Ремонт с применением сварки гпм

Обновлено: 15.05.2024

В процессе эксплуатации подъемно-транспортного оборудования (ПТО), особенно после отработки им нормативного срока службы, нередко возникает необходимость выполнения ремонта металлоконструкций ПТО с применением сварки. В значительной мере это относится к грузоподъемным кранам.

К проведению сварочных работ на опасных производственных объектах (ОПО) предъявляются особые требования, все аспекты этой деятельности жестко регламентированы соответствующими нормативными документами. К выполнению сварочных работ допускаются только специалисты, аттестованные в соответствии с ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства» и РД 03-495-02 «Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства». Порядок применения сварочных материалов, технологий и сварочного оборудования при выполнении ремонтных работ установлен требованиями РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03. Контроль качества сварных соединений, выполненных при ремонте технических устройств на ОПО, должен осуществляться только лабораториями неразрушающего контроля, аттестованными в соответствии с требованиями ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля».

В соответствии с вышеперечисленным каждая организация, которая в состоянии квалифицированно провести ремонтные работы с применением сварки, качественно оформить ремонтную документацию, должна располагать аттестованным персоналом (сварщиками и специалистами сварочного производства для обеспечения разработки и надзора за соблюдением технологических процессов сварки), сварочными технологиями, аттестованными по соответствующим направлениям деятельности, должна применять сертифицированное сварочное оборудование и материалы, располагать аттестованной лабораторией неразрушающего контроля. Эти требования известны практически всем владельцам опасных производственных объектов, поэтому порой их желание «сэкономить» на ремонте оборудования, выполнить ремонт силами непонятно кого из непонятно чего, приводит к противоположным результам. После таких «ремонтных» работ часто технические устройства не только не приводятся в исправное состояние, а напротив, еще больше ослабляются, когда, например, сварной шов буквально перерезает несущую металлоконструкцию стрелы крана. К тому же, эти работы никак документально не оформляются и поэтому закономерно, что при первой же проверке со стороны Ростехнадзора или экспертном обследовании «отремонтированное» место приходится ремонтировать заново.

Участок по ремонту подъемно-транспортного оборудования Инженерно-консультационного центра «Альтон» на протяжении более десяти лет выполняет ремонтные работы с применением сварки на различных типах грузоподъемных машин. Работы выполняются специалистами сварочного производства 1, 2, 3 и 4 уровня, имеется более 20 аттестованных технологий сварки, приобретены самые современные сварочные аппараты, оценка качества работы проводится лабораторией неразрушающего контроля и диагностики, аттестованной по 8 методам контроля. Накоплен большой опыт в этой области деятельности, и на некоторые вопросы организации ремонта ПТО хотелось бы обратить внимание коллег и владельцев подъемных сооружений.
Как правило, необходимость ремонта подъемно-транспортного оборудования (ПТО) с помощью сварки возникает после проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства и составления специалистами экспертной организации ведомости дефектов. В ведомости дефектов производится описание и указывается местонахождение дефекта, а непосредственно на металлоконструкции дефект указывается мелом или маркером. Случается, что из-за определенных обстоятельств (загрязненность металлоконструкции маслом, смазкой и т.п.) дефектное место не отмечено, а в ведомости дефектов словесное описание его расположения выполнено некорректно, поэтому находить дефектное место приходится самой ремонтной группе. Представляется целесообразным, чтобы специалисты, занимающиеся ремонтом, владели определенными навыками и знаниями в области экспертного обследования.

Иногда дефект металлоконструкции располагается в труднодоступном месте, и для его устранения требуется демонтаж какого-то другого оборудования или элементов ПТО, которые затрудняют доступ к дефектному месту. Это обстоятельство, естественно, не отражено в ведомости дефектов и может быть обнаружено только при выезде специалиста по ремонту на место планируемых работ. Поэтому иногда лучше перестраховаться, проведя предварительный осмотр предполагаемого ремонта, чтобы правильно и в полной мере определить весь предстоящий объем работ, а также в ряде случаев преду-смотреть оснащение ремонтной группы необходимым специальным инструментом.

При выполнении ремонта ПТО иностранного производства возникают значительные трудности при подборе как сварочных электродов, так и металла для накладных элементов, различных вставок, заплат и т.п. В некоторых случаях в паспорте на грузоподъемную машину не указывается отечественный аналог стали, из которой изготовлены металлоконструкции, хотя такое требование есть в нормативной документации, а указанная в паспорте иностранная марка стали отсутствует в существующих марочниках. Тогда необходимо провести химический анализ стали металлоконструкции, после чего идентифицировать ее применительно к отечественным маркам.

Необходимость ремонта автомобильных кранов таких марок, как «DEMAG», «LIEBHERR», поднимает ряд существенных проблем, одна из которых – это сложность приобретения сварочных электродов. Материал стрел этих кранов представляет собой высокопрочную сталь с ?в?790?940МПа, а в торговую сеть электроды с такими показателями не поставляются. Приходится оформлять заказ весом не менее 100 кг, что с учетом зарубежного происхождения указанных электродов из легированной стали намного увеличивает стоимость ремонта. Отечественные электроды для сварки высокопрочных сталей не всегда подходят по свойствам, также довольно малодоступны и дороги, а приобретение для ремонта основного материала с такими характеристиками – это очень сложная задача.

При проведении ремонтных работ на месте установки технического устройства у ремонтной организации нередко возникают сущест-венные трудности, связанные с неудовлетворительной подготовкой объекта к ремонту. Владельцем оборудования часто не выполняется необходимый объем работ по очистке и демонтажу оборудования, не обеспечиваются технологические условия для проведения сварочных работ и элементарные бытовые условия для работы ремонтной бригады.

К настоящему времени значительно расширились технические возможности участка по ремонту подъемных сооружений ИКЦ «Альтон». На специально оборудованной производственной базе имеется все необходимое оборудование для производства монтажных и демонтажных работ, выполняются станочные работы, обеспечивается защита рабочего места сварщика от влияния погодных условий и низких температур, что особо актуально для ремонта самоходных кранов в осенне-зимний период.
ИКЦ «Альтон» приглашает владельцев грузоподъемных кранов, подъемников, вышек, лифтов, эскалаторов, канатных дорог к взаимовыгодному сотрудничеству и напоминает, что проведение своевременного и качественного ремонта металлоконструкций технических устройств с применением сварки является одним из наиболее существенных факторов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования.

Ремонт ГПМ

Грузоподъемные машины (ГПМ) широко применяются в строительстве и в капитальном ремонте зданий и сооружений. Как краны и манипуляторы, такие агрегаты оснащены подъемным механизмом и различным оборудованием для выполнения технически сложных и объемных работ. Важно поддерживать хорошее состояние машины для безопасной работы с грузами, обслуживать ее по правилам, обращаясь к проверенным специалистам.

Наша компания предлагает проведение ремонта ГПМ по самым строгим требованиям: выявление неисправностей, демонтаж и установка новых запчастей для восстановления или модернизации узлов. У нас работают только опытные слесари, хорошо знающие особенности эксплуатации крановой и грузоподъемной техники. Выполним реконструкцию или ремонт любой сложности, гарантируем качественные услуги.

Ремонт ГПМ

Ремонт ГПМ в столице и области

ГПМ используются в строительстве, с их помощью осуществляется монтаж больших и тяжелых элементов, машины также применяются на производстве и в сфере дорожного ремонта. Такая универсальная техника требует к себе особого внимания, ее нужно вовремя обслуживать и ремонтировать. В нашей компании вы сможете воспользоваться услугами опытных и квалифицированных специалистов.

Предлагаем профессиональный ремонт ГПМ в Москве и области:

  • у нас свой оборудованный автосервис с подъемником, специализированным инструментом и с техникой для диагностики;
  • проводим все работы «под ключ» от выявления неисправности до доставки запчастей, замены и настройки;
  • выдаем все необходимые документы о выполненных работах, которые допускают технику к эксплуатации;
  • предлагаем доступные цены, оказываем недорогой и качественный сервис частным и корпоративным клиентам;
  • работаем на всей территории столицы и области, предоставляем выездные услуги и буксировку в наш сервисный центр.

Стоимость ремонта ГПМ определяется исходя из дефектов, обнаруженных в процессе технического обслуживания в соответствии с заказ-нарядом, согласованном сторонами, с учетом стоимости нормо-часа, стоимостью запасных частей и материалов, определенных прейскурантом исполнителя, на момент выполнения работ.

Окончательная стоимость работ по договору определяется исходя из стоимости, подписанных сторонами актов выполненных работ.

Цены на ремонт ГПМ

Стоимость на ремонт ГПМ зависит от сложности работ – подробную информацию поданному вопросу вы можете уточнить у консультанта по телефону или онлайн. Контакты для связи представлены на сайте – вы можете задать менеджеру свои вопросы и получить на них развернутую консультацию.

Предлагаем качественный и доступный ремонт ГПМ, гарантируем соблюдение современных стандартов. Если у вас сломалась техника или требуется текущее обслуживание, запишитесь в наш сервисный центр и сами оцените преимущества сотрудничества с профессионалами!

Юридическим лицам и организациям

Общество с ограниченной ответственностью «БТК» (ООО «БТК»), именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Беккера Петра Валерьевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество ___________________), именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________________________, действующего на основании ___________________________. с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1 Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательства по выполнению работ по диагностике, полному техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, самоходной техники, грузоподъемной техники, шасси, навесного оборудования, прицепов, полуприцепов, агрегатов и иной техники Заказчика (далее по тексту именуемые «Техника»),

1.2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по диагностике, наладке, техническому обслуживанию и ремонту приборов и устройств безопасности грузоподъемных механизмов, далее ГПМ.

  • Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП ПС),

1.4 Исполнитель гарантирует, что обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего Договора.

1.5 Работы выполняются, при технической возможности, на территории Заказчика (на базе или объекте) или на собственной технической базе Исполнителя по согласованию Сторон.

1.6 Заказчик обязуется принять оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Договора и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

1.7 Гарантийный срок по настоящему договору составляет 6 месяцев с даты подписания сторонами акта приема-передачи выполненных работ. В течение этого периода Исполнитель обязуется безвозмездно исправлять выявленные недостатки.

2. Порядок оказания услуг

2.1 Исполнитель обязуется выполнять работы, предусмотренные настоящим договором в сроки, установленные Регламентом завода-изготовителя (сервисная книжка, руководство по эксплуатации), техническое обслуживание систем защиты, приборов и устройств безопасности грузоподъемного механизма.

2.2 Место проведения технического обслуживания и/или текущего ремонта грузоподъемных механизмов находится по адресу: ______________________ или по месту дислокации грузоподъемного механизма.

2.3 Доставка грузоподъемного механизма, установленного на транспортное средство в место проведения технического обслуживания и текущего ремонта осуществляется силами и средствами Заказчика.

3. Стоимость работ

3.1 Выезд специалистов на место дислокации грузоподъемного механизма составляет 5000 /Пять тысяч/ руб. 00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.2 Стоимость диагностики приборов и устройств безопасности составляет: 5000 /Пять тысяч/ руб. 00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.3 Стоимость разового технического обслуживания приборов и устройств безопасности одной единицы ГПМ составляет:

  • автомобильного крана - 26456/Двадцать шесть тысяч четыреста пятьдесят шесть/руб.00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)
  • автоподъемника -16871/Шестнадцать тысяч восемьсот семьдесят один/руб.05коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)
  • крана-манипулятора - 12000 /Двенадцать тысяч / руб.00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.4 Полное техническое освидетельствование (ПТО) ГПМ – 22000 /Двадцать две тысячи/ руб. 00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.5 Частичное техническое освидетельствование (ЧТО) ГПМ – 14000 /Четырнадцать тысяч/ руб. 00 коп. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.6 Стоимость ремонта ГПМ определяется исходя из дефектов, обнаруженных в процессе технического обслуживания в соответствии с заказ-нарядом, согласованном сторонами, с учетом стоимости нормо-часа, стоимостью запасных частей и материалов, определенных прейскурантом Исполнителя, на момент выполнения работ.

Стоимость одного нормо-часа составляет 2000 (Две тысячи ) руб.00 копеек. НДС не облагается в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения(форма № 26.2-1), выданное Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 27.04.2015г.)

3.8 Окончательная стоимость работ по договору определяется исходя из стоимости, подписанных Сторонами актов выполненных работ и не должна превышать 1 000 000 м.р.

4. Приемка - сдача работ

4.1 По завершении работ по наладке приборов и устройств безопасности ГПМ и подписания сторонами акта выполненных работ, Заказчику выдается протокол наладки приборов и устройств безопасности, протокол проверки блока телеметрической памяти /БТП/ с информационной картой.

4.2 По завершении работ по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных механизмов, Заказчику выдается заказ-наряд, на основании которого оформляется акт выполненных работ.

Порядок расчетов

5.1 Оплата работ по настоящему договору осуществляется Заказчиком в течение 10-и банковских дней в соответствии с актом выполненных работ, подписанного обеими сторонами и выставленному Исполнителем счету.

5.2. Оплата по настоящему Договору осуществляется в рублях Российской Федерации.

6. Ответственность сторон

6.1 Стороны несут ответственность за надлежащее, полное и своевременное исполнение своих обязательств по настоящему Договору.

6.2 За нарушение условий договора стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

7. Особые условия

7.1 Стоимость работ может периодически пересматриваться Исполнителем, исходя из коэффициента инфляции, изменения цен, налогообложения и других нормативных документов. Изменение стоимости работ оформляется дополнительным соглашением.

7.2 По заявке Заказчика, для выполнения работ по настоящему договору, осуществляется выезд специалистов на объект. Оплата производится по расценкам Исполнителя.

8. Срок действия договора

8.1 Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания.

8.2 Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон.

8.3 Договор действует по 31.12.2020 г.

8.4 Договор составлен в 2-х экземплярах, по 1-му для каждой стороны, каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу.

9. Антикоррупционная оговорка

9.1. При исполнении своих обязательств по настоящему Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей.

9.2. При исполнении своих обязательств по настоящему Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей настоящего Договора законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции.

9.3. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений п. 9.1 настоящего Договора, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений п 9.1 настоящего Договора другой Стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками.

9.4. Сторона, получившая уведомление о нарушении каких-либо положений п. 9.1 настоящего Договора, обязана рассмотреть уведомление и сообщить другой Стороне об итогах его рассмотрения в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения письменного уведомления,

9.5. Стороны гарантируют осуществление надлежащего разбирательства по фактам нарушения положений п. 9.1 настоящего Договора с соблюдением принципов конфиденциальности и применением эффективных мер по предотвращению возможных конфликтных ситуаций. Стороны гарантируют отсутствие негативных последствий как для уведомлений Стороны в целом, так и для конкретных работников уведомившей Стороны, сообщивших о факте нарушений,

9.6. В случае подтверждения факта нарушения одной Стороной положений п. 9.1 настоящего Договора и/ или неполучения другой Стороной информации об итогах рассмотрения уведомления о нарушении в соответствии с п. 9.2 настоящего Договора, другая Сторона имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до даты прекращения действия настоящего Договора.

10.Юридические адреса и банковские реквизиты сторон:

Исполнитель: ООО «БТК»

ИНН 7715481383 КПП 771501001

Адрес: 127106, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 27А, стр.1А т/ф 8 – 495 – 729 - 89 – 17

Расчетный счет: 40702810038000041517 Московский банк ПАО Сбербанка

К/с 30101810400000000225 ПАО Сбербанк г. Москва, БИК 044525225

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

3.10. Сварка металлоконструкций кранов

При проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции сварных металлоконструкций кранов необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
ГОСТ 2101—44 «Сварка металлов. Терминология»;
ГОСТ 5264—69 «Швы сварных соединений. Ручная электродуговая сварка. Основные типы и конструктивные элементы»;
ГОСТ 8713—70 «Швы сварных соединений. Автоматическая и полуавтоматическая сварка под слоем флюса. Основные типы и конструктивные элементы»;
ГОСТ 11533—65 «Швы сварных соединений. Автоматическая и полуавтоматическая сварка под флюсом. Основные типы и конструктивные элементы (под острым и тупым углами)»;
ГОСТ 11534—65 «Швы сварных соединений. Ручная электродуговая сварка. Основные типы и конструктивные элементы (под острым и тупым углами)»;
ГОСТ 2246—70 «Проволока стальная сварочная»;
ГОСТ 9466—60 «Электроды металлические для дуговой сварки и наплавки. Размеры и общие технические требования»;
ГОСТ 9467—60 «Электроды металлические для дуговой сварки конструкционных н теплоустойчивых сталей. Типы»;
ГОСТ 3242—69 «Швы сварных соединений. Методы контроля качества»;
ГОСТ 6996—66 «Сварные соединения. Методы определения механических свойств»;
ГОСТ 7512—69 «Швы сварных соединений. Методы контроля просвечиванием проникающим излучением»;
ГОСТ 14782—69 «Швы сварных соединений. Методы ультразвуковой дефектоскопии»;
ГОСТ 11969—66 «Сварка металлов. Обозначения основных положений сварки плавлением»;
ТУ 36-510-69 «Технические условия. Оборудование грузоподъемное. Изготовление и приемка (общая часть)»;
извещением № 72-36—63а (1) об изменениях ТУ 36-510—69;
Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ст. 58—67).
При наличии расхождений между ТУ 36-510—69 и Правилами по кранам следует руководствоваться последними.

Требования к конструкции сварных соединений.

При разработке конструкций расчетных сварных соединений необходимо руководствоваться следующим:
а) конструкция сварных соединений должна предусматривать возможность удобного доступа для выполнения швов и их контроля. Стыковые швы по возможности должны иметь доступ для выполнения сварки с обеих сторон;

Рис. 3. 7. Сварка угловых швов

б) угловые швы тавровых соединений в сечении для снижения концентрации напряжения, как правило, должны иметь вогнутое или плоское очертание поверхности с плавным переходом к основному металлу;
в) наибольшая высота углового шва не должна превышать 0, 7 где — толщина более тонкого из соединяемых элементов (рис. 3. 7, а);
г) угловые, швы допускаются с обеих сторон элемента, если его толщина S в 1, 5 раза превышает высоту шва а (рис. 3. 7, 6). При толщине элемента менее указанной швы должны быть смещены один относительно другого на расстояние I >2S (рис. 3. 7, е);

Рисунок 3.7 Сварка угловых швов.

д) прерывистые швы на элементах кранов, подверженных коррозии (краны, предназначенные для работы на открытом воздухе, в химических цехах и т. п. ), допускаться не должны;
е) в соединениях несимметричных профилей швы следует размещать так, чтобы их общий центр тяжести совпадал с центром тяжести привариваемого профиля (в
проекции), а если это невозможно, необходимо учесть напряжения, вызванные эксцентриситетом (рис. 3. 8);

Рисунок 3.8

ж) выполнение клепаных и сварных соединений в одном узле не допускается.

Рабочие чертежи должны содержать указания, касающиеся конструкций сварных соединений, а также указания по механической и термической обработке. Монтажные швы должны быть обозначены особо (ст. 63 и 64 Правил по кранам).

Заготовка элементов под сварку.

Для заготовки элементов конструкций из листов, профильного проката, труб и тому подобного допускается применение всех способов резки, обеспечивающих получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами.

Резка материалов и полуфабрикатов из стали, чувствительной к структурным изменениям при нагреве, должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.

При сборке конструкций под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами и инструкцией по технологии сварки.

Свариваемые кромки, а также прилегающая к ним поверхность шириной не менее 20 мм перед сваркой должны быть зачищены до чистого металла. Допускаются на свариваемых кромках следы ржавчины и окалины после прокатки в соответствии с Техническими условиями на изготовление и
приемку грузоподъемного оборудовании (информационно-дефектное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. ).

Требования к выполнению сварки.

На сварку несущих элементов кранов предприятие, производящее сварочные работы, должно иметь инструкцию по технологии сварки, разработанную с учетом специфики свариваемого изделия, используемого оборудования и оснастки, а также указаний, содержащихся в технических условиях на изготовление или ремонт крана. Инструкцией устанавливаются последовательность сборочно-сварочных работ, способы сварки, порядок наложения швов и режимы сварки, диаметры и марки электродов и электродной проволоки, марки флюса. Кроме того, в ней должны быть предусмотрены возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже нуля градусов, необходимость применения предварительного и сопутствующего подогрева (при прихватке и при сварке) и его режимы, вид термической обработки и ее режимы, если необходимость термической обработки несущих элементов крановых металлоконструкций была предусмотрена техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию крана и др.

Выбранный технологический процесс сварки должен обеспечить ее хорошее качество, требуемые геометрические размеры швов и механические свойства сварных соединений, а также минимальные остаточные напряжения и деформации свариваемых изделий.

При обнаружении сварных соединений, выполненных с отступлением от технологического процесса и технических условий, работы по сварке необходимо приостановить, а заваренные швы проверить и при необходимости переварить.

Сварка металлоконструкций кранов может производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений, или на открытом воздухе при условии защиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра (ст. 68 Правил по кранам).

Для сварки (автоматической, полуавтоматической, ручной) ответственных элементов металлоконструкций, приварки перил и лестниц на кране могут допускаться только сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР 22 июня 1971 г. Сварку неответственных узлов грузоподъемных крапов (настилов, кожухов, капотов и др. ) разрешается производить неаттестованным сварщикам, качественно выполняющим указанную работу.

Прихватки элементов сварных соединений при сборке должны выполняться сварщиками той же квалификации с использованием тех же сварочных материалов, как и при выполнении сварных швов (ст. 62 Правил по кранам). Перед наложением основных швов прихватки должны вырубаться или очищаться от шлака и полностью переплавляться (ст. 72 Правил по кранам).

При выполнении ответственных работ каждый сварщик обязан поставить присвоенный ему номер или клеймо рядом с выполненным им швом, если сварка одной металлоконструкции производится несколькими сварщиками; если сварка металлоконструкции (узла) производится одним сварщиком, то номер или клеймо сварщика ставится им один раз в определенном месте, указанном на чертежах.

Маркировка должна выполняться методом, обеспечивающим ее сохранность в процессе эксплуатации крана. По ней в случае необходимости устанавливается фамилия сварщика, выполнявшего шов или изделие (ст. 74 Правил по кранам).

Для обеспечения качественного выполнения сварных швов нельзя допускать сварщиков к выполнению работ способом и в положении, не указанными в его удостоверении. Если при сварке применялись выводные планки, то по окончании работы они должны быть удалены кислородной резкой или механическим путем, а торцы швов зачищены (ст. 73 Правил по кранам). Выводные планки рекомендуется применять при выполнении швов автоматической сваркой.

Контроль качества сварки.

Контроль качества сварных соединений производится для выявления соответствия конструкции и размеров шва проекту, а также возможных наружных и внутренних дефектов. Из существующих методов контроля, установленных ГОСТ 3242—69, при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов качество всех сварных соединений обязательно должно быть проверено внешним осмотром и измерением. Стыковые сварные соединения, кроме того, должны проверяться просвечиванием проникающим излучением с изготовлением снимков на рентгеновской пленке.

Просвечиванию должно подвергаться не менее 25% длины шва контролируемого соединения. Места просвечивания устанавливаются отделом технического контроля и отражаются в документах на сварку. Замена просвечивания другими методами контроля может производиться по рекомендации специализированного научно исследовательского института по согласованию с Госгортехнадзором СССР (ст. 83 Правил по кранам).

Проведены экспериментальные работы, по результатам которых разработаны аппаратура и методика проведения ультразвукового контроля и составлена Временная инструкция по ультразвуковому контролю стыковых сварных соединений поясов и вертикальных стенок главных балок электромостовых кранов грузоподъемностью 5—50 тс. Госгортехпадзор СССР (письмо № 06-13-15 г/911 от 12 июля 1972 г. ) разрешил Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения применение ультразвукового контроля по этой инструкции, что может значительно увеличить пропускную способность механизированных поточных линий при изготовлении главных балок мостовых крапов на специализированных краностронтельных заводах.

Технологическая инструкция «Ультразвуковой контроль сварных соединений металлоконструкций грузоподъемного оборудования» разработана также Главстроймеханизацией Минмонтажспецстроя СССР. Инструкцией определена методика ультразвуковой дефектоскопии сварных соединений металлоконструкций грузоподъемного оборудования и критерии оценки швов но результатам ультразвукового контроля. Требования технологической инструкции распространяются на ультразвуковой контроль сварных соединений конструкций с толщиной стенки от 6 до 40 мм из низко-углеродистых и низколегированных сталей (за исключением стыковых швов профилей), выполненных всеми видами ручной, полуавтоматической и автоматической сварки плавлением. Методика составлена с учетом возможностей дефектоскопов УДМ-1М, УДМ-ЗМ с применением стандартных и специально изготовленных искателен.

Ультразвуковой контроль производится после контроля швов внешним осмотром и измерением; обнаруженные при этом дефекты устраняются после осмотра.

При изготовлении, реконструкции и ремонте металлоконструкций кранов должна быть также произведена проверка механических свойств сварного соединения. Эта проверка производится независимо от вида сварного соединения на контрольных образцах, сваренных встык, полностью отвечающих изготовлению металлоконструкций (те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварки).

На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту или реконструкции кранов механические испытания могут производиться периодически в сроки, предусмотренные техническими условиями, а при выполнении указанных работ на неспециализированном предприятии контрольные образцы должны свариваться каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкций крана в количестве не менее двух для каждого вида испытания (растяжение, изгиб).

Контроль качества сварки при монтаже крана должен производиться методом, указанным заводом-изготовителем в инструкции по монтажу и эксплуатации крана (ст. 47 Правил по кранам). Представлять при регистрации крана специальный акт (кроме предусмотренного ст. 257 Правил по кранам) о результатах контроля качества сварки, произведенной при монтаже крана, не требуется.
Внешний осмотр и измерение швов сварных соединений производятся для выявления следующих наружных дефектов: наплывов, прожогов, незаваренных кратеров, подрезов, наружных трещин в шве и околошовной зоне, непроваров корня шва и несоответствия общих геометрических размеров сварного узла требованиям чертежей. Осмотр расчетных соединений производится невооруженным глазом и с применением лупы с 10-кратным увеличением. Полнота швов замеряется шаблонами.

По внешнему виду сварные швы должны удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверхность (без наплывов, прожогов, перерывов) и плавный переход к основному металлу. Неровность поверхности шва не должна превышать 0, 5 мм для легкодоступных швов и 1 мм для труднодоступных;
б) иметь форму и размеры в соответствии с указаниями рабочих чертежей с учетом допусков;
в) наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь трещин, скоплений и цепочек поверхностных пор и шлаковых включений. Допускаются отдельно расположенные поверхностные поры и шлаковые включения в соответствии с техническими условиями па сварку;
г) подрезы основного металла не допускаются;
д) все кратеры должны быть заварены;
е) глубина вдавливания электрода точечной машины в основной металл в сварной точке не должна превышать 20% от толщины наиболее топкой из свариваемых деталей, но не быть более 0, 4 мм, а увеличение диаметра контактной поверхности электродов в процессе сварки не должно превышать 20% от первоначально установленного размера.

Рисунок 3.9.

Рисунок 3.10.

В стыковых швах высота усиления шва с должна быть не более 1/10 ширины шва b, по не превышать 3 мм (рис. 3.9).

Превышение усиления шва сверх указанных размеров не является браковочным признаком, если при этом выполнено требование плавности переходов.

Размером углового шва считается катет вписанного в сечение шва равнобедренного треугольника (рис. 3. 10). Угловые швы должны выполняться с вогнутой поверхностью и плавным переходом к основному металлу. Фланговые швы соединений, воспринимающие осевые нагрузки, допускается выполнять плоской или выпуклой формы.

Величина вогнутости должна быть не более 1 мм. Выпуклость угловых швов для сварки в нижнем положении не должнa превышать 0, 15 размера катета, для свар¬ки в вертикальном и потолочном положениях 0, 25 размера катета шва.

Рис. 3. 11. Контроль стыкового сварного соединения:
1 — источник излучения;
2 — центральный луч;
3 — шов сварного соединения;
4—основной металл;
5 — кассета

Для швов с катетами до 8 мм допускается увеличение катета на 1 мм, для швов с катетами более 8 мм — на 2 мм. Швы могут быть несимметричными, однако величина меньшего катета должна быть не менее величины, указанной в чертеже.

При замене ручной сварки полуавтоматической в среде углекислого газа допускается уменьшать катеты швов, согласно табл. 3. 7.

Таблица 3.7 Размер катета шва в зависимости от способа сварки.

Контроль просвечиванием проникающим излучением (рентгеновскими или гамма-лучами) применяется для ответственных стыковых швов в целях выявления трещин, непроваров, шлаковых включении, газовых пор, подрезов, разностенности стыкуемых элементов, смещения кромок, прожогов и других дефектов. Этим методом выявляются дефекты размером не менее 0, 5 мм. Выявление трещин просвечиванием не гарантируется, так как они могут быть расположены под малым углом к направлению центрального пучка. Просвечиванием не выявляется непровар в виде плотного слипания и несплавления металла без шлаковой прослойки. Контроль просвечиванием осуществляется в соответствии с ГОСТ 7512—69, которым установлены пять схем зарядки кассет рентгеновской пленкой.

Швы стыковых сварных соединении контролируются с направлением центрального пучка по схемам, приведенным на рис. 3. 11, а и б. В случаях, особо оговоренных в технических условиях, допускается контроль с направлением центрального луча по скосам кромок по схеме, приведенной на рис. 3. 11, в.

Просвечиванием проникающим излучением может также производиться контроль швов нахлесточных, тавровых и угловых сварных соединений, а также кольцевых швов цилиндрических и сферических изделий.

Читайте также: