Сварочное производство введение в специальность

Обновлено: 03.05.2024

Методическая разработка профориентационного мероприятия.

Е.Н.Титаренко –мастер п/о ГБОУ ПОО МТК

Г.А. Черныш, зам. директора по УМР ГБОУ ПОО МТК

Методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения при разработке планов занятий по профориентации.

Пояснительная записка

Профессиональное мероприятие – это основная форма организации учебного процесса, оно имеет целостную структуру, постановку четких целей и задач.

На этапе проектирования профессионального мероприятия выбирается тема, выбор которой определен программой учебной практики в структуре профессионального модуля. Тема представленного профессионального мероприятия «Введение в профессию»

Основные типы профессионального мероприятия:

Тип представленного профессионального мероприятия – мастер-класс.

На данном мероприятии осуществляется подготовка поверхности под сварку, ручная дуговая сварка в нижнем положении и очистка сварного шва от шлака и около шовной зоны. Организуется контроль за выполнением работ.

Перечень учебно-производственных работ разрабатывался в соответствии с требованиями ФГОС по профессии и установленными параметрами качества обучения.

В связи с этим были сформулированы цели профессионального мероприятия.

Обучение – процесс управления познавательной деятельностью обучающихся со стороны педагога, ведущий к усвоению обучающимися определенной деятельности.

Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями, умениями.

Обучающие цели данного учебного занятия: формирование умений и первоначального практического опыта по приготовлению полуфабрикатов и кондитерских изделий при выполнении сложных комплексных работ.

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного качественного изменения физических и духовных сил человека.

Развивающая цель должна включать в себя развитие, прежде всего познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания; моторно-двигательной, эмоциональной, волевой сфер личности.

Развивающие цели данного профессионального мероприятия: развитие наглядно действенного, практического мышления; мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; произвольного внимания; зрительной и двигательной памяти; эстетических чувств и качеств: пунктуальности, аккуратности, чистоплотности, ответственности за результат своего труда; интеллектуальных чувств: стремления к новому, передовому, удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Выбранная форма профессионального мероприятия – урок-экскурсия. На уроке-экскурсии обучающиеся овладевают методикой научного познания профессии.

Воспитательной целью данного профессионального мероприятия является патриотическое воспитание на примере использования отечественного сырья.

Для достижения поставленных целей были выбраны наиболее эффективные методы обучения.

Так в качестве метода стимулирования и мотивации интереса к учению была создана ситуация познавательной новизны через проблемную беседу о значимости профессии сварщик, организации учебного процесса в колледже и на производстве. При формировании ориентировочной основы действий использовались такие словесные методы как: комментарии студентов, инструктирование с использованием учебного материала по технологии сварки и инструкций по охране труда.

Наглядно-демонстрационный метод реализовывался через показ приемов выполнения сложных комплексных работ, использование средств натуральной наглядности и возможностей ИКТ.

Практический метод реализовывался через выполнение учебно-производственных работ. Для этого были подготовлены учебные рабочие места сварщика и соответствующее оборудование, инвентарь, инструменты и сырье.

При контроле знаний студентов осуществлялся входной, текущий, итоговый контроль. Были организованы самоконтроль и взаимоконтроль студентов. Использованы вопросники для проведения фронтального опроса, технологические карты для выполнения практического задания.

С целью психологической подготовки к восприятию нового материала был проведен оргмомент, направленный на устранение отвлекающих факторов, формирование установки на изучение познавательной информации.

Мотивация была направлена на обеспечение возникновения у школьников мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

После коррекции опорных знаний и проведения инструктажа по технике безопасности, школьники приступили к показу приемов и операций по подготовки металлической пластины к нанесению ниточного шва и отбивания шлака со сварного шва. Их действия сопровождались комментариями.

На данном этапе занятия школьники продемонстрировали практические первоначальные умения по слесарному делу.

Во время текущего инструктажа проводились целевые обходы по проверке организации рабочих мест, соблюдению правил техники безопасности, оцениванию правильности выполнения учебно-познавательных работ.

На заключительном инструктаже учащиеся старших курсов и сами школьники оценивали выполнение задания, после чего были подведены итоги работы по профессиональному мероприятию.

Занятие было выстроено оптимально, выбранные форма, методы и средства, способствовали достижению поставленных целей, направленных на формирование умений, первоначального практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Темп занятия был достаточно высоким и соответствовал психофизиологическим качествам и свойствам личности учащихся. Результаты показали, что цели профессионального мероприятия достигнуты.

Рабочая программа Введение в профессию 15.01.05 Сварщик

Программа рекомендована методическим объединением преподавателей профессионального цикла укрупненных групп специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 38.00.00 «Экономика и управление» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г. Ф. Морозова».

Протокол заседания № _1_ от «_2_» ___09_____ 2019 г.

Паспорт рабочей программы дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Условия реализации рабочей программы дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Ввведение в профессию

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке квалифицированных рабочих, служащих в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы : общеобразовательный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Цели дисциплины: актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению первоначальных знаний о своей будущей профессии; успешная адаптация обучающихся в колледже.

Задачи дисциплины: знакомство обучающихся с понятиями, характеризующими их будущую профессиональную деятельность; помощь обучающимся в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями будущей профессии.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление о будущей профессиональной деятельности и возможных перспективах профессионального роста;

- осознанно проанализировать выбор своей будущей профессиональной деятельности и нести личную ответственность за принятое решение;

- ориентироваться в основных понятиях, используемых в системе образования, включая профессиональное образование;

- определять основные виды сварки, соотносить свои возможности и выбор профессии для формирования будущей перспективы профессионального роста;

- краткую историю возникновения и развития технологий соединения металлов и сплавов;

- основные виды сварочных технологий;

- перспективы развития сварочного производства.

1.4 Перечень компетенций, в формировании которых принимает участие дисциплина

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

1.5 Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

всего 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 36 часов;

внеадуторной (самостоятельной) работы обучающегося – 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды работы

Максимальная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Тема 1. Введение, понятие профессии, ее общая характеристика.

Введение. Понятие профессии. Важность выбора профессии для человека. Мотивы получения профессии. Ошибки в выборе профессии. Ценности и смыслы приобретения профессии.

Условия получения профессии в нашей стране. Уровни образования, понятия профессионального образования. Виды образования: профессиональное образование и профессиональное обучение, их различия. Доступность и бесплатность среднего профессионального образования. Уровни образования, реализуемые в колледже. Понятие Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных государственных требований. Понятие лицензии на образовательную деятельность и аккредитации. Перспективы профессионального роста

Характеристика подготовки по профессии. Уровень образования, необходимый для приема на обучение; понятие квалификации, их перечень, реализуемый в колледже; понятие ЕТКС тарифного разряда (ОК 016-94), диапазон тарифных разрядов, установленный разряд выпускнику колледжа.

Контрольная работа по теме №1.

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение дополнительных материалов по теме №1: квалификационная характеристика газосварщика.

Подготовка реферата на тему: Профессия сварщика – престижность и спрос на рынке труда.

Тема 2. История развития сварки с древнейших времен

Сварка в древности. Неразъемные соединения различных деталей. Холодная сварка путем приложения деформирующих усилий. Кузнечная сварка, литейная сварка, их сущность. Использование сварки в древнем Египте, древнем Риме, древней Греции, древней Индии, находки в египетских пирамидах и Помпее. Значение кузнечной и литейной сварки в экономике и жизни.

Металлообработка в России с древнейших времен и до XIX в. Использование пайки при создании предметов быта. Находки в скифских курганах. Металлообработка в Киевской Руси в IX – XII вв. Изготовление ювелирных украшений, оружия, орудий труда. Использование пайки, кузнечной и литейной сварки.

Кузнечная сварка в России XIX в. Рост производства паровозов вагонов, паровых машин. Появление механического молота. Совершенствование конструкций печей для нагрева свариваемых заготовок. Малая производительность кузнечной сварки, непровары, их причины и последствия.

Появление электродуговой сварки. Создание физиком А. Вольта гальванического элемента. Открытие В. В. Петрова, суть открытия. Оценка открытия современниками и его реальное значение.

Работы Н. Н. Бенардоса в области сварки. Краткая биографическая справка Н.Н. Бенардоса. Его изобретения. Разработка способа дуговой сварки, получение патентов в Европе, США, создание в России научно-производственного объединения по электросварке.

Работы Н. Г. Славянова в области сварки. Краткая биографическая справка Н.Г. Славянова. Суть нового метода электросварки, преимущества. Разработка источника питания. Применение нового метода в исправлении дефектов литья, ремонте изношенных деталей. Создание сварочного полуавтомата. Значение разработок Славянова и их дальнейшая судьба в России.

Сварочные работы в России в XIX в. Роль электросварки в период индустриализации.

Разработка способа сварки под флюсом, его суть, значение и применение. Газовая сварка в России. Создание аппаратуры для газовой сварки. Разработка способа получения технического кислорода, начало широкого применения ацетилена. Подача газов из баллона, трудности и их решение.

Начало применения газовой сварки в промышленности.

Начало промышленного выпуска оборудования для газовой сварки и резки. Значение ацетилен-кислородной сварки для промышленности. Современное применение газовой сварки.

Контрольная работа по теме №2

Практическое занятие №1: ознакомление с оборудованием для дуговой сварки.

Практическое занятие №2. Ознакомление со сварочной дугой.

Практическое занятие №3. Ознакомление с оборудованием для газовой сварки и резки.

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение дополнительных источников по теме №2

Подготовка презентации на тему:

Вклад российских ученых в развитие сварочных технологий;

Роль российских инженеров-сварщиков в обеспечении научно-технического прогресса.

Выполнение индивидуальных заданий.

Подготовка учебных материалов в специальных программных средах.

Тема 3 История развития разновидностей электродуговой сварки

Разработка процесса контактной электросварки. Сущность процесса. Способы контактной сварки У. Томпсона и Н.Н. Бенардоса. Созданные У. Томпсоном элементы оборудования для контактной сварки. Развитие контактной сварки и область применения.

Разработка и развитие сварки под флюсом. Вклад Н.Г. Славянова и Д.С. Дульчевского. Сущность процесса. Использование технологии в зарубежных фирмах. Разработка отечественного способа сварки под флюсом.

Разработка процесса сварки в защитных газах. Развитие идеи Бенардоса. Применение способа в нашей стране и за рубежом. Преимущества и области применения.

История развития плазменной сварки и резки. Сущность процесса. Понятие плазмы, устройство плазмотрона. Работы Н.Н. Рыкалина. Определение области рационального применения рабочих сред при плазменной резке. Область применения плазменной сварки. Понятие и область применения микроплазменной сварки.

Контрольная работа по теме №3

Практическое занятие №4. Ознакомление с установкой контактной сварки и ее техническими параметрами.

Практическое занятие №5. Ознакомление с установкой ручной дуговой сварки и типами источников питания дуги.

Практическое занятие №6. Ознакомление с установкой аргонно-дуговой сварки

Изучение дополнительных источников по теме №3:

Сущность способа точечной контактной сварки;

Разработка процесса сварки в защитных газах;

Разработка и развитие технологии сварки под флюсом.

Подготовка презентаций по темам:

Области применения контактной сварки;

Области применения сварки в защитных газах.

Тема 4. Появление специальных способов сварки

Сварка плавлением. Сущность процесса. Лазерная, плазменная и электронно-лучевая сварка. Вклад ученых в развитие сварки плавлением. Области применения.

Сварка давлением. Сущность процесса. Диффузионная, ультразвуковая, сварка трением. Основные достоинства и недостатки. Область применения и перспективы.

Изучение дополнительных источников по теме №4

Лазерная сварка и резка;

Плазменная сварка и резка;

Подготовка презентаций на темы:

Лазерное излучение, его технические возможности;

Область применения микроплазменной сварки;

Краткая характеристика группы трудносвариваемых металлов;

Область применения ультразвуковой сварки.

Тема 5 Сварка в XXI веке. Перспективы развития.

Роль сварки в создании материальной основы современной жизни. Непрерывно увеличивающиеся объемы применения сварных конструкций. Рост мирового рынка сварных конструкций и изделий, техники и услуг, объемов научных исследований и разработок по совершенствованию сварки и родственных технологий.

Перспективы развития сварки в XXI веке.

Современные способы сварки: электронно-лучевая, диффузионная, высокочастотная. Области применения. Лидирующее положение на рынке оборудования для дуговой сварки. Компьютерное управление сварочным процессом. Совершенствование оборудования и систем управления лазерной сварки. Сокращение объемов применения оборудования газовой сварки и резки. Создание гибких модулей для плазменной сварки. Развитие средств диагностики сварных швов, совершенствование существующих технологических процессов.

Изучение дополнительных источников по теме №5

Автоматизация процессов плазменной обработки;

Гибридные способы сварки.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа дисциплины реализуется в кабинете «Теоретические основы сварки и резки металлов», в сварочной мастерской.

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия по курсу;

- макеты узлов, деталей сварочного оборудования, установок, аппаратов;

- плакаты по сварочному оборудованию и сварочным технологиям.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1 Овчинников В. В. Основы теории сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012

1 Сварка. Введение в специальность / В. А. Фролов В. В. Пешков, А.Б.Коломенский, В.А. Казаков. – М.: Изд-во Интермет Инжиниринг, 2004.- 296 c .

2 Г. Г. Чернышов. Сварочное дело. Сварка и резка металлов: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

3 В. С. Виноградов. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

4 В.. И. Маслов. Сварочные работы: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

5 В. В. Овчинников. Технология электросварочных и газосварочных работ: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

6 В. В. Овчинников. Технология газовой сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

7 В. В. Овчинников. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов.: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

8 Методическое пособие на тему: История возникновения и развития сварки. – Воронеж: ГОБУ НПО ВО «ПЛ№7 г. Воронежа», 2014

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе занятий и при проведении промежуточной аттестации.

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

О будущей профессиональной деятельности и возможных перспективах профессионального роста

Индивидуальные задания. Составление тематического глоссария. Контрольная работа. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

У.1 Осознанно проанализировать выбор своей будущей профессиональной деятельности

Индивидуальные задания. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Индивидуальное собеседование.

У.2 Ориентироваться в основных понятиях, используемых в системе образования, включая профессиональное образование

Составление тематического глоссария. Индивидуальные задания. Учебный практикум. Контрольная работа. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

У.3 Определять основные виды сварки, соотносить свои возможности и выбор профессии для формирования будущей перспективы профессионального роста

Индивидуальные задания. Практические занятия. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

З.1 Краткой истории возникновения и развития технологий соединения металлов и сплавов

Индивидуальные задания. Практические занятия. Контрольная работа. Анализ выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

З.2 Основных видов сварочных технологий

Практические занятия. Индивидуальные задания. Составление технического глоссария. Тестирование. Анализ выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

З.3 Перспектив развития сварочного производства

Индивидуальные задания. Анализ выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Подготовка презентации. Написание эссе. Индивидуальное собеседование Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Составление комплектов информационных объектов. Подготовка учебных материалов в специальных программных средах. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

ОК5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Написание эссе. Подготовка рефератов. Составление таблицы с помощью ИКТ. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, клиентами

Составление комплектов материальных объектов (отдельных узлов подъемных устройств). Участие в презентации. Выполнение учебных групповых заданий

Методическая разработка Введение в профессию "Сварщик"

Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Программа профильной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки) :

электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; сварщик ручной дуговой сварки; электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи рабочей программы – требования к результатам освоения программы.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения рабочей программы должен:

- организовывать рабочее место;

- включать, выключать и регулировать сварочное оборудование;

- определять пригодность применяемых материалов;

- рассчитывать объём работ и потребности материалов;

- выполнять дуговую наплавку валиков и сварку пластин во всех пространственных положениях шва;

- контролировать качество подготовки поверхности;

- контролировать качество сварных швов;

- соблюдать безопасные условия труда.

- требования техники безопасности, пожаробезопасности, электробезопасности при выполнении сварочных работ;

- названия и назначения сварочного оборудования и материалов;

- основные виды и способы сварки, область применения;

- правила чтения чертежей;

- технологическую последовательность выполнения сварочных работ;

- требования, предъявляемые к качеству сварных швов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:

максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки - часа;

самостоятельной работы – часа.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование результата освоения практики

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке

Выполнять сборку изделий под сварку

Проверять точность сборки

Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций

Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда

Сварочное производство (Введение в специальность)

Радченко М. В. Сварочное производство (Введение в специальность) : монография

Радченко М. В. Сварочное производство (Введение в специальность) : монография / М. В. Радченко, В. Г. Радченко ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул, 2009. – 194 с.

Данное издание посвящается 90-летию со дня рождения Бориса Евгеньевича Патона – трижды Академика, Действительного члена трех Академий наук: СССР, России, Украины, четырежды Лауреата: Ленинской премии СССР, Государственной премии СССР, Ломоносовской премии Академии наук СССР, Государственной премии Украинской ССР, профессора, доктора технических наук.

Монография может быть использована в качестве учебного пособия для студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и специальностей факультетов: механико-технологического, инженерной педагогики и информатики, автоматизированных производств, информационных технологий и бизнеса, строительно-технологического, слушателей курсов повышения квалификации, переподготовки кадров, Головного аттестационного центра Алтайского региона (ГАЦ АР) Национального Агентства Контроля и Сварки (НАКС) России, Образовательного центра по сварке АлтГТУ («ОЦ-Сварка»), для слушателей Центра специальной подготовки (ЦСП) по сварочному производству и других.

В монографии обобщены сведения исторического, теоретического и методического характера, приведены практические рекомендации по выбору наиболее эффективных способов сварки, с широким использованием компьютерной техники, достижений сварочной науки, робототехники, передового производственного опыта и сети «Интернет».

1 Формирование профессиональных специалистов-сварщиков
1.1 Квалификационная характеристика бакалавра, инженера и магистра
1.2 Инженер-сварщик – должность творческая
1.3 Роль инженеров в современном обществе
1.4 Виды инженерной деятельности и связь между ними
1.5 Место сварки в современной технике

2 Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства

3 Общие требования к квалификации сварщиков и специалистов сварочного производства

4 Сварочная наука и техника вчера, сегодня и завтра
4.1 Кузнечная сварка давлением
4.2 Газовая сварка плавлением и газопламенная обработка
4.3 Сварка плавлением
4.4 Электрическая сварка – великое русское изобретение! Электрическая дуга Петрова

5 Электродуговая сварка
5.1 Электродуговая сварка неплавящимся электродом (Н. Н. Бенардос)
5.2 Электродуговая сварка металлическим плавящимся электродом и электрическая отливка металлов (Н. Г. Славянов)
5.3 Электродуговая сварка в защитных газах

6 Автоматическая скоростная электродуговая сварка голой электродной проволокой под слоем флюса

7 Электрошлаковая сварка

8 Электрошлаковый переплав и электрошлаковая технология

9 Контактная электросварка – сварка давлением

10 Современные способы сварки
10.1 Электронно-лучевая сварка в вакууме (ЭЛС)
10.2 Лазерная и плазменная сварка
10.3 Ультразвуковая резка и сварка биологических тканей
10.4 Холодная сварка давлением (Al, Ni, Pb, Zn, Ag, Ti и др.)
10.5 Сварка трением
10.6 Диффузионная сварка в вакууме давлением
10.7 Сварка взрывом

11 Краткая характеристика некоторых других способов сварки

12 Пайка металлов

13 Наплавка металлов и сплавов

14 Разделительная резка

15 Специфика механизации, автоматизации и роботизации сварочного производства

16 Сварка в особых условиях и областях
16.1 Сварка под водой
16.2 Электронно-лучевая сварка в открытом космосе

Приложение А – Квалификационная характеристика бакалавра-сварщика
Приложение Б – Квалификационная характеристика инженера-сварщика по специальности «Оборудование и технология сварочного производства»

Предлагаемая монография призвана помочь будущему специалисту ознакомиться с историей возникновения и развития сварки, выявить взаимосвязи различных явлений, присущих процессу сварки, уяснить необходимость и перспективность приложения своего труда, таланта, идей в деле совершенствования сварки.
В процессе изготовления машин, механизмов, изделий и конструкций предприятия машиностроения всех отраслей производства, включая огромные объемы строительства, перерабатывают миллионы тонн различных сталей, легких и титановых сплавов, композиционных и неметаллических полимерных материалов.
Выполнение этих важнейших работ немыслимо без широкого, комплексного использования самых совершенных достижений науки и техники и передового производственного опыта в области сварочного производства.

Современная сварка – один из ведущих технологических процессов получения неразъемных соединений деталей, изделий и конструкций, достигаемых за счет возникновения атомно-молекулярных связей между элементарными частицами соединяемых тел. Сегодня невозможно назвать ни одну отрасль хозяйства, ни одно предприятие, где бы не применялась сварочная наука и техника, которая является ведущей, главенствующей не только в сварочном производстве.
Сварщики – ученые, инженеры, техники и высококвалифицированные рабочие изготовляют сварные транзисторы и супертанкеры, микросхемы для компьютеров – ЭВМ и космические корабли, автомобили и трансконтинентальные нефте- и газопроводы, мощные энергетические, в том числе атомные установки и сельскохозяйственные машины, электронную аппаратуру и мощнейшие механические прессы, самые современные самолеты, вертолеты, морские корабли, подводные крейсеры, сварочные роботы и многое, многое другое, помогают медикам разрезать и сваривать биологические ткани человеческого организма.

Сварочное производство сегодня – это сварка, наплавка, разделительная резка, напыление, упрочнение поверхностей деталей, изделий, машин и сварных конструкций, создание защитных покрытий и другие эффективные процессы.

В сварочной науке и технике все шире применяют самые современные источники воздействия на металлы и неметаллические материалы, источники локального нагрева – электронный и лазерный лучи, энергию взрыва и плазмы, электрошлаковую ванну, индукционный нагрев и давление в вакууме, ультразвуковые колебания, сверхзвуковые газовые струи и многие другие источники.

Особенно большие возможности для автоматизации сварочного производства открывают робототехнические комплексы (РТК), адаптируемые роботы-сварщики, оснащенные автоматическими системами поиска разделки кромок свариваемых элементов, слежения за линией соединения и сварки, управляемые с помощью электроники, персональных компьютеров (ПЭВМ) и сверхмощных ЭВМ на базе самых современных компьютеров.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом широко используют разработанные отечественными учеными, инженерами, специалистами-производственниками и новаторами рабочими-сварщиками наиболее прогрессивные сварочные процессы, новейшие технологии и оборудование; они оказывают решающее влияние на специфику производства сварных конструкций, деталей машин, изделий и механизмов, всех отраслей производства в нашем Отечестве, в ближнем и дальнем Зарубежье и получили мировое признание и научные награды нашей Родины – Ленинские премии, Государственные премии СССР, премии Украинской и Белорусской ССР, Российской Федерации, премии Совета Министров СССР и РСФСР, премии академика Е. О. Патона и другие.

Общее количество способов, приемов и технологических разновидностей сварочного производства сегодня свыше ста. Однако и теперь сварщики – ученые, инженеры, в содружестве со специалистами других отраслей усиленно работают над созданием новых способов сварки, все более прогрессивных технологий и нового, совершенного сварочного оборудования. В развитии сварочного производства принято основное направление на его роботизацию с использованием электроники, вычислительной техники, компьютеров, автоматизированных систем управления технологическими процессами – АСУ ТП. Ведутся научные разработки новых, еще более эффективных сварочных процессов, в т. ч. с широким научным и практическим применением ионного луча, высококонцентрированных источников нагрева в атмосфере и в вакууме [14].

И не случайно Академик ПАТОН Борис Евгеньевич пророчески сказал: «Сварке принадлежит великое будущее среди лучших творений человеческого разума!»
Патон Борис Евгеньевич (р. 27 ноября 1918 г.) – выдающийся ученый в области сварки и металлургии металлов, действительный член (академик) АН СССР, Академии наук Российской Федерации, академик АН УССР разработал принципиально новый процесс – однопроходную электрошлаковую сварку (ЭШС), которая была осуществлена в начале 50-х гг. прошлого века сотрудниками Института электросварки (ИЭС) им. Е. О. Патона АН УССР при творческом содружестве с ведущими заводами: НКМЗ, Таганрогским «Красный котельщик».

Б. Е. Патон – Академик, доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и УССР, Ломоносовской премии Академии Наук СССР, Дважды Герой Социалистического Труда, Герой Украины,Директор Института Электросварки им. Е. О. Патона, бессменный Президент Академии Наук Украины, автор электрошлаковой сварки (ЭШС), принципов регулирования электрической дуги и электронного луча, сварки порошковой проволокой.

Разрабатывая ЭШС, Б. Е. Патон последующие годы посвятил реализации идей, относящихся не только к электрошлаковой сварке, но также к управляемому переносу расплавленного металла, которые легли в основу создания и совершенствования способов импульсно-дуговой сварки, электронно-лучевой и микроплазменной сварки, сварки порошковой и активированной проволокой и др. Исследования процесса контактной стыковой сварки, проводившиеся под руководством Б.Е. Патона, позволили создать не имеющую аналогов высокопроизводительную технику и технологию для сварки труб большого диаметра магистральных газо- и нефтепроводов в труднодоступных районах нашей страны и сварки магистральных железнодорожных рельсов.

На основе изучения способов сварки Б. Е. Патону и его соратникам ИЭС удалось создать новое направление перспективной отрасли металлургии – специальной электрометаллургии. По его инициативе и при непосредственном участии созданы процессы электрошлакового, электронно-лучевого и плазменного переплавов (ЭШП, ЭЛП, ПДП), электрошлакового литья (ЭШЛ), электронно-лучевого испарения и осаждения материалов из паровой фазы, ионно-плазменного напыления, получившие широкое применение при изготовлении металлических и композиционных материалов, а также покрытий с особыми свойствами для нужд электроники, судостроения, авиационной и космической техники.
Трудно перечислить все направления исследований, в которых Борис Евгеньевич сыграл ведущую роль и которые получили широкое признание и дальнейшее развитие в нашей стране и за рубежом, о чем свидетельствуют высокие оценки разработки большинства новых способов сварки, наплавки, переплава, литья, упрочнения и создания защитных покрытий поверхностей и др., изложенные в последующих разделах данной монографии [10, 11].

Читайте также: