Холодная сварка что это tig

Обновлено: 13.05.2024

Понятие «универсальный сварщик» говорит много хорошего об уровне квалификации специалиста. Тем не менее, это определение вовсе не тождественно тому, что для всех операций по свариванию металлов годится один и тот же аппарат. Действительно, вариантов оборудования много, и у каждого своё назначение. Наверняка многие слышали об импульсной сварке, но что это такое в деталях?

Для чего нужен импульсный сварочный аппарат, какие плюсы и минусы у оборудования, чем его получится заменить, если такое вообще возможно — на эти и другие вопросы ответим в этой статье.

В процессе сварки неразъёмное соединение металлов создаётся путём расплавления кромок. При высоких температурах на стыке металлов образуется сварочная ванна, которая при охлаждении кристаллизуется с образованием шва.

В аппаратах импульсной сварки (к примеру, FUBAG INTIG 200 DC PULSE ) повышение температуры до необходимых параметров осуществляется посредством кратковременных импульсов сварочного тока. В результате получается своеобразный точечный нагрев, затрагивающий только необходимую для соединения область без изменения характеристик прилегающих зон.

Такой метод идеально подходит для сварки металлов и сплавов, то есть для всех случаев, когда требуется выполнить максимально равномерный и прочный шов. Ниже показан результат сварки TIG-аппаратом в импульсном режиме и без него.

сварка-с-импульсом.jpg

сварка-без-импульса.jpg

Как работает полуавтоматическое оборудование MIG в режиме импульсной сварки

  • Исключить прямое соприкосновение свариваемого металла с присадочным материалом (чтобы не допустить короткого замыкания).
  • Свести к нулю перегрев зоны сварки.
  • Снизить образование брызг в результате понижения температуры нагрева в момент отрыва капли.
  • Исключить варианты с прожигом изделия.
  • Увеличить производительность.
  • Обеспечить чистоту образования шва.

Импульсный аппарат для сварки точечно размещает металл по определенной траектории. Иными словами, каждый импульс аппарата позволяет перейти в расплав одной капле.

В процессе импульсной сварки полуавтоматом MIG в межимпульсный период величина силы тока уменьшается, благодаря чему свариваемые поверхности остывают. Таким образом, прилегающие к сварочной ванне участки не испытывают влияния структурных изменений, связанных с разогревом. Это идеальные условия для применения сварочных импульсных аппаратов для соединения листовых, в том числе тонкостенных, металлов и сплавов.

сварка-MIG.jpg

Дымообразование и разбрызгивание сводятся к минимуму. В процессе работы аппарата в сварочную ванну попадает только металл от присадочной проволоки. Такая схема образования неразъёмного соединения в разы увеличивает однородность и прочностные характеристики шва.

Самое приятное то, что импульсный сварочный аппарат могут использовать даже сварщики без многолетнего опыта. Работа оборудования при минимальных навыках мастера практически гарантирует получение добротного шва.

Эксплуатационные ограничения

Если предполагается варить низкоуглеродистые или низколегированные стали, то использовать импульсное оборудование нецелесообразно.

Помним, что в процессе переноса капли значение тока снижается и температура падает, а затем снова возрастает в момент прохождения следующего импульса. Такие тонкие настройки совершенно ни к чему во время сварки указанных сталей. Разумеется, такой режим им не навредит, а снижение разбрызгивания и дымообразования даже пойдёт на пользу, но, в общем и целом, стали низких марок прекрасно сплавляются и обычными сварочниками.

Как работает импульсная сварка TIG

сварка-тиг.jpg

Аргонодуговые сварочные аппараты с функцией импульсного нагрева (например, FUBAG INTIG 200 AC/DC PULSE) работают по тому же принципу: в цикле прохождения одного импульса металл разогревается (максимальный ток) и остывает (на токе паузы).

Импульсный режим настраивается в зависимости от толщины свариваемых металлов. Чем чаще подаётся пиковый ток, тем более концентрированной будет дуга. Это уменьшит и размер отдельных чешуек, образующих линию шва.

Обратное действие приводит к следующему: снижение частоты импульсов сварочного аппарата позволяет лучше контролировать состояние сварочной ванны (что актуально для новичков). Кроме того, понижение частоты оказывается полезным при работе импульсной сваркой в неудобных положениях.

Применение импульсного режима в оборудовании TIG

INTIG-PULSE.jpg

  • Сваривание в импульсном режиме позволяет лучше контролировать состояние зоны расплава в сравнении с обычной TIG–сваркой.
  • Скорость процесса оказывается выше, проплавление лучше, деформации прилегающих зон сводятся к минимуму, а сам шов получается более аккуратным.
  • Функция используется для соединения тонколистовых металлов и сплавов, в том числе нержавейки, где требуется снизить до возможного минимума тепловложения от сварочной дуги.
  • На высоких частотах TIG–дуга становится концентрированней и точнее, что улучшает и облегчает сварочный процесс.

В процессе сваривания легированных сталей образующийся шов приобретает дополнительную устойчивость к коррозии за счёт образования микрокристаллической структуры.

Виды сварки MMA, MIG-MAG, TIG в преимуществах и недостатках

В настоящее время существует более 50-и способов сварки. Мы же рассмотрим самые распространенные виды сварки в быту и профессиональной сфере: ручную электродуговую (MMA), в среде защитного газа (MIG-MAG) и аргонодуговую (TIG). В чем принципиальное отличие оборудования? Какими достоинствами и недостатками обладает тот или иной тип сварки? Давайте разберемся по порядку и постараемся дать краткую характеристику для перечисленных способов, понятную даже новичку.

Ручная электродуговая сварка (MMA) – легкий старт для новичка

Первое, что отличает данный способ – доступность и простота. Именно он является базой для многих сварщиков-новичков. Для проведения ручной дуговой сварки необходим сам аппарат, горелка и штучные электроды. Под действием теплоты электрической дуги электрод плавится, оставляя на месте соприкосновения с деталью неразъемное соединение – скрепляющий шов.

Сварочные аппараты (инверторы) доступны по цене

Легкая и компактная конструкция оборудования

Возможность сварки в любых положениях

Дополнительные функции для облегчения процесса сварки

Дешевые расходные материалы

Ограничение по виду и толщине свариваемых металлов

Низкая производительность относительно других видов сварки (MIG-MAG, TIG)

Дополнительные усилия и временные траты на удаление шлака и окалины

Когда пригодится сварочный аппарат для электродуговой сварки? Если оборудование необходимо периодически и производительность не играет особой роли, то инвертор прекрасно подойдет для решения ремонтных и строительных задач. Такой агрегат часто используется в быту и занимает почетное место среди инструментария у многих домашних мастеров.

Полуавтоматическая сварка в среде защитных газов (MIG-MAG) – производительность и перспектива

Аппараты MIG-MAG – шаг в сторону профессиональных сварочных агрегатов. Конечно же, полуавтоматы можно встретить и в быту, но чаще ими пользуются в промышленных предприятиях для производства и мастерских по ремонту автомобилей или слесарным работам.

Основные особенности вида сварки: использование тонкой проволоки вместо электрода и защитного газа для изоляции от окружающей среды. Во время варочного процесса проволока подается автоматически, а сам механизм работы позволяет добиться качественного и эстетичного сварного шва.

В зависимости от газа полуавтоматическая сварка может быть:

MIG (Metal Inert Gas) – с использованием инертного газа. MIG аппараты отлично подойдут для сварки алюминия, меди, титановых изделий, никеля и различных сплавов.

MAG (Metal Active Gas) - с использованием азота, углекислого газа и других газов, связывающих кислород. Вид сварки используют для заготовок из низколегированных, нелегированных и коррозионно-устойчивых сталей.

В ряде случаев можно не использовать газ вовсе. Для этого понадобится флюсовая проволока, которая изначально имеет достаточную защитную оболочку.

Экономия времени на замене электрода

Расширенный диапазон рабочих таков

Отсутствие необходимости в постобработке шва

Качественный и прочный шов

Удобство эксплуатации за счет широкого набора функций

Возможны затруднения в сварке в труднодоступных местах

Дорогостоящий стартовый комплект (помимо аппарата необходимы: горелка, катушка с проволокой, газовые баллоны, редукторы и шланги)

Резюмируя скажем: данный вид сварки предполагает частое использование и уже является настоящим вложением, которое требует отдачи. Хотя для бытового использования в линейках производителей есть доступные аппараты. Например, в серии полуавтоматов FUBAG к таким относится IRMIG 160 и его старшие аналоги.

Аргонодуговая сварка (TIG) – исключительное качество сварного шва

Данный вид сварки не принесет результата, если у сварщика нет должного опыта и подготовки. Начинать с него не стоит, все же инвертор или полуавтомат станут более взвешенным решением.

В отличие от предыдущих способов, здесь вместо проволоки или расходного электрода, используется тугоплавкий электрод из вольфрама с высокой температурой плавления. Процесс проходит в среде защитного газа – аргона. Сам по себе электрод для аргонодуговой сварки не поддается плавлению. Поэтому для шва может использоваться присадочный материал из того, же металла, что и заготовка. В некоторых случаях шов формируется в результате расплавления кромок.

Возможность работать с любыми металлами малых толщин

Высокое качество сварного шва

Широкий диапазон сварочного тока

Тонкая настройка параметров аппаратов

Дополнительные функции для облегчения процесса

Малая скорость сварочного процесса (относительно других видов сварки)

Ручная подача сварочного прутка

Тщательная подготовка заготовки

Дорогостоящий комплект оборудования

Необходимость использования аппарата в закрытом помещении

Тем не менее, данный способ сварки не имеет конкурентов в работе с тонкостенным материалом. Поэтому он всегда остается востребованным для специфических задач.

Что нужно знать о TIG аппаратах ? В зависимости от конструкции устройства могут варить на постоянном и (или) переменном токе. Выбирать сварочник на постоянном токе стоит для стали, нержавейки, титана и меди. Агрегаты на переменном токе подойдут для работы с алюминием и его сплавами.

Некоторые сварочные аппараты обладают функцией импульсной сварки. Она важна при работе с алюминием и материалами, содержащими данный вид металла. При помощи функции можно контролировать тепловложение.

Какие из основных видов сварки предпочтительнее?

Итак, обобщим все вышесказанное. Воспользуйтесь таблицей ниже, чтобы подобрать идеальный вариант сварочного аппарата под ваши запросы.

ВИДЫ МЕТАЛЛОВ

ТОЛЩИНА МЕТАЛЛА, мм

ПРЕИМУЩЕСТВА

ОГРАНИЧЕНИЯ

стали (углеродистая, низколегированная, высоколегированная)

Простота и доступность процесса сварки

Минимальный набор расходных материалов

Сварка в любых положениях

Ограничения по видам и толщинам свариваемых металлов.

Необходимость удаления шлака с деталей.

Все виды сталей, медь, алюминий и его сплавы, чугун

Необходимость в дополнительных расходных материалах и доп. оборудовании

Все виды сталей, медь и ее сплавы, чугун, титан

Алюминий и его сплавы

От 0,5 мм и выше

Возможность сварки любых металлов

Эстетический и качественный шов

Вы можете закрепить материал и узнать больше из нашего видео, в котором приведена классификация видов сварки:


TIG. Учимся варить аргоном.


Давно хотел научиться варить аргонно — дуговой сваркой или с английского TIG (tungsten inert gas). В отличии от других видов сварки (MMA — обычный электрод и MIG — полуавтомат), TIG сварка производится не плавящимся вольфрамовым электродом, что отдаленно напоминает работу паяльником. Так же TIG сваркой можно варить практически все типы цветных металлов, включая наиболее распространенный — алюминий в режиме переменного тока, что не возможно другими видами сварки. В отличии от обычной сварки, TIG сваркой можно варить в закрытом помещении, она более пожаробезопасна, не брызжет и не выделяет дыма (только нужна система вытяжки, что бы не дышать газом).
В общем сделал себе на новый год подарок, и собрал самый бюджетный набор начинающего TIG Сварщика.
Перед этим естественно почитал немного литературы про TIG сварку и посмотрел некоторые ролики на youtube где все достаточно подробно разжевано.
Для начала был приобретен обычный инвертор с функцией поджига дуги при TIG сварке.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Сам инвертор немецкий и вроде как даже немецкой сборки. Мне он достался новый на акции за 9 800 р.
Т.к. аппарат бюджетный, то он варит только в режиме прямого тока DC (Direct Current), т.е. нет возможности варить алюминий. Алюминий варится в режиме переменного тока AC (Alternating Current). Так что если нужно варить алюминий, аппарат должен работать в режиме DC\AC.
Так как я начинающий сварщик, и бюджет мой был ограничен, то было решено в качестве первого знакомства с TIG сваркой взять самый бюджетный вариант и научится варить нержавейку. Тем более у меня стоит первоочередная задача переварить часть выхлопа и сделать 4-е крепление подушки двигателя. Аппарат имеет максимальный ток в 160 А, чего в принципе достаточно что бы варить металл толщиной до 4 мм.
Аппарат работает от розетки 220V, по размерам очень компактный, для него есть даже пластиковый чехол как для дрели=).
Итак аппарат куплен. Далее к нему отдельно были куплены: горелка — 2 950 р, баллон с заправленным аргоном на 10л — 3 900 р, редуктор на баллон для регулировки давления газа — 2 350 р. (не посмотрел и взял с функцией подогрева, ну да ладно), перчатки — 300 р., фитинги — быстросъём для газового шланга. Шлем для сварки у меня уже был, рекомендую брать сразу хамелеон. Итого набор начинающего TIG сварщика мне вышел в районе ± 20 т.р.
Если рассматривать сразу аппараты, с возможность варить алюминий, то это еще где то + 20 т.р.
Горелка обычная с ручным вентилем (про-во Италия). В комплекте сопла 5 и 6, два электрода 1,6 мм и 2,4 мм и цанги к ним. Электроды — имеют серую цветовую маркировку — универсальные. Есть так же целая цветовая палитра электродов под разные задачи (об этом чуть позже). Горелка имеет отдельно шланг под газ и подключается напрямую к редуктору баллона (на более дорогих аппаратах горелка вместе с шлангом для газа подключается к сварочному аппарату). Шланг просто одевается на фитинг редуктора. Отдельно замутил фитинги и сделал быстросъём как на пневмо инструменте.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Редуктор желательно брать с колбой с шариком.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Перед установкой электрода в горелку, его необходимо предварительно заточить. Для этого пришлось еще купить бюджетный точильный станок, но он мне был уже давно нужен. Электроды затачиваются продольно самому электроду — это важно, т.е. полоски от заточки должны идти продольно а не поперек. Длинна заточки — 2 — 2,5 диаметра самого электрода, но я не сильно парился и точил на глаз.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Вылет электрода от сопла зависит от размера сопла, чем шире сопло, тем больше может вылет но и больше нужно расходовать газа. Основная задача — обеспечить работу сварки в среде газа.
Отдельно заказал себе на ebay и aliexpress наборы газовых линз с соплами и отдельно большую газовую линзу для обеспечения цветных швов, а так же золотые и синие наборы электродов на 1,6 мм и 2,4 мм (пока жду посылку).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Отдельно купил б\у канальный вентилятор и замутил вытяжку над рабочим столом.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

И так, все готово. Можно начинать делать первые шаги в TIG сварке. Для новичком рекомендуют начинать тренироваться на обычном прямом листе стали, что бы для начала почувствовать горелку в руке, научиться держать электрод над сварочной ванной на нужном расстоянии и вести горелку под правильным углом. У меня валялось два кусочка трубы — нержавейки 1,5 мм, поэтому решил не париться и начать с них.
Выставил аппарат на 35 Ампер, режим TIG. Поджиг дуги осуществляет очень просто — касаешся кончиком электрода об металл и чуть его поднимаешь, дуга образуется мгновенно. Никаких чириканий и прочей херни делать не нужно, кайф))).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Не айс конечно :). Начинать с трубы была не самая лучшая идея, тк нужно вести дугу постоянно меняя угол, что бы обеспечить правильный угол горелки (по мне где-то 60 гр.). Так же нужно выставить правильную силу тока. Т.к. пока опыта нет, и соответственно горелку быстро двигать не получается при этом обеспечивая нужную сварочную ванну, то ток выставлял не высокий. Со временем начинаешь контролировать сварочную ванную и это прям отдельный кайф ))).
Вторая попытка.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

С верху что то вырисовывается, а вот изнутри провара нет. Значит нужно добавить тока. Чуть добавил и провар появился.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Если вы начинаете варить и у вас пошли искры как на MMA сварке значит забыли включить газ)))
Вот так это выглядит, буквально за 2 секунды.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

А вот так электрод. Еще пару секунд и сопло бы поплавилось.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Мокнуть электроду в сварочную ванну для начинающих дело пустяковое, у меня за пару часов тренировки пару разков получилось. После этого 100% нужно перетачивать электрод, да и по виду все понятно.
Где то читал, что если правильно варить то на кончике электрода образуется маленький круглый шарик. У меня один раз так было. Если не затачивать электрод, то все сразу видно по дуге. Дуга становится не тонкая, а широкая и не сконцентрированная на одном участке, дуга постоянно гуляет по разным точкам металла.
Далее решил потренироваться на обычной пластине металла. После трубы конечно все намного проще. У меня была пару кусочков от крепления, в итоге получились интересные цветные швы. Видимо такой металл.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Слишком мало тока, нет провара.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Поднял ток до 50А,
С третьей попытки получилось даже красиво).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Далее решил вернуться к трубе. Отрезал как попало с большим зазором два кучка трубы нержавейки. В итоге получил такую картинку.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Для начала подумал много тока. Но примерно тоже самое получилось убавив ток с 50 до 35 Ампер. Значит дело не в токе. Просто имея зазор, металл начинал плавиться по зазору. Для этого нужно использовать присадочный пруток. У меня завалялся пруток нержа на 1,6 мм. Остался от ребят которые варили мне выхлоп.
Первые разы сварки с прутком конечно не удобные, пруток в левой руке кажется инородным и не привычно держать. Потом постепенно рука немного начала привыкать и удалось заварить дырку, но шовчик получился жирненьким)))

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Жаль конечно что максимально можно 20 фото выложить(, так бы чуть по более накидал.

В завершении скажу, что затея со сваркой мне понравилась и в принципе процесс интересный. Нужно конечно набивать руку и пробовать разные варианты соединений металла. Возможно в будущем поснимаю сам процесс.
В общем продолжение следует однозначно).

TIG Сварка — "Остапа" понесло…


Уже достаточно давно, приобрел для своих(и не только) нужд, аргонно-дуговой, сварочный аппарат. Покупка назревала давно, уже с годик точно. Предпосылками или лучше сказать мотиваторам к покупке, было желание стать не зависимым в плане изготовления выхлопных и впускных систем, от "некоторых" СТО нашего города, так как в мое понимании, качество исполнения у последних сильно хромало, либо цена была не оправданно завышена за простую работу.
В середине зимы 2014-2015, попробовал впервые варить простым инвертором, на постоянном токе без функции "Pulse" и прочих полезных фишек для качественной сварки. Перед тем как в первый раз попробовать, уже давно начал "курить" форумы по сварке, и теорию, хоть и поверхностно я понимал. Смотрел всевозможные видео на Youtube.com и потихоньку вникал в нюансы TIG сварки.
Первый опыт, был связан с желанием сварить себе на форя выхлоп, который естественно провалился… Попортив пол метра трубы, поигравшись с настройками тока и подачей газа, понял… Нужна практика и самое главное — хороший сварочный аппарат. Даже будучи морально готовым к первому "блину комом", данное событие, поубавило мой пыл на пару месяцев, но не более )))… Пытливый ум и желание доказать, что я смогу не хуже, не давало покоя… все чаще стал обращать внимание на качество изготовления той или иной детали в жизни и на просторах интернета… Зуд становился еще невыносимее )))
В начале июня, начал искать аппарат, который бы отвечал моим требования, а это:
1) Возможность варить не только на постоянном токе, но и на переменном… Аллюминий, сталь, титан — это то, что я хотел варить и почему нуждался именно в этом типе аппарата.
2) Большое количество настроек — Подача газа перед/после сварки, цифровой амперметр, плавное затухание дуги и возможность варить в режиме "Pulse". Чуть подробнее затрону каждый пункт, зачем и почему…
Прошелся по рынкам и строймаркетам нашего города, и был малость разочарован… Даже не представлял, что в нашей стране не возможно найти нормальный аппарат, который бы отвечал моим запросам, была всего одна модель, но её качество и "родословная" оставляли некоторые сомнения… НО! Снова "мотиватор" не давал покоя моим мыслям… у Adylus'a треснул 1.5скролл аппайп, причем не просто треснул, а сломался пополам в месте шва! Причем варили ему аппайп в достаточно "хорошем" СТО нашего города, и за хорошие деньги… Каково же было мое удивление, когда я увидел порванный пайп, который просто разошелся по шву, так мало того, при сварке, когда устанавливали сенсор ЕГТ, мастера "ошиблись" с местом расположения и им пришлось переносить посадочную гайку в новое место, а старое заваривать… Так что вы думаете? Они даже заварить старую дырку не смогли нормально… Сразу вспоминаю всю свою ругань, когда калибровал новые форсунки, это был просто ужас. P.S. В итоге худо бедно так отстроил… Теперь стали понятны показания ШПЛЗ, убегающие в 10, при нормальном CL(кто настраивает, поймет)…
Это было последним звоночком к покупке своего аппарата… Уже было отчаялся найти нужный мне аппарат, и согласен был на китайский, мало мальски подходящий под мои требования, как начал изучать мануал по одному Российскому бренду — "Сварог"(Да простят меня модераторы, не для рекламы)

Фото в бортжурнале Subaru Forester (SG)

Аппараты, которые продает этот бренд, полностью устраивали меня функционалом, но не было возможности его привезти из России… Но меня зацепила надпись на боку аппарата — "Jasic"… Начал искать, и понял, что это и есть настоящий производитель этих аппаратов )))) А самое главное, что есть оф. диллер этого производителя в соседнем Казахстане, в городе Алматы. Оооо, это просто везение какое-то, плюс ко всему у этого же диллера были все необходимые на тот момент присадочные материалы и расходники. Не долго думаю, связываюсь с продавцом, коим оказывается очень адекватный и компетентный в этом вопросе человек, договариваюсь о приезде на выходных, и покупке аппарата Jasic TIG 200P AC/DC

Фото в бортжурнале Subaru Forester (SG)

Технические характеристики

Напряжение питающей сети, В 220±15%
Частота питающей сети, Гц 50/60
Номинальное напряжение, В TIG 18 / MMA 28
Диапазон регулирования сварочного тока, А 10–200
Диапазон регулирования сварочного тока (TIG/MMA), А 10–200 / 10–200
Потребляемый ток, А 20
Потребляемая мощность, кВА 4,6
Напряжение холостого хода, В 56
Потребление на холостом ходу, Вт 100
ПВ, % 60
ПВ 100%, А 154
КПД, % 85
Диаметр электрода, мм 1,6–5,0
Толщина свариваемого металла, мм 0,5–10,0
Способ возбуждения дуги Высокочастотный
Время продувки газом после сварки, сек 0–10
Коэффициент мощности 0,93
Класс изоляции B
Степень защиты IP23
Габаритные размеры, мм 493×330×320

Основные функции

• Стабильная дуга, качественный сварной шов, легкость при эксплуатации
• Автозащита от перепадов напряжения и тока
• Цифровой дисплей, функция 2Т/4Т
• Высокая надежность в работе, удобство в эксплуатации и сервисном обслуживании

В первый раз увидев этот аппарат, был мягко говоря немного ошарашен, его размеры и вес мне представлялись немного более скромными. А я его еще хотел тащить в одиночку, но спасибо моему брату Арману, всегда выручает в трудные моменты.
Вес более 20кг, и здоровенная коробка, в сравнении с простыми инверторами, как 8 к 1му )))
Опущу моменты касательно того как мы его таскали по вокзалу в жару, и хотел бы передать привет нашим доблестным погранцам и таможенникам, которые не стыдятся ничего…

Ну и собственно функции, про которые обещал рассказать:
1) Цифровой амперметр — очень нужная функция, когда можешь четко выставить значение, которое требуется для сварки, так как крутить и гадать какой же ток в положении на 9 часов, на шкале от 10 ампер до 150 ампер — удел ПТУшников. А тут выставил и начал варить, ничего лишнего…
2) Продувка аргоном перед и после сварки — продувка перед, служит для очистки места сварки от кислорода, в среде которого при высокой температуре происходит окисление метала, по простому, он начинает чернеть и становится более хрупким, из-за чего страдает прежде всего качество и прочность шва, а не только его внешний вид… Золотой, синий, фиолетовый цвета сварки, говорят о том, что шов не был перегрет, и подачи газа хватало для остывания и защиты места сварки. Черный цвет — говорит, что либо ток, либо подача газа были не корректно выставлены для данного типа сварки. Именно поэтому важна продувка аргоном до и после сварки. Помимо этого, при подаче газа раньше, дуге легче разгореться в среде аргона, нежели в кислороде… А продувка после сварки, помогает быстрее остудить метал, чтобы метал не окислялся от высокой температуры. P.S. чем темнее шов, тем выше была температура шва, так что золотой или серебряный шов — это даже круче сине-фиолетового )))
3) Плавное затухание дуги — нужно для правильного окончания некоторых типов сварки, когда требуется чтобы шов был без "краторов"
4) Режим "Pulse" — применяется для сварки тонких металлов для меньшего тепловложения, да и просто получаются более красивые швы )))

Ну и собственно первые опыты сварки есть в бортовике у Adylus'a, от себя добавлю лишь фотографии и некоторое описание:
Первый опыт,

Сварочный аппарат TIG: Технология, Применение, Выбор

Аргонодуговое сваривание часто применяют для соединения деталей. Благодаря этой технологии можно получить швы отличного качества. TIG-сварку используют не только на производстве, но и при выполнении ремонтных работ. Кроме того, этот способ идеален для сваривания металлоконструкций.

Соединение деталей аргонодуговым методом производится при помощи специальных сварочных аппаратов TIG. В этой статье мы поговорим о плюсах и минусах технологии, особенностях процесса сварки в среде аргона, выборе TIG-устройства.

Особенности технологии

сварка режимом TIG

Аббревиатура TIG означает Tungsten Inert Gas –сварка в среде инертного газа. Данный метод соединения металлических деталей находит свое применение на производстве и в мастерских. Он предусматривает создание 2-5-миллиметровой электрической дуги между электродом и заготовкой, а также одновременную защиту сварочной зоны с помощью инертного газа (чтобы на нее не влиял атмосферный воздух). При этом используются неплавящиеся вольфрамовые расходники.

Учитывая то, какой металл или сплав соединяется, применяется постоянный или переменный сварочный ток. Защитный газ подается аппаратом для TIG-сварки через закрепляемую на держателе горелку. Практически всегда это аргон, поэтому ТИГ- сварку нередко называют аргонодуговой.

Для cварки тонких заготовок нет необходимости в поперечных колебаниях. Горелку необходимо просто аккуратно вести вдоль линии стыковки заготовок, тогда шов получится предельно гладким. Небольшие колебания следует совершать только тогда, когда нужно расширить границы соединения или закрыть зазор. Сварочная ванна будет растянута, а на поверхности образуется мелкая чешуя.

Благодаря температуре дуги от двух до пяти тысяч градусов Цельсия, сварочным аппаратом с режимом ТИГ эффективно расплавляются кромки металлических заготовок, что позволяет соединять их, формируя тонкий шов. Для усиления конструкции применяются присадочные прутки. Присадка подается в зону сваривания свободной рукой. Благодаря этому сварщики увеличивают высоту валика, придают месту соединения дополнительной прочности. Даже можно наплавлять металл, чтобы впоследствии обработать деталь механическим способом (отшлифовать, совершить проточку).

Защитный газ, подаваемый в горелку от баллона, препятствует образованию пор. Благодаря этому швы отличаются прочностью и герметичностью.

Преимущества и недостатки TIG-сварки

ТИГ обладает рядом явных преимуществ по сравнению с другими способами электросварки. Однако и она не лишена минусов.

  • обеспечивает качественную сварку как нержавеющих сталей, так и цветных металлов;
  • заточенный вольфрамовый электрод позволяет делать стыки узкими и аккуратными;
  • в процессе работы не появляются брызги металла, прилипающие к поверхности;
  • минимальный нагрев обеспечивает минимальное коробление изделия;
  • шов не покрывается шлаковой коркой;
  • есть возможность сваривать детали, применяя присадку или обходясь без нее;
  • получившееся соединение зачастую не требует дополнительной механической обработки;
  • соединения отличаются герметичностью и способностью выдерживать высокие нагрузки.

сварочный-шов.jpg

  • скорость создания швов ниже, чем у MIG-метода;
  • вольфрамовые электроды отличаются дороговизной;
  • важны навыки сварщика (сходу взяться за работу, как с полуавтоматами, не получится);
  • корпус горелки не дает работать в труднодоступных местах;
  • из-за сопла горелки видимость зоны сваривания несколько ограничена (сейчас иногда применяются прозрачные сопла);
  • если используется присадка, то нужно подавать пруток постоянно и контролировать его длину (в процессе сваривания длина прута быстро уменьшается, а длинную проволоку неудобно держать в руке);
  • необходимо дополнительно потратиться на покупку защитного газа;
  • невозможно нормально работать вне помещения в ветреную погоду (инертный газ сдувается, а зона электросварки начинает взаимодействовать с окружающим воздухом).

Для чего применяются TIG-устройства?

сварочный-аппарат.jpg

ТИГ-сварка применяется для соединения алюминиевых, титановых заготовок, конструктивных элементов из легированных сталей. Она используется при ремонте потрескавшихся автомобильных составляющих: радиаторов, поддонов картера и т. п. Используя сварочные аппараты с режимом TIG, из листов металла изготавливают емкости для хранения разного рода продукции.

Подобные сварочники можно встретить на многих СТО, так как без них не может обойтись ни один серьезный кузовной ремонт. Практически в каждом доме найдутся кухонные приспособления и полотенцесушители, разные части которых соединены благодаря методу ТИГ.

Особенности выбора TIG-аппарата

Сварочные аппараты аргонодуговой сварки обычно работают от сетей с напряжением 220 либо 380 В. Для бытового использования сгодится первый вариант. Если вам нужно часто выезжать со сварочником или работать на высоте, разумно будет приобрести легкую модель (4-8 кг).

1. Вид свариваемого металла и тока. Выбирайте DC, если планируете работать с титаном, черными сталями, медью, нержавейкой чугуном. Для сварки алюминия требуется переменный ток.
2. Ампераж. Чем шире диапазон рабочего тока, тем более разные по толщине детали вы сможете сваривать. Для очень тонких заготовок нужна будет поддержка небольшой силы тока.
3. Наличие импульсного режима. Данное решение предназначено для улучшения качества электросварки тонких заготовок. В основе технологии – чередование двух сварочных токов с определенной частотой.
4. Продолжительность включения. Выражается в процентах и говорит о том, какое количество времени аргоновый сварочный аппарат сможет проработать без отключения. Если значение, например, составляет 70%, то из 10 мин. рабочего процесса сварочник на максимальном токе будет 7 мин. использоваться и 3 мин. «отдыхать».
5. Полезные дополнительные функции. Предназначены для облегчения рабочего процесса. Например, HF (высокочастотный поджиг дуги) делает старт легким и плавным, зажигая ее без соприкосновения со свариваемой поверхностью. Режим Mix Tig обеспечивает глубокий провар и эффективную очистку поверхности от оксидной пленки – можно работать с алюминием толще в 1,5 раза, нежели в обычном режиме AC. Есть еще много различных функций.

1. Горелка. Обычно она поставляется вместе со сварочником, но может и не находиться в комплекте с аппаратами премиум-класса. Бывает вентильной или кнопочной. При покупке следует обращать внимание на длину рукава.

сварочная горелка для TIG сварки

2. Вольфрамовый электрод. Цвет наконечника говорит о том, с каким металлом предназначен работать расходник. Электроды синего цвета наиболее универсальны. Также подбирайте диаметр элемента согласно силе тока и глубине проплавления.

вольфрамовый электрод

3. Баллон с редуктором. Для эпизодического применения будет достаточно объема в 10 литров. В мастерскую или на производство покупают вместительные баллоны на 40…150 л.

баллон-с-газом.jpg

Аппараты для TIG сварки для домашней мастерской

Ресанта САИ-230 АД

Компактное устройство, собранное на базе современных IGBT-транзисторов. Работает на постоянном токе. Отличается амперажем 10-230 А. Позволяет работать без пауз до семи минут на максимальной мощности (ПВ 70%), поэтому предназначено не только для домашней, но и для профессиональной электросварки.

Для управления данным сварочным аппаратом ТИГ предусмотрены механические переключатели и ручки. Следует отметить наличие регулятора индуктивности дуги, который позволяет выбрать глубину проплавления. Есть два светодиода, сигнализирующих о питании сети и срабатывании термозащиты. Среди дополнительных функций предусмотрены Hot Start, Anti Stick, Arc Force для ММА режима. САИ-230 удобно переносить благодаря наличию наплечного транспортировочного ремня.

FUBAG INTIG 200 AC/DC PULSE

Сварочный-аппарат-TIG.jpg

Модель создана для сваривания алюминия и его сплавов, цветных металлов, стали (нержавеющей, углеродистой, низколегированной).

Благодаря функции TIG DC PULSE можно с высоким уровнем качества сваривать тонкие материалы. Дополнительный режим электросварки AC обеспечивает работу с алюминиевыми заготовками. Данный сварочный аппарат TIG отличается девятью заносимыми в память аппарата индивидуальными программами сварки. Для индикации параметров предусмотрено два цифровых дисплея. Нужные значения легко установить благодаря интуитивным циклограммам.

Аргонный сварочный аппарат защищен от повышенного напряжения и перегрузок до 400 В, оснащен системой воздушного охлаждения. Для легкого старта работы предусмотрены дополнительные опции HF и TIG Lift.

В предыдущей серии моделей аппарат был оснащен специальной прозрачной крышкой панели управления. Что помогало защитить панель от случайных нажатий и пыли

«Сварог» REAL TIG 200 W223

Данная модель компактная (размеры 420x160x310 мм). Она произведена для сваривания на постоянном токе сталей (нержавеющих, углеродистых), латуни, бронзы, титана, меди, чугуна. А также разнородных сплавов.

На металлическом корпусе модели есть удобная ручка для ношения и защитные бамперы. Данный сварочный аппарат аргонодуговой сварки хорошо адаптирован к российским реалиям: защищен по стандарту IP21S, обеспечивает устойчивую работу в диапазоне напряжения электросети 160-270 В. Управление механическое. Показатель выбранной силы тока отображается на цифровом экране. Имеется регулятор длительности постпродувки газом для качественного завершения шва. Предусмотрена функция высокочастотного поджига дуги.

Этот универсальный сварочник создан для профессионального импульсного сваривания любым из видов тока TIG-способом. Отличается качественной сборкой. Может применяться как в небольших мастерских, так и в строительстве, промышленности. Он также поддерживает MMA-сварку. Применяется для осуществления операций соединения алюминия, стали, нержавейки, цветных металлов. Поддерживаемый ампераж: 5-200 А.

Благодаря удобной и интуитивной циклограмме на приборной панели аргонового сварочного аппарата можно настроить режим «Пульс» и отрегулировать все стадии процесса электросварки. Управление здесь механическое, но есть цифровой дисплей. Предусмотрено восемь удобных ручек для установки точной настройки. Поддерживается дистанционное управление с помощью пульта. Есть функция HF. На верхней части корпуса имеются две ручки для удобства транспортировки.

Недостатки PRO INTER TIG 200: большие габариты и немалый вес – 49,8х32,8х30,2 см и 20 кг, параметры не всех функций показываются на экране, отсутствует заварка кратера.

TRITON ALUTIG 200P AC/DC

Еще одно универсальное устройство. Отличается наличием настройки баланса полярности и тока. Оснащено функцией Mix Tig, возможностью регулировать частоту до 200 Гц, выбирать форму волны тока из четырех вариантов. Благодаря треугольной форме волны, дает возможность работать с тонким алюминием. В памяти данного аргонного сварочного аппарата можно сохранять до 10 шаблонов настроек. Рабочий диапазон: 10-200 А.

Из недостатков ALUTIG 200P: немалый вес – 23,5 кг; значение максимального MMA-тока достигает всего 160 А, что меньше, чем у большинства аналогичных моделей.

Особенности сварки алюминия TIG аппаратом

Электросварка алюминиевых заготовок – не такое простое дело. Их поверхность сначала необходимо зачистить от верхнего окисленного слоя и обезжирить ацетоном или другим растворителем. Кроме того, может потребоваться радел кромок – для формирования корня шовной линии. Для более эффективного отвода тепла целесообразно будет разместить заготовки на медной или стальной подкладке.

Далее необходимо правильно настроить аппарат для TIG-сварки : указать подходящий ампераж, задать время продувки аргоном и т. д. Если сварочник типа AC/DC, нужно переключить его на переменный ток.

Читайте также: