Ремонт сварочный аппарат полуавтомат

Обновлено: 14.05.2024

Любое оборудование со временем ломается. Сварочные аппараты работают с высокими токами и нагрузками, они чаще другого оборудования выходят из строя. Регулярно требуется проводить ремонт сварочных полуавтоматов, выполняющих большую часть работ в мастерских и на крупном производстве. Многие проблемы связаны непосредственно с электрической частью агрегата. Достаточно знаний электрика на начальном уровне, чтобы самостоятельно найти причину сбоя и отремонтировать полуавтомат.

Особенности технического обслуживания

Нормальную работу сварочного полуавтомата обеспечивают одновременно разные по своему назначению и характеру узлы:

  • механические;
  • электрические и электронные:
  • газовые:

Начиная ремонт полуавтомата, необходимо проанализировать причины сбоя и какой именно узел вышел из строя.

При обслуживании полуавтомата, следует проводить ежедневные осмотры на наличие наружных повреждений корпуса, нарушение изоляции кабелей.

Оборудование ежемесячно открывается, очищается от пыли и грязи внутри. Во время этой профилактики проверяются и подтягиваются все контакты.

Факторы или причины, приводящие к выходу из строя


В основном полуавтоматы сделаны на базе инвертора. Компактный и удобный аппарат имеет свои особенности. Он не переносит низких температур и быстро покрывается внутри пылью.

Приступая к ремонту сварочных полуавтоматов, надо учитывать основные факторы, которые могут привести к поломке:

  • окисление и ослабление контактов, обрыв кабеля;
  • нарушение соотношения режимов работа – отдых;
  • неправильно выбран тип проволоки и неравномерная ее подача;
  • настройка не соответствует проводимой работе;
  • плохой контакт между деталью и зажимом;
  • низкое напряжение в сети;
  • минусовая температура окружающей среды;
  • закончился рабочий ресурс отдельных деталей;
  • пыль и влага на внутренних узлах.

Каждое нарушение в эксплуатации выражается по своему. Сначала необходимо внимательно осмотреть аппарат, проверить его целостность и состояние контактов, проанализировать характер сбоя. Затем можно приступать к самостоятельному ремонту.

Составные элементы

Полуавтоматическая сварка под слоем защитного газа производится на различном оборудовании, но все оно имеет основные узлы:

  • источник питания – конвертор или трансформатор;
  • катушка и устройство подачи проволоки;
  • система подачи газа;
  • держак с соплом и наконечником.

[/stextbox сварке электродами отсутствует катушка и механизм подачи. Порошковая проволока не нуждается в подаче газа. Таких полуавтоматов мало.[/stextbox]

Характерные неисправности

Основные неисправности видно сразу. Если шов получается с порами и темный, следует заменить баллон. Это признаки влаги в газе. Большое количество искр возникает при работе на одном режиме, когда баллон пустеет и уменьшается давление – расход газа.

С наибольшей нагрузкой работает инвертор. Он имеет сложную электронную плату, систему охлаждения и к нему привязана работа всех остальных механизмов. Поэтому инвертор ломается чаще других узлов полуавтомата.

Несанкционированное прерывание цикла

Причиной прерывания процесса сварки может стать неравномерная подача проволоки. Когда расходный материал движется рывками. В этом случае следует заменить канал новым, гладким внутри. Следует проверить работу натяжного механизма, изменить силку прижима роликов. При необходимости заменить запчасть или полностью весь узел.

При пробое в обмотке катушки высокого напряжения цикл сварки прерывается и не возобновляется. Следует прозвонить обмотки, и непригодную деталь заменить.

В прерывании работы полуавтомата могут быть виноваты плохие контакты. Если они окислились или соединение ослабло, ток будет поступать прерывисто или исчезать. Контакты следует зачистить, покрыть специальной токопроводящей смазкой и затянуть.

Инверторный сварочный аппарат начинает тянуть при температуре – 5⁰. При более низкой он просто перестает работать, прерывая цикл сварки. Надо проверить, при каких условиях эксплуатируется аппарат. Если причина в холоде, то достаточно перенести инвертор в теплое помещение, дать время ему согреться и полуавтомат будет нормально работать.

Сильное дребезжание и гудение

Аппарат начинает гудеть, когда перегружен трансформатор. Это возникает при сварке проволокой или электродом большего диаметра, на какой рассчитан полуавтомат. Гул может возникать при сильной нагрузке на обмотки по причине сильного проседания сетевого тока. Следует проверить по паспорту, какой максимальный диаметр расходного материала допускается и минимальное напряжение, с которым может работать данный аппарат.

Дребезжание сопровождает работу сварочного полуавтомата в случае плохих контактов и возникновения искрения в местах соединения разных узлов. Необходимо заменить изоляцию на новую, закрепить контакты. Возможно, потребуется диэлектрическая вставка между катушками, чтобы они гарантированно не соприкасались и не замыкали.

Перегрев устройства

Чаще всего перегрев сварочного полуавтомата вызывает:

  • работа на повышенных режимах;
  • несоблюдение периодичности работы и отдыха оборудования;
  • сбой в работе вентилятора;
  • низкое напряжение в сети;
  • пыль покрыла микросхемы и элементы воздушного охлаждения.

При эксплуатации оборудования следует предварительно изучить его технические характеристики не перегружать полуавтоматический аппарат. Во всех паспортах указаны предельные значения тока и режим работы в процентах относительно часа работы. Например, 40% означает, что через каждые 25 минут аппарат должен 35 минут отдыхать. Инверторные полуавтоматы обычно охлаждаются быстро и имеют режим работы 50% и даже 60%. Но прерываться все равно надо.

При ежемесячном осмотре проверяется направление вращения вентилятора, он должен гнать воздух внутрь корпуса. Если на ребрах холодильников и платах осела пыль, оборудование будет греться.

При низком напряжении в сети, аппарат работает с повышенной нагрузкой. Происходит нагрев обмоток и всего преобразователя. В рейтинге полуавтоматов, работающих при пониженных токах, лидирует инвертор. Трансформатор не выдерживает проседание ниже 185В.

Не регулируется сварочный ток


Если рукоятка вращается, а значение тока не изменяется, самая простая поломка – выход стержня ручки из зацепления. Но в основном это нарушение в перемещении сердечника или катушек. Следует разобрать механизм, очистить его от грязи, заменить изоляцию и затянуть клеммы. После этого проверить поворотом ручки перемещение сердечника.

Если все нормально, следует осмотреть магнитопровод на предмет замыкания. Отремонтировать его можно, если незначительно нарушена изоляция.

Последовательность действий при ремонте

Любой ремонт начинается с очистки аппарата от пыли, масла, грязи. После этого проверяется целостность кабелей, шлангов, изоляции.

Неисправность электрической схемы

Ремонт электрической части начинается с проверки контактов.

Электросхема прозванивается полностью с помощью специальных приборов. Если обнаружена нерабочая деталь, она выпаивается и на ее место ставится новая. Обычно в техническом паспорте имеется схема и расходник – перечень используемых диодов, выпрямителей и других углов.

[stextbox 5 разряда по ремонту сварочного оборудования Тимофеичев Н.Г.: «Инверторы выпускаемые германскими и чешскими фирмами отличаются малыми размерами, прочностью и надежностью. Они имеют один недостаток. Все узлы расположены на одной плате. В случае выхода из строя одной детали, ее сложно заменить в домашних условиях. Следует ставить новую плату, которая составляет львиную долю стоимости аппарата. В основном такая электроника стоит на бытовом оборудовании. Если работы дома много, лучше брать полупрофессиональный полуавтомат с раздельными блоками управления».[/stextbox]

Неисправность механизма подачи проволоки


Проволока может идти рывками, если канал для ее подачи уже стерся или ролики механизма подачи плохо прижимают ее. Неправильно подобранная вставка для наконечника может служить причиной рывков.

Отверстие должно точно соответствовать расходному материалу. При длине кабеля более 4 м следует использовать тянущий механизм или комбинированный. Канал выбирается с внутренним диаметром 4 мм.

Предварительный осмотр

Предварительный осмотр включает в себя очистку всех внутренних узлов, проверку целостности изоляции. Все контакты следует сразу очищать от окислов и хорошо закручивать. Нигде не должно быть четных пятен замыканий.

Диагностика неисправностей

Регулярный правильный уход за оборудованием и эксплуатация сварочного аппарата в соответствующих его характеристикам режимах обеспечит длительную его работу. Проще каждый месяц осматривать и при необходимости менять изоляцию, чем менять пробитые конденсаторы.

[stextbox Раз в год аппарат следует разбирать полностью и очищать двигатель вентилятора, смазывать подшипники.[/stextbox]

При перемещении с холода в помещение, агрегат должен постоять 2 – 3 часа, согреться. Все расходники должны точно совпадать с указанными в паспорте.

Некоторые особенности ремонта

Для хорошего полуавтомата производитель старается снабжать различными комплектующими, приспособлениями и запасными частями с минимальным рабочим ресурсом. При замене детали ее необходимо аккуратно выпаять и выбрать аналогичную, используя даташит список. В нем указаны все характеристики и разные обозначения одинаковых деталей.

Частота ремонта сварочного полуавтомата полностью зависит от условий его эксплуатации. При соблюдении основных требований и регулярном уходе, аппарат прослужит значительно дольше.

Ремонт сварочных полуавтоматов

Сварочный полуавтомат является довольно сложным техническим агрегатом. Поэтому для того, чтобы заниматься его ремонтом своими руками в случае возникновения каких-либо неполадок, следует очень хорошо знать устройство и принцип работы как аппарата в целом, так и каждого отдельного элемента. И первым делом нужно уметь правильно определиться с дефектом и его причиной.



Диагностика и возможные неисправности

Все сварочные полуавтоматы снабжены инструкциями по эксплуатации и обслуживанию, где прописаны наиболее распространённые неисправности, их возможные причины и способы устранения. Поэтому рекомендуется сначала диагностировать дефектный аппарат с помощью этой инструкции.

Владельцу и пользователю сварочного аппарата полуавтоматического типа должны быть известны основные составные части этого агрегата.

Их нужно знать хотя бы для того, чтобы уметь устранять самые элементарные поломки аппарата, например, заменить перегоревший предохранитель в плате управления. А не зная, где находится электронный блок, нельзя найти и предохранитель. Не стоит, конечно, везти из-за такой мелочи аппарат в сервис или вызывать мастера на дом.



Основные узлы полуавтомата для сварки:

  • система электропитания;
  • линия подачи присадочной проволоки;
  • электронная плата управления агрегатом;
  • источник газовый;
  • горелка.

Сварщику необходимо знать не только устройство горелки, но также и принцип работы (и расположение) остальных компонентов сварочного аппарата.

Перечислим наиболее часто встречающиеся поломки полуавтоматов, которые происходят либо в механической части конструкции аппаратов, либо в электронной.



Механические

Нередко бывает, что сразу нельзя понять, что происходит со сварочным аппаратом и где начать искать причину. Например, он не включается вообще или включается, но не варит, а если варит, то дуга нестабильная. В таких случаях возможными причинами могут стать плохие контакты, причём как в соединениях подачи электричества к аппарату, так и в электрических устройствах в самом агрегате.

Возможна ситуация, при которой происходит внезапное отключение сварочного аппарата во время работы. Одной из вероятных причин такой неприятности является срабатывание защиты от короткого замыкания в электрических цепях сварочного оборудования.

Ещё одной частой неисправностью сварочных полуавтоматов является перегрев.

Причины здесь кроются либо в некачественных контактах, либо в настройках силы тока к процессу сварки (недопустимо высокой), либо в изношенных деталях. Если не регулируется величина сварочного тока, то причиной может являться попадание внутрь кожуха регулирующего механизма постороннего предмета, который мешает перемещению вторичных катушек регулятора. Кроме того, возможны износ винта регулятора либо короткое замыкание между его зажимами.

Отсутствие дуги в некоторых случаях также является результатом плохих контактов в кабелях и месте присоединения к свариваемой детали. Случаются проблемы с подачей присадочной проволоки: подача запаздывает или возникает сильное трение в канале подачи. Это может происходить при ослаблении прижимного механизма или нарушения его регулировки.

Электронные

Самостоятельным ремонтом электронной платы системы управления и электрической схемы сварочного аппарата, не имея каких-либо основательных знаний в области электротехники и электроники, заниматься не рекомендуется ввиду сложности этих составляющих компонентов.

Но всё же знание того, каким образом производится диагностика электронной части агрегата с целью выявления неисправностей, будет полезно пользователю.

Проверку электроники рекомендуют производить по определенному алгоритму. Причём делать это нужно после того, как та или иная поломка не устранилась в результате проведённых диагностических и профилактических мероприятий в механической части агрегата.

  1. В первую очередь проверяются все предохранители, имеющиеся в системе.
  2. Демонтируется плата управления, визуально оценивается работоспособность деталей на ней (пайка, целостность, внешний вид и другие признаки).
  3. Если визуальный осмотр не дал результатов, следует проверить исправность деталей платы тестером, выпаивая каждую из них по очереди. После проверки исправная электронная деталь устанавливается на место, а тестирование продолжается далее.

Если причина неисправности в плате управления, то испорченная деталь обязательно обнаружится.



В заключение можно заменить подозрительные элементы схемы и поменять термостойкое покрытие радиаторов охлаждения полупроводников.

Только хорошо отлаженное сварочное оборудование способно стабильно работать без серьёзных поломок. А несложные проблемы можно решить самостоятельно. Стоит отметить, что часто одни и те же неисправности со сварочным полуавтоматом могут возникнуть как по механическим, так и по электронным причинам. Именно поэтому диагностирование неисправностей и выявление их причин иногда может затянуться. Причём сам ремонт обычно занимает совсем немного времени.



Как отремонтировать?

Прежде чем начинать диагностику и ремонт сварочных полуавтоматов, следует позаботиться о мерах безопасности, необходимых при работе с электрооборудованием. Основное правило при этом – полное обесточивание аппарата с видимым разрывом соединения с источником электропитания. Кроме этого, необходимо подготовить инструменты для работы, в том числе аппаратуру для тестирования электронных деталей и расходный материал, например, изоляционную ленту, термопасту, имеющиеся запасные части и детали.

А также нужно быть готовым к возможным затратам по приобретению и других материалов и запчастей, так как заранее предусмотреть состояние неисправного аппарата крайне сложно.

Как уже упоминалось ранее, сначала следует заняться мероприятиями по диагностике и устранению возможных причин неисправностей в механической части оборудования. Для этого осматривается сварочный аппарат, очищаются и подтягиваются все контакты, болтовые и винтовые соединения, восстанавливается изоляция. Нужно понимать, что большинство проблем возникает из-за ослабленных и загрязнённых контактов в электрических соединениях. В этом кроются и перегревы оборудования, и нестабильная дуга или полное её отсутствие, и повышенное гудение аппарата.



К перегреву сварочного агрегата зачастую приводят нарушения его эксплуатации: превышение допустимых значений сварочного тока и времени беспрерывной работы. В результате этого быстро изнашиваются детали. Изношенные части оборудования следует своевременно заменить, а величину сварочного тока отрегулировать согласно инструкции.

Проблемы с механизмом подачи проволоки решаются в соответствии с причинами. Если стёрся канал или же он слишком узкий, то его полностью меняют на новый. Это выполняют так: новым каналом просто выталкивают неисправный. Выходит, что одновременно производится и демонтаж старого канала, и монтаж новой линии подачи проволоки. Только нужно подобрать подходящий канал (и по длине, и по диаметру), который внутри должен быть гладким.

Если неисправен натяжной механизм или стёрлись ролики, выполняется регулировка натяжения и замена роликов.

Ремонт регулятора величины сварочного тока заключается в разборке механизма, очистке его от пыли и грязи, извлечении посторонних предметов, подтяжке клемм и замене изоляции. Бывает, что регулятор не работает по причине выхода из зацепления стержня вращающейся ручки. В этом случае зацепление нужно восстановить.

Электронная плата управления очищается от пыли и загрязнений, неисправные детали заменяются на запасные или приобретённые в магазине электронных товаров и запчастей. При коротких замыканиях в катушках, кабеле, проводах, трансформаторе следует принять меры по изолированию оголённых участков обмоток (или полной замене неисправных элементов), кабельных жил и проводов.

Меры профилактики

Чтобы избежать многих поломок сварочного полуавтомата, ему необходим надлежащий уход и правильная эксплуатация. Аппарат нередко работает в тяжёлых условиях (повышенная влажность помещения, запылённость или задымлённость рабочей зоны, низкая или, наоборот, высокая температура воздуха, продолжительные сварочные работы с короткими паузами и так далее). Всё это приводит к уменьшению сроков безотказной работы агрегата.

Специалисты и производители сварочного оборудования рекомендуют оптимальные сроки проведения профилактических мероприятий с аппаратами, нацеленные на предупреждение наиболее распространённых неисправностей.

Необходимо не реже 1 раза в месяц производить технический осмотр всего оборудования, включая в это мероприятие не только выявление очевидных (или возможных) неисправностей или нарушений с оборудованием, но и следующие работы:

  • обязательную очистку и подтяжку клеммных колодок, контактов, винтов и зажимов;
  • замену подгоревшей изоляции проводов и кабелей;
  • обдув воздухом или инертным газом под давлением внутренних и внешних устройств с целью удаления пыли и других сухих загрязнений;
  • очистку нейтральным растворителем электронной платы управления;
  • проверку правильности работы вентилятора и холодильников.



Кроме того, 1 раз в год агрегат следует полностью разобрать, тщательно очистить от любых загрязнений, произвести полную диагностику деталей с заменой ненадёжных или подозрительных элементов, а также очистить двигатель вентилятора и смазать его подшипники.

Но самой эффективной профилактической мерой будет являться выполнение всех предписанных производителем правил эксплуатации, ухода и хранения сварочного агрегата.

Как делать ремонт полавтоматического сварочного аппарата ТЕМП 059М смотрите далее.

Все о ремонте сварочных аппаратов



Основные неисправности

Если оборудование не запускается, первым делом проверяется наличие тока в сети и целостность предохранительной системы в трансформаторе. Если с предохранителями все в порядке, прозванивают тестером токовые обмотки и выпрямительные диоды. Если все элементы устройства исправны, аппарат попросту не будет включаться из-за низкого напряжения. По этой же причине он может самопроизвольно отключаться во время рабочего процесса. Но блокировку техники могут вызвать и отключения вентиляционного модуля. В этом случае сработает автоматическая защита – она установлена на многих современных сварочных аппаратах.

Приостановка работы возможна из-за того, что оборудование просто «перегрелось» после высокой нагрузки, достаточно просто дать ему возможность «отдохнуть» в течение получаса.

Перед началом работы следует изучить инструкцию. Для некоторых моделей сварочных аппаратов производители указывают специальные графики работы. Так, инверторам рекомендуют давать «передышку» по 3–4 минуты после каждых 7–8 минут работы. Тогда агрегаты для сварки будут функционировать без сбоев при правильно выбранном режиме. Впрочем, автоматическая защита сработает и в других критических ситуациях, связанных с отклонением в функционировании устройства. А тут уже ремонт будет зависеть от неисправности и от детали, которая вышла из строя.

Следует учесть и тот факт, что, продолжая работать, техника будет издавать посторонние шумы, некачественно выполнять сварочный шов. Некорректная работа оборудования возникает в результате нескольких неисправностей и причин.

  • Залипание электрода. Как правило, тому способствует недостаточное напряжение, чрезмерно длинная сварочная проводка (свыше 30 м) либо ее неверное сечение (менее 2,5 мм). Замена шнура согласно нужным параметрам исправит положение дел. Аппарат не будет должным образом варить и от перегрузки либо замыканий в проводах (залипание вызывает сильный гул трансформатора). Тут надо браться за восстановление изоляции соединительных кабелей и подтянуть ослабившие контакты и клеммники.
  • Виды электродов не соответствуют завышенной силе тока, как следствие – металл при сварке разлетается по сторонам. Надо обращать внимание на информацию, которая указана на упаковке сварочных стержней, и настроить аппарат под конкретный вид расходных элементов.
  • Недостаточное горение сварочной дуги. Это может быть вызвано слабым закреплением в гнездах устройства кабелей, что приводит к ослаблению контактов, например, проводов «плюса» и «минуса». Тут все просто: нужно устранить неплотное соединение, прокрутив фиксаторы от себя (по ходу часовой стрелки). Слабое горение дуги может дать чересчур длинная переноска, которая «гасит» поток тока из-за своего сопротивления. Лучше использовать удлинитель с большим сечением.
  • Отсутствует поджиг дуги. Если при работающем оборудовании дуга не поджигается, возможно, речь идет о плохом контакте, который приводит к обрыву цепи. Речь идет о плохом креплении массы.
  • Сильный гул аппарата. Он может быть вызван ослаблением болтовых соединений на корпусе и в других частях устройства. Достаточно подтянуть крепления, агрегат будет нормально работать.
  • Перегревание. Когда загорается индикатор перегрева, это означает, что оборудование нагрелось до +80 градусов. Стоит прекратить сварку и поставить агрегат в прохладное место.

Важно! Когда защита срабатывает часто, обрывая подачу тока в момент ведения шва – это не что иное, как защитный механизм сам вышел из строя и подлежит замене.

Поломка сварочного агрегата в основном возникает в результате неправильного использования техники, несоблюдения требований эксплуатации и рекомендаций изготовителя техники, а также проведением сварочных работ в ненадлежащих условиях (в дождь, снег и так далее) и естественным выходом из строя отдельных элементов сварочной установки. Во многих случаях проблемы возникают с клеммным узлом, ремонт своими руками заключается в зачистке проводки и мест контакта. Далее подробно о том, как отремонтировать самостоятельно сварочные агрегаты различного типа.



Инверторы

Такое оборудование обеспечивает комфортную работу сварщику, но это не настолько простое электротехническое оборудование, как может показаться на первый взгляд. Инверторы – электронная техника и для определения поломок и их устранения требуются специальные познания и умения. Например, нужно уметь пользоваться такими измерительными приборами, как мультиметры и осциллографы, с помощью которых и удастся выявить неисправности.




Чтобы выявить вышедший из строя элемент, важна последовательность проверки электросхемы агрегата.

Поэтому если нет опыта в разборке электроники, лучше не браться за ремонт такой техники, чтобы еще больше не усугубить проблему, нарушив электросхему устройства. Если есть навыки такой работы и микросхемы вам поддаются, тогда вы справитесь с несложным ремонтом инверторов без особого труда. Для выявления неисправностей сварочной техники этого типа проводят следующие мероприятия:

  • проверяются диодные мосты (выходные и входные выпрямители) на радиаторе: отсоединяя проводку, их демонтируют с платы и методом прозвона выявляют нефункционирующий компонент; замену на новый производят специальным паяльником (с механизмом отсоса);
  • с помощью омметра проверяются составляющие драйвера; неработающий элемент выпаивают и заменяют аналогичным, подходящим по даташиту аппарата компонентом;
  • проводят диагностику транзисторов – как правило, именно этот механизм чаще подвержен поломкам в инверторной технике для сварки; его найти просто: по сгоревшим выводам и трещинам на корпусе; если видимые дефекты отсутствуют, мультиметром прозванивают каждый транзистор и определяют неработающий.




Разбирающийся в электросхемах человек быстро справится с ремонтом такой техники своими руками.

Несмотря на разную компоновку элементов, в целом конструкция сварочных аппаратов данного типа у всех производителей одинакова.

Трансформаторы

Отремонтировать сварочный трансформатор смогут и сварщики-любители: устройство не такое сложное, как инверторные аппараты. Рассмотрим подробнее, какие проблемы могут возникнуть при работе такой техники.

  • Перегревание и гул во время работы. Это может быть связано с высокой нагрузкой на аппарат (долго работает без перерыва, сварочный стержень не соответствует сечению, неправильно установлено напряжение). Аналогичные симптомы могут проявляться, когда ослабло крепление, если вышли из строя сердечник либо катушки, или при замыканиях проводов. Ремонт в таких случаях несложный: всего-то нужно взяться за исправление нарушений, восстановления изоляции и подтянуть крепление болтов.
  • Обрыв дуги без, казалось бы, видимой причины. Причина может возникнуть из-за образования пробоя обмотки или из-за замыкания. Устраняется легко при проверке обмотки и проводов.
  • Срабатывание защиты при включении трансформатора. В этой ситуации нужно проверить кабельные провода, катушечные витки и листы магнитопровода. Ремонтные работы сводятся к выполнению новой изоляции проводной системы. А вот если обнаружится, что проблема в конденсаторе, нужно будет заменить механизм.
  • Замыкание в обмотке катушки может вызвать сгорание изоляции – и это одна из самых серьезных неисправностей трансформатора, который начинает «дымить». Нужно перемотать катушку, перемотка в данном случае – самый надежный способ восстановления изоляции.

Другие поломки сварочного оборудования такого типа обнаружить несложно ввиду простой конструкции трансформаторной техники.

Выпрямители и полуавтоматы

Выпрямители идут с модулем управления и выпрямителем на диодах, как на инверторном оборудовании, а в целом по конструкции напоминают трансформаторы, так что в разных ситуациях подход при ремонте будет отличаться. Детали силового блока восстанавливают, как и на трансформаторах для сварки, путем перематывания катушек, нормализации изоляционного процесса, замены конденсатора, регулятора, других механизмов.

А вот чтобы отремонтировать блок управления и диодный выпрямитель, потребуются знания и умения разбираться в электросхемах.

Полуавтоматическое оборудование также ремонтируется, как и инверторная техника, но нередко в полуавтоматах могут наблюдаться и механические неисправности, например, из-за повышенного трения при подаче проволоки в зону сварки. В таком случае устанавливают новый канал.

Рекомендации

Рано или поздно сварочное оборудование выйдет из строя. Чтобы выявить неисправности, следуйте таким общим рекомендациям, как:

Самыми простыми в обслуживании считаются трансформаторные сварочные агрегаты, их несложно и отремонтировать. Но не стоит бояться и инверторной техники для сварки.

С такими аппаратами комфортно работать. Они могут прослужить долго, если правильно с ними обращаться. Для хранения лучше выбрать сухое место без пыли. Не эксплуатировать при неблагоприятных погодных условиях. Обязательно следовать инструкции от производителя по эксплуатации, уходу и хранению сварочного оборудования.

Перед выполнением ремонта своими руками следует ознакомиться с устройством и принципом работы вашего агрегата, изучить все параметры. Впрочем, это лучше сделать сразу после покупки перед началом работы. Так можно избежать дальнейших возможных проблем.

Как произвести ремонт сварочного инвертора СварИС 160 Foxweld, смотрите далее.

Советы по ремонту сварочного полуавтомата

Ремонт любого технически сложного устройства начинается с его осмотра.

Сварочный полуавтомат отличается компактностью и технологичностью в эксплуатации.

При соблюдении всех правил эксплуатации электрических установок, аппарат надежно служит в течение многих лет.

Сварочный полуавтомат

В то же время хорошо известно, что сварочное оборудование требует своевременного обслуживания и правильного хранения.

Очень важно соблюдать режимы сварки, которые прописаны в инструкции по эксплуатации.

И если произошла поломка полуавтомата, то ее нужно своевременно устранить.

Составные элементы сварочного полуавтомата

Прежде чем начинать ремонт сварочного полуавтомата своими руками, следует четко представлять себе, из каких узлов и агрегатов состоит полуавтомат.

Стандартная структура сварочного полуавтомата включает в себя следующие узлы и агрегаты:

  • источник электропитания;
  • устройство для подачи присадочной проволоки;
  • источник инертного газа;
  • держак с горелкой.

Источник питания, в свою очередь, состоит из трансформатора, выпрямителя, дросселя и других элементов.

Для сварки деталей из любых металлов и сплавов, главным фактором, определяющим качество шва, является стабильность горения дуги.

В процессе обеспечения этой стабильности участвуют все перечисленные элементы.

Устройство подачи присадочной проволоки представляет собой сложный механизм.

Если подача присадочного материала происходит с задержкой, то это сразу же отрицательно отразится на качестве сварного соединения.

Полуавтомат качественно варит только в таком состоянии, когда все узлы и агрегаты точно настроены и действуют синхронно.

Невозможно добиться высокого качества сварного шва и в том случае, когда защитный газ подается в зону горения дуги с перебоями. Газ может подаваться из баллона или специальной газораспределительной системы.

Нарушение подачи может происходить по разным причинам, которые необходимо обнаружить и устранить.

Сварочный полуавтомат отличается удобством и надежностью при работе.

Однако случаются и такие ситуации, когда ему требуется ремонт.

Если аппарат вообще не варит, то надо начинать ремонтные работы с внимательного осмотра всех узлов и деталей.

Чаще всего отказы и неисправности возникают в результате несоблюдения правил эксплуатации устройства.

Нередко случается так, что в электрической цепи теряется контакт, и процесс сварки прерывается.

Для того чтобы с большой вероятностью определить неисправность, в инструкции по эксплуатации приведены часто встречающие поломки и способы их устранения.

Отключение сварочного полуавтомата без всяких видимых причин происходит в том случае, когда срабатывает автомат защиты от короткого замыкания.

Замыкание может произойти в цепи высокого напряжения между проводами обмотки трансформатора. Или между проводами и металлическим корпусом.

Защита срабатывает и в том случае, когда пробит конденсатор. Выполняя ремонт, надо, в первую очередь, обесточить аппарат. Затем найти и устранить неисправность.

Возможно, для этого потребуется заменить изоляцию или впаять новый конденсатор.

Очень часто гудение сварочного полуавтомата сопровождается перегревом трансформатора.

Если такое происходит в то время, когда сварщик варит очередной шов, то нужно прекратить работу и осмотреть аппарат.

К таким неприятностям может привести ослабление болтовых соединений, которые стягивают листы магнитопровода или сердечника.

По аналогичной причине может задребезжать агрегат, который перемещает катушки.

Короткое замыкание между сварочными кабелями тоже сопровождается сильным гулом.

Чтобы устранить такую неисправность своими руками, достаточно подтянуть крепежные болты, проверить целостность изоляции и при необходимости усилить ее.

Если сварочный полуавтомат варит, но при этом сильно греется, то необходимо срочно провести профилактический осмотр, ремонт или замену изношенных деталей.

Чаще всего к перегреву аппарата приводят нарушения режима сварки. Если сварочный ток задается выше допустимых значений, это приводит к перегреву основных элементов.

И в первую очередь — вторичной катушки трансформатора. Такая же реакция последует в том случае, когда диаметр электрода выбран больше, чем следует.

Или когда сварка выполняется в течение длительного отрезка времени без перерыва. При больших объемах сварочных работ нужно обязательно делать технологические перерывы.

Если при выборе режима работы полуавтомата, величина сварочного тока не устанавливается на требуемую величину, то надо внимательно осмотреть механизм регулятора.

Причиной неправильной регулировки может послужить износ винта или короткое замыкание между зажимами регулятора.

При попадании внутрь кожуха посторонних предметов нарушается подвижность вторичных катушек.

Такого рода неисправности можно легко устранить своими руками, не обращаясь к услугам специалистов из сервисного центра.

Когда сварочный полуавтомат варит металлические конструкции, но качество сварки оказывается низким, аппарату требуется ремонт.

В рабочей обстановке, когда нет времени обращаться в сервисный центр, устранить неисправность вполне по силам своими руками.

Многолетний опыт показывает, что значительное количество неисправностей возникает по самым простым причинам.

В числе таких причин на первом месте значатся плохие контакты.

Из этого показателя следует очевидный вывод – в первую очередь необходимо проверить прочность электрических соединений и обязательно прожать все клеммники.

Если проведенный своими руками ремонт по зачистке и уплотнению контактных соединений не принес результатов, то нужно разделить работы на три следующих этапа:

  1. диагностика электрической схемы;
  2. диагностика механизма подачи проволоки;
  3. диагностика системы подачи защитного газа.

Зачастую полуавтомат включен, исходное напряжение на него подается, но сварочный ток не подается и дуга не загорается.

Такая ситуация может возникнуть при перегреве устройства, когда варит неопытный сварщик. Просто превышен рабочий период сварки и сработала защита.

Ничего страшного в такой ситуации нет. Необходимо дождаться, пока полуавтомат остынет, и возобновить работу.

Для того чтобы провести ремонт полуавтомата своими руками, нужно иметь следующие инструменты и приборы:

  • омметр или осциллограф;
  • отвертка;
  • гаечные ключи;
  • паяльник и припой;
  • пассатижи.

Ремонт сложного электротехнического оборудования требует от исполнителя определенной теоретической и практической подготовки.

Когда аппарат не варит, нужно взвесить свои возможности и выполнять ремонт самостоятельно либо пригласить специалистов.

Наиболее сложная в сварочном полуавтомате электрическая часть. Когда аппарат варит, но при этом шов формируется неравномерно, нужно проверить исправность выпрямителя.

В схеме может выйти из строя диод или выпрямительный мост в целом.

Для того чтобы определить исправность элементов, их нужно выпаять и проверить с помощью омметра.

Стабильное горение сварочной дуги обеспечивается дросселем. По сути это катушка индуктивности, которая обладает высокой надежностью.

Но проверить ее исправность нужно обязательно. Чаще чем диоды, выходит из строя конденсатор. Он легко меняется своими руками с помощью паяльника.

При нестабильной работе механизма подачи присадочной проволоки сварочный аппарат варит плохо.

Соединение деталей получается некачественным, и значительный объем работы оценивается как брак. Причиной тому может служить чрезмерный износ направляющего канала и подающих роликов.

Первым делом необходимо отрегулировать уровень давления этих роликов.

Если эта операция не принесла ожидаемых результатов, то самое эффективное, что можно сделать, заменить весь комплекс подачи – направляющий канал и подающие ролики. Эта легко делается своими руками.

Некоторые особенности ремонта

Многолетний опыт показывает, что в некоторых случаях сварной шов получается непрочным из-за низкого качества защитного газа.

Или по причине нестабильной его подачи в зону горения дуги.

В таких случаях необходимо провести ревизию всего тракта подачи газа и горелки, которую сварщик держит своими руками в процессе работы.

Этот инструмент всегда нужно содержать в рабочем состоянии. Оберегать его от повреждений и загрязнения.

Все профилактические работы, которые предписаны в инструкции по эксплуатации, нужно выполнять неукоснительно.

При выполнении этих требований сварочный полуавтомат будет действовать безотказно.

Ремонт сварочных полуавтоматов и инверторов

Реально ли починить оборудование для сварки своими руками? Вполне, если знать о характерных для каждого типа устройств поломках и методах их устранения. Данная статья посвящена ремонту сварочных полуавтоматов и инверторов – современных приборов, получивших самое широкое распространение.

Ремонт инверторных сварочных аппаратов

В конструкции сварочных инверторов применяют высокочастотную электронику, которая, к сожалению, не только значительно повышает производительность и функциональность устройства, но и часто «капризничает».

С чего начать ремонт сварочного инвертора?

С чего начать ремонт

Ремонт инверторных сварочных аппаратов – независимо от производителя и модели – начинается с банального «вскрытия» оборудования и внешнего осмотра «внутренностей». Возможно, уже на этом этапе вам повезет, и вы по внешнему виду сможете «вычислить» вышедшую из строя деталь.

Если на первый взгляд все выглядит как обычно – приступайте к диагностике.

Диагностика и ремонт

Первым делом стоит проверить расположенные на плате управления предохранители. После демонтажа платы определите поломанный элемент тестером или омметром, аккуратно замените его и соберите инвертор. Если все предохранители оказались рабочими, проблема может заключаться в описанных ниже неисправностях в схеме.

Часто ремонт сварочного инвертора требуется в результате поломки

Диагностика и ремонт

полевых транзисторов, являющихся «слабым звеном». Внешние признаки выхода из строя, о которых говорилось в предыдущем пункте, у данных элементов практически не проявляются. Треснувший корпус и оплавленные выводы – явление крайне редкое. Именно по этой причине найти сгоревшие транзисторы можно только методом их последовательной прозвонки мультиметром.

Следующий этап диагностики – проверка элементов драйвера, управляющего работой полевых транзисторов. Вышедшие из строя элементы можно выявить с помощью омметра.

Небольшой совет: для того чтобы не запутаться, и транзисторы, и элементы драйвера прозванивайте согласно схеме вашего инверторного сварочного аппарата, предварительно выбрав направление (например, слева направо). Тогда риск пропустить что-нибудь или забыть о каком-либо элементе просто исчезнет.

схеме инверторного сварочного аппарата

Если поломка все еще не обнаружена

Если поломка все еще не обнаружена, завершаем диагностику проверкой основных деталей выпрямителей (речь идет о диодных мостах). Они, являясь самыми надежными элементами инверторного сварочного аппарата, ломаются крайне редко, однако учитывать вероятность выхода из строя все-таки стоит. Для того чтобы провести диагностику установленных на радиаторах диодов, для начала следует выпаять их из платы. Сопротивление хорошего диода меняется от «+» к «-» и наоборот. Остальные – нещадно выкидываем.

Ремонт инверторных сварочных аппаратов при выявлении описанных выше поломок заключается в замене элементов, которые «подвели».

Несколько советов по ремонту сварочных инверторов

  • Транзисторы часто выходят из строя из-за перегрева. Так что раз уж вы добрались до внутренностей аппарата, на всякий случай поменяйте термопасту в месте их контакта с теплоотводной пластиной.
  • Даже если поломка устранена, пробегитесь взглядом по всем контактам. Зачистите и заново соедините те, которые выглядят не очень симпатично.

Самостоятельный ремонт сварочных полуавтоматов, популярных среди мастеров, которые часто выполняют кузовные работы, к сожалению, возможен далеко не всегда. Впрочем, если неисправность не слишком серьезная, попробовать разобраться все-таки стоит.

Первая проблема, для борьбы с которой не понадобится профессиональное оборудование, – это прилипание электрода при правильно выбранной силе тока. Неисправность могут спровоцировать следующие факторы:

  • низкое напряжение в сети (явление временное и вашего вмешательства не требует);
  • кабель «болтается» в гнезде (поправьте или замените потрепанный временем разъем);
  • в питающей сети «подгорают» контакты (выберите другой удлинитель с диаметром провода долее 2,5 мм, если длина не превышает 40 м, от 4 мм – если превышает).

Если сварочная дуга нестабильна или не до конца расплавляется используемая проволока, скорее всего, пришел в негодность контактный наконечник или зажим заземления подсоединен неверно. Для устранения неудобств в работе замените наконечник и очистите место зажима от загрязнений.

зажим заземления

Перебои с подачей защитного газа, выражающиеся в низком качестве сварочного шва, могут быть связаны с неисправностью газового диффузора. Проблема устраняется заменой элемента.

Как видите, большинство сложностей устраняются путем замены быстро изнашиваемых деталей и составных элементов сварочного полуавтомата. В том случае, если эти действия не помогли, необходимо обратиться в сервисный центр, располагающий необходимой для ремонта сварочных полуавтоматов технической базой.

Читайте также: