На рисунке представлен спектр излучения сварочной дуги при работе сварщикам

Обновлено: 16.05.2024

Сопротивление проводника можно вычислить по формуле R=pl/S , где ρ – удельное сопротивление проводника; l – длина проводника; S – площадь поперечного сечения проводника. Отсюда видно, что чем выше отношение l/S, тем выше сопротивление (при неизменности материала). В таблице даны 4 проводника из меди и железа, причем отличаются они показателями l/S. В первом случае это величина 10:1,5 = 6,67, а во втором – 20:1,2=16,67. То есть, достаточно рассмотреть варианты 3 и 4, получим:

3) ρ = 0,017 Ом∙мм2/м; l=20; S=1,2; Ом;

4) ρ = 0,1 Ом∙мм2/м; l=20; S=1,2; Ом;

Получаем, сопротивление проводника из железа выше. Ответ: 4.

2.В отсутствие тока в проводнике 1, расположенном перпендикулярно плоскости чертежа, магнитная стрелка располагалась в плоскости чертежа так, как показано на рисунке. Если по проводнику пропустить ток, то магнитная стрелка, возможно,

Известно, что вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Направление силовых линий этого поля можно найти по правилу буравчика. Однако и так ясно, что при одном направлении тока магнитные линии поля будут направлены по часовой стрелке, а при другом направлении тока – против часовой стрелки. Это означает, что в одном случае стрелка магнитного компаса не изменит своего направления (так как она будет сонаправлена линиям магнитного поля), а в другом случае повернется на 180°.

3.Что произойдёт с осадкой корабля при переходе его из моря с солёной водой в реку с пресной водой?
Решение.
Ответ: осадка увеличится.

Обоснование: при переходе из моря в реку выталкивающая сила, действующая на корабль, не изменяется. Выталкивающая сила прямо пропорциональна произведению плотности жидкости на объём погружённой части тела (корабля).Так как плотность пресной воды меньше, то объём погружённой части корабля (осадка) должен стать больше.

Задание 4. Красный луч прожектора переходит из воздуха в воду. На границе воздух — вода луч частично отражается, частично преломляется. Как меняются частота и амплитуда преломленной световой волны относительно падающей волны?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Известно, что при переходе из одной среды в другую частота падающего и преломленного лучей одинакова. Амплитуда световой волны в более плотной среде будет меньше, так как в ней «сложнее» осуществлять колебания, а значит, меньше и разброс значений между пиками колебательного процесса.

Задание 5. На рисунке представлены графики зависимости температуры t двух брусков одинаковой массы от количества теплоты Q, полученного от нагревателя.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Удельная теплоёмкость вещества первого бруска больше, чем второго.

2) Удельная теплоёмкость вещества первого бруска меньше, чем второго.

3) Первый брусок нагревался в два раза медленнее.

4) Второй брусок получил в 2 раза меньше энергии.

5) В процессе нагревания температура первого бруска изменилась на 40 °С.

1)-2) Чем больше удельная теплоемкость тела, тем большее количество теплоты нужно ему сообщить для нагревания. Так как тело 1 нагревалось быстрее, чем тело 2, то удельная теплоемкость первого бруска меньше, чем у второго. Верный вариант под номером 2.

3) Первый брусок нагрелся на 60-20=40 градусов, а второй за то же время на 40-20=20 градусов, то есть, первый нагревался в 2 раза быстрее, чем второй.

4) Оба бруска получали одно и то же количество теплоты.

Задание 6. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников.

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную скорость.

2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют максимальную кинетическую энергию.

3) Оба маятника совершают затухающие колебания.

4) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника возрастает.

5) Периоды колебаний маятников совпадают.

1) Точка Д – это точка максимального отклонения маятника от положения равновесия. В таких точках скорость маятника равна нулю.

2) В точке Б оба маятника проходят точку равновесия. В этой точке их скорости максимальны, а значит, максимальны и их кинетические энергии.

3) Из графика видно, что амплитуды колебаний маятников не меняются, следовательно, они совершают незатухающие колебания.

4) В точке А скорость маятника 2 меньше, чем в точке Б, следовательно, при движении из точки А в точку Б его кинетическая энергия возрастает.

5) Периоды колебаний маятников различны.

Задание 7. Укажите предел измерения и цену деления измерительного цилиндра, представленного на рисунке.
1) 80 мл; 20 мл

Цена деления мензурки равна 20:5 = 4 мл, а предел измерения – 80 мл.

Задание 8. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.

1. Схема экспериментальной установки:

3. Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединённых резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.

Указание. Измерение напряжений считается верным, если значение U попадает в интервал ±0,2 (В) к указанным в таблице значениям.

Задание 9. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют.

А) Мы видим глазом предметы благодаря отражению от них лучей света.

Б) Атмосфера земли имеет различные показатели преломления на разных высотах. Поэтому, когда свет проходит через земную атмосферу он преломляется, тем самым искривляя свой ход.

Задание 10. Возникновение солнечного загара на коже человека связано преимущественно с воздействием

4) инфракрасных лучей

Ультрафиолетовый спектр разделяют на ультрафиолет-А (УФ-А) с длиной волны 315-400 нм, ультрафиолет-В (УФ-В) — 280-315 нм и ультрафиолет-С (УФ-С) — 100-280 нм, которые отличаются по проникающей способности и биологическому воздействию на организм. Коротковолновая часть ультрафиолета, излучаемого Солнцем, не достигает поверхности Земли. Из-за наличия озонового слоя в атмосфере Земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм.

Под действием ультрафиолета в коже человека вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар. Спектральный максимум пигментации соответствует длине волны 340 нм.

Задание 11. Термин «световое голодание» связывают

1) с коротким световым днём в зимнее время года

2) с длительной полярной ночью вблизи географического полюса

3) с отсутствием инфракрасного излучения с длиной волны более 800 нм

4) с отсутствием ультрафиолетового излучения с длиной волны более 290 нм

Решение.
Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление «ультрафиолетовой недостаточности» — авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при значительном отсутствии естественной ультрафиолетовой радиации (так называемое «световое голодание»).
Ответ: 4.

Задание 12. На рисунке представлен спектр излучения сварочной дуги. При работе сварщикам необходимо пользоваться средствами защиты для глаз и кожи. Какое излучение представляет при этом наибольшую опасность? Ответ поясните.

1. Ультрафиолетовое излучение (особенно коротковолновая часть ультрафиолета).

2. Большая часть излучения дуги приходится на ультрафиолет. Его спектр включает все три 3 составляющие: короткий, средневолновый и длинный ультрафиолет. С длинным ультрафиолетом живые организмы на земле научились сосуществовать. От опасного коротковолнового (и частично средневолнового) ультрафиолетового космического излучения нас спасает озоновый слой. При сварке от опасного ультрафиолета могут спасти только правильно подобранные средства защиты.

Задачи простые, важно понять и запомнить формулу:
Если участков пути было два, тогда
Если три, то соответственно:

Задание 13. Велосипедист ехал из одного города в другой. Половину пути он проехал со скоростью 12 км/ч. Далее половину оставшегося времени он проехал со скоростью 6 км/ч, а затем до конца пути шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.

14. Мальчик проехал первую половину пути на велосипеде со скоростью v1 = 6 км/ч. Далее половину оставшегося времени он ехал со скоростью v2 = 12 км/ч, а затем до конца пути шел пешком со скоростью v3 = 4 км/ч. Определите среднюю скорость движения мальчика на всем пути, считая движение прямолинейным

15. Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?

16.Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость на всем пути, нужно весь путь разделить на все время движения. Пусть t часов – полное время движения автомобиля, тогда средняя скорость равна:
70 км/ч.

№1: Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74
км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю
скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

№2: Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 17 км/ч.
Обратно он летел на спортивном самолете со скоростью 323 км/ч. Найдите
среднюю скорость путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в
км/ч.

№3:
Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 20 км/ч. Обратно он
летел на спортивном самолете со скоростью 480 км/ч. Найдите среднюю скорость
путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

№4 Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, вторую треть –
со скоростью 60 км/ч, а последнюю – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю
скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

№ 5. Первый час автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, следующие два часа – со скоростью 90 км/ч, а затем два часа – со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю
скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

17.Тело массой 100 кг поднимают с помощью троса на высоту 25 м в первом случае равномерно, а во втором — с ускорением 2 м/с2. Найдите отношение работы силы упругости троса при равноускоренном движении груза к работе силы упругости при равномерном подъёме.

18.Кусок свинца, имеющий температуру 27 °С, начинают нагревать на плитке постоянной мощности. Через 10 минут от начала нагревания свинец нагрелся до температуры плавления. Сколько ещё времени потребуется для плавления свинца?

19. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С.

20. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 7 кг меди, имеющей начальную температуру 585 °С.

Краткое описание документа:

В данной презентации представлены задания ОГЭ по физике за 2020 год. Разбор 20 заданий из разных вариантов. Эта презентация будет интересна учащимся при подготовке к ОГЭ. В презентации представлены задания разных типов. Задачи по термодинамике, задачи по механике, оптике, электричеству, а также задачи с графиками.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

На рисунке представлен спектр излучения сварочной дуги при работе сварщикам

Тип 0 № 19428

Невидимый свет

Ещё во времена античности было известно, что солнечные лучи несут не только свет, но и тепло. В 1800 году английский учёный У. Гершель, двигая чувствительный термометр вдоль солнечного спектра, обнаружил нагревание термометра в области, находящейся за границей красной части спектра и невидимой для глаза. Так было открыто инфракрасное излучение.

В 1801 г. немецкий физик И. Риттер исследовал химическое воздействие излучения различных участков солнечного спектра с помощью хлорида серебра (оно чернеет под действием света). Учёный обнаружил, что потемнение хлорида серебра постепенно возрастает при переходе от красной к фиолетовой части спектра и достигает максимума за фиолетовой областью, там, где глаз не воспринимает никаких лучей. Так было открыто ультрафиолетовое излучение.

Ультрафиолетовый спектр разделяют на ультрафиолет-А (УФ-A) с длиной волны 315390 нм, ультрафиолет-В (УФ-B) 280315 нм и ультрафиолет-С (УФ-С) 100280 нм, которые отличаются по проникающей способности и биологическому воздействию на организм. Коротковолновая часть ультрафиолета, излучаемого Солнцем (ультрафиолет-С), не достигает поверхности Земли. Из-за наличия озонового слоя в атмосфере Земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм.

Под действием ультрафиолета в коже человека вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар. Максимально интенсивно загар формируется при длине волны 340 нм.

Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление «ультрафиолетовой недостаточности» авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при значительном недостатке естественной ультрафиолетовой радиации (так называемое «световое голодание»).

Однако нельзя забывать, что положительное действие ультрафиолетовых лучей на организм человека проявляется только при определённых дозах солнечной радиации, особенно её коротковолновой части, с действием которой человек сталкивается, находясь, например, на высокогорных курортах. Передозировка может нанести непоправимый вред вызвать серьёзные расстройства нервной, сердечнососудистой и других жизненно важных систем организма.

Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

Возникновение солнечного загара на коже человека связано преимущественно с воздействием ультрафиолета-A.

Термин «световое голодание» связывают с отсутствием ультрафиолетового излучения с длиной волны более 290 нм.

Ультрафиолет имеет частоту, меньшую частоты видимого света.

Ультрафиолет вреден для организма человека.

Потемнение хлорида серебра в опытах И. Риттера постепенно возрастает при переходе от фиолетовой части спектра к красной части спектра.

На рисунке представлен спектр излучения сварочной дуги.


При работе сварщикам необходимо пользоваться средствами защиты для глаз и кожи.

Какое излучение представляет при этом наибольшую опасность? Ответ поясните.

На рис. 2а схематически представлено образование линий характеристического спектра при выбивании электронов с нижних орбиталей. Для выбивании электрона с какой орбитали (K, L или M) необходима наибольшая энергия?

Рентгеновское излучение

Рентгеновские лучи (первоначально названные Х-лучами) были открыты в 1895 г. немецким физиком Рентгеном. Открыв Х-лучи, Рентген тщательными опытами выяснил условия их образования. Он установил, что эти лучи возникают при торможении на веществе быстро летящих электронов. Исходя из этого обстоятельства, Рентген сконструировал и построил специальную трубку, удобную для получения рентгеновских лучей (см. рис. 1).

Рентгеновские трубки представляют собой стеклянные вакуумные баллоны с расположенными внутри электродами. Разность потенциалов на электродах нужна очень высокая — до сотен киловольт. На вольфрамовом катоде, подогреваемом током, происходит термоэлектронная эмиссия, то есть с него испускаются электроны, которые, ускоряясь электрическим полем, «бомбардируют» анод. В результате взаимодействия быстрых электронов с атомами анода рождаются фотоны рентгеновского диапазона.

Было установлено, что чем меньше длина волны рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентген назвал лучи с высокой проникающей способностью (слабо поглощающиеся веществом) жёсткими.

Различают тормозное и характеристическое рентгеновское излучение. Электроны могут, встречаясь с анодом, тормозиться, то есть терять энергию в электрических полях его атомов. Эта энергия излучается в виде рентгеновских фотонов. Такое излучение называется тормозным. Тормозное излучение содержит фотоны разных частот и, соответственно, длин волн. Поэтому спектр его является сплошным (непрерывным). Энергия излучаемого фотона не может превышать кинетическую энергию порождающего его электрона. Кинетическая же энергия электронов зависит от приложенной к электродам разности потенциалов.

Механизм получения характеристического излучения следующий. Быстрый электрон может проникнуть внутрь атома и выбить какой-либо электрон с одной из нижних орбиталей, то есть передать ему энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера. Образовавшаяся в результате выбивания вакансия заполняется электроном с одного из вышележащих уровней. Занимая более низкий уровень, электрон излучает излишек энергии в форме кванта характеристического рентгеновского излучения. Наиболее быстрые электроны могут выбить электрон с K-оболочки, менее быстрые — с L-оболочки и т.д. (рис. 2а).

Электронная структура атома — это дискретный набор возможных энергетических состояний электронов. Поэтому рентгеновские фотоны, излучаемые в процессе замещения электронных вакансий, также могут иметь только строго определённые значения энергии, соответствующие разности уровней. Вследствие этого характеристическое рентгеновское излучение обладает спектром не сплошного, а линейчатого вида. Такой спектр позволяет характеризовать вещество анода — отсюда и название этих лучей. На рис. 2б показан характеристический спектр на фоне тормозного спектра.

Проверочная работа «Спектры»

Проверочная работа «Спектры»

1. На рисунке показаны спектры поглощения трёх смесей неизвестных газов (Х, Y и Z), а также спектры излучения известных газов 1 и 2. Какая из смесей содержит газ 1? В качестве ответа запишите букву, обозначающую смесь газов.

На рисунке представлены линейчатые спектры. Главное свойство линейчатого спектра состоит в том, линии какого-либо вещества на спектре зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов. Из рисунка видно, что на спектре газовой смеси Z присутствуют линии, которые есть на спектре газа 1. Этот факт говорит в пользу того, что смесь газа Z содержит газ 1.

2. На рисунке показаны спектры поглощения трёх смесей неизвестных газов (Х, Y и Z), а также спектры излучения известных газов 1 и 2. Какая из смесей не содержит газ 2? В качестве ответа запишите букву, обозначающую смесь газов.

На рисунке представлены линейчатые спектры. Главное свойство линейчатого спектра состоит в том, линии какого-либо вещества на спектре зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов. Из рисунка видно, что на спектре газовой смеси X отсутствуют линии, которые есть на спектре газа 2. Этот факт говорит в пользу того, что смесь газа X не содержит газ 2.

3. На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения атомарных паров стронция, неизвестного образца и кальция.

На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь неизвестного газа содержит

1) только газы А и В

2) газы А, В и другие

3) газ А и другой неизвестный газ

4) газ В и другой неизвестный газ

4. На рисунках А, Б и В приведены спектры излучения атомарных газов А и В и газовой смеси Б.

На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь газа содержит

5. На рисунке приведены спектры поглощения атомарных паров неизвестного вещества и трех известных элементов. По виду спектров можно утверждать, что неизвестное вещество содержит в заметном количестве атомы

1) только стронция (Sr) и кальция (Са)

2) только натрия (Na) и стронция (Sr)

3) только стронция (Sr), кальция (Са) и натрия (Na)

4) стронция (Sr), кальция (Са), натрия (Na) и других элементов

Читайте также: