Живая сталь интересные факты

Обновлено: 04.05.2024

Режиссер Шон Леви и кинозвезда Хью Джекман объясняют, почему "Живая сталь" -- это нечто большее, чем мордобой роботов на большом экране.

Городу Детройту, штат Мичиган, очень нужна помощь. Многолетний спад производства нанес сильный удар некогда гордой столице американского автомобилестроения. По данным последней переписи, за последнее десятилетие город покинули 237 493 человека – огромные цифры даже для нашего нелегкого времени. Однако благодаря этим же проблемам Детройт привлекает кинематографистов, которых манят налоговые скидки и огромные пустующие площади. Поэтому в сентябре прошлого года корреспонденты EMPIRE нашли режиссера Шона Леви и съемочную группу его фильма «Живая сталь» на острове посередине реки Детройт, где они привольно разместились в неиспользуемой части зоопарка Belle Isle.

Щон Леви на съемочной площадке фильма

Леви и самому помощь не помешала бы. Он носится с мегафоном, пытаясь вдохновить на подвиги звезду фильма, Хью Джекмана, и толпу статистов, которые выглядят как готы, выжившие после взрыва в клубе. Предполагается, что все они – зрители жестокого боя между двумя здоровенными боксерами-роботами, однако сами машины существуют лишь на мониторе компьютера. Леви слегка охрип, но все же полон жизни. Прямо перед началом нашей беседы ему вручают бутылочку Gatorade, вот только открыть ее у режиссера никак не получается. «Темнеет уже! – посмеивается он, сражаясь с непокорной пробкой. – Так что пишите, диктую: »Леви, не способный даже открыть бутылку Gatorade, был на редкость невразумителен…«

Вообще-то »невразумительный« – это не то слово, которое приходит в голову при общении с режиссером, который очень рад подробно и доходчиво объяснить, почему после двух фильмов «Оптом дешевле» /Cheaper by the Dozen/ (2003), «Молодоженов» /Just Married/ (2003), «Розовой Пантеры» /Pink Panther, The/ (2005)», парочки «Ночей в музее» /Night at the Museum/ (2006) и «Безумного свидания» /Date Night/ (2010) он наконец решил с берега комедий нырнуть в глубины драмы, хотя и с участием громадных бойцов-роботов. «На самом деле в фильме процентов 30 робобокса, а остальное – человеческая драма, – объясняет Леви. – Примерно как в первом «Рокки» /Rocky/ (1976) – 20 процентов бокса, а 80 – история о том, как побеждает аутсайдер. Вот и у нас такое же соотношение. Это картина об отце, сыне и роботе, трех выброшенных на обочину жизни существах, которые возвращаются на путь истинный благодаря тому, что нашли друг друга». В этом вся суть «Живой стали», истории Макса (Дакота Гойо), мальчика, который воссоединяется со своим отцом, Чарли Кентоном (Джекман), бывшим боксером, а ныне менеджером и промоутером железных громил.

Если у вас возникло опасение, что тут сплошняком показывают, как Джекман налаживает отношения с ребенком, изредка перемежая это боями роботов, сообщаем, что Леви полон решимости снять помимо прочего еще и зрелищное кино. Но так, чтобы зрителю не казалось, будто Майкл Бэй одолжил ему свое оборудование. «Меня не слишком волновало то, как избежать ошибок, допущенных в других фильмах. Гораздо больше меня заботило, как сделать фильм не похожим на остальные. Я знал, что наши роботы не должны быть похожими на Трансформеров. Чрезвычайно важно, чтобы их корпусы выглядели как можно более искореженными, чтобы металлические панели не прилегали одна к другой без зазоров, как в каком-нибудь автомобиле. Наоборот, между ними должны быть просветы и щели! Я снимаю фильм, который по любой шкале крутизны заслужит оценку »ох…но!«».

Кадр из фильма

Однако для того чтобы вдохнуть жизнь в своих боевых роботов, Леви и в самом деле пришлось одалживать оборудование – а также людей, которые знают, как им пользоваться. Только не у Бэя: технологии performance capture оттачивались в «Аватаре» /Avatar/ (2009) Джеймса Кэмерона. «Как мне сказали, он в курсе, что я переманил большую часть его техников, но мы получили его благословение», – смеется режиссер. За несколько месяцев до поездки в Детройт нам устроили экскурсию по виртуальному боксерскому рингу, на котором Леви до начала основной работы над фильмом снимал эпизоды боев. Первыми съемками тоже руководил человек из «Аватара», оператор Мауро Фиоре, который буквально за несколько часов до нашего приезда получил «Оскара».

«Конечно же, мне нравится, что Мауро как оператор-постановщик отлично разбирается в performance capture, но, кроме того, он еще снял «Слезы солнца» /Tears of the Sun/ (2003) и «Тренировочный день» /Training Day/ (2001), – говорит Леви, направляясь вместе с нами в конференц-зал, стены которого увешаны снимками американской глубинки, панорамами старых дорог, ферм и ярмарок. По словам режиссера, они вдохновляют его и позволяют погрузиться в атмосферу фильма. – Мы хотим снять Америку вне времени. Это может быть 1970 год, а может и 2020-й. Образы заброшенных, увядающих мест – с насыщенными цветами, но без глянца. Они не должны быть похожими на то, что я снимал в своих предыдущих фильмах. С точки зрения тональности это для меня нечто абсолютно новое».

На съемочной площадке в Детройте мы своими глазами увидели, как оживает это видение увядающей Америки. Но Леви не устает повторять, что его новый фильм все-таки немного глубже типичного боевика. Он особенно подчеркивает это, отвечая на вопрос о решении отказаться от 3D. «Это кино о людях. Снимая фильм в 3D, мы как бы вo всеуслышание заявляем, что это кино о роботах-боксерах. Для меня решение отказаться от 3D стало выбором в пользу гуманизма, ведь Стивен с самого начала говорил, что »дело не в роботах«. И сейчас, просмотрев уже смонтированную версию, я могу сказать, что выполнил обещание, которое дал ему во время нашей первой встречи. У этого фильма есть душа».

Кадр из фильма

А у Стивена есть фамилия: Спилберг. Босс DreamWorks занимался проектом с самого начала, и некоторые члены съемочной группы называют «Живую сталь» именно таким фильмом, который сам Спилберг мог бы снять на более раннем этапе своей карьеры. Он помогал Леви во всех аспектах, но особенно при выборе молодого актера на роль Макса. «Не буду называть имен, но… в некоторых вопросах Стивен сыграл определяющую роль. Мы просмотрели около сотни мальчишек и нашли одного паренька, который был именно тем, кто нам нужен. Он читал сценарий с Хью, получилось отлично. Все полюбили этого мальчика. Стивен посмотрел и сказал: »Он потрясающий парень, но мне кажется, есть другой кандидат для этой роли. Я думаю, если ты продолжишь поиски, ты найдешь кого-то, в ком кроме таланта есть еще и магия, за кого зритель будет болеть всей душой«. И добавил: »Если ты уверен, бери этого мальчика, но я бы еще поискал«. Я расширил поиск, просмотрел еще две сотни кандидатов и на пленке, присланной из Торонто, увидел Дакоту Гайо. В нем была именно та магия, о которой говорил Стивен».

С утверждением на роль Джекмана было, конечно, проще. И Леви, и Спилберг считали его идеальным кандидатом на роль бывшего боксера, человека, который, по словам Леви, «дошел до ручки. Он всем должен. Он старается сводить концы с концами, но боксу, единственному, что он знает, пришел конец. Ему больше не на что жить. И, по иронии судьбы, ему приходится заниматься именно тем видом спорта, который пришел на смену делу его жизни, потому что больше он ничего не умеет». Когда Чарли приходится взять к себе 11-летнего сына, которого он бросил много лет тому назад, они поначалу не ладят между собой. По крайней мере, до тех пор, пока отец и сын не находят Атома, выброшенного на свалку робота-боксера, который оказывается чем-то большим, чем просто антропоморфный автомат. У Джекмана есть свой взгляд на то, в чем именно заключается душевность фильма. «В картине есть что-то от »Рокки«, »Гениальных аферистов«, »Выбора игры«. Я говорил Шону, что неважно, о каком именно виде спорта идет речь – главное, чтобы мы сами поверили в эту историю. А то, что этот вид спорта будет выглядеть совершенно невероятно, так это просто дело случая».

Кадр из фильма

И хотя боксерская карьера Чарли показана лишь урывками, тот факт, что его герой учит роботов драться и зачастую управляет ими, когда те выходят на ринг, сам по себе означал, что Джекману придется надеть перчатки. Благо помощь всегда была под рукой: в качестве консультанта в «Живую сталь» был приглашен экс-чемпион мира по боксу, знаменитый Шугар Рэй Леонард. Не боязно было бывшему (и будущему) Росомахе спарринговать с легендой ринга?

«Было ли общение с ним устрашающим? Нисколько. Волнительным? Несомненно. Что мне нравится в профессии актера – все думают, будто у тебя обе ноги левые, а обе руки – правые. Он спросил, чему меня учили, и сказал, что посмотрит. Мой старик боксировал, когда служил в британской армии, и я подумал, что надо бы его не посрамить, но Шугар Рэй оказался просто фантастическим человеком. Бокс – спорт одиночек, и он открыто говорил и об этом, и о том, каково быть чемпионом и как трудно после этого добиться чего-то подобного в других сферах жизни. Он рассказывал о жертвах, на которые ему приходилось идти в начале карьеры ради достижения цели, о тонкостях, которые добавляли правдоподобия моему персонажу. Он настоящий джентльмен». Джекман на мгновение замолкает и потом усмехается: «Ну ладно, немножко было все-таки страшновато».

Рецензия на фильм «Живая сталь»


Ближайшее будущее. Бывший боксер Чарли Кентон (Хью Джекман) решил стать менеджером — но не для живых бойцов, а для вошедших в моду бойцовых роботов. После ряда неудач он неожиданно обретает второй шанс в лице собственного — встреченного впервые — сына: тот находит на свалке и тренирует робота, которому предстоит стать чемпионом. Разумеется, победа на ринге ознаменуется превращением героя из циничного дельца в любящего отца.

«Позабыты хлопоты, остановлен бег: вкалывают роботы, а не человек». Песню Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина с детства знал любой советский школьник, но вряд ли хоть один из них мог вообразить, что в 2011-м году появится фильм, в куда большей степени отвечающий немудреному припеву, чем «Приключения Электроника», где он прозвучал впервые. «Живая сталь» — история о том, как роботы заменили человека на боксерском ринге. Теперь людям не нужно дубасить друг друга, дробя челюсти и ломая носы: достаточно крепко держать в руках джойстик и вовремя жать на кнопки.

Забавный парадокс: кажется, на сегодняшний день роботы больше пригодились литературе и кинематографу, чем, собственно, науке. Со времен Карела Чапека, придумавшего на заре ХХ века термин «робот», через новеллы моралиста Айзека Азимова и космические сказки фантазера Джорджа Лукаса — к «Искусственному разуму» /Artificial Intelligence: AI/ (2001) Стивена Спилберга и «ВАЛЛ-И» /WALL-E/ (2008) Эндрю Стэнтона, роботы понемногу превращались в хомо сапиенсов, и все чаще им снились электрические овцы. На протяжении ста лет робот был метафорой — надо сказать, весьма эффективной: одушевленные машины напоминали нам о том, что такое человек.


«Живая сталь» — скромная и даже шаблонная семейная комедия с мелодраматическим подтекстом. Тем не менее, ее обаяние неоспоримо: им она обязана блестящему режиссеру Шону Леви. Он, конечно, никакой не реформатор жанра и ничуть не новатор стиля, а просто создатель заслуженно популярной детской дилогии «Ночь в музее» /Night at the Museum/ (2006), да еще смешной новой версии «Розовой Пантеры» /Pink Panther, The/ (2005). Однако его подход к теме роботов — отчетливо ревизионистский.

«Живая сталь» — кино о том, как люди разучились быть людьми (что не ново), и что никакие роботы не помогут им вспомнить о человечности (что уже неожиданно). Другими словами, роботы здесь – красивые игрушки на дистанционном управлении, окончательно превратившие взрослых мужиков в вечных подростков, а вовсе не учителя жизни. Экс-боксер Чарли — заметим, к слову, что роль инфантила идет Хью Джекману, как перчатка, — сначала научится видеть в своем смышленом сыне партнера с деловой хваткой, а уже потом, чуть-чуть повзрослев, начнет ощущать нечто наподобие отцовского инстинкта. И только тогда поймет, что ребенок ему дороже прирученной железяки.

«Живая сталь» — скорее всего, не осознанная полемика, а невольный приговор «Трансформерам» /Transformers: Dark of the Moon/ (2011), за производством и просмотром которых люди превратились в недоразвитых тинейджеров. Это напоминание о нормальном гуманистическом кинематографе, которым как раз и был славен Голливуд, в лучшие годы и не думавший кичиться спецэффектами. Это декларативно олдскульное кино о вечных, неколебимых ценностях, не случайно начинается оно даже не на боксерском ринге, а на родео. Это детский, безопасный, но не менее поучительный и захватывающий вариант «Рокки» /Rocky/ (1976) и «Бешеного быка», «Рестлера» /Wrestler, The/ (2008) и «Бойца» /Fighter, The/ (2010). Да, несмотря на всю футурологию, перед нами — настоящее ретро, вызывающее в памяти незаслуженно забытый шедевр Брэда Берда «Стальной гигант» /Iron Giant, The/ (1999).

И вечный Росомаха Хью Джекман, и пластиковая красотка из «Остаться в живых» /Lost/ (2004) Эванджелин Лилли здесь впервые за долгое время похожи на людей. Возможно, по контрасту с роботами? Но эффект заразительный, и вот уже мы, циничные зрители, на начальных титрах угадавшие, чем все кончится, обнимаемся и пускаемся в пляс под нелепую песню, когда наш корявый робот отправляет в нокаут зловредного соперника — кстати, принадлежащего беспощадной русской олигархии. Так победим.

10 интересных фактов о фильме «Живая сталь»

10 интересных фактов о фильме «Живая сталь», изображение №1

Фантастический фильм «Живая сталь» заехал в кинотеатры в 2011 году. Фильм сделал в прокате неплохую кассу, но хитом стать не смог. Скорее всего, именно из-за этого заявленный почти сразу после старта проекта в прокате сиквел, так до сих пор и не увидел свет.

В центре сюжета недалекое будущее, в котором бокс находится под запретом. Он заменен боями роботов.

Главные роли сыграли Хью Джекман, Дакота Гойо, Эванджелин Лилли, Энтони Маки, Кевин Дюран, Хоуп Дэвис и Джеймс Ребхорн. Поставил картину режиссер Шон Леви, ответственный за фильмы «Оптом дешевле» и «Ночь в музее».

10 интересных фактов о фильме «Живая сталь», изображение №2

Интересные факты:

  1. Режиссер Шон Леви намеренно сделал будущее в картине не таким отдаленным. По фильму это был 2020 год. По словам режиссера основной идеей было показать мир очень знакомым, а не переносить действие в 3000 год.

2. Все роботы в фильме были построены в натуральную величину. Сделано это было для того, чтобы бои выглядели более реалистично. CGI старались использовать по минимуму.

режиссер Шон Леви на съемках

3. В основу сюжета лег рассказ писателя Ричарда Мэтисона «Сталь». За плечами автора романы «Куда приводят мечты» и «Я легенда».

4. Режиссер Шон Леви выбрал штат Мичиган для съемок после того, как увидел автомобильный завод в Хейленд-парке. Именно там снята первая сцена боя. Первоначально фильм должен был сниматься в штате Джорджия, где для Голливуда существуют большие налоговые послабления. Но там режиссер не нашел подходящих мест для съемок.

5. Во время обучения Атома героем Хью Джекмана можно заметить на заднем фоне тот же отель, что использовался для съемок ужастика «Вакансия на жертву».

10 интересных фактов о фильме «Живая сталь», изображение №4

6. Когда Хью Джекман получил сценарий фильма, первым делом он прочитал его своему сыну, как сказку на ночь. Ребенок был в восторге. После этого Хью позвонил продюсерам и сообщил, что согласен сняться в фильме.

7. Шон Леви утверждает, что упор на аниматронику и практические эффекты в фильме, ему посоветовал делать режиссер Стивен Спилберг («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода»).

режиссер Шон Леви и Хью Джекман на съемках

8. В фильме присутствует отсылка к ленте «Люди Икс: Начало. Росомаха». При первой встрече Кевина Дюранта и Хью Джекмана, Дюрант говорит, что уже колотил Джекмана на ринге. В фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха» они встречались на ринге.

9. В картине огромное количество продакт-плейсмента (рекламы в фильме). В кадре постоянно мелькают продукты компаний Microsoft, Hewlett-Packard, Pepsi и прочих. Microsoft потратила на рекламу своих продуктов в фильме 5 миллионов долларов. Особый упор шел на поисковую систему Bing и игровую консоль Xbox.

10 интересных фактов о фильме «Живая сталь», изображение №6

10. «Живая сталь» получила номинацию на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, но по итогу уступила ленте режиссера Мартина Скорсезе «Хранитель времени».

Производственный бюджет фильма 110 миллионов долларов. Кассовые сборы в мировом прокате 299 миллионов.

Живая сталь


Самый крупнобюджетный и успешный проект режиссера Шона Леви, известного, прежде всего, благодаря таким своим картинам, как «Ночь в музее», «Безумное свидание», «Оптом дешевле». Режиссер выступает в новом для себя жанре. Фильм совместного производства Индии и США представляет собой фантастический боевик.

Сюжет фильма Живая сталь / Real Steel

Действие разворачивается в недалеком будущем. Боксерские матчи запрещены как жестокий вид спорта, но им найден гуманный аналог: на ринг теперь выходят огромные человекоподобные роботы. В центре повествования – два неудачника. Бывший боксер Чарли Кентон, ставший не самым успешным промоутером, и выбракованный робот, на которого Чарли делает ставку в предстоящих боях. Вместе с новой боевой машиной в жизни главного героя появляется его одиннадцатилетний сын, стремящийся наладить отношения с внезапно обретенным отцом, у которого и без того хватает проблем.

Интересные факты о фильме Живая сталь / Real Steel

Идея фильма далеко не нова. На самом деле это современная переработка сюжета одного из эпизодов 1963 года популярного американского сериала «Сумеречная зона».

Первоначально картиной интересовался режиссер Питер Берг, известный по фильмам «Козырные тузы» и «Спецагент Корки Романо», однако позже он покинул проект, и на освободившееся место пригласили Шона Леви.

Хотя ранее Шон Леви работал преимущественно в драматическом жанре и жанре семейных комедий, эту картину продюсировал такой известный режиссер научно-фантастических картин, как Роберт Земекис. А опыт Шона Леви помогает тому создать фантастический боевик с элементами драмы.

Хотя фильм раскрывает проблемы взаимоотношений отцов и детей, рейтинг ему присвоен достаточно высокий. Фильм не рекомендован к просмотру детям до 13 лет, поскольку содержит сцены насилия, а также нецензурную лексику.

Фильм снимался с июня по сентябрь 2010 года. Остальное время заняла подготовка компьютерных эффектов, широко использующихся в фильме для передачи боев роботов. Однако сама разработка картины началась задолго до съемок и продолжалась несколько лет.

Для фильма были созданы настоящие человекоподобные роботы, чтобы с технологией захвата движения корректно отобразить пластику движущихся механизмов. Всего было сделано 19 роботов.

Бюджет фильма составил 80 миллионов долларов, девять из которых пошли на оплату гонорара исполнителя главной роли. За 850 тысяч долларов компанией DreamWorks были выкуплены права на оригинальный сценарий фильма, принадлежавшие изначальноParamount Pictures. Передаче сценария способствовал Стивен Спилберг, заинтересованный в экранизации картины. После сценарий был значительно переработан под современные реалии, также в него были внесены некоторые новые элементы, отсутствовавшие в картине 1963 года.

Реклама фильма началась задолго до его проката, а в Британии его презентацию оформили так же, как презентацию картины «Пираты Карибского моря: На странных берегах»: через специальные экраны, установленные на улицах.

В мировом прокате фильм «Живая сталь» заработал более 299 миллионов долларов и получил положительные отзывы критиков. Также фильм вошел в число номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», но проиграл фильму Мартина Скорсезе «Хранитель времени».

В апреле 2011 студия «DreamWorks» объявила о возможном продолжении фильма, но на данный момент о второй части фильма ничего не известно.

В 2017 году актер Хью Джекман, сыгравший главную роль в фильме «Живая сталь», снялся в фильмах «Величайший шоумен Земли» и «Логан».

Актерский состав фильма Живая сталь / Real Steel

Главную роль исполнил популярный актер Хью Джекман, звезда таких картин, как «Ван Хелсинг» и «Люди Икс». В паре с ним снялся юный актер, уже известный массовому зрителю хотя бы по роли юного Тора в фильме «Тор» – Дакота Гойо. Всего на счету у одиннадцатилетнего Дакоты участие в 13 кино и телевизионных проектах.

В ролях: Хью Джекман,Эванджелин Лилли, Кевин Дюран, Энтони Маки, Хоуп Дэвис, Фил ЛаМарр, Джеймс Ребхорн, Дакота Гойо, Ольга Фонда, Дэвид Алан Баш.

Как снимался фильм Живая сталь (А роботы-то настоящие) ⁠ ⁠

Никогда раньше не слышал голос Хью, и похоже, это тот случай, когда русская озвучка гораздо больше подходит актёру, чем его собственный голос . . .

Подскажите, пожалуйста, что за трек?

Что за фильм, смотреть стоит?

(не слежу последнее время за репертуаром))

не хотел бы я, что б эта "зверушка" меня из вежливости погладила!


Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино⁠ ⁠

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Именитые советские актеры отказывались играть свои роли и буквально воевали с режиссером Альбертом Мкртчяном. Владимиру Высоцкому запретили сниматься, а персонажа Олега Даля пришлось «убить» из-за пьянства актера. Сергей Шакуров назвал Даля и Дворжецкого предателями и отказался с ними общаться.

Это только малая часть страстей, кипящих на съемочной площадке отечественного приключенческого блокбастера «Земля Санникова», который считают самым скандальным фильмом в истории советского кинематографа.

НЕОПЫТНЫЕ РЕЖИССЕРЫ, ПЛОХОЙ СЦЕНАРИЙ, ОТКАЗ ОТ СЪЕМОК

«Земля Санникова» — классика советского приключенческого кино. Картина была снята в Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Идею снять фильм о таинственном острове в Северном Ледовитом океане, который в 1811 году, якобы, видел промышленник Яков Санников, пришла в голову режиссеру Леониду Попову. За основу взяли книгу советского писателя Владимира Обручева.

Проблемы с фильмом начались еще на стадии написания сценария. Так как Попов до этого снимал только научно-популярное кино, ему в подмогу выделили молодого режиссера Альберта Мкртчяна, который успел снять только комедию «Опекун».

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Альберт Мкртчян с другом актером Николаем Аверюшкиным

Над сценарием работал драматург Владислав Федосеев, который написал его в стилистике «Затерянного мира» Конан Дойла. Мкртчян такой вариант сценария отверг. Режиссер видел картину вестерном, похожим на «Белое солнце пустыни», которое за несколько лет до этого «порвало» советский кинопрокат. Правки в сценарий вносил Марк Захаров. Он придал сюжету динамичности, придумал новых героев, убрал саблезубых тигров и прочую доисторическую живность.

Неопытные режиссеры Мкртчян и Попов решили привлечь к съемкам настоящих «звезд» того времени. В роли ученого и руководителя экспедиции Ильина видели Армена Джигарханяна, слуги золотопромышленника Игнатия – Евгения Леонова, а каторжника-революционера Губина – Игоря Ледогорова.

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Все актеры по разным причинам отказались сниматься и «звезд» заменили на молодых Владислава Дворжецкого – Ильин, Сергея Шакурова – Губин и уже популярного Георгия Вицина – Игнатий. Однако у режиссеров остался «туз в рукаве». Сыграть офицера-авантюриста Крестовского согласился сам Владимир Высоцкий, а невесту Ильина Марина Влади.

Роль импульсивного и авантюрного Крестовского понравилась Высоцкому. Его привлекала и возможность спеть в фильме несколько песен, которые Владимир Семенович сам и написал. В том числе и «Кони привередливые», ставшие одной из самых значимых песен в его творческом наследии. В марте 1972-го на берегу Финского залива планировалось начать съемки зимней натуры. Группа готовилась к выезду, однако пришло распоряжение генерального директора Мосфильма Владимира Сизова убрать Высоцкого и Влади.

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Владимир Высоцкий в образе Евгения Крестовского, офицера-авантюриста

Оказалось, что на радиостанции «Немецкая волна» транслировались песни Владимира Семеновича, что было расценено как критика советской власти. По «мосфильмовской» легенде Высоцкий уговорил Мкртчяна на три дня задержать начало съемок, а сам поехал к Василию Шауро, который руководил Отделом культуры ЦК КПСС.

Высоцкий приехал домой к чиновнику и пел ему песни, написанные для «Земля Санникова». Шауро их похвалил, но разрешения на съемки не дал. В письме Станиславу Говорухину Владимир Семенович написал:

«…нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью».

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Олег Даль в фильме «Земля Санникова», 1973 год

Заменил Высоцкого Олег Даль, который не любил сниматься у незнакомых режиссеров и очень обиделся, что на роль Крестовского он был №2. Участники съемок вспоминали, что на площадку Даль приехал пьяный в дым. С первых дней между актерами и Мкртчяном вспыхивали ссоры. Особенно с режиссером «воевал» Сергей Шакуров, который в один момент просто отказался его слушать и играл роль, как сам считал нужным.

«СИДИМ В ГОВНЕ НА ВОЛЧЬИХ ШКУРАХ»

Конфликт закончился телеграммой в «Мосфильм». Актеры просили убрать пару молодых режиссеров и прислать одного, но опытного. Заканчивалось послание уже легендарной фразой:

«СИДИМ В ГОВНЕ НА ВОЛЧЬИХ ШКУРАХ. ДВОРЖЕЦКИЙ. ВИЦИН. ДАЛЬ. ШАКУРОВ».

Управление стало на сторону режиссеров. «Мосфильм» месяц обрабатывал актеров, которых постоянно вызывали «на ковер».

Первым сдался Вицин, затем Дворжецкий, которому пригрозили исключить его из очереди на квартиру. Продолжить работу согласился и Даль. Шакуров сниматься у Мкртчяна и Попова наотрез отказался. Уговоры не работали, и ему дали выговор и убрали из картины. Так как переснимать зимние съемки было дорого, то сцены с Шакуровым оставили, но его имя из титров убрали. На роль Губина взяли Юрия Назарова.

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино Фильмы, Советское кино, Земля Санникова, Советские актеры, Длиннопост, За кадром, Скандал

Сергей Шакуров на всю жизнь обиделся на Даля и Дворжецкого и отказывался с ними общаться. В одном из интервью актер сказал:

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться… Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…».

С уходом Шакурова атмосфера на съемочной площадке здоровей не стала. Мкртчян вспоминал, что тяжелей всего было с Далем, который часто приходил на съемки пьяным. В интервью режиссер говорил:

«Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…».

Сам Даль в своем дневнике так охарактеризовал режиссеров «Земля Санникова»:

«…клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…».

Сцены с участием племени онкилонов снимали в окрестностях Нальчика. Главный костюмер фильма Алина Будникова вспоминала, что работать с Альбертом Мкртчяном было непросто. Съемки проходили в 30-градусную жару и на открытом солнце. Особенно тяжело пришлось актерам, игравшим онкилонов. Среди них было много детей, а съемки часто проходили по 12 часов и при полном гриме. Хотя по КЗОТу их могли снимать не дольше четырех часов. Из-за жестких условий дети и взрослые падали в обмороки.

Алина Будникова и главные актеры высказали все Мкртчяну, который разозлился, но на неделю остановил съемки, пока не построили навесы от солнца. Юрий Назаров обвинял Мкртчяна, который прямо на съемках правил сценарий, в безграмотности. Актер вспоминал, что режиссер утвердил текст с его репликой: «Кто-то толщен остаться. Я научу их перезимовать».

Когда для улаживания очередного конфликта из Москвы прилетел руководитель творческого объединения Григорий Чухрай, то Назаров спросил у начальника — может ли он произносить свои реплики по-русски, а не как хочет режиссер?

«УБИЙСТВО ДАЛЯ» И РАЗМЕР ГОНОРАРА

В октябре 1972 года съемки проходили в Ялте. В Крыму режиссеры Мкртчян и Попов настолько устали от пьяных выходок Даля, что решили его «убить» и сбросили Крестовского с горного обрыва. В отместку зимой 1973 года они переозвучили песни, которые Даль исполнил в фильме. Спел их Олег Анофриев, а песня «Есть только миг» стала шлягером.

Когда мучительные съемки картины завершились, то художественный совет присудил ей 3-ю низшую категорию. Однако произошло неожиданное. Фильм стал хитом, и в 1974 его посмотрел 41 миллион зрителей. Со всего СССР в Мосфильм посылались письма, в которых люди хвалили «Земля Санникова», и через год ему дали 2-ю категорию.

Гонорары главной четверки актеров, по советским меркам, были небольшими:

Даль получил самый маленький гонорар – 2850 рублей. Дворжецкий — 3270 р. Вицин чуть больше — 3672, а Назаров – 3412 р. Сергей Шакуров удостоился самого мизерного гонорара — 258 рублей, но и снимался в картине он всего 10 дней.

Читайте также: