Заанкеренный больверк из стального шпунта

Обновлено: 01.12.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВОЗВОДИМЫХ СПОСОБОМ "СТЕНА В ГРУНТЕ"

Дата введения 1982-02-01

РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ) - Ленинградским филиалом "ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ"

В.А.Фирсов - главный инженер

С.Н.Курочкин - руководитель разработки, канд. техн. наук

Г.Н.Гришачева - ответственный исполнитель

Всесоюзным научно-исследовательским институтом гидромеханизации, санитарно-технических и специальных работ (ВНИИГС)

В.В.Верстов - зам. директора по научной работе, канд. техн. наук

Е.М.Перлей - руководитель разработки по технологии строительства, канд. техн. наук

С.П.Шик - ответственный исполнитель по технологии строительства

УТВЕРЖДЕН Распоряжением Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта "СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ" N 18 от 26.05-81 года.

Настоящие рекомендации устанавливают общие требования к выбору конструкций, конструированию и расчету причальных сооружений, возводимых способом "стена в грунте". Кроме того, настоящие рекомендации устанавливают требования к технологии строительства в объеме, необходимом для составления проекта организации строительства (ПОС).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Строительство причальных сооружений способом "стена в грунте" относится к группе способов строительства "насухо".

Строительство осуществляется приемами, регламентированными СНиП III-9-74* и "Руководством по производству и приемке работ при устройстве оснований и фундаментов", разработанным НИИОСП им. Н.М.Герсеванова в развитие указанного СНиП.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 3.02.01-87, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Способ основан на разработке траншей с поверхности территории, стенки которых в вертикальном положении удерживаются глинистым раствором (суспензией), заполнении траншей монолитным бетоном (железобетоном) или сборными железобетонными элементами и отрывке грунта перед ограждением после достижения проектной прочности бетоном или материалом заполнения стыков омоноличивания сборных элементов.

Заполнение траншеи бетонной смесью и полостей стыков омоноличивания сборных элементов осуществляется методами подводного бетонирования с вытеснением глинистого раствора.

Способ применяется для сооружений (стен) прямолинейного, криволинейного или ломаного очертания в плане.

При возведении сооружений рассматриваемым способом инженерно-геологическое строение площадки должно быть изучено на глубину не менее 10 м ниже подошвы сооружения.

При проектировании причальных сооружений, возводимых способом "стена в грунте", следует иметь все инженерно-геологические и гидрологические данные, требующиеся для проектирования портовых гидротехнических сооружений, включая качественную и количественную оценку встречающихся в толще грунтов крупных включений, данные об уровнях и режимах грунтовых вод, степени агрессивности воды акватории и грунтовых вод.

1.4. Отметка территории или искусственно созданной насыпи для размещения оборудования, применяемого при строительстве причальных сооружений способом "стена в грунте", должна быть на 1,5-2,0 м выше среднемноголетнего уровня воды в акватории за период строительства в неприливных морях и на 1,0 м выше уровня обеспеченностью 1% (по многолетней кривой обеспеченности ежечасных уровней) за период строительства в приливных морях.

1.5. Способ строительства "стена в грунте" для возведения и реконструкции причальных сооружений целесообразно применять:

а) при строительстве в бассейнах, создаваемых за счет прибрежной территории;

б) при строительстве на территориях, создаваемых засыпкой акватории;

в) при строительстве вдоль береговой полосы в новых районах, где линия кордона может быть размещена по территории с отметками плюс 1,52,0 м;

г) при возведении экранирующих и разгружающих конструкций, а также опор крановых путей и технологического оборудования на существующих причалах, особенно в тех случаях, когда забивка свай нежелательна из-за вибрационных и ударных нагрузок.

1.6. При расчете экономической эффективности конструкций причальных сооружений, возводимых способом "стена в грунте", необходимо учитывать:

а) сокращение сроков строительства;

б) сокращение объема земляных работ по выемке и засыпке;

в) сокращение эксплуатационных расходов, связанных с ликвидацией деформаций территории причала;

г) сокращение расхода металла за счет применения армокаркасных бетонных конструкций;

д) сокращение стоимости строительства за счет производства работ без применения тяжелого и плавучего оборудования и производство работ "насухо".

2. КОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВОЗВОДИМЫХ СПОСОБОМ "СТЕНА В ГРУНТЕ"

2.1. Рекомендуемые конструкции

2.1.1. Для возведения способом "стена в грунте" рекомендуются следующие конструктивные формы причальных сооружений:

а) незаанкеренные и заанкеренные больверки (рис 1а, б, в, г);

б) сооружения ячеистого типа (рис.2а, б).


Рис.1. Схемы сооружений:

а - незаанкеренный больверк; б, в - заанкеренный больверк; г - экранированный заанкеренный больверк


Рис.2. Сооружения ячеистого типа:

а - гравитационное; б - гравитационное заглубленное

2.1.2. Незаанкеренные больверки следует применять для мелководных причалов с высотой стенки (расстояние от отметки кордона до дна) до 7 м, выполняя их в сборном или монолитном вариантах.

2.1.3. Заанкеренные больверки следует применять при высотах стенок от 7 м и более, выполняя их в монолитном варианте с одним анкером, размещаемым выше строительного горизонта воды в акватории.

В зависимости от глубин у причалов рекомендуется применять:

а) при глубинах от 5,5 до 9,75 м больверки с лицевыми стенками плоского сечения толщиной 0,6-0,8 м;

б) при глубинах от 10 до 13 м больверки с лицевыми стенками таврового сечения с толщиной стенок (и полок) 0,6-0,8 м;

ПРИМЕЧАНИЕ. Для всех видов заанкеренных больверков рекомендуется в качестве анкерных опор применять стенки плоского или таврового сечения, возводимые также способом "стена в грунте".

2.1.4. Сооружения ячеистого типа целесообразно применять для глубоководных причалов и наличии в основании плотных грунтов (30-40 МПа).

При заглублении кровли плотных грунтов до 0,3 ниже отметки проектного дна следует применять гравитационные конструкции с поперечником 0,7-0,9 и ячейками полигонального или прямоугольного очертания в плане.

При большем заглублении плотных грунтов сооружения ячеистого типа могут выполняться как гравитационные заглубленные или защемленные конструкции. В этих случаях их поперечник может быть уменьшен.

Для таких случаев рекомендуется применять ячейки с прямоугольным очертанием в плане.

2.1.5. Экранирующие элементы и опоры крановых путей или технологического оборудования, применяемые при реконструкции и усилении причалов, рекомендуется выполнять в засыпке за сооружениями в виде плоских столбов прямоугольного сечения (толщина 0,6-0,8 м, длина 2,0-2,5 м).

2.2. Рекомендации по конструированию

2.2.1. При проектировании причальных сооружений, возводимых способом "стена в грунте", следует предусматривать применение тяжелого бетона плотной структуры с проектной маркой по прочности не ниже М200 для монолитных и не ниже М300 для сборных конструкций, с проектной маркой по водонепроницаемости не ниже В4.

В качестве арматуры следует применять стержневую арматуру периодического профиля. Применение гладкой арматуры не допускается.

2.2.2. Подошвы монолитных стен, возводимых способом "стена в грунте", учитывая возможность снижения качества подводного бетона в забое траншеи, следует располагать на 0,5-1,0 м ниже отметки, определенной расчетом сооружения.

2.2.3. Учитывая высокую водонепроницаемость стен, возводимых способом "стена в грунте", особое внимание должно быть обращено на систему дренирования лицевых стенок сооружений, рекомендованных настоящим РД.

Для снятия гидростатического давления в лицевых стенках должны устраиваться выпускные трубки внутренним диаметром 80-100 мм, закрепляемые до бетонирования в армокаркасах стенок с шагом вдоль сооружения 1500-2000 мм. За стенкой в зоне размещения трубок должно быть предусмотрено устройство фильтра.

2.2.4. При возведении причальных сооружений способом "стена в грунте" в суровых условиях службы необходимо предусматривать специальные конструктивные мероприятия для обеспечения долговечности сооружения в зоне переменного горизонта воды:

а) прохождение зоны переменного горизонта металлическими элементами (например, стальной шпунт) или железобетонными сборными элементами повышенной долговечности, соединяемыми с армокаркасами конструкции, возводимой способом "стена в грунте" (рис.3);


Рис.3. Заанкеренный больверк с панелью из металлического шпунта:

1 - панель из металлического шпунта; 2 - лицевая стенка, возводимая способом "стена в грунте"; 3 - анкерная стенка, возводимая способом "стена в грунте"


Рис.4. Вариант больверка с плитой из термопластического материала:

1 - плита из термопластического материала; 2 - армокаркас; 3 - железобетонная надстройка; 4 - лицевая стенка, возводимая способом "стена в грунте"

2.2.5. Поверху лицевых и анкерных стенок больверков, возводимых способом "стена в грунте", следует устраивать железобетонные оголовки, бетонируемые "насухо". Для связи оголовка со стенками армокаркасы стенок должны иметь выпуски арматуры.

2.2.6. На первых этапах внедрения способа "стена в грунте" для анкеровки больверков рекомендуется применять стержневые стальные анкера, изготовляемые промышленностью в соответствии с требованиями ТУ 35-679-78.

Анкера закрепляются в оголовках лицевой и анкерной стенок при их бетонировании за специальные закладные части или снабжаются устройствами, обеспечивающими их заделку в бетоне оголовка (рис.5).


Рис.5. Крепление анкера:

1 - железобетонная надстройка; 2 - лицевая стенка таврового сечения; 3 - анкерная стенка; 4 - анкер; 5 - оголовок анкерной стенки; 6 - подкрановая балка; 7 - труба

Анкера должны иметь талрепы или другие устройства, позволяющие производить их монтажное натяжение с усилием 30-50 кН перед отрывкой грунта у лицевой стенки.

Заанкеренный больверк из стального шпунта

Настоящий свод правил содержит требования к проектированию безанкерных, заанкеренных обычных и экранированных больверков с анкеровкой на одном уровне (рисунок 11.1).

11.2 Основные конструктивные требования

11.2.1 Конструкция и компоновка элементов больверка должны обеспечивать наиболее полное использование их несущей способности и наиболее благоприятное распределение усилий и деформаций между элементами.

11.2.2 В качестве элементов лицевых и экранирующих стенок больверка следует применять любые профили стального, железобетонного шпунта или свай, сваи-оболочки, стальные трубы, сварные объемные конструкции и т.д., отвечающие требованиям долговечности и надежности для рассматриваемых условий работы сооружения.

11.2.3 При проектировании лицевых стенок больверков из свай и труб особое внимание следует обращать на обеспечение ее грунтонепроницаемости по всей высоте стенки и на 1,5 м ниже отметки проектного дна,

11.2.4 Для снятия гидростатического давления за стенкой следует предусматривать дренажные выпуски, расположенные ниже расчетного уровня воды у сооружения.

11.2.5 Лицевые стенки должны быть поверху связаны надстройкой из сборно-монолитного или монолитного железобетона.

Для больверков из стального шпунта в тех случаях, когда это приемлемо по условиям расположения отбойных устройств и защиты металла от коррозии, допускается устройство небольшого железобетонного или стального оголовка (шапочного бруса).

11.2.6 Отметку низа железобетонных надстроек следует назначать исходя из необходимости защиты шпунта от агрессивного воздействия в зоне переменного уровня воды.

В районах с повышенной агрессивностью воды или возможных значительных ледовых нагрузок отметка низа надстройки должна находиться не менее чем на 0,2 м ниже расчетного уровня.

При строительстве сооружений в районе пониженных агрессивных воздействий, где обеспечивается длительная сохранность шпунта, отметку низа надстройки следует принимать из условия создания опорной плоскости для отбойных устройств и возможности производства работ по возведению надстройки насухо.

При строительстве сооружений на морях с большой амплитудой приливно-отливных колебаний, где опускание низа надстройки под расчетный уровень представляет большие затруднения, вопрос о принятии отметки низа надстройки решается с учетом накопленного опыта эксплуатации сооружений в местных и аналогичных условиях.

11.2.7 Температурно-деформационные швы в железобетонной надстройке и оголовках лицевой стенки следует располагать с шагом не более 40 м, а также в местах резкого изменения грунтовых условий, которые могут вызвать разницу в значениях смещений отдельных частей сооружения.

Температурно-деформационные швы в железобетонной надстройке больверков из стального шпунта рекомендуется выполнять в местах замковых соединений, где могут происходить горизонтальные и вертикальные деформации.


641 × 683 пикс.   Открыть в новом окне

11.2.8 В качестве анкерных опор следует использовать железобетонные плиты, сваи, шпунты, сваи-оболочки, стальные трубы и другие прокатные профили, а также сварные и составные объемные конструкции.

11.2.9 При проектировании больверков с многорядным экранированием увеличение числа рядов экранирующих элементов свыше двух целесообразно только в случаях, когда экранирующие элементы используют в качестве опор крановых путей или технологического оборудования.

11.2.10 При компоновке больверков следует учитывать, что эффект экранирования увеличивается при увеличении жесткости экранирующих стенок в системе.

Наибольшая эффективность больверков реализуется при защемлении лицевых и экранирующих стенок, что обеспечивается рациональным соотношением глубины погружения, расстояния между стенками и податливости анкеровки, достигаемым при рассмотрении и расчете нескольких вариантов компоновки больверков.

11.2.11 Расстояние между лицевой и экранирующей стенками больверка, а также между экранирующими стенками следует принимать исходя из несущей способности элементов стенок и напряженного состояния всей системы и по возможности равными. Рекомендуется устанавливать их в пределах (0,15-0,30)h (h - высота стенки).

11.2.12 Экранирующие стенки больверка следует выполнять в виде сплошного ряда или из элементов, погруженных вразрядку. Расстояние между элементами стенки в свету не должно превышать расстояния до впереди стоящей стенки.

11.2.13 Разгрузочная платформа должна перекрывать пространство между лицевой и экранирующими стенками и свободно упираться в лицевую стенку больверка.

Отметку низа разгрузочной платформы рекомендуется располагать не выше 0,7 м над уровнем анкерной тяги.

Железобетонная платформа может выполняться сборной или монолитной и размещаться симметрично относительно осей экранирующих стенок больверка.

При многорядном экранировании допускается как монолитная платформа по всему поперечному сечению, так и с осадочным швом в середине пролета между стенками.

11.2.14 Анкеровку следует осуществлять за распределительный пояс лицевой стенки, а в случае применения крупноразмерных элементов повышенной жесткости - за каждый элемент.

При конструировании узла крепления анкерной тяги к стенкам рекомендуется предусматривать возможность свободного поворота анкерной тяги на 5°-10° от нормали к лицевой или экранирующей стенке больверка.

Для уменьшения неравномерности загружения анкерных тяг, а также для доведения их деформацией до величины, обеспечивающей нормальный режим работы стенок, рекомендуется включать в тяги специальные муфты и устройства.

11.2.15 Стальные анкерные тяги должны иметь антикоррозионную защиту. В качестве защиты могут быть применены битумные, эпоксидные и эпоксидно-каменноугольные эмали, герметики и ленточные материалы в соответствии с требованиями СП 28.13330.2012 и [10].

11.2.16 Для монтажа анкерных тяг рекомендуется предусматривать устройство временных поддерживающих конструкций на период производства работ, удаляемых после обтяжки анкеров.

При анкеровке по первой схеме для обеспечения совместной работы стенок в процессе засыпки следует устанавливать между стенками специальные распорки.

11.2.18 Разрезку распределительного пояса следует принимать в соответствии с разрезкой надстроек согласно 11.2.10, т.е. не более чем через 40 м.

Допускается устанавливать балки распределительного пояса с открытыми стыковыми швами, принимая расчетные схемы балки в соответствии с их конкретной разрезкой.

11.2.19 При разработке технологии строительства больверков следует порядок выполнения операции увязывать с возможностью создания в элементах конструкции наиболее благоприятного напряженного состояния за счет искусственного регулирования смещения по высоте точки крепления анкера.

11.2.20 При проектировании больверков из сборного железобетона следует учитывать конструктивные требования СП 41.13330 и СП 63.13330. Правила учета перемещений и деформаций элементов при проектировании больверков изложены в [27].

11.2.21 При проектировании больверков с применением стальных конструкций, узлов и деталей следует учитывать конструктивные требования СП 16.13330.

11.3 Основные положения расчета

11.3.1 Расчет больверков следует выполнять по предельным состояниям в соответствии с требованиями ГОСТ 27751 и раздела 7.

Нагрузки и их сочетания следует принимать в соответствии с требованиями СП 38.13330, СП 58.13330 и раздела 8.

ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией экспертных организаций по техническому контролю портовых гидротехнических сооружений "Морпортэкспертиза" с участием Общества с ограниченной ответственностью "Балтморпроект", Общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "Гарант", Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Гидротекс", Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ГТ Инспект", Общества с ограниченной ответственностью "Морское строительство и технологии", Общества с ограниченной ответственностью "Фертоинг", Открытого акционерного общества "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота", Закрытого акционерного общества "Научно-проектный институт "Исследование мостов и других инженерных сооружений", Закрытого акционерного общества "МИДО", Открытого акционерного общества "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект", Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 г. N 600-ст

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для применения в строительстве и эксплуатации при проведении обследований и мониторинга технического состояния портовых гидротехнических сооружений, расположенных на акваториях портов и судоремонтных заводов, при разработке заданий на проектирование, обследование и мониторинг сооружений в процессе их эксплуатации.

- по комплексному обследованию сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта;

- обследованию и освидетельствованию сооружений для подтверждения их соответствия требованиям [1], [2], [3], [26]; оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации, выявления элементов, изменивших свое напряженно-деформированное состояние, и определения необходимости их восстановления и усиления конструкций;

- общему мониторингу технического состояния сооружений для выявления дефектов, возникающих в процессе эксплуатации сооружений, и принятия мер по их устранению;

- обследованию сооружений, находящихся в неработоспособном или предельном (аварийном) состоянии, для планирования мероприятий по ремонту или восстановлению этих сооружений.

Требования настоящего стандарта распространяются на обследование и мониторинг технического состояния сооружений, классификация которых приведена в приложении А (см. вкладку), преследующие изложенные выше цели.

Требования настоящего стандарта не распространяются на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, преследующие цели, отличные от изложенных выше, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки вида

Опыт использования современного метода реконструкций причальных сооружений типа больверк без вывода из эксплуатации

Опыт использования современного метода реконструкций причальных сооружений типа больверк без вывода из эксплуатации

Ранее ООО «Морстройтехнология» в номерах №1 (17) 2014, 3 (31) 2017 публиковало статьи о возможности и целесообразности реконструкции причальных сооружений типа больверк посредством изменения характеристик (закрепления) грунтов обратной засыпки. Приводился опыт применения данной технологии при выполнении реконструкции причалов ООО «МГС-Терминал» в порту Санкт-Петербург.

Основываясь на положительных результатах лабораторных и натурных исследований в ходе строительно-монтажных работ и эксплуатации причалов ООО «МГС-Терминал», ООО «Морстройтехнология» распространило практику реконструкции причалов по данной технологии в морском порту Находка.

Описание характеристик причалов и технологии реконструкции

ООО «Морстройтехнология» выступило генпроектировщиком по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию причалов №34 и №35 в морском порту Находка и выполняло авторский надзор за строительством объекта. По разработанной документации были получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической и сметной частям.

Основные задачи реконструкции сводились к увеличению проектных отметок дна.

По результатам основных проектных решений был рекомендован вариант реконструкции причалов посредством изменения характеристик (закрепления) грунтов обратной засыпки. Основополагающими критериями выбора данного варианта послужили:
1. Возможность выполнения строительно монтажных работ в условиях действующего предприятия в особо стесненных условиях без вывода причалов из эксплуатации;
2. Меньшая стоимость строительства относительно устройства оторочки из металлического шпунта;
3. Сохранение сушествующей ширины операционной акватории причалов, что являлось не маловажным фактором с учетом того, что терминал располагается в дельте р. Хмыловка, а после реконструкции предполагался прием судов больших габаритов

Конструкция существующих причалов – заанкеренный больверк из металлического шпунта Ларсен V из стали Ст3кп, погруженного до отметки минус 16,92 и 17,92 м БС на причале №34 и №35 соответственно. Анкерная стенка выполнена из металлического шпунта Ларсен V из стали Ст3кп. Высота анкерной стенки 4м. Лицевая и анкерная стенки соединены анкерными тягами из круглой стали ВСт3сп2 диаметром 80 мм с переменным шагом 0,84 м, 1,68 м и 2,52 м. Длина тяг 18,0 м.

Проектными решениями предусматривалось:

• искусственное закрепление грунта оснований причалов №№34-35, с предварительным выделением опытного участка;
• дноуглубительные работы на акватории причалов и на подходном канале до отметки -12,5 БС
Цель выделения опытного участка:
• подбор рецептурных и технологических параметров струйной цементации для обеспечения требуемых характеристик закрепленного массива грунта, принятых в проекте;
• Проведение натурных испытаний в сопровождении с мониторингом

Работы по реконструкции и опытному участку выполнялись подрядной строительной организацией АО «Нью Граунд».

В соответствии с программой работ, опытное закрепления грунтов основания выполнялось на двух участках, расположенных в пределах причалов №34 и №35.

В настоящее время практикуется три способа струйной цементации грунтов, главное отличие между которыми – организация процесса разрушения грунта и создания грунтоцементных свай. Представленное на современном рынке буровое оборудование для Jet Grouting позволяет выполнять разрушение грунта и формирование свай с помощью:
• Подаваемого под напором бетонного раствора (Jet-1);
• Бетонного раствора и воздушной струи (Jet-2);
• Бетонного раствора, воздушной струи и водяной струи (Jet-3).

В нашем конкретном случае выполнялся подбор и анализ по первым двум системам. В пределах каждого из участков было выполнено шесть грунтоцементных колонн по однокомпонентной технологии струйной цементации грунтов jet-1 (№№1-12) и шесть колонн по двухкомпонентной технологии jet-2 (№№13-24) с различными расходами цемента.

По факту изготовления грунтоцементных свай был выполнен контроль механических и деформационных характеристик грунтоцемента лабораторным способом.

Образцы в количестве 98 шт. в возрасте 28 суток испытаны в независимой испытательной лаборатории

Также был выполнен полевой контроль деформативности массива закрепленного грунта посредством штамповых испытаний

По результатам проведенных опытно-изыскательских работ совместно с подрядной строительной организацией АО «Нью Граунд» были уточнены требования к технологии производства работ для достижения проектных характеристик грунта, а именно: были определены способ закрепления грунта методом стрйной цементации типа Jet-1, расход цемента, диаметр и шаг грунтоцементных свай.

bolverk 11

bolverk 10

bolverk 09

В итоге совместной работы проведена реконструкция действующих причалов без вывода их из эксплуатации, выполнено дноуглубление, причалы сданы в эксплуатацию.

В августе 2020 года была Ростехнадзором было выдано заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации

1. Выводы и рекомендации

На очередном объекте была подтвержена работоспособность предлагаемого метода реконструкции причалов. Данный метод, как отмечалось ранее может быть рекомендован к применению в случае:
• невозможности перемещения линии кордона причального сооружения в сторону акватории;
• отсутствия возможности погружения экранирующих элементов;
• необходимости незначительного понижения отметки дна непосредственно перед сооружением.

В том случае, если проектной документацией кроме закрепления грунтов обратной засыпки причалов, не предусмотрены иные строительно-монтажные работ, которые оказывают воздействие на водную среду, возможно значительное сокращение сроков согласования документации в государственных контролирующих органах (ФА по рыболовству, Государственная экологическая экспертиза) и, как следствие сокращения срока получения разрешения на ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию.

По результатам нашего анализа стоимостных показателей реконструкции ГТС, средняя стоимость закрепления грунтов ниже, чем другие способы реконструкции причальных сооружений (оторочки, грунтовые анкеры), что также является немаловажным фактором при выборе способа СМР.

Литература:

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

11(6). ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЧАЛЬНЫМ
СООРУЖЕНИЯМ ТИПА "БОЛЬВЕРК" С АНКЕРОВКОЙ НА ОДНОМ УРОВНЕ

11.1(6.1). Лицевые стенки в причальных сооружениях типа "больверк" выполняются из металлического или призматического железобетонного шпунта или из сплошного свайного ряда (железобетонные сваи-оболочки).

11.2(6.2). Лицевые стенки железобетонных больверков, независимо от конструкции последних, должны обеспечивать грунтонепроницаемость по всей высоте сооружения путем устройства уплотнений швов между сваями [см. п.9.12(3.7, 7.9с)]. Необходимость заглубления уплотнений ниже дна определяется требованиями обеспечения грунтонепроницаемости.

11.3(6.3). Дренаж за лицевой стенкой больверков следует предусматривать в случае возможного образования подпора грунтовых вод, в частности при систематическом колебании уровня акватории.

Примечания: 1. Дренаж рекомендуется выполнять в соответствии с данными, представленными в прил.2, и примечаниями к п.9.12(3.7, 7.9с).

2. При заполнении пазух за стенкой камнем дренаж не устраивается, однако отверстия в лицевой стенке для выпуска грунтовых вод необходимо предусмотреть.

11.4(6.4). Увеличение несущей способности стенки набережной типа "больверк" может быть достигнуто устройством разгрузочных платформ с экранирующими рядами свай, передней грунтовой пригрузки, переднего экрана, разгрузочных призм, армированием грунтовой пазухи или другими способами, позволяющими снизить активное и увеличить пассивное давление грунта на лицевую стенку.

11.5(6.5). Железобетонные и металлические шпунтовые стенки или стенки из сплошного свайного ряда должны быть поверху связаны надстройкой из сборно-монолитного или монолитного железобетона.

Для больверков из стального шпунта в тех случаях, когда это приемлемо по условиям расположения отбойных устройств и защиты металла от коррозии, разрешается устройство небольшого железобетонного или стального оголовка (шапочного бруса).

11.6(6.6). Отметку низа железобетонных надстроек следует назначать исходя из необходимости защиты шпунта от агрессивного воздействия в зоне переменного уровня. Отметка должна находиться не менее чем на 0,2 м ниже отсчетного уровня.

При строительстве причала в районе пониженных агрессивных воздействий, где обеспечивается длительная сохранность шпунта, отметку низа надстройки принимают из условия создания опорной плоскости для отбойных устройств и возможности производства работ по возведению надстройки насухо.

При строительстве причалов на морях с большой амплитудой приливо-отливных колебаний, где опускание низа надстройки под отсчетный уровень представляет большие затруднения, вопрос о принятии отметки низа надстройки решается с учетом накопленного опыта эксплуатации сооружений в местных и аналогичных условиях.

11.7(6.7). Температурно-деформационные швы в железобетонной надстройке и оголовках лицевой стенки следует располагать с шагом не более 40 м, а также в местах резкого изменения грунтовых условий, которые могут вызвать разницу в величинах смещений отдельных частей сооружения.

Температурно-деформированные швы в железобетонной надстройке больверков из металлического шпунта рекомендуется выполнять в местах замковых соединений, где могут быть реализованы горизонтальные и вертикальные деформации.

11.8. Анкерные тяги и их установку следует выполнять в соответствии с указаниями пп.9.7(5.19, 6.8)-9.10(5.23, 6.12).

11.9(6.11). В больверках с лицевой стенкой из железобетонных элементов кольцевого и крупнопанельного таврового сечения в случаях, когда это возможно по условиям деформаций и напряжений в лицевой стенке, следует предусматривать предварительное натяжение анкеров (до засыпки грунта в пазуху сооружения) для выравнивания в них усилий и обеспечения надежной совместной работы всей системы ("лицевая стенка - анкерная тяга - анкерная стенка").

В процессе предварительного натяжения анкеров следует тщательно контролировать его величину, установленную расчетом [см. п.20.19(16.19)].

11.10(6.13). Разрезку распределительного пояса следует принимать в соответствии с разрезкой надстроек согласно указаниям п.11.7(6.7) настоящего Руководства, т.е. не более чем через 40 м. В пределах секции балки соединяются сварными равнопрочными швами или сваркой с накладками.

Допускается устанавливать балки распределительного пояса с открытыми стыковыми швами, принимая расчетные схемы балок в соответствии с их конкретной разрезкой (см. прил.4).

11.11(6.14). Анкерные опоры следует применять в виде частокола из железобетонных свай или шпунта, позволяющих выполнять крепление анкерных тяг насухо и осуществлять предварительное натяжение тяг. При соответствующем технико-экономическом обосновании опоры должны выполняться в виде анкерных железобетонных плит или плит из отходов металлического шпунта.

Анкерные стенки из стального шпунта или анкерные козловые опоры, связанные железобетонным шапочным брусом, допускается применять при надлежащем обосновании.

Примечание. В районах строительства с расчетной сейсмичностью 7 баллов и более желательно применение анкерных козловых опор или других малоподатливых систем. Такое требование диктуется необходимостью ограничить деформации и перемещения лицевых стенок больверков.

Читайте также: