Ремонт станка контактной сварки

Обновлено: 05.07.2024

Основной деятельностью ООО «ПО «СВАРТЕХ» является производство, ремонт, глубокая модернизация и наладка машин точечной и шовной контактной сварки, а также аппаратуры управления циклом сварки и сварочным током (регуляторов контактной точечной сварки, шовной сварки, тиристорных контакторов). На протяжении многих лет наша компания существенно увеличила объемы поставок запасных частей и комплектующих к машинам контактной сварки. Наличие огромной базы чертежей позволяет изготавливать запасные части к машинам только по названию марки и года выпуска машины, что существенно упрощает задачу поиска запчастей Заказчику. Основными расходными материалами, на ряду с электродами для контактной сварки, являются электрододержатели и хобота сварочной машины, а также гибкие медные шины.

Оборудование для контактной точечной сварки арматуры и кладочной сетки.

Контактная точечная и стыковая сварка арматурных каркасов на сегодняшний день является самым распространенным способом сварки арматурных каркасов и сетки. Поэтому данный тип сварки получил широкое распространение на домостроительных предприятиях по производству железобетонных изделий и кладочной сетки. Машины контактной сварки по сравнению с ручной дуговой сваркой обладают рядом преимуществ: высокой производительностью, низкой себестоимостью и т.д. Для работы на сварочных машинах нет необходимости привлечения высококвалифицированных рабочих.

Контактная сварка стержней арматуры применяется для получения надежного крестообразного неразъемного соединения путем оплавления стержней арматуры. Для получения таких соединений при необходимости сварки плоских каркасов возможно применение стационарных машин контактной сварки, а при необходимости сварки объемных каркасов или каркасов больших габаритов возможно применение подвесных машин контактной сварки со сварочными клещами разного типа.

С помощью применения инновационных технологий, с использованием современной элементной базы проверенных поставщиков и производителей нашей компании удалось сократить до минимума себестоимость выпускаемой продукции, повысить ее качество и срок эксплуатации Наши инженеры разработчики постоянно ведут работы по усовершенствованию и модернизации выпускаемой сварочной техники. Так опыт эксплуатации тиристорных оптронов ТО-125, устанавливаемых в платы управления тиристорных контакторов КТ-07М и КТ-11М показал ненадежность их работы и частый выход из строя. Было принято решение заменить ТО-125 на импульсный трансформатор, надежность работы которого не вызывает сомнение. Постоянный контроль и анализ причин поломок сварочной техники дает возможность нашей компании выпускать оборудование с очень низким процентом отказов.

Мы гарантируем: качественную сборку, своевременную поставку, полное техническое сопровождение при наладке и эксплуатации, гарантийное и постгарантийное обслуживание.

В России и ближнем зарубежье существует огромное количество машин точечной контактной сварки с морально устаревшими электрической (регуляторы цикла сварки, тиристорные контакторы) и пневматической частями (пневмопривода, пневмоклапана, блоки подготовки воздуха) нуждающимися в ремонте или модернизации. Наши специалисты обладают многолетним опытом модернизации и ремонта машин подобного класса.

Ремонт

Ремонт машин контактной сварки

Современная промышленность активно использует в своем производстве сварочное оборудование самого разного вида от простых машин с ножным приводом до роботизированных сварочных комплексов. Разные принципы сварки (переменным током, выпрямленным током, током низкой частоты), разные габариты (от небольших машин до огромных автоматический линий по сварке арматурных сеток), разные способы сварки не способны обеспечить работу оборудования без технического обслуживания и ремонта.

Сварочное оборудование относится к категории высокой степени износа составляющих частей машины. Воздействие высоких температур в зоне сварки, электромагнитных полей, перепады температур во время работы, нестабильность питающего напряжения, низкое качество воздуха пневмосистемы и многие другие факторы приводят к тому, что даже прочные и надежные узлы и материалы могут прийти в непригодность к дальнейшей эксплуатации машины. Для устранения возможных последствий негативного воздействия на оборудование необходимо производить плановые обслуживание и при необходимости ремонт машин контактной сварки.

Со временем под воздействием больших токов и температур происходит сгорание токоведущих частей, также может происходить окисление токоведущих частей машины, что приводит к снижению сварочного тока в деталях и лишней нагрузки на трансформатор и питающую сеть. Дальнейшая эксплуатация машины может привести к сгоранию сварочного трансформатора и соответственно к последующему дорогостоящему ремонту.

Сервисный центр ООО «ПО «СВАРТЕХ» выполняет ремонт сварочного оборудования, машин точечной и шовной контактной сварки, аппаратуры управления машинами точечной контактной сварки (регуляторов контактной сварки, тиристорных контакторов), инверторных сварочных аппаратов, сварочных полуавтоматов и т.д. Наша компания обладает прекрасным ремонтным оборудованием и высококвалифицированными исполнителями, что позволяет проводить ремонт сварочного оборудования в кратчайшие сроки при любой сложности поломки. Наличие выездной бригады наладчиков позволяет производить ремонт за пределами Санкт-Петербурга.

Обслуживание

Техническое обслуживание машин контактной сварки проводится с целью поддержания работоспособного состояния сварочного оборудования и дополнительного оборудования в процессе эксплуатации путем периодического проведения технического осмотра и дополнительных работ. Целью обслуживания является предотвращение возможных поломок оборудования. Понятно, что экономически намного выгоднее избежать возможный выход из строя оборудования, чем его дальнейший ремонт. Выход из строя сварочной техники может остановить дальнейший процесс сборки изделий, и стоимость простоя оборудования может в десятки раз превысить стоимость вовремя проведенных работ по обслуживанию сварочной техники.

Техническое обслуживание включает в себя выполнение работ по внешнему осмотру и проверке работоспособности всех узлов машин точечной контактной сварки и сварочных аппаратов, выполнение профилактических работ (замена расходных материалов), выявлению изношенных деталей и деталей, нуждающихся в скорой замене.

Модернизация машин контактной сварки

Работа, проводимая при техническом обслуживании сварочного оборудования, направлена на своевременное предотвращение возможной поломки, и, следовательно, выпадения сварочного оборудования из производственного процесса. Как правило, многие неисправности можно диагностировать на раннем этапе их возникновения, что существенно экономит затраты на ремонт сварочного оборудования.

При обслуживании машин точечной контактной сварки проверяется работоспособность регулятора контактной сварки, тиристорного контактора и пневмооборудования. Машина проверяется на герметичность пнемосистемы и системы охлаждения. В случае необходимости производится необходимой ремонт, даются рекомендации по дальнейшей эксплуатации контактной сварки.

Модернизация

Нашими специалистами за годы работы накоплен богатейший опыт в модернизации старых машин точечной контактной сварки. После модернизации заказчик получает машину, оснащенную современным пневмоприводном и аппаратурой управления циклом сварки.

В ходе модернизации машин точечной контактной сварки, как правило, производится замена регулятора контактной сварки, тиристорного контактора и производится модернизация пневмопривода (замена пневмоклапанов, блока подготовки сжатого воздуха, пневмотрубок, фитингов и т.д.).
При модернизации машины точечной контактной сварки производится анализ технического состояния машины, по результатам которого составляется проект модернизации, учитывающий реальные задачи сварочной машины и пожелания заказчика.

В результате машина, прошедшая модернизацию будет иметь набор функциональных возможностей в строгом соответствии с пожеланиями и задачами заказчика.

Обслуживание и ремонт контактной сварки – особенности

Как работает точечная сварка, где востребована. Что в себя включает обслуживание споттера перед включением. Часто встречающиеся неисправности аппаратов точечной сварки. Преимущества профессионального ремонта.

Для прочного и аккуратного сваривания металлических листов небольшой толщины хорошо себя зарекомендовала контактная (точечная) сварка. Подходит для соединения широкого спектра металлических деталей, но более востребована для кузовного ремонта.

При точечной сварке соединение двух деталей происходит в определенной точке контакта поверхности металла с электродом.

Высокомощный, высокочастотный, но короткий импульс тока обеспечивает плавление и соединение деталей в одной точке. Никаких брызг расплавленного металла, остается только небольшая отметка в зоне соприкосновения электрода с металлической поверхностью.

Контактная сварка быстрая, аккуратная, точная, удобная в применении. Однако без обслуживания непременно вызовет немало проблем. В таком случае увеличивается риск преждевременного выхода из строя сварочного оборудования.

Обслуживание аппарата точечной сварки

Контактная точечная сварка предполагает источник питания, сварочные кабели, рабочий орган с рукояткой и электродом (зажимные клещи). Это состав мобильного, компактного сварочного аппарата, который применяется для кузовного ремонта, - споттера.

Чтобы аппарат работал исправно весь срок эксплуатации, отведённый производителем, необходимо правильно и своевременно его обслуживать. И, конечно, не нарушать правила использования.

Обслуживание включает в себя:

  • Визуальный контроль источника сварочного тока, рабочего органа и кабелей;
  • Удаление пыли, грязи, любых посторонних включений с корпуса прибора;
  • Внутреннюю чистку аппарата;
  • Проверку надежности контактов.

Перед включением нужно обязательно проверить все составляющие сварки на наличие внешних дефектов.

Если возникли какие-либо проблемы во время работы оборудования, диагностику силовой части и электроники, ремонт следует доверить профессионалам. Инверторные и трансформаторные аппараты достаточно сложно устроены, необходимы знания, опыт, специальное оборудование. Попытки решить проблему самостоятельно могут привести к возникновению новых неисправностей, замыканию, пожару, удару током. Будьте внимательны!

В каких случаях потребуется профессиональный ремонт аппарата

Источник питания контактной сварки, как мы уже сказали, может выйти из строя, если долго не обслуживался, применялся с нарушением эксплуатационных правил, неправильно. Также причиной может стать нестабильная питающая сеть. Возможно, производственный брак.

Потребуется профессиональный ремонт контактной сварки в следующих случаях:

  • Источник тока подключен к сети, но сварочный процесс начать не удается;
  • Нестабильная, слабая сварка;
  • Загорается индикатор перегрева;
  • Металл прожигается;
  • Аппарат отключается во время работы.

Возможен выход из строя силового блока, поломка электроники, переключателя, неисправность системы охлаждения… В любом случае при возникновении проблем со сварочным оборудованием верным решением будет обратиться в сервисный центр.

Почему ремонт сварочного оборудования нужно доверить профессионалам

Вышел из строя споттер? Самостоятельный ремонт аппарата контактной сварки может обернуться новыми поломками, коротким замыканием, пожаром, ударом током. Но и не спешите тратить деньги на новый аппарат, с большей долей вероятности можно вернуть к жизни нерабочее оборудование. Просто обратитесь в сервисный центр.

Преимущества такого решения:

  • Профессиональная диагностика. Специалисты сервиса могут определить точную причину поломки уже в день обращения, озвучить цену и срок восстановления оборудования.
  • Профессиональный ремонт с гарантией качества. Вы точно получаете оборудование в рабочем состоянии. Если случится повторная поломка в период действия гарантии, вам ее устранят бесплатно.
  • Обслуживание. Специалисты сервисного центра полностью подготовят аппарат к использованию. Дадут рекомендации по долгосрочной и беспроблемной эксплуатации.
  • Экономия денежных средств. В большинстве случаев ремонт споттера обходится дешевле покупки нового аппарата. Вы экономите не только деньги, но и свободное время.

Плюс специализированные сервисные центры сегодня предоставляют услуги срочного ремонта и доставки оборудования. Вполне реально получить восстановленный аппарат в день обращения или на следующие сутки, не заботясь о его перевозке. Это очень удобно.

Наши услуги -производство, ремонт , обслуживание и модернизация сварочного оборудования!

Дефекты контактной (точечной) сварки и как их избежать

Особенности точечной сварки. Как ее выполняют. Какие дефекты могут возникнуть. Как избежать их. Что делать, если аппарат работает со сбоями.

Точная, аккуратная, без перегрева, разбрызгивания металла, востребованная при кузовном ремонте. Это точечная сварка. Заключается в соединении металла в точках прижима одного или двух электродов. Когда к поверхности прижимается специальный электрод, детали сжимаются, прохождение тока большой величины в точке контакта способствует плавлению и прочному сварному соединению двух заготовок.

Шов малозаметный, соединение надежное, долговечное. Однако при нарушении технологии, неправильной настройке аппарата или его неисправностях возникает ряд дефектов, качество сварки тогда оставляет желать лучшего.

Как работает контактная сварка

Для сварки точками необходим источник тока и зажимные неплавящиеся электроды. Также возможно использование одного электрода.

Процесс строится на давлении, прижатии друг к другу двух листов металла, плавлении в точке прижима за счет прохождения тока большой величины.

Как происходит сварка?

Один лист металла накладывают на другой.

Снизу и сверху листы прижимают двумя электродами. Для этого задействуют специальные клещи с электродами.

Включают аппарат. В точках контакта происходит плавление листов, они таким образом соединяются друг с другом.

Плавление происходит мгновенно, в течение 0,3 – 0,5 секунды. Из-за краткосрочности воздействия металл вокруг зоны контакта электродов не успевает нагреться до температуры деформации. Сварная точка получается небольшая и аккуратная, без повреждения других участков листов.

Возможные дефекты

Если неправильно выбран сварочный ток, давление на электроды недостаточное, нарушена технология сварки, качество соединения деталей существенно снизится.

В таком случае возможны следующие дефекты:

  • Прожиг металла. В зоне контакта появляется сквозное отверстие. Чтобы этого не повторилось, нужно корректно отрегулировать сварочный ток исходя из толщины металла или уменьшить время высокотемпературного воздействия.
  • Трещины. Возможно, нужно снизить сварочный ток или немного уменьшить давление на заготовки.
  • Выброс расплавленного металла из точки сварки – выплеск. Избежать этого дефекта позволяет обработка металла перед сваркой, правильная настройка аппарата.
  • Потемнение сварной точки. Вероятно, произошло окисление металла, это негативно повлияет на качество соединения. Обработка металла перед сваркой, корректировка сварочного тока, давления на электроды – помогут избежать данной проблемы.
  • Выдавливание металла вокруг точки контакта. Возможно, электроды неправильно расположены относительно друг друга, есть перекос. Необходимо отрегулировать клещи, проверить зажим.

Дефекты не удается устранить – с большей долей вероятности неправильно работает сам источник тока. С профессиональным ремонтом аппаратов контактной сварки сегодня проблем нет. Обратитесь в специализированный сервисный центр.

Если аппарат не работает или функционирует со сбоями

Дефекты могут возникнуть также из-за неправильной работы оборудования. Когда сварочный ток нестабильный, не удается его отрегулировать, аппарат самопроизвольно отключается.

Для диагностики и ремонта точечной сварки в этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Если источник не удается включить, перед обращением в сервисный центр, проверьте, в каком положении находится главный выключатель. Все ли в порядке с энергоснабжением. Не сработал ли автомат, не повреждена ли розетка, в норме напряжение.

Проверьте, не горит ли индикатор перегрева на аппарате.

С этим все в порядке – обратитесь в сервис.

Сегодня не нужно заботиться транспортировке аппарата в центр, его доставят, отремонтируют и привезут вам. Ремонт не вызовет никаких сложностей.

Ремонт контактно-точечно-искрового сварочного аппарата Ding Xing Jewelry Machine

Попросил знакомый «посмотреть» нерабочий сварочный аппарат. Говорит, что уже отдавал его в ремонт, там сказали что проблема, скорее всего в трансформаторе и ничем помочь не могут. Я, в общем-то, ремонтом не занимаюсь, но на «посмотреть» что-либо обычно соглашаюсь. Посмотреть-то не сложно, ну а вдруг «оно» ещё и отремонтируется – мне не сложно, а люди радуются.

Хозяин аппарата объяснил, что предназначен он для сварки ювелирных изделий точечными одиночными импульсами, управляется ножной педалью и для работы нужна вольфрамовая игла. Сварочный импульс, вроде, есть, но по технологии должна быть ещё «зажигающая» искра, пробивающая расстояние до 1-3 мм, а её как раз нет. Называется всё это чудо – Ding Xing Jewelry Machine (рис.1).


На передней панели аппарата (рис.2) стоят два регулятора режима сварки – длительность и ток импульса, стрелочный индикатор тока со шкалой до 50 А, два винтовых зажима – красный и чёрный (к красному подключается игла, к чёрному – свариваемые детали), круглое гнездо для разъёма ножной педали-переключателя и сетевой выключатель с подсветкой.


На задней стенке расположен сетевой разъём и предохранительная колодка.

Аппарат показался достаточно лёгким, поэтому сразу же сняли верхнюю крышку (рис.3) и заглянули внутрь – вдруг там чего-нибудь не хватает? Но, нет, вроде всё на месте – небольшой сетевой трансформатор ватт на 100, несколько электролитических конденсаторов и трансформатор на ферритовом сердечнике ещё меньшего размера, чем сетевой. Ещё мелочь какая-то на плате и непонятный белый брусок с подходящими к нему проводами. Почти все соединения с платой разъёмные.


Ладно, забрал аппарат домой, буду «посмотреть».

Дома сразу же полез в Интернет искать схему. И, конечно же, надеялся, что кто-нибудь уже ремонтировал такое «чудо» и поделился впечатлениями. Ан, нет. Ничего подходящего не нашёл. Даже нормального описания работы с ним… Ладно, тогда начнём с осмотра.

Плата к днищу корпуса крепится с одного края на трёх стойках сделанных из винтов М4 (рис.4), а с другого была когда-то приклеена термоклеем к резиновой бобышке (ножка корпусная, видна на фото слева на заднем плане). Клей, конечно же, уже оторван (или сам отвалился).


К стойкам плата прикручивается гайками через изолирующие прокладки (рис.5). На рисунке видно, что с транзистора Q10 стёрта маркировка. Как оказалось, маркировка стёрта и со всех остальных транзисторов и со стабилизатора питания тоже (рис.6). Шифруются, однако…



Реле, видимое в нижнем правом углу предыдущего фото, более подробно показано на рисунке №7:


Провода к амперметру, что стоит на передней панели аппарата, идут от шунта, выполненного из эмалированного медного провода (рис.8). Провода припаяны, разъёма нет. Даже рядом. Возможно, что сначала подразумевалось прибор подключать в другое место схемы.


На рисунке №9 показан разъём, по которому подаётся питание с силового трансформатора. Видны вставленные спички – наверное, это уже «наши» доработки…


На рисунке №10 тот же разъём, но фото сделано уже с платы, вытащенной из корпуса аппарата. Учитывая две пары проводов, подходящих к этому разъёму и два выпрямительных моста около него, можно сделать предположение, что схема питается двумя напряжениями и одно из них достаточно высоковольтное. Скорее всего, оно и является «сварочным». А второе, низковольтное, питает схему управления.


Электролитические конденсаторы на 250 В и 2200 мкФ стоят марки Rubycon (рис.11 и рис.12). Четыре белых прямоугольника перед ними на рисунке №11 – это резисторы сопротивлением 0,1 Ом и мощностью по 5 Вт.



В другом углу платы стоят ещё два таких же резистора и электролитический конденсатор Nichicon 2200 мкФ 50 В (рис.13). Справа на фото – радиатор, к которому прикручен мощный транзистор Q2 в корпусе TO-247.


Надо полагать, что если в приборе применяются конденсаторы именно таких марок, то высока вероятность того, что в этих частях схемы повышена требовательность к низкому сопротивлению источников питания при импульсной сильноточной нагрузке.

На рисунке №14 показаны выходные клеммы на плате, к которым короткими толстыми проводниками подключаются винтовые разъёмы, находящиеся на передней панели аппарата. Буквы «КР» и «Ч» - это уже я подписал, чтобы знать, куда какой разъём подключать при экспериментах на столе.


В этом же углу печатной платы нанесена маркировка «S1878» (рис.15). Так как больше никаких опознавательных данных нет, то очень вероятно, что эти цифры относятся к версии аппарата.


Фото непонятного белого бруска, прикрученного к днищу, показано на рисунках №16…18.




Брусок похож на отпиленный кусок дюралюминиевой трубы прямоугольного профиля, в который что-то вставлено и залито эпоксидной смолой. Смола не очень твёрдая – царапается кончиком ножа и, наверное, можно будет попробовать расковырять её. Но для начального понимания, хорошо было бы на схему глянуть – куда этот «брусок» подключается. Беглый осмотр дорожек, подходящих к разъёмам, ничего не прояснил – чёрные и синие проводники на плате соединяются между собой, синие идут к четырём пятиваттным резисторам, красные – раздельно к мелким резисторам с диодами (но, похоже, что одинаковым по номиналам), чёрные – к одной из обмоток ферритового трансформатора. Тестер показывает, что между чёрным и синим выводами стоит диод. Контакты одного разъёма никак не «звонятся» с контактами другого. Очень похоже, что это два раздельных транзистора. Скорее всего, IGBT или полевые. Надо срисовывать схему с платы …

К обеду следующего дня схема аппарата стала более-менее понятной (рис.19). И хоть «рожицы» всех активных элементов были ободраны и где какие выводы у них было не ясно, но по схемотехнике узлов становилось понятно, кто что делает и за что отвечает.


Схему можно разделить на две части в соответствии с уровнями питающих напряжений. Первая часть, высоковольтная – это та, что запитывается от обмотки трансформатора Tr1 с напряжением 118 В. Выпрямленное мостом D1 напряжение проходит через токовый шунт, ограничительный терморезистор R1, фильтруется конденсаторами С1…С4 и поступает на чёрный винтовой зажим на передней панели аппарата. Здесь всё сразу понятно.

Вторая часть, низковольтная, питается от 19,6 В – это все остальные элементы. Они служат для создания искры (импульса пробоя) на выводах вторичной обмотки трансформатора Tr2 и для разряда в этот же момент накопленной конденсаторами С1…С4 энергии в место сварки. Разряд происходит через вторичную обмотку Tr2 и через транзисторы Q5, Q6 (они, скорее всего, IGBT).

Есть две неожиданности в той части схемы, куда подаётся напряжение через педаль. Первая – это то, что два резистора имеют одинаковую нумерацию «R22» (помечены вопросительными знаками). Вторая – то, что катушка реле зашунтирована конденсатором 100 нФ (он виден на переднем плане на рисунке №7). Конденсатор впаян вместо диода, место установки которого обозначено на плате как D9.

Схема на транзисторах Q11 и Q12 отвечает за кратковременное включение реле К1 при нажатии на педаль. Если рассматривать работу этого узла в схемотехнике, показанной в обведённой пунктиром схеме, то в момент подачи питания транзистор Q11 должен быть закрытым (так как С8 ещё разряжен), а соответственно, Q12 открывается током, проходящим через R22 (тот, который в коллекторе Q11). Реле К1 включится. Когда конденсатор С8 зарядится через R23, напряжение на базе Q11 повысится, он откроется и закроет Q12. Реле отключится. Чтобы включить реле ещё раз, надо отпустить педаль, дать некоторое время для разряда конденсатора С8 и опять нажать педаль.

Работа других частей схемы тоже понятна – при нажатии на педаль срабатывает реле К1 и напряжение со стабилизатора VR1 через контакты К1.1 поступает на резисторы R11 и R20. Если смотреть в сторону R20, то это напряжение открывает силовой транзистор Q2, нагрузкой которого является первичная обмотка трансформатора Tr2. Трансформатор начинает накапливать энергию и ток в обмотке растёт до того момента, пока напряжение падения на двух резисторах по 0,1 Ом и R4R5, стоящих в истоке транзистора, не станет достаточным для открывания тиристора Q1. Напряжение на затворе Q2 пропадает, транзистор закрывается и трансформатор отдаёт накопленную энергию во вторичную обмотку. Трансформатор Tr2 – повышающий, его первичная обмотка имеет 6 витков, вторичная 66. Если расстояния между проводниками, подключенным к чёрному и красному разъёмам аппарата, будет достаточным для пробоя, то возникает искровой разряд.

В то же время, когда напряжение подаётся на R20, оно же поступает и через резистор R11 на транзисторы Q10, Q9, Q3. На них собран узел, открывающий на некоторое время транзисторы Q5, Q6 (через них разряжаются конденсаторы С1…С4) и поддерживающий разрядный ток на заданном уровне. Происходит это так – при появлении напряжения питания оно через R14 поступает на базу Q9. Этот транзистор выполняет роль эмиттерного повторителя – с него напряжение поступает на базы транзисторов Q5, Q6. Открывшись, эти транзисторы могут пропускать через себя весь сварочный ток. Датчиком силы этого тока являются четыре резистора сопротивлением по 0,1 Ом, включенные параллельно. Напряжение падение с них поступает на регулируемый делитель, образованный постоянным резистором R6 и переменным резистором 100 Ом, стоящим на передней панели аппарата и являющимся регулятором сварочного тока. Когда напряжение на базе Q3 достигнет уровня открывания транзистора, он, естественно, начинает открываться и уменьшать напряжение на базе транзистора Q9 и запирать Q5, Q6, чем вызывает уменьшение протекающего через них тока. Понятно, что этот процесс не может продолжаться долго – ведь конденсаторы С1…С4 разряжаются и напряжение на них уменьшается, поэтому в схему внесены элементы, ограничивающие время сварочного импульса – через резистор R12 и переменный резистор сопротивлением 10 кОм происходит заряд конденсатора С11 (как и в схеме включения реле К1). Когда напряжение на базе транзистора Q10 будет достаточно для его открывания, он откроется и зашунтирует собой базу Q9 на «землю». Чем вызовет полное закрывание силовых транзисторов Q5 и Q6 и прекращение сварочного импульса.

Для удовлетворения любопытства, решил разобрать этот «брусок» и посмотреть, что же там точно находится. Сточил одну грань алюминиевого корпуса и вынул внутренности (рис.20). Действительно, что-то залито, и это «что-то» было предварительно засунуто в термоусадочную трубку и приклеено термоклеем к внутренним противоположным боковинам профиля.


Вскрытие термоусадки показало, что под ней скрывается «что-то» в корпусе TO247 (рис.21).


Обкусав кусачками и расковыряв жалом нагретого паяльника клей по краям болванки стало возможным достать транзистор (рис.22 и рис.23)



Маркировка и здесь содрана (рис.24). Жаль, конечно, но этого и следовало ожидать. Но зато душа успокоилась и теперь стало более-менее понятно, что там скрывалось (рис.25)



Для проверки целостности этих транзисторов собрал простейшую усилительную схему (рис.26). Всё нормально работало, транзисторы открывались, лампочка загоралась. Красные выводы - базы (затворы), чёрные - коллекторы (стоки), синие - эмиттеры (истоки).


Теперь всё это надо назад в алюминиевый профиль «упаковать». Приклеил транзисторы к оставшейся болванке-заливке, обмотал в три слоя фторопластовой лентой, аккуратно засунул в профиль и туго обмотал сверху толстыми нитками (рис.27). Проверил, что нигде ничего не сломано и не замыкает и пропитал всё это клеем БФ-2, разведённым в спирте. Сутки на сушку.


Теперь, когда схема аппарата есть и в целом понятно, как он должен работать, надо искать неисправность. Ещё во время срисовывания схемы обратил внимание, что транзистор Q2 был «паяный» и одна дорожка около переходного отверстия была порвана, а потом восстановлена. Прозвонка транзистора прямо в схеме показала, что он «звонится» по всем ножкам, показывая на переходе сток-исток (и наоборот) сопротивление около 2 Ом. Кстати, его маркировка была сцарапана не очень сильно и по остаткам символов можно было догадаться, что это транзистор IRFP460. Однако… 500 В и до 80 А в импульсе…

Таких транзисторов «в тумбочке» не было, поставил три в параллель IRF630. Сварочник ожил, начал «искрить», но искра была короткая, много меньше полумиллиметра. Хозяин аппарата посмотрел на неё, попробовал сам и сказал «не правильно»…

Опять разбираю корпус, вытряхиваю внутренности и пытаюсь определить, что же может ещё не работать. Решил разобрать трансформатор, посмотреть, а нет ли межвиткового замыкания во вторичной обмотке. Выводы выпаянного трансформатора фотографирую для того, чтобы потом назад всё так же намотать и не перепутать начала и концы обмоток (рис.28 и рис.29).



Провод для намотки обеих обмоток использован достаточно тонкий, многожильный. Но в толстой изоляции. На ощупь она мягкая и шершавая и кажется, что прилипает к рукам. При 66-ти витках вторичная обмотка имеет сопротивление 1 Ом по постоянному току. Намотана ближе к сердечнику.

Пока занимался разматыванием, обратил внимание, что сердечник слегка намагничен и притягивает мелкие металлические шайбы и стружку. Ну и, в общем-то, это единственное, что узнал нового – подозрения на межвитковое замыкание не оправдались, всё внутри было чисто и аккуратно. Трансформатор до меня не разбирали. Собрал всё назад, впаял, проверил – всё осталось как и было, искры практически нет. Для эксперимента домотал ко вторичке ещё 6 витков толстым проводом МГТФ (рис.30) но ничего не поменялось.


Вспомнил, что забыл размагнитить сердечник. Выпаял транзистор Q2 и подключил первичку трансформатора к выходу усилителя НЧ вместо акустики. На вход усилителя подал синусоидальный сигнал частотой 100 кГц и пошёл варить кофе. По прошествии некоторого времени, потраченного на выпивание чашки кофе и просмотра новостей, выключил усилитель и проверил сердечник. Намагниченность пропала. Впаял транзистор, включил аппарат – искра есть и её длина увеличилась примерно до 1 мм. Уже хорошо… Но хозяин сварочника говорил, что должна быть и 3 мм. Звоню ему, прошу при случае купить «родной» транзистор – IRFP460.

Буквально через несколько дней транзистор был впаян и аппарат заработал так, как ему и было положено. Провёл небольшую профилактику платы и всех разъёмов (почистил, помыл, подогнул), сделал несколько проб по свариванию выводов резисторов (рис.31) и отнёс хозяину.

Читайте также: