Намотка тороидального сварочного трансформатора

Обновлено: 27.09.2024

Почему «мультисварочный»? Потому что у этого сварочного трансформатора (СТ) много важных дополнительных функций. Если в традиционном «сварочнике», который имеет магнитопровод, собранный из П- и Ш-образных пластин, подчас некуда втиснуть хотя бы один-два вспомогательных витка, то в предлагаемой бубликообразной конструкции свободного места оказалось предостаточно.

В итоге он способен и на переменном/постоянном токе варить «пятеркой», и аккумуляторы заряжать, и металл плавить, питать безопасным напряжением электровыжигатели в кружках «Умелые руки», а также выполнять массу других дел. Впору даже вопрос ставить по-другому: а какую еще обмотку и для каких целей желает дополнительно иметь пользователь такого СТ?!

Действительно, за сердечником «сварочника», который имеет вид «бублика», называемого в математике и технике тором, большое будущее. Понимая это, но не имея в своем распоряжении специальных тороидальных магнитопроводов промышленного изготовления, предназначенных исключительно для трансформаторов, самодельщики вынуждены приспосабливать для своих СТ цилиндрические эрзацы от статоров старых электродвигателей мощностью 1-1,5 кВт. Для этого корпуса электромоторов обычно просто разбивают, уложенные в пазах обмотки за ненадобностью выбрасывают, выступы полюсов вырубают И все лишь для того, чтобы на получающиеся заготовки (скорее, напоминающие не бублики, а излишне тяжелые кособокие, бездонные бочки) наматывать толщу меди для достижения «суперцели» - варить сталь «пятеркой»!

Убежден: не надо корежить электродвигатели, даже если они пришли в негодность - рачительный хозяин всегда сможет и сгоревшие обмотки заново перемотать, и подизносившиеся подшипники заменить. Восстановленный двигатель способен еще на многое.

А для предлагаемого мной тороидального магнитопровода достаточно 5 - 6 кг лома трансформаторной стали. Более того, в качестве исходного материала здесь можно довольствоваться даже таким же количеством кровельного железа (отожженного).

Технология изготовления магнитопровода из такого сырья довольно проста (рис. 1). Весь лом плоской трансформаторной стали разрезается ножницами на полосы примерно одинаковой ширины.

Рис. 1. Формирование тороидального магннтопровода:
1 - основание формы; 2 - внешний цилиндр-опалубка («венчик» шестерни для запуска стартером автомобиля ГАЗ-53); 3 - внутренний цилиндр-опалубка (60-мм отрезок стальной трубы 100x6, слегка проточенный, обёрнутый двумя-тремя слоями бумаги); 4 - исходная масса (пластинки шириной 60-70 мм, нарезанные из лома от Ш- и П-образных пластин трансформаторной стали, покрытые быстросохнущим клеем типа конторского, гуммиарабиком или масляной краской и уложенные вперекрышку, с последующей забивкой пустот кровельными отходами)

Практика показывает, что чаще всего приходится иметь дело с прямоугольниками шириной 60-70 мм или чуть меньшими аналогами, нарезаемыми из П- и Ш-образных пластин. В дело идут и все «железотрансформаторные», а также кровельные отходы. После смазывания с обеих сторон каким-нибудь быстросохнущим клеем типа канцелярского («жидкое» стекло), гуммиарабика или даже дешевой масляной краской их плотно укладывают с небольшим перекрытием в опалубку (как при заливке полой бетонной колонны) из подручных материалов.

В авторской технологии внутренним цилиндром опалубки (рис.1) служит 60-мм отрезок стальной трубы 100x6 мм. Внутри его необходимо проточить слегка на конус и обернуть (чтобы впоследствии легче вынимать из «отлитого» магнитопровода) двумя-тремя слоями бумажной полосы. А в качестве внешнего используется съёмный «венчик» шестерни (внутренний диаметр порядка 250 мм) - от системы запуска стартером автомобиля ГАЗ-53.

Разумеется, можно применять для опалубки и другие подходящие заготовки, способные выдерживать механические напряжения, возникающие при «отливке» тороидального магнитопровода. А они - немалые, особенно когда во все щелевые отверстия приходится молотком забивать мелкие пластины (желательно, чтобы те соответствовали ширине набора).

Как только клей высохнет, тороидальный сердечник можно считать практически готовым. Правда, на него еще необходимо сделать односторонне закругленные полукольца-«полубублики» из изоляционного материала. Хотя бы из фанеры - для лучшей укладки будущих обмоток и исключения замыканий на острые ребра магнитопровода.

Этому же станет способствовать и предварительное обертывание тора двумя-тремя слоями киперной ленты, стеклоткани или тканевой полосы, пропитанной олифой.

Теперь об обмотках «сварочника». Наука утверждает, а практика со всей очевидностью доказывает, что трансформатор работает в наивыгоднейшем для него режиме, если в его обмотках через 1 мм2 поперечного сечения медного провода проходит ток, равный 5 А. При экстремальных условиях этот показатель может увеличиваться до 13 А, но при этом провода сильно нагреваются и перегорают.

Для сварки даже 3-мм электродом требуется ток не менее 80 А. Значит, и сечение жил медного кабеля или силовой (сварочной) шины должно ему соответствовать. Взятое с солидным запасом, оно для добротного самодельного сварочного трансформатора обычно находится в пределах от 25 до 35 мм2.

Отталкиваясь от уже упомянутых «минимальных сварочных» 80 А и учитывая широко практикуемое соотношение витков сетевой и силовой обмотки примерно 5:1, находим: ток сетевой обмотки должен быть не менее 16 А. Отсюда следует, что для монтажа сетевой обмотки надо брать медный провод сечением не менее 3,2 мм2. Однако наилучший, пожалуй, вариант - ПЭВ2 диаметром 2-2,5 мм.

Принято считать (и это подтверждается практикой), что при «литом» магнитопроводе, имеющем площадь сечения по трансформаторной стали, равную 40 см2, каждый виток обмотки будет соответствовать напряжению в 1 В. Учитывая возможную нестабильность электропитания, сетевую обмотку следует сделать с запасом.

Ориентир - 250 витков. При этом после 190-го желательно предусмотреть (не разрезая провода!) через каждые десять витков отводы. Конечно же, переключатель для них должен быть достаточно надёжным, с обеспечением хорошего электрического контакта во избежание больших потерь энергии и сильного нагрева во время работы СТ.

Вообще-то намотка сетевой обмотки - операция довольно трудная. Выполнять её приходится с помощью длинных деревянных челноков (рис. 2). Все делать аккуратно, не допуская перехлестывания витков, образования узелков и повреждения слоя изоляционного лака на проводе.

В противном случае можно ожидать появления межвитковых замыканий и перегрева трансформатора.

Рис. 2. Укладка витков сетевой обмотки «сварочника» (междуслойные изолирующие прокладки условно не показаны):
1 - тороидальный магнитопровод; 2 - односторонне закруглённое полукольц-«полубублик» из изоляционного материала (2 шт.); 3 - крепёжная изолирующая прокладка (2-3 слоя киперной ленты, стеклоткани или тканевой полосы, пропитанной олифой); 4 - провод сетевой обмотки (ПЭВ2, диаметром 2-2,5); 5 - деревянный челнок

Если расположить сердечник на двух опорах с мягким покрытием (подкладкой), исключающим повреждения изоляции провода при намотке СТ, то вся работа займет около двух часов. Закончить ее желательно «за один проход», чтобы обмотка не ослаблялась и получалась максимально плотной, с изолирующими прокладками между слоями.

После того, как сетевая будет намотана, неплохо проверить ее на холостом ходу. Если даже за продолжительное время работы магнитопровод с обмоткой станет лишь едва теплым, то все в порядке. Значительное нагревание - свидетельство того, что либо витков мало, либо имеет место межвитковое замыкание (а то и пробой обмотки на корпус!).

На двух-трёхслойную изоляцию сетевой обмотки должна быть уложена вторичная - сварочная, или силовая. А это - от 40 до 80 витков медной шины или многожильного кабеля. Последний предпочтительней по следующим причинам: из него можно сразу сделать сварочные рукава; существенно облегчается намотка; увеличивается срок службы сварочной обмотки с одновременным упрощением условий эксплуатации, что особенно важно при экспериментировании с таким СТ Кроме того, упрощается подсоединение выпрямителя и появляется возможность эффективного регулирования сварочного тока и напряжения путём выполнения элементарной операции - подмотки или отматывания витков кабеля.

Для самодельных не слишком мощных сварочных аппаратов желателен следующий график работы: минута - на сварку, две - на технологический перерыв для охлаждения СТ. Хороший результат дает применение небольших вентиляторов. Вероятно, еще большего можно достичь при использовании для охлаждения «сварочника» простейших теплоизлучающих радиаторов, а также минеральных масел, способных улучшить и изоляцию обмоток СТ.

Добротный сварочный трансформатор должен иметь крутопадающую характеристику. Добиться этого можно, разделив обмотку на две равные части. На одной стороне сердечника наматываются половина сетевой и половина силовой обмотки, а на другой - остальное (и чтобы впоследствии не путаться - в той же последовательности).

Нелишне, видимо, напомнить, что трансформатор - аппарат взаимообратимый: если к любой обмотке подключить переменное напряжение, на которое она рассчитана, то на других появляются те для которых они и предназначены. Кстати, аналогично поступают многие радиолюбители при определении обмоток в неизвестном трансформаторе.

Учитывая вышесказанное, совсем не обязательно сетевую (первичную) обмотку ТС наматывать первой, а уже поверх нее - сварочную (вторичную). Очередность намотки, как и их порядковые номера, лишь условие для более быстрой и привычной ориентации в принципиальной электрической схеме «сварочника». Поэтому если, скажем, надо намотать одну из обмоток достаточно жёсткой шиной, при укладывании которой придется прибегать к киянке, то, конечно же, такую «медь» удобнее располагать первой на сердечнике, дабы не повредить более податливые и уязвимые провода остальных обмоток.

И еще. Если на какую-то обмотку имеется достаточно провода, а для другой обмотки его очень мало, то сначала приступайте к той, где ваши возможности ограничены. Потому что при явной нехватке кабеля или шины на силовую (сварочную) обмотку, но при наличии мощных диодов- полупроводниковых вентилей становится выгодным отказаться от сварки на переменном токе в пользу постоянного (рис.

3). В этом случае напряжение от СТ, а следовательно, и число витков в сварочной обмотке достаточно иметь минимальные. Если шина - с поврежденной изоляцией, то рекомендуется ее сперва отжечь с охлаждением в воде (медь станет мягкой), заизолировать шеллаком и стеклотканью и лишь после этого приступать к наматыванию на магнитопровод.

Рис 3. Схемное решение сварочного выпрямителя с регулятором тока для самодельного мультисварочного трансформатора (R1 - спираль из нихромовой проволоки диаметром 3—5 мм с передвигаемым ножеобразным контактом)

Нередко у самодельщиков возникают затруднения с подключением силового кабеля к свариваемому изделию: то контакт плохой, то «прихватиться» не к чему. Помочь в таких ситуациях могут два варианта приспособлений (рис.4): магнитный контакт и зажим типа «крокодил». Обе самоделки предельно просты в изготовлении, быстро и удобно крепятся.

При отсутствии должного контакта достаточно их немного потереть о деталь.

Рис. 4. Варианты приспособлений для контакта «земля» - магнитный (а) и зажим типа «крокодил» (б):
1 - сварочный кабель; 2 - ручка; 3 - стальная накладка; 4 - кольцевой магнит-«прилипала»; 5- винт (количество и расположение - по месту установки); 6 - половина самодельной «зубастой челюсти» прищепки (из отрезка стальной трубы подходящего типоразмера, 2 шт.); 7 - стальная ось, расклёпанная с двух сторон; 8 - пружина.

Неплохо также оснастить сетевую обмотку СТ стандартным автоматом АП, рассчитанным не менее чем на 30 А, - с его помощью удобно отключать трансформатор в паузах между сваркой. Это значительно сэкономит электричество, создаст благоприятные условия для своевременного охлаждения аппарата, сделает работу более безопасной.

Ну а наличие мощного выпрямителя (рис.3) позволит, как уже отмечалось, использовать получившийся агрегат при зарядке аккумуляторов или организации многопостового питания, например, низковольтных паяльников и электровыжигателей в школьных кружках «Умелые руки». Более того, такой агрегат поистине незаменим, например, при производстве гальванических работ на дому или запуске автомобиля в холодных условиях.

Очень интересным и перспективным является оснащение СТ дополнительной обмоткой, содержащей всего лишь один полный виток из отожжённой медной шины 5x50 мм или толстого многожильного медного кабеля диаметром около 20 мм (с концевиками из отрезков толстостенной медной трубы). Как показала практика, с помощью такой обмотки можно выполнять горячую свободную ковку, закалку и воронение, пайку и наплавку; гибку металлической полосы, трубы, толстого стального прута, «кругляка», хрупкой проволоки; литьё олова, цинка, свинца; отвинчивание «прикипевших» болтов, шпилек и гаек; точечную сварку, горячую посадку и ряд других операций.

Как же производить плавную регулировку тока? Да хотя бы упоминавшимся выше способом - корректировкой силовой (кабельной) обмотки. При сматывании части её с магнитопровода уменьшается напряжение с одновременным увеличением тока от СТ, зато ухудшаются, в частности, условия зажигания дуги.

И наоборот: домотка кабеля приводит к возрастанию трансформируемого напряжения с одновременным снижением силы тока, отдаваемого в нагрузку. Электродуга при этом лучше зажигается.

Или другой вариант, когда сварочный кабель подключают к изделию не напрямую, а через несколько витков провода с высоким сопротивлением (например, нихромовым). Сколько резистентных витков - столько и ступеней регулировки сварочного тока. Дуга зажигается во всех случаях почти одинаково.

Регулировку тока СТ можно осуществить с помощью комбинированной задвижки, выполненной из трансформаторной стали и цветного металла. В этом случае на магнитопроводе выполняется поперечный пропил.

Сантехники, автомобилисты, ремонтники и просто любители мастерить все своими руками, этот «сварочник» со столь универсальными свойствами - для вас.

Делаем тороидальный сварочный трансформатор

По всем характеристикам тороидальные трансформаторы превосходят П и Ш образные трансформаторы примерно в 1.5.. 2 раза. Также по весу торы в намного легче.

В связи с этим лучше делать тороидальный трансформатор для сварочных аппаратов.

Об изготовлении тороидального трансформатора в домашних условиях пойдет речь в нашей статье.

В наличии имелось железо от какого то трансформатора размерами 7 см х 65 см.

Подготовительные работы для сборки сварочного трансформатора

Берем пластины и обкатываем их круглым предметом, например бутылкой.

Подготовка пластин сварочного трансформатора

Сборка тороидального трансформатора

Берем одну пластину сворачиваем ее в кольцо и закрепляем саморезами. Это будет оправка для набора пластин.

Делаем оправку для пластин

Начинаем укладывать пластины начиная от края во внутрь. Так как внутренний диаметр самом начале большой, то сначала укладываем ровные пластины, не обкатанные бутылкой.

Укладка сварочного трансформатора

Набрав небольшое количество пластин, обязательно поджимаем их.

Обжим пластин

Примерно вот что должно получится. Так как внутренний диаметр кольца уменьшается, то далее применяем пластины, которые обкатывали бутылкой.

Результат обжима пластин тора

Первое кольцо магнитопровода тороидального трансформатора готово. Выглядит оно вот так.

Далее подготавливаем вторую оправку для второго кольца магнитопровода нашего трансформатора.

Вторая оправка для другого кольца магнитопровода тороидального трансформатора

Продолжаем укладывать пластины от края во внутрь. Процесс повторяется, делать нужно то же самое, что и для первого кольца.

Укладка пластин второго кольца трансформатора

Стремитесь укладывать пластины без зазорно, то есть стык в стык. Конечно в начале будет получаться хорошо, но в конце все равно не получится.

Вид второго кольца, пластины не обжаты

Не забываем обжимать пластины. Делаем это постоянно. От этого зависит качество сборки тора. Лишние зазоры нам ни к чему.

Обжим второго кольца

Вот собственно оба кольца. Фотка получилась не резкой.

Два кольца тороидального трансформатора

Далее обстукиваем торцы получившихся колец молотком.

Обстукиваем торцы молотком

Берем эпоксидный клей, разводим его растворителем.

Подготавливаем клей, для пропитки сердечника

Пропитываем клеем оба кольца магнитопровода. Клей не жалеем.

Пропитываем клеем кольца

Затем склеиваем оба кольца.

Склейка колец тора

Вот такой вот сердечник тороидального трансформатора у нас получился. Высота сердечника получилась 14 см и набор пластин 4 см. Площадь сердечника 56 см.кв. Учитывая небольшие зазоры, которые образовались при сборке, принимаем площадь сердечника 50 см.кв.

Теперь необходимо за изолировать сердечник. Для этого вырезаем из картона куги и накладываем на сердечник.

Вырезаем круги из картона

Далее берем тряпочную черную изоляционную ленту и обматываем сердечник.

Обматываем сердечник

Вот что получилось.

Готовый сердечник сварочного трансформатора

Обматываем еще раз сердечник молярным скотчем.

Обмотка молярным скотчем

Подготовленный сердечник

Все готово для намотки обмоток трансформатора. Провод для первичной обмотки наматываем на самодельный челнок, сделанный из куска ДСП.

Готовый сердечник тороидального трансформатора

Обматываем конец провода филенкой.

Обматываем конец провода филенкой

Начинаем мотать. Просовываем челнок через отверстие в торе и аккуратно прижимаем каждый виток, равномерно распределяя по поверхности сердечника.

Укладка провода на сердечник сварочного трансформатора

Намотав первый ряд обмотки, обматываем обмотку изоляционной лентой.

Изоляция обмоток

Далее мотаем второй ряд первичной обмотки, делая отводы для регулирования тока по первичной обмотке.

После того как первичная обмотка намотана, проверяем ток холостого тока трансформатора. Он должен быть в пределах от 0,2 А до 1,2 А.

На изображениях показаны замеры тока в в нормальном и форсированном режиме работы трансформатора. Цифровым мультиметром производился замер напряжения вторичной обмотки (для дальнейшего точного расчета количества витков вторичной обмотки), в качестве которой был намотан кусок провода из 4 витков.

Испытание сварочного трансформатора в нормальном режиме работы

Испытание тороидального трансформатора в форсированном режиме

Обматываем второй конец первичной обмотки филенкой и изолируем первичную обмотку.

Первичная обмотка готова и за изолирована

Далее мотаем вторичную обмотку точно так же как первичную, только без применения челнока.

Начинаем мотать вторичную обмотку нашего сварочного трансформатора

После намотки изолируем ее.

Вторичная обмотка готова

Далее вырезаем из текстолита или подобного материала два круга, сверлим отверстия под крепление обмоток.

Делаем подставку для трансформатора

В результате мы получаем вот такой вот сварочный трансформатор.

Сварочный трансформатор

Данный тороидальный трансформатор был установлен в сварочный полуавтомат. При интенсивном использовании сварочного полуавтомата, температура трансформатора не повышалась выше 60 градусов. Трансформатор работает тихо без потрескиваний и гула.

Вес данного экземпляра в собранном виде равен 16 кг.

Ответы на комментарии:

Изолированные провода

Пропитка сердечника эпоксидным клеем.

Пропитка сердечника трансформатора эпоксидным клеем

Расчет площади сердечника.

Расчет площади сердечника сварочного трансформатора

Площадь сердечника равна S=А*Б

Шпильки для тора

Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях.

Похожие записи

Расчет и намотка трансформатора сварочного полуавтомата

Диодный мост для сварочного полуавтомата

Вы молодец .я тоже по холоду трансы мотаю в квартире.схемы и технология толковые.

Геннадий спасибо за отзыв.

Цель данной статьи - показать, что сделать сварочный трансформатор не сложно, было бы желание.

У меня трансформаторное железо было покрыто местами ржавчиной. Ржавчину я удалил мет.щеткой, понятное дело до голого металла. Местами снялась пленка лака.

Подскажите есть необходимость покрывать каждую пластину лаком или другим изолирующим материалом. Я читал что замыкание пластин НЕЖЕЛАТЕЛЬНО.

Конечно замыкание пластин не желательно. Но если посмотреть на это с другой стороны, если взять железо для трансформатора от электродвигателя, то в нем пластины вообще ни как не за изолированы между собой. Мало того они еще и сварены сплошными швами для прочности. И такие трансформаторы как ни странно работают.

Собирайте трансформатор, потом после сборки пропитайте железо лаком или эпоксидной смолой, разбавленной растворителем. Не стоит покрывать каждую пластину.

При сборке просто нужно стараться укладывать пластины так, что бы они контачили открытыми участками меньшей площадью между собой.

P.S. Был у нас такой трансформатор (ржавый).. собрали и. работает.

Спасибо, будем пробовать.

Статья очень полезная. Спасибо. Я сейчас делаю такой же сварочный из пластин

трансформатора 8,5см х 65см х 0,35мм Если можно, мне нужны данные по размеру тора: внутренний диаметр, колличество слоев первичной обмотки , колличество слоев вторичной обмотки , сечение провода, как мотались обмотки с жесткой или крутопадающей характеристикой? Какое осталось окно внутри тора после его намотки и намотки изоляции? Я не могу определить минимальный внутренний размер тора достаточный для того чтобы уложить обмотки. Размер намотанного мной пробного тора 21см х 15см х 8,5см его вес чистого железа около 12кг. Не могу решить делать в два тора один на один или мотать ширину тора 6см вес добавиться многократно, поэто-му мне нужно знать минимальное внутренее окно тора чтобы потом поместить обмотки.

Александр

Внутренний диаметр тора 12 см, наружный 20 см, высота (общая) 14 см.

Первичная обмотка была намотана в 2 слоя, проводом из меди диаметр = 2.7 мм.= 5.7 мм.кв. и имела 220 витков.

Вторичная обмотка была намотана в 2 слоя, проводом из меди диаметр = 6 мм.= 28 мм.кв. и имела 30 витков.

Моталась сначала первичная обмотка, распределенная равномерно по тору, по верх неё вторичная, тоже равномерно распределенная.

В принципе, тороидальные трансформаторы имеют жесткую характеристику, при условии, что обмотки распределены равномерно. Но так как вторичная обмотка моталась по верх первичной, то соответственно ее активное сопротивление увеличено, что ведет к уменьшению тока КЗ, тем самым говорит нам, что трансформатор имеет падающую характеристику.

Трансформатор мотался как говорится на скорую руку (не старались укладывать), внутренний диаметр после сборки был равен примерно 3. 5 см.

Имея в наличии провод для первичной и вторичной обмоток и зная расчетное количество витков, в принципе не трудно подсчитать, какой необходим внутренний диаметр сердечника для конкретного случая.

Спасибо за ответ. У меня уже все готово. Завтра приступаю к изготовлению. Еще раз спасибо за предоставленную информацию.

когда-то на работе тоже мотал торы. железо брал с ТСВП. далее две обоймы от подшипников. одна достаточно большая, другая маленькая. между ними укладывал железо. как набрал, потом нарезал небольшие куски из железа по высоте тора и по ширине 5-10 см. и забивал пробелы в торе, тем самым уплотняя его.

постепенно сдвигая верхнюю обойму а потом и внутреннюю, фиксировал внешнее а потом и внутреннее кольца железа фосфористой медью (с понижающего транса брал 5-15 вольт(уже не помню) и через графитовые стержни плавил медь прямо на железе). потом полностью снимал обоймы. тор готов.

далее заливал тем , что было. в основном нитрокраской и изолировал картоном и киперной лентой достаточно толстым слоем. иначе при транспортировке готового транса может повредиться первичка.

далее мотал первичку проводом 2,5-3мм. (больше нельзя- сопртивление обмотки упадет и на расчитаное число витков будет греться обмотка), равномерно располагая витки. слои изолировал лакотканью. готовую первичку изолировал опять лакотканью и сверху киперкой с заливкой все той-же краской. вторичку мотал шинкой. вторичку изолировать нежелательно иначе транс постоянно будет горячий.

теперь о расчетах.

обычно для расчета кол-ва витков для ш-образного транса применима формула:

W=50/S, где 50- частота сети, S- сечение магнитопровода в квадратных сантиметрах.

но у нас тор, и мы можем для повышения его характеристик, снижения расходных материалов и еще чего-то там применить ту же формулу, но с числом 47 вместо 50.

почему такое, ну не знаю. вывел по опыту и по давним расчетам (давно это было, в юности еще).

все. транс расчитан и намотан.

ага, одна неточность. по формуле получаем число витков на один вольт. потом полученное число умножаем на напряжение в сети.

Сергей
ага, одна неточность. по формуле получаем число витков на один вольт. потом полученное число умножаем на напряжение в сети.
все.

А где именно в этой статье вы видите неточность?

Сергей
.
W=50/S, где 50- частота сети, S- сечение магнитопровода в квадратных сантиметрах.
но у нас тор, и мы можем для повышения его характеристик, снижения расходных материалов и еще чего-то там применить ту же формулу, но с числом 47 вместо 50.
.

Можно конечно взять и 47, но так как мы расчитывали трансформатор с форсированным режимом работы, мы остановились всё таки на 50.

неточность у меня в 9 пункте про количество витков.

в 10 пункте я поправил.

сердечник можно уполовинить ))

внутренний диаметр беру 11-12см ,склепываю

первую полосу в кольцо и последующие наращиваю снаружи

главное хорошо закрутить полосы,для этого использую приспособление

из вальцов для отжима белья от советской стиралки с закрепленным

и еще острые грани получившегося сердечника закругляю болгаркой с R=3 мм

на внутреннем и внешнем диаметрах

и напоследок--не стоит на формулах заморачиваться,так как конечный результат

очень зависит от используемого железа и качества стяжки бублика

с уважением king1972

king1972

Можно делать и так как вы написали. У каждого своя технология сборки трансформаторов. В нашем случае мы пошли в сторону увеличения площади сердечника и тем самым повысили надежность трансформатора.

Спасибо за комментарий.

Вопрос: какой ток максимальный можно получить с сварочного трансформатора

на реальных экземплярах выходной ток достигал 140-145 (при токе короткого замыкания 180-200) при электроде четверке

(брать от бытовой сети больше 150-160 ампер не стоит)

но я обмотки располагаю не одна поверх другой,а разнесенно: 2/3 кольца--первичка,

1/3--вторичка,чтобы получить падающую ВАХ

А тора от двигателя в 28 кв.см хватит для полуавтомата с проволокой 0.8 мм.

Для полуавтомата не хватит.. Можно конечно выжать из этого сердечника всё, что можно, но будет варить листовой металл толщиной 1 мм максимум и то не качественно.

Во всяком случае можно попробовать.. Вы как замеряли площадь сердечника.. с зазорами для обмоток или без них?

Просто я видел железо от двигателя площадью 28 см.кв. Во первых весит около 22 кг. и размер внушительный.. во вторых это уже не полуавтомат получится.. вес большой будет.. размер, расход провода и т.д.

Спасибо большое. Трансформаторов не мотаю,но очень познавательная статья!Приятно,что есть еще люди ,которым не жалко поделиться знаниями. Удачи и здоровья автору.

Иван
Спасибо большое. Трансформаторов не мотаю,но очень познавательная статья!Приятно,что есть еще люди ,которым не жалко поделиться знаниями. Удачи и здоровья автору.

И вам спасибо за комментарий

я вообще в шоке от увиденного. В магазинах готовых сколь хочешь и всяких-и по деньгам но такое в наше время- Страничку я сохраню-может пригодится-а Вам спасибо.

Расчет и намотка трансформатора сварочного полуавтомата

В этой статье я расскажу вам как собрать, рассчитать и намотать трансформатор для сварочного полуавтомата.

Расчет тороидального трансформатора

Сначала нужно определиться с количеством с имеющегося у вас железа. Исходя из этого определиться с наружным и внутренним диаметром тора. Внутренний диаметр нужно принимать от 12 см и выше, иначе если нет опыта в намотке, у вас не уместится вторичка.

Также нужно стремится сделать такие размеры, что бы площадь сердечника была от 30 см.кв. и выше.

В итоге расчетные размеры тора получились такие.. D=25см, d=14см, h=6,2 см.

После сборки и замеров итоговая (реальная) площадь сердечника данного тора равна:

Sс =33,4 см.кв.

Посчитаем количество витков на вольт. Так как это тор, то примем коэффициент равным 35.

35/33,4 =1,047 витка на вольт.

Далее определимся с диапазоном напряжений. Принимаем от 18 до 32 вольт.

Далее расчитаем количество витков вторички. Для этого берем максимальное напряжение, то есть 32 вольта.

W2 = 32*1,047 = 33 витка.

Далее рассчитаем ступени первичной обмотки для регулирования сварочного тока. Принимаем количество ступеней равным 8.

Для расчета количества витков используем формулу:

W1_ст = (220*W2)/Uст2

Далее расчет:

Примем шаг ступени на вторичке 2 вольта.

Намотка трансформатора сварочного полуавтомата

Мотаем первичку равномерно по всему тору до 230 витка, делаем отвод. Это будет первая ступень первички. Мотаем далее до 242 витка, делаем отвод. Это будет вторая ступень первички. И так далее, завершаем намотку на 403 витке (8 ступень первички).

Вторичку мотаем по верх первички равномерно по всему тору. Вторичка имеет 33 витка.

Намотка тороидального трансформатора

Далее процесс сборки сердечника, намотки первичной и вторичной обмотки, представлен в виде фото галереи.

Наведя мышкой на изображение вы увидите комментарий к нему. Также можно кликнуть мышкой по изображению, чтобы увидеть его в большем разрешении.

Поехали:

Как видите ни чего сложного при расчете и сборке сварочного трансформатора нет. Хотел еще заметить, что при проверке напряжения вторички (когда наматывал пробную обмотку 33 витка), в сети было 245 вольт. Поэтому на минимальной ступени было 20 вольт вместо расчетных 18 вольт, а на максимальной 35 вольт, вместо 33 вольт.

При подключении в нормальную сеть 220 вольт, напряжение на вторичке соответствовала расчетным, то есть от 18 до 32 вольт. Ток холостого хода на 230 витке составлял 1,4 ампера (у вас будет отличаться, так как качество железа, качество стяжки сердечника у всех разное). На 403 витке ток холостого хода 0,15 ампер.

Это чудо весит 24,5 кг. Со своими обязанностями справляется на пятерку.

Ну в общем расписывать больше нечего, все должно быть понятно. Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях.

и ваще все хто делает тороидальные трансы, ребята супер потому что это редкость чтоб хтото мотал трансы (торики) все стараються делать их попроще, а значит галимые "ша" или "п" - образнае трансы которые

4 много материала надо

короче ГОВНО, а не делают торики потому что в падлу возиться.

100 раз прочитал с верху вниз - мне желательно намекнуть что размотать, типа асинхронный двигатель,- чтоб был провод потом мотать для подобных экспериментов! А железо на пластины. Может тоже с трансов разобранных всяких разных можно приспособить? В общем у меня пока в голове вопросы - но транс я намотаю - и будет взрыв

Если намотаете правильно, взрыва не будет.

Здравствуйте!Сайт супер,очень много полезной информации. По вашей методике собрал тор 40 см*2. Не знаю как рассчитать имеющийся материал.Пробовал, но по расчетам мой материал слишком большого сечения. Медь: провод 7 мм*2 , шина 28 мм*2 или 27 мм*2; аллюминий : провод 3,8 мм*2, шина 21 мм*2.Помогите,если это возможно, рассчитать, чтобы не попадать на другой провод.Заранее огромное спасибо!

Спешу оставить свой предпоследний комент-сегодня 5 мая и я опробовал свой транс-почему предпоследний будет понятно позже. Возню с нарезанием железа я откинул-это лишнее-взял с асинхронного двигуна 3-х киловатного статор-провода взял с глубинных насосов -тех самых что со скважин воду в сети подают-кто знает тот понял-медь в мощной капроновой изоляции-и начал мотать на угад сколько было-потом врубил в сеть-ну загудел конечно и линию посадил-пришлось добавлять сколько смог ещё найти-опять врубил-всё пучком. Измерил клещами нагрузку-получились по измерениям 36 ампер-чёрт с ним-всё равно больше на первичку пока нет а я спешил-поентому начал мотать на скоряк вторичку -провод тоже с глубинников только сечением в двое больше-намотал 10 метров-врубил-замерил напряжение на вторичке-получились 30 вольт-попробовал поварить-не дуги не силы-добавил ещё к вторичке 15 метров-замерил напряжение-получилось 60 вольт с помощью научного тыканья! Врубил и начал варить-класно-кайф ловил от того что сам намотал-во время дуги замерил сварочный ток клешами-получилось 230 ампер-4 варит отдыхаю-по ентому и предпоследний комент-потому что на днях я добавлю первичку чтоб уменьшить нагрузку на електрическую сеть-доведу всё до ума и доложусь. Да чуть не забыл-вес у моей бандурины уже килограм так примерно на 50-60-а ведь я ещё добавлять буду метров примерно 100. Но все равно приятно для души сделать самому-хотя для практики в доме мне он не нужен и даром-у меня есть инвертор-а на работе в каждом углу стоят производственные аппараты-поентому меня не многие понимают на работе как я трачу рабочее время! Советую все таки людям не заморачиваться на трансах для дачи-дороже выйдет и карявей чем купить готовый-самое трудное найти подходящие провода для намотки-остальное мелочи жизни!

Я так понимаю, что у вас имеется этот провод? Если это так, то мотайте им. количество витков пересчитывать не нужно. При большем сечении проводов вы получите дополнительный запас по надежности трансформатора.

Главное, что бы провода с этими сечениями уместились в окно трансформатора.

wantwell
Советую все таки людям не заморачиваться на трансах для дачи-дороже выйдет и карявей чем купить

Может и корявей, на на порядок лучше чем магазинный. При покупке магазинного можно сильно обжечься и заплатить не малую сумму.

Вот именно - самому.

Здравствуйте у меня такой вопрос сгорел транс на сварочном стал сильно греться.Я его разобрал местами провода обуглились так вод чем можно изолировать провода можно ли использовать для этого простой лак. Заранее спасибо.

Если использовать лак, то ни к чему хорошему не приведет. Нужно снять сгоревшую обмотку, если есть возможность вытянуть ее на всю длину и закрепить с обеих сторон (удобней будет изолировать) и обмотать бумажным скотчем (шириной примерно 1-1,5 см, если такого не нашли, то можно разрезать широкий скотч малярным ножом. Если изолировать широким скотчем, то толщина изоляции намного увеличится и трудно будет изолировать, так как диаметр провода маленький.. думаю это понятно) или черной тряпочной изолентой как показано на фото в статье (см. выше, как раз там обматывается сгоревший провод).

Если натянуть и закрепить провод, то изоляция 100 метров провода займет примерно 3 часа.

Затем по новой намотать на трансформатор с условием:

- намотали первый ряд обмотки

- лачим (каким нибудь быстросохнущим лаком), ждем когда подсохнет

- изолируем первый ряд намотанной обмотки тем же бумажным скотчем или тряпочной изолентой

- затем наматываем второй ряд обмотки. лачим.. ждем.. и т.д.

При изоляции провода таким способом, толщина его немного увеличивается и соответственно обмотка займет немного больше места, в следствии обмотка может не уместиться в окно трансформатора (если до разборки было намотано впритык).. это нужно учитывать.

P.S. Конечно самый лучший вариант для изоляции провода это киперная лента, но найти ее трудно, поэтому как вариант, можно использовать бумажный скотч или черную тряпочную изоленту (не забывая лачить).

Читайте также: