Шлак при сварке полуавтоматом

Обновлено: 20.09.2024

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Если научился отличать шлак от металла, научишься и варить. Именно так говорят опытные сварщики, когда начинают задирать свой нос перед начинающими.

И вправду, казалось бы, что может быть проще простого? А ведь нет, и молодому сварщику очень сложно разглядеть шлак в виду разных причин. Во-первых, это небольшая растерянность, поскольку на сварщика в процессе сварки воздействует множество разнообразных факторов.

Во-вторых, это просто неумение определять, ведь не у всех, к сожалению, есть великие советчики и учителя. Многое приходится познавать самостоятельно, и именно для таких людей была написана эта статья.

Почему так важно видеть шлак при сварке

Различать шлак от металла при сварке очень важно. Если сварщик этого не будет уметь делать, то и со сваркой у него получаться не будет. Дело в том, что шлак нужно выдувать, а также всячески не давать ему попасть в сварочную ванну, там, где кипит раскалённый металл.

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Наверняка многим из вас попадались на глаза грязные швы, все в порах, черные, в общем – очень и очень некрасивые. Так вот, такое как раз и происходит по причине того, что из-за неопытности сварщика шлак попал в металл. Когда тот застыл, шлак так и остался в металле. Достать его оттуда будет уже невозможно.

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Помимо эстетических соображений, так сказать красоты и чистоты сварного шва, уметь отличать шлак от металла очень важно и для получения надежного соединения. Если шлак попадёт в металл, то соединение будет непрочным. У многих как раз на первом этапе обучения сварке и происходит данная проблема – заготовка прямо разваливается на части из-за большого количества шлака внутри соединения.

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Итак, как же именно можно понять, что перед нами шлак, а не раскалённый металл? Во-первых, нужно тренироваться и варить электродами только с основным покрытием. В таком случае шлак будет более хорошо заметен на фоне красного металла. В данном случае, шлак более темный на цвет. Сварка рутиловыми электродами не так эффективна в обучении данному процессу, и шлак при ней наименее всего заметен.

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Также, воспользуйтесь еще одним советом. Счистите с электрода на 5-10 сантиметров обмазку и начните варить. Сначала ничего видно не будет, только лишь металл. Однако когда пойдёт сгорать обмазка электрода, вы отлично заметите появляющийся шлак. Ни в коем случае не дайте шлаку попасть в металл, и навсегда застыть в нём. Это грозит не только порчей внешнего вида сварного шва, но и его хрупкостью.

Выгонять шлак со сварочной ванны можно разными способами, например, повышенным током или наклоном электрода. Также можно использовать короткую сварочную дугу. Здесь, конечно же, многое зависит от какой-то конкретной ситуации. Главное это увидеть шлак, а вот выгнать его и не дать смешаться с жидким металлом, это уже другая история.

Как увидеть шлак при сварке электродом начинающему сварщику

Как варить без шлака

Как варить без шлака и что для этого нужно делать

Если шлака при сварке электродом очень много, то это может говорить о проблемах. Шлак состоит из неметаллических компонентов, которые образуются в результате сгорания электродной обмазки.

Шлак представляет собой твёрдое и сильно пористое соединение в виде наплывов. Чтобы добраться до сварного шва, сварщику приходится сбивать шлак небольшим молоточком.

Больших проблем доставляет шлак тогда, когда он попадает в раскалённый металл, еще, будучи в жидком состоянии. В таком случае шлак портит не только внешний вид сварного соединения, но и его прочность.

Избавиться полностью от шлака при сварке электродом невозможно. Однако есть варианты сократить количество шлака и сделать его наличие минимальным. Каковы причины образования шлака и как от него избавиться, читайте ниже.

Из-за чего при сварке появляется много шлака

Выше было сказано, что избавиться полностью от шлака при сварке электродом нельзя. Шлак — это продукт сгорания обмазки электрода, во время чего образуется защитный газ, который нужен для того, чтобы кислород не попал в сварочную ванну.

Из-за чего при сварке появляется много шлака

Однако большое количество шлака тоже не очень хорошо. Такое обилие может говорить о наличии следующих проблем:

  • Применение некачественных или же неподходящих для сварки электродов;
  • Плохо подготовленный металл;
  • Несоблюдение техники сварки;
  • Отсутствие опыта у сварщика.

В процессе сварки очень важно вовремя избавиться от шлака. В противном случае шлак попадёт в металл и застынет в нем, что приведёт к появлению серьёзных дефектов и сильно подпортит качество полученного соединения.

Как можно отличить шлак от металла

Опытные сварщики знают, как именно выгонять шлак из сварочной ванны, и не дать шлаку стечь обратно. Делается это путем регулирования положения электрода во время сварки. Очень важно чтобы газ, образующийся при сгорании электродного покрытия, сразу же выдувал шлак на поверхность металла.

Как можно отличить шлак от металла

Но именно с этим у начинающих сварщиков чаще всего и возникают проблемы, поскольку они не могут правильно отличить шлак от металла при сварке.

Как можно отличить шлак от металла

Чтобы разобраться с этим вопросом, достаточно вникнуть в следующий нюанс:

  • При разогревании металла электродом, в самом начале сварки, металл становится красным. Однако он сразу же темнеет и быстро застывает;
  • Шлак застывает гораздо дольше. Поэтому когда металл уже потемнел, шлак ещё светлый. Также шлак немного выступает над самим металлом, который уже значительно потемнел.

Научившись отделать шлак от металла, вы сможете начать экспериментировать с положением электрода. Именно правильно подобранный угол движения электродным стержнем поможет выдуть шлак из сварочной ванны и не дать ему стечь обратно.

Как варить без шлака и что для этого нужно делать

Никогда нельзя спешить сразу же после сварки отбивать шлак. Во-первых, это небезопасно, поскольку раскалённый шлак может залететь под одежду. Во-вторых, это вредит сварному соединению. Нужно немного подождать и только после этого можно будет сбить шлак молотком, чтобы затем посмотреть на качество полученного шва.

Как варить полуавтоматом тонкий металл

Как варить полуавтоматом тонкий металл - с газом и без него

Полуавтоматическая сварка получила большую популярность при сварке тонколистового металла из нержавеющей стали и цветных металлов. Можно варить полуавтоматом и чугун, зная, как это правильно делается.

В общем, там, где нужно получить хорошее качество сварного шва, используют полуавтоматы для сварки.


В последние годы наблюдается существенный недостаток информации на рынке среди электриков относительно преимуществ установки стабилизаторов напряжения. Многие ошибочно полагают, что стабилизатор напряжения не так уж и нужен и полезен в электроустановке, или наоборот, это некая «роскошь». В сочетании с отсутствием ликвидности или необходимостью снижения затрат они сознательно решили не устанавливать стабилизатор. Если вы не знаете где купить качественней стабилизатор тогда мы вам поможем стабилизаторы напряжения ЭНЕРГОТЕХ достойный и проведений вариант.

Плюсы сварки полуавтоматом

Сварка инверторным полуавтоматом имеет огромное количество положительных сторон:

  • Она идеально подходит для новичков;
  • При сварке полуавтоматом нет шлака;
  • Не нужны электроды;
  • При полуавтоматической сварке практически отсутствует разбрызгивание металла.

Плюсы сварки полуавтоматом

Что касается недостатков, то они связаны в первую очередь с тем, что нужен газ, поэтому оборудование для полуавтоматической сварки достаточно громоздкое. Также, варить полуавтоматом неудобно в сильный ветер, поскольку сквозняк сдувает защитный газ, что плохо сказывается на сварочном соединении.

Как подготовить полуавтомат к работе

В том случае, когда используется катушка несколько большего диаметра, чем нужно, следует воспользоваться специальным адаптером. Проволока выводится из механизма примерно на 15 см, после чего её излишняя длина обрезается.

Как подготовить полуавтомат к работе

Далее нужно установить баллон с газом, проверить, снабжена ли система предохранителями. Обязательно следует обратить внимание на то, правильный ли был выбран режим сварки полуавтоматом, а также подходящий ли в баллоне газ для сваривания какого-то конкретного металла.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Варить бытовым инверторным полуавтоматом можно различные по толщине металлы, начиная от 0,2 мм и заканчивая 4 мм и выше. Здесь все во многом зависит от мощности полуавтомата, силы сварочного тока, а также диаметра используемой проволоки для сварки.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Несмотря на простоту использования полуавтомата, при сварке следует придерживаться следующих советов:

  • Крайне важно выбрать правильный режим сварки полуавтоматом;
  • Тонкий металл варят полуавтоматической сваркой на пониженных токах, до 75 Ампер;
  • Скорость подачи сварочной проволоки выше, чем при сваривании толстых металлов;
  • Вести горелку вдоль сварочного шва нужно равномерно, чтобы не появились наплывы металла или не образовался прожог;
  • Точечную сварку полуавтоматом всегда лучше начинать от центра заготовки.

Чтобы сварной шов полуавтоматом получился красивым, нужно тщательно очистить металл. Это очень важно и для собственной безопасности, ведь следы краски и других загрязнений способны выделять вредные испарения, которые могут оказывать вредное воздействие на человеческий организм.

Как варить полуавтоматом тонкий металл - с газом и без него

При сварке тонких металлов полуавтоматом выдерживают угол между поверхностью и горелкой в 45 градусов. При этом присадочный материал должен обладать продолжительным периодом плавления.

Перед сваркой тонкого металла необходимо досконально изучить весь технологический процесс, поскольку это поможет избежать многих распространённых ошибок.

Чем вызвано появления сварочного шлака и как этого можно избежать


Сварщики-новички сталкиваются с множеством проблем и вопросов, возникающих в процессе. В этой статье мастер сантехник расскажет, чем вызвано появления сварочного шлака и как этого можно избежать.

Как отличить шлак от металла


При сварке над местом соединения металла (швом) образуется черная рыхлая корка — шлак сварочный. Он состоит из расплавленного флюса или обмазки электродов, окисленного металла. В процессе плавления и соединения свариваемых материалов и электрода он закрывает плавильную ванну. Благодаря шлаку шов остывает медленно, без доступа кислорода, и не окисляется.


Попав непосредственно в шов, расплавленные отходы становятся причиной быстрого разрушения металла. Исключить попадание окислов в шов можно изменением режимов сварки и положения детали.

Чтобы не допустить подтекания и засорения шва, необходимо знать, как отличается шлак от металла при сварке. Как правило, это разные по плотности и вязкости материалы, которые нагреваются с разной скоростью. В начале сварки металл начинает плавиться и становится красным. После завершения сварки он быстрее остывает и темнеет. Шлак выдувается из ванны на поверхность. В начале работы он темный, плохо прогретый. Остывает медленнее и становится светлее металла.

Зачистив шов и постучав по немку молотком, легко распознать металлический блеск чистой стали и черные матовые включения.

В шлаках нет чистого железа, он состоит из окислов, которые образуются при плавлении металла и флюса. Состав незначительно изменяется в зависимости от обмазки стержня, но в основном состоит из одних и тех же веществ. В таблице приведены данные по 3 видам электродов, используемым наиболее часто:


Состав зависит от материала самого стержня, обмазки. Частично оксид железа получается в результате контакта материала с воздухом при большой температуре.

Сварочный шлак как предпосылка возникновения сварочных включений

На начальном этапе окислы защищают горячий металл от быстрого охлаждения, закрывают шов сверху, перекрывая доступ воздуха. Затем их надо убирать, чтобы проверить качество соединения, наличие дефектов в виде неметаллических включений, волчков.

При сварке деталей большой толщины последовательно накладывается несколько швов. Неочищенный шлак будет препятствовать нормальному контакту, гасить дугу. Он останется в виде неметаллических включений — дефектов.

Причины, по которым дефект необходимо удалять после работы

Шлаковые включения имеют пористую структуру и состоят из оксидов. Они снижают прочность металла. Сразу после охлаждения, когда он становится черным, сварочный шлак следует удалять. Он пористый, хрупкий без прочных связей.

Флюс и пары шлака над ванной предотвращают окисление металла при сварке, способствуют созданию однородной структуры. После отхода его от детали в процессе остывания он становится ненужным, препятствует дальнейшей обработке детали. В процессе эксплуатации изделия оксиды из шлака могут вступить в химическую реакцию с железом. Куски, отвалившись, поломают механизм.

Основные причины появления шлаковых включений


Когда происходит быстрое охлаждение сварочного шва, шлак не успевает выйти наружу и застывает в металле. Причинами служат:

  • Малое напряжение;
  • Затекание шлака с ванны перед электродом;
  • Неправильно подобранный диаметр;
  • Ржавый и грязный металл;
  • Неравномерное перемещение инструмента.

На упаковке с электродами указано рабочее напряжение. Его можно немного превысить, тогда кипящий металл в ванной будет выбрасывать шлак. Необходимо подбирать правильное положение свариваемого металла, приподнять его со стороны завершения шва. Электрод держать не строго перпендикулярно, а на 10–15 ⁰ наклонить в сторону себя.

Металл в месте сварки должен быть блестящим. Его надо очистить от бытовых и промышленных отходов, окалины, масла. Они мешают контакту электрической дуги со сталью, ухудшают нагрев и расплавление материала в ванной.

Чтобы замедлить остывание сварочного шва и дать возможность шлаку свободно выйти, крупногабаритные детали и легированные металлы предварительно подогревают до 200–400⁰. Это снимает напряжение и позволяет варить сталь с высоким содержанием углерода и легирующих веществ.

Почему когда варишь электродами образуется много шлака


В процессе сварки растворяется обмазка электродов или флюс. Выгорает часть железа, серы и фосфора из свариваемого материала. Электрическая проводимость шлака меньше, чем у металла, поэтому он хуже прогревается, гасит дугу. Повышенное напряжение и неправильно выбранные параметры работы, электроды способствуют выгоранию металла, окислению железа и других элементов стали.

Причина того, почему много шлака, кроется в его структуре. Все вещества, образующиеся в результате плавления металла от электрической дуги, легче стали, не имеют между собой прочных связей и всплывают на поверхность.

Сварка инвертором для начинающих, как варить без шлаковых включений

Инвертор превращает переменный ток в постоянный и позволяет менять полярность. Сварка на обратных токах обычно дает меньше шлака.

Преимущества инвертора перед обычным сварочным аппаратом в его малых размерах и работе от тока с бытовым напряжением 220Вт и частотой 50 Гц. Для новичков важно иметь возможность плавно менять силу тока.
Инверторные аппараты имеют дополнительные функции дуги:

  • Облегченное зажигание;
  • Аварийное отключение при залипании;
  • Форсажное зажигание.

Все они упрощают работу неопытного сварщика и предотвращают залипание электрода.


Избавиться от шлака при сварке инвертором можно изменением полярности тока и движением электрода от минуса к плюсу. При работе с тонким металлом необходимо учитывать его быстрое охлаждение и нельзя давать высокое напряжение, лист может прогореть. Нельзя задерживаться долго на одном месте, нужно равномерно и быстро перемещать дугу. На тонкий лист крепится клемма от «–», на электрод подается «+». Толстый лист греется и остывает дольше, чтобы шлак успел выйти, на свариваемый металл подается минус, на электрод плюс.

В сюжете - Как отличить металл от шлака

В сюжете - Как бороться со шлаком во время сварки

В сюжете - Почему при сварке шлак оказывается по середине шва, а металл по краям

В продолжение темы посмотрите также наш обзор Как заварить трубу с течью

Сварка алюминия полуавтоматом — особенности, требования к оборудованию, технология


Сварка алюминия полуавтоматом – это процесс, требующий не только наличия определенных навыков, но и знания особенностей данного материала, варить который достаточно непросто. В статье мастер сантехник расскажет, о правилах сварки алюминия полуавтоматом.

Алюминий — пожалуй самый капризный металл


Основная сложность соединения алюминиевых деталей при помощи сварки заключается в том, что на поверхности данного металла всегда присутствует тугоплавкая оксидная пленка, которую необходимо удалить. Если пренебречь этим требованием, то варить алюминий будет очень сложно, а полученное соединение будет обладать очень низким качеством.

Сварка алюминия полуавтоматом или с использованием любого другого оборудования осложнена еще и тем, что данный металл отличается очень высокой теплопроводностью и невысокой температурой плавления. Именно из-за этого заготовки из алюминия при сварке часто прожигаются и деформируются.

Чем отличается сварка алюминия полуавтоматом от аргонодугового (TIG) метода


Основных отличий всего несколько:

  • Главное отличие этих двух методов заключается в типе используемого электрода. Для аргонодуговой сварки используются электроды из тугоплавкого вольфрама, а при MIG-сварке применяется алюминиевая проволока.
  • Кроме того, аргонодуговой метод предназначен лишь для ручной сварки.
  • Аргонодуговой сваркой завариваются более ответственные участки из-за более высокой прочности соединения.
  • Сварка вольфрамовым электродом (TIG) требует больше денежных затрат на расходные материалы (комплектующие).

Преимущества сварки алюминия полуавтоматом

У сварки алюминия полуавтоматом есть несомненные преимущества, а также некоторые особенности. К ним относятся:

  • Высокая производительность. По сравнению с аргонодуговой сваркой скорость возрастает в три раза.
  • Простота. Этот метод значительно проще, чем аргонодуговой, им легко может овладеть даже любитель.

Требования к оборудованию и расходным материалам


Чтобы окончательно разобраться с вопросом, можно ли полуавтоматом варить алюминий, необходимо четко уяснить дополнительные требования к используемому оборудованию и расходным материалам:

  • Ток должен иметь обязательно обратную полярность, потому что в таком случае оксидная пленка не разрушается.


  • Механизм подачи проволоки должен иметь четыре ролика, так как мягкий алюминий легко сминается при возникновении сопротивления в момент подачи. Важно, чтобы ролик был U-образный, гладкий и без насечек.


  • Диаметр проволоки должен быть меньше, чем у наконечника, так как при нагреве алюминий расширяется сильнее, чем сталь.
  • Желательно использовать чистый аргон в качестве инертного газа, так как в этом случае обеспечивается максимальное качество сварного шва.
  • Сварочная горелка должна иметь специальный тефлоновый рукав для того, чтобы уменьшить трение алюминиевой проволоки.
  • Сварка MIG/MAG алюминиевых сплавов рекомендуется на толщинах более 3мм и важно использовать формирующую подкладку с канавкой.

Как правильно выбрать полуавтомат для сварки алюминия


На выбор полуавтомата для сварки может повлиять ряд факторов:

  • В каких условиях будет происходить работы, возможности и тип электросети (220-380 В). Например, устройство будет использоваться для частных нужд или бизнеса (кузовные работы и т. д.). Для каждого конкретного случая требуется свое постоянное напряжение сети;
  • Жесткие требования к качеству шва. Для мелкого ремонта: конструкции общего назначения (ворота, декоративные элементы интерьера квартиры, калитки) подойдет бытовой вариант полуавтомата, но если предполагается использовать агрегат для сварки ответственных конструкций (водопровод, газовые трубы, отдельные элементы торговых павильонов) потребуется профессиональный аппарат;
  • Требуемая толщина, длина шва;
  • Вид материалов, с которыми предстоит работать. Для работы по алюминию потребуется агрегат с возможностью подсоединения баллона с инертным газом (аргоном).

Все варианты можно условно разбить на такие основные группы:

  • Бюджетные;
  • Среднего класса;
  • Среднего класса с импульсным режимом;
  • Промышленные модели с импульсным режимом.

Эти модели прекрасно подходят для использования в быту. Они отличаются компактными размерами, небольшим весом и способны работать от обычной сети напряжением в 220 Вольт. Если вы намерены заниматься сварочными работами периодически, для собственных нужд, их возможностей будет вполне достаточно.

Примерами моделей этой группы могут служить Сварог EASY MIG 160 или Сварог PRO MIG 160. Вторая модель может работать в двух- и четырех тактовом режиме и обеспечивает форсаж дуги.

Полуавтоматы среднего класса

Обладают более выдающимися техническими характеристиками (большим током, плавностью регулирования тока и скорости подачи проволоки). Но они, как и бюджетные модели, нуждаются в некоторых корректировках – настройке горелки и замене роликов.

Среди прочих моделей можно отметить финский KEMMPI MinarcMIG EVO 200 и американский Lincoln Electric Speedtec 200C.

Полуавтоматы среднего класса с импульсным режимом

Представляют собой многофункциональные устройства со множеством встроенных программ сварки. Наличие импульсного режима обеспечивает высочайшее качество сварного шва, а надежные комплектующие гарантируют длительность использования.

Прекрасными образцами моделей этой группы являются Helvi TP 220 и EWM Picomig 180 Puls.

Промышленные модели с импульсным режимом

Работают от напряжения 380 В, оснащены системой жидкостного охлаждения. Обеспечивают максимальную производительность труда во время сварки при высоком качестве шва. Просты в управлении и разработаны на основе новейших технологий.

Достойными представителями этой группы являются EWM Phoenix 501 Puls и EWM Phoenix 401.

Подготовка к сварке

Любая работа начинается с подготовки, пренебрегать этим моментом не стоит. Если предполагается вести работу с толстыми деталями, то сначала требуется зашкурить свариваемые поверхности. При сварке небольших элементов, их можно зачистить металлической щеткой (иногда поставляется в комплекте) или наждачной бумагой с фракцией Р25-40 (для тканевых основ), Р120-240 (для бумажной основы). Обозначение зависит от завода изготовителя, в примере приведены обозначения отечественного производителя.

После шлифовки необходимо ликвидировать налет, убрать оксидную пленку и обезжирить материал с помощью ацетона или другого похожего по составу вещества. Кроме этого, может потребоваться расшивка кромок, если толщина заготовки более 5 мм. Это необходимо для того, чтобы обеспечить максимальную глубину проварки, так как некоторые свойства материала ухудшают этот показатель.

Чтобы улучшить и усилить соединение конструкции, края деталей желательно зашлифовать или обрезать под углом в 30-45 градусов (зависит от толщины). Далее полученные после обработки края можно обработать флюсом, чтобы обеспечить дополнительную защиту, а также избежать образования оксидной плёнки.

После того, как проведены подготовительные работы, можно приступать к сварке.

Технология сварки алюминия


В процессе работы следует наблюдать за расположением горелки относительно свариваемой поверхности. Рекомендуемый угол наклона составляет 10-15 градусов. Газ начинает подаваться за 5-7 секунд до начала сварочных работ, отключение происходит через аналогичный промежуток времени. Это необходимо для того, чтобы газ успел подготовить оптимальный для сварки микроклимат.

Движение горелки должно осуществляться только вдоль шва. Поперечное движение может привести к хрупкости свариваемой поверхности.

При сварке вертикальных швов предпочтительнее использовать сварку на подъем для лучшей газовой защиты.

При завершении сварочного шва на конце может появиться небольшой кратер, чтобы его заплавить требуется понизить сварочный ток за 1-1,5 см до конца шва.

Читайте также: