Сварочный аппарат советского времени

Обновлено: 02.05.2024

Каталог электротехнического оборудования > Электросварочное оборудование > Источники электропитания для электродуговой сварки, резки и наплавки > Сварочные выпрямители > Выпрямитель сварочный ВД-121 У2 «УНИВЕРСАЛ»

Общие сведения

Выпрямитель ВД-121 У2 «УНИВЕРСАЛ» предназначен для сварки наплавки и резки электрической дугой стальных деталей при ремонте и изготовлении различных конструкций.
Выпрямитель дополнительно может использоваться для:
запуска холодного двигателя легкового автомобиля на морозе до минус 30°С, обеспечивая надежный и быстрый пуск, а также увеличение срока службы аккумулятора;
питание различных электроприборов, рассчитанных на постоянное напряжение 12 В.
Для сварки используются штучные сварочные электроды диаметром 2 и 3 мм всех марок.
Выпрямитель обеспечивает глубину проплавливания при сварке до 5 мм и резку стали толщиной до 4 мм включительно.

Структура условного обозначения

ВД-121 У2 «УНИВЕРСАЛ»:
ВД — выпрямитель для дуговой сварки;
12 — номинальный сварочный ток, десятки А;
1 — номер модификации;
У2 — климатическое исполнение и категория размещения
по ГОСТ 15150-69;
«УНИВЕРСАЛ» — торговая марка.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 1000 м.
Температура окружающей среды от минус 45 до 45°С.
Относительная влажность воздуха не более 98% при температуре 25°С.
Исключение воздействия дождя или снега.
Выпрямитель не требует защитного заземления, так как в его конструкции применена система двойной изоляции.
При работе с выпрямителем допускается наличие не более одного условия повышенной электробезопасности:
Сырости (относительная влажность более 75%).
Токопроводящих полов (земляных, металлических, железобетонных и кирпичных).
Высокой температуры (длительно более 30°С).
Возможности одновременного прикосновения человека, к имеющим соединение с землей металлическим предметом с одной стороны и металлическими частями корпуса выпрямителя с другой.
Выпрямитель соответствует требованиям ТУ 16-93 ДШИБ.435211.006 ТУ.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-93 ДШИБ.435211.006 ТУ

Технические характеристики

Напряжение питающей сети, В — 220+10% Частота питающей сети, Гц — 50 Номинальный сварочный ток, А, на ступенях: 40 — 40 60 — 60 80 — 80 125 — 125 Номинальная продолжительность нагрузки (ПН), % — 20 Продолжительность цикла сварки, мин — 5 Диапазон регулирования сварочного тока, А, на ступенях: 40 — 35-45 60 — 55-65 80 — 80-100 125 — 110-140 Режим работы — Повторно- кратковременный Напряжение ХХ, В, не более — 50 Номинальный выпрямленный ток в период пуска, А — 200 Режим пуска, с: работа, с, не более — 10 пауза, с, не менее — 60 Выпрямленное напряжение на ступени П (без нагрузки), В — 12-14 Эквивалентный ток, потребляемый из сети, А, не более — 15 Средняя мощность, потребляемая из сети, кВт, не более — 1 Расход электроэнергии за 1 ч работы, кВт·ч, не более — 1 Габаритные размеры, мм — 480x220x340 Масса, кг — 29
Гарантийный срок эксплуатации — 1 год со дня продажи выпрямителя.

Конструкция и принцип действия

На панель управления выпрямителя (рис. 1) выведены пластмассовая колодка переключателя вида работ и ступеней сварки, замыкатель, сигнальная лампа и клеммная колодка.

Панель управления выпрямителя ВД-121 У2 «УНИВЕРСАЛ»:
1 — клеммная колодка;
2 — сигнальная лампа;
3 — замыкатель;
4 — пластмассовая колодка переключателя
Выпрямитель включается автоматическим выключателем, расположенным на задней панели выпрямителя.
Режим сварки или пуска устанавливается переключателем втычного типа. Замыкатель вставляется до упора в одно из гнезд пластмассовой колодки переключателя и таким образом подключается соответствующая цепь к выходным зажимам клеммной колодки.
Выпрямленное напряжение снимается с клеммной колодки с тремя винтовыми зажимами. Зажим «+» является общим для всех видов работ.
В колпачке электрододержателя имеется отверстие для электрода, который закрепляется и освобождается вращением колпачка.
Выпрямитель преобразует переменное напряжение электросети в пониженное выпрямленное напряжение и ток со специальными характеристиками, необходимыми для сварки, а также для питания стартера и 12-вольтовых электроприборов.
Электрическая принципиальная схема выпрямителя представлена на рис. 2.

Электрическая принципиальная схема выпрямителя ВД-121 У2 «УНИВЕРСАЛ»:
QF — автоматический выключатель;
М — вентилятор;
С1-С6 — конденсаторы;
TV — трансформатор;
SA — переключатель втычного типа;
HL — сигнальная лампа;
VD1, VD2 — выпрямительные блоки;
L — дроссель;
ХР — вилка;
ХТ — клеммная колодка;
RU — варистор;
БК1-БК5 — выводы большой катушки трансформатора;
МК1-МК5 — выводы малой катушки трансформатора
Для проведения сварки кабели от электрододержателя и зажима присоединяются к зажимам «+» и «-» («Сварка») клеммной колодки. Зажим «крокодил» прикрепляется к свариваемой детали. Электрод закрепляется в электрододержателе. Замыкатель вставляется в гнездо переключателя в соответствии с выбранной ступенью сварки. Далее включается выпрямитель, при этом должна загореться сигнальная лампа.
Диаметр электрода выбирается в зависимости от толщины кромок свариваемых деталей по таблице.

Толщина кромок, мм

Диаметр электрода, мм

При сварке деталей, требующих большого разогревания кромок, глубокого проплавливания, при резке, а также при сварке графитовым и угольным электродом электрододержатель подключается к зажиму «-» сварочной цепи выпрямителя, а при сварке и наплавке тонколистовых конструкций (1-2 мм) и нержавеющих сталей — к зажиму «+».
Зажигание дуги производится одним из двух способов. Можно коснуться свариваемого изделия торцом электрода и затем отвести электрод от поверхности образовавшейся дуги. Можно также быстрым боковым скользящим движением коснуться свариваемого изделия и затем отвести электрод от поверхности изделия на такое же расстояние.
Для получения плотного и ровного шва при сварке на горизонтальной плоскости электрод должен иметь наклон от вертикали в сторону ведения шва на 15-30°. Если необходимо получить широкий шов, то при продвижении вдоль него одновременно совершаются поперечные колебательные движения электродом.

При сварке тонкого металла 1-3 мм, во избежание сквозных прожогов, поперечные движения электродом не делают, применяют сварку с периодическим прерыванием дуги.
Резка электрической дугой представляет процесс выплавления металла из зоны резания. Дуга зажигается на кромке разрезаемого листа так, чтобы расплавленный металл имел возможность свободного стекания. Резка производится электродом диаметром 2 мм на ступени 125.
Наплавка применяется для восстановления изношенных поверхностей деталей. Накладываются отдельные валики параллельно друг другу. Каждый последующий валик расплавляет часть уже наложенного. Наплавка производится электродом диаметром 3 мм на ступени 125. Наклон электрода от вертикали следует увеличить, чтобы уменьшить глубину проплавления.
Время непрерывного горения сварочной дуги должно быть ограничено во избежание перегрева и выхода из строя выпрямителя и прежде всего выпрямительных диодов. Поэтому периоды сварки должны чередоваться с обязательными перерывами в работе (паузами).
При автоматическом срабатывании выключателя следует сделать паузу 5-10 мин.
Для увеличения срока службы выпрямителя непрерывная работа в режимах, указанных в таблице, должна продолжаться не более 4 ч, после чего необходимо сделать перерыв и охладить выпрямитель температуры воздуха.
При пуске двигателя выпрямитель соединяется с аккумуляторной батареей автомобиля посредством двух кабелей с зажимами «крокодил».
Один кабель соединяет винтовой зажим «+» на клеммной колодке с плюсовым выводом аккумулятора (зажим «крокодил» цепляется прямо на вывод аккумулятора и провод, отходящий от вывода к стартеру, без каких-либо пересоединений в схеме автомобиля).
Другой кабель должен соединять винтовой зажим «-» («Пуск») с минусовым выводом аккумулятора. Замыкатель устанавливается в гнездо «П» втычного переключателя. Выпрямитель включается в сеть.
Производя подзарядку аккумулятора в течение 3-4 мин, осуществляют запуск двигателя стартером. Длительность работы стартера не должна превышать 10 с при паузах между пусками не менее 1 мин. Общее число таких циклов пуска не более 10 подряд.
Питание 12-вольтовых электроприборов осуществляется от зажимов «+» и «-» («Пуск») при установке замыкателя в гнездо «П» на втычном переключателе.
Питаемые одновременно электроприборы не должны быть суммарной мощности более 360 Вт (30 А) (безопасное освещение, электровулканизатор, насос для мойки, компрессор, вентилятор, пылесос и т. п., исключая радиоаппаратуру, требующую дополнительных фильтров).

В комплект поставки входят: сварочный выпрямитель, щиток сварщика, электрододержатель с кабелем, зажим «крокодил» с кабелем длиной 1,8 м, зажим «крокодил» с кабелем длиной 3 м, розетка на 10 А, светофильтр С4 (Э1), светофильтр С5 (Э2), лампа КМ 24-90 (сигнальная запасная), сварочные электроды диаметром 2 и 3 мм по 10 шт., пробная стальная пластинка, зажим (3 шт.), замыкатель и руководство по эксплуатации.

Сколько меди в ВДГ-303УЗ сварочный произведенный в СССР?


Сварочный аппарат СССР ВДГ-303УЗ выпущен и изготовлен во времена СССР и со знаком качества на бирке, выпрямитель сварочный ВДГ-303УЗ 380V 50 Hz, 315 Ампер, масса полная с кожухом 211 килограммов.

Имеет три варианта работы с токами; малые, средние, большие.

Сколько меди в ВДГ-303УЗ сварочный аппарат СССР

Сварочный трансформатор ВДГ-303УЗ производства СССР и мы рассмотрим на сегодня сколько же в нем меди ?

Сварочный трансформатор ВДГ-303УЗ производства СССР, со знаком качества, масса 211килограмма, класс изоляции IP22 ТУ 16-739.254-80, пределы регулирования сварочного тока 70-460 А, КПД 84% , Ux 80V,64V, U1 380V 1-50 Hz 1,7A PN-60% U2ho min 36V, 240 min 400 A. Схема и возможности переключения на большие и малые токи.

Сварочный трансформатор ВДГ-303УЗ



Сварочный аппарат СССР ВДГ-303УЗ сколько же в нем меди и металла при разборе на металлолом??

Сварочный трансформатор ВДГ-303УЗ советского производства сколько же в нем меди и черного и других металлов?

Разбираем и сдаем в металлолом сварочный аппарат ВДГ-303УЗ советского производства СССР .

Вес сварочного ВДГ-303УЗ вес масса 211 килограмма в том числе и кожух,.

Сварочный аппарат ВДГ-303УЗ 211 килограмм из них:

—медь электротехническая первого сорта блеск 45 килограмма, каждая бухта моток по 11.250 килограмма чистой электротехнической меди типа блеск (всего обмоток)

—медь и шины второго сорта микс 3 кг килограмма


медь и шины второго сорта микс 3 килограмма

—алюминий и клеммы второго сорта 3 килограмма


алюминий и клеммы второго сорта 3 килограмма

—алюминий первого сорта 3 килограмм


алюминий первого сорта 1 килограмм

—черный металл 103

-латунь 1 килограмм


латунь 1 килограмм

Кабель сварочный медный за медь блеск, минус (изоляция) 12 килограмм


Кабель сварочный медный за медь блеск, минус (изоляция) 12 килограмм

Итого, если мы сдадим все это в приемку металлолома мы получим:

медь первого сорта блеск 45 кг х 630 руб. =28 350 рублей

кабель сварочный медный за медь блеск, минус (изоляция) 12 килограмм х 630 руб =7 560 рублей ( в вес аппарата не входит)

медь шины микс 2-го сорта 3 кг х 550 руб. = 1 650 рублей

—алюминий и клеммы второго сорта 3 кг х 90 руб = 540 рублей

-алюминий первого сорта 3 кг х 170 руб.=510 рублей

-черный металл 156 кг х 22 руб. =3 432 рубля

латунь 350 гр. х 300 = 105 рублей

Ответ: меди в сварочном аппарате СССР ВДГ-303УЗ 48 килограмм не считая сварочных кабелей.

Мы получили с разобранного сварочного Сварочный аппарат ВДГ-303УЗ на части 42 060 сорок две тысячи шестьдесят рублей 00 копеек .

В подсчетах может быть небольшая неточность, что, собственно не влияет особенно на сумму выведенную при подсчете.

Но а если его сдать с предварительной его разборкой на части, что бы не было различных процентных засоров, то получится еще примерно около Мы получили с разобранного сварочного Сварочный аппарат ВДГ-303УЗ на части 42 060 сорок две тысячи шестьдесят рублей 00 копеек рублей чистыми.

Этот вес меди в сварочном аппарате ВДГ-303УЗ (не новых выпусков, а старый выпуск 80 года, другие не проходят по меди и пр. металла) СССР просто подарок для искателя меди, и намного и в несколько раз больше чем в предыдущих сварках и генераторах.

Сам работающий и действующий аппарат Сварочный аппарат ВДГ-303УЗ в целом виде, стоит недорого и разобрать его на составные части и не сдавать целым со всякими скидками просто нужно немного потрудится. Только в тех случаях если такой агрегат уже разобран и растащен на части.

Возможны некоторые неточности и совпадения с другими типами сварочных аппаратов выпускаемых при СССР.

Сварочный времен СССР…


Нашел его у отца на даче в куче хлама в сарае…
Единственное, что пока могу сказать — он работает. ))
При первом запуске поставили в него электрод 3-ку и он благополучно прилип… Решил заехать в магазин и купить 2-ку… Купил. Все-равно не хочет зажигать нормальную дугу — электрод липнет к металлу и все тут(((
Решил попробовать поменять провода (массу и держак) местами (на нем кстати не написано, какой провод куда подключать) и попробовать посушить электроды (ну а вдруг получится)… или все-таки дело в моих "кривых" руках… Ну, строго себяч не сужу — у меня опыт сварщика всего пара часов…
p.s. приятным бонусом от отца получил маску "Ресанта" с автозатемнением)))


хорошая штука! по-крайней мере, через нее хоть что-то видно пока не вспыхнет сварочная искра…


Комментарии 45

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


при чем варю электродом 3)

У меня такая же ТСБ 90 забей в гугл должна бить схема


никого не уговариваю. Со своей жабой я уже договорился.
Теперь у меня есть нормальный аппарат в чемодане и чуть более 2 кг весом и "варитья" могу даже на даче — где при включении чайника — гаснут лампы (+/- выходные, когда напругу выбивает за 180-170в — тогда я беру самодельный автотранс (есть на драйве)).
И по сабжу — никто не мешает ставить меньший ток на инверторе. Можно довести до того — что видно будет как искра туда-сюда бегает. И то будет пытаться чего то там запечь :-)
Да и встроенный предохранитель всего на 16А, не надо "отвертки" подтыкать на отключающихся предохранителях.

Есть у меня и "классический" аппарат, доставшийся на халяву. Но хорошо, что вовремя осознал и закинул его в подвал. Кроме грыжи и раздражения при работе он уже ничего дать не сможет :-)

П.С. на работе у нас сварные допущенные на сварку труб 1000 мм — грят на старые аппараты вернутся тока по приговору суда.
Да и у подрядчиков всех — сплошь переносные Линкольны и Естабы, взамен прицепов с аппаратами, что привозили они раньше.

Подучиться хорошо, если времени тьма и напруга отличная.
Но если варить более-менее качественно и "от борта" (не изучая ничего особо) — нужен инвертор.


Чтобы варить "более-менее качественно" надо сваривать сваривать и сваривать. А еще хотя бы азы сварки почитать и видосик обучающий посмотреть. А если варить на шару то и инвертором насрать можно.
А такого инвертора чтобы первый раз в жизни взял в руки и начал варить аки сварщик 6го разряда не бывает

Но электроды там не прилирают… и проводка в гараже не плавится от перегруза…
Это как минимум.

Тут как сверлить отверстия в бетоне. Ударно дрелькой или нормальным перфоратором.
Оно понятно, что "настоящему" мужику — пофигу, но я за префик.

Сразу видно ты не понимаешь то, о чем говоришь.
1)электроды прилипают когда дугу неправильно разжигают и просто тыкают.
2) Про проводку при перегрузе бредятина полнейшая. трансформатор при просадке напряжения в сети до 180-190 вольт пропорционально уменьшит выходное напряжение и выходной ток. Инвертор же при пониженном напряжении будет жрать больше ток чтобы компенсировать недостаток напряжения, для получения на выходе той же мощности. И жрать он будет существенно больше. Так как кпд на пониженных напряжениях меньше.


Никого не слушай-отличный аппарат.Проблема, скорее всего, не в неисправности, и не в конструкции типа устаревшей.Нужна хорошая проводка, хорошие электроды-попробуй разные, было у меня одним варит, другим нет, и, главное -навык.Пригласи хорошего сварщика-пусть попробует и покажет.Если грамотно пользоваться-аппарат вечный, в отличие от современных.


есть такой.изначально не варил нифига с завода.кажется перемотали транс и стал сносно варить тройкой.но с инвертором рядом не стоял)


Такой а бати, варит им сколько себя помню… Не инвертор но и работает… Вообще не люблю дуговую, все больше П/А…

Кузовной цех во дворе: тест советского сварочного аппарата с питанием от бортсети


Автомобильная сварочная приставка АСП-1 производства АвтоВАЗа – экзотический аксессуар и для своего времени, и тем более – для нынешнего. Сварочный аппарат, питающийся напрямую от бортовой сети самого обычного легкового автомобиля – штука весьма редкая и в наши дни не выпускающаяся. Однако в начале 90-х годов такой гаджет мог при желании приобрести любой автолюбитель.

Давненько мы не обновляли экспозицию нашего редакционного музея советских автомобильных ретро-аксессуаров и гаджетов! Новым пополнением, очередной найденной на гаражных чердаках «капсулой времени», стало уникальное устройство – автомобильный сварочный аппарат!

Он представлял собой трехкилограммовую металлическую коробку отчаянно-красной масти с размерами 260х190х110 мм, с двумя мощными болтовыми клеммами для подключения сварочных проводов на передней панели. С помощью этого аппарата допускалось варить электродом с диаметром до 3 миллиметров в режиме «2,5 минуты сварка – 2,5 минуты отдых».

По моде наивной эпохи, когда каждое деревенское сельпо стремилось назвать себя «шопом» и «маркетом», надпись на приборе дублирована на английском. На передней же панели сварочного аппарата красуется крупное слово «АВТОВАЗ» и всем знакомый логотип тольяттинской «ладьи». Однако, разумеется, выпускал это устройство не сам автозавод, а его дочернее предприятие – ПТО ВАЗ, основанное в 1972 году, спустя шесть лет после запуска основного завода в Тольятти. «ПТО» расшифровывалось как «Производство Технологического Оборудования» – это вспомогательное предприятие делало для основного жигулевского конвейера металлообрабатывающие станки, окрасочное и прочее технологическое оборудование, которое поставлялось в том числе и на другие автозаводы СССР.

В эпоху перестройки все госпредприятия были добровольно-принудительно ориентированы на расширение ассортимента в сторону «продукции народного потребления», в рамках чего на ПТО ВАЗ и был рожден автомобильный сварочный аппарат АСП-1 – для граждан и, как сказали бы сейчас, для «микробизнеса» – кооператоров, трудящихся в сфере мелких услуг населению..

Огромный плафон красной лампочки на верхней крышке выглядит как некая кустарная доработка – странно и нелепо… Однако это штатный элемент конструкции, роль которого отражена в инструкции. Он ярко горит, пока электрическая дуга на электроде не зажжена, свидетельствуя о зарядке аккумулятора, и гаснет при начале сварки.

Почему вместо такого здоровенного «фонаря» не использовался светодиод или хотя бы миниатюрная индикаторная лампочка накаливания – непонятно…


На шильдике устройства выбита масса – «5 кг». Однако сам прибор весит около трех кило; пять – это масса со сварочными проводами, электрододержателем и «крокодилом» массы.


Знакомые с электроникой могут подумать, что под крышкой АСП-1 находится импульсный преобразователь-инвертор, как и внутри большинства современных инверторных сварочных аппаратов, работающих от сети 220 вольт… Но не забывайте – это самое начало десятилетия 90-х, когда большинство людей продолжало называть свою страну по привычке СССР, все машины были карбюраторными, а компьютеры встречались только в крупных НИИ… Мощная импульсная техника, а также соответствующие ей мощные силовые транзисторы и диоды редко встречались в то время в бытовых устройствах даже за рубежом – не то что во вчерашнем «совке». Так что все было гораздо проще!

Никаких преобразований напряжения внутри сварочника не происходило – из всей электроники он содержал только два мощных тиристора. Для того чтобы от бортсети легкового автомобиля можно было варить, АСП-1 делал, по сути, всего три простые вещи:

  1. Поднимал напряжение на генераторе, перехватывая роль штатного реле-регулятора.
  2. Подключал аккумулятор параллельно генератору, если силы тока не хватало.
  3. Автоматически переключался на зарядку аккумулятора, как только сварщик отрывал электрод от детали и прекращал работу.

То есть, в сущности, сварочным аппаратом на 90% являлся генератор автомобиля, плюсовой вывод которого напрямую подключался к сварочному электроду. Двигатель машины во время сварки должен был, разумеется, работать, и для обеспечения максимального выходного тока инструкция предписывала крутить коленвал до 2500 оборотов с помощью подсоса или помощника, нажимающего на педаль. А роль АСП-1 была «вспомогательно-коммутационная», если так можно выразиться…


Сварка с помощью АСП-1 достаточно проста. Запускается мотор машины, подсосом выставляются 2500 оборотов двигателя, к свариваемой детали подключается мощная клемма-«крокодил», в рукоятку-держак вставляется электрод, на глаза опускается щиток или маска, и процесс пошел.

Но если вы подумали, что перед этим нужно элементарно подключить питание аппарата «крокодилами» к аккумулятору, то вы серьезно ошиблись! Это – суровый советский жигулевский гаджет, а не современный литий-ионный пусковой бустер-пауэрбанк, с которым справится любая блондинка! Для подключения АСП-1 требовалось серьезное вмешательство в электропроводку под капотом.

Собственно, первый пункт процесса установки требовал закрепить сварочный аппарат стационарно под капотом «классики» или «девятки». Да-да, предполагалось, что сварочник станет постоянным «подкапотным жителем», как карбюратор или бензонасос, ибо электрическое его внедрение в электросистему автомобиля имело ряд особенностей. От генератора нужно было отсоединить силовой плюсовой выходной провод и подключить его к сварочному аппарату. Таким образом, сварочник включался между генератором и батареей. Затем предписывалось отключить от генератора реле-регулятор, роль которого брал на себя сварочный аппарат. Короче говоря, для подключения сварки автовладелец делал добрый десяток коммутаций в электропроводке машины – что-то размыкал, что-то наоборот – соединял перемычками. Все необходимое для этого, включая проводочки, клеммы и всякие кембрики, шло в комплекте поставки сварочного аппарата.

На первый взгляд может показаться, что даже для кратковременного использования собственного автомобиля в качестве сварочной установки требовалась длительная возня под капотом, а потом аналогичная возня в обратном порядке, чтобы вернуть проводку в прежнее состояние, дабы уехать. А вот и нет!

Так что же такое АСП-1? Гениальная разработка, незаменимая в ряде экстремальных случаев, или странный выкидыш неповоротливой промышленности эпохи зарождающейся рыночной экономики? Почему подобные гаджеты не производятся сегодня, ведь периодическая необходимость в простой и легкой мобильной сварке там, где нет розетки, у многих по-прежнему возникает?

Будем откровенны: все же такое устройство – типичный продукт «смутного времени», типа кухонного половника из танковой бронестали от Уралвагонзавода. Надежность самого прибора была крайне высокой, но обмотки статоров и хиленькие советские выпрямительные диоды генераторов Жигулей и Москвичей работали со сваркой практически в режиме короткого замыкания, на пределе по току, да еще и с повышенным напряжением! Аккумулятор, который также постоянно включался в сварочный процесс, терял ресурс от больших токов разряда и заряда.

Сварка АСП-1 разрабатывалась и продавалась в эпоху карбюраторных автомобилей с минимумом электроники, и, как ни странно, несколько «опередила свое время», ибо сегодня даже на многих бюджетных машинах стоят генераторы на 120-160 ампер с куда более мощными диодами, которые как раз гораздо лучше подошли бы для использования совместно с электродом и маской… Но на современной насыщенной электроникой машине подобное внедрение в электросистему крайне опасно, а зачастую принципиально неприемлемо, поэтому аналогов АСП-1 в наши дни не выпускают и не продают. «Красная коробочка» перешла в разряд коллекционных курьезов…

Читайте также: