Сварные соединения арматуры соединения без сварки

Обновлено: 16.05.2024

На сегодняшний день все нормы и правила, а также типы соединений арматуры прописаны в СНиП. Их четкое соблюдение позволяет свести на минимум риски дальнейшей эксплуатации несущих конструкций.

Различают четыре основных вида соединения арматуры: сварочный, соединения «внахлест», обжимные муфты и резьбовые механические соединения.

Виды соединений арматуры

1) Резьбовые механические соединения арматуры Ancon

Инновационное резьбовое соединение арматуры без сварки, благодаря множеству положительных моментов, быстро завоевала доминирующую позицию на соответствующем рынке и повсеместно используется для сооружения многоэтажных зданий, атомных и гидроэлектростанций, мостов и прочих массивных строительных объектов (I и II уровня ответственности).

В отличие от устаревших методов (сварка, вязка), резьбовое соединение продольной арматуры без сварки используется с арматурными стержнями различного диаметра.

Применение резьбовых соединений арматуры в монолитных конструкциях обеспечивает дополнительную прочность, а также экономит металлопрокат (до 20%). Технология также повышает сейсмостойкость и долговечность ЖБИ, одновременно уменьшая нагрузку на фундамент. Такие способы соединения арматуры позволяют сократить время монтажа, заметно снизив общие сроки строительства.

Виды соединения арматуры Ancon



Механическое соединение арматуры Ancon CXL с параллельной резьбой
Муфты соедетельные для арматуры Ancon CXL предназначены для поперечного соединения несущей арматуры. Имеют самые малые габаритные размеры, в тоже время обеспечивают равнопрочное соединение строительной арматуры. Диаметры соединяемой арматуры – 12; 16; 20; 25; 28; 32; 36; 40; 50. для соединения прутков металлопроката разного диаметра возможны переходные муфты для арматуры.


Стыковка арматуры Ancon TT с конической резьбой
Муфты для механического соединения арматуры с конической резьбой разработаны для использования в подавляющем большинстве случаев, в которых необходимо выполнить соединение арматурных стержней. Муфты предназначены для установки на стержни диаметром от 12 до 50мм.



Способ соединения арматуры Ancon MBT
Безрезьбовые механические муфты предназначены для соединения неподготовленной арматуры диаметром от 10 до 40 мм. Арматура закрепляется внутри муфты при помощи двух фрикционных накладок и по мере затяжки срезных болтов их конические торцы врезаются в материал стержней. Муфты для стыковки арматуры МВТ особенно удобны в тех случаях, когда арматура уже установлена в конструкции.


Муфта для соединения арматуры Ancon RT с накатной цилиндрической резьбой
Одни из самых маленьких муфт в нашем ассортименте, при этом они наиболее рентабельны для применения на крупных проектах. Муфты фирмы Ancon могут упростить проектно-конструкторские и строительные работы и сократить объём арматуры в железобетонных конструкциях.

Технология монтажа

Как правило, установка муфт на арматурные стержни с подготовленной резьбой выполняется на арматурном участке, и стыковые соединения арматуры закрываются пластиковыми колпачками.

Нарезанные концы соединяемых арматурных стержней закрываются пластиковыми или резиновыми защитными колпачками.

После того, как стержень будет наживлён на муфту, затягивание соединения выполняется ключом с регулированием предельного момента.


2) Соединения «внахлестку»


Соединения «внахлестку» не всегда являются подходящим средством связывания арматуры. Такие способы соединения арматуры (вязка арматурных перепусков) не совсем выгодны – много времени уходит на вязку, что приводит к большему насыщению в бетоне из-за увеличения количества используемых стержней. Соединения «внахлестку» зависимы от бетона при передаче нагрузки. По этой причине любое ухудшение целостности бетона может существенно повлиять на характеристику соединения.

Механические соединения Ancon могут упростить конструкцию и изготовление армированного бетона и уменьшить количество требуемой арматуры. Прочность механического соединения не зависит от бетона, в котором оно размещено, и оно будет сохранять прочность, несмотря на потерю покрытия в результате ударного повреждения или при землетрясении.

3) Обжимные муфты для соединения арматуры

Принцип работы состоит в обжатии муфты из толстостенной стальной трубы и имеют ряд значительных недостатков:

Обжимное муфтовое соединение арматуры нельзя назвать технологией, которая повторяет заявленное качество вне зависимости от условий эксплуатации. Имеются случаи агрессивного поведения гидроприводов, которые норовят пробиться каску работающему персоналу и учинить травму на производстве.

4) Ванная и ванно-шовная сварка

Сущность ванного способа сварки заключается в том, что тепло свариваемым стержням передается не непосредственно под воздействием электрической дуги, а через ванну из жидкого металла. Эта ванна создается за счет расплавления металла электрода и частичного расплавления металла стержней у их торцов. Чтобы предупредить растекание расплавленного металла при сварке, применяют специальные стальные подкладки и накладки, а также инвентарные медные формы. Наплавленный в ванну металл соединяется с расплавленным металлом стержней и образует сварной стыковой шов; при этом стальная подкладка или накладка остается в готовом шве как часть стыка, а медную форму удаляют и используют многократно.

Ванношовная сварка, как способ равнопрочного стыкования строительной арматуры, не имеет перспектив уже в обозримом будущем ввиду наличия непреодолимых качественных ограничений по некоторым присущим ей параметрам, а именно:

  • Стоимость соединения;
  • Скорость подготовки соединения;
  • Объем и способ контроля;
  • Квалификация персонала
  • Тенденция к использованию термически упрочненной арматуры;

Муфтовые механические соединения Ancon обеспечивают аналогичное качество соединения, не имеют подобных ограничений и позволяют решить строительную задачу любой степени сложности.

Соединение арматуры внахлестку (без сварки)

Народ, только не смейтесь, вопрос такой: не могу понять смысл п. 2.47 Стыки сварных сеток и каркасов, а также растянутых стрежней вязаных каркасов и сеток внахлестку без сварки должны, как правило, по длине элемента располагаться вразбежку. При этом площадь сечения рабочих стержней, стыкуемых в одном месте или на расстоянии менее длины нахлестки lн, должна составлять не более 50% общей площади сечения растянутой арматуры при стержнях периодического профиля и не более 25% при гладких стержнях.
То есть, если делаем разбежку стержней на длину >=1,5lн, то можно можно стыковать так все стержни в поперечном сечении, а не 50%?
Капец, я конечно извиняюсь, но что-то мозг отказался включаться в работу на этом пункте.
Кстати, для подобного рода дурацких вопросов можно было бы создать чатик в форуме или несколько чатиков в каждом разделе форума.

__________________

---
Обращение ко мне - на "ты".
Все, что сказано - личное мнение.

Нет, тут вот что имеется в виду. Разносите стыки на 1,5Lн (по СП - на 1,3 Lн) - и уже получаете те самые 50% стыкуемых в одном поперечном сечении стержней. Даже во всяких пособиях-руководствах написано, что (по памяти) "стыки стержней считаются расположенными в одном сечении, если расстояние между центрами стыков менее 1,5Lн (1,3Lн)"

Ну, я так и думал, большое спасибо. Вопрос исчерпан, тема закрыта. Мозги поставил сушить на полку, может за выходные восстановятся.

Не совсем так, забыл добавить для растянутой

но если с равнивать с тем что было то


Если в одном стыке то 2/1,2 = 1,66 L0

Чего-то перемудрил, хотя в СП, наоборот, поробовали упростить. Ввели понятие "базовой длины анкеровки" (L0,ан), равной величине анкеровки растянутого стержня, от нее "пляшут" при определении длины насхлестки.
Если стыкуем растянутую арматуру, то при разнечении стыков, как у меня в посте 3, Lн=1,2*L0,ан. Если сдвигаем соседние стыки (т.е. разбежку не выполняем), Lн=2*L0,ан.
Для сжатой вообще не надо устаивать разбежку, а Lн=0,9*L0,ан

Ага. Понял, просто я сравнивал с принятыми раньше 1,5*Ll для схемы без разбежки принятому по непонятным критериям во многих проектных организациях до выхода СП.
Давайте, сравним цифрами, возьмем А-111 и бетон В25, после небольших подстановок и преобразований формула 8,4 обретает вид L0 = (d*Rs)/(10Rbt) = 34.8d
Если смотреть в Пособии ранее была длина перепуска для этой арматуры и бетона в растянутой зоне 34d
Теперь если мы поставим без разбежки, то получим 68d, тогда как ранее было 50d (не знаю по каким причинам, видимо по опыту принимали и потому, что не в местах максимума расположение), те вместо 1,5 * 34 получили 2*34. Я спутал 1,5 с 1,3 , с минимумом при разбежке.

Всем привет. Ребята а как быть с поперечной арматурой в стенах в местах стыковки? Старый СНиП требует уменьшать до 10Д.

Где вы такое взяли?

Про уменьшение шага поперечной арматуры до 10d речь идет при требуемой по расчету сжатой арматуре, устанавливаемой у одной грани более 1,5%.
Если в стенах реально нужно более 1,5%, скорее всего что-то в общей схеме нужно менять

В старом СНиП есть,
а в ныне действующих нормативных документах пункт выглядит по-другому:

СНиП 2.03.01-84*:
" Во внецентренно сжатых линейных элементах, а также в сжатой зоне изгибаемых элементов при наличии учитываемой в расчете сжатой продольной арматуры хомуты должны ставиться на расстоянии:

в конструкциях из тяжелого, мелкозернистого, легкого и поризованного бетонов:

при СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) МПа - не более 500 мм и не более:

при вязаных каркасах - 15СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) , сварных - 20СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) ;

при СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) МПа - не более 400 мм и не более:

при вязаных каркасах - 12СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) , сварных - 15СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) ;

в конструкциях из ячеистого бетона при сварных каркасах - не более 500 мм и не более 40СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) (где СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) - наименьший диаметр сжатых продольных стержней, мм).

При этом конструкция поперечной арматуры должна обеспечивать закрепление сжатых стержней от их бокового выпучивания в любом направлении.

Расстояния между хомутами внецентренно сжатых элементов в местах стыкования рабочей арматуры внахлестку без сварки должны составлять не более 10СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) .

Если насыщение элемента требуемой по расчету сжатой продольной арматурой СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) составляет свыше 1,5%, а также если все сечение элемента сжато и общее насыщение арматурой СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) и СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) свыше 3%, расстояние между хомутами должно быть не более 10 СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции (с Изменениями N 1, 2) и не более 300 мм.

При проверке соблюдения требований настоящего пункта продольные сжатые стержни, не учитываемые расчетом, не должны приниматься во внимание, если диаметр этих стержней не превышает 12 мм и половины толщины защитного слоя бетона."


В СП 63.13330.2012 (2018):

"10.3.14 Во внецентренно сжатых линейных элементах, а также в изгибаемых элементах при наличии необходимой по расчету сжатой продольной арматуры в целях предотвращения выпучивания продольной арматуры следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3) и не более 500 мм (СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3) - диаметр сжатой продольной арматуры).

Если площадь сечения сжатой продольной арматуры, устанавливаемой у одной из граней элемента, более 1,5%, поперечную арматуру следует устанавливать с шагом не более СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3) и не более 300 мм."

Итого. По действующим нормативным актам сама по себе стыковка не приводит к сгущению поперечной арматуры, нужно проверять процент армирования.

В Вашем вопросе была речь именно про стены. Ситуация когда в стенах сжатой арматуры больше чем 1,5% достаточно редкая, и обычно в таких местах лучше увеличивать толщину стен.
Для стены толщиной 250мм. процент армирования 1,5% в месте стыка достигается при d20 и больше. Часто в стена ставите вертикал больше 20?

Сварные соединения арматуры соединения без сварки

Toggle navigation

Ремонт в регионах

Стыки стержней арматуры могут выполняться:

  • при помощи электросварки (контактной или дуговой)
  • либо без сварки — внахлестку.

Выбор типа стыка следует производить, сообразуясь с имеющимся оборудованием, видом арматуры, диаметром стержней, расположением стержней в конструкции, назначением конструкции и удобством укладки бетона.

Стыки отдельных стержней и стержней в каркасах рекомендуется осуществлять электросваркой.

Стыкование стержней горячекатаной арматуры диаметром до 16 мм может производиться как путем электросварки, так и внахлестку без сварки, за исключением затяжек, в которых стыки стержней должны быть сварными независимо от диаметра.

Стыковка арматуры внахлест

Стыки внахлестку без сварки рекомендуется применять при армировании железобетонных конструкций сварными сетками.

Стыки внахлестку могут применяться также для сварных каркасов и для отдельных стержней в случаях, когда сварные стыки трудно осуществимы.

Стыки внахлестку без сварки не следует располагать в местах наибольших моментов.

Стыки рабочей арматуры внахлестку без сварки, применяемой как в виде сеток и каркасов, так и в виде отдельных стержней, должны располагаться вразбежку.

В колоннах, постоянно работающих на сжатие, а также при внецентренном сжатии в сечениях, где эксцентриситет продольной силы еп не превышает величины 0,2h (h—высота поперечного сечения), допускается стыковать в одном сечении всю арматуру.

По длине стыка стержней периодического профиля (горячекатаных и холодносплющенных) внахлестку без сварки в балочных железобетонных конструкциях и в колоннах устанавливаются хомуты диаметром не менее 6,25dp с шагом не более 5dp.

Стыкование стержней арматуры внахлестку без сварки :

  • а) длина нахлестки в конструкциях из тяжелого бетона должна Фыть не менее указанной в табл. 1;
  • б) концы стержней арматуры гладкого профиля в растянутой зоне должны быть снабжены крюками;
  • в) стержни из стали периодического профиля должны выполняться без крюков на концах;
  • г) в местах стыкования стержни должны быть связаны вязальной проволокой двойными узлами в трех местах: по середине и по концам стыка.

Суммарная площадь поперечного сечення арматуры в растянутой зоне элемента, стыкуемой в одном сечении внахлестку без сварки, не .должна превышать 25% общей площади сечення арматуры. Расстояния между стыками, расположенными в разных сечениях, должны быть не менее длины нахлестки.

Стыки не должны совпадать с местами изгиба стержней.

Стыки, изображенные на рис. 3, а, б, в, могут применяться для сварных сеток из гладких стержней или стержней периодического профиля. Стыки, показанные на листе рис. 3, в, могут применяться только для сварных сеток из стержней периодического профиля.

схема анкеровки сварных каркасов

2 - анкеровка сварных каркасов, 3 - стыки сварных сеток в рабочем направлении, 4 - стыки сеток в нерабочем направлении, 5 - стыки каркасов

Длина перепуска lн в стыках сварных сеток внахлестку должна приниматься не менее величин, указанных в табл. 2, и должна быть во всяком случае не менее 250 мм.

Наименьшая длина перепуска арматуры при выполнении стыков стержней внахлестку без сварки в конструкциях из тяжелого бетона

Примечание. Величина d обозначает: а) для гладкой стали — фактический диаметр стержня; б) для горячек :ааой стали периодического профиля — расчетный диаметр стержня, численно равный номеру профиля в) для холодно-сплющенной стали—диаметр стержня до сплющивания.

Длина перепуска (нахлестки) lн сварных сеток и каркасов из стержней диаметром до 32 мм (при стыковании внахлестку без сварки)

Тип рабочей арматуры Марки бетона
до 150 включнтельно 200 и выше
в растянутой зоне в сжатой зоне в растянутой зоне в сжатой зоне
Горячекатаная периодического профиля из стали марки Ст. 5 30d1 20d1 25d1 15d1
Горячекатаная круглая из стали марок Ст. 3 и Ст. 0 и холодносплющенная периодического профиля 35d1 25d1 30d1 20d1
Из холоднотянутой проволоки, круглая из стали марок Ст. 3 и Ст. 0, подвергнутая силовой калибровке, а также горячекатаная периодического профиля из стали марки 25ГС 40d1 30d1 35d1 25d1

Примечание, d1 — диаметр или номер профиля рабочей арматуры.

Длина перепуска арматуры диаметром 16 мм и более в элементах для легкого бетона марок 100 и 150 увеличивается на 10d1.

Стыки в рабочем направлении сварных сеток из стержней периодического профиля внахлестку (без сварки), расположенные в растянутой зоне, могут осуществляться без приварки поперечных стержней на длине стыка. Поэтому рабочие стержни рекомендуется располагать в одной плоскости, а длина перепуска lн принимается по табл. 2 с увеличением на 5d1.

Стыки сварных сеток в нерабочем направлении следует выполнять либо внахлестку с перепусками на 50 мм при диаметре распределительной арматуры d22> 4 мм (рис. 4,а), либо путем укладки легких стыковых сеток с перепуском на каждую сторону на 15d2, но не менее 100 мм ( рис. 4,б). Стыкование в нерабочем направлении при помощи стыковых сеток рекомендуется при диаметре рабочей арматуры 16 мм и более. При укладке сварных сеток в двух направлениях сетки в нерабочем направлении могут укладываться без перекрывания стыков внахлестку.

Рабочие стыки сварных каркасов с односторонним расположением рабочих стержней, выполняемые внахлестку без сварки (рис. 5),
должны иметь длину перепуска не менее указанной в табл. 2. При этом в каркасе с арматурой из гладких стержней на длине стыка должно располагаться не менее трех приваренных стержней поперечной арматуры.

В балках по длине расположения стыка каркасов должны устанавливаться хомуты с шагом меньше 5d1 или корытообразные сварные сетки с таким же шагом поперечных стержней.

Стыкование в нахлестку без сварки каркасов с двусторонним расположением продольных стержней не допускается.

Как делается стыковка арматуры без сварки



При выполнении мероприятий, связанных с армированием бетонных конструкций, возникает необходимость соединить между собой арматурные стержни. При выполнении работ необходимо знать какой перехлёст арматуры, сколько диаметров по СНиП составляет величина перекрытия прутков. От правильно подобранной длины перехлеста, учитывающего площадь поперечного сечения арматуры, зависит прочность фундамента, или армопояса. Правильно выполненный расчет железобетонных элементов с учетом типа соединения обеспечивает долговечность и прочность объектов строительства.

Виды соединений между арматурными элементами

Желая разобраться с возможными вариантами стыковки арматурных прутков, многие мастера обращаются к требованиям действующих нормативных документов. Ведь удачно выполненное соединение обеспечивает требуемый запас прочности на сжатие и растяжение. Некоторые застройщики пытаются найти ответ согласно СНиП 2 01. Другие – изучают строительные нормы и правила под номером 52-101-2003, содержащие рекомендации по проектированию конструкций из железобетона, усиленного ненапряженной стальной арматурой.

В соответствии с требованиями действующих нормативных документов для усиления ненапряженных элементов применяется стальная арматура, в отличие от напряженных конструкций, где для армирования используются арматурные канаты классов К7 и выше. Остановимся на применяемых методах фиксации арматурных стержней.



В действующих строительных нормах и правилах (СНиП) подробно описывается крепление арматуры всеми существующими в настоящее время способами

Возможны следующие варианты:

  • соединение внахлест вязаных стержней без применения сварки. Фиксация осуществляется с использованием дополнительных стальных прутков изогнутой формы, повторяющих конфигурацию арматурного соединения. Допускается согласно СНиП выполнение нахлеста прямых стержней с поперечным креплением элементов при помощи вязальной проволоки или специальных хомутов.

Нахлест арматуры при вязке зависит от диаметра прутков. Залитые бетоном конструкции из вязаных прутков широко применяются в области частного домостроения. Застройщика привлекает простота технологии, легкость соединения и приемлемая стоимость стройматериалов;

  • фиксация арматурных прутков с помощью бытового электросварочного оборудования и профессиональных агрегатов. Технология соединения арматуры с помощью сварочных установок имеет определенные ограничения. Ведь в зоне сваривания возникают значительные внутренние напряжения, отрицательно влияющие на прочностные характеристики арматурных каркасов.

Выполнить перехлест арматурных прутков с помощью электросварки можно, используя арматуру определенных марок, например, А400С. Технология сваривания стальной арматуры в основном используется в области промышленного строительства.

Строительные нормы и правила содержат указание о необходимости усиления бетонного массива не менее, чем двумя цельными арматурными контурами. Для реализации указанного требования производится соединение стальных стержней с перекрытием. СНиП допускает использование стержней различных диаметров. При этом максимальный размер поперечного сечения прутка не должен превышать 4 см. СНиП запрещает производить соединение стержней внахлест с помощью вязальной проволоки и сварки в местах действия значительной нагрузки, расположенной вдоль или поперек оси.



К таковым относят механические и сварные соединения стыкового типа, а также стыки внахлест, выполняемые без сварки

Механический способ соединения арматуры

По сравнению с другими технологиями, механическая стыковка имеет ряд преимуществ.

  • Не требуется нахлеста, что обеспечивает экономию металла. Нахлест увеличивает расход арматуры на четверть.
  • По сравнению со сваркой, во-первых, это более производительный процесс, во-вторых, не требуется высокая квалификация работников.

Дополнительные плюсы механических стыковых соединений – прочность полученной конструкции и возможность реализации этой технологии при любых погодных условиях.

Для осуществления механической стыковки применяют в качестве оборудования гидравлический пресс, в качестве расходных материалов – стальные муфты. Ускорить механическое соединение стержней арматуры можно с помощью муфт с центральной перегородкой. Пруты вставляются в муфту, которую обжимают с помощью пресса. Наличие сменных штампов в прессе обеспечивает возможность работы с арматурой разного диаметра. Процесс осуществляют два человека.

Фиксация арматурных прутков электросваркой

Стыковка арматуры с использованием электрической сварки применяется в областях промышленного и специального строительства. При соединении с помощью электросварки важно добиться минимального расстояния между стержнями и зафиксировать элементы без зазора. Повышенная нагрузочная способность зоны соединения, растянутой от действия, достигается при использовании арматурных прутков с маркировкой А400С или А500С.

Профессиональные строители обращают внимание на следующие моменты:

  • недопустимость применения для сварных соединений распространенной арматуры с маркировкой А400. В результате нагрева значительно снижается прочность и повышается восприимчивость к воздействию коррозии;
  • повышенную вероятность нарушения целостности стержней под влиянием значительных нагрузок. Действующие правила разрешают применять электродуговую сварку для фиксации арматуры диаметром до 25 мм;
  • протяженность сварочного шва и класс применяемых прутков взаимосвязаны. Таблица нормативного документа содержит всю необходимую информацию о фиксации стержней с помощью электродуговой сварки.

Нормативный документ допускает при выполнении сварочных мероприятий применение электродов диаметром 0,4-0,5 см и регламентирует величину нахлеста, превышающую десять диаметров применяемых стержней.



Арматуру запрещено соединять в местах максимального напряжения стержней и зонах приложения (концентрированного) нагрузки на них

схема анкеровки сварных каркасов

2 — анкеровка сварных каркасов, 3 — стыки сварных сеток в рабочем направлении, 4 — стыки сеток в нерабочем направлении, 5 — стыки каркасов

Длина перепуска lн в стыках сварных сеток внахлестку должна приниматься не менее величин, указанных в табл. 2, и должна быть во всяком случае не менее 250 мм.

Соединение арматуры внахлест без сварки при монтаже армопояса

Используя популярные в строительстве стержни с маркировкой А400 AIII, несложно выполнить перехлест арматуры с применением отожженной проволоки для вязания.

СНиП содержат рекомендации по осуществлению связывания арматуры и предусматривают различные варианты соединения прутков:

  • соединение с перехлестом прямых концов арматурных стержней;
  • фиксация прутков внахлест с использованием дополнительных элементов усиления;
  • связывание стержней с выгнутыми в форме своеобразных петель или крюков концами.

С помощью проволоки для вязания допускается соединять арматуру профильного сечения диаметром до 4 см. Величина перехлеста возрастает пропорционально изменению диаметра стержней. Величина перекрытия прутков возрастает от 25 см (для прутков диаметром 0,6 см) до 158 см (для стержней диаметром 4 см). Величина перехлеста, согласно стандарту, должна превышать диаметр прутков в 35-50 раз. СНиП допускает применение винтовых муфт наравне с проволокой для вязания.



Дистанция между арматурными стержнями, которые стыкуются нахлестом, в горизонтальном и вертикальном направлении обязана быть от 25 мм и выше

Требования нормативных документов к арматурным соединениям

При соединении прутков вязальным методом важно учитывать ряд факторов:

  • взаимное расположение арматуры в пространственном каркасе;
  • особенности размещения участков с нахлестом относительно друг друга;
  • длину участка перехлеста, определяемую сечением стержня и маркой бетона.

При расположении участка с расположенными внахлест стержнями в зоне максимальной нагрузки, следует увеличить величину перехлеста до 90 диаметром соединяемых стержней. Строительные нормы четко указывают размеры стыковочных участков.

На длину стыка влияет не только диаметр поперечного сечения, но и следующие моменты:

  • величина действующей нагрузки;
  • марка применяемой бетонной смеси;
  • класс используемой стальной арматуры;
  • размещение стыковых узлов в пространственном каркасе;
  • назначение и область применения железобетонной продукции.

Следует обратить внимание, что величина нахлеста уменьшается при возрастании марки применяемого бетона.



В тех случаях, когда используется вязальная проволока, дистанция между стержнями нередко принимается равной нулю, так как в данной ситуации она зависит исключительно от высоты профильных выступов

Рассмотрим изменение величины нахлеста, воспринимающего сжимающие нагрузки, для арматуры класса А400 с диаметром 25 мм:

  • для бетона марки М250 стержни фиксируются с максимальным перехлестом, равным 890 мм;
  • бетонирование арматурной решетки раствором марки М350 позволяет уменьшить нахлест до 765 мм;
  • при возрастании марки применяемого бетона до М400 нахлест прутков уменьшается до 695 мм;
  • заливка арматурного каркаса бетонным раствором М450 позволяет уменьшить перехлест до 615 мм.

Для усилений растянутой зоны арматурного каркаса перехлест для указанной арматуры увеличен и составляет:

  • 1185 мм для бетона М200;
  • 1015 мм для бетона М350;
  • 930 мм для бетона М400;
  • 820 мм для бетона М450.

При выполнении мероприятий, связанных с армированием, важно правильно располагать участки нахлеста, и учитывать требования строительных норм и правил.

Следует придерживаться указанных рекомендаций:

  • равномерно распределять соединения по всему арматурному каркасу;
  • выдерживать минимальное расстояние между стыками не менее 610 мм;
  • учитывать марку бетонного раствора и сечение арматурных стержней.

Соблюдение требований строительных норм гарантирует прочность и надёжность бетонных конструкций, усиленных арматурным каркасом. Детально изучив рекомендации СНиП, несложно самостоятельно подобрать требуемую величину перехлеста арматуры с учетом конструктивных особенностей железобетонного изделия. Рекомендации профессиональных строителей позволят не допустить ошибок.

По длине стыка стержней периодического профиля (горячекатаных и холодносплющенных) внахлестку без сварки в балочных железобетонных конструкциях и в колоннах устанавливаются хомуты диаметром не менее 6,25dp с шагом не более 5dp.

Нахлест арматуры: требования СНиП по длине и расположению перехлеста

Нахлест арматуры: требования СНиП по длине и расположению перехлеста

Бетон – один из самых прочных и твердых искусственных материалов, но и его прочности бывает недостаточно для больших постоянных нагрузок. Поэтому несущие бетонные конструкции усиливают стальным скелетом из арматурных стержней, переплетение которых создает силовой каркас. Монтируется он не абы как, а с соблюдением множества норм и правил, часть которых регламентируют нахлест арматуры – его длину, способы устройства, взаимное расположение перехлестов.

Способы удлинения арматуры в каркасе

Такие бетонные конструкции, как фундаменты, стены, колонны, опоры мостов, должны в течение длительного времени выдерживать серьезную нагрузку, не разрушаясь и не деформируясь под её действием. Их усиливают с помощью как минимум двух контуров сплошного безразрывного металлокаркаса, для создания которого часто не хватает длины стальных стержней, и их приходится сращивать. Делается это двумя способами: сваркой и перевязкой проволокой. В обоих случаях соединение встык не допускается, требуется перехлест арматуры, длина которого определяется исходя из способа сращивания.

Обратите внимание! Строительные нормы и правила как в нашей стране, так и за рубежом предусматривают создание арматурного каркаса с соединением внахлест только из стержней диаметром не более 36-40 мм.

Независимо от способа соединения, нахлест нельзя делать на участках с максимальной сосредоточенной нагрузкой. Например, в углах фундамента, в точках пересечения несущих стен, под колоннами и т.д. Поэтому арматурным работам должен предшествовать расчет и создание проекта раскладки прутков.

Если это условие технически трудно или невозможно выполнить, нахлест арматуры при вязке на участке с повышенной нагрузкой должен иметь длину не менее 90 её диаметров. К примеру, при использовании стержней диаметром 16 мм, их перехлест на стыках должен составить минимум 144 см:

16 х 90 = 1440 мм.

В остальных случаях действуют другие правила и формулы, свои для каждого способа соединения стержней.

Соединение вязкой

Этот способ больше распространен в частном домостроении, чем сварка, так как не требует применения специального оборудования, обращаться с которым умеют только специалисты. Связать арматурные стержни специально предназначенной для этого мягкой, но крепкой проволокой может каждый. Кроме того, для вязки используют менее дорогую арматуру класса А400.

Стыковка арматуры при создании силового каркаса железобетонных конструкций методом вязки регламентируется строительными нормами и правилами и может выполняться как с прямыми концами, так и с загнутыми в виде петель, лапок или крюков. Загиб должен осуществляться без нагрева, трудоемкими механическими способами, поэтому при заливке фундаментов для малоэтажных частных домов окончания прутков обычно оставляют прямыми.

Длина нахлеста определяется проектировщиками. При отсутствии проекта строители могут вычислить нужные значения самостоятельно, ориентируясь на следующие данные:

  • диаметр соединяемых стержней;
  • марка бетона, применяемого для создания ЖБИ;
  • расположение стыков в конструкции.


Расчет по диаметру арматуры

Сечение арматуры – проектная величина, подбираемая с учетом нагрузок и плотности каркаса.

Удобнее и проще всего при соединении арматуры внахлест ориентироваться на её диаметр, делая перепуск в 30-40 раз больше этого значения. И чем больше сечение стержней, тем выше применяемый коэффициент. Например, для 10-миллиметровых прутков нахлест делают не менее 300 мм, а для «сороковки» применяют коэффициент 36-38 и делают напуск не менее полутора метров.

Расчет по расположению стыка в конструкции

В плитных и ленточных фундаментах силовой каркас состоит минимум из двух контуров – верхнего и нижнего, соединенных вертикальными связками. На разные части конструкции действуют разные нагрузки: верхняя находится в зоне сжатого бетона, нижняя – в растянутой зоне. Поэтому и длина перехлеста в этих зонах отличается. Как и в конструкциях вертикальной направленности – опорах, колоннах, стенах.

Рассчитать перехлест арматуры – сколько диаметров брать в каждом отдельном случае – можно, используя следующие данные.

Для сжатого бетона:

  • при горизонтальном соединении – 33,8 d;
  • при вертикальном соединении – 48,3 d.

Для растянутого бетона:

  • при горизонтальном соединении – 47,3 d;
  • при вертикальном соединении – 67,6 d.


Расчет по марке бетона

Чем выше марка бетона, тем он прочнее и меньше нуждается в усилении, что позволяет экономить на арматуре, используя стержни меньшего сечения либо делая нахлест меньшей длины. Но он все также зависит от расположения стального контура в той или иной нагрузочной зоне бетона.

Корректировка коэффициентов по марке бетона и расположению соединения в той или иной нагрузочной зоне важно при устройстве монолитных плит перекрытий и ответственных сильно нагруженных конструкций. При возведении ленточного фундамента вполне достаточно самого простого расчета по сечению арматуры. Следует только помнить, что стандартный коэффициент (30-40) необходимо увеличить до 90, когда стык приходится на точку с высокой нагрузкой или изгибающим усилием.

Соединение сваркой

Сваривать можно только арматуру класса А400 или А500 с индексом «С». Если такого индекса в маркировке нет, производится только стыковка арматуры внахлест без сварки. Такой металл при сильном нагревании серьезно теряет в прочности и становится менее устойчивым к коррозии, что может привести к разрыву или деформации соединения в процессе эксплуатации железобетонной конструкции.

Нахлест при сварном соединении зависит уже не только от диаметра арматуры, но ещё и от её класса:

  • протяженность шва для стержней А400С должна составлять не более 8 диаметров;
  • для А500С – не более 10 диаметров.


Например, если силовой каркас монтируется из 16-миллиметровых стержней класса А500С, длина шва составит 160 мм. Сваривают их продольным швом электродами диаметром 4-5 мм.

Стыковка арматуры внахлест может осуществляться и другим способом – привариванием поперечных прутков по всей длине перепуска. Также применяют соединение стержней встык с приваркой муфты, объединяющей оба конца.

А вот перекрещивающиеся прутки сваривать нежелательно, так как в этих местах стыки больше склонны к разрывам под нагрузкой, чем связанные.

Видео описание

Предлагаем посмотреть видео обо всех нюансах создания арматурного каркаса для ленточного фундамента:

Взаимное расположение перехлестов

Прочность и надежность силового каркаса зависит не только от правильно выбранной длины нахлеста арматуры, но и от того, как эти перепуски расположены в теле бетона друг относительно друга. Их необходимо разносить, чтобы точки соединений не находились друг под другом или слишком близко. Расстояние между ними должно быть не менее 61 см. Оптимальное расстояние – 130-150 % длины нахлеста. В этом случае нагрузка на каркас распределяется равномерно, и на точки стыков не оказывается повышенное давление.

Согласно СП 63.13330.2012, в одном сечении ленточного фундамента не должно быть более 50 % перепусков. Когда расстояния между центрами нахлестов меньше, чем 130 % их длины, считается, что они находятся в одном сечении.


Коротко о главном

Читайте также: