Замена контактной сварки на вязку

Обновлено: 17.05.2024

Арматура очень часто используется в строительстве, так как это достаточно крепкая вещь, которая может служить для создания каркасов. Из нее производится сетка и сложные металлоконструкции, но все это основывается на ее соединении. По отдельности она представляет собой длинные прутки из которых можно сконструировать практически любое сооружение. Существует несколько способов соединения, которые различаются по себестоимости, сложности создания, надежности и прочим параметрам. Изделия оказываются достаточно тяжелыми, поэтому, трудно создать хороший контакт при маленькой площади соприкосновения. В основном сейчас возникает вопрос в том, что лучше сварка или вязка арматуры.

Преимущества сварки арматуры
  • Создает крепкое неразъемное соединение;
  • Конструкция получает повышенную ударную прочность;
  • Сваренные детали сложнее поддаются деформации и прочим дефектам;
  • Конструкция хорошо сохраняет внешнюю форму при воздействии внешних факторов;
  • Шов обладает высокой температурной стойкостью;
  • Изделия получают достаточный уровень пластичности для установки.

Шов при сварке арматуры

Шов при сварке арматуры

Недостатки
  • Достаточно дорогостоящий способ, который требует длительной подготовки и опыт работы от мастера;
  • Для большинства процедур требуется специальное оборудования, большинство из которых работает стационарно;
  • При работе с упрочненными металлами возникают высокие энергозатраты;
  • Сваренную конструкцию потом сложно разъединить, если нужно что-то переделать;
  • Необходима тщательная подготовка поверхности.

Специализированное оборудование для сварки арматуры

Специализированное оборудование для сварки арматуры

Особенности сварки арматуры

Одной из главных особенностей этого процесса является переход металла из твердого состояния в жидкое или пластичное. Это означает, что к каждой марке арматуры нужно подбирать свои режимы, чтобы не испортить заготовку. Если параметры окажутся слишком слабые, то не будет достаточного уровня надежности и соединение может быть запросто сломано.

Когда происходит сварка арматуры, необходимо подбирать наплавочные материалы, которые будут максимально близки по составу с арматурой. Чем больше разница, тем хуже надежность соединения. Существуют способы, которые не требуют использования наплавочных материалов, такие как контактная сварка арматуры. Прочие вещи, которые обладают намного большей площадью соприкосновения, позволяют создавать более крепкие швы достаточно простыми способами, тогда как здесь необходимо применять сложную технику для получения качественного результата. Перехлест арматуры при сварке хоть и обеспечивает более надежное скрепление, но это не идет в сравнение с другими предметами. Именно благодаря всем этим сложностям в некоторых случаях вязка оказывается более предпочтительной.

Преимущества вязки
  • Простой и дешевый способ;
  • Для выполнения процедур не требуется особых умений и знаний;
  • Это более безопасный в плане техники безопасности способ;
  • Конструкция не приобретает много веса;
  • Нет нужды зачищать поверхность арматуры;
  • При необходимости соединение можно разъединить;
  • Не требуются энергозатраты;
  • Процедуру можно проводить в местах без источника электропитания.

Процесс вязки арматуры

Процесс вязки арматуры

  • Качество соединения оказывается не столь высоким;
  • Здесь нет большой жесткости скрепления, поэтому, некоторые элементы могут оставаться частично подвижными;
  • Материал для вязки зачастую не имеет высокой температурной стойкости.
Требования и приемы вязки арматуры

Для данного процесса подходит гибкая низкоуглеродистая проволока. Диаметр ее должен быть около 1 мм, что помогает сохранять крепость и пластичность одновременно. Для одной связки достаточно мотка около 30 см. Требуется предварительно заготовить нужное количество отрезков.

Внешний вид проволоки для вязки арматуры

Внешний вид проволоки для вязки арматуры

Вязка может происходить как вручную, так и при использовании специальных приспособлений, такими как пассатижи, крючки или щипцы. Вязальная проволока петлей просто закидывается вокруг соединения двух заготовок. После этого концы скручиваются между собой. Если требуется сделать много связок, то это будет трудоемким процессом. Проволока закручивается максимально плотно.

Сейчас встречается и механизированная вязка, которая может проводиться нестандартными предметами. В это число входит шуруповерт, который может закручивать проволоку. В его патрон вставляется крюк, а сам аппарат используется на минимальной скорости, чтобы не порвать проволоку.

Вязка арматуры шуруповертом с крючком

Вязка арматуры шуруповертом с крючком

Применяется и специальный прибор вязки проволоки, который сделан для строительной сферы. В нем нет крючков и весь процесс происходит автоматически без большой вероятности обрыва.

Вывод

Разница между вязкой и сваркой арматуры оказывается настолько существенной, что в одной сфере применения их очень сложно сравнивать. Если требуется достичь максимального качества соединения с надежными креплениями, то даже несмотря на большую трудоемкость и высокую стоимость лучше останавливаться на сварке. Где не требуется высокая точность расположения прутьев и большая крепость, то можно остановиться на более дешевом способе связывания арматуры проволокой. Это очень часто используется в частной сфере, когда нет необходимости соблюдать все условия.

Современные технологии развили обе сферы. Автоматические машины для контактной сверки позволяют сделать шов достаточно быстро, не применяя наплавочных материалов. В то же время, связывающее машины повышают качество соединения проволокой.

Замена сварки К1-Кт на вязанные пересечения

Где можно посмотреть: в каких случаях возможна замена сварки К1-Кт на вязанную арматуру? Является-ли такое пересечение равнопрочным или необходимы дополнительные требования?

Из ГОСТ ГОСТ 10922-90: 1.8. К сварным крестообразным соединениям с ненормируемой прочностью, применяемым для обеспечения взаимного расположения стержней арматурных изделий в процессе их транспортирования, изготовления и бетонирования конструкций (при отсутствии указаний о нормируемой прочности этих соединений в рабочих чертежах изделий), относят:
1) соединения в плоских и рулонных сетках с рабочей арматурой из арматурной стали периодического профиля, независимо от ее класса и диаметра;
2) соединения в местах пересечения продольной арматуры пространственных каркасов с поперечной арматурой в виде непрерывной спирали или замкнутых хомутов;
3) соединения в местах пересечения продольных или поперечных стержней плоских каркасов и стержней сеток со стержнями, объединяющими их в пространственные каркасы, если последние применяют для армирования изгибаемых железобетонных элементов, не работающих на кручение.
У Вас который случай?

S-Y, мне самому стало интересно, но нечто подобное по тексту нашел только в пособии "АРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОНОЛИТНЫХ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЗДАНИЙ" и то, там как-то странно написано.. в контексте ростверка, хотя в принципе, что мешает применить к любой плите. У Вас то что за случай, что где?
Сварку применяют для анкеровки арматуры, если иными способами обеспечивается анкеровка, то можно на вязку уйти, в противном случае нужно контролировать качество сварки крестообразных соединений.
Как-то глав.спец говорил, что сейчас и с Кт проблемы, т.к. на каждый диаметр нужно аппарат настраивать, в т.ч. усилие придавливания.

Пространственные арматурные каркасы

Черт.100. Примеры пространственных каркасов линейных элементов,
изготовляемых без применения контактной точечной сварки

Черт.110. Конструкция пространственных каркасов в сжатых элементах
а - сварных; б - вязаных

Черт.114. Конструкция хомутов вязаных каркасов балок

Согласен с ander, но теоретически можно оставить со сварными соединениями только по два (или три) крайних стержня, а в остальных пересечениях выполнить вязку.
На эту мысль навеяло прочитанное в п.5.36.в про приварку на длине заделки поперечных анкерующих стержней. Более подробно в расчет не вдавался.

Господа.
В пособии по проектированию ЖБК (п.5.19) указано, что сварной шов К1-Кт (контактная заводская сварка) применяется в соединениях с ненормированной прочностью. Ильнур в посте №3 привел ту же мысль из ГОСТа.
Внимание вопрос: почему тогда при армировании балок сварными каркасами применяют шов К1-Кт для соединения продольной и поперечной арматуры, если поперечная арматура - рабочая.
И вопрос вдогонку: в безбалочной плите перекрытия хочу применить сварной каркас с рабочей поперечкой. Насколько это удачная идея по сравнению с вязаными шпильками?

И вопрос вдогонку: в безбалочной плите перекрытия хочу применить сварной каркас с рабочей поперечкой. Насколько это удачная идея по сравнению с вязаными шпильками?

engineer_a
вас не понял.
4 и 6
ты имеешь ввиду шпильки?
Кое-что нарыл в ГОСТ 10922-90 АРМАТУРНЫЕ И ЗАКЛАДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ СВАРНЫЕ, СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ АРМАТУРЫ И ЗАКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

1.7. Крестообразные соединения типов К1 и К2 по ГОСТ 14098, которые должны обеспечивать восприятие арматурой сеток и каркасов напряжений не менее ее расчетных сопротивлений, подлежат выполнению с нормируемой прочностью в соответствии с требованиями пп. 2.14 и 2.16.
Соединения с нормируемой прочностью должны быть указаны в рабочих чертежах арматурных изделий.
1.8. К сварным крестообразным соединениям с ненормируемой прочнос¬тью, применяемым для обеспечения взаимного расположения стержней арма¬турных изделий в процессе их транспортирования, изготовления и бетониро¬вания конструкций (при отсутствии указаний о нормируемой прочности этих соединений в рабочих чертежах изделий),

Если я правильно понимаю, К1 может быть как нормируемым, так и ненормируемым. В случае с рабочей поперечкой в сварном каркасе - в проекте я должен указать, что сварка К1-Кт должна обладать нормируемой прочностью.
Коллеги, интересны ваши мысли.

Замена автоматической сварки на ручную

Я конечно не знаток в области расчетов ЖБ конструкций.
Мы делаем след. образом. Изначально в расчет закладывается (А240 - варить легче). И именно из-за этого что на стр.площадке практически не возможно создать заводские условия (автом.сварка), закладываем в проект К3-Рр. (Ручная дуг сварка с ненормированной прочностья).
Вы интерисуетесь как конструктор, или как прораб?

Сугубо личное мнение!
диплом "инженер промышленного и гражданского строительства" подразумевает работу и на стройке. скажем прораб и т.д. и конструктор.
если Вы конструктор - то поидее должны делать что б на стройке рабочие о Вас часто не вспоминали, т.е. заранее думать о Людях (в т.ч. и о таджиках, и о малдаванях и о русских).
а если Вы прораб - которому попал в руки проект с АIII. то я б сходил к проектанту и спросил : для начала а нафига АIII?

Странно у нас всю жизнь вязанную клали, ты ведь сваркой нарушаешь целостность арматуры а темболее узбеки пережигают ее, постребуй квалификацию сварщика обязательно

проектирование гидротехнических сооружений

Дмитрий063 - не надо трепаться не по делу, если вопросом не владеете. Всё верно сделал SHURF заложив в нужном месте арматуру с расчётными сварными соединениями. Мы тоже такое делаем если необходимо. А думать о подрядчике - столько слёз нет, чтобы так много о таджиках и молдованах плакать!
Реально:
1 Вариант: если на площадке нет оборудования для контактной сварки - милости просим, закажите эти каркасы на заводе ЖБИ, привезите на стройку и уложите в опалубку.
2 Вариант: если не хотите связываться с заводом - КУПИТЕ сварочные клещи и варите на площадке эти каркасы сами. чего за проблема-то я не понимаю?! - вот я за две минуты нашёл сварочные клещи для контактной сварки - для сварки арматуры до 18мм диаметром каждая - стоимость 12.5тыс. евро. В масштабах стройки - капля в море!
Дмитрий063, а если на стройке нет экскаватора, вы в угоду бедным гастрам котлован заложите не 3м глубиной, а 0.5м. чтоб не устали копать да? - не наши проблемы что есть а чего нет у подрядчика (хоть лопата, зоть копёр), пусть сам думает как ему обеспечить выполнение работ в сответствии с проектом.

Автору:
Я бы на Вашем месте (будь представителем авторского надзора) - запись в журнал авторского надзора: сварка не по проекту, заменить каркасы на свареные как полагается по проекту.
А дальше - уже на совести подрядчика: хочет - пусть оставит на своей совести этот грех, и похоронит его в бетоне. А нормальный прораб наверно переделал бы как положено, чтоб спать спокойно.

Мы делаем след. образом. Изначально в расчет закладывается (А240 - варить легче). И именно из-за этого что на стр.площадке практически не возможно создать заводские условия (автом.сварка), закладываем в проект К3-Рр. (Ручная дуг сварка с ненормированной прочностья).

а при чём тут это. если прочность шва К3-Рр не нормируема, какая бы арматура не была им сварена - равнопрочности не получите. Следовательно требования СНиПа не будут соблюдены. точка.

Можно ли сваривать или лучше вязать арматуру при армировании фундамента – советы от профессионалов

Заливка фундамента, усиленного арматурой – ответственная процедура, нуждающаяся в соблюдении требований действующих нормативов и стандартов. У не слишком опытных строителей возникает ряд вопросов, связанных с особенностями обустройства каркаса для оснований. Один из них – можно ли сваривать арматуру для фундамента или же при изготовлении каркаса допускается только вязка?

вязка и сварка арматуры

Плюсы и минусы составляющих фундаментных оснований

Бетон – особый строительный материал, после замешивания приобретающий текучую структуру и твердеющий спустя какое-то время после заливки в опалубку. На его основе изготавливаются различные опорные конструкции (фундаментные основания). Текучий материал после застывания приобретает следующие свойства:

  • прочность;
  • долговечность;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • устойчивость к колебаниям температуры.

При исследовании проблемы придется учесть имеющиеся у бетонного материала отрицательные свойства, основное из которых – хорошая гигроскопичность (способность впитывать влагу). Поэтому при обустройстве фундаментов погружаемое в грунт основание и прилегающая к земле часть (цоколь) подлежат гидроизоляции, защищающей материал от прямого контакта с грунтом. Делается это еще и потому, что в зимнюю пору при замерзании влага расширяется и способна разорвать бетонную заливку изнутри.

устройство гидроизоляции перед армированием плитного фундамента

Еще один существенный недостаток бетона – зависимость прочностных показателей от направления действующих на него нагрузок. Выдерживая значительные прямые давления, на растяжку этот материал “работает” плохо. Последнее означает, что залитая бетонная лента способна выдерживать высокие внешние нагрузки. При этом внутренние напряжения, исходящие из центра наружу, со временем могут разрушить ее.

Для чего нужна арматура?

Для компенсации опасных для бетона растягивающих нагрузок, внутрь его «тела» помещается особая усиливающая конструкция – армирующий каркас. При монтаже ему придается форма решетки, располагаемой таким образом, чтобы принять на себя растягивающие напряжения. Простейший вариант такой конструкции – несколько арматурных стержней, связанных между собой и помещенных внутрь опалубки перед заливкой бетона.

В более сложных случаях (когда требуется максимально усилить фундамент) каркас собирается из комбинации основных и вспомогательных стержней. Первые изготавливаются из более толстых заготовок и размещаются продольно.

Вспомогательные стержни нужны только для поддержки продольных прутков и востребованы лишь при заливке.

Основная нагрузка после застывания смеси (при эксплуатации фундамента) приходится именно на рабочие стержни. Вспомогательные остаются внутри массива, поскольку их невозможно извлечь из застывшей конструкции.

Усиливающий каркас собирается непосредственно на рабочей площадке из отдельных прутьев, заранее нарезанных по длине. Соединяются они посредством мягкой отожженной проволоки, закрепляющей узлы решетки с помощью скруток. На первый взгляд, кажется, что сваривать арматуру намного проще и быстрее, чем делать скрутки из проволоки. Чтобы с уверенностью утверждать это – сначала придется внимательнее разобраться с тем, как “работает” армирующий пояс и его отдельные элементы.

Особенности “работы” арматуры в бетоне

При подробном рассмотрении поверхности стержней арматуры хорошо заметна ее рифленая структура. Такое устройство гарантирует надежное сцепление прутьев с застывшим бетоном и позволяет без труда удерживать их в фиксированном состоянии. При действии разнонаправленных нагрузок основные усилия принимают рифленые стержни. Бетон при этом разгружается и лучше сохраняется, что исключает вероятность появление в нем трещин или разломов.

Поскольку вспомогательные элементы в распределении нагрузок не участвуют – они имеют меньшую толщину, а их поверхность делается гладкой (без рифления), для этих целей применяют арматуру класса А1 (А240).

Надежное соединение составляющих армирующего каркаса необходимо для выдерживания нагрузок только в момент заливки жидкой смеси. Объясняется это большой тяжестью бетонного состава, который при определенных условиях может разрушить не слишком прочное крепление.

Способы соединения арматуры

Поскольку арматурный каркас собирается непосредственно на строительной площадке – для оперативного выполнения этой части работ используются простейшие способы соединения стержней. Самым распространенным и надежным принято считать вязку арматуры посредством предварительно отожженной мягкой проволоки.

способы вязки арматуры

Технология такого соединения предельно проста, но для многих новичков в строительных делах она неприемлема из-за отсутствия соответствующих навыков. Поэтому некоторые из них предпочитают выбрать второй вариант соединения, при котором потребуется запастись сварочным оборудованием. Такой подход еще раз вынуждает обратиться к основному вопросу данной статьи: а допускается ли варить арматуру под фундамент и не приведет ли это к его ослаблению?

Особенности вязки

По мнение большинства арматурщиков, самый удобный диаметр проволоки для вязки арматуры крючком, равен 1,2 мм.

Перед началом работ потребуется приготовить короткие отрезки длиной около 25-30 см и специальный крюк для вязки арматуры. Последовательность действий следующая.

  1. Сначала проволока складывается вдвое.
  2. Затем образовавшаяся петля перекидывается вокруг сборных элементов.
  3. В завершении она захватывается крючком и несколько раз проворачивается, образуя скрутку.

Вся процедура при наличии навыков выполняется за считанные секунды, а научиться этому удается довольно быстро. На видео ниже представлен пример того, как правильно вяжется арматура и какой скорости может достичь профессиональный арматурщик.

Основное достоинство вязки – возможность работать в отсутствии электропитания. Единственное требование в этом случае – хорошая освещенность зоны монтажа. К плюсам метода, относят и дешевизну проволочных заготовок (электроды и аренда сварочного агрегата обойдутся намного дороже). Поэтому профессиональные строители чаще вяжут арматуру, а не сваривают, при сборке стальных каркасов для армирования ленточных фундаментов и других железобетонных конструкций.

Достоинства и недостатки сварки

При определенных условиях сварка каркаса представляется более надежным вариантом решения поставленной задачи. Но при этом ее применение, как правило, ограничивается сложностями климатического характера (сильный дождь, например) или отсутствием электрической подводки. С другой стороны, в отличие от вязки в нормальных условиях сварка может применяться повсеместно (помимо ситуации с тонкими стержнями).

Крестообразное соединение арматуры дуговой ручной сваркой разрешается для прутов диаметром 10 мм и более.

Многие начинающие строители основной причиной сложности использования этого метода считают дороговизну оборудования, в комплект которого входят следующие наименования:

  • Сварочный агрегат.
  • Несколько упаковок электродов нужного типа.
  • Комплект средств защиты сварщика (включая очки и спецодежду).

Во время выполнения работ важно строгое соблюдение требований техники безопасности. Чтобы исключить возможность получения ожога – нужно будет запастись индивидуальными средствами защиты (маской, рукавицами и специальным рабочим снаряжением). В определенных условиях исполнителю потребуется получить наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности.

Одно из главных условий сварки арматуры любым способом, это то, что необходимо использовать арматуру с индексом «С» – свариваемая, например А500С, А600С и т.д.

Каких-либо противопоказаний к использованию сварки при сборке каркасов не существует. Кроме того, в соответствие с указаниями нормативных документов при работе на фундаментных конструкциях с арматурными стержнями увеличенного размера, этот способ – единственно допустимый. Так как конструкции каркасов из арматуры диаметром 32 мм и выше получаются слишком массивными, из-за чего проволочные скрутки не всегда способны выдерживать возросшие нагрузки.

Важно чтобы в процессе сварки арматуры её диаметр не уменьшился, и ребра не были повреждены. В противном случае, если она выполняет роль основного армирования, ее необходимо будет заменить.

Что же лучше, вязать или варить арматуру – мнение экспертов

По мнению большинства профессиональных арматурщиков, сборку каркаса для армирования бетона лучше всего производить методом вязки. Так как это удобнее, быстрее и экономнее.

Одно из главных преимуществ вязки перед сваркой, это как быстрый монтаж, так и демонтаж. Да, да, именно демонтаж, так как бывает, что арматурщик может ошибиться и собрать каркас с ошибками (человеческий фактор), либо пришли изменения проекта. В этих случаях, каркас, собранный с помощью проволоки легко разбирается и переделывается, а для разборки сваренного каркаса понадобиться специальный инструмент и не один час времени.

Важно научиться дифференцированно подходить к выбору одного из рассматриваемых способов соединения элементов каркаса. При этом, обязательны к выполнению требования, касающиеся особенностей технологического процесса. Последнее означает, что при возведении фундаментов небольшого объема с использованием не слишком толстых и массивных стержней, применение сварки нецелесообразно. То есть окончательное решение по выбору подходящего способа соединения принимается, исходя из условий монтажа и целевого предназначения каркаса, иногда уместно комбинировать данные способы.

В заключении отметим, что арматуру можно как варить, так и вязать, главное соблюдать технические требования по выполнению работ. Окончательный выбор способа сборки арматуры под фундамент, сварка или вязка, решается неоднозначно, все зависит от условий проведения монтажа и профессиональной подготовки самого исполнителя.

На этом все, если есть вопросы, задавайте их в комментариях, мы обязательно на них ответим.

Читайте также: