Подъемно транспортное оборудование в сварочном производстве

Обновлено: 18.05.2024

Специальные подъемно-транспортные средства имеют в основном то же назначение, что и обычные универсальные средства, но изготовлены с учетом специфики сборочно-сварочного производства и предназначены не только для подъема и перемещения деталей и узлов, но и для установки их в определенном положении перед сборкой или сваркой, т. е. выполняют функции монтажно-сборочного оборудования, а также оборудования для поворота изделий. К этим средствам относится, например, четырехкрюковый мостовой кран, который в отличие от обычных мостовых кранов обеспечивает не только подъем и перемещение свариваемого изделия, но и его кантовку. Другим примером специального подъемно-транспортного устройства является самоходная портальная тележка для транспортировки листовых заготовок и установки их в нужном положении при сборке.

Четырехкрюковый мостовой кран предназначен для подъема, транспортировки и кантовки крупногабаритных изделий, например главных балок мостовых кранов. В отличие от обычного мостового крана на тележке четырехкрюкового крана установлено два независимых механизма подъема, каждый из которых имеет по два канатных барабана.


Рис. 1. Четырсхкрюковый мостовой кран

Изделие располагают на двух круглозвенных цепях, каждая из которых накинута на крюки, подвешенные к разным механизмам подъема. Для кантовки изделие сначала немного приподнимают над стеллажом, затем один механизм подъема начинает работать на спуск, а второй — на подъем до тех пор, пока изделие не повернется на требуемый угол, после чего изделие опускают. Кран грузоподъемностью 15 т для изделий с размерами поперечного сечения до 750 X 1800 мм и длиной до 32 м применен в поточной механизированной линии сборки и сварки главных балок электромостовых кранов.

На рис. 2 изображена портальная тележка для транспортировки листов в горизонтальном положении. На портальной раме с подъемной кареткой смонтирована траверса с электромагнитными захватами, закрепленными на пружинных подвесках. Тележка перемещается по рельсовому пути с помощью электромеханического привода. Каретка поднимается и опускается по вертикальным направляющим портальной рамы на 500 мм при помощи двух гидравлических цилиндров. Траверса установлена на катках и может перемещаться по каретке в поперечном направлении в пределах 500 мм. Гидроцилиндры портала приводятся в действие станцией гидропривода. Тележку подводят к складу листов, опускают каретку до соприкосновения захватов с листом и включают электромагниты захватов, затем поднимают каретку и тележка перемещается к месту сборки. Для более точной укладки лист перемещают с помощью передвижной траверсы поперек тележки, затем опускают каретку и отключают электромагниты. Тележка перевозит листы массой до 5 т со скоростью 60 м/мин.


Рис. 2. Портальная тележка для транспортировки листов


Рис. 3. Самоходная стапельная тележка грузоподъемностью 100 т

Стапельные тележки с гидродомкратом предназначены для перевозки блоков корпусов судов и их точной установки при сборке. Каждая тележка состоит из рамы, четырех колес и плунжерных гидравлических домкратов. Гидродомкраты можно приводить в действие ручными насосами, а также гидронасосами с пневмоприводом. Передвижение тележек осуществляется электроприводом 5. Тележки имеют грузоподъемность 75—200 т и ход домкрата 200—300 мм. Давление масла в гидродомкратах достигает 330 кгс/см2 (33 МПа).

МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

К механическому оборудованию сварочного производства относится обору­дование для установки и перемещения свариваемых изделий; для установки и перемещения сварочных аппаратов и перемещения сварщиков; для уплотнения стыков; для сбора и подачи флюса в зону сварки. К этому оборудованию может быть также отнесено сборочное, отделочное и подъемно-транспортное оборудо­вание.

Оборудование для установки и перемещения свариваемых изделий. Оборудо­вание применяют при ручной, полуавтоматической, автоматической, электро — шлаковой и контактной сварке, при наплавке, термической резке, сборке сварных узлов, отделке, при выполнении контрольных операций. Оборудование служит для установки и перемещения изделий в наиболее удобное для выполнения техно­логической операции положение и обеспечивает одно, два или три рабочих дви­жений свариваемых изделий. Такими движениями являются вращение; враще­ние и наклон; вращение и подъем; вращение, наклон и подъем; горизонтальное линейное перемещение свариваемого изделия. По скорости перемещения свари­ваемых изделий оборудование разделяют на устройства со сварочной регулируе­мой скоростью и с установочной нерегулируемой скоростью. Оборудование имеет механизированный привод. Ручной привод находит применение в устройствах для перемещения малогабаритных сварных узлов. Основные типы оборудования для установки свариваемых изделий — манипуляторы, вращатели, кантователи, роликовые стенды, перемещающиеся столы.

Манипуляторы предназначены для установки (наклона) изделий в положе­ние, удобное для сварки и вращения их со сварочной скоростью при автомати­ческой, полуавтоматической или ручной сварке круговых швов и наплавке ци­линдрических и конических поверхностей (табл. 29). В некоторых конструкциях предусмотрен также подъем изделий, что позволяет сваривать крупные изделия без установки манипулятора на подставки и без приямков. Манипуляторы обес­печивают вращение изделий на 360°, наибольший угол наклона изделий в зави­симости от конструктивного исполнения манипулятора составляет 90—360°. Наибольшее применение находят манипуляторы с зубчатым сектором, обеспечи­вающие наклон изделий на угол до 135° (рис. 30). Для изделий большой массы используют манипуляторы с зубчатым сектором, обеспечивающие угол наклона до 90°. При необходимости наклона изделий на угол более чем 135° применяют консольные манипуляторы (для легких изделий) и манипуляторы двухстоечного типа, позволяющие вращать и наклонять изделия на угол 360° [3]. Привод для наклона изделия имеет постоянную установочную скорость, и лишь для сварки меридиональных швов привод наклона выполнен с возможностью регулирования

сварочной скорости. Регулирование частоты вращения планшайбы для обеспе­чения необходимой сварочной скорости в современных конструкциях манипуля­торов осуществляется бесступенчато путем изменения частоты вращения вала электродвигателя постоянного тока. Манипулятор, позиционер, вращатель и кантователь выбирают по трем параметрам свариваемых изделий: по массе Q и расстояниям L от центра тяжести изделий до оси вращения и Я до плоскости планшайбы. Моменты Mj = QL относительно оси вращения и М2 — ОН отно­сительно плоскости планшайбы не должны превышать наибольших моментов,

приведенных в паспортах или в типаже манипуляторов. При применении приспособлений для закрепления свариваемых изде­лий массу 0 необходимо прини­мать с учетом массы приспособ­ления, а в величине Я должна быть учтена высота приспособ­ления.

Манипуляторы с нерегули­руемой (установочной) ско­ростью вращения (позиционеры) предназначены для установки изделий в удобное для сварки положение, их применяют при ручной, полуавтоматической и автоматической сварке рамных и корпусных конструкций. Они также обеспечивают наклон и вращение изделий или наклон, вращение и подъем. Серийные конструкции манипуляторов и позиционеров унифицированы. При этом позиционеры являют­ся модификацией манипулято­ров, отличающейся приводом вращения планшайбы.

Рис. 30. Манипулятор М-2:

1 — планшайба; 2 — стол; 3 — кор­пус; 4 — привод вращения план­шайбы; 5 — зубчатый сектор меха­низма наклона стола

Вращатели предназначены для вращения изделий вокруг одной оси со сва­рочной регулируемой скоростью или с установочной нерегулируемой скоростью (табл. 30). Они отличаются от манипуляторов тем, что не имеют механизма наклона изделий и поэтому менее универсальны, но вместе с тем проще и дешевле мани­пуляторов. Вращатели используют для автоматической, полуавтоматической и ручной сварки круговых швов, наплавки цилиндрических и конических поверх­ностей, контактной сварки и термической резки в случаях, когда не требуется изменять положение оси вращения изделия. В зависимости от расположения оси вращения вращатели разделяют на вертикальные, горизонтальные (рис. 31) и наклонные, Вращатели с установочной скоростью вращения и горизонтальной осью называют кантователями, а с вертикальной Ъсью — поворотными столами.

Кантователи предназначены для поворота и установки изделий в удобное положение при сборке, сварке и отделке. В большинстве случаев кантователи

Лекция № 7

Тема: Универсальные грузоподъемные машины и транспортные средства.

План:

1.Основные грузоподъемные машины в сборочно-сварочном производстве.

2.Мостовые краныэ

3.Поворотные краны.

С помощью подъемно-транспортного оборудования в сборочно-­сварочном производстве осуществляется погрузка, транспорти­ровка, разгрузка, а также кантовка металла, заготовок, деталей, сварных узлов и готовых изделий на всех стадиях технологиче­ского процесса.

Различают внешний, межцеховой и внутрицеховой транспорт.

Для внешнего и межцехового транспорта служат, как правило, универсальные транспортные средства, в настоящем курсе не рассматриваемые. Для внутрицехового транспорта применяю г средства универсального назначения и специальные, используе­мые в основном в сварочном производстве. В составе внутрице­хового транспорта особо следует выделить межоперационный транспорт, назначение которого — передача изделий с одного рабочего места на другое в соответствии с технологическим про­цессом.

Подъемно-транспортное оборудование можно разделить на две основные группы: оборудование периодического действия — грузоподъемные машины и транспортные средства и оборудование непрерывного действия — транс­портирующие м а ш и н ы или конвейеры.

Основные грузоподъемные машины в сборочно-сварочном производстве — Электротали и краны.

Электротали выпускают грузоподъемностью 0,25; 0,5; 1; 2; 3,2; 5 т. Они передвигаются по однорельсовому пути — моно­рельсу, Электротали грузоподъемностью 0,25 т имеют ручной привод передвижения, а грузоподъемностью 1 т и больше — элек­трический. Привод передвижения электротали грузоподъемно­стью 0,5 т может быть, как ручной, так и электрический. Скорость передвижения стандартных электроталей 20 м/мин, скорость подъема 8 м/мин. Управление осуществляется с гола при помощи подвесной кнопочной станции. В качестве монорельса используют Двутавровые валки от № 18 до № 45 в зависимости от грузоподъем­ности электротали. При необходимости монорельс может иметь закругление в горизонтальной плоскости. Электротали приме­няют для обслуживания сварочных участков, отдельных рабочих мест, а также в качестве межоперационного транспорта в по­точных линиях.

В сварочном производстве используют различные тины кра­нов, как передвижные — мостовые, подвесные, козловые, полу­козловые, консольные, так и стационарные поворотные. Наиболь­шее распространение получили электрические мостовые краны, являющиеся универсальным подъемно-транспортным оборудованием, обслуживающим почти всю площадь цехового пролета, и в то же время не занимающим производственную пло­щадь (рис. 133, а). Особенно широко мостовые краны применяют в единичном производстве, а в тяжелом машиностроении — и в мелкосерийном.


В серийном и массовом производствах целесообразнее при­менять специальные транспортные средства и конвейеры.

Мостовые краны делятся на двухбалочные и однобалочные. Крал опирается четырьмя колесами на подкрановые пути, уста­новленные на колоннах цеха и передвигается по ним вдоль всего пролета (у тяжелых кранов число колес 8—16 шт.). Мостовые двухбалочные краны имеют широким диапазон грузоподъемности (3—320 т) и выпускаются с пролетом (колеей подкрановых путей) 10,5—32 м (ГОСТ 534—78). Крапы грузоподъемностью 15—20 т и более обычно оборудованы двумя независимыми механизмами подъема — главным и вспомогательным; грузоподъемность вспо­могательного в несколько раз меньше, чем главного.

В однобалочных кранах вместо тележки применяют стандарт­ную электроталь. Грузоподъемность однобалочных кранов, как и электроталей, обычно равна 1—5 т. Однобалочные краны могут быть опорными — с ездой по подкрановым путям (как двухбалоч­ные), и подвесные — с ездой по подвесному рельсовому пути, расположенному над краном (ГОСТ 7890—73).

Вдоль пролета, обслуживаемого опорным мостовым краном, остаются пространства вне зоны обслуживания — «мертвые зоны», дости г ающие 15—20% площади пролета (рис. 133, а) У подвес­ных кранов крайние положения крюка значительно ближе к гра­ницам пролета и за счет этого увеличена зона обслуживания (рис. 133, б). Подвесные краны могут осуществлять передачу грузов в соседний пролет путем стыкования несущих балок под­весных кранов, расположенных в соседних пролетах.

Козловые кран ы (рис. 133, в) отличаются от мосто­вых тем, что мост у них опирается не на колеса, а на высокие опоры — «козлы», установленные на ходовые тележки, передви­гающиеся по рельсам, проложенным с обеих сторон вдоль зоны работы крана. Козловые краны не заводах применяют главным образом на складах металла и готовой продукции, расположен­ных на открытых площадках. Грузоподъемность козловых кранов достигает 32 т (ГОСТ 7352—75).

Полу козловые краны (рис. 133, г) передвигаются по двум рельсам, один из которых расположен на полу, второй — на стене цеха. Полукозловые краны используют обычно для обслуживания отдельных участков, расположенных на одной стороне пролета — между стеной и проходом.

Для этой же цели служат и консольные передвижные краны, передвигающиеся вдоль стен или колонн по двум рельсам, проложенным один под другим, нижний (опорный) рельс воспринимает основную нагрузку от веса крана и груза, а верхний рельс удерживает кран от опрокидывания. В настен­ных кранах оба рельса закрепляют на колоннах (рис. 133, б), в велосипедных крапах нижний рельс располагается на полу, а верхний крепится к колоннам или верхней металлоконструкция цеха (рис, 133, е). Подъемным механизмом ь консольных кранах обычно является электроталь грузоподъемностью до 3,2 т.

Для обслуживания отдельных рабочих мест и передачи изде­лий с одного места на другое применяю! консольные ста­ционарные поворотные крапы, расположенные около стены (рис. 133, ж) или свободно стоящие в цехе (рис. 133, з). Эти краны могут быть с переменным или постоян­ным вылетом. Переменный вылет обеспечивается наличием пере­движного подъемного механизма, в качестве которого обычно используют таль. У кранов с постоянным вылетом грузовой крюк расположен на конце консоли.

Поворотные краны могут выполняться с двухплечевой (склады­вающейся) стрелой, что позволяет увеличить зону обслуживания по сравнению с обычными поворотными кранами (ГОСТ 19815—74).

Для внутрицеховых перевозок в сборочно-сварочном произ­водстве широко применяют самоходные транспортные средства — аккумуляторные электротележки, тягачи с прицепными тележками, электропогруз­чик и. В единичном и мелкосерийном производствах их приме­няют на всех стадиях технологического процесса от склада ме­талла до склада готовой продукции — для грузов до Б т. В се­р ни ном и массовом производствах их используют для подачи заго­товок к началу поточных линий и транспортировки готовых изделий от поточных линий на склад, а также для передачи изде­лий в процессе изготовления между участками, расположенными в разных пролетах одного цеха и между цехами.

Для работы в складах с многоярусными стеллажами кроме кранов-штабелеров (см. гл. II) применяют электроштабелеры, обеспечивающие передачу грузов между рабочими местами и стеллажами складов. Грузоподъемность электроштабелеров до 2 т.

Для перемещения тяжелых грузов массой более 5 т между пролетами применяют рельсовые самоходные тележки с электро­приводом грузоподъемностью до 120 т.

Вопросы для самопроверки:

1. Назначение универсальных грузоподъемных машин.

2. Разновидность универсальных грузоподъемных машин.

Литература:

Базовая:

1. А.Д. Гитлевич, Механизация и автоматизация сварочного производства, М., Машиностроение, 1979г. – стр.290.

Вспомогательная:

1. С.А. Куркин, Сварные конструкции, М., Высшая школа, 1991г. – стр.398;

2. М.С. Львов, Автоматика и автоматизация сварочных процессов, М., Машиностроение, 1982г. – стр.302;

3. В.А. Тимченко, А.А. Сухомлин, Роботизация сварочного производства, К., Техника, 1989г. – стр.175;

4. Г. Герден, Сварочные работы, М., Машиностроение, 1988г. – стр.288;

5. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Технологическое оборудование»;

Лекция № 8. Тема:Специальные подъемно – транспортные приспособления

1.Специальные подъемно-транспортные средства.

2.

Специальные подъемно-транспортные средства имеют в основ­ном то же назначение, что и обычные универсальные средства, но изготовлены с учетом специфики сборочно-сварочного произ­водства и предназначены не только для подъема и перемещения деталей и узлов, но и для установки их в определенном положении перед сборкой или сваркой, т. е. выполняют функции монтажно-сборочного оборудования, а также оборудования для поворота изделий. К этим средствам относится, например, четырехкрюковый мостовой кран, который в отличие от обычных мостовых кранов обеспечивает не только подъем и перемещение свариваемого из­делия, но и его кантовку. Другим примером специального подъем­ но-транспортного устройства является самоходная портальная тележка для транспортировки листовых заготовок и установки их в нужном положении при сборке.

Ч етырехкрюковый мостовой кран (рис. 134, а) предназначен для подъема, транспортировки и кантовки крупно­габаритных изделий, например, главных балок мостовых кранов. В отличие от обычного мостового крана на тележке четырехкрю­кового крана установлено два независимых механизма подъема, каждый из которых имеет по два канатных барабана.

Изделие располагают на двух круглозвенных цепях, каждая из которых накинута на крюки, подвешенные к разным механиз­мам подъема (рис. 134, б). Для кантовки изделие сначала немного приподнимают над стеллажом (рис. 134, в)> затем один механизм подъема начинает работать на спуск, а второй — на подъем (рис, 134, г) до тех пор, пока изделие не повернется на требуе­мый угол, после чего изделие опускают (рис. 134, д). Кран гру­зоподъемностью 15 т для изделий с размерами поперечного сече­ния до 750 X 1800 мм и длиной до 32 м применен в поточной механизированной линии сборки и сварки главных балок элек­тромостовых кранов.

На рис. 135 изображена портальная тележка для транспортировки листов в горизонтальном поло­жении. На портальной раме 1 с подъемной кареткой 2 смонтирована траверса 3 с электромагнитными захватами 4, закрепленными на пружинных подвесках. Тележка перемещается по рель­совому пути с помощью электромеханического привода 5. Каретка поднимается и опускается по вертикальным направляющим пор­тальной рамы на 500 мм при помощи двух гидравлических ци­линдров 6.


Траверса установлена на катках и может перемещаться по каретке в поперечном направлении в пределах 500 мм. Гидро­цилиндры портала приводятся в действие станцией гидропривода 7. Тележку подводят к складу листов, опускают каретку до сопри­косновения захватов с листом и включают электромагниты за­хватов, затем поднимают каретку, и тележка перемещается к месту сборки. Для более точной укладки лист перемещают с помощью передвижной траверсы поперек тележки, затем опускают каретку и отключают электромагниты. Тележка перевозит листы массой до 5 т со скоростью 60 м/мин.

Стапельные тележки с гидродомкратом предназначены для перевозки блоков корпусов судов и их точной установки при сборке. Каждая тележка (рис. 136) состоит из рамы /, четырех колес 2 и плунжерных гидравлических домкра­тов 3. Гидродомкраты можно приводить в действие ручными на­сосами 4, а также гидронасосами с пневмоприводом. Передви­жение тележек осуществляется электроприводом 5. Тележки имеют грузоподъемность 75—200 т и ход домкрата 200—300 мм. Давление масла в гидродомкратах достигает 330 кгс/см 2 (33 МПа).


1. Назначение специальных подъемно-транспортных приспособлений.

2 Разновидность специальных подъемно-транспортных приспособлений.

2.М.С. Львов, Автоматика и автоматизация сварочных процессов, М., Машиностроение, 1982г. – стр.302;

3.В.А. Тимченко, А.А. Сухомлин, Роботизация сварочного производства, К., Техника, 1989г. – стр.175;

4.Г. Герден, Сварочные работы, М., Машиностроение, 1988г. – стр.288;

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Технологическое оборудование.

Электротали выпускают грузоподъемностью 0,25; 0,5; 1; 2; 3,2; 5 т. Они передвигаются по однорельсовому пути — монорельсу. Электротали грузоподъемностью 0,25 т имеют ручной привод передвижения, а грузоподъемностью 1 т и больше — электрический. Привод передвижения электротали грузоподъемно-cibro 0,5 т может быть как ручной, так и электрический. Скорость передвижения стандартных электроталей 20 м/мин, скорость подъема 8 м/мин. Управление осуществляется с пола при помЬщи подвесной кнопочной станции. В качестве монорельса используют двутавровые балки от № 18 до № 45 в зависимости от грузоподъемности электротали. При необходимости монорельс может иметь закругление в горизонтальной плоскости. Электротали применяют для обслуживания сварочных участков, отдельных рабочих мест, а также в качестве межоперационного транспорта в поточных линиях.


Рис. 1. Разновидности кранов и обслуживаемые ими зоны

В сварочном производстве используют различные типы кранов, как передвижные — мостовые, подвесные, козловые, полукозловые, консольные, так и стационарные поворотные. Наибольшее распространение получили электрические мостовые кран ы, являющиеся универсальным подъемно-транспортным оборудованием, обслуживающим почти всю площадь цехового пролета, и в то же время не занимающим производственную площадь. Особенно широко мостовые краны применяют в единичном производстве, а в тяжелом машиностроении — и в мелкосерийном.

В серийном и массовом производствах целесообразнее приг менять специальные транспортные средства и конвейеры.

Мостовые краны делятся на двухбалочные и однобалочные. Кран опирается четырьмя колесами на подкрановые пути, установленные на колоннах цеха, и передвигается по ним вдоль всего пролета (у тяжелых кранов число колес 8—16 шт.). Мостовые двухбалочные краны имеют широкий диапазон грузоподъемности (3—320 т) и выпускаются с пролетом (колеей подкрановых путей) 10,5—32 м ( ГОСТ 534—78). Краны грузоподъемностью 15—20 т и более обычно оборудованы двумя независимыми механизмами подъема — главным и вспомогательным; грузоподъемность вспомогательного в несколько раз меньше, чем главного.

В однобалочных кранах вместо тележки применяют стандартную электроталь. Грузоподъемность однобалочных кранов, как и электроталей, обычно равна 1—5 т. Однобалочные краны могут быть опорными — с ездой по подкрановым путям (как двухбалочные), и подвесные — с ездой по подвесному рельсовому пути, расположенному над краном ( ГОСТ 7890—73).

Вдоль пролета, обслуживаемого опорным мостовым краном, остаются пространства вне зоны обслуживания — «мертвые зоны», достигающие 15—20% площади пролета. У подвесных кранов крайние положения крюка значительно ближе к границам пролета и за счет этого увеличена зона обслуживания. Подвесные краны могут осуществлять передачу грузов в Соседний пролет путем стыкования несущих балок подвесных кранов, расположенных в соседних пролетах.

Козловые краны отличаются от мостовых тем, что мост у них опирается не на колеса, а на высокие опоры — «козлы», установленные на ходовые тележки, передвигающиеся цо рельсам, проложенным с обеих сторон вдоль зоны работы крана. Козловые краны на заводах применяют главным образом на складах металла и готовой продукции, расположенных на открытых площадках. Грузоподъемность козловых кранов достигает 32 т ( ГОСТ 7352—75).

Полу козловые краны передвигаются по двум рельсам, один из которых расположен на полу, второй — на стене цеха. Полукозловые краны используют обычно для обслуживания отдельных участков, расположенных на одной стороне пролета — между стеной и проходом.

Для этой же цели служат иконсольные передвижные краны, передвигающиеся вдоль стен или колонн по двум рельсам, проложенным один под другим; нижний (опорный) рельс воспринимает основную нагрузку от веса крана и груза, а верхний рельс удерживает кран от опрокидывания. В настенных кранах оба рельса закрепляют на колоннах, в велосипедных кранах нижний рельс располагается на полу, а верхний крепится к колоннам или верхней металлоконструкции цеха. Подъемным механизмом в консольных кранах обычно является электроталь грузоподъемностью до 3,2 т.

Для обслуживания отдельных рабочих мест и передачи изделий с одного места на другое применяют консольные стационарные поворотные краны, расположенные около стейы или свободно стоящие в цехе. Эти краны могут быть с переменным или постоянным вылетом. Переменный вылег обеспечивается наличием передвижного подъемного механизма, в качестве которого обычно используют таль. У кранов с постоянным вылетом грузовой крюк расположен на конце консоли.

Поворотные краны могут выполняться с двуплечевой (складывающейся) стрелой, что позволяет увеличить зону обслуживания по сравнению с обычными поворотными кранами ( ГОСТ 19811 —74).

Для внутрицеховых перевозок в сборочно-сварочном производстве широко применяют самоходные транспортные средства — аккумуляторные электротележки, тягачи с прицепными тележками, электропогрузчики. В единичном и мелкосерийном производствах их применяют на всех стадиях технологического процесса от склада металла до склада готовой продукции — для грузов до 5 т. В серийном и массовом производствах их используют для подачи заготовок к началу поточных линий и транспортировки готовых изделий от поточных линий на склад, а также для передачи изделий в процессе изготовления между участками, расположенными в разных пролетах одного цеха и между цехами.

Для работы в складах с многоярусными стеллажами кроме кранов-штабелеров применяют электроштабелеры, обеспечивающие передачу грузов между рабочими местами и стеллажами складов. Грузоподъемность электроштабелеров до 2 т.

Для перемещения тяжелых грузов массой более 5 т между пролетами применяют рельсовые самоходные тележки с электроприводом грузоподъемностью до 120 т.

Читайте также: