Основы технологического проектирования сборочно сварочных цехов

Обновлено: 18.05.2024

Назначение цеха и его роль в общем процессе постройки судна. Основные положения по организации производства и технологии изготовления типовых узлов и секций. Комплексная механизация и автоматизация. Механизированная поточная линия сборки плоских секций.

Рубрика Производство и технологии
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.03.2016
Размер файла 1,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по дисциплине ”Проектирование цехов и верфей“

тема: «Организационно-технологическое проектирование сборочно-сварочного цеха»

Содержание

1. Назначение и расчётная программа цеха

1.1 Назначение цеха и его роль в общем процессе постройки судна

1.2 Определение расчётной годовой программы цеха

1.3 Разбивка корпуса судна на сборочные единицы

2. Основные положения по организации производства и технологии изготовления типовых узлов и секций

3. Расчет трудоемкости работ цеха, количества рабочих мест, оборудования и работающих

3.1 Определение годовой программы изготовления секций и

узлов по трудоемкости

3.2 Режим работы цеха и фонды времени работы оборудования и рабочих

3.3 Расчёт и оптимизация количества рабочих мест

3.4 Расчёт и оптимизация количества оборудования

3.5 Расчёт количественного и качественного состава работающих

4. Расчет площади, выбор размеров и числа пролетов цеха, выбор подъемно-транспортных средств цеха

4.1 Расчёт общей площади цеха, выбор размеров и числа пролётов цеха

4.2 Расчет административно-конторских и бытовых помещений

4.3 Расчет и планировка цеховых складов и кладовых

4.4 Выбор подъемно-транспортного оборудования

4.5 Разработка схем подключения энергосред.

5. Комплексная механизация и автоматизация производства

5.1 Автоматизированные линии по изготовлению секций и узлов

5.1.1 Механизированная поточная линия сборки и сварки плоских секций ESAB - HEBE (Швеция)

5.1.2 Механизированная поточная линия сборки и сварки бортовых и палубных секций

5.1.3 Механизированная поточная линия сборки и сварки объемных днищевых секций

5.1.4 Механизированная поточная линия сборки и свар ки выгородок и стенок надстроек 5.1.5 Механизированная поточная линия сборки и сварки судовых фундаментов 5.1.6 Механизированная поточная линия сборки и сварки тавровых балок 5.1.7 Механизированная поточная линия сборки и сва рки узлов набора

6. Расчет годовой потребности цеха в основных и вспомогательных материалах

6.1 Потребности цеха в материалах

6.2 Годовая потребность в прокате

6.3 Годовая потребность в электродной проволоке

6.3.1 Годовая потребность в электродной проволоке для автоматической сварки

6.3.2 Годовая потребность в электродной проволоке для полуавтоматической сварки

6.4 Годовая потребность в электродах на прихватки

6.5 Годовая потребность в горючих и сжатых газах при резке и сварке

6.5.1 Годовая потребность в сжатом воздухе

6.5.2 Годовая потребность в ацетилене

6.5.3 Годовая потребность в кислороде

6.5.4 Годовая потребность в углекислом газе

6.6 Годовая потребность в воде

6.7 Годовая потребность в электроэнергии

7 Расчет себестоимости цеховой продукции

8 Техника безопасности и охраны труда.

9 Технико-экономические показатели проекта цеха и их анализ

Список используемой литературы

Введение

Строительству особенно крупных и сложных предприятий и сооружений (а такими чаще всего являются именно судостроительные предприятия) предшествует разработка технико-экономического обоснования.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) является предпроектным документом, на основании которого принимается peшение об экономической целесообразности строительства нового судостроительного сооружения в том или ином районе страны.

В состав ТЭО входят: исходные данные о размере намечаемого строительства (класс судостроительного предприятия), его специализация, методы постройки судов, тип и размеры основных цехов и сооружений, площади территории верфи; обоснование потребности народного хозяйства в продукции проектируемого предприятия (сооружения), указания об источниках обеспечения производства сырьем, полуфабрикатами, электроэнергией, топливом и водой, кадрами, расчет капитальных затрат и срока их окупаемости, сведения о возможной кооперации.

На основе утвержденного ТЭО составляется задание на проектирование с обоснованием технико-экономической целесообразности строительства нового или реконструкции старого производства.

Задачами данного проекта является проектирование сборочно-сварочного цеха для изготовления узлов и секций судна представителя - грузопассажирского судна. Проектирование включает в себя: расчеты трудоемкости, количества рабочих мест, количества оборудования, площади цеха и его размеров. А так же расчет числа производственных, вспомогательных рабочих, ИТР, МОП, СКП, расчет фонда заработной платы, определение цеховых расходов и сметной стоимости работ.

В задании указывают: наименование предприятия, здания или сооружения, основание для проектирования, район, пункт и площадку строительства, номенклатуру продукции и мощность производства (тип судна, серийность и годовой выпуск), режим работы, сменность работы, намечаемую специализацию, производственное и хозяйственное кооперирование, основные источники обеспечения предприятия при его эксплуатации и в период строительства сырьем, водой, газом, электроэнергией, кадрами, внешние транспортные связи, предполагаемое расширение проектируемого объекта в дальнейшем, намечаемые сроки и порядок осуществления строительства (в соответствии с утвержденными нормами продолжительности), стадийность проектирования, наименование генеральной проектной организации и строительной организации -- генерального подрядчика, особые условия (например, условия присоединения к магистральным и городским сетям и др.).

Технический проект промышленного предприятия, цеха или другого сооружения обеспечивает возможность наиболее эффективно использовать общественный труд, материальные и денежные ресурсы как при строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации объекта, осуществить строительство в намеченные сроки, определить общую сметную стоимость строительства и основные технико-экономические показатели проектируемого производства.

При разработке технического проекта указывают источники обеспечения проектируемого производства сырьем, материалами, энергией, водой и другими ресурсами, а также кадрами, составляют схемы транспортных потоков сырья и готовой продукции, определяют уровень специализации и кооперирования производства, дают описание технологических процессов, обеспечивающих высокую производительность труда и внедрение передовых методов организации, производства, указывают пути применения автоматизированных систем управления, принимают объемно-планировочные архитектурные и конструктивные решения по строительству зданий и сооружений, создают условия для научной организации труда и бытового обслуживания работающих, разрабатывают сметы капитального строительства и определяют технико-экономические показатели производства.

Расчетно-пояснительная записка технического проекта должна быть составлена кратко и ясно, без излишних подробностей и рассмотрения второстепенных вопросов. Графические материалы приводятся в минимальном объеме

При разработке рабочих чертежей не допускаются отступления от принятых в утвержденном техническом проекте решений, если они приводят к ухудшению основных технико-экономических показателей или предусмотренных условий труда работающих, либо к увеличению стоимости строительства, установленной при утверждении проекта. В процессе разработки рабочих чертежей отдельные вопросы могут быть уточнены и детализированы, но лишь в той степени, которая необходима для производства строительно-монтажных работ индустриальными методами.

1.Назначение и расчетная программа цеха

По организации постройки судов судостроительные предприятия разделяют на судостроительные заводы, судостроительные верфи, судосборочные верфи и сдаточные базы. Наиболее эффективными из судостроительных предприятий являются судостроительная верфь и комплекс заводов судового машиностроения; эти предприятия характеризуются большей специализацией и более развитым кооперированием, чем предприятие широкого профиля типа судостроительно-машиностроительного завода.

При проектировании сварочного производства основным и главным исходным материалом служит заданная программа производства сварных конструкций, включенная в утвержденное задание.

Производственная программа -- это перечень изделий, подлежащих изготовлению в цехе за установленный период (обычно -- год), с подразделением их на конструктивно однородные группы и с указанием выпуска в количественном и в ценностном выражении. Тип проектируемого сварочного производства обусловлен производственной программой, которая влияет на степень детализации и точность проектных разработок.

В курсовом проекте рассматривается приведенная программа верфи, которая будет получена путем пересчета исходной программы по разным судам на количество представителей.

М. А. Кулагина, Н. А. Киселева - Основы технологического проектирования сборочно-сварочных цехов


Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства»

Изложены методические и теоретические основы проектирования сборочно-сварочных цехов по производству корпусных конструкций и изделий судового машиностроения. Основное внимание уделено технологии и организации производства, расчетным методам определения его элементов, экономическому обоснованию и анализу проектов сборочно-сварочных цехов, механизации и автоматизации сварочного производства.

Книга предназначена для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, а также ИТР проектных организаций и судостроительных заводов.

© Издательство «Судостроение», 1977 г

Настоящее учебное пособие по курсу «Проектирование сварочных цехов» написано для студентов кораблестроительных вузов и факультетов в соответствии с утвержденной MB и ССО СССР программой этой дисциплины.

Опыт преподавания курсов «Проектирование цехов по производству сварных конструкций» и «Проектирование сварочных цехов» в Ленинградском ордена Ленина и Николаевском ордена Трудового Красного Знамени кораблестроительных вузах показал, что необходимо учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Изложенные здесь теоретические и методические основы проектирования сборочно-сварочных цехов сопровождаются конкретными практическими решениями и рекомендациями.

Учебное пособие может быть использовано студентами при курсовом и дипломном проектировании сборочно-сварочных цехов, отделений и участков. Оно позволит инженеру-технологу квалифицированно решать многие вопросы: определять мощность действующих сварочных цехов, возможность изготовления этими цехами новых корпусных конструкций при изменении программы выпуска судов, заменять сварочное оборудование без остановки производства, осуществлять комплексную механизацию, вычислять коэффициент использования механизированных поточных линий и уровень механизации цеха, рационально размещать в цехе рабочие места, поточные линии и т. д. Однако следует иметь в виду, что приведенные данные и показатели, оборудование и планировка цехов служат лишь иллюстрацией к излагаемой методике и не являются нормативными. В практике проектирования возможны иные варианты в зависимости от сложности и технологии изготовления изделий, организации производства, используемых видов оборудования и средств механизации.

Авторы выражают глубокую признательность и благодарность инж. А. К. Сыркову, И. И. Рабиновичу, принявшим участие в обсуждении рукописи и высказавшим ряд ценных предложений по ее улучшению.

Критические замечания и пожелания просим направлять в издательство «Судостроение» по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8.

Развитие современного машиностроения и судостроения во многом зависит от состояния и перспектив сварочного производства. Рост производительности труда при проведении сварочных работ достигается в' результате механизации и автоматизации производства, использования новой техники и передовой технологии, рационального планирования и научной организации труда. Одно из важнейших направлений технического прогресса— комплексная механизация и автоматизация производства при изготовлении сварных конструкций.

В машиностроении и металлообработке на долю сварочного производства приходится около 45% общесоюзного производства металлических конструкций. В судостроении при изготовлении корпуса судна и отдельных узлов широко применяют различные виды механизированной сварки, главным образом электродуговой, которая является основным технологическим процессом при изготовлении корпуса судна, котлов, турбии, двигателей внутреннего сгорания и других механизмов.

Начало применению электросварки в судостроении и судоремонте было положено ее изобретателем Н. Г. Славяновым в конце XIX в. Однако в царской России в связи с общей технической отсталостью страны сварка широкого распространения не получила.

Большая роль в развитии сварки в СССР и во внедрений ее в судостроение принадлежит Виктору Петровичу Вологдину (1883—1950), который первый после революции возобновил сварку по методу Славянова на «Дальзаводе» (во Владивостоке). Вначале под его руководством на заводе производились сварочные ремонтные работы, а в 1923 г . был создан самостоятельный сварочный цех и уже в 1928 г . изготовлены первые сварные паровые котлы и сварен ряд ответственных строительных конструкций.

Первые сварочные цехи по существу представляли собой экспериментальные участки, на которых пробовали осваивать изготовление новых сварных конструкций, начиная с мелких дельных вещей и кончая механизмами, плоскостными и объемными секциями корпуса судна; в ряде случаев в этих цехах применяли сварку при выполнении ремонтных работ, при исправлении брака литья, поковок и т. п.

Первым отечественным судном полностью со сварным, а не с клепаным корпусом был морской катер длиной 16 м , построенный под руководством В. П. Вологдина в 1931 г . на «Дальзаводе». Опыт В. П. Вологдина быстро распространился По заводам центральной части СССР. В 1932—1933 гг. на ряде судостроительных предприятий (в Ростове-на-Дону, Красноярске, Ленинграде, Киеве, Николаеве, Херсоне и др.) была начата постройка электросварных речных барж и буксиров. В 1935 г . в Ленинграде построен первый в СССР полусварной крупный морской пароход «Седов». Одновременно на ряде заводов была начата постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря, грузовых шаланд и других цельносварных судов. К началу Великой Отечественной войны сварка почти вытеснила клепку, а в годы войны строились уже только сварные корабли и суда.

Таким образом, сварка, впервые примененная в судостроении в середине 20-х годов, стала основным методом соединения частей корпуса судна. Широкое применение сварки вместо клепки позволило значительно уменьшить массу корпуса, (на 13—20%) при сохранении его прочности и надежности, снизить трудоемкость изготовления корпуса судна на 40—50%, сократить сроки постройки в 2—3 раза, уменьшить общую стоимость постройки корпуса.

Развитие сварочной техники и использование ее в судостроительной промышленности коренным образом изменили технологические процессы постройки судов. Эти изменения отразились на облике и составе цехов судостроительного предприятия. Например, на старых судостроительных заводах при технологии постройки клепаных судов, как правило, существовал один цех — корпусный, занимавшийся изготовлением металлического корпуса судна. На более крупных заводах можно было встретить два цеха: корпусообрабатывающий, который обрабатывал - металл корпуса и выпускал готовые детали корпусных конструкций, и стапельный или судостроительный цех, производивший сборку и клепку корпуса судна на стапельных местах.

По мере внедрения сварки в судостроение определилась тенденция к специализации сварочного производства по видам работ: производство корпусных конструкций, изготовление машиностроительных деталей, узлов и конструкций, ремонтные работы.

Необходимость срочного пополнения -общего тоннажа речного и морского флота СССР в предвоенные и военные годы поставила перед судостроителями задачу резкого сокращения сроков постройки судов. Эта задача была успешно решена применением предварительной сборки и сварки корпусных конструкций с последующей их установкой в готовом виде на судно, о результате большой объем работ по постройке металлического корпуса был перенесен со стапеля в более благоприятные условия-—.в специально для этой цели приспособленные сборочно-сварочные цехи. Строительство сборочно-сварочных цехов на старых заводах было сопряжено с решением трудной задачи — найти свободное место для постройки цеха, не нарушив технологического потока. При проектировании новых заводов цехи располагают уже так, что оказывается выдержанным прямой технологический поток постройки судов: обработка металла корпуса, сборка и сварка узлов и секций, сборка и сварка блоков, сборка и сварка корпуса судна в целом.

Проектирование сборочно-сварочных цехов судостроительных заводов в нашей стране было начато еще в.тридцатые годы. Проектирующие организации, предвидя широкое развитие сварочного производства в недалеком будущем, создали проекты первых сборочно-сварочных цехов для судостроительных заводов Севера и Дальнего Востока. Эти цехи были построены перед Великой Отечественной войной. По размерам пролетов, по транспортным средствам и установленному оборудованию всех видов первые сборочно-сварочные цехи не могут, естественно, удовлетворять возросшим в последние годы требованиям к технологии и организации постройки судов.

Современные сборочно-сварочные цехи представляют собой мощные, хорошо оснащенные производственные подразделения, расположенные в многопролетных зданиях больших размеров. Изготовление сварных корпусных конструкций осуществляется на комплексно-механизированных поточных линиях, обеспечивающих высокую производительность труда и качество сварных соединений. В них перенесено до 60—70% общего объема работ по сборке и сварке корпуса. Секции корпуса, испытанные на непроницаемость и окрашенные, поступают на построечное место для изготовления корпуса судна. При этом резко сокращаются сроки постройки судна (вследствие параллельно-последовательного ведения работ как в сборочно-сварочных цехах, так и на построечном месте).

Использование сварки при изготовлении изделий судового машиностроения также значительно повысило производительность труда, снизило себестоимость работ и изделий по сравнению с созданием их ранее в литейных и кузнечно-прессовых цехах. Применение конструкций, сваренных из отдельных частей, позволило уменьшить размеры поковок и отливок, упростить оборудование литейных и кузнечных цехов.

К настоящему времени уже накоплен достаточный опыт по проектированию сборочно-сварочных цехов. Выработанные основы проектирования отражены во многих проектных документах и правилах — например, в утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (Госстроем СССР) «Временной инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства» СН202—76 и «Строительных нормах и правилах».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В СУДОСТРОЕНИИ

§ 1. СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЕГО ЦЕХОВ И УЧАСТКОВ

Сварочное производство представляет собой комплекс процессов с широким использованием сварочной техники, образующий самостоятельную законченную технологию изготовления сварной продукции. В зависимости от объема сварочных работ, выполняемых при изготовлении различных изделий, числа работающих, производственной площади определяют подразделение сварочного производства по организационному признаку: сборочно-сварочный цех, отделение или участок.

На современных судостроительных предприятиях изготовлением металлического корпуса судна занимаются несколько цехов: .корпусообрабатывающий цех с бюро плазовых работ, складом стали и участком предварительной правки, очистки и грунтовки стали; сборочно-сварочный цех со складом комплектации готовых корпусных деталей, осуществляющий предварительную сборку и сварку узлов и секций корпуса; цех сборки и сварки блоков корпуса судна (только при блочном методе постройки судов) со складом готовых секций; судостроительный (корпусосборочный) цех со складом готовых секций или блоков.

Таким образом, в технологии постройки судов предусмотрено четкое разграничение работ по изготовлению корпуса судна. Специализированные замкнутые самостоятельные производственные единицы — цехи выполняют только один из видов корпусных работ: обработку металла, секционную (предварительную) сборку корпусных конструкций и сборку корпуса судна в целом.

Сварочные работы на судостроительных предприятиях осуществляют в основном в двух или трех (при блочном методе постройки судна) цехах (табл. 1). Причем максимальный объем сварочных работ приходится на долю сборочно-сварочного цеха.

Рациональную организацию и функционирование сварочного производства можно обеспечить только при наличии следующих главных элементов: материалов для изготовления заданного объема продукции.

Материалы делятся на вспомогательные и основные. К основным относятся прокат, электродная проволока, крепеж и др., из которых непосредственно изготовляют заданное изделие, к вспомогательным — флюсы, электродные покрытия, защитные и горючие газы, вода для охлаждения оборудования и др., необходимые для выполнения производственного процесса; оборудования для осуществления операций производственного процесса.

Оно также условно делится на основное производственное оборудование (сварочное, станочное и др.) и вспомогательное (оснастка, приспособления, инструменты, производственный инвентарь и др.); энергии всех видов, используемой для привода оборудования и при выполнении производственных операций (электрической энергии для сварки, термической обработки изделий, привода станков, механизмов и. подъемно-транспортного оборудования; энергии сжатого воздуха для привода приспособлений, инструмента и др.).

состава работающих (производственных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, счетно-конторского и административно-технического персонала, младшего обслуживающего персонала).

Кроме главных элементов требуются дополнительные элементы сборочно-сварочного производства: техническая документация производственного процесса, устанавливающая взаимодействие между всеми основными элементами производства и служащая руководством при изготовлении заданной продукции.

Основы технологического проектирования сборочно-сварочных цехов

Общая характеристика деятельности цеха сварочных узлов. Организация сварочных работ, оборудование безопасных рабочих мест. Анализ деятельности цеха сварочных узлов на примере РУП "Гомсельмаш" ГЗСК. Разработка мероприятий для улучшения работы предприятия.

Рубрика Производство и технологии
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.02.2014
Размер файла 378,7 K

4. Оказание методической помощи мастерам и бригадирам в решении вопросов организации труда, использования установленного фонда оплаты труда.

5. Участие в организации трудового соревнования между цехами, участками, бригадами в проверке экономической обоснованности принимаемых обязательств, хода их выполнения, в подготовке необходимых материалов для итогов соревнования, рассмотрения их руководством и трудовым коллективом.

6. Обеспечивать правильность применения тарифных ставок и расценок должностных окладов, доплат, установления разрядов рабочим.

7. Участие в проведении апробации проектов нормативных материалов по труду и принятие мер по внедрению их после утверждения.

На производственные участки цеха возлагаются следующие функции:

1. Обеспечение выполнения плана производства продукции в соответствии с графиком производства.

2. Участие в разработке технологических процессов и внедрение в производство, участие в технологической подготовке производства.

3. Обеспечение подготовки новых кадров рабочих, обучение смежным и новым профессиям непосредственно на производстве в соответствии с законодательством, принятие мер по систематическому повышению производственной квалификации рабочих.

На службу подготовки производства возлагаются следующие функции:

1. Обеспечивать качественную доработку оснастки при внедрении, качественный ремонт и профилактику при эксплуатации в процессе производства, ежесменную подготовку оснастки, обеспечивающую выполнение производственных заданий.

2. Участвовать в расчете потребности и составления заявок на оснастку и инструмент, контролировать их реализацию.

3. Обеспечить сохранность, хранение и учет оснастки, а также закрепленные за службой материальных ценностей контролировать сдачу пришедшего в негодность инструментария для ремонта, списание его в установленном порядке.

4. Участвовать в проведении контрольных проверок на технологическую точность в процессе работы приспособлений, оснастки, оборудования.

На табельную возлагаются следующие функции:

1. Осуществление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и установленным порядком, осуществление расстановки кадров и ведение табельного учета, выявление причин и принятие мер по снижению текучести кадров.

2. Контроль соблюдения правил внутреннего трудового распорядка членами коллектива цеха.

3. Учет прохождения и исполнения документальных материалов.

4. Выполнение машинописных работ с рукописных, машинописных и печатных оригиналов на пишущих машинах различных систем для всех подразделений цеха.

На группу планирования возлагаются следующие функции:

1. Планирование и анализ выполнения цехом и участками технико-экономических показателей за месяц, квартал, с начала года.

2. Выявление возможностей увеличения выпуска продукции, повышение производительности труда и рентабельности производственных мощностей.

3. Подготовка проектов перспективных и годовых планов цеха, расчетов и обоснований к ним, составление проектов смет затрат общепроизводственных расходов, освоения проектов смет затрат общепроизводственных расходов, освоения производства новой продукции, расходовании сырья, материалов, энергии и других ресурсов.

На хозслужбу возлагаются следующие функции:

1. Обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии, пожарной безопасности зданий и помещений, закрепленных за хозяйственной службой.

ЦСУ в лице начальника цеха и его подчиненных работников в соответствии с должностными инструкциями имеет право:

· Самостоятельно устанавливать для внутренних подразделений количественные и качественные показатели плана, обеспечивающие выполнение установленных ему плановых заданий с наибольшей эффективностью.

· Требовать от соответствующих структурных подразделений завода обеспечение необходимым для его производственно-хозяйственной деятельности оборудованием, сырьем, материалами, топливом на основании расчетов производственных мощностей, спецификацией оборудования к утвержденным технологическим планировкам, утвержденных технологических процессов и другой документации, выполнение зависящих от них мероприятий и работ по созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечение работников в соответствии с установленными нормами спецпитанием, спецодеждой, спецобувью, защитными приспособлениями, спецмылом, питьевой водой и нейтрализующими веществами, а также своевременной стирки спецодежды.

· Привлекать для совместной разработки направлений по новой технике и технологии производства, реконструкции, модернизации оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, организация труда и производства специалистов функциональных отделов и служб.

· Выдавать в установленном порядке в пределах утвержденной программы и сметы затрат, заказы и требования в подразделения объединения на производства работ по реконструкции, модернизации, ремонт, хозяйственные работы, приобретения инвентаря и т.д., участвовать в приемке законченных работ по реконструкции, модернизации и ремонту оборудования, работ по механизации и автоматизации выполненных по плану оргтехмероприятий и заказам.

· Списывать с баланса морально устаревшее оборудование, изношенное и непригодное для дальнейшего использования оборудования, транспортного средства, инвентарь и инструмент в установленном порядке, когда восстановление этого инструмента невозможно или экономически нецелесообразно.

· Вносить в ООТиЗ предложения по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы для рабочих участков и бригад, совместно с ООТиЗ разрабатывать показатели по условиям премирования рабочих.

· Устанавливать разряды и присваивать квалификационные разряды рабочим в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочниками (с 1 по 3 разряд).

· Пересматривать и представлять на утверждение действующие нормы выработки и нормы обслуживания.

· Производить, в случае целесообразности, совмещение профессий рабочих с доплатой в установленном порядке.

· Утверждать размеры премий по действующим на заводе и в подразделении премиальным системам оплаты труда и лишать работников подразделения полностью или частично распоряжением начальником ЦСУ.

· Изменять оклады специалистов и служащих в соответствии со схемой должностных окладов в пределах заработной платы в установленном порядке.

· Производить в установленном порядке через управление кадров комплектование, подбор и расстановку кадров. Переводить рабочих на другую постоянную и временную работу внутри подразделения в соответствии с действующим законодательством.

· Утверждать совместно с профорганизацией графики очередности отпусков и предоставлять в необходимых случаях работникам по их заявлению кратковременные отпуска без сохранения заработной платы.

· Подводить итоги трудового соревнования между участниками, бригадами и отдельными работниками подразделения и в соответствии с действующими положениями производить премирование работников по итогам соревнования в пределах средств, выделенных на эти цели, применять другие формы материального и морального поощрения работников за достигнутые успехи в работе.

· Налагать дисциплинарные взыскания на работников подразделения в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и представлять директору завода предложения о наложении взысканий на специалистов и служащих подразделения.

· Представлять дирекции завода материалы об увольнении работников подразделения по инициативе администрации в соответствии с ТК РБ.

2.2.1 Характеристика ЦСУ

На 1 января 2011 года площадь ЦСУ составила 25028, а списочная численность основных производственных рабочих составила 230 человек, в т.ч. слесарь механосборочных работ в количестве 5 человек, сварщиков на машинах контактной сварки 12 человек, а электросварщиков на автоматах и полуавтоматах 213 человек.

Слесарь механосборочных работ должен знать конструкцию, назначение и принцип работы собираемых сложных механизмов, приборов, агрегатов, станков и машин, технические условия на регулировку, испытания и сдачу собранных узлов машин и агрегатов и их эксплуатационные данные, приемы сборки и регулировки машин и режимы испытаний, меры предупреждения деформаций деталей, правила проверки станков на точность. В его обязанности входит: сборка, регулировка и отладка сложных машин, контрольно-измерительной аппаратуры, пультов и приборов, уникальных и прецизионных агрегатов и машин, подборка и сборка крупногабаритных и комбинированных подшипников, статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации.

Контактная сварка - технологический процесс получения неразъемного соединения металлических деталей при их местном нагреве протекающим в этих деталях электрическим током, сопровождаемым сдавливанием зоны соединения. Таким образом, контактная сварка - один из видов сварки давлением. Сварщики ГЗСК занимаются данным видом сварки узлов.

Электросварщик с помощью сварочного аппарата соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, детали машин и механизмов. Электросварщик - знаток электротехники, материаловедения, противопожарной безопасности и первой медицинской помощи. Ему приходится продолжительное время работать в замкнутых, темных, тесных помещениях в одной и той же, неудобной позиции. Профессиональные функции электросварщика - это подготовка к работе электросварочного аппарата и изделий для сварки, проведение работ по электросварке, первичный контроль над качеством сварки [3].

Согласно форме 2-ПЭО ГЗСК проведу анализ цеховых расходов за декабрь 2010 года:

Таблица 4 - анализ цеховых расходов за декабрь 2010г.

По некоторым из статей расходов ЦСУ план был не выполнен, поскольку основное внимание в этот период было уделено содержанию цехового персонала. Также существенное перевыполнение плана наблюдается по статье содержания оборудования и других рабочих мест. В дальнейшем необходимо сделать упор на поддержание состояния зданий, сооружений и инвентаря.

Рассмотрим структуру себестоимости товарной продукции за декабрь по заводу «Гомсельмаш» ЦСУ, а также проведем анализ и выявим какая из статей затрат занимает наибольший удельный вес в себестоимости товарной продукции:

Таблица 5 - себестоимость товарной продукции за декабрь 2010 г.

Рис.1 - структура себестоимости товарной продукции ЦСУ

Исходя из рассчитанного удельного веса и графика, можно сказать, что в структуре себестоимости товарной продукции большую долю занимают покупные полуфабрикаты (27,3%) и основная зарплата (22,2%).

Таблица 6 - Анализ себестоимости по ЦСУ за декабрь 2010 года

По статье «Основная зарплата основных производственных рабочих» получена экономия по причине неполной выплаты планируемого премиального фонда за качество сварного шва, выпускаемой продукции и в связи с пересмотром норм расценок на изготавливаемые ДСЕ в сторону снижения.

Экономия по статье «Дополнительная зарплата основных производственных рабочих» получена за счет выплат по трудовым отпускам основных производственных рабочих.

Перерасход по статье «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» получен вследствие перерасхода ФЗП вспомогательных рабочих.

Перерасход по статье «Цеховые расходы» получен в результате перерасхода ФЗП РСиС (не запланированные премиальные выплаты), перерасхода на охрану труда.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕХА СВАРОЧНЫХ УЗЛОВ РУП «ГОМСЕЛЬМАШ» ГЗСК

3.1 Основные направления совершенствования деятельности ЦСУ

Чтобы привезти оборудование в работоспособное состояние, необходимо проводить модернизацию. Под модернизацией оборудования понимается проведение комплекса технических мероприятий с целью повышения общего технического уровня находящегося в эксплуатации оборудования путем приближения его технических и эксплуатационных характеристик к характеристикам современных машин и аппаратов аналогичного назначения.

Модернизация оборудования на предприятии позволяет:

· улучшить качество и повысить скорость выполнения работ;

· сэкономить на закупке оборудования;

· рационально использовать ресурс оборудования, опыт работы с которым на предприятии уже сложился;

· перевести оборудование на энергосберегающий режим.

Модернизации следует подвергнуть:

· отдельный сварочный аппарат (установка современных подающих механизмов с евроразъёмами и системой жидкостного охлаждения горелки);

· процесс сварки (установка вращателей, манипуляторов, систем автоматизированного управления);

· технологию сварки (совмещение разных сварочных процессов, использование импульсного программируемого оборудования);

· оборудование проработавшее свыше 20 лет, если оно необходимо производству, а его замена в ближайшее время невозможна;

· оборудование, проработавшее менее 10 лет, если оно по своим конструктивным качествам не обеспечивает получение деталей и узлов необходимого качества;

· оборудование выпуска 10-20 летней давности.

В ходе модернизации оборудования необходимо произвести повышение эксплуатационных качеств оборудования, т. е. увеличить долговечность изнашивающихся деталей, улучшить систему смазки и т. п. [8]

Также обязательно проводить планово-предупредительные осмотры оборудования, чтобы заранее выявлять неисправности его работы и вследствие не было необходимости закупки новых станков и деталей, что весьма затратно, а было достаточно заменить лишь отдельные элементы оборудования. Это позволит предприятию:

· работать без срывов производственных планов;

· существенно увеличить срок эксплуатации оборудования;

· сэкономить время и деньги на проведение ремонтных работ.

Не стоит забывать, что любое оборудование через какое-то время изнашивается до такой меры, что ни модернизация его, ни ремонт уже не помогут. В таких случаях предприятию необходимо выделить средства на покупку нового оборудования. Однако, зачастую пытаясь сэкономить, купив более дешевые станки, предприятие проигрывает, т. к. они служат намного более короткий период времени. Иногда стоит переплатить и выбрать более качественное и надежное оборудование, которое будет служить предприятию долгие годы.

Сейчас возможно внедрение современного оборудования в цеха, которое позволяет достичь автоматизации процесса сварки. Это касается сварки продольных и кольцевых швов, орбитальной сварки труб и т. п. [9]

Кроме оборудования необходимо закупать и качественные материалы для сварки:

· Никель и никелевые сплавы;

· Медь и медные сплавы;

· Алюминий и алюминиевые сплавы;

Важную роль в сварочном производстве играет оборудование для проведения термообработки: нагревательные элементы и установки. При их выборе стоит делать акцент на мощность, но, чтобы объем потребляемой энергии был не слишком велик.

Для улучшения условий труда в цехе сварочных узлов необходимо выполнение следующих условий, относящихся как к производственному процессу, так и к санитарным нормам:

1. Помещения для размещения оборудования, материалов и работающих (обеспечение необходимой площади и достаточной высоты).

2. Создания оптимального состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

3. Идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

4. Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

5. Проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

6. Прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

7. Принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

8. Оснащение помещений основным и аварийным освещением и его эффективное и рациональное использование;

9. Оснащение сварочного цеха легкими и удобными в работе приспособлениями;

10. Наличие сменных электродов из высокостойких сплавов и инструмента для их быстрой и точной заправки;

11. Тщательный уход за оборудованием и его регулярный ремонт;

12. Сварочное оборудование должно подвергаться ежедневному осмотру, ежедекадному профилактическому и ежеквартальному текущему ремонту;

13. Ежедневно должны очищаться наружные части машины и прерывателя, проверяться работа педалей (четкость включения и выключения), проверяться работа ламп (по степени накала, равномерности зажигания игнитронов и тиратронов), проверяться состояние смазки, усилие сжатия электродов и состояние контактов реле и контакторов (при наличии нагара контакты зачищаются);

14. Должна соблюдаться техника безопасности для предотвращения воздействия опасных производственных факторов на работающих;

15. Использование средств индивидуальной защиты: перчатки, шлемы, очки, фартуки, наколенники, щитки сварщика.

3.2 Замена оборудования

Как показывает практика, основной причиной выхода оборудования из строя является человеческий фактор:

· нарушение режимов и ПВ сварки

· отсутствие ежедневного технического обслуживания (очистка, продувка и т.д.)

· использование оборудования после появления первых признаков неисправности

· эксплуатация оборудования на запылённых производственных участках

· в помещениях с повышенной влажностью

· отсутствие полноценного электропитания.

Согласно ведомости действующего оборудования 164 цеха на 2011 год в участке сварочных узлов №1 в наличии имеется 4 машины точечной сварки МТ-1928, в участке сварочных узлов №3 в наличии имеется 1 машина точечной сварки МТ-1928 и в участке сварочных узлов №41 в наличии имеется 1 машина точечной сварки МТ-1928. Данное оборудование эксплуатируется в цехе на протяжении длительного времени и находится в состоянии, требующем срочного ремонта или замены.

В связи с данной ситуацией рассмотрим возможные варианты закупки нового оборудования на замену машинам точечной сварки МТ-1928, которые 1928 предназначены для точечной сварки переменным током деталей из низкоуглеродистых и нержавеющих сталей, титановых и алюминиевых сплавов, крестообразных соединений стержней арматуры класса А1, В1, А2, В3. Среди особенностей МТ-1928 следует назвать:

· Компактность, быстродействие и простота в эксплуатации универсального назначения.

· Конструкция верхнего и нижнего хоботов и возможность регулировки вылета нижнего хобота, позволяют сваривать изделия сложной конфигурации, например, с отбортовкой.

Основы технологического проектирования сборочно-сварочных цехов. Кулагина М.А., Киселева Н.А. 1977

Основы технологического проектирования сборочно-сварочных цехов. Кулагина М.А., Киселева Н.А. 1977

Изложены методические и теоретические основы проектирования сборочно-сварочных цехов по производству корпусных конструкций и изделий судового машиностроения. Основное внимание уделено технологии и организации производства, расчётным методам определения его элементов, экономическому обоснованию и анализу проектов сборочно-сварочных цехов, механизации и автоматизации сварочного производства. Книга предназначена для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, а также ИТР проектных организаций и судостроительных заводов.

От авторов
Введение

Глава 1. Общие сведения о сварочном производстве в судостроении
Сварочное производство и задачи проектирования его цехов и участков
Сварные изделия сборочно-сварочного цеха при современных методах постройки судов
Основные характеристики сборочно-сварочных цехов в зависимости от класса судостроительного предприятия
Производственные связи между цехами, грузовые потоки
Задание на проектирование, стадии проектирования и их содержание
Исходные данные для проектирования и общие требования к проектам
Состав проекта цеха

Глава 2. Технологическое проектирование сборочно-сварочного цеха
Производственная программа сборочно-сварочного цеха
Режим работы цеха и фонды времени
Проектирование технологии изготовления сварных изделий
Определение объема сборочно-сварочных работ. Трудоемкость и длительность производственных операций
Основы технологии и организации производства в цехе
Выбор основных видов оборудования и расчет его количества
Выбор рабочих мест, технологической оснастки, приспособлений и инструмента. Расчет их количества
Подъемно-транспортное оборудование цеха. Расчет количества кранов
Определение потребности цеха в материалах и энергии
Определение состава и числа работающих в цехе
Технические средства управления производством в цехе
Охрана труда и средства обеспечения безопасности работающих
Основные технико-экономические показатели

Глава 3. Механизация и автоматизация сварочного производства
Задачи и направления механизации и автоматизации
Организация поточного производства и расчет количества поточных линий
Механизированные и комплексно-механизированные поточные линии в сборочно-сварочном цехе
Показатели уровня механизации и автоматизации. Технический уровень производства

Глава 4. Технологический план цеха (блока цехов)
Типовые схемы компоновки
Общая методика разработки технологического плана и разрезов цеха
Обоснование выбора размеров пролетов и определение площадей
Расчет и планировка цеховых складов и кладовых
Участок грунтовки и сушки секций

Глава 5. Специальные части проекта
Составление технических заданий на разработку специальных частей проекта
Архитектурно-строительная часть
Санитарно-техническая часть
Энергетическая часть

Глава 6. Экономическая часть проекта
Оценка экономической эффективности проектных решений
Смета и капиталовложения на строительство
Цеховая себестоимость продукции и метод ее расчета

Основы проектирования сварочных цехов. Красовский А.И. 1980

Основы проектирования сварочных цехов. Красовский А.И. 1980

Глава I. Общие сведения
1. Элементы производства и задачи его проектирования
2. Влияние характеристик сварных изделий на особенности проектирования их производства
3. Типы и характеристики сварочного производства
4. Состав, содержание и стадии разработки проекта
5. Исходные данные для проектирования
6. Состав и последовательность разработки технологической и транспортной части проекта цеха
7. Производственная программа и ее разновидности
8. Режим работы и годовые фонды времени рабочих и оборудования
9. Научная организация труда в проектах сварочных производств
10. Общие требования к проектам сварочных производств

Глава II. Документация производственного процесса и ее разработка
11. Подготовительные работы
12. Состав производственного процесса и общая методика разработки его документации
13. Технологическое проектирование сборочно-сварочных работ и расчетное определение режимов сварки
14. Технологическое проектирование заготовительных работ и определение экономичного раскроя проката
15. Проектирование работы промежуточного склада и отделения комплектации заготовок и деталей
16. Определение трудоемкости работ и длительности производственного цикла
17. Технико-экономическая оценка вариантов технологии производства

Глава III. Влияние комплексной механизации и автоматизации производства на его планировку и экономическую эффективность
18. Пути и эффективность механизации и автоматизации производственного процесса
19. Формы поточной работы в сборочно-сварочных цехах
20. Теоретические основы проектирования и расчетные параметры поточных линий
21. Основные способы синхронизации операций поточных производственных процессов
22. Определение оптимального выпуска продукции
23. Степень и уровень механизации и автоматизации производственного процесса и способы их повышения
24. Применение промышленных роботов в сборочно-сварочных цехах

Глава IV. Определение проектируемого состава основных элементов производства
25. Рациональный выбор и расчет требуемого состава оборудования и оснастки
26. Определение потребности в материалах и энергии
27. Определение состава и численности работающих
28. Использование вычислительной техники в проектировании цехов сварочного производства

Глава V. Пространственное расположение производственного процесса
29. Состав сборочно-сварочного цеха и его производственная связь с другими цехами завода
30. Типовые схемы компоновок сборочно-сварочных цехов
31. Последовательность и общая методика разработки плана и разрезов здания цеха
32. Расчеты площадей и планировка сборочно-сварочных отделений и участков
33. Расчеты площадей и планировка заготовительных отделений
34. Расчет и планировка цеховых складов и кладовых
35. Расчет и планировка административно-конторских и бытовых помещений
36. Компоновка планов отделений и участков цехов и уточнение состава элементов производства
37. Метод ускоренной разработки технологических планов цехов

Глава VI. Специальные части проекта
38. Технические задания на разработку специальных частей проекта

Глава VII. Экономический анализ и технико-экономические показатели проекта цеха
39. Оценка экономической эффективности проекта
40. Капиталовложения и методика их расчета
41. Цеховая себестоимость продукции и методика ее расчета
42. Уровень рентабельности производства сборочно-сварочного цеха и изготовляемых в нем изделий
43. Основные данные и технико-экономические показатели

Глава VIII. Примеры рациональных поточных сборочно-сварочных участков и автоматических линий
44. Автоматическая линия для изготовления стальных отопительных радиаторов
45. Автоматические линии сборки и сварки кузова легкового автомобиля в крупносерийном производстве ВАЗ
46. Автоматическая линия сборки и контактной сварки пола кабины грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131
47. Автоматическая линия сборки и сварки кабин грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131
48. Поточная линия изготовления шахтных вагонеток
49. Комплексно-механизированная поточная линия сборки и сварки стальных рулонируемых полотнищ

Приложение 1. Расчетные коэффициенты и характеристики элементов и устройств автоматических линий
Приложение 2. Средние значения k - коэффициента производительности или приведения трудоемкости механизированного к трудоемкости немеханизированного выполнения работ в сборочно-сварочных цехах машиностроительных заводов
Приложение 3. Типовое подъемно-транспортное оборудование сборочно-сварочных цехов
Приложение 4. Вопросы для самопроверки усвоения материалов по главам учебника

В настоящее время сварочное производство стало одной из ведущих областей техники. Во всех отраслях машиностроения широко применяют высокопроизводительные и экономически эффективные технологические процессы сварки, наплавки, пайки, термической резки и металлизации, позволяющие успешно обрабатывать почти все конструкционные материалы толщиной от десятков микрометров до нескольких метров. Достигнутый высокий уровень развития сварочной техники служит прочной базой для значительного дальнейшего увеличения производительности труда, экономии материалов и энергии в народном хозяйстве, а также повышения качества и снижения себестоимости сварной продукции.

Все это стало возможным в результате исключительного и постоянного внимания Советского правительства и коммунистической партии к достижениям сварочной техники, а также благодаря неустанной их заботе о развитии сварочного производства в нашей стране. Об этом свидетельствует ряд специальных постановлений партии и правительства по вопросам совершенствования и внедрения сварочных процессов и повышения их эффективности в народном хозяйстве.

Одновременно с ростом сварочного производства, машиностроения и других отраслей промышленности развивалось и их проектирование. В настоящее время все министерства имеют отдельные специализированные проектные институты, выполняющие каждый в своей отрасли проектирование промышленных предприятий.

Исходя из пятилетних планов развития народного хозяйства, проектные институты проводят ответственную работу по изысканию и научно-техническому обоснованию наиболее рациональных и целесообразных в технико-экономическом отношении решений поставленных перед ними практических задач. С течением времени в проектных институтах накоплялось большое количество материалов по обследованию заводов и по разработке рациональных проектов самых различных производств. Обобщение и систематизация этих материалов дали возможность получить соответствующие технико-экономические показатели для анализа эффективности и рентабельности работы действующих производств и для проверки качества проектов промышленных предприятий каждой отрасли. На основе совокупности этих материалов были разработаны многочисленные нормативы, методические положения и технические инструкции по рациональному проектированию сварочного и других видов производства. Проведенные работы обеспечили переход проектирования промышленных предприятий машиностроения, в том числе сварочного производства, на новый, более высокий уровень с использованием новейших достижений науки и техники, обусловливающий возможность наиболее разумного и экономичного использования огромных капиталовложений для создания материально-технической базы коммунизма – с максимальной их эффективностью.

В итоге такого развития проектирования промышленных предприятий возникла необходимость включения в программы обучения студентов технических вузов специальных дисциплин по основам проектирования предприятий, соответствующих специализации студентов. Поэтому учебными планами машиностроительных вузов для подготовки инженеров по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» предусмотрен ряд специальных учебных дисциплин, в том числе курс «Проектирование сварочных цехов».

Впервые книга автора «Основы проектирования сварочных цехов» была издана в 1936 г. (ОНТИ НКТП СССР). Затем эту книгу того же наименования издали в 1952 г. (Машгиз) и в 1965 г. («Машиностроение»).

Этот курс, согласно утвержденной программе, имеет целью сообщить будущим инженерам-технологам сварочной специальности необходимые сведения теоретического и методического характера, а также практические рекомендации для рационального решения вопросов сварочного производства при его проектировании.

Многолетний опыт преподавания автором этого курса в МВТУ им. Н.Э. Баумана (с 1934 г.) показал, что при изучении курса и в особенности при выполнении практических заданий по основным его разделам, а также при разработке дипломных проектов необходимо использовать все знания по сварочной специальности, приобретенные студентами за время пребывания в вузе и при прохождении ими производственного обучения (практики). Поэтому согласно учебному плану завершающего 5-го года обучения студентов прохождению курса «Проектирование сварочных цехов» предшествуют все общеобразовательные, общетехнические и специальные технические курсы, включая значительную часть курса «Организация и планирование машиностроительного производства». Проектирование сварочных цехов студенты изучают непосредственно перед преддипломной практикой и дипломным проектированием. Такая последовательность прохождения специальных дисциплин обеспечивает необходимую и достаточную подготовку студентов к изучению курса «Проектирование сварочных цехов» и успешное его усвоение с наименьшими затратами времени.

Читайте также: