Сварка пластика для автомобилей своими руками

Обновлено: 20.09.2024

В современных автомобилях огромное количество пластиковых деталей. Это и бампер, и решетка радиатора, всевозможные крепежи, заглушки и емкости. Рано или поздно пластик изнашивается и трескается. Что-то приходится менять, но кое-что можно и починить. ЗР рассказывает и показывает, как это сделать.

Производители любят относительно дешевый, податливый и легкий пластик. И у автовладельцев есть причина его полюбить — детали из этого материала очень хорошо ремонтируются. А значит, нет необходимости регулярно разоряться на замену поврежденных деталей.

Прежде чем мы расскажем, как починить пластмассовые изделия, обратим внимание на некоторые их особенности. Сегодня производители используют различные виды пластиков, в том числе АБС-пластик, полипропилен, полиуретан, поливинилхлорид и другие. Все они обладают разными свойствами, поэтому перед началом ремонта нужно обязательно выяснить, с каким материалом вы имеете дело. Маркировка вам в помощь — она есть на любой детали. Пытаясь сварить две детали из разного пластика, вы впустую потратите время: соединение, например, полипропилена с АБС-пластиком будет непрочным, а значит, крайне недолговечным.

Вернемся к ремонту и расскажем, как починить пластмассовые детали с помощью клея и путем пайки. Перед нами — поврежденная запчасть. Приступим!

Решение 1. Склеивание

Такой способ ремонта довольно простой. Для него понадобится специальный клей, у нас — дихлорэтан, он наиболее доступный и прекрасно клеит АБС-пластик. Также будет нужна кисточка, лучше — синтетическая. Она удобна тем, что после первого использования склеенные затвердевшие волоски можно подрезать, а оставшуюся их часть нагреть, волоски распушатся, и кисть вам еще послужит.

Итак, берем кисть, смачиваем в дихлорэтане, наносим его на склеиваемые части или детали — сначала на одну, потом на другую. Состав лучше положить в два слоя, так как первый, предварительный, начнет активно разъедать пластик. Прикладываем части друг к другу, прижимаем и ждем. Сохнет дихлорэтан довольно долго, до шести часов. Проявив терпение, получаем целую деталь!

Решение 2. Пайка

По сути, сварить пластиковую деталь в месте повреждения можно двумя способами — используя фен и пластмассовый стержень либо паяльник и латунную или медную сетку. Но для начала расскажем об устройстве, с помощью которого мы будем проводить работы.

Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня

Снимаем фен со станции. Выставляем необходимую для пайки АБС-пластика температуру 300 °C. По ходу выполнения работ температуру стоит регулировать, если пластик будет плавиться слишком сильно или, наоборот, недостаточно.

Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.

Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки

Для выполнения этой работы мы поставили на паяльник плоскую насадку. Стандартным острым наконечником неудобно прижимать сетку. К слову о ней. Можно использовать латунную или медную сетку — крупную либо с мелкоячеистой структурой. Кусочек латунной сетки размером примерно 250х200 мм стоит около 250 рублей. Более крупная сетка обойдется дешевле, ее также можно использовать, но будьте готовы потратить больше времени.

Для начала выровняем и зафиксируем поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть. После этого прикладываем сетку и начинаем ее впаивать. У нас не очень мощный паяльник (около 45 Вт), поэтому мы выставляем максимальную температуру, чтобы процесс шел быстрее.

Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Подобным способом удобно соединять трещины, например на бампере. Работа легкая и относительно простая. Главное — следить, чтобы сетка была полностью впаяна. Когда все готово, даем пластику остыть. Проверяем. У нас получилось достаточно прочное соединение. Поверхность слегка гуляет, потому что мы не закрепили части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение, здесь можно припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.

Ремонт пластмассовых деталей — процесс кропотливый, но относительно простой и бюджетный. При этом можно выбрать наиболее удобный способ починки и, потратив некоторое время, не тратить лишние деньги.

Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на [email protected] .

Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

Варим «кашу» из полипропилена (часть 1)


Сегодня в автомобильной промышленности используются два основных вида пластика:
— термореактивный стеклопластик, который не размягчается при нагревании, поэтому пайка поврежденного бампера из такого материала невозможна;
— термопластичный пластик, который легко паять, так как он размягчается под воздействием высоких температур.
Определение типа пластика необходимо для выбора способа ремонта и видов материалов, необходимых для этого.
Тип пластика можно определить по буквенному обозначению на обратной стороне пластиковой детали. Это самый надёжный и точный способ. С обратной стороны есть несколько латинских букв — сокращение от названия пластика.
ABS (Acrylonitrile Butadiene Styrene) — термопластик акрилонитриловый бутадиеновый стирол и его полимерный сплав
Твёрдый, прочный и негибкий пластик. Он имеет высокую прочность благодаря компоненту бутадиену, а твёрдость и негибкость благодаря акрилонитрилу.
Этот пластик обязательно должен быть покрыт защитным покрытием, так как на него разрушительно действуют ультрафиолетовые лучи.
Применение: Корпуса зеркал заднего вида, колпаки колёс, автомобильные панели приборов, радиаторные решётки, молдинги, обрамления фар.
Совет по ремонту: Оптимальным методом ремонта является склеивание специальным клеем (к примеру, PlastiFix). Если применяется сваривание, то его можно дополнять эпоксидной смолой со стекловолокном (с обратной стороны) для повышения прочности.

PC (Polycarbonate) — термопластик поликарбонат
У этого пластика высокая ударопрочность, даже при очень низких температурах.
Применение: Бампера, радиаторные решётки, приборная панель, корпуса фар.
Совет по ремонту: Перед сваривание пластик лучше нагреть феном.

PE (Polyethylene) — термопластик полиэтилен
Умеренно эластичный, обычно полупрозрачный пластик.
Полиэтилен имеет высокую ударопрочность и хорошо выдерживает воздействие кислот, спиртов и нефтепродуктов.
Может быть двух типов – полиэтилен низкой плотности (PE-LD) и полиэтилен высокой плотности (PE-HD).
Применение: Подкрылки, облицовка салона, расширительные бачки, бачки для «омывайки», подкрылки, бензобаки (делаются из полиэтилена высокой плотности PE- HD).
Совет по ремонту: Нужно помнить, что на это этот вид пластика имеет плохую адгезию к ремонтным материалам и краске.

PP (Polypropylene) — термопластик полипропилен обычный и этилендиеновый
Умеренно гибкий пластик, устойчивый к воздействию химически активных жидкостей. Инертен к ультрафиолетовым лучам. Полипропилен имеет относительно слабую ударопрочность.
Применение: бампера (обычно смесь с EPDM), изоляция проводки, корпуса аккумуляторов, подкрылки, уплотнители салона, облицовка салона, панель приборов.
Совет по ремонту: Перед нанесением грунтов или лакокрасочных материалов требуется предварительно применять специальный грунт для пластика для увеличения адгезии.

PVC (Polyvinyl chloride) — термопластик поливинилхлорид (ПВХ).
Твёрдый, хорошо шлифуется. Это гибкий пластик, имеет хорошую сопротивляемость к растворителям. Виниловая составляющая даёт хорошую прочность на разрыв, некоторые поливинилхлоридовые пластики эластичные.
Применение: Боковые молдинги дверей, элементы облицовки салона.

Иногда дополнительные буквенные и цифровые обозначения показывают наличие различных добавок к пластику. Могут также отмечаться дополнительные свойства базового пластика (например HD-High Density, высокая плотность), а также смеси пластиков (знаком «+» тип пластика после него). Ниже в статье будут перечислены наиболее часто встречающиеся сокращения и их расшифровка.
Если по каким-то причинам нет возможности определить тип пластика по коду, то можно это сделать, проделав тесты:
1.1 Тест с водой.
Отрежьте маленькую полоску снизу бампера. Очистите её от загрязнений и краски, чтобы получить «голый» пластик. Поместите его в ёмкость с водой. Если пластик не тонет, то это PE, PP, PP + EPDM (термопластики). Из этих пластиков сделано 80% бамперов. 15% — это реактопласты (PUR/TPUR), которые потонут в воде. Остальные 5% — xenoy/polycarbonate. Такой пластик можно най­ти на некоторых Мерседесах и старых Фордах. Он очень жёсткий и при погружении в воду он потонет. Стоит сделать замечание, что некоторые смеси пластиков могут потонуть, хотя являются термопластиками, но в основном этот тест работает.
1.2 Тест огнём определяет принадлежность к тому или другому типу пластика по размеру пламени, его цвету и типу дыма.
Ввиду того, что в состав современных пластиковых деталей автомобиля входят различные добавки, этот тест не всегда помогает определить тип пластика правильно, поэтому мы его рассматривать не будем.
В то время как несколько видов пластика может использоваться в машине, три основных типа составляют 65% всего пластика, используемого в автомобиле: PP — полипропилен (32%), PU/PUR полиуретан (17%) и PVC — поливинилхлорид (16%).

2. РЕСТАВРАЦИЯ БАМПЕРОВ ИЗ ПОЛИПРОПИЛЕНА

2.1 Как своими руками заделать царапины на бампере автомобиля

2.1.1 Для начала, Вам необходимо зашкурить грубой наждачной бумагой царапины на бампере. Но только не переусердствуйте. Пластмасса сама по себе мягче, чем металл. В месте обработки может образоваться небольшое углубление, если будете шкурить усердно. Нужно очень осторожно шкурить царапины, пока поверхность не станет гладкой.
2.1.2. Это зашкуренное место обрызните специальным спреем праймером, купить его можно в магазине автобазар. Затем аккуратно, без излишков нанесите 2 тонких слоя краски. Каждому слою дайте просохнуть по 30 минут.
2.1.3. Теперь зашкурьте мелкозернистой наждачной бумагой покрашенное место. И уберите жир и пыль влажной тряпочкой.
2.1.4. Нанести 3-4 тонких слоя автомобильной краски, предварительно подобранного подходящего цвета. Дайте просохнуть каждому слою не менее 30 минут. Держите баллончик с краской на расстоянии 15-20 см от поверхности.
2.1.5. И в завершении нанесите 2 последних слоя прозрачной краски. Дайте краске просохнуть 24 часа, прежде чем отправляться в путь.
Современное производство бамперов, как правило, отдает предпочтение полипропилену, поэтому именно на его примере и покажем, как провести ремонт данной детали без покраски.

3. Как заделать небольшие вмятины, сколы, трещины на бампере своими руками

Если бампер поврежден, то есть нарушена его геометрия, но видимых трещин и разрывов нет, достаточно нагреть дефектный участок и придать ему правильную форму. После остывания пластика она сохранится.
3.1 Сложнее, если сквозные повреждения все-таки имеются. Их необходимо обязательно запаять, чтобы со временем эти изъяны не стали более существенными.
В случае с простой трещиной на ее концах просверливают отверстия, а затем проводят пайку изнутри и снаружи. Если же повреждение бампера настолько серьезное, что отсутствуют некоторые куски пластика, придется делать латки из такого же материала. Это условие должно строго соблюдаться, иначе латка просто не будет держаться. Вот почему так важно знать, из какого именно пластика изготовлен бампер.
Перед началом пайки стороны будущего шва необходимо состыковать друг с другом и жестко зафиксировать, например, при помощи струбцины. После этого края шва «прихватываются».
При пайке на лицевой стороне следует быть предельно аккуратным и следить за тем, чтобы в шов не попала краска и другие инородные частицы, поскольку это ослабит прочность пайки.
После остывания пластика запаянный участок шлифуется абразивной шкуркой, и можно переходить к другим подготовительным работам.

4. Восстановление заднего бампера

Ранее я писал в бортжурнале про оторванный задний буксировочный крюк и вырванный им кусок заднего бампера (Снегопад, снегопад! Если женщина просит… ), но желание заняться устранением данных косяков наступило только сейчас, после того, как нашел разбитый бампер от ваз – 2110. Новый бампер-то более 20000 рублей стоит!
Поскольку бампер для ремонта надо снимать – решил заодно и буксировочную проушину сзади установить. Итак, по порядку:

4.1 Снятие заднего бампера делал по видео на Ютубе – никаких проблем, нужны лишь крестовая отвертка и ключ торцовый «накидной» на 12 для вывинчивания болтов крепления бампера снизу.
4.2 Дефектация снятого бампера для оценки размеров ущерба в конструкции и принятия решения о возможности восстановления. Выявлены следующие повреждения (включая накопленные ранее):
— вырван и утерян кусок нижнего края бампера (фото 2)

Правильный ремонт бамперов.


Заранее извиняюсь, что не выложил статью как обещал в течении недели. Внезапно обрушившиеся майские праздники вкупе с садово-огородными делами внесли коррективы. Так что исправляюсь и выкладываю статью, специально сделанную для данного сообщества.

Как и обещал, выкладываю отчет о правильном ремонте бамперов.

Для начала немного теории.

Какое "состояние", назовем его так, материала является самым прочным? правильно-однородное. Именно поэтому для металла, например, сварка ВСЕГДА предпочтительнее и прочнее, нежели любая попытка склеить его. Естественно, если возникает гипотетическая неотвратимая необходимость скрепить например сталь с чугуном, то о сварке речи идти не может. НО! И клей тут тоже не поможет. Только механические методы, вроде болтов, заклепок и иже с ними. А мы ведем речь о изделии "под покраску", которое должно быть ровным как яичко, а значит оно должно быть ровным и однородным. А значит и мы будем заниматься Сваркой! )) Только не металла, а пластика. Но об этом еще чуть погодя.

А пока что рассмотрим популярные методы ремонта и почему они в корне неправильные.

1. Паяльник. По популярности на первом месте среди всех "умных" советов в этих ваших Энтернетах ))

Направление верное, но увы нам не подходящее. Для понимания сравню этот процесс со сваркой металла опять.

Представьте, что вы пытаетесь сварить металл толщиной положим в 1 сантиметр электродом 2 мм и током в 60А. Как думаете, что из этого выйдет? Правильно. Ничего хорошего. А все потому, что для качественной проварки шва металл нужно прогреть до нужной температуры. А тонким электродом и малым током (читай паяльником) качественно прогреть свариваемые поверхности не получится. Используя паяльник невозможно прогреть пластик на нужную глубину и температуру, как ни старайся, а потому однородно-монолитного материала, соединяющего основные куски материала мы не получим.

2. Сетка. (Скобки, проволока и прочий металлический хлам)

Эти вещи вообще не то что не нужны, а даже категорически не нужны! И все по тем же причинам. Вплавив в пластик сетку, вы не получаете однородного материала в итоге. А все потому, что у пластика и металла вообще нет никакой адгезии к друг другу. Ну то есть абсолютно. И в конечном итоге все место начинает расшатываться и сильно терять в и без того невеликой прочности соединения. Плюс к тому в появляющиеся микротрещины в месте пайки начинает попадать вода, окислять металл… А если в этом месте еще и шпакля будет… Ну короче дальнейшее развитие событий всем понятно. ))

3. Смола. Ремонтные наборы Новол и иже с ними.

Вы таки будете смеяться, но смола нам не подходит тоже )) Вот как ни крути )) И все по тем же (не надоело еще? )) ) причинам. Нет адгезии и нет однородности конечного изделия. Смола подходит только для ремонта бамперов из стеклопластика. Ни полиэфирная, ни тем более эпоксидная смола не подходит еще и потому, что уж сильно разные по жесткости получаются, в конечном итоге, материал заплатки и самого бампера. Добавим к этому отсутствие адгезии и получим заплатку, которая в -20 отлетит от бампера целехонькая и вся сразу от несильного тычка. А если учесть, что еще и с лицевой стороны ее использовать не получится, то на выходе получаем АБСОЛЮТНО бесполезный продукт.

Это основные три заблуждения, которые используют люди в своих колхозных ремонтах. Не все конечно это, далеко не все. Скажу сразу, на утверждения типа тех, что мелькали в каментах к прошлой теме, типа "я так стопицоттыщ бамперов корешам сделал" я отвечать не буду. Пожалуйста, делайте хоть двеститристатыщ. Хоть лейкопластырем заделывайте. Я делаю так и только так. И ВСЕ мои приятели-знакомые, кто занимается не залипухами а нормальным, Качественным ремонтом автопластика, делают только так. А я учился у них и склонен доверять именно их мнению, люблю учиться у профессионалов своего дела.

Ну и еще один момент, который нельзя не упомянуть сразу. Красить бампер придется в любом случае! Если вы лелеете себя надеждой, что свежий слом залепите изнутри, а снаружи тоненькую трещину будет не видно, то сразу откажитесь от затеи вообще. Через трещину снаружи будет попадать вода и грязь, которая за 2-3 месяца сведет на нет все усилия по ремонту. Ремонтировать нужно С ОБЕИХ сторон бампера. И точка. Это для тех, кто трепетно относится к бамперам, мне лично не напряжно ездить с обшарпанными. Почему-другой вопрос, не для здесь и сейчас.

На этом теоретическую часть я завершаю и перехожу непосредственно к описанию процесса ремонта.

Сначала список необходилых инструментов и материалов.

— Дремель либо маленькая болгарка.
— Строительный фен
— Насадка на строительный фен с диаметром выхода не более 5-6мм
— Плоская отвертка с широким жалом
— Кусок бампера с помойки
— Наждачная бумага 80-160-320


Берем сломанный бампер. Я вытащил с помойки нашего сервиса поломашку от Калины, специально для этих кадров.

Далее нам нужно вооружиться болгаркой либо дремелем и снять фаску с обеих сторон бампера и с обеих его поломанных частей.

Как запаять бампер своими руками

Восстановление пластикового бампера автомобиля, расколовшегося на несколько частей, с отсутствующими фрагментами или отломанными креплениями лучше доверить профессионалам. Ремонт с помощью пайки бампера своими руками имеет смысл при небольших трещинах, сколах площадью до 10 см², при условии, что удалось собрать большинство кусков. Перед тем, как самому запаять бампер на машине, необходимо узнать из чего он сделан, подобрать соответствующий инструмент и припой. В этой статье мы подробно расскажем, как запаять пластиковый бампер разными способами в зависимости от материала и степени повреждений.

Как запаять бампер своими руками

Чем можно запаять бампер на автомобиле?

Чтобы качественно запаять бампер своими руками, прежде всего нужно узнать, из чего он изготовлен. В этом поможет маркировка на внутренней стороне детали. В зависимости от материала выбирается оптимальная технология ремонта и тип припоя. Последний должен максимально совпадать по составу с составом детали.

Запаять пластиковый бампер своими руками можно, используя для этого готовые присадочные прутки для разных видов пластика или “донорский” материал из кусков другого бампера, фрагментов локеров (для полипропиленовых бамперов) и т. д. С помощью стеклоткани и эпоксидной или полиэфирной смолы можно заклеить большинство видов пластика.

При использовании несовместимых материалов возможно усугубление дефекта, например, если температура плавления ремонтного пластика превышает температуру плавления материала бампера!

Определить материал и подобрать припой для ремонта бампера по маркировке поможет эта таблица:

Маркировка на бампере Материал бампера Чем лучше паять? Особенности пайки
PAG6, GF15, GF30 и ABS Твердые пластмассы (акрил-нитриловый стирол, полиамид и т. д.) Термофеном, горелкой или мощным паяльником, обеспечивающим нагрев 500 ℃. Возможна проклейка композитным материалом. Твердые пластмассы имеют высокую температуру плавления и должны остывать в естественных условиях.
PP или PPTV Полипропилен Обычным паяльником на 80 Вт, феном с насадкой. Полипропилен хорошо паяется и без применения армирующего материала (если нет пробоин), при этом важно соблюдать температурный режим.
PVC Поливинилхлорид Бампер из ПВХ можно запаять прутком, при этом нужно армировать шов, в силу не очень высокой прочности соединения.
PUR Полиуретан Термофеном или паяльником с точной регулировкой температуры, горячим степлером. При ремонте бампера из полиуретана важно не допускать перегрева детали. Полипропилен с трудом поддается свариванию и пайке, поэтому шов нужно качественно армировать.
Без маркировки Стеклопластик (стеклоткань и полимерная смола) Стеклоткань и и смола Детали из стеклопластика склеиваются с помощью пропитанной полиэфирной или эпоксидной смолой стеклоткани, накладываемой в несколько слоев.

Чтобы качественно запаять бампер своими руками в домашних условиях, потребуется три компонента:


Заваривание бампера прутком

  1. Источник нагрева. Желательно использовать инструмент с регулируемой температурой и сменным соплом/жалом. Это может быть:
    • Паяльник мощностью 80 Вт подходит для ремонта бамперов из ПВХ, полипропилена, полиуретана, 100-ваттный позволит паять АБС и полиамид.
    • Газовая горелка справляется с ремонтом твердых пластмасс, не подходит для восстановления деталей из полиуретана.
    • Строительный или паяльный фен пригоден для плавления для большинства пластмасс при наличии регулятора температуры и насадки.
    • Горячий степлер подходит для большинства видов пластика и позволяет армировать шов, но при этом не дает ровной поверхности с лицевой стороны.
    При выборе инструмента для пайки пайки пластикового бампера, нужно учитывать температуру плавления материала, из которого он изготовлен:


Обозначение материала изготовления на бампере автомобилей BMW

  • PA (полиамид) – 400 ℃;
  • ABS (акрилонитриловый бутадиен стирол) – 350℃;
  • PP (полипропилен) или PPTV – 300℃;
  • PP-EPDM (полипропиленовая резина) – 310-340 ℃;
  • PU, PUR (полиуретан) – 200℃;
  • PVC (поливинилхлорид) – 300-400℃;

Сколько стоит запаять бампер – зависит от степени дефекта, наличия инструмента, необходимости использования припоя и арматуры. В некоторых случаях затраты на их приобретение могут превысить стоимость восстановления у профессионалов, которая в среднем составляет 1500–2000 рублей.

Подготовка к восстановлению пластикового бампера

Прежде чем приступить непосредственно к пайке бампера, деталь необходимо подготовить, предварительно сняв ее с автомобиля. Для выполнения подготовительных работ потребуются:


Подготовка бампера к ремонту

  • ключи и отвертки для демонтажа бампера;
  • наждачная бумага средней зернистости для зачистки;
  • сверло на 3–5 и дрель;
  • обезжириватель;
  • струбцины, зажимные клещи или другой фиксирующий инструмент.

Подготовка бампера к пайке производится следующим образом:

  1. Деталь демонтируется с автомобиля и очищается от загрязнений.
  2. Края трещин засверливаются во избежание их дальнейшего распространения.
  3. Поверхность в зоне ремонта (на 3–5 см в стороны от разлома) зачищается наждачкой. Для лучшей проплавки присадочного прутка желательно сформировать углубление, сняв фаски с краев трещин.
  4. Поверхность в зоне ремонта протирается и обезжиривается.
  5. Края трещин выставляются в естественном положении, соответствующем заводской форме бампера, и фиксируются с помощью струбцин или другого зажимного инструмента.

После того, как бампер подготовлен, можно вооружаться нагревательным прибором (фен, паяльник и т. д.), присадочным материалом, и приступать непосредственно к восстановительным работам.

Пайка бампера с помощью паяльника


Пайка пластикового бампера паяльником с применением сетки: видео

Самый доступный способ ремонта бампера – пайка паяльником мощностью 80 Вт. С его помощью можно заделать трещины и сколы, если нет утерянных кусков пластика.

Помимо паяльника для пайки бампера понадобится металлическая армирующая сетка, шириной около 50 мм (для материалов кроме полипропилена). Она нужна, если разлом пришелся на край, пластик тонкий и/или разлом имеет неровности, края трещины не сходятся вплотную, изделие в зоне ремонта имеет трудную форму и т. д.

Тонкие трещины в середине детали (без выхода на край) паяются и без армирования, следующим образом:

  1. Инструмент прогревается до рабочей температуры.
  2. С внутренней стороны острым концом жала паяльника делаются поперечные насечки с интервалом 1–2 см для предварительной фиксации.
  3. Плоской частью жала заполняются оставшиеся зазоры и выравнивается поверхность.
  4. После застывания внутреннего шва аналогичным образом спаивается лицевая сторона.
  5. Пока шов не застыл, неровности можно сгладить.


Пайка трещины с армированием металлической сеткой

При необходимости армирования в бампер сначала вплавляется предварительно прогретая паяльником, феном или горелкой металлическая сетка.

В большинстве случаев достаточно армирования только с внутренней неокрашиваемой стороны. В этом случае нет необходимости в тщательном выравнивании и шлифовке поверхности.

К преимуществам метода относятся простота, универсальность, высокая прочность соединения. К недостаткам – риск проплавления детали при нарушении температурного режима или времени выдержки.

Запаивание бампера термофеном

Метод подходит для большинства полимеров. С его помощью можно заделать такие же дефекты, как и с помощью паяльника. Лучше всего для пайки бампера подходит строительный или паяльный фен с регулировкой температуры и соплом диаметром 5–10 мм. Правильно запаять бампер самостоятельно без этих опций и опыта будет трудно.

Для того, чтобы запаять бампер феном, понадобятся присадка из того же материала, из которого сделан бампер. Для восстановления больших трещин и пробоин нужен и армирующий материал, например, скобы для строительного степлера или металлическая сетка.

Как запаять бампер феном:


Как самостоятельно запаять бампер феном со специальной насадкой: видео

  1. На фен надевается насадка диаметром 5–10 мм и выставляется температура, соответствующая типу пластика.
  2. При необходимости армирования трещины используются короткие (до 5 мм) или предварительно обрезанные скобы для степлера, которые прогреваются феном и вдавливаются в пластик с внутренней стороны бампера.
  3. Место ремонта прогревается, начиная от края, в это же время в зону пайки с усилием, направленным в сторону трещины, подается присадка, в виде прутка или полосы из аналогичной пластмассы.
  4. После застывания пластика выступающие капли можно срезать, а шов в зоне ремонта – зачистить наждачкой в уровень.

Если в процессе армирования края скоб прошли сквозь пластик и выглядывают с лицевой стороны, их нужно аккуратно срезать бормашиной (дремелем).

Плюсы пайки феном – универсальность, возможность получения прочного шва при армировании, а на полипропилене – и без него. Основной недостаток – риск перегрева детали феном без регулировки температуры.

Пайка пластикового бампера с помощью горелки

Запаять бампер газовой горелкой с широким соплом для пайки бамперов не получится из-за слишком высокой температуры, достигающей 1000 градусов. Как минимум для неё потребуется изготовить или приобрести насадку-пламегаситель. В качестве альтернативы можно воспользоваться газовым паяльником, например Dremel, где такая насадка входит в комплект, а температура ниже благодаря узкому соплу.


Как паять бампер горелкой: видео

Как запаять пластмассовый бампер в авто газовой горелкой

В общих чертах процесс пайки пластмасс горелкой не отличается от пайки феном:

  1. Горелка с насадкой для удержания пламени подносится к зоне шва.
  2. В процессе нагрева в трещину подается пруток присадки из того же материала.
  3. После заполнения присадкой и ее застывания шов зачищается.

Горелка может применяться в качестве дополнительного инструмента при других способах пайки бампера для нагрева степлерных скоб или армирующей сетки.

Заваривание бампера прутком

Пластиковые бамперы можно паять специальным прутком плоской, треугольной, круглой формы для различных материалов, которые также называют электродами. Для их расплавления можно использовать фен, горелку или паяльник. Дополнительно потребуется инструмент для формирования канавки – лучше всего для этой цели подходит мини-дрель типа Dremel с конусной насадкой. С помощью прутков можно заделать даже большие пробоины, используя отломанные фрагменты или заплаты из аналогичного материала.

Как запаять бампер электродами:


Как запаять пластмассовый бампер электродами: видео

  1. По краям трещины мини-дрелью снять фаски, образовав углубление.
  2. На паяльнике или фене выставить температуру около 300–350 градусов. Начинать лучше с меньшего значения, затем постепенно повышая его, если пруток не плавится.
  3. Поднести пруток к зоне ремонта, разогревая его до расплавления и, с небольшим усилием надавливая в сторону дефекта, укладывать его в подготовленную канавку.
  4. После застывания пластика можно срезать выступающие капли и неровности, а затем зашкурить шов.

Для усиления шва без использования армирующего материала можно с внутренней стороны через каждые 3–5 см ставить поперечные «перемычки» из присадочного прутка. Особенно актуально использовать их в местах изгибов и по краям деталей.

Пайка бампера специнструментом

Горячий степлер соединяет края трещин и обломки между собой с помощью фигурных скобок, которые вплавляются в пластик. Пайка бампера горячим степлером позволяет добиться качественного армирования шва, поэтому его можно использовать для ремонта креплений и других нагруженных участков. Для ремонта понадобятся:

  • скобы подходящей формы;
  • кусачки;
  • мини-дрель с насадками.

Как запаять бампер горячим степлером


Пайка пластика горячим степлером: видео

Паять пластиковый бампер горячим степлером нужно в таком порядке:

  1. Установить скобу в электроды степлера.
  2. Прислонить скобу к точке ремонта и подать ток на нее.
  3. Вплавить скобу в пластик, после чего прекратить подачу тока и отсоединить степлер.
  4. Повторить п. 4–6, вплавляя скобы с промежутком 5–10 мм., до сшивания всего разлома.
  5. После завершения пайки убрать торчащие концы скоб кусачками и сточить дремелем.

Главный плюс метода – прочность, что полезно при ремонте нагруженных мест. Так как запаять крепление бампера своими руками без армирования проблематично, скобы помогут восстановить прочность. Минус метода заключается в отсутствии полноценного спекания краев разлома. Для максимальной надежности желательно дополнительно пропаять шов феном или паяльником!

Склеивание бампера композитным материалом

Качественно запаять бампер из стекловолокна вышеприведенными способами невозможно. Однако его можно заклеить с помощью стеклоткани, пропитанной полиэфирной или эпоксидной смолой. Эту же технологию можно использовать для ремонта твердых тугоплавких пластмасс, так как запаять дырку в бампере на них бывает проблематично.


Как заклеить бампер из стеклопластика: видео

Для ремонта потребуются:

  • небольшая УШМ (болгарка) или бормашина (дремель);
  • мелкозернистая наждачная шкурка;
  • обезжириватель;
  • скотч;
  • плоская кисть;
  • стеклоткань;
  • смола с отвердителем.

Как заклеить бампер из стекловолокна – порядок действий:

  1. Очистить бампер от загрязнений в зоне ремонта.
  2. Подровнять края трещины или пробоины УШМ или бормашиной, срезав «взлохмаченные» края, которые помешают вывести плоскость в дальнейшем.
  3. Зачистить края наждачкой примерно на 5 см от краев разлома, изнутри и снаружи. Это нужно, чтобы убрать неровности и набить риску.
  4. Восстановить геометрию детали, правильно состыковав края (если нет пробоин) или просто выставив их друг относительно друга, и зафиксировать скотчем с лицевой стороны.
  5. С наружной стороны обезжирить поверхность в зоне ремонта.
  6. Подготовить стеклоткань, вырезав заплаты по размеру разлома +5 см во все стороны.
  7. Подготовить смолу, смешав ее с отвердителем в пропорции, указанной производителем.
  8. Нанести смолу кистью на зону ремонта изнутри.


Как использовать стекломат и полиэфирную смолу для поклейки бампера: видео

Для дополнительного армирования трещины можно использовать стеклонить. Ею необходимо сшить края, используя обвивной шов. Отверстия под нить на расстоянии около 5–10 мм можно просверлить тонким сверлом (1 мм или меньше). После сшивания нитью трещина заделывается полиэфирной смолой и стекломатом, как указано в инструкции.

Советы и лайфхаки при пайке бампера

Качественно заделать трещину или пробоину в бампере помогут советы, изложенные ниже. Благодаря им можно добиться высокой прочности шва и его долговечности.

    Выбирая, чем запаять бампер на машине своими руками, учитывайте температуру плавления материала. Чем она ниже – тем точнее должна быть регулировка нагрева инструмента, чтобы не повредить деталь. Например, ABS можно паять почти любым феном, а полиуретан – только поддерживающим стабильную температуру около 200 градусов. Чтобы не допустить перегрева, лучше сначала установить температуру ниже рабочей, после чего прибавлять её постепенно.


Армирование трещины бампера медной проволокой

При самостоятельной покраске бампера после пайки обязательно учитывайте тип пластика и используйте соответствующий грунт. При несоблюдении технологии бампер быстро облезет. Лучше всего отдать бампер на покраску профессионалам, так как без окрасочно-сушильной камеры и краскопульта качественная покраска детали невозможна.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как запаять крепление (ухо) пластикового бампера?

Чтобы надежно запаять крепеж бампера без потери прочности, место ремонта нужно усилить армированием. Для этого можно использовать металлическую сетку, скобы для горячего степлера или обычные строительные скобы.

Как запаять большую трещину на бампере автомобиля?

Большую трещину нужно запаивать, обеспечив стягивание и армирование ее краев. Крупные пробоины и разломы можно заделать, используя композитный материал (стекломат или ткань + полиэфирная смола).

Можно ли паять бампер металлическим прутком?

Использовать неплавящийся металлический пруток имеет смысл разве что в качестве нагревательного элемента. Паять пластиковые детали металлическим припоем не стоит.

Как сделать армирование пластика перед пайкой бампера?

Для армирования пластика в зоне ремонта бампера можно использовать скобы для строительного степлера, тонкую гибкую проволоку, металлическую сетку.

Ремонт бампера

ремонт бампера

Ремонт бампера во многих случаях в разы дешевле покупки нового. Практически любой поврежденный пластиковый бампер можно отремонтировать, правда в некоторых случаях проще и дешевле купить и поставить новый. Бампер является самой повреждаемой частью кузова автомобиля. Чаще всего повреждения бампера вызываются ошибками парковки, когда водитель не заметил препятствие или не рассчитал размер свободного пространства. Бампер был изначально задуман как буфер, защищающий кузов автомобиля от повреждений. С течением времени главной функцией бампера стало обеспечивать автомобилю привлекательный внешний вид.

В своей статье мы расскажем о видах повреждений пластиковых бамперов, о том из каких материалов изготавливают бамперы, свойствах этих материалов, опишем все основные способы ремонта пластиковых бамперов, приведем пошаговые инструкции по выполнению ремонтных работ.

Виды повреждений пластиковых бамперов

Царапины

ремонт бампера

Царапинами называют несквозные повреждения поверхности бампера в виде борозд. Царапины бампера разделяются на два типа:

  • поверхностные царапины — нарушено только лакокрасочное покрытие бампера до слоя грунтовки.
  • Глубокие царапины — борозды повреждения имеют значительную глубину, при этом поврежден не только лакокрасочный слой и слой грунтовки, но и сам пластик бампера.

Не стоит слишком затягивать с устранением царапин на бампере, со временем они могут превратиться в трещины.

Царапины на бампере устраняются с помощью шлифования наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Поверхность бампера пришлифовывается до гладкого состояния, затем поверхность бампера шпаклюется, грунтуется и красится.

Вмятины

ремонт бампера

Вмятинами называют деформации поверхности пластикового бампера из-за местного растяжения пластмассы. Вмятины образуются из-за сильного механического воздействия на бампер. Вмятины часто сопровождаются царапинами и трещинами.

Для устранения вмятины деформированную часть бампера нагревают с помощью строительного фена или газовой горелки. Когда деформированный участок бампера размягчиться, вмятину распрямляют, возвращая бамперу правильную форму.

Трещины

ремонт бампера

Трещинами называются сквозные повреждения бампера, имеющие разную длину и форму. Трещины являются самым распространенным видом повреждения бампера. Не устраненные вовремя трещины, со временем под действием вибрации увеличиваются в длину. Существуют разные способы ремонта трещин бампера: сваривание термофеном, склеивание стекловолокном и жидким полимером, впаивание металлической сетки или металлических скобок паяльником. Выбор способа ремонта зависит от материала из которого изготовлен бампер и размеров и внешнего вида повреждения.

Сколы

Сколами называют сквозные повреждения бампера с отделением от бампера отдельных фрагментов. Сколы чаще всего появляются по краям бампера после столкновения автомобиля с препятствиями. Способы ремонта сколов бампера аналогичны способам ремонта трещин.

Виды материалов бамперов

маркировка пластика бампера

Бампера современных автомобилей могут быть изготовлены из разных видов пластика. Перед началом ремонта для выбора правильного способа ремонта следует определить вид пластика. Проще всего это сделать, взглянув на внутреннюю сторону бампера, где вид используемого для изготовления бампера пластика должен быть обозначен с помощью буквенного кода. При отсутствии маркировки на обратной стороне бампера, вид пластика можно определить по косвенным признакам, подвергая испытаниям отломившийся кусок бампера. Опытные мастера определяют тип пластика по одному внешнему виду.

Основными видами пластиков, используемых для изготовления пластиковых бамперов, являются:

  • PP — полипропилен, гибкий и прочный на разрыв, размягчается при нагреве, горит ясным пламенем, синим в основании и желтой вершиной, при горении не образует копоти, образует капли во время горения, при горении выделяет запах напоминающий нефть или воск, не гасит себя, не растворяется в ацетоне. Хорошо сваривается феном, паяется паяльником, использование армирующего материала не обязательно. При сварке и пайке важно соблюдать температурный режим. Температура плавления 300℃, температуру сварки 300-340℃, температура разрушения 350-370℃.
  • ABS — акрилонитриловый бутадиен стирол, хрупкий, при сгибании изгиб белеет, горит со вспышками, оранжевым пламенем, сильно коптит, быстро переходит из твердого состояния в жидкое, очень текучий, при перегреве пузыриться, при горении пахнет каучуком, не гасит себя, легко растворяется в ацетоне. Сваривается феном, паяется мощным паяльником, газовой горелкой, склеивается. Температура плавления 350℃, температуру сварки 350-370℃, температура разрушения 380-400℃.
  • PA — полиамид, при сгибании изгиб белеет, горит плохо, желтым пламенем с синим основанием, при горении тает, пенится, выделяет резкий запах муравьиной кислоты, гасит себя, не растворяется в ацетоне. Сваривается феном, паяется мощным паяльником, газовой горелкой, склеивается. Температура плавления 400℃, температуру сварки 400-440℃, температура разрушения 450-470℃.
  • PUR — полиуретан, с трудом поддается свариванию и пайке, требует хорошего армирования. Сваривается феном, паяется паяльником с точной регулировкой температуры. Важно не перегревать деталь. Температура плавления полиуретана 200℃.
  • PC — поликарбонат, горит желтым пламенем, со вспышками и пылающим пеплом, при горении издает запах карамели, частично гасит себя. Температура плавления 350℃, температуру сварки 350-370℃, температура разрушения 380-400℃.
  • PE — полиэтилен, горит ясным пламенем, с желтой вершиной и синим основанием, во время горения образует капли и издает запах напоминающий стеарин, не гасит себя. Температура плавления 270-300℃.
  • PVC — поливинилхлорид. Сваривается феном, паяется паяльником. Шов нужно обязательно армировать, из-за невысокой прочности ПВХ. Температура плавления 300-400℃.
  • Стеклопластик — не имеет особой маркировки, ремонтируется накладыванием в несколько слоев стеклотканью и пропитыванием ее полиэфирной или эпоксидной смолой.

Способы ремонта пластиковых бамперов

Сварка бампера присадочными прутками и феном

ремонт бампера

Сварка бампера с помощью присадочных прутков и фена является самым прочным способом ремонта пластиковых бамперов. С процессе сварки, при плавлении присадочного прутка и бампера получается монолитное соединение, не уступающее по прочности целому, не подвергавшемуся ремонту бамперу. Сварка бампера феном позволяет заделывать трещины и сколы бампера.

Для качественной сварки бампера желательно использовать фен (термовоздуходувку) с плавной регулировкой температуры и регулировкой подачи воздуха. Для фена понадобятся комплект насадок для сварки. Лучше всего для сварки пластиковых бамперов подходит сварочная насадка с соплом диаметром 5-7 мм.

Для сварки пластиковых бамперов используют специальные присадочные прутки. Присадочные прутки могут быть плоской, треугольной, круглой формы. Прутки обязательно должны быть из того же вида пластика, что и бампер. При отсутствии прутков можно их заменить тонкими полосками вырезанными из другого бампера, который должен быть изготовлен из такого же пластика, что и бампер ремонтируемого автомобиля.

ремонт бампера

При ремонте больших трещин и пробоин может потребоваться использование армирующего материала, в качестве которого используются металлическая сетка или скобы от строительного степлера. Сетка и скобы нагреваются феном и вдавливаются в пластик с внутренней стороны бампера.

При ремонте пластикового бампера важен нагрев до нужной температуры. При нагреве до температуры пластичности, пластику можно придать определенную форму, загнуть его в нужном направлении. При нагреве до температуры плавления, пластик можно сваривать, соединяя детали между собой. При нагреве до температуры разрушения, пластик застывает, но сварной шов содержит продукты разложение пластика и не обладает необходимой прочностью.

ремонт бампера

Сварку пластикового бампера производят в следующем порядке:

  • бампер зачищают по обе стороны от будущего сварного шва на ширину 15 мм. Концы трещин засверливают для предотвращения их дальнейшего роста. С помощью дремеля с конусной насадкой или с помощью болгарки снимают фаску с обоих сторон будущего шва, так чтобы образовалось углубление в виде канавки, в которую в дальнейшем уложиться расплавленный присадочный пруток.
  • Трещину или части сломанного бампера соединяют и фиксируют специальными зажимами, струбцинами-прищепками или металлическим скотчем.
  • На фене выставляют температуру около 300-350 градусов и прогревают его в течение 5-10 минут для стабилизации температуры горячего воздуха. Сначала лучше выставить меньшую температуру на фене, затем если пруток не плавиться, ее постепенно повышают.
  • Для облегчения начала процесса сварки, конец прутка нужно заострить. При сварке пруток держат под углом 45 градусов, придавливая с усилием в сторону шва. Поток горячего воздуха должен быть направлен таким образом, чтобы плавился не только пруток, но и тонкие края бампера на месте шва. Пруток расплавляется и под усилием надавливания, укладывается в подготовленную канавку.
  • При необходимости сварку можно производить в два этапа: сначала короткими швами (прихватками) по всей длине скрепляют края поврежденного участка бампера, затем производят окончательную сварку.
  • Для усиления сварного шва без использования армирующего материала некоторые мастера делают поперечные перемычки из присадочного прутка с внутренней стороны бампера через каждые 3–5 см.
  • Получившийся шов должен быть гладким и возвышаться над свариваемой поверхностью. Сначала бампер сваривают с внутренней стороны, затем с лицевой стороны.
  • Бампер после сварки должен остыть в течение 5-10 минут, за это время не стоит проверять сварной шов на прочность или производить бампером резкие движения, все это может привести к нарушению целостности шва.
  • После полного остывания пластика бампера следует срезать все выступающие неровности, а затем отшлифовать бампер с помощью наждачной бумаги.

Пайка бампера паяльником

ремонт бампера

С помощью пайки паяльником можно устранять трещины и сколы на пластиковых бамперах. Лучше всего паяльником получается паять бампера из полиамида, хуже из полипропилена, бампера из пластика ABS паяльником лучше не ремонтировать.

Паяльник не имеет возможности регулировки мощности, поэтому очень трудно выдержать нужную температуру, что приводит к перегреву. Паяльником очень сложно прогреть пластик на нужную глубину и температуру, что приводит к невозможности получить однородно-монолитное соединение.

Для пайки бамперов из полиуретана, полипропилена, поливинилхлорида (ПВХ) используют паяльник мощностью 80 Ватт. Для пайки бамперов из полиамида и пластика ABS используют паяльник мощностью 100 Ватт.

ремонт бампера

При ремонте бампера из тонкого пластика, в случае, если место повреждения имеет неровные края или находится у края бампера или имеет трудную форму, то при пайке используют металлическую армирующую сетку. При ремонте небольших повреждений вместо металлической армирующей сетки можно использовать металлические скобы для строительного степлера, которые впаивают через 2 см вдоль всей длины трещины. Небольшие повреждения можно запаивать вообще без армирования.

Пайку пластикового бампера с помощью паяльника производят в следующем порядке:

  • из металлической армирующей сетки вырезают заплатку, по размерам чуть больше размеров повреждения на бампере.
  • Армирующую сетку впаивают паяльником во внутреннюю поверхность бампера, соединяя разорванные края трещины. Сетку нужно постараться утопить как можно глубже в пластик, но не повредить при этом лицевую сторону бампера.
  • Паяльником пропаивают шов с внешней стороны бампера, расплавленным пластиком замазывая армирующую сетку.

При ремонте небольших повреждений, когда не используется армирующая сетка, острым жалом паяльника с внутренней стороны бампера делают поперечные насечки через 1–2 см для предварительной фиксации краев повреждения, затем плоской стороной жала паяльника заполняются оставшиеся зазоры и выравнивают поверхность. Затем тоже самое делают с лицевой стороны бампера.

Пайка бампера с помощью газовой горелки

ремонт бампера

Паять пластиковый бампер газовой горелкой не получится, из-за слишком высокой температуры, которая может достигать 1000 градусов. Для использования газовой горелки для пайки необходимо приобрести специальную насадку-пламегаситель, либо воспользоваться газовым паяльником Dremel, где такая насадка входит в комплект.

Пайка газовой горелкой не отличается от сварки феном:

  • с краев будущего шва снимается фаска.
  • Газовая горелка с насадкой подносится к зоне шва, пламенем горелки расплавляется присадочный пруток и края трещины, пруток вдавливается в канавку шва.
  • После остывания место шва зачищается и шлифуется.

Большинство мастеров, занимающихся ремонтом пластиковых бамперов, используют газовую горелку не для пайки, а в качестве дополнительного инструмента при других способах ремонта бампера, например для нагрева армирующей сетки или степлерных скоб.

Склеивание

ремонт бампера

Склеивание с помощью стеклоткани и эпоксидной или полиэфирной смолы применяют для ремонта бамперов из стеклопластика, а в некоторых случаях и для ремонта бамперов из твердых тугоплавких пластмасс. Недостатком ремонта бампера таким способом является невысокая прочность и хрупкость места ремонта.

Склеивание бампера с помощью стеклоткани и эпоксидной или полиэфирной смолы производят в следующем порядке:

  • зачистите лицевую и обратную сторону бампера в месте повреждения с помощью мелкозернистой наждачной бумаги на 5 см от края трещины, скола или пробоя.
  • С лицевой стороны бампера заклейте место повреждения скотчем.
  • Обезжирьте края повреждения с обратной стороны бампера.
  • Вырежьте из стеклоткани несколько заплат по размерам на 5 см больше места повреждения.
  • В пластиковой емкости смешайте смолу с отвердителем в пропорциях указанных производителем, тщательно перемешайте.
  • Нанесите кисточкой смолу на место повреждения с внутренней стороны бампера.
  • Наложите заплатку из стеклоткани на место повреждения и разгладьте ее.
  • Промажьте смолой и наложите следующую заплатку из стеклоткани, повторяйте пока толщина слоя не достигнет примерной толщины бампера.
  • После подсыхания смолы с внутренней стороны бампера, снимите скотч с лицевой стороны, сгладьте края вокруг повреждения и сформируйте впадину.
  • Обезжирить поверхность зоны ремонта с лицевой стороны бампера.
  • Нанесите с помощью кисти смолу, приложите заплатку из стеклоткани, разгладьте ее.
  • Повторяйте наносить кистью смолу и накладывать заплатки из стеклоткани пока не достигните одного уровня с поверхностью бампера.
  • Полностью просушите бампер.
  • Тщательно отшлифуйте поверхность бампера мелкозернистой наждачной бумагой.

Шлифовка

шлифовка бампера

После сварки, пайки или склейки пластикового бампера, поверхность бампера тщательно шлифуют с помощью наждачной бумаги. Сначала используют наждачную бумагу с зернистостью 100-120, затем с зернистостью 180 и окончательно доводят наждачной бумагой с зернистостью 320.

Шпаклевка

ремонт бампера

Шпаклевку пластикового бампера производят для восстановления геометрии бампера и выравнивания его поверхности. Шпатлевку на носят на участок бампера, на котором находится повреждение, выравнивают ее, дают высохнуть, затем шлифуют с помощью наждачной бумаги. Шпаклевку в большинстве случаев наносят несколькими слоями.

Грунтовка

грунтовка бампера

Перед покрытием бампера грунтовкой, его тщательно моют водой и дают высохнуть. Затем наносят грунтовку, дают ей высохнуть, затирают грунтовку наждачной бумагой с зернистостью 800. Бампер еще раз моют водой и затем наносят второй слой грунтовки. Когда грунтовка полностью высохнет, бампер осматривают с использованием лампы, бампер должен иметь идеально ровную поверхность.

Покраска

окраска бампера

Покраска пластикового бампера выполняется в 2-3 слоя, с сушкой между слоями в 5-10 минут. После полного высыхания краски, на бампер в два слоя наносится лак. Между двумя слоями лака также делается промежуточная сушка. После окончания покраски, производится осмотр поверхности, в случае обнаружения подтеков краски, производится легкая шлифовка и полировка.

Читайте также: