Сварочный пуско зарядное инвертор

Обновлено: 30.06.2024

Аккумуляторы время от времени разряжаются, а потому пускачи по-прежнему востребованы. А если такие «реаниматоры» выдают солидные токи, почему бы не использовать их и в хозяйстве — например как сварочные аппараты? В нашем распоряжении оказалось три прибора двойного назначения, позволяющих сваривать металл.

Все они изготовлены в Китае (где же еще?) по российским заказам. Цены крутятся около 6000 рублей. Недешево. Но ведь малогабаритные автономные пускачи стоят значительно больше. А тут солидные ящики! Прекрасный подарок рукастому автолюбителю, которому летом нужно что-то подварить на фазенде, а зимой время от времени подзаряжать батарею и помогать завести долго стоявший автомобиль.

Все три прибора оказались не шибко интеллектуальными зарядными устройствами. У каждого предусмотрен лишь один режим зарядки — постоянным и довольно высоким напряжением 14,7–14,9 В, которое быстро взбадривает аккумулятор. Но при отсутствии регулировки зарядного тока процесс зарядки нужно постоянно контролировать, чтобы не «вскипятить» электролит. Пусковые токи около 200 А обеспечивают пуск любого двигателя разумного объема — если батарея не абсолютно мертвая. В инструкциях ко всем приборам это условие и оговорено.

Внимание! В дождь и сырую погоду нельзя заниматься сварочными работами, а также использовать пускозарядные функции любого из устройств. И держите электроды в сухости!

А теперь — о «двойном назначении». Преимуществом всех испытанных устройств по сравнению с профессиональным сварочным аппаратом является подключение к однофазной сети, пусть и достаточно «мощной». Удобно для начинающего сварщика и использование постоянного тока: дуга устойчивее, а качество сварочного шва лучше, чем при переменном токе. Понятно, что нужно приобрести соответствующие электроды — для постоянного тока.

В комплект двух аппаратов входит сварочная маска, но качество этого изделия может отбить всякое желание осваивать процесс сварки. Маску приходится держать рукой, она плохо защищает лицо. Лучше приобрести маску, которая держится на голове.

У всех устройств достаточно мощные встроенные вентиляторы, начинающие работать сразу после включения, поэтому длительный режим работы не страшен.

Испытания мы проводили сваркой катаного четырехмиллиметрового профиля, его же пробовали резать электродом. Характеристики зарядки проверяли на сильно разряженной, но живой батарее, а пусковые режимы имитировали нагрузкой на мощный резистор.

СВИЗ-200АП Калибр, КНР

Сварочный инвертор с пускозарядной функцией

Мощность 4,9 кВт

Диаметр электродов 1,6–3,2 мм

Сварочный ток 10–200 А

Ток пуска 300 А

Напряжение зарядки 12/24/36 В

Зарядный ток при 12/24/36 В 175/87/44 А

Диапазон рабочих температур +10. +40 ºС

Габариты 365×270×290 мм

Масса брутто/нетто 7,4/6,9 кг

Примерная цена 6500 руб.

Предусмотрены цифровые индикаторы напряжения и силы тока, ступенчатый переключатель напряжения и режима работы, бесступенчатый регулятор сварочного или пускового тока, а также светодиодные индикаторы режимов работы и перегрузки. Устройство имеет три гнезда для подключения кабелей — сварочного, зарядного и массового. Пускозарядные кабели имеют сечение 10 мм², а сварочные — 16 мм².

При заряде аккумуляторной батареи устройство поддерживает напряжение 14,9 В. Регулировка тока не предусмотрена. Амперметр, к сожалению, не показывает зарядный ток, поэтому необходимо контролировать закипание электролита через открытые пробки батареи. Необслужива­емые аккумуляторы можно заряжать только непродолжительное время, чтобы избежать выкипания. В режиме пуска ручной регулятор позволяет изменять значение тока. При этом цифровой амперметр показывает отдаваемый ток.

Устройство свободно сваривает и режет 3-миллиметровым электродом профиль с полкой толщиной 4 мм. Агрегат потянул, вопреки инструкции, и 4-миллиметровый электрод, но это допустимо, только если срочно надо «прихватить», а «тройки» под рукой нет.

Неплохо сваривает и обеспечивает пускозарядные функции — заслуженное второе место.

AirLine AJS-W-03, КНР

Пускозарядное устройство/сварочный аппарат

Мощность 7,7 кВт

Диаметр электродов 1,6–4,0 мм

Сварочный ток 30–180 А

Ток пуска не указан

Напряжение зарядки 12/24 В

Зарядный ток при 12/24 В 250/200 А

Диапазон рабочих температур —30. +40 ºС

Габариты 150×250×400 мм

Масса 7,0 кг

Примерная цена 5800 руб.

Чемпион по внешнему виду. Однако технические параметры сделали красавчика аутсайдером в испытанной троице.

Цифровой индикатор только один — отображает ток, выдаваемый в режиме сварки. Трехпозиционный переключатель позволяет выбрать режим сварки либо одно из двух рабочих напряжений.

Светодиодные индикаторы показывают включение прибора в сеть, а также режим перегрузки. Два гнезда для кабелей имеют гораздо более солидную, чем у оппонентов, конструкцию. Сечение проводов — 25 мм².

При заряде аккумулятора и в пусковом режиме индикации тока нет. В режиме заряда аккумуляторной батареи прибор поддерживает постоянное напряжение 14,7 В. Поэтому все предупреждения, касающиеся сбережения аккумулятора и относящиеся к двум другим устройствам, справедливы и для этого. Отлично варит 3-миллиметровым электродом профиль с полкой толщиной 4 мм. В ходе резки стали такой толщины аппарат понравился меньше. Четырехмиллиметровый электрод обеспечивает устойчивую дугу, но чувствуется, что шов проварен недостаточно.

Forward 224 IGBT, КНР

Аппарат сварочный инверторный с пускозарядной функцией

Мощность 6,9 кВт

Зарядный ток 200 А

Диапазон рабочих температур 0. +40 ºС

Габариты 320×130×205 мм

Масса нетто 6,0 кг

Примерная цена 6800 руб.

Есть цифровое табло для индикации напряжения и тока, а также ступенчатый переключатель напряжения и режимов работы. Регулятор сварочного или пускового тока — бесступенчатый. Имеются светодиодные индикаторы режимов работы и перегрузки. Устройство оснащено двумя гнездами для подключения кабелей. Пускозарядные кабели имеют сечение 10 мм², а сварочные — 25 мм².

При заряде аккумуляторной батареи устройство поддерживает напряжение 14,7 В. Регулировка силы тока не преду­смотрена. Амперметр не показывает зарядный ток — необходим контроль закипания электролита через открытые пробки батареи. Необслуживаемые аккумуляторы можно заряжать только непродолжительное время во избежание выкипания. В режиме пуска ручной регулятор позволяет изменять значение силы тока. При этом цифровой амперметр показывает ток, достигающий 200 А.

Устройство обеспечивает добротную сварку электродом диаметром 4 мм и уж совсем без проблем варит и режет 3-миллиметровым электродом наш тестовый профиль с полкой толщиной 4 мм. Сварочный ток можно регулировать.

Отличные характеристики в области сварочных дисциплин выводят устройство на первое место в нашем рейтинге.

Сел аккумулятор? Берите сварочный аппарат!

Ударили морозы. Вы отпираете гараж, но промерзший автомобиль вместо бодрого звука стартера выдает лишь пулеметную очередь от тягового реле. Никаких пускозарядных устройств и, тем более, подменных АКБ под рукой нет. Зато есть сварочный аппарат и сеть 220 В. А что, чем черт не шутит?

Но сначала нужно подумать: ведь сварочные аппараты бывают разные…

Переменный или постоянный?

Наиболее простые сварочные аппараты, которые использовались при неответственных операциях на производстве и при ремонтных работах во второй половине прошлого века, использовали для горения дуги переменный ток. По сути они представляли собой понижающий трансформатор. В 90‑е годы в нашу страну хлынули бытовые аппараты, в которых регулировка силы тока осуществлялась изменением зазора в разделенном магнитопроводе трансформатора. Но сварочный ток оставался переменным: такими устройствами автомобиль не запустишь.

А лет десять назад появились доступные сварочные аппараты инверторного типа. В них переменный ток преобразуется в постоянный, затем инвертируется в высокочастотный переменный. Далее компактный высокочастотный трансформатор понижает напряжение, ток снова выпрямляется — получается стабильным и мощным и подается на электрод.

Принцип работы сварочного инвертора

Современные сварочные инверторы весьма компактны и обладают небольшой массой. Зачастую сварщик носит их на наплечном ремне. Но что получится, если подключить такой инвертор к автомобилю?

Бытовые сварочные аппараты, в зависимости от мощности (и, соответственно, цены), обычно выдают токи от 140 до 250 А. Для пуска автомобильного двигателя этого может хватить, но вот величина напряжения отпугивает. Обычно на холостом ходу на выходе присутствуют 65–90 В, и лишь при горении дуги напряжение падает до 15–40 В.

Первая мысль — всё сгорит! Надежда только на аккумуляторную батарею, которая, как инерционный элемент, не может мгновенно изменить свое состояние, а потому примет удар на себя. Но если батарея промерзла насквозь и ее внутреннее сопротивление сильно возросло, то помощи от нее может и не быть.

Отсюда первый совет: не стоит пытаться пускать двигатель от сварочного аппарата при убитой АКБ или вообще без АКБ! В такой ситуации действительно всё сгорит — и очень быстро.

Наш эксперимент

Штатную батарею редакционного Ларгуса заменили на разряженную ниже ватерлинии — до 6,26 В. При таком напряжении самостоятельный пуск невозможен — даже индикаторы еле тлеют.

Теперь пробуем пустить мотор двумя способами.

Первый предпочтительнее и безопаснее: пробуем форсированно подзарядить АКБ и пустить мотор с ее помощью. Отсоединяем батарею от бортовой сети. Подсоединение инверторной сварки производим, когда регулятор тока вывернут на минимум, а питание выключено.

Минусовой зажим легко прицепить к выводу батареи, а вместо электрода в держатель можно зажать какой-нибудь болт, который плотно прижимаем к плюсовой клемме. Удобно воспользоваться «крокодилами» прикуривающих проводов. Обязательно подключаем к клеммам батареи тестер: напряжение ни в коем случае не должно превысить 16 В.

Теперь включаем инвертор и смотрим на вольтметр. Напряжение начинает расти на глазах. Если хотим ускорить процесс — поворачиваем регулятор тока в сторону увеличения, но не больше чем до 50 А. При этом ограничителем будет напряжение, которое, повторим, не должно выйти за 16 В. Нам хватило буквально нескольких минут, и мотор пустился с первой попытки.

При напряжении 12,25 В только щелкает реле. Когда напряжение поднялось до 13,88 В, Ларгус легко пустился.

Самый спокойный способ подзарядить аккумулятор от сварочного аппарата — отсоединить плюсовую клемму автомобиля и не допускать напряжения выше 16 В.

Второй способ хуже по всем статьям — годится разве что на тот случай, когда времени совсем нет и пустить мотор нужно немедленно. В этом случае пробуем все-таки крутануть стартер при подключенном сварочнике — при этом нужно иметь помощника.

Батарею Ларгуса снова меняем на полностью разряженную, присоединяем тестер. Его показания в вольтах — это единственный рубеж по защите электроники автомобиля от перегорания. Подключаем сварочный аппарат к закрепленным на батарее штатным клеммам. Инвертор устанавливаем на минимальный ток. Не включая зажигания, активируем инвертор и смотрим на показания вольтметра. При этом помощник должен занять водительское сиденье и быть готовым по команде пустить двигатель. Как только напряжение поднялось до 14–15 В — ключ на старт! Так нам удалось снова пустить мотор Ларгуса, не спалив никаких электронных потрохов.

Выводы

Пустить двигатель с разряженным аккумулятором с помощью инверторного сварочного аппарата в принципе можно, но нужно строго соблюдать ограничения по безопасности. Лучше пытаться пополнить от инвертора батарею, а не давать ток напрямую на стартер. И хотя у нас всё получилось, подобные приемы стоит рассматривать лишь как экстремальные.

ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Если планируете покупку сварочного аппарата, но не хотите заниматься экспериментами, подобными нашему, сразу выбирайте инвертор, совмещенный с пускозарядным устройством. Такие в продаже есть. У подобного инвертора и напряжение будет безопасным для бортовой сети автомобиля, и плюсовой провод для подсоединения к батарее дадут в комплекте.

Пускозарядное устройство + Сварочный аппарат AirLine AJS-W-03. Удобное решение автомобилиста.


Всем здрасти!
Итак, как же правильно подготовить обзор на Драйв2? Как оказалось, обязательно добавить девушку и по возможности девайс разобрать, в нашем случае это пускозарядное/сварка, в идеале заставить еще девушку стеллаж "сварить", но на мои уговоры не поддалась…


Безопасность при выше всего в подобных делах, ну вы понимаете… Прошу прощения за фотографию, если она заденет чьи то чувства, удалю конечно же.

В начале мая, приобрел комбинированное ПУСКОЗАРЯДНОЕ/СВАРОЧНЫЙ аппарат AirLine AJS-W-03, приобрел с помощью промокода, со скидкой 15% на продукцию AirLine.
Зачем приобрел комбинированное устройство? Удобно, банально, удобно, вожу с собой по необходимости в деревню, работает и как пусковое устройство и как инвертор.

Короче, стоит только приобрести подобную штуку, а работа найдется всегда и всюду!
Внимание! Существует два устройства AirLine AJS-W-03 — старая и новая модель, у меня новая модель — существенно отличается как внешне, так и по характеристикам, и большая часть обзоров в сети сделаны именно про старую модель, к сожалению.

Что представляет собой внешне девайс — на лицевой стороне присутствуют два дисплея — напряжение и сила тока, два переключателя — первый позволяет выбрать режим "Сварка" или подзарядка АКБ 12/24/36В, второй переключатель регулирует силу тока в пределах 10-200А, так же на лицевой стороне выведены ряд светодиодов сигнализирующие об выборе режима работы и предупреждающий светодиод "Перегруз", вентиляционные отверстия присутствуют на каждой стороне корпуса.

AirLine AJS-W-03 имеет степень защиты IP21, для тех кто не понимает — "2" это механическое воздействие, а "1" это защита от воды, то есть устройство не терпит воздействия от воды, в дождь включать строго ЗАПРЕЩЕНО!
Признаюсь честно, разок этот девайс по салону автомобиля у меня "полетал" по причине экстренного торможения, исправно работает после этого маленького форс-мажора, теперь предпочитаю подобные вещи фиксировать в багажнике.
Компактный (230х290х155мм) и легкий (4.8 кг)


Оранжевая штука заряжает синюю штуку. На самом деле подзаряжать этим пускачем удобно, кабель прочные, толстые, не страшно их загибать.

Пройдемся по характеристикам:
1). Как и писал ранее, эта оранжевая штука на фото, заряжает вот эту синюю штуку на фото, аккумулятор, проще говоря, напряжение подзарядки "плавает" 13.9-14.0В, при чем не зависит, сколько выставлено ампер на регуляторе, будь то холостой ход или выставить регулятор примерно на 50 Ампер, что касается амперов — непосредственно после включения зарядки ампер паданию почти мгновенно, и устройство заряжает на холостом ходу.


Приходилось пару раз "взбодрить" AGM, вероятно сказывается мало поездок, а на борту сабвуфер и холодильник, так же регулярно подзаряжаю "запасной" заводской аккумулятор в гараже.



Да, пробовали заряжать камазовский аккумулятор режимом 24В, вполне осуществима.

2). Режим "Сварка"
AirLine AJS-W-03 это инверторное сварочное устройство, работающее по принципу электродно-дуговой сварки металлов ПОСТОЯННЫМ током, электродами от 1.6 мм до 4 мм с РУЧНОЙ регулировкой тока.


Люди были абсолютно правы — можно пересмотреть миллион видео про сварку, но пока собственную руку не набьешь, не используешь несколько пачек электродов, все остальное неважно и не показатель вовсе!
Как лично я использовал этот девайс — "варил" электродами тройкой, выставлял ток 120-140 Ампер по регулятору, устройство по дисплею НАПРЯЖЕНИЕ выдавало 60-75В (в зависимости от выбранной силы тока напряжение колебалось), на данный момент хвалиться своими "соплями" не стану, а хвалиться работой нормального сварщика неприлично.
"Четверкой" варит только если выходной ток выкрутить на максимум, считаю это затеей так себе.


Инвертор не перегревался во время работ, "масса" которая по совместительству работает как минус подзарядки создает хороший контакт, держатель электрода длиной 1.5 метра.




И так как на сайте каждый второй технарь, который безупречно изучал физику в школе, дополню пост фотографиями "внутренностей" устройства, для тех кто понимает, и сможет прокомментировать, насколько устройство похоже на полноценный инвертор.



Устройство работает, пользуюсь им, периодически выручает по необходимости в быту!


Не призываю покупать, а просто показал, что существуют подобные комбинированные устройства.

28 июня 2020 Метки: airline , ajs-w-03 , сварочный аппарат , зарядное устройство , комбинированное устройство

Инверторные пуско – зарядные устройства. Особенности и отличия от трансформаторных.

пзу-пуско зарядное устройство

Инверторная эволюция в пуско-зарядке.

Товарищи, инверторная революция в пуско-зарядных устройствах, о необходимости которой так долго твердили продавцы… запоздала настолько, что превратилась в эволюцию!

Что новенького и почему так поздно?
В самом деле. Если вспомнить скорость, с которой инверторные аппараты ручной дуговой сварки вытеснили с рынка традиционные трансформаторные, развитие инверторной технологии в пуско-зарядных устройствах, традиционно связанных со сваркой единым производственным циклом, вызывает недоумение. На моей памяти, первая волна доступных по цене китайских сварочных инверторов ММА появилась на российском рынке в 2006 году. А уже 2-3 года спустя продажи трансформаторов «умерли». Трансформаторные же пуско-зарядные устройства до сих пор процветают. А инверторные появились на рынке лишь год-два, и то пока у считанных производителей. В чем дело?


Дело в первую очередь в актуальности для рынка. Во вторую – в технологии.
Спрос двигает предложение. А спрос определяется преимуществами, которые несет технология и созданный на ее основе товар. Какие преимущества принесла инверторная технология в ручную дуговую сварку по сравнению с традиционной трансформаторной? Снижение габаритов и массы? Да, но все-таки это удобство не является критичным для сотен миллионов потребителей по всему миру. Энергетическая эффективность? В большей степени, чем масса и габариты. Современный инвертор позволяет варить от бытовой 16-амперной розетки 230В электродом диаметром до 3,2 мм, а трансформатор – до 2,5 мм. Но и это не тот фактор, который обеспечил победу инверторам над трансформаторами в сварке.

Главное преимущество сварочных инверторов перед трансформаторами – возможность развития дополнительных функций, снижающих требования к уровню подготовки сварщика.
Бытовым инвертором человек, которые никогда ранее в жизни не варил, сможет уложить швы буквально с первой попытки. Пусть неровные, с плохим проваром, но уложит. Варить трансформатором нужно учиться долго. В наше время тенденция развития дополнительных функций, позволяющих малоопытным сварщикам выполнять все более сложные работы, активно развивается и в профессиональной сварочной технике. В некоторых «навороченных» сварочных полуавтоматах индустриального назначения достаточно приложить горелку к месту будущего шва, и умный аппарат сам замерит параметры сварочного металла и, перебрав заложенные в память алгоритмы, подберет оптимальный набор настроек сварочного процесса.

В пуско-зарядных устройствах нет такой актуальной проблемы квалификации пользователя. Некоторые китайские производители, правда, пытаются упразднить даже несложные операции, требуемые от пользователя при зарядке и запуске. Например, избавляют пользователя от необходимости поднимать капот и цеплять клеммы ПЗУ к аккумулятору – предлагают подключать ПЗУ через прикуриватель. Беда в том, что сеть прикуривателя не рассчитана на высокие токи зарядки и, уж тем более, стартовые. Так что таким пуско-зарядным устройством можно не столько завести автомобиль, сколько вывести его из строя и даже поджечь.
Для бытовых пользователей, сталкивающихся с проблемой пуска в холодную погоду, в последнее время появилась новая, по-настоящему прорывная, технология – беспроводные пусковые устройства на основе литиевых полимерных батарей. Действительно, в последние годы разработчики батарей достигли значительного прогресса. Литиевые полимерные батареи обладают – по сравнению с традиционными свинцовыми – гораздо большей удельной емкостью и – самое главное – способностью генерировать очень высокие токи. Вместе литиевыми батареями прогрессируют и зарядные устройства на их основе. Еще несколько лет назад такой «пускач» представлял собой несколько последовательно соединенных батарей вроде телефонных. При серьезной нагрузке эти несчастные «малыши» перегревались и вспучивались. Сейчас средняя 12-вольтовая литиевая полимерная батарея размером с мобильный телефон имеет емкость порядка 20Ач и способна выдать до 3-4 (хотя в инструкции обычно пишут 1-2) циклов кратковременных разрядов тока ампер 150 – достаточно, чтобы запустить легковушку, если аккумулятор разряжен не «в ноль». При этом батарея мини-пускача греется, конечно, но не взрывается и даже не «вспучивается».


И все же пока «пускачи» на основе литиевых полимерных батарей больше используются в качестве 12-вольтовых источников резервного питания электронных гаджетов. И очень редко в качестве пускачей стартеров легковых автомобилей. И (пока) совсем никогда для запуска мощной автотехники. Операция по запуску двигателя подразумевает обязательное частичное функционирование аккумулятора (здесь и далее - АКБ). Если он разряжен полностью, его рекомендуется «оживить» повышенными токами хотя бы в течение 10-15 минут. Беспроводной «мини-пускач» для таких задач не приспособлен: выходной ток на нем не регулируется, т.е. режима зарядки нет в принципе. А отключать «родную» батарею на время запуска, а потом подключать на работающем двигателе, на большинстве автомобилей 21 века не только неудобно, но и рисково для бортовой сети.
Гораздо раньше на рынке появились ПЗУ на основе небольших традиционных АКБ. В англоязычной классификации они получили название JUMP STARTER. В них, как и в описанном выше устройстве, решалась проблема зависимости от стационарного источника питания. Но оборотная сторона медали таких устройств несет недостатки, резко ограничившие их широкое распространение. Во-первых, это необходимость периодически заряжать батарею джамп-стратера. А со временем и менять ее. Во-вторых, что критичнее, такие устройства не смогли преодолеть порог мощности стартового тока, который бы обеспечивал запуск крупной техники вроде грузовика. Теоретически это возможно, но придется использовать батарею соответствующего размера и массы. И устройство сразу потеряет свое главное преимущество – мобильность. Возможно, в ближайшем будущем комбинирование классической технологии джамп стратеров и литий-полимерных батарей приведет к созданию устройств, лишенных недостатков, свойственных их сегодняшним прототипам.



Так что до сего дня основным решением для нештатного запуска автомобильной техники остается пуско-зарядное устройство (сокращенно ПЗУ), работающее от сети. Самым очевидным преимуществом, обеспечиваемым инверторной технологией перед классической трансформаторной, в ПЗУ являются габариты и масса. При этом инверторная технология на токах свыше 300А – весьма непроста. Это касается, кстати, и сварки тоже. Не так уж много производителей выпускают инверторную технику на токи в 400-600 ампер и выше. Должен признать, что и компании Bestweld на производственной площадке в г. Азов пока не удалось создать на имеющейся элементной базе ПЗУ с подключением к однофазному источнику на максимальный стартовый ток более 600А. Все эксперименты неизбежно заканчивались взрывом транзисторов. Но и зарубежным конкурентам это пока тоже не удалось. По имеющимся у компании «БэстВелд» сведениям, единственным разработчиком аналогичных ПЗУ на сравнимые токи в настоящее время является итальянский концерн TELWIN. При этом по стоимости изделий он составить конкуренцию российской продукции не может.
Преимущество инверторных ПЗУ N1: на порядок меньшие габариты и масса. А значит, мобильность и удобство хранения.

Ну а кроме массы и габаритов какие-либо преимущества у инверторных ПЗУ есть? Конечно. Для того, чтобы квалифицированно ответить на этот вопрос, необходимо разделить процессы зарядки и пуска и рассмотреть их отдельно.

Процесс зарядки
Традиционные свинцовые кислотные и щелочные батареи рекомендуется заряжать постоянным (иначе еще говорят прямым) током, равным приблизительно 1/10-1/12 емкости батареи. Так для жигулевской батареи 55Ач 12В оптимальным током зарядки будет 5-5,5А. Принцип зарядки очень простой: к батарее присоединяется источник прямого тока с уровнем напряжения выше, чем имеет батарея. Чем больше разница в уровне напряжения между источником и батареей, тем сильнее протекающий через батарею ток (закон Ома для участка цепи) и тем быстрее она заряжается.

Однако слишком сильные токи вредны для батареи и сокращают ее срок службы. Поэтому их допустимо использовать только кратковременно и только при крайней необходимости. Такая необходимость возникает, когда нужно запустить автомобиль при полностью разряженной батарее, В этом случае сначала ставят хотя бы на 10-15 минут режим зарядки аккумулятора повышенным током (на устройствах со ступенчатой регулировкой это т.н. режим BOOST). Батарея разогревается, «оживает», после чего через нее можно пускать ток запуска. Для нормального режима зарядки выставляют ток, как уже упомянуто выше, равный приблизительно 1/10 емкости АКБ.

Традиционные трансформаторные ПЗУ предлагают так или иначе ступенчатое переключение уровня зарядного тока (на самом деле, уровня напряжения на выходе, который уже проявляется в виде изменения силы тока, проходящей через АКБ). На трансформаторе изменение уровня напряжения на выходе достигается изменением соотношения количества витков в первичной и вторичной обмотках. Поэтому на классическом трансформаторе увеличение количества «ступеней» регулировки означает увеличение количества выводов с обмоток трансформатора. Добиться же абсолютно плавного регулирования напряжения на классическом трансформаторе просто невозможно. А чем больше выводов с обмоток, тем изделие сложнее и дороже. Либо нужно реализовывать конструкцию сервопривода, как в одноименных стабилизаторах напряжения. Что тоже непросто и недешево. Поэтому ток заряда на трансформаторном ПЗУ в режиме заряда выбирается ближайший к равному 1/10 емкости батареи.



В инверторном устройстве управление напряжением на выходе идет фактически режимом работы транзисторов, а не переключением между выводами с обмоток. Поэтому плавность регулировки выходного напряжения (а значит, и тока) не представляет такой сложности.
Преимущество инверторных ПЗУ N2: на инверторном ПЗУ ток заряда можно регулировать и выставлять более точно, чем на большинстве трансформаторных устройств, оборудованных лишь ступенчатым переключателем с минимальным количеством этих самых ступеней.

Режим запуска
Часто приходится слышать вопрос: «А пуско-зарядка на какой стартовый ток нужна для запуска моего автомобиля?». Увы, в отличие от режима зарядки, однозначного ответа здесь нет и быть не может.

Для запуска двигателя необходимо, чтобы первый цикл (проворот коленвала) был произведен за счет энергии извне. В садовой технике, на небольших бензогенераторах, подвесных лодочных моторах и других маломощных двигателях для этой цели часто устанавливают ручной стартер – трос с ручкой на конце, намотанный на катушку, передающую вращение на вал. На практически любых дизельных двигателях и более мощных бензиновых первичный проворот вала двигателя поручают отдельному электромотору – стартеру, который питается от аккумуляторной батареи.

пзу пуско-зарядное устройство инверторного типа бествелд

ВАЖНО!
Какой силы ток потребуется стартеру от батареи, зависит от ряда постоянных и переменных факторов:

  • Типа и конструкции двигателя. В дизельном двигателе давление сжатия в цилиндре около 2 раз выше, чем в бензиновом. Пропорционально выше и усилие, требуемое для поворота коленчатого вала. Естественно, чем больше объем цилиндров и их количество, тем большее требуется усилие. Чем больше усилие, тем больше ток.
  • От температуры окружающей среды. На морозе масло густеет, а металл сжимается. Электростартеру приходится преодолевать большее сопротивление.

Перед запуском автомобиля промерзшую АКБ прогревают (хоть несколько минут!) повышенными токами заряда (на моделях со ступенчатым регулированием тока зарядки т.н. режим BOOST, на моделях с плавной регулировкой просто повышенный). Чем лучше отогрелась батарея, тем ниже ток, который ей нужно будет «добрать» от ПЗУ. Поэтому комбинация «менее мощное ПЗУ + достаточное время на зарядку АКБ» предпочтительнее комбинации «более мощное ПЗУ + отсутствие времени на зарядку АКБ». Используя чрезмерно мощное для данного автомобиля ПЗУ нанести ему ущерб нельзя: силу тока больше, чем требуется, стартер не возьмет. Главное, чтобы уровень напряжения совпадал.


Преимущество инверторных ПЗУ N3: большая продолжительность непрерывного прокручивания стартера.

Преимущество инверторных ПЗУ N3: большая продолжительность непрерывного прокручивания стартера. Хотя 20 секунд – запредельная продолжительность, не требуемая ни для какой техники. А сама по себе более высокая продолжительность обеспечивается наличием вентилятора охлаждения, а не собственно инверторной технологией, факт остается фактом.
Условия эксплуатации: температурный диапазон
Один из немногих аспектов, в которых инверторная техника проигрывает трансформаторной, это температурный рабочий диапазон. Для классического трансформатора нижний предел рабочей температуры ограничен устойчивостью не самого трансформатора, а аксессуаров. Например, тех же проводов и пластиковых аксессуаров. При очень низких температурах они могут ломаться.

В инверторной технике есть электронные компоненты, имеющие ограничения по температуре использования. В частности, это электролитические конденсаторы. Конденсаторы, используемые в изделиях российского производства компании «БэстВелд» (как в сварке, так и в ПЗУ) выдерживают до -25С. При более низких температурах они замерзают. Если вынести изделие из теплого места на мороз до -40С, никаких проблем. Но если оставить устройство на улице на ночь при -40С, утром оно, скорее всего, не включится. Впрочем, заявляемый диапазон температуры эксплуатации у трансформаторных ПЗУ такой же – от -40С до +40С. Но вот когда в будущем появятся китайские аналоги (увы, не сомневаюсь, что это произойдет очень скоро!), на данный аспект нужно обращать внимание. Абсолютное большинство китайских инверторных сварочных аппаратов используют компоненты, рассчитанные на работу при положительной температуре. На юге-востоке Поднебесной, где расположена электронная промышленность, отрицательные температуры – большая редкость.

инверторные пзу

Рабочий диапазон напряжения питания
Как и сварочные инверторы, инверторные ПЗУ имеют нижнюю границу напряжения питания. Если напряжение опускается ниже, они не работают. Трансформаторные ПЗУ такой границы не имеют. Но и они при пониженном напряжении выдают токи ниже, чем заявлено. Однако в случае эксплуатации в зонах с сильно просевшим напряжением (таких в России все меньше, но есть) инверторное ПЗУ может быть неприменимо. Инверторные ПЗУ Autostart от «БэстВелд» имеют нижнюю рабочую границу напряжения питания 170В. Если напряжение в местности опускается ниже, имеет смысл либо использовать повышающий трансформатор/стабилизатор, либо трансформаторное ПЗУ на заведомо больший, чем требуется, номинал.

Так что, по совокупности свойств, инверторные ПЗУ хотя и превосходят традиционные трансформаторные, пока не обладают эксклюзивными свойствами, которые позволили бы им вытеснить трансформаторные устройства с рынка подобно тому, как инверторные аппараты ручной дуговой сварки выбили с рынка своих трансформаторных предшественников.

Впрочем, мы живем во времена самых быстрых перемен. Возможно, таким стимулом станет широкое распространение гелиевой технологии, которая перекинется и на АКБ грузовой техники. Ведь зарядка гелиевых АКБ требует более точного контроля за состоянием батареи во время зарядки – перегрев ее может необратимо испортить.

Уже однозначно, что вытеснение трансформаторной пуско-зарядки инверторной ускорится по другой причине – из-за стоимости. Сырье дорожает быстрее технологии. Уже сейчас компания «БэстВелд» предлагает свои российские инверторные ПЗУ по цене ниже, чем традиционные трансформаторные аналоги китайского производства.

Читайте также: