Какие стыки выполненные дуговой сваркой считаются непригодными

Обновлено: 20.09.2024

На какое расстояние необходимо устраивать котлованы (карманы) во все стороны от свариваемого стыка при сварке захлестов и вварки катушек?

?) Представители технадзора заказчика, Госгортехнадзора (Ростехнадзора), службы контроля качества, производитель работ.

Тема/шкала: 4.01.2.01.НГДО-II,4.02.2.01.НГДО-II,4.04.2.01.НГДО-II,4.05.2.01.НГДО-II,4.06.2.01.НГДО-II,4.08.2.01.НГДО-II,4.09.2.01.НГДО-II,4.10.2.01.НГДО-II,4.11.2.01.НГДО-II,4.12.2.01.НГДО-II,4.13.1.01.НГДО-I-РД,4.13.2.01.НГДО-II

Допустимо ли местное увеличение зазора между трубой и остающейся подкладкой для соединений, не контролируемых рентгеном?

Укажите допустимое число внутренних пор при проверке сварочно-технологических свойств электродов во многопроходном шве (при соблюдении режимов и условий сварки).

Тема/шкала: 4.01.2.01.НГДО-II,4.02.2.01.НГДО-II,4.04.2.01.НГДО-II,4.05.2.01.НГДО-II,4.06.2.01.НГДО-II,4.08.2.01.НГДО-II,4.09.2.01.НГДО-II,4.10.2.01.НГДО-II,4.11.2.01.НГДО-II,4.12.2.01.НГДО-II,4.13.2.01.НГДО-II

?) Порядок применения сварочных материалов, используемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов.

?) Требования и условия проведения испытаний сварочных материалов, освидетельствования и оформлению их результатов.

Что должны включать основные параметры технологического процесса выполнения сварных соединений при проведении аттестационных испытаний?

Какой должна быть величина зазора при сборке стыков труб с толщиной стенки 8…10 мм с применением электродов с целлюлозным покрытием диаметром 4,0 мм?

Что должно быть предпринято, если во время ручной дуговой сварки корневого слоя шва стыка трубопровода произошел вынужденный перерыв и сварной стык охладился ниже температуры предварительного нагрева?

?) Продолжение сварки возможно только после контроля стыка на отсутствие дефектов и предварительного нагрева до температуры не ниже 150-200°С.

?) Продолжение сварки возможно только после предварительного нагрева стыка до температуры не ниже 150-200°С.

Какой режим сварки выбирают в случае стыковой контактной сварки оплавлением промысловых и магистральных трубопроводов из разнотолщинных труб?

Тема/шкала: 4.01.1.01.НГДО-I-РД ,4.01.2.01.НГДО-II,4.02.1.01.НГДО-I-РД,4.02.2.01.НГДО-II,4.03.1.01.НГДО-I-РД,4.04.2.01.НГДО-II,4.05.1.01.НГДО-I-РД,4.05.2.01.НГДО-II,4.06.1.01.НГДО-I-РД,4.06.2.01.НГДО-II,4.08.1.01.НГДО-I-РД,4.08.2.01.НГДО-II,4.09.1.01.НГДО-I-РД, 4.10.1.01.НГДО-I-РД, 4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.09.2.01.НГДО-II,4.10.2.01.НГДО-II,4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.11.2.01.НГДО-II,4.12.1.01.НГДО-I-РД,4.12.2.01.НГДО-II,4.13.1.01.НГДО-I-РД,4.13.2.01.НГДО-II

Укажите наибольшую толщину стенки трубы, которая может быть сварена ручной дуговой электросваркой без разделки кромок и без подкладного кольца.

Тема/шкала: 4.01.1.01.НГДО-I-РД ,4.01.2.01.НГДО-II,4.02.1.01.НГДО-I-РД,4.02.2.01.НГДО-II,4.03.1.01.НГДО-I-РД,4.04.2.01.НГДО-II,4.05.1.01.НГДО-I-РД,4.05.2.01.НГДО-II,4.06.1.01.НГДО-I-РД,4.06.2.01.НГДО-II,4.08.1.01.НГДО-I-РД,4.08.2.01.НГДО-II,4.09.1.01.НГДО-I-РД, 4.10.1.01.НГДО-I-РД, 4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.09.2.01.НГДО-II,4.10.2.01.НГДО-II,4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.11.2.01.НГДО-II,4.12.1.01.НГДО-I-РД,4.12.2.01.НГДО-II,4.13.2.01.НГДО-II

Укажите срок годности электродов при соблюдении установленных стандартом условий транспортирования и хранения.

Требуется ли подогрев стыков при ремонте дефектных участков сварных швов промысловых трубопроводов для транспортировки сероводородосодержащих сред?

?) Необходим предварительный подогрев до температуры не ниже 100(С, если температура окружающего воздуха ниже +5°С

?) Необходим предварительный подогрев до температуры +150(С при любой температуре окружающего воздуха.

На каком расстоянии от источников тепла с открытым огнем и печей должны находится баллоны с газом для газовой сварки, устанавливаемые в помещениях?

?) Методы, используемые при контроле производственных сварных соединений согласно требованиям Правил Ростехнадзора (Госгортехнадзора России), а также дополнительные методы, подтверждающие соответствие качества сварных соединений предъявленным требованиям.

?) Методы, используемые при контроле производственных сварных соединений согласно требованиям Правил Ростехнадзора (Госгортехнадзора России).

?) Имеется непровар в корне шва стыка труб диаметром свыше 1000 мм выполненного с внутренней подваркой.

Какой способ контроля применяют на участках сварного соединения, подвергавшегося ремонту с применением сварки.

?) Электроды следует выдавать сварщику дважды за смену в количестве, необходимом для работы в течение 4-х часов.

Что необходимо произвести после окончания ручной дуговой сварки корневого слоя шва электродами с целлюлозным покрытием?

Какой величины допускается разница в периметрах и толщине стенок стыкуемых труб для стыковой контактной сварки оплавлением трубопроводов?

?) Разница в периметрах не должна превышать 12 мм. Разница в толщине стенок не должна превышать 1 мм для толщин стенок до 10 мм и 2,2 мм для толщин стенок более 10 мм.

?) Разница в периметрах не должна превышать 10 мм. Разница в толщине стенок не должна превышать 2 мм для толщин стенок до 10 мм и 3 мм для толщин стенок более 10 мм.

Какой должна быть ширина усиления стыкового шва трубы с толщиной стенки 4 мм, выполненного ручной дуговой сваркой без подкладного кольца?

Тема/шкала: 4.01.1.01.НГДО-I-РД ,4.01.2.01.НГДО-II,4.02.1.01.НГДО-I-РД,4.02.2.01.НГДО-II,4.03.1.01.НГДО-I-РД,4.04.2.01.НГДО-II,4.05.2.01.НГДО-II,4.06.1.01.НГДО-I-РД,4.06.2.01.НГДО-II,4.08.1.01.НГДО-I-РД,4.08.2.01.НГДО-II,4.09.1.01.НГДО-I-РД, 4.10.1.01.НГДО-I-РД, 4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.09.2.01.НГДО-II,4.10.2.01.НГДО-II,4.11.1.01.НГДО-I-РД,4.11.2.01.НГДО-II,4.12.1.01.НГДО-I-РД,4.12.2.01.НГДО-II,4.13.1.01.НГДО-I-РД,4.13.2.01.НГДО-II

?) Допускаются поверхностные продольные трещины, если длина их не более D + 10 мм (D - номинальный диаметр электрода).

?) Допускаются поверхностные продольные трещины, если длина их не более трехкратного номинального диаметра электрода.

?) При давлении, величина которого вызывает в стенке трубы кольцевое напряжение, равное 95 % нормативного предела текучести в течении 20 секунд.

В какой период технологического цикла производства труб для магистральных трубопроводов производится ремонт таких дефектов как непровары и подрезы?

?) Сварочную проволоку сплошного сечения необходимо очистить от ржавчины, загрязнений и масел. Порошковая проволока со следами ржавчины не подлежит выдаче для сварки.

?) Сварочную проволоку сплошного сечения необходимо очистить от ржавчины, загрязнений и масел. Порошковая проволока подготовке не подлежит.

Дефекты сварных соединений: виды, способы контроля и устранения

Сварные металлоконструкции активно используются в разных сферах жизнедеятельности. Но в процессе сваривания отдельных элементов в цельные конструкции могут возникать дефекты сварных швов и соединений, которые негативно сказываются на прочности и безопасности эксплуатации готовых металлоизделий.

Что такое дефекты сварных соединений

Размерные параметры сварного соединения четко определены государственными стандартами, при этом свой ГОСТ есть у каждого вида сварки. Любые отклонения от установленных нормативно-техническими документами показателей считаются дефектами. Возникают они как при проведении сварочных работ, так и при нарушении требований в процессе подготовки соединяемых элементов и сборке конструкций в единое целое.

Виды дефектов сварочных швов

Дефекты сварных соединений

В силу разных обстоятельств сварочные стыки могут иметь повреждения, влияющие на их прочностные характеристики. Все виды дефектов сварных соединений разделяются на три основные группы:

  • наружные дефекты. К данной группе относят неравномерность формы стыкового соединения, наплывы, трещины, прожоги металла, подрезы шва, кратеры и другие изъяны, возникающие на поверхности. Обнаружить их можно при визуальном осмотре;
  • внутренние дефекты. Это может быть некачественное сплавление металла, пористость и трещины, сторонние включения (оксидные, шлаковые и неметаллические) и другие, находящиеся внутри шовного соединения;
  • сквозные дефекты. Сюда относят трещины, подрезы, прожоги и другие повреждения, которые изнутри проходят на внешнюю поверхность сквозь шовное соединение.

Дефекты любого вида не допускаются в сварных соединениях и подлежат устранению, особенно касается это случаев, когда металлоконструкции выступают составляющими элементами несущих конструкций и должны выдерживать интенсивные нагрузки.

Характеристики и причины основных дефектов сварки

Не в каждом случае качество сварки соответствует установленным требованиям. Классификация дефектов сварных соединений в полном составе изложена в ГОСТ 30242-97. Но среди всех обозначенных в документе изъянов выделяют основные, которые чаще обычного выявляются при контроле и обследовании соединительных стыков.

Дефекты сварных соединений

Трещины

трещина сварного шва

Для сварочных швов наибольшую опасность представляют трещины. Они способны спровоцировать мгновенное разрушение металлических конструкций и привести к трагическим последствиям.

Причинами появления трещин могут быть:

  • неправильное расположение стыков;
  • резкое охлаждение места сварки;
  • неправильный выбор материалов;
  • кристаллизация металла вследствие чрезмерно высоких температур.

По размеру различают микро- и макротрещины, по типу образования – поперечные, продольные и радиальные.

Вне зависимости от видов и причин возникновения трещины – это недопустимые дефекты сварных соединений металла.

Подрезы

Подрезы

Это образующиеся на наружной поверхности шовного валика продольные углубления. Если на шве есть подрез, то в месте его появления уменьшается сечение шва, а также образуется очаг концентрации напряжения.

Превышенная величина сварочного тока – основная причина появления таких дефектов. Довольно часто наблюдаются подрезы в горизонтальных швах.

Наплывы

наплыв

Это натекший на поверхность избыток металла, который не имеет должного сплавления с соединяемой поверхностью. Часто наплыв возникает при сварке стыковых или угловых швов в горизонтальном положении. Образуется при недостаточном прогреве основного металла, избытка присадочного материала, наличия окалин на соединяемых кромках.

Прожоги

прожог сварного шва

Такие дефекты являют собой сквозное отверстие, возникшее вследствие вытекания из сварочной ванны расплавленного металла. В данном случае с другой стороны отверстия как правило образуется натек.

Прожог может быть вызван слишком медленным передвижением электрода по линии сваривания, повышенным сварочным током, неплотным прилеганием к основному металлу прокладки или же недостаточной ее толщиной, большим зазором между соединяемыми кромками.

Непровары

непровар

Если на сварочном шве обнаружены локальные несплавления между основным и наплавленным металлом, то дефект такого типа называют непровар. Он существенно понижает прочностные свойства шва и соответственно всей конструкции.

Причины непроваров состоят в следующем: чрезмерно высокая скорость сваривания, некачественная подготовка кромок к сварному процессу, наличие ржавчины, окалин и других загрязнений на соединяемых поверхностях.

Кратеры

кратер

Образующиеся вследствие обрыва сварочной дуги углубления в соединительном валике называют кратерами. Такие изъяны существенно уменьшают сечение стыка, что негативно сказывается на прочности. Кратер опасен тем, что внутри него могут находиться усадочные рыхлости, приводящие к появлению трещин.

Свищи

свищи

Поверхностные дефекты в виде полости. Понижают прочность соединительного стыка и провоцируют образование трещин. Свищи имеют произвольную форму, могут возникать как на внешней поверхности, так и внутри шва.

Пористость

пористость

Поры – это заполненные газами полости, образующиеся при повышенном газообразовании внутри металла. Возникают при наличии разнообразных загрязнений на свариваемых поверхностях, при повышенной скорости сварки, а также повышенной вместительности углерода в используемом присадочном материале.

Посторонние включения

Качество шва существенно ухудшают сторонние включения – оксидные, шлаковые, вольфрамовые, флюсовые и другие включения. Главная ошибка, приводящая к их наличию – неправильный режим сварки. Любое из присутствующих включений понижает прочность и надежность соединения и подлежит устранению.

Причины появления дефектов

Каждый из всех встречающихся дефектов возникает вследствие конкретных факторов. При этом выделяют причины образования дефектов сварных соединений общего характера:

  • использование некачественных расходных материалов для сваривания элементов;
  • несоблюдение сварочных технологий;
  • низкое качество металла, из которого создаются конструкции;
  • некачественное или неисправное оборудование;
  • неправильный режим сварки;
  • технологические ошибки, вызванные низкой квалификацией сварщика.

Чтобы металлоконструкции получались качественными и выносливыми, следует строго соблюдать нормы сваривания и доверять работы профессиональным сварщикам.

Методы выявления дефектов

Выявление дефектов сварных соединений осуществляется следующими способами:

  • визуальный осмотр и обмер стыковочных швов;
  • испытания стыков на непроницаемость;
  • определение дефекта сварного соединения специальными приборами;
  • испытания образцов на прочность в лабораторных условиях.

Осмотр сварочного шва осуществляется только после очистки его от шлака, устранения застывших брызг металла и других типов загрязнений. Проверке подлежат размеры и правильность формы соединений, наличие или отсутствие прожогов, кратеров, трещин, свищей и других погрешностей.

Испытание непроницаемости позволяет выявить дефекты сварных соединений трубопроводов, например, поры, трещины, сквозные непровары. Проверяются конструкции несколькими способами:

  • обдуванием или заполнением швов воздухом;
  • поливом струей воды или наполнение отсеков водой под давлением;
  • смазыванием швов керосином.

Если в ходе проверки обнаружен дефект, то деталь возвращается на дополнительную обработку.

Способы устранения дефектов

Любой сварочный процесс сопровождается образованием дефектов, вне зависимости выполняется он инвертором, полуавтоматом, трансформатором или другим оборудованием. При этом выделяют недопустимые и допустимые дефекты сварных соединений, по сложности которых определяется пригодность или непригодность конструкции к дальнейшей эксплуатации.

Способы устранения дефектов сварных соединений выбираются с учетом типа обнаруженного повреждения:

  • прожоги исправляют тщательной зачисткой стыка с последующей его заваркой;
  • для устранения подрезов выполняется наплавка тонкого соединения по всей линии дефекта;
  • исправление трещины осуществляется методом ее полного рассверливания, вырубкой шва на проблемном участке, очисткой поверхностей и повторным завариванием с соблюдением сварочной технологии и действующих нормативов;
  • непровары удаляются путем их вырезания и повторного сваривания;
  • свищи и кратеры вырезаются до достижения основного металла, после чего по-новому завариваются;
  • наплывы аккуратно срезаются, но при этом обязательно следует проверить срез на предмет наличия непровара;
  • деформация при сварке устраняется термическим или термомеханическим способом;
  • все типы дефектов с посторонними включениями устраняют вырезкой и завариванием.

Если в ходе обследования обнаружены технологические дефекты сварных соединений труб, то устранять их следует строго в соответствии нормативных требований одним из методов:

  • механическим без последующей заварки;
  • механическим с завариванием места выборки;
  • вырезкой участка трубы, на котором присутствует дефект;
  • полным удалением шовного соединения и выполнением нового.

При проверке на прочность и герметичность газораспределительных сетей разрешается исправлять дефекты сварных соединений газопроводов в случае, когда сварочный процесс выполнялся дуговой сваркой и не допускается при сваривании газовой сваркой.

Методы контроля сварных соединений

Тот факт, что влияние дефектов на качество сварной металлоконструкции максимизирует риски разрушения изделий доказывать не нужно. Чтобы в процессе сваривания получать действительно надежные, прочные и выносливые конструкции, после завершения работ должен проводиться контроль качества сварных соединений.

Осуществляется контроль сварочных швов поэтапно:

  • предварительный. Включает проверку марки металла, качества заготовок, кислорода, присадочной проволоки и других расходных материалов;
  • контроль в ходе сварочных работ. Подразумевает постоянные проверки режима сварки, исправности оборудования, осмотр швов и измерение их специальными шаблонами. При выявлении отклонений от установленных стандартов сразу же можно провести удаление дефектов сварных соединений;
  • контроль готовой конструкции. Внешние дефекты можно увидеть при обычном осмотре. При необходимости стыки проверяются на плотность, а также подвергаются другим испытаниям.

Все методы контроля сварных соединений разделяются на две группы – разрушающие и неразрушающие. Как правило для выявления дефектов применяются неразрушающие методы, к которым принадлежат:

  • внешний осмотр: ;
  • магнитный контроль;
  • цветная дефектоскопия;
  • радиационная дефектоскопия;
  • капиллярная дефектоскопия;
  • контроль стыков на проницаемость и другие методы обнаружения дефектов сварных соединений.

Методы разрушающего контроля подразумевают испытания отобранных образцов и применяются в основном при необходимости получить параметры сварного шва и зоны термического влияния. Контроль осуществляется химическим анализом, механическими и металлографическими испытаниями.

Заключение

Чтобы сварочный шов по всем параметрам соответствовал стандартам качества и заданным требованиям, то начиная с подготовки подлежащих соединению элементов и до окончания сварочного процесса необходимо осуществлять контроль. Это позволит предотвратить основные дефекты сварных соединений или же оперативно их устранить.

Обозначение сварных швов на чертежах по ГОСТу


Общепринятые сокращения и аббревиатуры не относятся к числу популярных терминов. Это можно сказать и о ГОСТе – не самое любимое слово. Разве что среди читателей есть сварщик, который претендует получить статус профессионала. В таком случае даже при всей своей нелюбви к официозу он должен, как минимум, относиться к аббревиатуре ГОСТ уважительно.

Честно говоря, этого недостаточно. Нужно не просто уважать, но и хорошо разбираться в тонкостях государственных стандартов, которые имеют отношение к сварочной индустрии. С чем связано такое утверждение? С тем, что если приходиться сваривать металлы вне пределов своей дачи, а, скажем, на производстве, то почти гарантированно придется иметь дело с рабочими чертежами. И без знания специфической топологии прочитать их будет невозможно.

Без знания спецификации и условных обозначений понять эти документы будут не проще, чем письмена племен Майя. Ведь современные сварочные технологии включают множество различных методов, которые отличаются техническими нюансами и требованиями. Все они нашли свое отображение в государственном стандарте.

Обозначения на технологических чертежах на первый взгляд могут показаться устрашающими. Однако, если внимательно изучить три главные ГОСТы по сварочным технологиям, то все обозначения превратятся в понятный и важные источник информации. Правильное чтение и понимание чертежа значительно упрощают выполнение поставленной задачи.

Виды сварочных швов

Прежде всего нужно дать определение еще одной важной аббревиатуре – ЕСДК. Это – Единая Система Конструкторской Документации, в которую входит полный комплекс самых разных стандартов. Они регламентируют порядок выполнения технических чертежей, включая и документацию по сварочным работам.

В систему входят и интересующие нас стандарты:

  • ГОСТ 2.312-72. Прописаны условные варианты отображения и обозначение сварочных швов на чертежах.
  • ГОСТ 5264-80. Изложена исчерпывающая информация обо всех видах сварных соединений и швов, выполненных дуговой ручной сваркой.
  • ГОСТ 14771-76. Детальная информация о сварке в инертной среде; типах швов и соединений, получаемых в таких условиях.

Прежде чем детально изучить примеры обозначения на чертежах, нужно проработать информацию об их видах. Лучше всего это сделать на практике. Пусть на чертеж будет выведено следующее изображение:

Нагромождение цифр и непонятных символов никак не добавляет оптимизма. Но на самом деле не все так печально. На самом деле в столь длинной строке зашита логическая цепочка, в которой совсем несложно разобраться. Сначала нужно выражение разбить на составляющие блоки:

Настало время рассмотреть все составные элементы, разбитые по квадратам:

  1. вспомогательный символ, который информирует специалиста о виде стыка: замкнутая линия или монтажное соединение;
  2. номер стандарта, соответственно которому здесь приводятся условные обозначения;
  3. буквенное или номерное обозначение типа соединения со всеми конструктивными элементами;
  4. метод выполнения сварочных работ соответственно стандарту;
  5. тип конструктивного элемента и его размеры;
  6. длина непрерывного участка;
  7. символ, характеризующий тип соединения;
  8. описание соединения при помощи вспомогательных знаков.

Далее рассмотрим каждый из элементов условного обозначения отдельно. в первом квадрате изображен овал, который символизирует круговое соединение. Его альтернативой является флажок, который информирует о монтажном типе соединения стыка. Односторонняя стрелка информирует о шовной линии. С ней связана специфическая особенность, которая выражается в наличии полки. Нередко на графических чертежах встречается такой знак:

Визуально он похож на символ корня квадратного из области математики. Видимая на рисунке полка является полем для размещения разных условных обозначений о характеристиках шовной линии.

Если информация расположена под так называемой «полкой», то это говорит о том, что сварной шов расположен с обратной стороны и является невидимым с лицевой части. Как определить, какая из сторон считается лицевой, а какая – изнаночной? При одностороннем соединении сделать это несложно. Лицевой будет считаться та сторона, с которой нужно работать. А вот при двухстороннем соединении с неодинаковыми кромками лицевой считается та сторона, на которой размещено основное сварочное соединение. При одинаковых кромках лицевой или изнаночной может быть любая из сторон.

Ниже представлена таблица с наиболее часто используемыми в чертежах символами и их значениями:

Виды швов по ГОСТам (квадраты 2 и 3 примера)

Возможные способы соединения двух элементов вплотную рассматриваются в ГОСТах 14771-76 и 5264-80. Есть такие виды сварочных соединений:

  • С – стыковой шов. Два соединяемые элемента находятся в одной плоскости и на одном и том же уровне. Они состыкуются между собой смежными торцами. Это один из наиболее востребованных вариантов соединения. Его особенность заключается в том, что механические характеристики сварного шва очень высоки, а внешний вид готовой конструкции эстетичен. Наряду с положительными сторонами есть и отрицательные. Такой вид соединения остается сложным в техническом плане. Качественно он может быть исполнен только опытными специалистами.
  • Т – тавровый шов. Подразумевается соединение двух элементов, расположенных один относительно другого под углом 90 градусов, а место соединения имеет Т-образную конфигурацию. Это наиболее жесткий вариант соединения из всех рассматриваемых. Поэтому его не применяют в случаях, когда для готовой конструкции важна некоторая эластичность.
  • Н – нахлесточный шов. Две заготовки располагаются параллельно, но не в одной плоскости. Они соприкасаются с некоторым перекрыванием плоскости. Достаточно прочный и надежный способ соединения, но по жесткости уступает тавровому варианту.
  • У – угловой шов. Две заготовки торцами располагаются под углом 90 градусов. Плавятся торцы, в результате чего образуется достаточно прочное и жесткое соединение.
  • О – особые типы. Так обозначаются все другие варианты сваривания заготовок, которые не описаны в стандарте.

Оба упомянутые в начале раздела ГОСТа имеют общие черты и перекликаются между собой. Для ручного дугового соединения по ГОСТу 5264-80:

  • С1 – С40 стыковые;
  • У1 – У10 угловые;
  • Н1 – Н2 нахлесточные;
  • Т1 – Т9 тавровые.

Выполнение сварочных работ в инертной среде по ГОСТу 14771-76:

  • У1 – У10 угловые;
  • С1 – С27 стыковые;
  • Н1 – Н4 нахлесточные;
  • Т1 – Т10 тавровые.

В приведенном примере есть рассмотренные только что цифры. Во втором квадрате размещена информация по использованному стандарту – 14771-76. В третьем квадрате изложен способ соединения – тавровый двусторонний без скоса кромок.

Способы сварки (квадрат 4)

В требованиях по стандартизации описаны и способы сварки. Самыми распространенными из них являются:

  • А – автоматическая. Проводится с использования флюса, но без прокладок и подушек;
  • Аф – тоже автоматическая. Но в этом случае на подушке;
  • ИН – выполняется в инертной среде с применением вольфрамового электрода без присадок;
  • ИНп – такой же самый способ, как и предыдущий с той лишь разницей, что присадки применяются;
  • ИП – соединение металлом проводится в инертной среде с использованием плавящегося электрода;
  • УП – все то же самое, что и ИП, только вместо инертной среды применяется углекислая.

В данном случае в четвертом квадрате стоят символы УП. Это значит, что сваривание выполнялось в углекислой среде плавящимися электродами.

Для улучшения качества и увеличения скорости работ, вы всегда можете воcпользоваться нашими сварочными столами собственного производства от компании VTM.

Размеры шва (пятый квадрат)

В приведенном примере было удобнее всего обозначить длину катета, поскольку рассматривается тавровое соединение с размещением заготовок под углом в 90 градусов. Определяется катет в зависимости от значения текучести. Необходимо обратить внимание на то, что если чертежом указывается соединение стандартных размеров, то указывать катет не нужно. В приведенном примере катет будет равен 6 мм.

Виды дополнительных соединений:

  • SS – односторонне. Дуга или электрод в таком случае передвигается с одной стороны;
  • BS – двухстороннее. В таком случае источник плавления передвигается с обеих сторон.

Согласно ГОСТу 2.312-72 швы делятся на видимые (на чертеже отображаются сплошной линией) и невидимые (пунктир).

Самое время вернутся к рассматриваемому примеру и подать информация простым понятным языком. Речь идет о тавровом двустороннем шве, который выполнен методом ручной дуговой сварки в углекислой среде (газ). Кромки стыков не имеют скосов. Шов прерывистый, нанесен шахматным способом. Размер катета шва составляет 6мм, длина проваренного участка – 50 мм. Шаг составляет 100 мм. Поверхность стыка необходимо выровнять по завершению сварочных работ.

Список вопросов базы знаний

4.03.1.01.НГДО-I-РД Нефтегазодобывающее оборудование 3.Промысловые и магистральные газопроводы и конденсатопроводы; трубопроводы для транспортировки товарной продукции, импульсного, топливного и пускового газа

На какую величину допускается наружное смещение кромок при сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки, при дуговых методах сварки?

При какой максимальной разностенности допускается выполнять непосредственную сборку и сварку труб или труб с деталями магистральных трубопроводов, при условии специальной подготовки более толстостенной детали?

При каком условии допускается непосредственное соединение разнотолщинных труб или труб с деталями, если толщина более толстостенной трубы (детали) 12 мм и менее?

При каком условии допускается непосредственное соединение разнотолщинных труб или труб с деталями, если толщина более толстостенной трубы (детали) более 12 мм?

Какой должна быть минимальная длина переходников или вставок промежуточной толщины, ввариваемых между разнотолщинными элементами независимо от диаметра?

Какой угол скоса на более толстостенном элементе делается при сборке под сварку разнотолщинных элементов магистрального трубопровода путем утонения свариваемой кромки?

Каким способом может наноситься клеймо сварщика или бригады сварщиковпри сварке труб с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа?

Каким способом может наноситься клеймо сварщика или бригады сварщиков при сварке труб с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа и более?

В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее:

При какой скорости ветра запрещается производить сварочные работы на монтаже магистральных трубопроводах без инвентарных укрытий?

Укажите требования к хранению сварочных электродов с покрытием основного вида в течение рабочей смены после прокалки, если их предполагают использовать для сварки газопроводов.

Можно ли смешивать газы в баллонах и емкостях, в которых они поставляются, если затем эта смесь газов используется для сварки газопроводов?

?) По результатам дополнительного ультразвукового контроля концы труб с расслоением подлежат вырезке.

?) По результатам дополнительного ультразвукового контроля концы труб с расслоением подлежат зачистке механическим способом до устранения расслоений.

?) В местах, пораженных коррозией, толщина стенки труб не должна выходить за пределы минусовых допусков, установленных ТУ на поставку.

?) В местах, пораженных коррозией, толщина стенки труб не должна уменьшаться на величину более 0,5% толщины.

Каким образом проводится контроль толщины стенок труб после проведения зачисток на их поверхности царапин, рисок, задиров?

Каким образом исправляются вмятины, имеющие рванины, на поверхности труб, используемых для изготовления газопроводов?

?) Сначала рванины выбираются механическим способом и после контроля полноты выборки завариваются ручной дуговой сваркой, а затем проводится исправление вмятин.

Какие дефекты кромок труб, используемых для изготовления газопроводов, допускается ремонтировать сваркой?

Каким образом следует проводить контроль температуры предварительного и/или сопутствующего подогрева при сварке газопроводов?

?) Контроль следует выполнять перед началом сварки на расстоянии 50мм от торца трубы и в пределах 100-175 мм не менее, чем в двух точках по периметру трубы контактными термопарами или термокарандашами.

?) Контроль следует выполнять перед началом сварки на расстоянии 15мм от торца трубы и в пределах 60-75 мм не менее, чем в трех точках по периметру трубы контактными термопарами или термокарандашами.

?) Контроль следует выполнять перед началом сварки на расстоянии 15мм от торца трубы и в пределах 15-25 мм не менее, чем в четырех точках по периметру трубы контактными термопарами.

Можно ли выполнять приварку временных технологических креплений (планок, скоб) к телу трубы при изготовлении газопроводов?

Дефекты сварных швов и соединений


Металлоконструкции, сваренные из металла, востребованы в разных сферах жизнедеятельности. Однако во время выполнения сварочных работ могут возникать разного рода дефекты сварных швов. Они сокращают возможный срок службы соединения и снижают уровень безопасности готового изделия.

Виды дефектов сварных швов

Все допуски по размерам шва регламентированы требованиями ГОСТа для каждого из видов сварки. Любые отклонения показаний от утвержденных нормативов принято считать дефектами. Они могут быть последствием ошибок в процессе как подготовки, так и выполнения сварочных работ.

Большинство изъянов сварочного соединения отрицательно сказываются на его прочностных характеристиках. Все дефекты делятся на три группы:

    наружные. Основными показателями являются неправильная форма стыка, трещины, наплывы, кратеры, подрезы шва, прожоги и прочие визуальные признаки, которые можно обнаружить на поверхности. Они видны при тщательном визуальном осмотре и только некоторые можно заметить с первого взгляда;

Любые дефекты являются основанием для выбраковки работы и должны быть устранены. Это правило особенно актуально для металлоконструкций несущего плана – каркасов, рам, обрешеток и т.п. Они должны быть сварены безупречно, чтобы выдерживать предполагаемые нагрузки. В противном случае конструкции могут служить источником опасности для окружающих.

Классификация дефектов сварных соединений

Далеко не в каждом случае получается добиться идеального качества сварного соединения. При желании можно найти отклонения от установленных требований. Полностью классификация сварных соединений изложена в пунктах ГОСТа 30242-97. Документ содержит информацию обо всех возможных изъянах. Из них можно выделить часть, которые чаще других встречаются при контрольном осмотре соединительных стыков.

Наибольшее негативное влияние на качество сварного шва оказывают трещины. Потенциально они наиболее опасны, поскольку могут стать причиной быстрого разрушения всей конструкции, что в свою очередь может привести к трагедии.

Появляются трещины по разным причинам:

  • стыки расположены неправильно;
  • место сварки было резко охлаждено;
  • неправильно подобраны расходные материалы;
  • металл кристаллизировался вследствие избыточно высокой температуры.

По способу образования трещины могут быть продольными, поперечными или радиальными, а по размеру принято различать макро- и микротрещины. Вне зависимости от вида, причин и способа образования трещина является недопустимым дефектом.

Для улучшения качества и увеличения скорости работ, вы всегда можете воcпользоваться нашими верстаками собственного производства от компании VTM.

Визуально изъян представляет собой продольное углубление с наружной части шва. Из-за подреза уменьшается сечение шва и образуется внутреннее напряжение соединения. Прочность такого шва вызывает большие сомнения. Основная причина образования дефекта – завышенный показатель сварочного тока. Чаще всего подрезы характерны для горизонтальных швов.

Избыточный расплав натекает на поверхность заготовки, остывает и образует ложный валик. Это наплыв, не имеющий прочного сплавления с рабочей поверхностью. Чаще всего дефект образуется при горизонтальной сварке стыковых или угловых швов. Причиной их образования является недостаточный прогрев основного металла, из-за избытка присадочного материала или окалин на кромках стыкуемых поверхностей.

Изъян представляет собой сквозное отверстие, которое образуется из-за вытекания металла из сварочной ванны. Как правило, из обратной стороны образуется наплыв. Провоцирует прожог слишком медленное перемещение электрода по линии стыка, слишком большой ток, недостаточная толщина прокладки или же неплотное ее прилегание, большой зазор между деталями.

Если между швов и основным металлом есть участки, где видно несплавление между ними, то это непровар. То есть, основной металл не прогрелся как следует, чтобы образовать с расплавом единое целое. Такой дефект сильно понижает прочностные характеристики соединения и все конструкции в целом. Причиной непровара может быть слишком высокая скорость перемещения электрода, плохая предварительная подготовка кромок, присутствие окалины, ржавчины и прочих загрязнений на поверхности соединяемых заготовок.

Небольшие углубления в сварном валике образуются в результате разрыва сварочной дуги. Изъяны приводят к уменьшению поперечного сечения стыка, что снижает степень его прочности. вторичная опасность кратера заключается в том, что его дно может иметь дополнительные рыхлые включения, приводящие к появлению трещин.

Изъяны представляют собой поверхностные дефекты в виде полостей. Они снижает прочность стыка и дополнительно опасны тем, что могут провоцировать образование трещин. Свищи характеризуются произвольной формой, могут образовываться как на внешней стороне, так и на внутренней.

Поры в сварном шве

В процессе сварки могут образовываться наполненные газами поры. Причиной их возникновения являются разные загрязнения на поверхности заготовки, высокая скорость перемещения электрода, слишком высокое содержание углерода в присадочном материале.

Качество шва значительно снижается из-за посторонних включений – шлаковых, флюсовых, оксидных, вольфрамовых и прочих. Основной причиной, которая их вызывает, является неправильно выбранный режим сварки.

Причины возникновения дефектов сварных швов

Любой дефект образуется вследствие определенного фактора. Существуют разные причины образования дефектов сварного шва:

  • во время работ применялись некачественные расходные материалы;
  • не соблюдалась технология выполнения сварочных работ;
  • низкого качества металл, используемый для создания сварной конструкции;
  • неисправность оборудования или некачественная его работа;
  • неправильно выбранный режим сварки;
  • допущены технологические ошибки из-за низкой квалификации специалиста.

Чтобы получить металлоконструкцию высокого качества, требуется строгое соблюдения технологических параметров и норм сваривания, привлекать к работе специалистов с достаточным уровнем квалификации.

Для выявления дефектов сварного шва применяются разные методы:

  • замеры стыков и визуальный осмотр;
  • проверка соединений на герметичность;
  • поиск дефекта с использованием специальных приборов;
  • лабораторные испытания образцов на прочность.

Визуальное определение качества сварного шва выполняется только после тщательной очистки его поверхности от шлака, устранения разных загрязнений и застывших брызг металла. Проверяются размеры, форма, наличие дефектов – прожогов, свищей, трещин, кратеров и прочих изъянов.

Благодаря испытаниям на герметичность удается определить наличие или отсутствие дефектов трубопроводов – пор, трещин, непроваров. На герметичность конструкции проверяются такими способами:

  • обдувание воздухом;
  • наполнение водой под давлением;
  • обработка керосином.

При обнаружении дефекта требуется дополнительная обработка с целью его устранения.

Способы устранения дефектов сварных соединений

Вне зависимости от задействованного оборудования – инвертор, классический аппарат, трансформатор и прочее – образование дефектов не исключено. Принято различать так называемые допустимые и недопустимые дефекты сварки. В зависимости от типа и сложности изъянов определяется пригодность готового изделия к эксплуатации.

Не допущенные к использованию конструкции направляются на доработку. Каким способом будет устраняться дефект, зависит от типа изъяна:

  • прожог заваривается после тщательной зачистки сварного соединения;
  • подрезу устраняются путем наложения тонкого наплава по всей длине их образования;
  • участок с трещиной рассверливается, тело шва вырубается, поверхность зачищается и обезжиривается. После этого углубление заваривается;
  • непровары вырезаются и повторно завариваются;
  • свищи и кратеры устраняются по одной схеме. Прежде всего все вырезается до основного металла. После этого стык варится по-новому;
  • наплывы следует аккуратно срезать, проверив при этом есть ли непровары;
  • деформированные участки выравниваются прогревом или же механическим путем;
  • любой из дефектов, подразумевающий наличие посторонних включений, устраняется путем вырезания шва (участка) и наложением нового.

В случае, когда в процессе контроля обнаруживаются дефекты технологического характера соединений труб, то исправление выполняется одним из методов:

  • механическим путем без сваривания;
  • механическим путем в сочетании с завариванием дефектного участка;
  • вырезание участка трубопровода, содержащего технологический дефект;
  • шов полностью удаляется и стык проваривается по-новому.

Прочность и герметичность сетей газоснабжения восстанавливается дуговой сваркой. Применение газосварочных установок не допускается.

Само собой разумеется, что любые дефекты сварного соединения увеличивают риск разрушения конструкции. Чтобы такую вероятность свести к минимуму, следует внимательно проверять качество сварных соединений. Весь процесс выполняется поэтапно:

  • предварительный. Проверяется качество металла и расходных материалов;
  • контроль в процессе выполнения сварочных работ. Постоянно проверяется режим сварки, работа оборудования, осматриваются и измеряются швы. В случаях, когда обнаруживаются отклонения от стандартов, дефекты сразу исправляются;

Применяемые сегодня методы контроля делятся на две группы – неразрушающие и разрушающие. Для выявления дефектов готовых конструкций применяются, как правило, неразрушающие методы контроля:

  • визуальный осмотр;
  • проверка ультразвуком (дефектоскопия);
  • контроль при помощи магнитного поля;
  • дефектоскопия цветная;
  • дефектоскопия радиационная;
  • дефектоскопия капиллярная;
  • контроль на проницаемость;
  • другие методы.

Разрушающий контроль используется в отношении отобранных для этого образцов. Он позволяет установить параметры прочности сварного шва и зоны термического влияния. В контроле задействованы химические, механические и металлографические методы проверки.

Читайте также: