Сварочные работы какой косгу

Обновлено: 05.05.2024

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ требуют относить расходы к определенному коду исходя из экономического содержания хозяйственной операции. Правильный выбор из подстатей 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ — своеобразная лакмусовая бумажка профессионализма бухгалтера.

Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2016 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.

Применение нового КОСГУ

Финансовое ведомство старается сделать для каждого кода максимально подробный перечень услуг и работ. Программы, автоматизирующие бухгалтерский учет, тщательно контролируют хозяйственные операции. Однако у бухгалтеров часто возникают вопросы, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). И не зря. Неправильное применение классификации проверяющие расценят как использование средств не по назначению, даже если речь идет о кодах, которые отличаются только одним знаком третьего разряда, как в случае с подстатьями 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее — 226 КОСГУ и 225 КОСГУ). За это нарушение на главного бухгалтера может быть наложен штраф.

В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23. Он допускает ситуации, когда расходы могут быть отнесены как к одной статье КОСГУ, так и к другой. В этом случае решение бухгалтера не признается нарушением, ему не может быть вменено нецелевое использование бюджетных средств. Но применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно из-за подробной детализации статей. Как показывает практика, проблемы возникают, если бухгалтер не вникает до конца в суть учитываемых хозяйственных операций.

Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев, в которых бухгалтеры бюджетной сферы задаются вопросом: 225 или 226?

Аттестация и экспертиза рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — мероприятие обязательное, подкрепленное требованиями законодательства. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Чаще всего для аттестации рабочих мест учреждения привлекают сторонние организации.

Рабочие места относятся к имущественному комплексу. Указания № 65н требуют относить расходы на содержание и обслуживание нефинансовых активов, к которым относятся и здания, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Справедливо было бы отнести к ней и аттестацию рабочих мест по условиям труда: она необходима, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации (содержанию) имущества.

Но в Указаниях № 65н по данной статье нет подобных работ и услуг. В то же время расходы, которые не упомянуты в подстатьях 221–225 КОСГУ, должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Ранее бухгалтеры причисляли расходы на аттестацию рабочих мест к финансовому обеспечению мер, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания работников, за счет средств страховых взносов, т.е. распределяли на 213 КОСГУ. Но Приказ Минфина РФ от 29.12.2016 № 246н данный пункт исключил, поэтому отнести эти суммы на КОСГУ 213 сейчас нельзя.

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий и процедур, он гораздо шире, чем просто эксплуатация (содержание) имущества. Поэтому здесь однозначно стоит выбрать 226 КОСГУ.

Аттестация оборудования

Похожий вопрос возникает если речь идет о расходах на аттестацию непосредственно оборудования, которые стоит на балансе организации.

Ответ кроется в сути оказываемых услуг, в назначении затраченных средств. Если аттестация оборудования — это необходимое условие его эксплуатации (определенный перечень работ, проводимых с установленной периодичностью), то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если же учреждение проводит аттестацию оборудования, чтобы выявить необходимость проведения его ремонта, определить ресурс работоспособности и т.п., то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций. На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226. Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.

Установка и ремонт окон

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Учреждение может заключить договор с подрядчиком на ряд ремонтных работ. Их перечень может включать в себя не только установку окон, но и мероприятия, которые изменят нормативные показатели здания: площадь полезного использования, эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Это может быть достройка, реконструкция, дооборудование строения. Эти расходы ложатся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон. Ремонтные работы — это, прежде всего, восстановление или поддержание эксплуатационных показателей объектов основных средств, в частности зданий и сооружений.

Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».

Если вы все же применили в договоре (контракте) формулировку «установка окон» и списали расходы на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, вы рискуете получить возражения от контролирующих органов.

Стрижка и спил деревьев

Затраты на уход за деревьями можно определить к какой-либо статье КОСГУ после того, как определено, являются ли они частью имущества организации. Если деревья растут на земле учреждения, они однозначно относятся к имуществу.

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)

Отдельный вопрос связан с применением Указаний № 65н, если учреждение получило предписание на спил опасных, аварийных деревьев на своем земельном участке. Это зависит от того, имеет ли учреждение право на постоянное пользование этой землей. Если да, то отнесите расходы на 225 КОСГУ, в ином случае на 226 КОСГУ. Тем же правилом можно руководствоваться, чтобы учесть затраты на корчевание пней.

А если вы планируете использовать спиленные стволы и ветви в котельной, то оплата подрядчику за распиловку, колку и укладку дров пройдет по 226 статье «Прочие работы, услуги».

Сварочные работы какой косгу

Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на:

(в ред. Приказа Минфина России от 12.03.2015 N 36н)

(см. текст в предыдущей редакции)

содержание нефинансовых активов в чистоте:

- уборка снега, мусора;

- вывоз снега, мусора, твердых бытовых и промышленных отходов (в том числе, медицинских и радиационно-опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация мусора (твердых бытовых, промышленных отходов), в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора, осуществляет исполнитель;

- дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация;

- санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (химчистка) имущества (транспорта, помещений, окон и т.д.), натирка полов, прачечные услуги;

ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов:

- устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

- поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;

- проведение некапитальной перепланировки помещений;

- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;

- проведение работ по реставрации нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;

- восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых, отражаются по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги";

противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества:

- установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные);

- измерение сопротивления изоляции электропроводки, испытание устройств защитного заземления;

- проведение испытаний пожарных кранов;

- пусконаладочные работы "под нагрузкой" (расходы некапитального характера, осуществляемые при эксплуатации объектов нефинансовых активов);

расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния:

- государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений, в т.ч. весового хозяйства, манометров, термометров медицинских, уровнемеров, приборов учета, перепадомеров, измерительных медицинских аппаратов, спидометров;

- обследование технического состояния (аттестация) объектов нефинансовых активов, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая, диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности;

проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также проведение бактериологических исследований иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инструментов и т.п.);

замазка, оклейка окон;

услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;

Подстатья 226 Прочие работы, услуги

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 - 225, в том числе:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:

- проведение архитектурно-археологических обмеров;

- разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;

- межевание границ земельных участков;

- работы по типовому проектированию;

- разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;

- разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;

- разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;

- возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;

- установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств");

- пусконаладочные работы "вхолостую" (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;

услуги в области информационных технологий:

- приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

- приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;

- обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;

- услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;

- периодическая проверка (в т.ч. аттестация) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;

типографские работы, услуги:

медицинские услуги (в том, числе, диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);

иные работы и услуги:

- приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности;

- проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т.п.);

- услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;

- услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами, (ведомственная, вневедомственная, пожарная и другая охрана);

- услуги рекламного характера (в т.ч., размещение объявлений в средствах массовой информации);

- услуги по курьерской доставке;

- услуги по демеркуризации;

- услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;

- услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;

- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- расходы на оплату услуг по организации питания;

- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;

(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)

- оплата за проживания в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;

- услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;

- услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;

- проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;

- работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;

- работы по распиловке, колке и укладке дров;

- услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;

- работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;

- услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;

- услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);

- нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;

- услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;

- услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);

- услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. (в т.ч. взносы за участие в указанных мероприятиях);

- услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;

- выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;

- выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;

- услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;

- плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;

- выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;

- услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;

Нецелевое использование. Как распознать 225, 226 или 310 статью КОСГУ?

Иногда не просто сделать выбор, по какой подстатье КОСГУ провести расходы: 225, 310 или 226. Это связано с тем, что формулировки не всегда позволяют определить экономическое содержание расходов.

Рассмотрим, какие ошибки допускают бухгалтеры при выборе кода. И как их избежать.

Подменяют понятия

К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Вопросы чаще возникают по содержанию имущества, чем по ремонту, поэтому подробнее остановимся на нем. Ремонт - это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно¬сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак¬теристик. Содержание – это работы и услуги для поддержания или восстановления функциональных характеристик объекта.



Важно запомнить!
К содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредственно с его эксплуатацией или поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (код 226 КОСГУ), транспортировка (код 222 КОГСУ), страхование (код 226 КОСГУ).

Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

Все по полочкам

Для того чтобы четко понимать, какие расходы следует относить на статью 225, а какие на статью 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо¬дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери¬стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к статье у 225 КОСГУ. Например, монтаж оборудования или дератизацию помещения, которые учреждению не принадлежат, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.



Совет
Перечень услуг, которые отражают по подстатье 226 КОСГУ, открытый. Поэтому в каждой ситуации задавайтесь вопросом: для чего проводятся те или иные работы.

Сложности с разграничением сферы применения подстатей 225 и 226 КОСГУ могут возникнуть при благоустройстве территории.

Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.

Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.

И тут главное не ошибиться, ведь расходование бюджетных средств по кодам КОСГУ, не соответствующим их целевому содержанию, может быть расценено как нецелевое расходование таких средств, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, поэтому бухгалтерии всегда необходимо знать мнение проверяющих органов, а также мнения суда по данному вопросу.

Распространенные ошибки при выборе статьи

Предмет договора (контракта)

Ошибочный вариант
Правильный вариант
Покупка Программного обеспечения – право использования, услуги по установке, переустановке и настройкеОтнести затраты на 225Отнести затраты на 226
Проведение ремонта помещенияОтнести затраты на 226Отнести затраты на 225
Разработка проектной документации для проведения ремонтаОтнести затраты на 225Отнести затраты на 226
Ремонт оборудованияОтнести затраты на 226 или 310 статьюОтнести затраты на 225
Демонтаж оборудованияОтнести затраты на 225Отнести затраты на 226
Усовершенствование оборудованияОтнести затраты на 225Отнести затраты на 310
Поверка и замеры сопротивления изоляции электропроводки на объектах учрежденияОтнести затраты на 225Отнести затраты на 226

часа в сутки
7 дней в неделю

Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.

Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!

Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Жукунова А. Л.

Выбор подстатьи КОСГУ зависит от того, какой договор заключило учреждение.

  • Если в один договор включена стоимость и счетчика, и работы по его установке, то расходы отражают по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Согласно п. 45 Инструкции № 157н внутренние инженерно-технические сети и системы не учитываются как инвентарные объекты, таковыми признаются только их оконечные приборы. Поэтому установленный и введенный в эксплуатацию счетчик является самостоятельным инвентарным объектом ОС. Кроме того, срок его службы составляет более 12 месяцев, что также является критерием отнесения теплосчетчика к ОС.

  • Если же учреждение заключило отдельные договоры (по одному покупает теплосчетчик, а по второму оплачивает его установку), то расходы на приобретение прибора отражают по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ. Выбор подстатьи связан с тем, что требующее монтажа оборудование относится к материальным запасам (пп. 99, 118 Инструкции № 157н).

Поверка счетчика учитывается по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

По какому коду КОСГУ правильно приобрести и заменить линолеум?

Перечень стройматериалов поименован в п. 118 Инструкции № 157н. Напольных покрытий в этом перечне нет. Фактически линолеум — это отделочный материал, а их принято относить к строительным. Чтобы избежать разногласий с проверяющими, закрепите перечень строительных материалов в учетной политике учреждения.

Если учреждение покупает линолеум по отдельному договору, используйте код КОСГУ 344 «Увеличение стоимости строительных материалов». Расходы по договору на укладку покрытия силами сторонних организаций учитывайте по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Текущие ремонтные работы можно проводить своими силами. Если в штате есть рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не надо заключать с ним дополнительный гражданско-правовой договор, так как сотрудник получает заработную плату. В этом случае для ремонта понадобятся только расходные строительные материалы.

По какому КОСГУ (346 или 310) учреждению необходимо оплатить покупку плоскогубцев, бокорезов, длинногубцев и других инструментов?

Учреждение самостоятельно принимает решение, куда отнести материальные ценности: к основным средствам или материальным запасам.

Если комиссия по поступлению и выбытию активов решит, что инструменты соответствуют критериям основных средств, то расходы нужно отразить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В другом случае отнести их на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Стоимость плоскогубцев, бокорезов, длинногубцев и других инструментов не имеет значения при их отнесении к ОС или МЗ. Одно из главных условий — срок их полезного использования: он должен быть более 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»).

Требования к определению срока использования объекта основных средств закреплены в п. 35 СГС «Основные средства»:

  1. Если ОС в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 включены в амортизационные группы с первой по девятую, то срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для этих групп.
  2. Если в Постановлении № 1 нет нужного наименования ОС, то комиссия по поступлению и выбытию активов может воспользоваться рекомендациями производителя и установить срок полезного использования с учетом гарантийного срока использования ОС.

Обратите внимание: к основным средствам не относятся материальные ценности, перечисленные в п. 99 Инструкции № 157н.

Бюджетное учреждение безвозмездно передает ОС другому учреждению того же ведомства. Правильно ли бухгалтер применяет КВР 803 и КОСГУ 281 к счету 401 20?

С 1 января 2022 года для отражения безвозмездных неденежных передач применяются КВР 801–809 (п. 48.8.9–48.8.17 Порядка № 85н). Внутриведомственные расчеты с бюджетными и автономными учреждениями отражаются с применением КВР 803.

Если получатели — это бюджетные и автономные учреждения, то операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов учитываются по подстатье 281 КОСГУ (п. 10.8.1 Порядка № 209н).

Безвозмездная передача ОС от одного бюджетного учреждения другому бюджетному учреждению того же ведомства отражается проводками:

  • передана балансовая стоимость основного средства: Дт 803 0 401 20 281 Кт 000 0 101 ХХ 410,
  • передана сумма ранее начисленной амортизации: Дт 000 0 104 ХХ 411 Кт 803 0 401 20 281.

Автономное учреждение заключает договор на поставку бутилированной воды для сотрудников за счет приносящей доход деятельности. Кулеры уже есть. В учреждении не предусмотрена комната приема пищи, работает система центрального водоснабжения, но нет санитарного заключения о состоянии водопроводной воды. Фактически это решение руководителя обеспечить сотрудников чистой питьевой водой. Какой код КОСГУ применить?

Методические рекомендации Минфина РФ при таких условиях предлагают отражать расходы на покупку бутилированной питьевой воды учреждением, в чьи функции не входит обеспечение различного контингента питанием, по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Методические рекомендации Минфина «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи/подстатьи классификации операций сектора государственного управления КОСГУ» вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Учреждение заключило договор с единственным поставщиком на вывоз мусора по КВР 244 и КОСГУ 225, оплачивало выставленные акты. Из статьи по бухучету бухгалтер узнал, что если ТКО вывозит региональный оператор, то необходимо заключать договор на вывоз по другим кодам. Как быть?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Это закреплено в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

С 2019 года расходы на обращение с ТКО, как и на коммунальные услуги, относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка № 209н)

Выбор этой подстатьи зависит от того, заключен ли договор на вывоз ТКО с региональным оператором. Если есть договор с другими организациями или вывозятся отходы и мусор, не относящиеся к ТКО, расходы отражают по подстатье КОСГУ 225. Этот вывод следует из ч. 20
ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ: «Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами…».

Не все регионы работают одинаково, поэтому отражать расходы на вывоз ТКО нужно:

  • по коду КОСГУ 223, если действует региональный оператор по обращению с ТКО и региональные власти утвердили единые тарифы на услугу. Учреждения, в деятельности которых образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором;
  • по коду КОСГУ 225, если в регионе нет регионального оператора и единых тарифов.

Расходы на вывоз отходов нужно оплачивать по КВР 244.

В описанной ситуации нужно уточнить, что именно вывозится и с кем заключен договор. При необходимости внести изменения в план-график, в ПФХД и в бухгалтерский учет.

Хотите знать больше о практике применения кодов бюджетного учета, смотрите наш вебинар «КОСГУ и КВР. Практические решения».

МБУ получило целевую субсидию для заключения договора на подготовку проекта капитального ремонта бассейна и внутренних помещений здания. Бассейн не числится на балансе учреждения. По какому КОСГУ И КВР учреждению учитывать эти расходы?

Несмотря на то что учреждение — не балансодержатель ремонтируемого имущества, скорее всего, объект будет передан ему для исполнения возложенных полномочий. В такой ситуации можно организовать учет принятого на ремонт имущества на забалансовом счете.

Так как специального счета для рассматриваемого случая не предусмотрено, учреждение может ввести дополнительный забалансовый счет или вести учет на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Он предназначен в том числе для учета имущества, которым учреждение пользуется по решению учредителя, но без закрепления права оперативного управления.

Затраты на разработку проектной документации в этом случае будут формировать капитальные вложения по предстоящему ремонту на счете 106 «Вложения в нефинансовые активы», которые впоследствии необходимо будет передать балансодержателю объекта.

Затраты на разработку нужно отражать по КРВ 243, КОСГУ 310.

По итогам проверки МЧС автономному учреждению предписано провести оценку пожарных рисков. Техзаданием предусмотрено: «С целью устранения замечаний выполнить:

анализ пожарной опасности объекта;

предварительный расчет пожарного риска;

разработку и согласование с заказчиком компенсирующих мероприятий для снижения величины пожарного риска;

расчет пожарных рисков объекта и НОР с оформлением отчета;

согласование расчета пожарных рисков и компенсирующих мероприятий с МЧС».

На какие КВР и КОСГУ отнести расходы на эти услуги?

Услуги по анализу пожарной безопасности, расчету и оценке пожарного риска оплачивают по КВР 244.

Перечисленные мероприятия относятся к работам, которые проводят, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации и содержанию имущества и определить его техническое состояние.

Учреждение приобрело годовую подписку на электронный справочник. Правильно ли оплатили ее по КОСГУ 226? Необходимо ли отражать право пользования справочником на счете 111?

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это закреплено в п. 10.8.1 Порядка № 209н. Расчеты по договору на подписку на электронный справочник ведут на счете 302 26 000.

Выбирать счет учета неисключительных прав на базу данных нужно в зависимости от того, на какой срок предоставлен доступ к электронному справочнику.

Минфин в Письме от 21.05.2021 № 02-07-10/39951 уточнил, что приобретаемые с 1 января 2021 года неисключительные права на программное обеспечение со сроком полезного использования не более 12 месяцев в бухгалтерском учете не подлежат отражению на балансовых счетах 0 102 00 000 «Нематериальные активы» и 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами».

Если срок договора подписки на электронный справочник 12 месяцев и меньше, учитывать права на счете 0 111 61 000 не нужно. Затраты списывают:

Если срок договора подписки на электронный справочник больше 12 месяцев, то права пользования отражают на счете 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных». В разрядах 24–26 счета 0 111 6I 000 указывают подстатью КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Учреждение приобрело системный блок и ПО для него. По какому коду КОСГУ учитывать покупку программного обеспечения?

В первоначальную стоимость системного блока включают и стоимость программного обеспечения, если компьютер приобретен без минимального ПО и после установки программы лицензия на нее привязана к конкретному компьютеру.

В этом случае расходы на ПО — это затраты на доведение имущества до состояния, пригодного к использованию. Например, покупаете отдельно компьютер и операционную систему к нему. Так как без операционной системы компьютер использовать нельзя, ее стоимость формирует первоначальную стоимость компьютера. Расходы на покупку ПО в этом случае нужно учитывать по коду КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Читайте также: