Сварка трубы 219 на просвет накс пояснение

Обновлено: 25.04.2024

Как получить НАКС сварщика? На аттестацию отводится один день. Если экзамен будете сдавать не на предприятии, а при комбинате или в институте, то приходите с утра, начинаете готовиться. После подготовки вам дается два отрезка труб (катушка) и вы их варите на просвет. Так же нужно произвести подготовку кромок – снятие фасок до 45 градусов, стыковку труб (для этого в кабинке должен быть специальный зажим), их прихватку.
На аттестацию лучше прийти подготовленным, со своим инструментом и расходными материалами. Хорошо бы купить сумку, в которую можно будет все компактно уложить и без особых проблем транспортировать. С собой надо взять:
• килограммов 2-3 электродов LB 52U Kobelco диаметром 2,6, потому что они аттестованные. На месте вам скорее всего предложат электроды, но вряд ли это будут LB, вероятно вам дадут меровские (МР-3), которыми шов не заваришь, либо УОНИ. Т.е. лучше прийти со своими электродами и попросить их положить в печь, пока вы будете тренироваться;
• угольник для центровки деталей, чтобы не было их смещения;
• шлакоотбойный молоток;
• шлифмашинка (болгарка). Шлифовальные круги, отрезные, щетка по металлу. Труба должна быть зачищена до металлического блеска изнутри и снаружи на расстоянии 30 мм от свариваемых кромок.
• обычную металлическую щетку.
• свой электрододержатель. Держак, который будет вам предоставлен на месте может быть разболтанным и не держать электрод.
• маску (это самое главное). Лучше приобрести недорогой Хамелеон. Можно приобрести его на один раз, чтобы сдать экзамен.

Сварка труб для аттестации НАКС под дефектоконтроль (ультразвук или рентген)

Подготовительные работы

Труба

В качестве заготовок возьмите два обрезка стальной трубы диаметром 133 мм и толщиной стенки 4 мм, ровно обрезанные (максимально эффективно сделать это можно на торцовочной пиле). Следите за тем, чтобы рез был абсолютно ровный. Если он будет немного кривой, то в процессе сварки вы столкнетесь с достаточно серьезными затруднениями. Далее необходимо снять фаску шлифмашинкой и зачистить края. Фаска снимается в соответствии с ГОСТ 16037-80 «Сварные соединения» под определенным углом. Угол на каждой трубе должен быть 25- 30 градусов.

Безымянный


После того. как была снята фаска необходимо зачистить заусенцы, чтобы они не мешали правильному формированию корня шва. Делается это напильником. После того, как вы сняли фаску и внутри заусенцы нужно сделать притупление кромок, потому как слишком острый угол в процессе сварки будет быстро плавиться. По ГОСТ притупление делают до 2 мм.

Сборка

Этот этап очень важный, выполняйте его предельно внимательно. От правильности сборки полностью будет зависеть успех сварного соединения.
По правилам необходимо состыковать трубу и прихватить ее. Делать это нужно так, чтобы был соответственный зазор для полного провара, не было смещения. Так же хотелось бы отметить, что трубы бывают с эксентриситетом (не совсем круглые). Даже в такой серьезной организации, как НАКС трубы могут раздавать овальные, что в итоге повлияет на смещение. По правилам допускается 1 мм, но все-равно это много и в корне шва могут быть не сплавления из-за смещения и эллиптичности труб.

Для стыковки труб берут ровный уголок или швеллер, на который их укладывают и выставляют зазор, который может быть примерно от 2 до 3 мм. Обычно его обеспечивают диаметром электрода, который просто вставляется в стык между двумя трубами. Если вы варите электродом 2,5 мм. то, соответственно, и зазор будет столько же.

Примечание. Корневой проход труб любого диаметра (если это не совсем огромный размер) варится только электродом 2,5 мм. если пробовать заварить корень тройкой, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Следующий момент, который хотелось бы отметить. При сдаче аттестации НАКС вам могут предоставить трубы толщиной до 10 мм, чтобы усложнить задачу. При таких толщинах нужно увеличивать зазор до 3 мм. Так же нужно учитывать и делать погрешность на то, что при прихватывании трубу может стягивать в месте прихватки напряжениями в металле. Сделайте зазор побольше на несколько десятых миллиметра, чтобы не было трудностей в дальнейшем.
Для более надежной стыковки так же можно применить магниты. Их можно закрепить с двух сторон.

Наплавка прихваток

Для сварки трубы диаметром 133 мм и толщиной стенки 4 понадобится ориентировочный ток 50А, в процессе работы его можно корректировать. Прихватка ставится сначала с одной стороны трубы, потом, соответственно, напротив. Если это необходимо, корректируется зазор между трубами. Третья прихватка ставится на 90 градусов от первой, а четвертая напротив третьей.

Безымянный

Обработка прихваток

После постановки прихваток необходимо их хорошо зачистить. В их начале и конце необходимо сделать запилы, чтобы устранить возможные дефекты (несплавления и поры).

зачистка

Сварка корня шва

Для эффективного выполнения этой задачи достаточно научиться делать всего лишь одно колебательное движение «вперед-назад» с постепенным смещением от одной прихватки к другой. Скорость сварки – по ситуации. Зажечь электрод можно на прихватке, на длинной дуге, сам корень варится короткой дугой. Варим углом назад, электрод можно держать под углом от прямого до острого. Если разрезать трубу напополам валик с обратной ее стороны должен выглядеть после завершения операции, как показано на картинке.

корень шва


Варить удобно, подвесив трубу на приспособлении в «полупотолочном» положении. Когда вы подходите к очередной прихватке, желательно запиливаться, чтобы на стыке валиков было хорошее сплавление. По возможности процесс должен происходить без отрыва электрода. Если отрыв имеет место быть, то можно в этот момент немного добавлять ток, чтобы обеспечить провар. Ток регулируется по ситуации, чтобы обеспечить достаточное проплавление и избежать прожегов металла. При сварке в вертикальном положении можно ток делать всегда на минимуме, когда выходите на нижнее положение, надо учитывать, что жидкому металлу легче проваливаться внутрь трубы – следите за тем, чтобы сильно не перегревать сталь в этот момент.

СВАРКА ОБЛИЦОВКИ

Облицовочный шов

• Перед тем, как приступить к облицовочному проходу, нужно зачистить корень шва до чистого металла (убрать бугорки, шлак, подрезы) . Делается небольшая канавка.
• Облицовочный шов в потолочном положении удобно варить движениями электрода по спирали.
• Вертикальный проход – «полумесяцем-елочкой».
• При сварке без отрыва старайтесь находить наиболее комфортное положение тела, рук, следите за тем, чтобы длины провода горелки хватало для выполнения всех необходимых манипуляций.
• когда отбиваете шлак желательно закрывать глаза и лицо рукой.
• при сварке второго валика обязательно нужно сделать запил.

Контроль узла

Края шва зачищаются на расстояние около 50 мм (брызги, наплывы и т.д.)
Сам контроль начинается с визуального осмотра качества лицевого шва. Впрочем, к нему обычно вопросов не возникает, чего не скажешь про корневой проход.
Если труба прошла визуальный осмотр, только в таком случае она допускается на исследование неразрушающими методами (УЗВ, рентген).

Требования к лицевому проходу:

Корневой проход:

• Высота обратного валика 0,5-1 мм.
• не допускаются несплавления и непровары.

Инверторная сварка с механизированной подачей проволоки (МIG/MAG)

(полуавтоматическая сварка)

Теперь речь пойдет о том, как сделать сварные швы с помощью полуавтомата, если вы варите ответственные конструкции или собираетесь их передать под контроль для аттестации НАКС.

Вот как это делается на примере двух заготовок (пластин) толщиной 12 мм, свариваемых встык в вертикальном положении инвертором SKYWAY 330.

1


Пластины нужно подготовить: вырезать с помощью плазмореза или болгарки.

Также для корректного хода работы понадобятся:
• выводные планки (2 шт.) – необходимы для начала и завершения сварки, так как трудно получить качественный шов на данных этапах. Планки технологические и впоследствии срезаются;

• приспособления, препятствующие обратному выгибанию наших заготовок (2 шт.);

2


• шаблон для контроля зазора (любая железка, позволяющая выставить зазор, в нашем случае 2 мм).

Для того, чтобы правильно подготовить наше соединение к проведению дальнейших сварочных работ, нужно ознакомиться с требованиями ГОСТ 5264-80 (кликните, чтобы загрузить страницу с текстом). Ищите в нем соединение, с которым вы будете работать, в в нашем варианте это С17. В ГОСТе указано, как это соединение подготовить: нужно выполнить скос кромок под углом 30 о и притупить их. Пластины нужно зачистить от окислов, грязи и ржавчины на расстоянии не менее 10 мм от границ будущего сварного шва.

Для правильной сборки удобно использовать магнитный угольник. Он выровняет пластины относительно друг друга и предупредит их смещение в процессе постановки прихваток.

5

Двухмиллиметровый зазор контролируем шаблоном, роль которого может выполнять любой подходящий по размерам кусок металла. Приложите шаблон к месту предполагаемого начала сварки и выставите зазор точно по нему. В месте конца сварки зазор нужно немного увеличить, из-за того, что пластины будут стягиваться во время кристаллизации наплавленного металла.

Далее ставят приспособление, препятствующее изгибанию и стягиванию заготовок. Прихватывают одно приспособление, затем контролируют смещение и устанавливают зазор, как и было сказано, чуть более 2 мм, например, 2,2 …2,3 мм. После ставят точечные прихватки на второй «приспособе».

3

Присп-я, препятствующие деформации пластин, прихваченные точками

После того, как вы поставили прихватки, нужно посмотреть, не сместились ли пластины. Для этого можно использовать тот же шаблон для выставления зазора. Если он имеет ровный край, им можно контролировать, насколько свариваемые пластины ровно выставлены относительно друг друга – просто приложить ровный край к соединению и посмотреть отсутствие просветов.

4

Проверка смещения шаблоном

Если такие будут обнаружены – на данном этапе всегда можно подрихтовать с помощью молотка или других спец. приспособлений.

Теперь можно варить сплошной шов. Надеваем перчатки, маску, вооружаемся горелкой полуавтомата. Обваривать нужно не сильно, потому что приспособления против выгиба заготовок выполняют технологическую роль и их нужно будет выбить.

6

Приварка выводных планок

Подготовка планок такая же, как и для основного металла. Выполняется скос кромок, толщина их тоже должна соответствовать толщине свариваемой конструкции. Их устанавливают на прихватках.

7

Выводная планка, прихваченная к основному металлу

Для того, чтобы повысить уровень сложности задачи, сварщику лучше выполнить вертикальный шов соединения, это позволит в полной мере проверить его навыки и умения. Также необходимо правильно настроить параметры сварки на источнике питания SKYWAY 330. Параметры можно настроить путем проб и ошибок. В нашем случае, для толщины заготовок 12 мм были выбраны следующий сварочный режим: U = 17В; Vподачи= 3 метра; Uкорректир.=-5; L=0, где L-индуктивность.
Расходные материалы (они оптимальны для приведенного случая):
Электродная проволока Ø1 мм;
Газовая смесь 82% Ar+18% CО2.

По правилам, чтобы избежать наводораживания сварного шва, приводящего к появлению пор, пластины нужно подогреть до Т = 100 … 120 оС. Правила, на то они и правила, чтобы их обходить. Несомненно, поры представляют собой дефекты шва и являются браковочным признаком. Однако следует предположить, что в процессе прохождения шва имеющаяся на поверхности металла влага немедленно испарится. В конце концов, никому не приходит в голову подогревать проволоку перед сваркой. Тем не менее, если вы сдаете экзамен на аттестацию НАКС, вам следует о существовании такой операции знать — это требование обязательное. В производственных условиях операцию можно выполнить в печи, в остальных случаях — с помощью ацетилено-кислородного резака или горелки.

Ход работы

Выполняем следующие проходы:

1. Корневой
В процессе сварки займите удобное положение, чтобы не отрывать горелку, не торопитесь, чтобы не пропалить основной металл корня шва и сформировать полноценный обратный валик.
Первый проход подлежит зачистке болгаркой. Это нужно для того, чтобы избавиться от так называемых «карманов», которые могут в дальнейшее привести к образованию дефектов.

2. Заполняющий
Более простой технически, чем предыдущий. Он также подлежит зачистке, но не такой скрупулезной.

3. Облицовочный
В процессе сварки следите, чтобы не возникали подрезы по краю шва.

Осталось сбить молотком все технологические приспособления, планки и зачистить металл от остатков присадочного материала.

В зависимости от вида дефектоскопического контроля шва, который будет применяться далее для выявления дефектов, может потребоваться зачистка заподлицо лицевого и обратного валика шва.

Сварка на просвет — что это такое и как выполнить?

Предлагаем Вашему вниманию замечательную статью о том, как правильно сваривать трубы, чтобы выполненный сварной стык прошел неразрушающий метод контроля (рентген, ультразвук) или по-простому, чтобы стык был «чистым на просвет».

Статья написана простым и очень доступным языком, чем сильно отличается от множества учебников и пособий по сварке, в которых, на мой взгляд, слишком много «воды». — Валентин Сыч (ДедушкаГастарбайтер). Орфография автора сохранена.

Введение

Эта статья рассказывает о том, что такое сварка на просвет, как правильно провести состыковку элементов трубы, какие нужны настройки оборудования и как надежно заполнить шов.

Изучив предоставленные данные, можно понять, как происходит сваривание труб на просвет и как добиться качества шва при таком типе сварки.

Сваривая «на просвет» или «под просвет» корень шва, сварщик варит трубы, имея между деталями зазор. Этот зазор должен быть сквозным, то есть, иметь просвет.

Эта технология подходит для труб до двенадцати миллиметров в диаметре. Однако в редких случаях обрабатываются и трубы больших размеров. Уже готовые к обработке детали называются «катушка».

Определение «на просвет» также используется для соединения труб, проходящих радиографический контроль. Во время этой проверки на металл направляются лучи, которые «просвечивают» его.

Сварка труб ручной дуговой сваркой

Прежде, чем приступить к самому процессу, необходимо подготовить применяемые детали и материалы.

  1. Этот вариант предусматривает применение труб диаметром от 159 до 219-и. При этом толщина стенки всего 8 миллиметров.
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать арматуру. В крайнем случае — проволоку.
  3. Сварочный аппарат.
  4. Электроды.


Подготовительный этап

Сварка труб под просвет всегда требует тщательной подготовки. Подготовительные работы начинают с подбора тренировочного материала. Для этого подойдут трубы среднего диаметра с толщиной стенки 6-12 мм. При этом параметры должны быть следующие: фаска – 65-70о, а приступ – 2 мм (независимо от размеров трубы).

Далее приступают к зачистке труб в местах будущего стыка. Их необходимо очистить от ржавчины, лакокрасочного покрытия и т.д. При этом зачистить трубу необходимо почти до блеска, лучше всего это выполнить шлифовальной машинкой. Далее снимаются все металлические неровности (для этих целей можно использовать резак). Также следует удалить и те участки труб, которые изменили цвет в процессе шлифования при помощи шлифовальной машинки. После этого поверхность следует обезжирить, используя ацетон и суконку.


Перед сваркой трубы следует зачистить от грязи и ржавчины.

Стык собирается при помощи центратора, при этом наиболее часто используется наружный центратор, однако лучше подойдет внутренний, поскольку он может удалить часть неровностей внутри трубы. При этом смещение сборки должно стремиться к 0 (а в идеале его вообще не должно быть). Зазор следует оставить порядка 2,5 мм (легко выставляется электродом такого диаметра).

Когда с заготовками закончено, приступают к подготовке электродов. Для сварки корня лучше всего применять электроды LB52U диаметром 2,6 мм. Их следует прокалить в печке, для подобных электродов прокалка осуществляется при температуре около 390 градусов в течение 2 часов. После прокаливания их кладут на хранение в пенал (если не планируется быстрое использование). Температура в пенале должна быть не ниже 80 градусов. Совет: в случае если нет времени на полноценную прокалку электродов, опытные сварщики сушат их резаком на мягком пламени на протяжении 1,5 минут.

Важно знать, что подобная технология закалки категорически запрещена для применения, однако в экстренных случаях она способна выручить. При этом не следует сушить все электроды сразу – они быстро остынут и наберут влаги, поэтому подсушивать электроды следует по 1-2 штуке.

Подбор РДС


Настройка сварочного режима – основа качественного соединения деталей. Сварка на просвет не исключение. Существуют разные типы РДС, подходящие разным видам сварных работ.

При обработке труб, в выборе сварочного режима значение имеет толщина стенки трубы и используемые присадочные прутки. Сила тока подбирается к каждому типу детали отдельно. В этом поможет опыт, либо совет коллеги.

Касательно других пунктов сварочного режима:

  1. Применяется короткая длина сварной дуги.
  2. Скорость сваривания подбирается средняя. Повышенная скорость чревата пропусками, пониженная – прожигами в полотне шва.
  3. Полярность настраивается отрицательная.
  4. Тип тока – постоянный.

Важную роль в режиме сваривания играет мощность напряжения дуги. Однако она и несколько других показателей подбираются в соответствии с конкретной деталью. Многие характеристики сварных работ зависят от предпочтений мастера.

Ключевым моментом в сварке на просвет является правильное технологическое окно. Оно представляет собой углубление, образованное во время расплавления краев стыка труб.

За ним нужно тщательно следить, так как с его помощью можно вовремя заметить, что качество шва нарушено.

Сваривание корня шва на просвет требует много практики. Подбор правильного режима сварки происходит опытным путем, а значит, чем больше сваривания труб будет проведено, тем проще будет определиться с настройками для конкретной детали.

На стадии, когда опыта еще нет, можно спрашивать рекомендации у мастеров старшего поколения.

Сварка труб полуавтоматом

Для того чтобы качественно выполнить работу, необходимо учитывать множество мелких, но важных характеристик.

  1. Сила тока.
  2. Напряжение.
  3. Диаметр и скорость подачи проволоки.
  4. Полярность и иные характеристики.

Принцип сварки полуавтоматом практически идентичен дуговой сварке. Но стоит уделить особое внимание настройке всей аппаратуры. Если все настройки соответствуют особенностям технологического процесса, тогда шов будет ровным и практически незаметным.


Процесс сварки труб на просвет

Качество сварки контролируется стандартами ГОСТ. Для того чтобы соблюсти стандарты ГОСТ, сварка труб должна производиться в определенной последовательности. В первую очередь, необходимо подготовить катушку.

Если вы применяете трубы с толщиной стенки в 8 миллиметров, тогда угол разделки краев должен быть от 60 до 70-и градусов. При этом ширина зазора между частями должна составлять от 2 до 2.5 миллиметров. Для того чтобы правильно выставить края деталей, можно воспользоваться небольшим куском электрода.
Прежде, чем начинать делать прихватки, необходимо подготовить вспомогательные материалы. Нам понадобится проволока или арматура. Для этих целей нужно нарезать прутья длиной не менее 15 и не более 20 миллиметров.

Если во время выполнения сварочных работ у вас закончатся заготовки, тогда нужно приостановиться и нарезать необходимое количество. Это позволит сохранить фаску нетронутой. Для трубы указанного диаметра нужно сделать 4 прихватки.

Важно помнить, что прежде, чем начинать сварочные работы, необходимо подготовить поверхность заготовок. Для этого очищается поверхность краев от посторонних веществ. Это грязь, ржа, нагар, жир и так далее.


На следующем этапе производится сварка корня. Для этого необходимо соблюдать правила при выполнении работ.

  1. Применяется обратная полярность.
  2. Используются только сухие и обязательно прокаленные электроды.
  3. Для сварки нужен минимальный ток. Но при этом сварочный аппарат не должен «захлебываться».
  4. Работы производятся только в закрытом помещении, в котором отсутствует сквозняк.
  5. Работать нужно только с короткой дугой.

При сварке корня имеется одна особенность. На обратной стороне валика могут образовываться поры различной величины. Для того чтобы по ГОСТ сварка труб соответствовала всем нормам, необходимо подбирать специальную силу тока, которая позволит шву застывать за считанные секунды.

При нагревании металла появляется технологическое окно. Теперь следует равномерно расплавлять притупление. Расплавление производится с двух сторон. Во время сварки сварщик должен всегда видеть тех. окно. При этом нужно всегда поддерживать равномерный диаметр окна.

Оптимальная величина окна составляет примерно 3 миллиметра. Если диаметр тех. окна будет очень большим, тогда будет появляться большое количество пор, что негативно отражается на качестве сварки. Сварка труб ручной дуговой сваркой должна производиться без спешки. Шов должен быть ровным. Корень — это сварочный шов. Высота корня должна быть равной идентичной обратному валику. В основном, это от 0 до 1 миллиметра.


Выполнение работ в домашних условиях

Для того чтобы выполнить все работы, необходимо соблюдать технологию производства всех необходимых мероприятий. При этом нужно учитывать особенности сварочного аппарата. Важно помнить о том, что нужно соблюдать порядок производства всех необходимых мероприятий.

Сварка трубы на просвет – видео сможет наглядно продемонстрировать особенности производства каждого отдельного технологического процесса. Нужно просмотреть несколько роликов, которые подготовили несколько мастеров. Только после этого вы сможете выполнить все сварочные работы качественно и довольно быстро.

Ошибки в сварной обработке труб


Поскольку на практике просветная сварка труб сложная работа, у начинающих сварщиков часто происходит забраковка деталей. Избавиться от нее без практики и наработки личного опыта невозможно.

Ускорить обучение может разбор теории сварочного дела и стандартов по сварке на просвет.

Далее будут приведены ошибки в просветной обработке труб и способы их предотвращения.

Первая проблема заключается в непроваренных участках. Их появление происходит, когда превышена скорость сварки, а мастер не достаточно опытен. Недостаток практики играет ключевую роль в сварке на просвет.

И именно наработка опыта позволит предотвратить появление непроваров в будущем.

Нередко портит деталь наличие провисших участков, созданных неаккуратностью шва. Это результат несоблюдения технологического процесса и режима сварки на просвет.

Опыт и интуиция важны в просветном сваривании, однако изучение техдокументации к заданию существенно облегчит выполнение работы.

Еще пара советов для предотвращения типичных ошибок:

  1. Несмотря на сложность, сваривание производится при короткой длине сварной дуги. Даже если хочется облегчить задачу, нельзя менять длину дуги. Сварка уже на среднем значении ухудшит качество соединения.
  2. В процессе сваривания пруток не отрывается. Отрыв присадочного прутка производится только при необходимости его обновления.
  3. От детали к детали нужно следить за настройками силы тока.
  4. Не стоит игнорировать подготовительный этап. Правильная зачистка и разделывание кромок облегчает работу.
  5. Работа проводится только сухими присадочными прутками.
  6. Не стоит проводить процесс сварки на просвет во время непогоды.
  7. Качество оборудования и дополнительных элементов тоже имеет вес в надежности результата.

Заключение

Сваривание металлических труб на просвет должно всегда проводиться с ответственным подходом к делу. Вне зависимости наличия контроля качества.

То, как сварщик относится к работе вне контроля результатов труда, показывает его качества как работника. Некачественное исполнение труб всегда может иметь последствия.

Однако изучению ошибок и проблем во время сварного процесса стоит уделить больше внимания. Здесь были приведены лишь некоторые из них.

Перед работой стоит изучить все доступные материалы, справки и документы. Это поможет на практическом этапе и ускорит выработку своих принципов сварки.

Какие могут возникнуть дефекты при сварке

Самым большим дефектом при проведении сварки считается непровар. Сварщики, у которых случаются такие огрехи, не допускаются к работе на трубопроводах. Неаккуратность швов и их провисание, а также другие мелкие дефекты случаются при нарушении технологии сварки. Для их предотвращения работа должна выполняться с соблюдением следующих условий:

  • сварка выполняется короткой дугой на минимальном токе;
  • отрыв электрода допускается только при замене;
  • тщательный подбор тока;
  • правильная подготовка труб;
  • проведение работы прокаленными электродами;
  • место сварки должно быть защищено от ветра и осадков;
  • использование качественного оборудования и электродов.

При освоении этого вида сварки главное научиться наплавлять корень шва. Для тренировки можно взять две металлические пластины толщиной 10 мм и прихватить с зазором, не забывая о подготовке стыка. Закрепляя их под разными углами, отрабатывают навыки сварки на просвет по горизонтали, вертикали, потолке.

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 13290
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Сварка корня шва на просвет

Любому молодому сварщику рано или поздно придется столкнуться со сваркой труб. Дело это непростое, со множеством нюансов и особенностей. Поэтому настоящих мастеров своего дела крайне мало. Новички просто боятся брать подобную работу, думая, что не выполнят ее. Хотя на деле все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Ведь самое главное — хорошо заварить корень. А остальные навыки придут с опытом.

сварка на просвет

В этой статье мы подробно расскажем вам о том, как качественно варить трубы «на просвет». Вы также узнаете, что вообще из себя представляет сварка на просвет, как точно состыковать две трубы, как настроить режим сварки и не прогадать с заполнением шва.

Общая информация

Итак, для начала определимся с термином «сварка на просвет» или «под просвет». Сварка корня шва на просвет — это просто сварка труб со сквозным зазором между ними. Название «на просвет» означает, что такой зазор виден насквозь. Обычно таким методом варят трубы диаметром до 12 миллиметров, но бывают исключения.

сварка труб под просвет

Иногда термином «на просвет» называют сварку труб перед прохождением радиографического контроля. Ведь суть такого контроля в том, что лучи пронизывают металл, как бы «просвечивая» его. Но зачастую сваркой на просвет все же называют обычную сварку с видимым зазором между трубами. Кстати, две состыкованные, подготовленные к сварке трубы называют просто катушкой.

Что ж, теперь, когда мы разобрались с терминами, приступим к самой сварке. Далее мы подробно расскажем, как выполнить сварку катушки под просвет.

Сварка на просвет

Подготовительные работы

Сварка на просвет — это практически всегда необходимость подготовки металла под сварку. Если вы раньше никогда не занимались сваркой труб, то можете подобрать для себя пару деталей для тренировки. Новичкам рекомендуем взять трубы среднего диметра с толщиной стенок 5-10 миллиметров.

Далее нужно как следует зачистить трубы в месте будущего сварного соединения. Вне зависимости от того, варите вы тренировочные или реальные трубы. Следите, что не было следов коррозии или краски. Желательно зачистить детали до видимого металлического блеска. В нашем случае идеальный инструмент для зачистки — это шлифовальная машинка. С ее помощью вы удалите большинство загрязнений. Чтобы убрать металлические включения используйте болгарку или напильник. После очистки обезжирьте поверхность растворителем и протрите лоскутом ткани.

Теперь нужно правильно состыковать две трубы. Многие новички спрашивают, как это можно сделать. Ведь трубы могут быть тяжелыми или у вас просто не получает их состыковать точно. В этой ситуации не обойтись без дополнительных приспособлений. Мы в своей практике используем центратор. Сейчас можно найти в продаже компактные недорогие модели, которые удобно монтируются. При стыковании труб оставьте небольшой зазор между ними. Зазор должен быть чуть меньше диметра электрода, которым вы будете варить. Оптимальный размер зазора — 2.5 миллиметра.

Помимо труб нужно подготовить и сами электроды. Когда с заготовками закончено, приступают к подготовке электродов. Если размер зазора равен 2.5 миллиметра, то выберите электроды диаметром 2.6 миллиметров. Что касается производителя, то здесь выбор остается за вами. Мы используем в работе Kobelco LB52U. На наш взгляд они идеально выполняют свою работу, хотя и стоят недешево.

Электроды нужно прокалить в печи, чтобы убрать всю лишнюю влагу. Прокаливайте часа 1.5-2, при температуре не более 380 градусов. Рекомендуем прокаливать непосредственно перед сваркой. Но если такой возможности нет, то нужно сложить стержни в специальный пенал, не в картонную коробку. Если не хотите покупать пенал, можете сделать его своими руками из ППУ трубы.

Настройка режима сварки

Качественная сварка труб под просвет во многом зависит от правильно настроенного режима сварки. Тема режимов сварки очень обширная и сложная. Мы уже рассказывали вам некоторые особенности тут, тут и тут. Что касается настройки режима при работе с трубами, то нужно ориентироваться на толщину стенок и применяемые электроды. Нет однозначных рекомендаций, какая сила тока лучше, ведь каждый случай индивидуален. Так что вам поможет только метод проб и ошибок.

Что касается остальных параметров режима сварки, то дуга должна быть короткой, скорость сварки должна быть не слишком быстрой и не слишком медленной. Иначе будут непровары или прожоги. Также рекомендуем установить прямую полярность и постоянный ток. Это общие рекомендации. Мы не рассказываем о напряжении дуги и прочих параметрах, потому что они тоже индивидуальны для каждого типа работ. И подбирать их нужно непосредственно на месте.

технологическое окно

Также следите за технологическим окном. Технологическое окно — это небольшое углубление, которое образовывается при оплавлении кромок. Для вас, как для сварщика, технологическое окно — это самое главное. Поскольку благодаря ему вы можете наблюдать за процессом сварки и в любой момент заметите, если что-то пойдет не так.

Словом, чтобы выбрать режим и правильно сварить корень шва под просвет нужно много практиковаться. Только так вы поймете, какие настройки оптимальны. Если это ваша первая профессиональная сварка труб, то спросите совет у более опытных коллег по цеху.

Сварочный процесс

Итак, вы подготовили металл к сварке и настроили режим. Можно приступать к формированию шва. Но для начала сделайте несколько точек-прихваток, чтобы корень не деформировался при сварке. Количество точек определяется на глаз, зависит от размеров трубы. Чем труба больше, тем больше точек.

В идеале, точки-прихватки должны надежно скреплять трубы. Поэтому делайте их так же, как если бы варили сам шов. После того, как сделаны прихватки, нужно снова зачистить стык. На этом этапе вы можете обнаружить дефекты у корня. Вырежьте их. Если это не сделать, такая сварка будет считаться браком.

Теперь вы можете начать равномерно заполнять шов. Поверьте, это самое простое из всего, чтобы вы будете делать при сварке труб на просвет. Если вы изначально хорошо все зачистили, то возможно у вас получится переплавить меньше корня. Но обычно требуется переплавить процентов 30.

Если в процессе работы вам необходимо поменять электрод, то новым электродом нужно варить чуть ниже того места, где вы остановились до этого. Так шов будет более аккуратным и не будут образовываться дефекты.

Не забывайте про облицовочный слой. Для него нужно оставить около 1.3-1.5 миллиметров. При этом слой должен лечь равномерно и без подрезов, а это самое главное. Варите облицовочный шов так же, как и заполняющий. После смены электрода начинайте варить немного ниже того места, где остановились. В процессе облицовки следите за силой тока. Можете уменьшать или увеличивать ее, следя за результатом. Так вы найдете оптимальное значение тока и сможете сделать аккуратный шов. В результате вы должны получить эстетичный шов с плотно заваренным корнем. Допускается выступ у шва относительно поверхности металла, но не более 1 миллиметра.

Распространенные ошибки

Сварка на просвет — дело непростое, поэтому у всех новичков швы получаются с множественными дефектами. И это неудивительно. Только практика поможет вам избавиться от дефектов. А также изучение ГОСТов и теории. Далее мы расскажем о самых распространенных ошибках, которые приводят к дефектам. И дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам избежать появления дефектов.

Также часто встречаются провисшие участки или просто неаккуратные швы. Такие дефекты возникают из-за банального несоблюдения технологии сварки. Внимательно изучите технологию и только после этого приступайте к работе. Не думайте, что сможете в процессе угадать, как нужно работать.

Напоследок несколько рекомендаций. Прежде всего, варите только на короткой дуге. Да, это сложно. Да, плохо видна зона сварки. Но только на короткой дуге у вас получится качественный шов. С этим нужно смириться. Также не отрывайте электрод во время сварки. Это допустимо только при смене электрода.

Постарайтесь правильно настроить сварочный ток. Это опять же дело практики и опыта. Научитесь правильно разделывать кромки и зачищать металл. И вообще уделите больше времени зачистке и прокаливанию электродов. Не допускайте работы при осадках или на сильном ветру. И самое главное: используйте профессиональное оборудование в паре с качественными комплектующими.

Вместо заключения

Работы «на просвет» должны производиться качественно даже в том случае, когда качество шва в дальнейшем не будет подвергаться контролю. Сварка под контролем, конечно, дисциплинирует, но вы должны в любой ситуации ответственно подходить к процессу. Мы подробно рассказали вам о каждом этапе сварочных работ. Начиная от подготовки металла, заканчивая возможными дефектами. Если вы владеете навыками сварки, то наверняка сможете выполнить работе более-менее качество просто прочитав этот материал.

Теме частых ошибок посвятите больше времени. Мы дали лишь некоторые рекомендации, как можно избежать ошибок. На деле нюансов может быть гораздо больше. Так что не поленитесь и изучите ГОСТы на все сварочные работы, которые собираетесь выполнять. И практикуйтесь как можно больше. Ведь, как известно, теория без практики ничего не стоит. Желаем удачи в работе!

Сварка трубы 219 на просвет накс пояснение

DELETED

Ты меня извини, но не ссы! Все будет нормально! На НАКС катушки варятся под 45 градусов, и соответственно металл ложится не так как обычно. Самое главное это выставить зазор. Я собирал в горизонте катушки, одну положил часть, потом берешь электрод 3-ку, загибаешь его в виде бумеранга и ложишь сверху, это и будет зазор. А на этот электрод ложишь вторую часть. Прихватываешь, убираешь электрод, затем усиление прихваток. Когда варить будешь смотри что бы не стянуло, если стягивает, тоже не переживай, делается пропил, потом разбивка фасок и дальше. Каждый заход зачищай болгаркой. Ты все равно не будешь варить один, если что то не понимаешь, другие сварщики или тот же мастер обучения покажет. Так как ты пришел на первичную аттестацию.

Валентин Черных

Валентин Черных

Динислам, спасибо тебе!А прихватки первоначальные сколько штук делать и как усилять?и ток какой,какими электродами варил?

Георгий Криницин

валентин,тебе должны выдать тех.карту там все указано,читай внимательно,за этим тоже могут следить и если что то не так будешь делать,то могут сделать замечание,а так не бойся,главное не торопись,если где непровар по корню будет,то спокойно делай запил болгаркой,фаски и по новой,я первый раз 7 часов катушки варил,правда нержу и хм и 7 стыков было,но заварил хоть и нанервничался

Олег Иващенко

Если будешь варить под 45 градусов,то на верхней кромке задержись, а на нижней побыстрее,не забывай сплавлять кромки,не удобно,остановись,заходы пропиливай,может остаться утяжина,зазор 3-4 мм,катушку всю зачисть,и фаску и околошовку,не забуть притупление сделать,без него будут оплавляться кромки,после каждого прохода зачищай от шлака,лучше до бела!И главное раслабь руку,и себя,будешь переживать не получиться,главное всё спокойно!Удачи ю,мы в тебя верим.

Обычно 4 прихватки делают,друг на против друга,а там как сказал Григорий смотри техкарту,обязательно!

Олег, спасибо,я буду стараться.Я всегда варю так,этож металл,а я должен его сплавить,ничего сложного,заварю.и завариваю.а тут просто боюсь какие то ошибки по технологии допустить,поэтому решил спросить.когда снизу.буду варить,тока можно побольше дать,или там все на одном токе нужно заварить?и вообще,заранее дают ток настроить где то попробовать?

валентин,катушки должны быть уже готовы,ток подбираешь сам,неизвестно какой аппарат будет,поэтому по току только самому смотреть и смотри чтоб не было прожегов,сразу брак

Валентин, все будет написано в тех.карте на сварку так что небоись) да и если за тебя уже заплатили то шанс сдать стремиться к 100% не с первого раза заваришь так с 3.

Василий Полыгалов

Берешь катушку ставишь на попа,сверху зазорник из двух отбитых электродов 3,2 мм сверху на зазорник ставишь вторую половинку,прихватываешь прихваткой, прихватку подлиннее делай миллиметров 5, отгибаешь катушки достаешь зазорник, переставляешь зазорник одним концом напротив прихватки,ставишь прихватку, достаешь зазорник. Проверяешь чтоб было все ровно,ставишь ещё 2 прихватки,всего их 4 напротив друг друга. Аппарат ставишь рядом под левую руку,выставляешь ток 85 ампер, левой рукой держишь регулятор тока ,электрод 2,6 мм зажигаешь рядом с разделкой подводишь в разделку убавляешь ток- выставляешь как тебе удобно,чтоб сплавлялись кромки .Дугу держи короткой,не удлиняй- могут быть поры. Да и ещё забыл,сделай заходы на прихватки обязательно болгарской. Варишь, главное сплавить кромки значит провар будет. Когда заходишь на пригватку немного подольше её прогревай и в конце тоже сделай заход.

Когда корень заварен болгаркой с шлиф кругом пройди и почисти все до чистого металла, у тебя должна получиться борозда одинаковой глубины и чистая без точек где есть шлак смотри внимательнее и чисти болгаркой, не ленись брать болгарку. 3,6 облицовываешь. Электрод зажигай прямо в разделке сверху вниз подводи к месту где закончил прогрей и пошёл вверх задерживайся на кромках- сплавляй их и т. д. Потом также заход сделай где начинал и все. Давай удачи!

Читайте также: