Направление перемещения горелки при сварке вертикального стыкового шва

Обновлено: 04.05.2024

Выполнить зачистку поверхности металла от коррозии, грязи, стружки до металлического блеска.

двух пластин на прихватки

электроды МР-3-3.0мм; щуп.

Включить сварочный аппарат, установить в электрододержатель электрод d=3мм, подобрать режим сварки - 120А, возбудить дугу. Отработать режим сварки на вспомогательной пластине. Собрать две детали на три точечные прихватки в нижнем положении с выдержкой равномерного зазора 2мм.

Удалить шлак с прихваток

маска, защитные очки.

Щуп, угольник, металлическая линейка.

Выполнить контроль качества сборочной операции. Проверить размер и равномерность зазора, качество и количество прихваток.

Сварка двух пластин в горизонтальном положении.

маска; плита сборочно-сварочная.

Выполнить сварку пластин в сборе в горизонтальном положении. Техника сварки «по спирали»

Зачистка готового изделия

Металлическая щетка; шлакоотделитель

Выполнить зачистку сварного шва после сварки.

Контроль качества готового изделия, ВИК.

Измерительный инструмент, для ВИК.

Выполнить осмотр сварного шва выявить дефекты при их наличии. Проанализировать качество выполненного шва.

Инструмент для проведения ВИК.


Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств


Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


«Как через игру развить сенсорные системы ребенка с особенностями»

Выбранный для просмотра документ инструкционная карта.docx

Инструкционно- технологическая карта на тему: сварка пластин в горизонтальном положении

Оборудование, инструмент

Название оборудования, инструмента.

Содержание операции.

Требования техники безопасности

Подготовка металла к сварке, зачистка до металлического блеска

в нижнем положении

Контрольная - контроль сборки сварного соединения


Сварка двух пластин вертикальном положении сварного шва.


Выполнить сварку пластин в сборе в вертикальном положении сварного шва. Техника сварки «снизу вверх с отрывом с колебаниями полумесяц»

Выбранный для просмотра документ критерии оценок.docx

Организ. Рабочего места

Подготовка кромок и Сборка

Контроль готового изделия

Список группы 17 1С

«Отлично» - обучающийся владеет знаниями по оценке контроля качества, умело пользуется шаблонами. Выполнил качественно требования технологии сварки стыкового соединения в вертикальном положении снизу вверх.

«Хорошо» - обучающийся владеет знаниями по оценке контроля качества, умело пользуется шаблонами. Выполнил качественно требования технологии сварки стыкового соединения в вертикальном положении снизу вверх. Нарушил требования организации труда.

«Удовлетворительно» - обучающийся владеет знаниями по оценке контроля качества , но не пользуется шаблонами для оценки качества. Выполнил требования технологии сварки стыкового соединения в вертикальном положении снизу вверх не в полном объеме. Нарушил требования организации труда

Выбранный для просмотра документ план урока произв обуч по ФГОС.docx

Тема программы П, Р. Дуговая сварка .Отработка технологии сварки швов стыкового соединения в вертикальном положении.

Тема урока (задания) ПР Отработка и формирование навыков выполнения стыковых швов вертикальном положении.

1. Обучающая формирование у обучающихся практического навыка по выполнению приёмов сборочно – сварочных работ при выполнении вертикальных стыковых соединений.

ПК , 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

ПК , 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

Развивающая: развитие у обучающихся внимания, памяти профессионального интереса .

Воспитательная сформировать у обучающихся:

ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тип урока : комбинированный

Методы проведения урока : Рассказ, беседа, демонстрация учебно – наглядных пособий, трудовых приемов. Упражнения учащихся.

Учебно – производственные работы:

1.Контроль качества сваренных образцов, выявление и анализ выявленных дефектов.

2.Демонстрация приемов и техники сварки стыкового шва в вертикальном положении сварного шва.

3. Подготовка металла к сварке

4. Сборка пластин на прихватки.

Материально – техническое оснащение:

1. Сварочное оборудование с комплектом электрододержателей

2. Пластины для отработки режимов сварки

3. Пластины для сварки.

4. Инструмент – молоток, металлическая щётка, зубило – молоток.

5. Средства защиты – защитные очки, защитная маска со светофильтром.

7. Инструкционно технологическая карта выполнения сварного шва.

Наглядные пособия и дидактические средства обучения.

1. Плакаты «Техника ручной дуговой сварки»

2.Инструкционная карта « Сварка стыкового соединения в вертикальном положении сварного шва»

2. Эталоны и дефектные образцы.

1. Организационная часть(3 – 5 мин.)

1.1 Проверить готовность обучающихся к уроку проведения практической работы.

1.2 Проверка присутствующих по журналу посещаемости, внешний вид.

2. Вводный инструктаж(12 – 15 мин.)

2.2 Проверка знаний обучающихся.

2.3 Настройка оборудования и демонстрация приемов выполнения сварного шва в вертикальном положении сварного шва . Техника сварки « снизу вверх полумесяцем с отрывом»

Тема урока: отработка навыков выполнения стыковых швов в вертикальном положении снизу вверх сварного шва.(15- 20)

1. Особенности выполнения сварных швов в вертикальном положении.

2. Выявление и анализ характерных ошибок при выполнении операций по ходу урока.

3. Выполнить анализ готового сварного соединения, объяснить причины характерных ошибок и выявленных дефектов.

4. Разобрать причины образования возможных, не проваров, наплывов сварного шва незаплавленных кратеров.

2.4 Закрепление материала(15 - 20мин.)

1. Рассказать область применения сварного соединений.

2. Указать последовательность и требования к подготовке металла к сварке (щетка металлическая).

3. Рассказать и продемонстрировать требования, предъявляемые к выполнению сборочной операции (применение щупа, шаблонов, огарки электродов),

4. . Рассказать требования ТБ при выполнении сборочно – сварочных и подготовительных операций.

3. Упражнения обучающихся и текущий инструктаж: (30мин.)

1. Выполнить зачистку металла под сварку при помощи: металлической щётки

2. Подобрать режимы сварки на технологической пластине.

3. Выполнить возбуждение сварочной дуги, отработать режимы сварки. Заплавить кратер. Проконтролировать качество выполнения операции, качество валика (правильно, неправильно)

4. Выполнить сборку пластин на прихватки установить равномерный зазор, согласно требованиям ГОСТ 5264-80. Выполнить сварку с использованием техники «снизу вверх с отрывом и колебаниями полумесяцем »

5. Целевые обходы

1. Прверить правильность подготовки металла под сварку.

2.Проверить правильность выбора режима сварки.

3.Выявить характерные ошибки при выполнении операции.

4. Проверить качество сборки предъявить руководителям бригады.

5. Проверить качество выполненной работы (дефекты, заплавка кратера).

4.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ(15мин)

4. 1 Контроль качества выполненных соединений (Разбор допущенных ошибок выполняется перекрестным методом т.е один студент проверяет другого студента и Т.д.)

4.2 Заключение мастера по результатам выполненных действий

Анализ выполненной работы. Разбор типичных ошибок.

Демонстрация лучших работ.

Выставление оценок. Систематизация выполненных результатов. Общая оценка

4.3Мастер выставляет окончательную оценку по итогам работы каждого учащегося.

Формы и методы контроля и оценки

Оценка анализа по выявлению дефектов перед началом выполнения работ

наблюдение за действиями на практике;

оценка выполнения практической работы;

оценка контроля качества

Основные показатели оценки результата

- владение методами выявления дефектов анализом выполненных работ, предупреждение возникновения дефектов

- подготовка рабочего места

- выбор методов организации и технологии проведения сборочно-сварочных работ;

- подбор технологического оборудования, приспособлений и инструментов для выполнения операций подготовки металла, сборки-сварки стыкового соединения пластин.

- уборка рабочего места

Критерии оценок

Отлично- Работа выполнена в полном объеме и соответствии требованиям ГОСТ. Грамотно проведен анализ выполненной работы.

Хорошо- В работе допущены незначительные ошибки в организации , при формировании шва, Грамотно проведен анализ выполненной работы.

Удовлетворительно- В работе допущены ошибки при организации рабочего места, при формировании шва, анализ выполненной работы произведен в неполном объеме.

4.3 Задание на дом. Включить в отчет по учебной практике методы контроля качества, выявления дефектов с помощью шаблонов, названия шаблонов, их применение.

Сварка пластин встык в вертикальном положении шва
план-конспект занятия

Достижение практических навыков обучающихся при выполнении сварки в вертикальном положении швов.

  1. Подвести обучающихся к системному анализу изученного материала и закреплению знаний по ранее изученным темам.
  2. Научить обучающихся применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения заданий мастера.
  3. Продемонстрировать процесс сварки в вертикальном положении шва.
  4. Показать или объяснить метод подбора режима сварки.
  5. Научить обучающихся производить визуально-измерительный контроль сварки пластин в вертикальном положении шва.

II. Развивающая цель:

Формирование общих и профессиональных компетенций.

  1. Развивать общие и профессиональные компетенции.
  2. Обобщать изученный материал и применять его на практике.
  3. Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие).
  4. Аргументировано отстаивать свое мнение.

III. Воспитывающая цель:

Стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, и также социальной коммуникации.

  1. Воспитывать ответственность за свои действия.
  2. Воспитывать аккуратность и точность в работе.
  3. Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).
  4. Умение работать в коллективе.
  1. наглядно-демонстрационный;
  2. практический.

Методы контроля : самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос, письменная проверка.

Материально-техническое оснащение урока : интерактивная доска, плакаты, образцы, эталоны, инструменты и приспособления слесаря и сварщика (молоток-шлакоотделитель, металлическая щетка, зубила, электроды марки МР-3), многопостовой сварочный выпрямитель ВДМ-1202, балластные реостаты РБ-250

Межпредметная связь : Спецтехнология, черчение, математика, материаловедение.

- освоение приемов владения инструментами;

-ознакомление с оборудованием ручной дуговой сварки;

-ручная дуговая наплавка во всех пространственных положениях.

I. Организационный момент.

  • Проверка готовности обучающихся к уроку.
  • Проверка внешнего вида.
  • Приветствие.

После проверки внешнего вида и состояния спецодежды обучающиеся занимают свои места.

Эмоциональный настрой, включение обучающихся в деловой ритм.

II. Вводный инструктаж.

Тема урока: Наплавка валиков в вертикальном положении шва.

Сегодня, нам необходимо научиться выполнять сварку пластин в вертикальном положении шва. Для этого нам необходимо использовать все те знания, умения и навыки, которые вы раннее изучали и выполняли практически.

2.Предварительное определение уровня знаний

Раздаточный материал 1.1

Задание: Из предложенных вариантов ответа выберите один правильный ответ.

1. Возбуждение сварочной дуги производится

а) твердым соприкосновением электрода с поверхностью заготовки;

б) резким толчком заготовки электродам;

в) постукиванием или легким касанием электроды по заготовке.

2.Что необходимо предпринять, если при возбуждении сварочной дуги электрод прилип к поверхности заготовки?

а) необходимо немедленно отломить электрод от поверхности заготовки;

б) необходимо выключить источник питания сварочной дуги, освободить электрод из электродержателя, покачивая в разные стороны отломить его от поверхности заготовки;

в) необходимо отломить электрод от поверхности заготовки с помощью молотка.

3. При наплавке валика электрод должен быть наклонен от вертикали и направлении наплавки на?

4. Для получения валика правильной формы длина дуги должна быть?

а) меньше диаметра электрода;

б) равна диаметру электрода;

в) больше диаметра электрода.

5. Слишком длинная дуга приводит?

а) к увеличению разбрызгивания электронного металла;

б) к уменьшению провора;

в) к плоской форме валика.

6. Слишком короткая дуга приводит?

а) к увеличению разбрызгивания;

б) к неровному формированию валика;

в) к прилипанию электрода.

7. Как влияет скорость перемещения электрода на размеры наплавленного валика?

а) чем меньше скорость, тем сварочный металл будет меньше проникать в основной металл, и валик будет более высоким;

б) чем меньше скорость, тем сварочный металл будет больше проникать в основной металл, и валик будет более высоким;

в) чем ниже скорость, тем ширина валика будет больше.

8. Ширина валика, в зависимости от диаметра электрода, измеряется следующим образом:

а) увеличивается с увеличением диаметра электрода;

б) уменьшается с увеличением диаметра электрода;

в) не изменяется.

9. Заварка кратера производится следующим образом:

а) резким обрывом дуги;

б) плавным обрывом дуги

в) обратным проходом по шву на длину 12-20 мм.

4 и более ошибок – «2»

Сварка металлов - незаменимый технологический процесс, без применения которого нельзя создать современные конструкции. Прочность сварной конструкции и надежность ее при эксплуатации в основном зависят от качества сварных соединений и швов. Прежде чем научится сваривать качественно сварные изделия мы должны научиться выполнять приемы сварки во всех положениях шва.

4. Изучение нового материала

Тема урока: Сварка пластин в вертикальном положении шва

Раздаточный материал 1.2.

Техника сварки в вертикальном положении шва.

Сварка швов в положениях, отличающихся о нижнего, требует повышенной квалификации в связи с возможным под действием сила тяжести вытеканием расплавленного металла из сварочной ванны или падением капель электродного металла мимо сварочной ванны (рис. 1).

При сварке на «подъем» нижележащий закристаллизовавшийся металл помогает удержать расплавленный металл сварочной ванны(рис. 2).При этом случае облегчается возможность провара корня шва и кромок, так как расплавленный металл стекает с них в сварочную ванну, улучшая условия теплопередачи от дуги к основному металлу (рис. в). Однако внешний вид грубочешуйчатый.

Рис. 1. Положение электрода при сварке вертикальных швов снизу вверх:

а – вытекание металла из сварочной ванны при большой длине дуги;

б – короткая дуга;

в – наплавка при короткой дуге;

г – положение электрода

Положение электрода при сварке вертикальных швов снизу вверх.

После образования ванны жидкого металла электрод отводится несколько вверх. При этом застывший металл шва образует подобие полочки, на которой удерживаются последующие капли металла. Для предотвращения вытекания металла из кратера необходимо совершать движения электрода с отведением вверх и поочередно в обе стороны. Это дает возможность металлу быстро затвердевать. Движение не должны концентрировать в каком-либо одном месте. Электрод должен быть не более 3-4мм. Электрод должен быть наклонен вверх в сторону перемещения электрода вдоль оси шва, можно также наклонять электрод и вниз. В этом случае удобно наблюдать за каплями расплавленного металла. Поддерживать более короткую длину дуги, при которой капли расплавленного электродного металла легче переходят в шов. Тщательно заваривайте кратер шва.

Особенно неприятным явлениям при наплавке валиков на наклонную пластину является образование чехольчиков и козырьков на электродах. При этом надо помнить, что устранить их можно изменением наклона электрода или поворотом его вокруг оси, не прерывая процесса сварки.

К недостаткам ручной дуговой наплавки можно отнести относительно низкую производительность, тяжелые условия труда из-за повышенной загазованности зоны наплавки, а также сложность получения необходимого качества наплавленного слоя и большое проплавление основного металла.

Основными достоинствами ручной дуговой наплавки является универсальность и возможность выполнения сложных наплавочных работ в труднодоступных местах.

Для повышения производительности труда можно производить наплавку опиранием на чехольчик, трехфазной дугой, наклонным или лежачим электродом.

5. Ознакомление учащихся с этапами работы - работа по инструкционно - технологической карте

Как варить вертикальный шов

Самым простым и удобным положением сварки является нижнее положение. С него начинается обучение профессии. По мере роста мастерства и уверенности в себе, сварщики переходят к горизонтальным, вертикальным и потолочным швам. Рассмотрим различные варианты проведения таких работ.

Как варить вертикальный шов - Кедр - 1

Классификация сварных соединений

Главный признак, по которому производится классификация сварных соединений, это их пространственное положение. При этом их делят на следующие виды:

Особенности вертикальных швов

Для того, чтобы понимать, как варить вертикальный шов, необходимо ознакомиться с особенностями такой сварки. Основная особенность состоит в постоянной склонности к стеканию расплавленного металла вниз. Сварочная ванна будет стремиться вниз под действием силы земного притяжения. Остановить его может повышенная вязкость. Чтобы увеличить вязкость расплава, необходимо уменьшить его температуру до определенной величины.

Но, при низкой температуре не произойдет расплавление и сваривание деталей. Здесь и начинаются основные особенности вертикальных швов. При ММА сварке вертикальных швов расплавление производят короткими касаниями электрода с последующим его отводом в сторону. Во время этих отводов уменьшается поступление энергии в зону сварки и происходит ускоренная кристаллизация металла. Кристаллизованный металл создает своеобразную полочку, на которую ложится следующая порция расплавленного металла.

Технология сварки вертикальных швов

Как мы уже выяснили ранее, для удержания расплавленного металла на вертикальной поверхности необходима ускоренная кристаллизация металла. Этого эффекта достигают путем поддерживания малой длины дуги. В идеале, длина дуги должна равняться половине диаметра электрода. Но, для такой «ювелирной» работы необходимо иметь сварщиков очень высокой квалификации.

Реально можно говорить о расстоянии, равном диаметру электрода. Вертикальные швы принято варить, в основном, электродами диаметром 3 мм. Такой же будет и длина дуги. Наилучшим направлением сварки вертикального шва принято считать направление снизу-вверх. При этом застывший внизу объем металла будет поддерживать сварочную ванну.

Два хорошо закрепленных листа металла прихватывают один к другому короткими прихватками, что гарантирует отсутствие их смещения в процессе сварки и частично предохраняет от деформирования. Электрод должен быть направлен вверх под углом не менее 45 градусов. При увеличении угла (ближе к перпендикулярному) между электродом и свариваемой велика вероятность прожога свариваемого металла.

Для наиболее надежного процесса сварки величину сварочного тока снижают на 10 – 20% в сравнении с аналогичными условиями при сварке в нижнем положении. Скорость сварки поддерживается низкая с постоянным контролем размеров сварочной ванны, не позволяя ей выходить за определенные размеры.

Сварка листов толщиной 4 и более миллиметров необходимо проводить с поперечными движениями электрода. Эта техника оказывает существенное влияние на прочность сварного соединения. Поперечные движения производятся по определенным схемам, самая распространенная - «ёлочка».

Процесс плавления металла электрической дугой

Для лучшего понимания процесса образования вертикального сварного шва, есть смысл рассмотреть физическую сущность и особенности плавления металлов электрической дугой, которая загорается в промежутке между электродом и свариваемым изделием при соблюдении определенных условий.

При касании электродом металлической поверхности, к которой подсоединен сварочный кабель другой полярности, замыкается электрическая цепь, что является одним из условий протекания электрического тока. Вторым условием является наличие электродвижущей силы, которую дает источник питания: сварочный трансформатор, выпрямитель или инвертор.

Когда эти условия соблюдены, мы имеем электрический ток в этой цепи. При оттягивании электрода назад мы разрываем электрическую цепь. В этот момент под действием сложных физических явлений загорается электрическая дуга. Теоретически её температура может доходить до 7000 С 0 , что позволяет ей расплавить любой металл.

Таким образом, под воздействием электрической дуги происходит расплавление свариваемого изделия и металла электрода, которые перемешиваются в сварочной ванне, и, после остывания, становятся одним целым.

Полуавтоматический режим

Полуавтоматическая сварка более производительный вид в сравнении с ручной дуговой сваркой. Она производится с помощью сварочной проволоки, что подразумевает другие значения сварочных токов и меньшую вероятность стекания ванны при вертикальной сварке. Этот вид сварки не требует высокой квалификации сварщиков и позволяет делать качественные швы даже начинающим. К тому же, производительность полуавтоматической сварки в 3 – 4 раза выше, чем ручной.

Шов, полученный в результате сваривания полуавтоматом, имеет лучший внешний вид и высокое качество. Это связано с воздействием защитных газов на расплавленный металл в области сварочной ванны. Здесь подразумеваются защитные газы, которые подводятся непосредственно к горелке через специальные каналы. Наличие регулировочной аппаратуры позволяет изменять количество подаваемого газа в зависимости от свариваемых металлов и режима сварки.

Защитные газы, применяемые для полуавтоматической сварки разделяют на инертные и активные. В качестве активных газов применяют углекислый газ. Но, наиболее высокое качество шва можно получить только при сварке в среде смеси на основе аргона. Это связано с тем, что эти газы не реагируют с металлами, их относят к инертным.

ТЕСТ Сварка стыковым и угловым швом пластин из низкоуглеродистой стали в вертикальном и горизонтальном положениях

Сварка стыковым и угловым швом пластин из низкоуглеродистой стали в вертикальном и горизонтальном положениях.

1. Направление перемещения горелки при сварке вер­тикального стыкового шва:

в) снизу вверх и сверху вниз.

2. Способ сварки вертикального углового шва:

в) правый и левый.

3. Какой способ сварки вертикальных швов при направ­лении сварки снизу вверх наиболее удобный?

4. Мощность пламени (номер наконечника) при сварке вертикальных швов по сравнению с горизонтальными должна быть:

5. Чем кроме мощности пламени можно уменьшить жидкотекучесть сварочной ванны?

а) Скоростью перемещения горелки.

б) Скоростью подачи проволоки.

6. Какой угол между мундштуком и проволокой наибо­лее удобен при вертикальной сварке?

7. Что может быть причиной грубой чешуйчатости вертикальных швов?

а) Большая мощность пламени.

б) Неравномерная скорость продольных перемещений
горелки.

8. Каким способом лучше выполнять горизонтальные швы?

9. Зачем нужен наклон сварочной ванны по отноше­нию к разделке кромок при сварке горизонтальных швов?

а) Так удобнее держать горелку.

б) Для поддержания пламенем ванны и предупреждения ее стекания.

в) Чтобы быстрее заполнить разделку.

10. Какой дефект может появиться в шве, если приса­дочная проволока плавится раньше, чем оплавляются кромки?

Критерии оценок тестирования:

Список литературы

1. Лаврешин С.А. Производственное обучение газосварщиков : учеб. пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2. Гуськова Л.Н. Газосварщик: раб. Тетрадь: учеб. Пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3. Юхин Н.А. Газосварщик: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4. Г.Г Чернышов. Справочник электрогазосварщика и газорезчика: учеб. пособие для нач. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

5. А.И. Герасименко «Основы электрогазосварки», Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2010г.

6. Маслов В.И. Сварочные работы. Учеб. для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

7. Куликов О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Краткое описание документа:

Сварка стыковым и угловым швом пластин из низкоуглеродистой стали в вертикальном и горизонтальном положениях

МДК 02.02. Технология газовой сварки

ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях

по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов. Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Тема урока: "Однослойная сварка стыковых соединений в вертикальном положении"

Тема: Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, наклонном, вертикальном и горизонтальном положении.

Тема урока: Однослойная сварка стыковых соединений в вертикальном положении.

Цель урока: Научить учащихся правильно сваривать стыковые соединения в вертикальном положении с использованием технологии коллективного сотрудничества, воспитывать интерес к своей профессии, расширять кругозор, бережное отношение к инструменту и оборудованию.

Материально-технологическое оснащение урока:

1. Инструмент и принадлежности электросварщика, спец. одежда

2. Пластины из СТ.3 размером 250х100х4

3. Электроды Э46-АНО-4 ɸ 3,25мм

4. Преобразователь сварочный многопостовой

6. Мультимедийная приставка

Наглядное пособие: Плакаты, стенды, образцы пластин стыковых соединений в вертикальном положении, эталоны изделия.

ТЕМА ПРОГРАММЫ: Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, наклонном, горизонтальном и вертикальном положении.

ТЕМА УРОКА: Однослойная сварка стыковых соединений в вертикальном положении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить и совершенствовать ранее полученные знания. Научит учащихся правильно выполнять однослойную сварку стыковых соединений в вертикальном положение с использованием технологии коллективного сотрудничества.

Развивающая: Формировать поисковый стиль мышления.

Воспитательная: Воспитывать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструменту, материалам, электроэнергии.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

2. Ручная дуговая сварка

3. Электрическая дуга

7. Экономика отрасли. Основы экономических знаний.

Материально-технологическое оснащение урока:

1) Инструмент и приспособления электросварщика, спец. одежда.

2) Пластины из СТ.З размером 250х100х3.

3) Электроды марки Э 46-АНО-4 ɸ 3мм, ɸ 4мм.

4) Преобразователь сварочный многопостовой.

6) Мультимедийная приставка.

Наглядные пособия:

Плакаты, стенды, образцы пластин стыковых соединений в вертикальном положении, эталоны изделия.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА

ПРИНИМАЮ РАПОРТ ДЕЖУРНОГО, ОСМАТРИВАЮ ВНЕШНИЙ ВИД УЧАЩИХСЯ

СООБЩАЮ ТЕМУ УРОКА, РАЗЪЯСНЯЮ ЦЕЛЬ УРОКА, НАЗЫВАЮ ДЕТАЛИ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

БЕСЕДА УЧАЩИХСЯ ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ В ВИДЕ ЭСТАФЕТЫ:

- ЧТО НАЗЫВАЮТ СВАРКОЙ?

- ЧТО ТАКОЕ ДУГОВАЯ СВАРКА?

- ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ СВАРОЧНОЙ ДУГОЙ?

- ЧТО ТАКОЕ СВАРОЧНАЯ ВАННА?

- ЧТО ТАКОЕ КРАТЕР?

- Т. Б. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИНСТРУКТАЖА

-ПРОЦЕС СВАРКИ СТЫКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ

-ВЫБОР ДЕАМЕТРА ЭЛЕКТРОДА

-ДЛИНА СВАРОЧНОЙ ДУГИ

-ВЫБОР СИЛЫ СВАРОЧНОГО ТОКА

-ПОВТОРНОЕ ЗАЖИГАНИЕ ДУГИ

- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИНСТРУКТАЖА

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ

-ВИДЕО ФИЛЬМ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

-ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОЧЕГО МЕСТА

-ПОДГОТОВКУ МЕТАЛЛА К СВАРКЕ

-ПРИХВАТКА СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ В ВЕРТИКОЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ

-ПРЕДЛАГАЮ ПОВТОРИТЬ ПРИЁМЫ СВАРКИ УЧАЩИМСЯ

СМОТРЯТ, ЗАПОМИНАЮТ, ДУБЛИРУЮТ ПОКАЗ МАСТЕРА С ЦЕЛЬЮ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, УГЛУБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

-ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И СОБЛЮДЕНИЙ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

-ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

-ОКОЗАНИЕ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ В НАЛАДКЕ ОБОРУДОВАНИЯ

-ПРОВЕРКА ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

-ПРИЁМ И ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Ручная дуговая сварка – это сварка покрытым плавящимся электродом.

Эта сварка также называется ручной металлической сваркой или сваркой в защитной атмосфере. Это самая старая и наиболее универсальная технология дуговой сварки.

Электрическая дуга поддерживается между концом покрытого металлического электрода и поверхностью заготовки.

Капли расплава, стекающие с конца электрода по дуге, подаются в расплавленную сварочную ванну. Защита от атмосферы осуществляется газами, которые образуются при разрушении порошкового покрытия. Расплавленный шлак вытесняется на поверхность ванны, где он защищает сварочный шов от атмосферы, пока идёт процесс затвердевания. После наложения каждого слоя сварочного шва шлак необходимо удалять.

Ручная дуговая сварка в основном используется для сварки сплавов на основе железа при производстве несущих стальных конструкций в судостроении и общей промышленности. Другой важной сферой применения ручной дуговой сварки ремонт и техническое обслуживание.

Несмотря на относительно малую скорость – ручная дуговая сварка является одной из наиболее универсальных и может использоваться в зонах с ограниченным допуском.

Преимущество ручной сварки - простота и универсальность, возможность выполнять соединение в различных пространственных положениях и трудно доступных местах, её высокая манёвренность, то есть возможность производить сварку на большом расстоянии от источника электрической дуги, перемещаясь от одного шва к другому за счёт длинных сварочных кабелей. Это в наибольшей степени проявляется в монтажных и строительных работах, где ручная дуговая сварка остаётся основным способом.

Однако ручная дуговая сварка имеет и ряд недостатков. Она обладает более низкой производительностью. Качество соединений имеет большую зависимость от квалификации сварщика.

Пример у нас в училище (сварка забора, гаражных ворот).

Сварка швов в вертикальном положении затруднена.

Расплавленный металл стремится стечь вниз. Поэтому вертикальные швы выполняются очень короткой дугой с уменьшением сварочного тока на 10-15 %, по сравнению со значением, выбранным для нижнего положения.

Вертикальные швы выполняются как снизу вверх, так и сверху вниз.

Сварку сверху вниз применяют при малой толщине металла или при наложении первого слоя шва в процессе многослойной сварки.

Самая распространённая сварка в вертикальном положении выполняется снизу вверх. Дуга возбуждается в самой нижней точке шва, при этом электрод совершает поперечные колебания с отводом его вверх и поочерёдно в обе стороны. Это обеспечивает быстрое затвердевание жидкого металла. Застывший металл шва образует подобие полочки, на которой удерживаются последующие капли металла. Для предотвращения вытекания жидкого металла из ванны необходимо делать наклон электрода вниз под углом 45-50 градусов.

По характеру выполнения вертикальные швы бывают односторонние и двухсторонние, однослойные и многослойные.

По форме подготовки кромок детали для сварки в вертикальном положении бывают без подготовки кромок и с подготовкой кромок. Если толщина свариваемых деталей больше 6мм, делают подготовку кромок.

При выполнении сварки в вертикальном положении возможно образование брака: это поры, непровары, подрезы, наплывы, неравномерное наложение сварного шва.

Поры – возникают в следствии попадания в металл сварочной ванны окалины или ржавчины.

Непровары, подрезы, наплывы – от неправильного выбора ɸ электрода и силы сварочного тока.

Неравномерное наложение шва – от неправильного наклона и движения электрода.

Длина дуги оказывает большое влияние на качество сварного шва и его форму.

Вертикальные швы выполняются очень короткой дугой.

Увеличение длины дуги приводит к нарушению её стабильности.

Для получения качественного сварного соединения необходимо устойчивое горение дуги.

Под стабильностью дуги подразумевается не только устойчивое горение, но и её быстрое зажигание, малую чувствительность к изменению длины дуги в определённых пределах.

Как делать повторное зажигание дуги после её обрыва или смены электрода?

Вертикальные швы, не зависимо от толщины свариваемого металла выполняют электродами диаметром до 4 мм, так как при этом происходит меньше стекание жидкого металл и шлака из сварочной ванны.

При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать правила Т.Б. Виды промышленного травматизма в сварочном производстве бывают: ожоги, слезотечение, ушибы, поражение электрическим током.

Ожоги – вследствие того, что в процессе сварки оголённые участки тела не были защищены о воздействия лучей сварочной дуги.

Ушибы, падения – вследствие невнимательности.

Отравление газами – плохая вентиляция.

Поражение электрическим током . Перед началом работы сварщик должен убедится в исправности сварочного оборудования. В сырых помещениях должны использоваться резиновые коврики, перчатки, сапоги. Следить чтобы оборудование было заземлено.

Заземление – это соединение металлических частей оборудования с землёй, которые не находятся под напряжением. Но могут находится под напряжением, в случае неисправности токоведущих частей оборудования.

Сегодня мы будем сваривать стыковые двусторонние соединения в вертикальном положении на пластинах из стали СТ-3.

Сплав железа с углеродом называется сталью, если содержание углерода не превышает 2 %.

СТ-3 – углеродистая конструкционная сталь обыкновенного качества.

3 - порядковый номер.

Повышение производительности труда, в значительной мере зависит от правильной организации рабочего места.

Мы будем сваривать электродами для углеродистых сталей, для сварки во всех пространственных положениях при постоянном токе.

Перед началом сварки стыковых соединений в вертикальном положении делаем прихватки диаметром электрода 3 мм.

Длина прихватки 15 ÷ 20 мм, на расстояние 150 ÷200мм.

Сварку будем производить диаметром электрода 4 мм.

Давайте посмотрим видеофильм практического выполнения сварки стыковых соединений в вертикальном положении.

2. Показ лучших работ учащихся и анализ их успехов

3. Разбор совместно с учащимися технических ошибок и их характерных недостатков, допущенных при выполнении работ организации рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, анализ выполнения правил Т.Б.

5. Рассмотрение случаев потерь рабочего времени, брака и анализ их причин

7. Выдача домашнего задания

1. Виды сварных соединений

2. Выбор диаметра электрода и силы сварочного тока

3. Дефекты сварных швов

4. Т.Б. при сварочных работах

5. Сварка в вертикальном и горизонтальном положениях.

САМООНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Группа хорошо подготовлена как по теоритическим, так и по практическим знаниям.

2. При подготовке урока были учтены знания теоритического обучения, особое внимание уделялось Т.Б. , и самое главное – любовь к выбранной профессии электросварщика.

4. Урок важен для обучения учащихся по предмету >, > на 3 курсе и для сварочных работ на производственной практике на производстве.

5. На уроке решались учебные задачи – закрепили ранее полученные знания по наплавке валиков в вертикальном положении и усвоении новой темы урока – сварка стыковых соединений в вертикальном положении.

Развивающая – формировать поисковый стиль мышления.

Воспитательная – воспитать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструментам, материалам, электроэнергии.

6. Главное внимание на уроке было уделено правильному выполнению сварки стыковых соединений в вертикальном положении, организации рабочего места и техники безопасности.

7. На уроке было выбрано сочетание теоретической и практической формы обучения, так как это наиболее успешно усваивается учащимися. Теоретические задания учащиеся отвечали на вопросы, которые сами задавали себе в виде эстафеты.

8. Урок проводился в сварочной мастерской, где имеются наглядные пособия по всем темам производственного обучения.

9. Был показан видеофильм практического выполнения.

10. Высокая работоспособность обеспечилась тем, что урок был подготовлен интересно на основе теоретического и практического материала.

Немаловажную роль сыграла личность мастера, имеющего большой производственный опыт.

Поставленные задачи на уроке производственного обучения были выполнены полностью. Урок получил отличную оценку.

Вопрос 1. Что называется сваркой?

Ответ. Сваркой называется процесс образования неразъёмного соединения металлических изделий путём местного нагревания их до расплавленного состояния.

Вопрос 2. Что такое дуговая сварка?

Ответ. Дуговая сварка относится к сварке плавлением. При этом виде сварки плавление осуществляется электрической дугой, горящей между электродом и свариваемым изделием.

Вопрос 3. Что называется сварочной дугой?

Ответ. Сварочной дугой называется мощный электрический разряд, происходящий при атмосферном давлении в газовой среде между электродом и изделием.

Электрическая дуга характерна двумя особенностями: выделение большого количества тепла и сильными световыми излучениями.

Вопрос 4. Что такое сварочный шов?

Ответ. Сварочный шов представляет собой участок сварного соединения, образовавшегося в процессе кристаллизации расплавленного металла в сварочной ванне.

Вопрос 5. Что такое сварочная ванна?

Ответ. Сварочная ванна – это часть металла сварного шва, находящаяся в момент сварки в расплавленном состоянии.

Вопрос 6. Что такое кратер?

Ответ. Углубление, образующее во шве по окончании сварки называется кратером.

Вопрос 7. Что называется сварным соединением?

Ответ. Сварным соединением называется неразъёмное соединение деталей, выполненное сваркой.

Вопрос 8. Инструмент, принадлежности, и спец. одежда сварщика?

Ответ. Инструментами и принадлежностями электросварщика являются:

электрододержатель, щиток или маска со специальными стенками-светофильтрами, молоток, зубило, стальная щётка, очки слесарные. Спец. одежда должна быть: брезентовая куртка и брюки, рукавицы, ботинки или сапоги (керзовые), головной убор.

Вопрос 9. Как определяется длина дуги?

Ответ. Длина дуги определяется расстоянием между торцом электрода и поверхностью сварочной ванны.

Вопрос 10. Что такое заземлени?

Ответ. Заземление – это соединение металлических частей оборудования с землёй, которые не находятся под напряжением, но могут находится под напряжением, в случае неисправности токопроводимых частей оборудования.

Читайте также: