Шов от тиг сварки

Обновлено: 08.05.2024


Давно хотел научиться варить аргонно — дуговой сваркой или с английского TIG (tungsten inert gas). В отличии от других видов сварки (MMA — обычный электрод и MIG — полуавтомат), TIG сварка производится не плавящимся вольфрамовым электродом, что отдаленно напоминает работу паяльником. Так же TIG сваркой можно варить практически все типы цветных металлов, включая наиболее распространенный — алюминий в режиме переменного тока, что не возможно другими видами сварки. В отличии от обычной сварки, TIG сваркой можно варить в закрытом помещении, она более пожаробезопасна, не брызжет и не выделяет дыма (только нужна система вытяжки, что бы не дышать газом).
В общем сделал себе на новый год подарок, и собрал самый бюджетный набор начинающего TIG Сварщика.
Перед этим естественно почитал немного литературы про TIG сварку и посмотрел некоторые ролики на youtube где все достаточно подробно разжевано.
Для начала был приобретен обычный инвертор с функцией поджига дуги при TIG сварке.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Сам инвертор немецкий и вроде как даже немецкой сборки. Мне он достался новый на акции за 9 800 р.
Т.к. аппарат бюджетный, то он варит только в режиме прямого тока DC (Direct Current), т.е. нет возможности варить алюминий. Алюминий варится в режиме переменного тока AC (Alternating Current). Так что если нужно варить алюминий, аппарат должен работать в режиме DC\AC.
Так как я начинающий сварщик, и бюджет мой был ограничен, то было решено в качестве первого знакомства с TIG сваркой взять самый бюджетный вариант и научится варить нержавейку. Тем более у меня стоит первоочередная задача переварить часть выхлопа и сделать 4-е крепление подушки двигателя. Аппарат имеет максимальный ток в 160 А, чего в принципе достаточно что бы варить металл толщиной до 4 мм.
Аппарат работает от розетки 220V, по размерам очень компактный, для него есть даже пластиковый чехол как для дрели=).
Итак аппарат куплен. Далее к нему отдельно были куплены: горелка — 2 950 р, баллон с заправленным аргоном на 10л — 3 900 р, редуктор на баллон для регулировки давления газа — 2 350 р. (не посмотрел и взял с функцией подогрева, ну да ладно), перчатки — 300 р., фитинги — быстросъём для газового шланга. Шлем для сварки у меня уже был, рекомендую брать сразу хамелеон. Итого набор начинающего TIG сварщика мне вышел в районе ± 20 т.р.
Если рассматривать сразу аппараты, с возможность варить алюминий, то это еще где то + 20 т.р.
Горелка обычная с ручным вентилем (про-во Италия). В комплекте сопла 5 и 6, два электрода 1,6 мм и 2,4 мм и цанги к ним. Электроды — имеют серую цветовую маркировку — универсальные. Есть так же целая цветовая палитра электродов под разные задачи (об этом чуть позже). Горелка имеет отдельно шланг под газ и подключается напрямую к редуктору баллона (на более дорогих аппаратах горелка вместе с шлангом для газа подключается к сварочному аппарату). Шланг просто одевается на фитинг редуктора. Отдельно замутил фитинги и сделал быстросъём как на пневмо инструменте.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Редуктор желательно брать с колбой с шариком.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Перед установкой электрода в горелку, его необходимо предварительно заточить. Для этого пришлось еще купить бюджетный точильный станок, но он мне был уже давно нужен. Электроды затачиваются продольно самому электроду — это важно, т.е. полоски от заточки должны идти продольно а не поперек. Длинна заточки — 2 — 2,5 диаметра самого электрода, но я не сильно парился и точил на глаз.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Вылет электрода от сопла зависит от размера сопла, чем шире сопло, тем больше может вылет но и больше нужно расходовать газа. Основная задача — обеспечить работу сварки в среде газа.
Отдельно заказал себе на ebay и aliexpress наборы газовых линз с соплами и отдельно большую газовую линзу для обеспечения цветных швов, а так же золотые и синие наборы электродов на 1,6 мм и 2,4 мм (пока жду посылку).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Отдельно купил б\у канальный вентилятор и замутил вытяжку над рабочим столом.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

И так, все готово. Можно начинать делать первые шаги в TIG сварке. Для новичком рекомендуют начинать тренироваться на обычном прямом листе стали, что бы для начала почувствовать горелку в руке, научиться держать электрод над сварочной ванной на нужном расстоянии и вести горелку под правильным углом. У меня валялось два кусочка трубы — нержавейки 1,5 мм, поэтому решил не париться и начать с них.
Выставил аппарат на 35 Ампер, режим TIG. Поджиг дуги осуществляет очень просто — касаешся кончиком электрода об металл и чуть его поднимаешь, дуга образуется мгновенно. Никаких чириканий и прочей херни делать не нужно, кайф))).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Не айс конечно :). Начинать с трубы была не самая лучшая идея, тк нужно вести дугу постоянно меняя угол, что бы обеспечить правильный угол горелки (по мне где-то 60 гр.). Так же нужно выставить правильную силу тока. Т.к. пока опыта нет, и соответственно горелку быстро двигать не получается при этом обеспечивая нужную сварочную ванну, то ток выставлял не высокий. Со временем начинаешь контролировать сварочную ванную и это прям отдельный кайф ))).
Вторая попытка.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

С верху что то вырисовывается, а вот изнутри провара нет. Значит нужно добавить тока. Чуть добавил и провар появился.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Если вы начинаете варить и у вас пошли искры как на MMA сварке значит забыли включить газ)))
Вот так это выглядит, буквально за 2 секунды.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

А вот так электрод. Еще пару секунд и сопло бы поплавилось.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Мокнуть электроду в сварочную ванну для начинающих дело пустяковое, у меня за пару часов тренировки пару разков получилось. После этого 100% нужно перетачивать электрод, да и по виду все понятно.
Где то читал, что если правильно варить то на кончике электрода образуется маленький круглый шарик. У меня один раз так было. Если не затачивать электрод, то все сразу видно по дуге. Дуга становится не тонкая, а широкая и не сконцентрированная на одном участке, дуга постоянно гуляет по разным точкам металла.
Далее решил потренироваться на обычной пластине металла. После трубы конечно все намного проще. У меня была пару кусочков от крепления, в итоге получились интересные цветные швы. Видимо такой металл.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Слишком мало тока, нет провара.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Поднял ток до 50А,
С третьей попытки получилось даже красиво).

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Далее решил вернуться к трубе. Отрезал как попало с большим зазором два кучка трубы нержавейки. В итоге получил такую картинку.

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Для начала подумал много тока. Но примерно тоже самое получилось убавив ток с 50 до 35 Ампер. Значит дело не в токе. Просто имея зазор, металл начинал плавиться по зазору. Для этого нужно использовать присадочный пруток. У меня завалялся пруток нержа на 1,6 мм. Остался от ребят которые варили мне выхлоп.
Первые разы сварки с прутком конечно не удобные, пруток в левой руке кажется инородным и не привычно держать. Потом постепенно рука немного начала привыкать и удалось заварить дырку, но шовчик получился жирненьким)))

Фото в бортжурнале Toyota MR2 (3G)

Жаль конечно что максимально можно 20 фото выложить(, так бы чуть по более накидал.

В завершении скажу, что затея со сваркой мне понравилась и в принципе процесс интересный. Нужно конечно набивать руку и пробовать разные варианты соединений металла. Возможно в будущем поснимаю сам процесс.
В общем продолжение следует однозначно).

Основные ошибки и дефекты аргонодуговой сварки(TIG, аргон)


Сегодня пойдет речь не о сварке, а о дефектах при аргонодуговой сварке.

И так вкратце, часто ошибки бывают при подготовки поверхности, тк TIG "любит" чистоту и стерильность. в процессе сварки, а также после ее окончания. Также отмечу, что встречаются дефекты сварки. которые нельзя увидеть глазами, например, слишком мелкие дефекты, дефекты между слоями швов и тд. И все эти ошибки в конце концов приведут к разрушению сварного соединения.

Начну всё же с более трудно определяемого(когда не видна противоположная сторона шва) при сварке дефекта, и дефект этот непровар. Многие сварщики. да и самоучки, научивший накладывать ровный и красивый с виду шов частенько забывают о проплаве и проваре кроенного шва. А некоторые, кстати и на этом форуме, как и на многих других еще и доказывают свою правоту, =) мол у меня шов красивый — значит изнутри провар есть.Чёртас два, я вам скажу как специалист занимающийся неразрушающим контролем!


Непровары — это несплавления наплавленного металла с основным, или слоев шва между собой. К этому дефекту относят и незаполнение сечения шва. Непровары будучи концентраторами напряжений снижают прочность шва и будут являться причиной его разрушения.
Если честно, то даже для меня является в некоторых случаях сделать такой шов, чтобы с противоположной стороны был четкий и постоянный провар корня шва(односторонняя сварка).
Основные принципы устранения этих дефектов — разделка противоположной стороны шва и двухсторонняя сварка, достаточно широкий для проплавления и свариваемой толщины детали зазор

Самая распространенная ошибка — плохая подготовка поверхности!
На фото шов на алюминии, не почищенном перед сваркой. Видны окислы на поверхности шва — такой шов откровенное гуамно.


Далее все как по библии.


Причина образования трещин — несоблюдение технологии сварки например, неправильное расположение швов, приводящее к возникновению концентрации напряжения, завышенный ампераж сварочного процесса, неверный выбор сварочных материалов, резкое охлаждение конструкции. А также повышенное содержание в шве углерода и различных примесей — кремния, никеля, серы, водорода, фосфора.
Устраняются трещины вырезанием и/или засверливанием концов трещин.


Наплывы возникают, когда расплавленный металл натекает на основной, но не имеет сплавления с ним. Дефект шва возникает по разным причинам — при недостаточном прогреве основного металла вследствие малого тока, излишнего количества присадочного материала.
Устраняются наплывы срезанием с проверкой наличия непровара в этом месте.


Подрезы — это углубления по околошовной зоне шва. Подрез уменьшает сечения шва и создает концентрацию напряжения. И то и другое ослабляет шов. Подрезы возникают из-за повышенного ампеража сварочного тока. Чаще всего этот дефект образуется в горизонтальных швах.
Устраняют подрез наплавкой тонкого шва по линии подреза и шлифовкой.


Кратеры — дефекты в виде углубления, возникающего в результате обрыва сварочной дуги. В этом же месте возможно "пенообразование", те пористость. Кратеры в 99% случаев образовываются при сварке алюминия, без окончательной продувки газом. Кратеры снижают прочность шва из-за уменьшения…да, да всё того же сечения шва. В них могут находиться усадочные рыхлости, способствующие образованию трещин.
Устраняют кратеры вырезанием или высверливанием до основного металла, после чего заваривают снова.

…так что там у нас еще…


Прожоги это дефекты сварки, проявляющиеся в сквозном проплавлении и вытекании жидкого металла через сквозное отверстие в шве. по-русски — "дырка" При этом обычно с другой стороны образуется натек. Прожоги возникают из-за повышенного ампеража сварочного тока, недостаточной скорости перемещения при сварке, большого зазора между кромками металла, и тд.
Исправляют прожог зачисткой и последующей заваркой.

Так же имеют место быть такие дефекты как посторонние включения, перегрев металла, пористость шва, отклонение от норм по геометрическим размерам и прочие, прочие, прочие…

Друзья, читайте больше литературы технической, варите хорошо. а как попало выйдет само!

И уж точно не надо мне, будучи профи в неразрушающем контроле, усираясь, доказывать что ваш сварной шов идеален без проведения какого либо вида контроля последнего.

Всем мира и Бобрёнка, удачи и подписывайтесь!

Я всегда могу вам помочь со сваркой в среде аргона. Аргонодуговая сварка в Истре и Дурыкино

Видео, в котором показано, как варить трубу со 100% проваром корня шва.

TIG Сварка — "Остапа" понесло…


Уже достаточно давно, приобрел для своих(и не только) нужд, аргонно-дуговой, сварочный аппарат. Покупка назревала давно, уже с годик точно. Предпосылками или лучше сказать мотиваторам к покупке, было желание стать не зависимым в плане изготовления выхлопных и впускных систем, от "некоторых" СТО нашего города, так как в мое понимании, качество исполнения у последних сильно хромало, либо цена была не оправданно завышена за простую работу.
В середине зимы 2014-2015, попробовал впервые варить простым инвертором, на постоянном токе без функции "Pulse" и прочих полезных фишек для качественной сварки. Перед тем как в первый раз попробовать, уже давно начал "курить" форумы по сварке, и теорию, хоть и поверхностно я понимал. Смотрел всевозможные видео на Youtube.com и потихоньку вникал в нюансы TIG сварки.
Первый опыт, был связан с желанием сварить себе на форя выхлоп, который естественно провалился… Попортив пол метра трубы, поигравшись с настройками тока и подачей газа, понял… Нужна практика и самое главное — хороший сварочный аппарат. Даже будучи морально готовым к первому "блину комом", данное событие, поубавило мой пыл на пару месяцев, но не более )))… Пытливый ум и желание доказать, что я смогу не хуже, не давало покоя… все чаще стал обращать внимание на качество изготовления той или иной детали в жизни и на просторах интернета… Зуд становился еще невыносимее )))
В начале июня, начал искать аппарат, который бы отвечал моим требования, а это:
1) Возможность варить не только на постоянном токе, но и на переменном… Аллюминий, сталь, титан — это то, что я хотел варить и почему нуждался именно в этом типе аппарата.
2) Большое количество настроек — Подача газа перед/после сварки, цифровой амперметр, плавное затухание дуги и возможность варить в режиме "Pulse". Чуть подробнее затрону каждый пункт, зачем и почему…
Прошелся по рынкам и строймаркетам нашего города, и был малость разочарован… Даже не представлял, что в нашей стране не возможно найти нормальный аппарат, который бы отвечал моим запросам, была всего одна модель, но её качество и "родословная" оставляли некоторые сомнения… НО! Снова "мотиватор" не давал покоя моим мыслям… у Adylus'a треснул 1.5скролл аппайп, причем не просто треснул, а сломался пополам в месте шва! Причем варили ему аппайп в достаточно "хорошем" СТО нашего города, и за хорошие деньги… Каково же было мое удивление, когда я увидел порванный пайп, который просто разошелся по шву, так мало того, при сварке, когда устанавливали сенсор ЕГТ, мастера "ошиблись" с местом расположения и им пришлось переносить посадочную гайку в новое место, а старое заваривать… Так что вы думаете? Они даже заварить старую дырку не смогли нормально… Сразу вспоминаю всю свою ругань, когда калибровал новые форсунки, это был просто ужас. P.S. В итоге худо бедно так отстроил… Теперь стали понятны показания ШПЛЗ, убегающие в 10, при нормальном CL(кто настраивает, поймет)…
Это было последним звоночком к покупке своего аппарата… Уже было отчаялся найти нужный мне аппарат, и согласен был на китайский, мало мальски подходящий под мои требования, как начал изучать мануал по одному Российскому бренду — "Сварог"(Да простят меня модераторы, не для рекламы)

Фото в бортжурнале Subaru Forester (SG)

Аппараты, которые продает этот бренд, полностью устраивали меня функционалом, но не было возможности его привезти из России… Но меня зацепила надпись на боку аппарата — "Jasic"… Начал искать, и понял, что это и есть настоящий производитель этих аппаратов )))) А самое главное, что есть оф. диллер этого производителя в соседнем Казахстане, в городе Алматы. Оооо, это просто везение какое-то, плюс ко всему у этого же диллера были все необходимые на тот момент присадочные материалы и расходники. Не долго думаю, связываюсь с продавцом, коим оказывается очень адекватный и компетентный в этом вопросе человек, договариваюсь о приезде на выходных, и покупке аппарата Jasic TIG 200P AC/DC

Фото в бортжурнале Subaru Forester (SG)

Технические характеристики

Напряжение питающей сети, В 220±15%
Частота питающей сети, Гц 50/60
Номинальное напряжение, В TIG 18 / MMA 28
Диапазон регулирования сварочного тока, А 10–200
Диапазон регулирования сварочного тока (TIG/MMA), А 10–200 / 10–200
Потребляемый ток, А 20
Потребляемая мощность, кВА 4,6
Напряжение холостого хода, В 56
Потребление на холостом ходу, Вт 100
ПВ, % 60
ПВ 100%, А 154
КПД, % 85
Диаметр электрода, мм 1,6–5,0
Толщина свариваемого металла, мм 0,5–10,0
Способ возбуждения дуги Высокочастотный
Время продувки газом после сварки, сек 0–10
Коэффициент мощности 0,93
Класс изоляции B
Степень защиты IP23
Габаритные размеры, мм 493×330×320

Основные функции

• Стабильная дуга, качественный сварной шов, легкость при эксплуатации
• Автозащита от перепадов напряжения и тока
• Цифровой дисплей, функция 2Т/4Т
• Высокая надежность в работе, удобство в эксплуатации и сервисном обслуживании

В первый раз увидев этот аппарат, был мягко говоря немного ошарашен, его размеры и вес мне представлялись немного более скромными. А я его еще хотел тащить в одиночку, но спасибо моему брату Арману, всегда выручает в трудные моменты.
Вес более 20кг, и здоровенная коробка, в сравнении с простыми инверторами, как 8 к 1му )))
Опущу моменты касательно того как мы его таскали по вокзалу в жару, и хотел бы передать привет нашим доблестным погранцам и таможенникам, которые не стыдятся ничего…

Ну и собственно функции, про которые обещал рассказать:
1) Цифровой амперметр — очень нужная функция, когда можешь четко выставить значение, которое требуется для сварки, так как крутить и гадать какой же ток в положении на 9 часов, на шкале от 10 ампер до 150 ампер — удел ПТУшников. А тут выставил и начал варить, ничего лишнего…
2) Продувка аргоном перед и после сварки — продувка перед, служит для очистки места сварки от кислорода, в среде которого при высокой температуре происходит окисление метала, по простому, он начинает чернеть и становится более хрупким, из-за чего страдает прежде всего качество и прочность шва, а не только его внешний вид… Золотой, синий, фиолетовый цвета сварки, говорят о том, что шов не был перегрет, и подачи газа хватало для остывания и защиты места сварки. Черный цвет — говорит, что либо ток, либо подача газа были не корректно выставлены для данного типа сварки. Именно поэтому важна продувка аргоном до и после сварки. Помимо этого, при подаче газа раньше, дуге легче разгореться в среде аргона, нежели в кислороде… А продувка после сварки, помогает быстрее остудить метал, чтобы метал не окислялся от высокой температуры. P.S. чем темнее шов, тем выше была температура шва, так что золотой или серебряный шов — это даже круче сине-фиолетового )))
3) Плавное затухание дуги — нужно для правильного окончания некоторых типов сварки, когда требуется чтобы шов был без "краторов"
4) Режим "Pulse" — применяется для сварки тонких металлов для меньшего тепловложения, да и просто получаются более красивые швы )))

Ну и собственно первые опыты сварки есть в бортовике у Adylus'a, от себя добавлю лишь фотографии и некоторое описание:
Первый опыт,

Все о TIG сварке

Всем сварщикам надо знать, что такое TIG сварка. Аргонодуговая сварка чугуна и алюминия отлично подходит даже для начинающих специалистов. Получение швов при сварке аргоном, меры безопасности, подбор перчаток и другого снаряжения, а также основные ошибки стоит изучить максимально основательно.

Что это такое?

Сваривать металлы люди начали достаточно давно. Однако старая и современная сварка сильно различаются. TIG сварка является одним из наиболее современных методов соединения металлических заготовок. Главный ее принцип — применение вольфрамового электрода, вводимого в атмосферу химически бездеятельного газа. Сам стержень такого рода принято относить к «неплавящейся» категории. Сварщику приходится точить электродный инструмент, иначе добиться постоянного устойчивого существования электрической дуги невозможно.




Официальная расшифровка термина TIG – аргонодуговая сварка с применением как раз неплавкого электродного инструмента. Конечно, даже вольфрам может плавиться — но только при температуре не ниже 3500 градусов. Иногда схема подразумевает подачу не аргона, а другого нейтрального газа. Стоит отметить, что в технической документации такой метод может иметь и другие названия. К примеру, в немецкоязычной литературе в ходу термин WIG. Есть еще название GTA, которое не указывает на химические свойства применяемого газа.



Вольфрамовая сварка в изолирующем газе вошла в промышленный оборот в 1940-е годы. Она стала настоящим спасением для авиационной промышленности, а позднее для ракетостроения, где другие методы соединения уже не удовлетворяли. Довольно скоро достоинства TIG оценили и инженеры других отраслей. Основные характеристики такого способа:

  • максимальная равномерность шва (исключается появление пор и ненормальных полостей);
  • сокращение внутренних механических напряжений;
  • отсутствие плавильных брызг;
  • пригодность практически для любого чистого металла или сплава;
  • отсутствие необходимости дополнительно обрабатывать заготовки после соединения;
  • возможность в целом освоить оборудование и методы работы за 2-3 сеанса;
  • малая эффективность работы на открытом воздухе (без изоляции от ветра);
  • необходимость тщательной подготовки поверхности;
  • усложнение работы из-за неприемлемости острого угла размещения горелки;
  • необходимость вычищать отметки, оставляемые электрической дугой.





Тигельная сварка приемлема для работы почти со всеми типами стали. Когда электродный инструмент расположен в цанге, он жестко фиксируется в горелке. Излишек длины скрывается дополнительным колпаком, что исключает риск короткого замыкания. Завершающая часть горелки — специальное керамическое сопло. В его середине располагается электрод, окружаемый изолирующим газом.

Когда пластины разделяются зазором, либо поставлена цель получить шов с высокой стойкостью к разрыву и надлому, нужно использовать присадочную проволоку. Сечение этой проволоки определяется необходимой толщиной изделия и конкретно шва. В некоторых случаях применяется импульсная разновидность ТИГ сварки. Такой вариант подразумевает, что параметры тока меняются от предельных до минимальных за сравнительно короткое время. Для работы может применяться и постоянный, и переменный ток. Учитывают и вид, и толщину металлических заготовок. Обязательно необходимо разобраться с отличиями TIG от MMA.



Второй вариант — MMA подразумевает применение покрытого электрода. Такой подход позволяет отказаться от использования изолирующего газа. Расплавляющиеся электроды оставляют укрепленный шов. Со сталью можно работать уверенно при помощи аппаратуры MMA. Методика TIG позволяет эффективно манипулировать алюминием и другими цветными металлами.

Сферы применения

Технология ТИГ находит применение в:

  • кораблестроении;
  • производстве автомобилей и летательных аппаратов;
  • получении деталей различных станков и механизмов;
  • изготовлении медицинской техники;
  • производстве бытового и профессионального электроинструмента.







Эта методика позволяет успешно сваривать изделия из черного металла — чугуна и стали. Можно отлично приваривать, скажем, углеродистые и нержавеющие заготовки. Присадочный материал нет необходимости тщательно отбирать — подойдет практически любой вариант. Наряду с чистым вольфрамовым инструментом, могут использоваться и вольфрамсодержащие конструкции. Чугун приходится предварительно прогревать. Работа с легированными и содержащими много углерода сталями возможна, если они не будут испытывать сильных механических нагрузок, дополнительно требуется защищать металл от чрезмерного нагрева.




ТИГ сварка алюминия постоянным током за последние годы почти вышла из употребления. Сам по себе метод отличается повышенной себестоимостью. Потому его используют главным образом там, где предъявляются высокие требования к самим изделиям и их соединениям. Полноценная работа может быть выполнена лишь в условиях промышленного производства. В условиях частного дома или небольшой мастерской обычно возникают серьезные проблемы.

Методом TIG можно сравнительно неплохо варить и изделия из меди. Такой вариант позволяет получить весьма красивый шов. Обязательно следует учитывать жидкотекучесть медного расплава и повышенную теплопроводность этого металла. Сильный прогрев меди приводит к появлению тугоплавких компонентов, отличающихся повышенной хрупкостью. Создать вертикальные либо потолочные швы невозможно — все из-за той же особой текучести металла.

Обзор оборудования

Для нормальной работы потребуются:

  • инверторный аппарат, оснащенный переходником под газовую смесь, с европейским разъемом, с контролем выходных параметров;
  • рукав евростандарта;
  • шланги, по которым прокачивается газ из баллона;
  • сами эти баллоны;
  • газовые редукторы;
  • калиброванные и юстированные манометры;
  • специализированная горелка;
  • присадки (проволока присадочного или специального сварочного типа, максимально близкая по составу к обрабатываемому материалу);
  • чистый инертный газ (иногда — комбинация с углекислотой).

Особо важно правильно выбрать размеры присадочной проволоки и прутков. Принципы более или менее одинаковы:

В числе комплектующих для ТИГ сварки важную роль играют используемые электроды. Величина электродных инструментов подбирается строго под силу используемого тока:

  • при применении электричества не сильнее 50 А можно обойтись диаметром 0,1 см;
  • электрод сечением 0,16 см позволяет успешно работать даже при электрической силе до 100 А;
  • диаметр 0,32 мм гарантирует полноценную подачу до 300 А;
  • а вот для работы с токами еще большей силы нужен электрод величиной 0,42 см.

Наряду с чисто вольфрамовыми электродными инструментами, в комплект оснащения современного сварщика обязательно входят торированные и лантанированные образцы. Стоит отметить, что одни электроды рассчитаны на постоянный ток, другие — на переменный, а третьи имеют универсальное применение. Этот момент обязательно отражается в маркировке. Сколько конкретно электродов потребуется, можно сказать только с учетом режима сварочных работ, диаметра прутков, типа тока и других необходимых показателей.

Отдельная актуальная тема — выбор сопла. Их делят на классический формат и на компоненты для газовых линз. Также сопла классифицируют по типам горелок, для которых они предназначены. Чем больше условный номер детали, тем крупнее она будет. В международном стандарте маркировки используются диаметры от 4 до 10 (кроме диаметра 9, который не выпускается где-либо вообще).

Цифрами обозначают диаметр, измеряемый в шестнадцатых долях английского дюйма. В переводе на метрические критерии это ровно 1,588 мм. Еще стоит учесть, что керамические сопла могут делаться не только в стандартном, но и в удлиненном виде. Чем крупнее диаметр, тем более толстый электрод окажется совместим. Это связано с необходимостью изолировать газом более крупный сварочный шов. Стоит также отметить, что при TIG сварке обязательно надо использовать перчатки для защиты рук. Часто их делают из козьей или коровьей кожи. Довольно широко распространен также спилок — то есть кожа, покрытая теплозащитным слоем. Некоторые спилковые перчатки оснащаются кевларовым покрытием и потому отличаются повышенным защитными качествами. Чистые кевларовые перчатки делаются на основе пара-амидного волокна, и такие изделия поставляют многие крупные изготовители. Что касается брезентовых рукавиц, то их применяют только для легких коротких работ.

Также сварщики обычно носят:

  • сапоги либо ботинки специального образца;
  • лицевые маски;
  • балаклавы (шапки и другие подшлемники);
  • фартуки;
  • наколенники;
  • нарукавники.

Режимы работы

Ключевые режимы ТИГ таковы:

  • подача постоянного тока разнообразной полярности;
  • подача переменного тока высокой частоты с варьированием вольтамперных параметров (что обеспечивает щадящую работу с деталями);
  • бесконтактное поступление тока высокого напряжения через осциллятор.

Задавать настройки на постоянный ток нужно, когда идет работа с магниевыми и алюминиевыми сплавами при обратной полярности. Такой способ позволяет гарантировать отменную прочность швов. Одновременно удается разрушать слишком плотную пленку на поверхности, препятствующую нормальному плавлению. Важным условием успеха является применение специализированных сварочных прутов, пододвигаемых в рабочую зону ручным способом.

Все прочие металлы и сплавы варят обычно постоянным электричеством с прямой поляризацией. Присадки и ампераж подбирают индивидуально. Переменная ТИГ сварка (импульсная методика) хороша тем, что заготовки не нагреваются чрезмерно. Ее обычно применяют при работе с тонкостенными изделиями. Что касается применяемого аргона, то может использоваться газ первой и наивысшей категорий чистоты. Для максимально сложных манипуляций аргон смешивают с гелием, а для не слишком ответственных работ — с углекислотой (что гораздо экономичнее).

Правила безопасности

Как уже говорилось, выполнять сварочные работы без перчаток, специальных масок и шлемов, другой спецодежды недопустимо. Но этого совершенно недостаточно. Требуется непременно проверять, насколько заземлены агрегаты, хорошо ли изолированы рукояти фиксаторов электродов. Также стоит обратить внимание на то, качественно ли прикреплен шланг, подающий аргон. Если предусматривается водяное охлаждение, крепление подающего воду шланга тоже имеет большую роль.

Дополнительно проверяют, исправен ли газовый редуктор, опломбированы ли манометры, сохранна ли нарезка накидных гаек. При использовании автоматических сварочных систем надо со стороны оператора крепить щиток со светофильтрующей частью. При сваривании алюминия, меди и некоторых их сплавов образуются токсичные газы и пары. Как следствие, нормально работать можно только при активной вытяжной вентиляции или при подкачке воздуха под сварочную маску.

Горячий алюминий может обжигать. Предотвратить это помогает применение формующих прокладок и движущихся шторок. Чтобы очищать присадочный алюминий едким натром, используют резиновые перчатки и специальные химические очки. Все провода должны быть изолированы, а электроприборы и точки их подключения — заземлены. Газовые линзы можно применять при самых разных условиях. Использование этих деталей может проводиться при строгом соблюдении инструкции и никак иначе!

При автоматической сварке с дистанционным управлением следует тщательно подбирать и аккуратно заземлять также управляющую педаль. Подключать, отключать и чинить сварочное оборудование должны только электромонтеры и приравниваемые к ним специалисты. Обязательно следует применять источники питания с узлами, автоматически рвущими цепь при холостом ходу.

Электрододержатели, не рассчитанные на повышенную механическую нагрузку (минимум 8000 зажимных циклов), применять нельзя. Перед началом работы следует проверять исправность и сухость спецодежды, рукавиц, прочей экипировки. В тесных местах обязательно ношение резиновых галош и таких же ковриков. Газовые баллоны хранят строго вертикально! Если замерз редуктор углекислотного баллона, его прогревают либо специальным приспособлением, либо насыщенной горячей водой ветошью, но не открытым огнем! Использование открытого пламени для воздействия на любые части любых газовых баллонов запрещено вовсе. Сварка в местах, где хранится мука, уголь, торф и другие пылящие вещества, производится только при наличии мощной вентиляции и с прямого разрешения пожарной охраны.

Если металл закрывает дерево или иной горючий материал, или если работа идет на деревянных лесах, надо принимать экстраординарные меры защиты. Но еще лучше будет убрать все опасные вещества из рабочей зоны, даже если для этого потребуются часы сложной подготовки. Дополнительно нужно следить за:

  • транспортировкой тяжелых предметов;
  • исправностью такелажных инструментов;
  • пожароопасными и взрывоопасными парами;
  • защитой трансформаторов, проводов и других частей от осадков;
  • концентрацией токсичных веществ в рабочей зоне.

Технология сварки

Главное, что важно усвоить для начинающих при сварке аргоном — правильный выбор режимов. Электроды точат так, чтобы риски размещались в параллельной плоскости по отношению к оси стержня. Кроме обработки наждачным кругом, придется полировать наконечник электродного инструмента. Угол заточки наращивают, если предстоит варить толстый металл. Приведем базовые основы, как правильно разжигать дугу. Есть три ключевых методики:

  • прохождение иглы по металлу;
  • точечное прикосновение (эта методика получила название Lift TIG);
  • неконтактная инициация.

Первый вариант может вызвать много проблем. При его выборе электрод часто прилипает и начинает затупляться. Второй метод в основном как раз и используется дома — он характерен для сварочных аппаратов среднего ценового уровня. Третий подход самый комфортный для сварщика, но его применение возможно лишь на дорогой технике. Вести дугу нужно так, чтобы получить строго определенный результат.

Так, получить тонкие и прямые швы своими руками удастся, если разрыв от иглы до поверхности составит 0,3 см. Наращивая этот промежуток, расширяют тем самым сварочную ванну, однако, глубина оплавляемой зоны сокращается. Шов ведут от правого к левому углу, никаких колебаний не допускается. При работе с утолщенными пластинами требуется разделать кромки строго под 45 градусов. Заполняющий и накладываемый швы, в отличие от корневого, ведутся не ровно, а за счет поперечно-колебательных маневров. Вылет иглы на стыках составляет 0,5 см.

Сварка переменным током ведется при подаче проволоки против движения горелки. На первом проходе амплитуда составляет 2-4 мм. Последующие слои идут при амплитуде 6-8 мм. После окончания сварки тушат дугу, но держат электрод в контакте с металлом до 20 секунд. Только после остывания его можно убирать.

Основные ошибки и их устранение

Нарушение сварочной технологии грозит появлением трещин. Это связано с чрезмерной силой тока, с неверным размещением швов, а также с плохим составом металла. Проблемные участки просто вырезают либо засверливают с концов. Наплыв свидетельствует, что основной металл слабо прогрели. Все наплывы срезают, но не ограничиваются этим, а выясняют, нет ли непровара в проблемном месте. Подрез (углубление в ненужном месте) концентрирует механическое напряжение. К тому же шов становится меньше по сечению. Обычно подрезы появляются при завышенных значениях тока. Для горизонтальных швов они гораздо более характерны, чем для вертикальных линий. В тонких местах наплавляют дополнительный металл, а затем его тщательно шлифуют.

Кратер появляется там, где обрыв дуги создал выемку. Типично еще и возникновение в таких участках пор. Предотвратить кратеры практически всегда можно предварительной обдувкой газом. Такие места вырезают или устраняют сверлением, затем их придется заварить снова. В случае прожога остается только зачищать и вновь заваривать участок.

О том, что такое TIG сварка, смотрите в следующем видео.

Характеристики и выбор сварочных аппаратов для TIG-сварки

TIG-сварка широко используется при бытовых и производственных сварочных работах. Сокращение TIG произошло от слова Tungsten, что означает «вольфрамовый». Сварка TIG — это дуговой вид сварки с применением электрода из вольфрама. Сварочные аппараты с таким способом сварки имеют свои особенности. В данной статье пойдет речь о характеристиках устройств, лучших моделях, а также критериях выбора и настройке.


Особенности

Сварочные аппараты TIG работают посредством аргоно-договой сварки с использованием неплавящегося вольфрамового электрода. Если есть необходимость, то дополнительно используют прутки для формовки шва. В качестве защитного газа используется аргон с исключительными свойствами. При попадании в сварную ванну газ предотвращает окисление и появление пленки оксида. Сварочный шов получается ровным. Также стоит отметить, что аргон – один из недорогих газов, которые используют при сварке.

Принцип работы установок TIG ничем не отличается от устройств с методом ММА. При сварке между электродом и свариваемой заготовкой образуется дуга. Единственным отличием от метода ММА является подача газа в сварной рукав.

Аппараты для сварки имеют свой источник питания, в роли которого выступает инвертор. Работа устройства имеет свои отличия от обычных источников тока.

Ток из сети выпрямляется и преобразовывается, при помощи транзисторов делится на короткие участки.



TIG-инверторы оснащены бесперебойной подачей питания. Когда длина дуги розжига меняется, изменяется напряжение, когда в традиционных источниках питания изменяется сила тока. Это тоже является характерным отличием сварочных установок с TIG-сваркой.

Главные особенности установок:

  • ровный, качественный шов;
  • постоянный обдув газом;
  • использование переменного и основного токов обратной полярности;
  • настройка тока;
  • использование присадочного материала для плавления более толстых заготовок;
  • применение осциллятора для розжига;
  • универсальность сварки подразумевает плавление любого металла;
  • чистота и безопасность рабочего процесса;
  • использование в узких и тесных рабочих условиях.



Рейтинг лучших моделей

Топ лучших моделей для аргоно-дуговой сварки открывает устройство Aurora Pro Inter 200 TIG/MMA. Особенности:

  • ручная дуговая и аргоно-дуговая сварка;
  • используется переменный и основной ток;
  • напряжение — 220 В;
  • напряжение холостого входа — 60 В;
  • потребление мощности — 4,5 кВт;
  • min и max ток сварки — 10 и 200 А;
  • min и max диаметр электрода — 1,6 и 4 мм;
  • наличие дисплея;
  • длина проводов — 3 метра;
  • защита класса IP 21;
  • изоляция класса F;
  • габариты — 30,2х32,8х49,8 см;
  • масса — 20 кг.

СВАРОГ REAL TIG 200. Характеристики модели:

  • работа на переменном и основном токах обратной полярности;
  • возможность сварки методом MMA;
  • min и max ток — 5 А и 160 А;
  • частота тока до 250 Гц;
  • режим сварки импульсом и регулировка импульсной частоты;
  • высокая производительность;
  • потребление мощности — 2,7 кВт;
  • настройка времени подачи газа;
  • подключение педали для более комфортного процесса.



СВАРОГ TECH TIG/200P AC-DC. Особенности аппарата:

  • большое количество настроек и параметров;
  • режимы AC, DC, Pulsec;
  • max сила тока до 200 А;
  • потребление мощности до 4,6 кВт;
  • высокая производительность;
  • установка времени подачи газа;
  • высокая частота розжига дуги;
  • опция горячего старта;
  • регулировка частоты переменного и основного тока;
  • наличие дисплея;
  • прочная и надежная конструкция;
  • габариты — 57х35х44 см;
  • масса — 7, 8 кг;
  • универсальная модель предназначена для использования профессионалами.



Оборудование Fubag INTIG/160DC. Свойства:

  • min и max ток — 10 и 160 А;
  • min и max размер электрода — 1,6 и 4 мм;
  • мощность до 5600 Вт;
  • простое интуитивное управление;
  • дисплей для удобной настройки;
  • регулировка частоты и скорости тока;
  • установка времени продувки газом;
  • режимы работы горелки — 2Т и 4Т;
  • возможность принудительного охлаждения.

Устройства для TIG/MMA сварки NEON 201 AC/DC. Характеристики:

  • максимальный ток до 200 А;
  • min и max диаметр электрода — 1 и 4 мм;
  • мощность до 6400 Вт;
  • защита от перегрева;
  • дисплей на передней панели;
  • большое количество настроек;
  • простое управление;
  • напряжение холостого хода до 74 В;
  • работа на переменном и основном токе;
  • габариты — 32,2х19,4х44,4 см;
  • масса — 14 кг.



WESTER TIG/220. Особенности модели:

  • min и max сила тока — 10 и 220 А;
  • min и max диаметр электрода — 1,6 и 5 мм;
  • мощность до 9500 Вт;
  • защита класса IP 215 от попадания пыли и влаги;
  • холостое напряжение — 65 В;
  • возможность плавления заготовок до 8 мм толщиной;
  • сварка в TIG-MMA режимах;
  • используется для работы с алюминием, бронзой, медью, сталью;
  • удобная ручка для транспортировки;
  • ЖК-дисплей;
  • горячий старт;
  • легкий и быстрый розжиг дуги;
  • система охлаждения от перегрева;
  • предотвращение налипания электрода к заготовке;
  • регулировка мощности дуги;
  • масса аппарата — 8 кг.



Устройство Solaris TIG/200 (TIG/MMA) для сварки обычным инвертором. Особенности:

  • два режима работы;
  • ровные качественные швы;
  • сварка любых металлов, в том числе и тяжелых (сталь, никель, медь, титан);
  • легкий и быстрый розжиг дуги благодаря режиму TIG HF;
  • горелка оснащена кнопкой управления;
  • опция PREGAS предварительно подает газ в сварочный рукав после нажатия клавиши на горелке;
  • напряжение — 230 В;
  • холостое напряжение — 72 В;
  • потребление мощности — 3,2 кВт;
  • min и max диаметр электродов — 1,6 и 4 мм;
  • min и max сила тока — 10 и 200 А;
  • мощность работы по звуку — 42 дБ;
  • изоляция класса F;
  • защита класса IP21S;
  • габариты — 36х13,2х20,2 см;
  • масса — 5 кг.

Сварочная установка Start 200/DC TIG Pulse. Особенности:

  • работа в режимах TIG-MMA;
  • сварка любых цветных металлов;
  • импульсный режим;
  • качественная сборка устройства;
  • ровные, качественные швы;
  • мощность сети до 230 В;
  • возможна работы автономного генератора;
  • система принудительного охлаждения защищает аппарат от перегрева;
  • дисплей;
  • большое количество параметров;
  • простое управление.



Аппарат FOXWELD Saggio TIG/180DC PulseDigital 6000. Характеристики:

  • работа в двух режимах;
  • быстрый и легкий розжиг дуги;
  • высокая производительность;
  • функция режима импульса на основном токе;
  • улучшенная стабилизация дуги на малых токах;
  • дисплей и индикаторы на фронтальной панели для контроля процесса;
  • цифровой индикатор, индикатор сети и перегрева;
  • удобное управление и простые настройки.

Аппарат Elitech 200DC Pulse-188487. Свойства модели:

  • максимальный ток до 200 А;
  • мощность — 6000 Вт;
  • профессиональное устройство для сварки в двух режимах TIG/MMA;
  • импульсный режим;
  • быстрый и легкий розжиг дуги благодаря опции HF;
  • удобная панель управления с дисплеем;
  • регулировка частоты переменного и основного тока;
  • защита от перегрева;
  • улучшенная система охлаждения.

Устройство HAMER TIG/200DC. Особенности:

  • два режима сварки;
  • используется для работы с цветными и твердыми металлами;
  • min и max сила тока — 10 и 200 А;
  • напряжение сети — 230 В;
  • простая панель управления;
  • легкая настройка параметров;
  • большое количество опций для TIG-сварки;
  • прочная и надежная конструкция;
  • масса — 9 кг.

Аппарат ElandTors/200. Характеристики:

  • min и max ток — 10 и 200 А;
  • легкий и быстрый розжиг дуги;
  • задержка газа при отключении дуги;
  • анти залипание электрода;
  • импульсный режим работы;
  • возможность работа методом MMA;
  • дополнительная комплектация расходными материалами;
  • вес устройства — 9 кг.


Модель для TIG-сварки Tiger 210/AC-DC. Особенности:

  • продвинутая модель с большим количеством параметров;
  • работа на переменном и основном токах;
  • сварка любых металлов;
  • возможность работы на производственных автоматических линиях;
  • опция компенсации перепада напряжения;
  • максимальным диаметр электродов до 5 мм;
  • вес — 8,5 кг.

Советы по выбору

Перед выбором сварочного оборудования необходимо определиться, где и при каких условиях будет использоваться аппарат. Выбрать устройство не составит труда, если опираться на следующие аспекты.

  1. При покупке следует обращать внимание на возможности оборудования TIG-сварки. Напряжение сети должно быть от 200 до 380 В.
  2. Несколько режимов для сварки переменным (AC) и основным (DC) током.
  3. Регулировка прямой и обратной полярности тока.
  4. Обязательное наличие импульсного режима сварки.
  5. В комплект к устройству должна входить горелка с собственной и стационарной системой охлаждения. Тип охлаждения — водяной.
  6. Наличие дисплея для более удобной настройки и контроля за процессом сварки.
  7. Двух- или четырехтактный режим сварки.
  8. Дополнительная возможность сварки методом GTA/MMA.
  9. Бесконтактный розжиг дуги будет нелишней опцией. Он пробивает промежуток дуги импульсом высокой частоты, при этом не касаясь поверхности.
  10. Наличие HF-осциллятора для быстрого розжига.
  11. Опция PREGAS позволяет предварительно подать газ и регулирует задержку обдува после отключения дуги.
  12. Дополнительная опция DownSlop плавно снизит отключение дуги, тем самым уменьшая кратер в конце сварного соединения.
  13. Опция Balance для регулировки полярности переменного тока.



Правила использования

Перед использованием аппарата необходимо очистить заготовки от пыли и грязи. Очищению подлежат боковые кромки детали и поверхность, где будет находиться сварной шов. Поверхность деталей обезжиривают.

Теперь своими руками подготавливают само устройство. Сперва необходимо установить редуктор на газовый баллон. После этого к редуктору подключают шланг подачи газа. Разъем горелки подсоединяют к минусовому входу. Кабель подключается к 5-пиновому разъему на фронтальной части оборудования.

Последним этапом является подсоединение провода массы к TIG-горелке.

Далее необходимо собрать горелку. Пошаговые действия:

  • установить цанга держатель;
  • в держатель устанавливается цанга;
  • хвостик прикручивается не до конца;
  • устанавливается сопло и электрод;
  • настраивается вылет электрода;
  • хвостик закручивается до конца.




После выполнения сборки горелки необходимо выставить расход газа.

Это делается исходя из условий работы и диаметра сопла. Для детали диаметром в 1 см рекомендуется расход газа 10 л/минуту. Затем можно переходить к настройке оборудования.

  1. Выставляется режим сварки TIG.
  2. Устанавливается время предварительной продувки аргоном — 0.5 сек.
  3. Настройка розжига — 25% от рабочего тока.
  4. Установка времени увеличения силы тока — 0,2-1 секунда.
  5. Установка тока. Настройка выполняется в зависимости от вида и толщины металла.
  6. Установка времени до тока заварки шва.
  7. Установка тока заварки шва в амперах.
  8. Установка времени продувки аргоном после работы.

Параметры выставлены, можно переходить к процессу сварки. Вести горелку необходимо справа налево. Если сварка выполняется без прутков, электрод размещают перпендикулярно поверхности детали. Присутствие присадочного материала подразумевает удерживание горелки под небольшим углом в 20 градусов относительно поверхности.

Обзор сварочного аппарата модели "Сварог" TECH TIG/200P AC-DC в видео ниже.

Читайте также: