Ты, меня любивший фальшью
Истины и правдой лжи (М.Цветаева).

Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основани.

Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета
другому на основании общего у них признака.

а) творительным падежом
Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая
земля (Сурков);

в) оборотами со сравнительными союзами как, точно, словно, будто, как будто.
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев).
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов).
Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов);

г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.).
Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович).

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, Рыжий, словно апельсины на снегу. Стали.

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, Рыжий, словно апельсины на снегу. Стали волосы смертельной белизны (Р. Рождественский)

Он [стих Пушкина] нежен, сладос­тен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молнии, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря (Белинский)

Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий);

. Я уснул в горах. в громадном заглохшем саду, похожем на девственный лес (К. Паустовский).

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А.С.Пушкин)

Метафора Попробуем рассмотреть этот троп на примере строки из поэмы А.С.Пушк.

Метафора
Попробуем рассмотреть этот троп на примере строки из поэмы
А.С.Пушкина «Полтава»:

Горит восток зарёю новой.

Слово горит рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Этот образ основан на сходстве цвета зари и огня: небо по цвету напоминает пламя.
Такой перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой (от греческого слова метафора — «перенесение»). В поэме А. С. Пушкина «Полтава» эта метафора получает особый, символический смысл: красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

Метафора (греч. metaphora — перенос). Употребление слова в переносном значени.

Метафора (греч. metaphora — перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
«Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо — «жилище птицы»,
переносное — «человеческое сообщество»),
крыло самолёта (ср.: крыло птицы),
золотая осень (ср.: золотая цепь).

Метафора простая. Метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку.
Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Метафора развёрнутая. Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (Горький).

Метафора лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается.
Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Олицетворение -троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвл.

Олицетворение -троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, — дар речи, способность мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

К ней прилегла в опочивальне её сиделка — тишина (Блок).

Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами. (Пушкин).

море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно.

море дышит полной грудью;
волны бегут, ласкаются к берегу;
лес настороженно молчит;
травы шепчутся с ветром;
озера смотрят в бесконечные дали;
остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озер

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упр.

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче.(А. Гайдар)

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд (С. Есенин).

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
(А. А. Фет);

На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней (А. А. Фет);

И цветущие кисти черемух
Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак).

Метонимия (греч. metonymia — переименование). Употребление названия одного пр.

Метонимия (греч. metonymia — переименование). Употребление
названия одного предмета вместо названия другого предмета на
основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан.
Не то на серебре — на золоте едал (Грибоедов);

б) между содержимым и содержащим.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов);

в) между действием и орудием этого действия.
Перо его местию дышит (А.К. Толстой);

г) между автором и его произведением.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);

д) между местом и людьми, находящимися на этом месте.
Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).

Метонимию можно встретить не только в художественных произведениях, но и в на.

Прошли гуськом последние посетители дворца-музея — полушубки, чуйки, ватные к.

Прошли гуськом последние посетители дворца-музея — полушубки, чуйки, ватные куртки.

Больше всех скандалит выцветшее пальто с собачьим воротником: «Сама втерлась, а других не пускает»

Синекдоха К метонимии очень близки и некоторые другие тропы. Своеобразную ее.

Синекдоха
К метонимии очень близки и некоторые другие тропы. Своеобразную
ее разновидность представляет синекдоха, которая состоит в замене
множественного числа единственным, в употреблении названия
части вместо целого, частного вместо общего и наоборот.
Например, на использовании синекдохи строится выразительность речи в
отрывке из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»:
На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа,
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат-француз, британец-брат,
Брат-поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят.
Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названия
народов, населяющих европейские страны; единственное число
существительных солдат, брат-француз и др. заменяет их множественное
число. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий
обобщающий смысл

Синекдоха (соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии, состоящий в пере.

Синекдоха (соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии, состоящий в
перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного
между ними отношения. Синекдоха — выразительное средство типизации. Наиболее
употребительны следующие виды синекдохи:

а) часть явления называется в значении целого:
А в двери — бушлаты, шинели, тулупы. (Маяковский);

б) целое в значении части:
— Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (Твардовский);

в) единственное число в значении общего и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей. (Лермонтов);

г) замена числа множеством:
Мильоны нас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. (Блок);

д) замена видового понятия родовым:
«Ну что ж, Садись, светило!» (Маяковский).

Гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, с.

Гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления.

Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает.
В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами — метафорами, олицетворениями, сравнениями и др.
В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность). Троп, противоположны.

Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность). Троп, противоположный (см.) гиперболе.

Литота — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Литота есть в народных сказках:
мальчик с пальчик,
мужичок с ноготок.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
(Некрасов).

Литота – художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств.

Литота – художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).
Многие фразеологизмы общенародного языка также основаны на литоте: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сх.

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта:
Чуть пробуждается народ,
Сейчас дают ему уставы,
Кричат: «Закройте-ка уста вы!»
И вмиг кладут печать на рот (К.Фофанов).

Ирония – художественный прием, когда слово или высказывание обретают в тексте.

Ирония – художественный прием, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению:

Отколе, умная, бредешь ты, голова (И.А.Крылов)
(при обращении к ослу).

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым.

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии:

Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н.Некрасов).

Перифраза (перифраз). Выражение, являющееся описательной передачей смысла др.

Перифраза (перифраз). Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или
явления описанием их существенных признаков или
указанием на их характерные черты.

Царь зверей (вместо «лев»).
Туманный Альбион (вместо «Англия»).
Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон),
певец Литвы (Мицкевич),
творец Макбета (Шекспир).

«Солнце русской поэзии». Так мы называем А. С. Пушкина. Но для него можно.

«Солнце русской поэзии».
Так мы называем А. С. Пушкина. Но для него можно придумать и
другие образные определения:
гордость нашей литературы,
гениальный ученик Г. Р. Державина,
блестящий преемник В. А. Жуковского.
В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов о нем писал:
невольник чести,
дивный гений,
наша слава.
Все это перифразы.

Изобразительно – выразительные средства языка Тропы -.

Тропы - Фигуры- Изобразительно - изобразительно – изобразительно – выразительные
выразительные выразительные средства
средства лексики средства синтаксиса фонетики

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: