Дамаск из цветных металлов

Обновлено: 18.04.2024

Дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. «Мозаику» также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей – и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон.

Такой крупноволокнистый металл и послужил основой для «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки в пакете не как попало, а в строго заданном порядке – так, чтобы после кузнечной сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаичная картинка. Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока мог быть сколь угодно сложным.

Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «крестовой». Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими пластинками контрастного металла.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Более трудоемко изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из «шрифтового» дамаска неплохо читаемые надписи. Исходные блоки с такими узорами можно было сварить в монолит, лишь используя специальные оправки и подкладки, иначе пучок разнородных волокон расползался при проковке.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Еще более сложной техникой, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых электроэррозионным способом сделаны сквозные фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.

По другому варианту, в качестве матрицы-наполнителя используется мелкий металлический порошок железа, стали или никеля, засыпанный в тонкостенный контейнер. В этот контейнер помещают прутки сложного сечения с зачищенной поверхностью или согнутые из лент и пластин фигуры любой конфигурации. Например, в виде бутонов цветов, фигур людей или животных. Элементы-вкладыши могут также изготавливаться методом электроэррозионной резки тонкой проволокой. Засыпав эти композиции порошком и загерметизировав контейнер, его нагревают до сварочной температуры и аккуратно проковывают с 4-х сторон.

Проковывают действительно аккуратно и тщательно. Иногда даже невероятно аккуратно. Первопроходец современных способов изготовления мозаичного дамаска Стивен Шварцер в 1993 году отковал мозаичный пакет для своего ножа «Мечта охотника» - и ковал его шесть месяцев с перерывами. За это время он «всего лишь» расковал брусок поперечником 130 миллиметров со вставленной в него многоэлементной фигуркой охотника так, что его «рост» уменьшился с 40 миллиметров до 12 и его стало возможным вварить в клинок ножа. Нюанс в том, что у фигуры охотника можно рассмотреть даже каблуки на сапогах и, что самое примечательное, после всех деформаций при сварке и проковке ствол у ружья остался прямым. Если бы даже такой сложный блок ковался так, чтобы в итоге получилась не более чем узнаваемая фигура, то ковка всего клинка (без учета подготовки исходного пакета) заняла бы пару дней, а то и менее. В этом же случае работа мастера в смысле аккуратности может служить своего рода шлагбаумом в технике мозаичного дамаска – все, тупик, дальше по этому пути идти некуда.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Использование современных порошковых технологий при изготовлении мозаичного дамаска делает эту работу для более-менее опытного кузнеца несколько похожей на детскую забаву. Можно лишь состязаться в вычурности задуманного узора и степени приближения старательности и трудоемкости к вершинам технологии «каменная задница». Исключение – редкие, немногие мастера, которые применяют оригинальные методы, для разработки и использования которых требуется не только старательность ремесленника, но и изрядное напряжение ума мастера. Никто не отменял и понятия художественного вкуса, без которого создание клинка с гармоничным узором затруднительно и даже маловероятно.

Однако, о клинках… После аккуратной сварки и проковки исходного сложноузорчатого блока дело оставалось «за малым» – отковать из этого дамаска клинок. Резко неоднородная, крупноузорчатая мозаика сама по себе не обладает хорошими режущими свойствами, поэтому для придания ножу приличной утилитарности его тем или иным способом снабжают твердым лезвием из многослойного дамаска, а для прочности иногда наваривают и вязкий обух. Впрочем, надо непременно отметить, что иноземные мастера очень часто откровенно и с размаху плюют на приличия, отковывая такие клинки, которыми не то что карандаш, а даже и спичку лучше не затачивать. Но, в общем-то, на Западе особой утилитарности от мозаичных клинков и не требуется – был бы узор покрасивей и посложней, а имя мастера поизвестней…

Для того, чтобы «показать товар лицом», этот замысловатый узор мозаики нужно каким-либо образом проявить на боковых поверхностях клинка. Мастера применяют три основных способа проявления узора мозаичного дамаска, получая в итоге крученую, развернутую и торцевую мозаику.

«Крученая» мозаика фактически является разновидностью т.н. «турецкого» дамаска. «Крученой» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания тонких сложноузорчатых прутков, которые для сварки складываются в узкую высокую стопку. Как правило, в клинке мозаичная основа состоит из 3-5 сваренных воедино туго закрученных прутков. Для придания клинку большей устойчивости при изгибе эти прутки часто закручивают в разные стороны – по часовой стрелке и против. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся с шагом закрутки фигуры (одна фигура на оборот), заложенные в первичный блок. Чем глубже сошлифовываются плоскости клинка, тем полнее и четче вскрывается узор.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

«Развернутая» мозаика основывается на этом же принципе «вскрытия». На заготовке клинка с двух сторон, со смещением на полшага, делают несколько глубоких (примерно на половину толщины) V-образных надрезов, а затем растягивают ее в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. Надрезы делают угловыми, чтобы облегчить разворачивание заготовки и чтобы она не порвалась вдоль волокон. Четкость и степень проявленности первичного узора зависит от глубины и шага нарезов, а также от последующей деформации.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

В «торцовой» мозаике узор искажается в наименьшей степени. Для изготовления клинка с торца (отсюда и название) готового узорчатого блока поперек волокон срезают узорчатые пластинки, к которым затем или приваривают лезвие и обух, или наваривают их с двух сторон на пластину из лезвийного металла. Хотя опять же можно повторить, что многие мастера сейчас просто вырезают из пластины торцовой мозаики заготовку клинка, не утруждая себя попытками придать хоть какую-то утилитарность клинку даже из крайне непрочной торцовой мозаике, в которой ослабленные тонкие сварочные швы расположены поперек полосы.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Итак, технология изготовления мозаичного дамаска, в общем, понятна. Если говорить «не в общем», то можно привести и примечательные приемы работы мастеров. Так, когда-то своей «развернутой» мозаикой из нержавеющих металлов меня удивил Девин Томас. Его дамаск состоял из множества квадратных проволочек нержавеющей стали 440С, пересыпанных между собой порошком никеля, который, ясное дело, тоже не ржавеет. Узор такого классического «развернутого» дамаска, сетчатый в своей основе, весьма похож на топографическую карту. Примечательно, что этот производительный американский кузнец запасся на редкость хорошим набором оборудования, поскольку, как он сам говорит в чисто американском стиле, оборудование экономит время, время - это деньги, а денег всегда не хватает. Не знаю, чего не хватало американскому профессору на пенсии Хенку Кникмейеру, когда он решил заняться «торцевой» мозаикой, но он добился того, что его клинки долгое время служили эталоном, своего рода классикой «торцовой» мозаики. Насколько я знаю, он одним из первых стал регулярно изготавливать клинки с узором, более сложным, чем простой набор квадратиков и пластинок. Похвально, что свои клинки он практически в обязательном порядке снабжал и твердым лезвием, и упругим обухом.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

По технологической сложности узоров его в те времена превзошел лишь крайне честолюбивый и аккуратный Стивен Шварцер, который помимо «Мечты охотника» в том же 93-м году сварил клинок с узором в виде собственной размашистой подписи, которую нужно было рассматривать в микроскоп. Даже после расковки пакета подпись была весьма четкой и читаемой.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Национальный герой Франции Пьер Риверди не стал ни с кем состязаться в аккуратности. Для изготовления сложных элементов мозаики он, подобно Шварцеру, купил дорогой станок электроэррозионной резки и научился самостоятельно составлять для него программу. А вот дальше мастер пошел своим путем, изготавливая дамаск, который он сам назвал «поэтическим». Например, в конце 90-х годов он изготовил большой клинок из «крученой» мозаики, по которому «бежало» множество мелких фигурок, в которых можно было узнать единорогов. Впрочем, если отвлечься от подразумеваемых автором всякого рода «образов» и «идей», то чисто с технологической точки зрения в «поэтическом дамаске», по меркам сегодняшнего дня, нет ничего особо заковыристого.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Однако кузнец он не просто умелый, а талантливый. Например, блеснув техникой кузнечной сварки, он отковал уникальный складной нож «Пэр де Ноэль» (Дед Мороз по-нашему). Увидев его фотографию, я по привычке начал дробить узор клинка на составные части, чтобы понять, как он сделан, но преуспел далеко не сразу. Легко было понять, как изготовлены отдельные элементы, но как из них сварен сам клинок – это была загадка, не укладывающаяся в обычную схему мозаики - крученая, торцовая, развернутая. Для меня ключом послужило то, что каждый четвертый олень в «крученой» (на первый взгляд) мозаике бежит в другую сторону! Зацепившись за эту деталь и вспомнив приемы изготовления дамасских ружейных стволов, мне удалось пошагово расшифровать технологию. Если сказать вкратце и упрощенно, то Риверди намотал узорчатые прутки сами на себя, как бечевку в бобине, а затем проварил этот клубок в монолит и вырезал из его середины заготовку клинка.

Мозаичный дамаск Дамаск, Нож, Архангельский, Пампушки, Видео, Длиннопост

Это называется – свобода. Свобода в том смысле, что при достижении определенного уровня мастер уже не связан технологическими схемами (крученая мозаика или еще какая), важен лишь задуманный узор. Фактически, опытный мастер может воплотить едва ли не любой мыслимый узор, сколь сложным он бы ни был. Ограничения, пожалуй, лишь в психофизических особенностях личности человека, в его склонностях и способностях к сосредоточенной аккуратности или вдохновленной поэтике.

Ну, надо сказать кое-что и в коммерческом (или, если угодно, искусствоведческом) плане, потому что сегодня мозаичные клинки являются преметом коллекционирования наравне с картинами. Я уже как-то писал, что по японским понятиям сокровище должно обладать тремя непременными свойствами – редкостью, чистотой (в духовном смысле) и высокой стоимостью. Насчет духовной чистоты – это сильно вряд ли, от святости мы далеки, но стоимость присутствует, причем иногда очень немалая. Например, известная фирма «Холанд-и-Холанд» продала одну из работ Пьера Риверди за 180 тысяч швейцарских франков - это примерно 100 тысяч долларов. Мне рассказывали, что нож «Пэр де Ноэль» не раз перепродавался и очередной владелец «сдал» его через аукцион «Кристи». Говорят, только комиссионные фирмы составили 80 тысяч долларов! Современное сокровище в виде куска узорчатого железа…

Добавлю интервью кузнеца-оружейника Игоря Пампухи о создании ножей из мозаичного дамасска

Мозаичный дамаск. Как это сделано.

Вспоминая события оружейно-клиночной жизни последних лет, я вдруг осознал, что «это» свершилось! — как-то плавно и незаметно дамасская сталь стала обыденностью и рядовым фактом нашей жизни. Витрины на выставках завалены ножами с разнообразными узорчатыми клинками, а цены на них у любителей со стажем вызывают что-то вроде нервной усмешки — мол, скоро дамаск будет дешевле нержавейки! Действительно, слоёного ремесленного металла уже просто много, но даже и литой булат, ещё недавно экзотический, не вызывает прежнего священного трепета. В общем, у нас уже можно смело, как свою и свежую, публиковать некогда поразившую меня фразу из штатовского журнала профессионалов-ножеделов «Блейд» за 1986 год — «…дамаск в обычном исполнении стал рутиной, а интерес к вутцу упал.» В те времена у нас не то что вутца (секрет его был потерян и это знали все), а и немудреной слоёнки из рессор и напильников не было! А сейчас – будьте любезны! – чего хочешь, даже нержавеющий дамаск проблёскивает.

Сколько угодно, пожалуйста:

Damasteel, порошковая нержавеющая дамасская сталь

Damasteel — шведская высоколегированная нержавеющая дамасская сталь, изготовленная по технологии порошковой металлургии. В состав пакета входят порошковая сталь RWL-34 и РМС-27.

Некоторые преимущества стали Damasteel:

высокая коррозионная стойкость

предсказуемые режимы термообработки

твёрдость после ТО до 63,5 HRC

чистота хим. состава за счет применения порошковых технологий

высокие физико-механические свойства

выдающиеся режущие свойства (сталь легирована ванадием)

Появился у нас и редкий, я бы даже сказал, элитарный вид узорчатого металла – мозаичный дамаск. Тот самый, который не «в обычном исполнении»… Во всей России «мозаичным дамаском» с разными усилиями и успехом занимаются менее десяти человек, еще недавно и «за бугром» таких умельцев было не так уж и много – во Франции и Германии пяток и в Америке десяток. Ну, есть еще в Швеции и в ЮАР. Можно отметить, что в этом смысле мы с ними работали на равных — и у нас и у них один мозаичных дел кузнец приходился примерно на двадцать — тридцать миллионов (!) человек населения. Сейчас там положение довольно сильно изменилось, вызрело и подтянулось к именитым зубрам-первопроходцам целое поколение клиночников, для которых мозаичный дамаск стал повседневной реальностью. В меньшей степени, но это произошло и у нас.

Так что же это за экзотика такая, этот самый мозаичный дамаск? При ближайшем рассмотрении оказывается, что в технологической основе своей всё довольно просто и понятно. Всем уже, в общем-то, известно, что дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. «Мозаику» также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей – и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон.

Более трудоёмко изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из «шрифтового» дамаска неплохо читаемые надписи. Исходные блоки с такими узорами можно было сварить в монолит, лишь используя специальные оправки и подкладки, иначе пучок разнородных волокон расползался при проковке.

Еще более сложной техникой, применяемой современными мастерами, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых электроэррозионным способом сделаны сквозные фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.

По другому варианту, получившему в последние годы очень широкое распространение, в качестве матрицы-наполнителя используется мелкий металлический порошок железа, стали или никеля, засыпанный в тонкостенный контейнер. В этот контейнер помещают прутки сложного сечения с зачищенной поверхностью или согнутые из лент и пластин фигуры любой конфигурации. Например, в виде бутонов цветов, фигур людей или животных. Элементы-вкладыши могут также изготавливаться методом электроэррозионной резки тонкой проволокой. Засыпав эти композиции порошком и загерметизировав контейнер, его нагревают до сварочной температуры и аккуратно проковывают с 4-х сторон.

Проковывают действительно аккуратно и тщательно. Иногда даже невероятно аккуратно… Первопроходец современных способов изготовления мозаичного дамаска Стивен Шварцер в 1993 году отковал мозаичный пакет для своего ножа «Мечта охотника» — и ковал его шесть месяцев с перерывами. За это время он «всего лишь» расковал брусок поперечником 130 миллиметров со вставленной в него многоэлементной фигуркой охотника так, что его «рост» уменьшился с 40 миллиметров до 12 и его стало возможным вварить в клинок ножа. Нюанс в том, что у фигуры охотника можно рассмотреть даже каблуки на сапогах и, что самое примечательное, после всех деформаций при сварке и проковке ствол у ружья остался прямым. Если бы даже такой сложный блок ковался так, чтобы в итоге получилась не более чем узнаваемая фигура, то ковка всего клинка (без учета подготовки исходного пакета) заняла бы пару дней, а то и менее. В этом же случае работа мастера в смысле аккуратности может служить своего рода шлагбаумом в технике мозаичного дамаска – всё, тупик, дальше по этому пути идти некуда.

Думаю, что и не надо. Использование современных порошковых технологий при изготовлении мозаичного дамаска делает эту работу для более-менее опытного кузнеца несколько похожей на детскую забаву. Можно лишь состязаться в вычурности задуманного узора и степени приближения старательности и трудоёмкости к вершинам технологии «каменная задница». Исключение – редкие, немногие мастера, которые применяют оригинальные методы, для разработки и использования которых требуется не только старательность ремесленника, но и изрядное напряжение ума мастера. Никто не отменял и понятия художественного вкуса, без которого создание клинка с гармоничным узором затруднительно и даже маловероятно.

Для того, чтобы «показать товар лицом», этот замысловатый узор мозаики нужно каким-либо образом проявить на боковых поверхностях клинка. Мастера применяют три основных способа проявления узора мозаичного дамаска, получая в итоге кручёную, развёрнутую и торцевую мозаику.

«Кручёная» мозаика фактически является разновидностью т.н. «турецкого» дамаска. «Кручёной» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания тонких сложноузорчатых прутков, которые для сварки складываются в узкую высокую стопку. Как правило, в клинке мозаичная основа состоит из 3-5 сваренных воедино туго закрученных прутков. Для придания клинку большей устойчивости при изгибе эти прутки часто закручивают в разные стороны – по часовой стрелке и против. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся с шагом закрутки фигуры (одна фигура на оборот), заложенные в первичный блок. Чем глубже сошлифовываются плоскости клинка, тем полнее и чётче вскрывается узор.

Работы Сергея Данилова.

Нож «Козырной». Жбанов А.Н.

Клинок 2329 (мозаичный дамаск), кузнец Матвеев.

«Развёрнутая» мозаика основывается на этом же принципе «вскрытия». На заготовке клинка с двух сторон, со смещением на полшага, делают несколько глубоких (примерно на половину толщины) V-образных надрезов, а затем растягивают её в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. Надрезы делают угловыми, чтобы облегчить разворачивание заготовки и чтобы она не порвалась вдоль волокон. Чёткость и степень проявленности первичного узора зависит от глубины и шага нарезов, а также от последующей деформации.

В «торцовой» мозаике узор искажается в наименьшей степени. Для изготовления клинка с торца (отсюда и название) готового узорчатого блока поперек волокон срезают узорчатые пластинки, к которым затем или приваривают лезвие и обух, или наваривают их с двух сторон на пластину из лезвийного металла. Хотя опять же можно повторить, что многие мастера сейчас просто вырезают из пластины торцовой мозаики заготовку клинка, не утруждая себя попытками придать хоть какую-то утилитарность клинку даже из крайне непрочной торцовой мозаики, в которой ослабленные тонкие сварочные швы расположены поперек полосы.

Итак, технология изготовления мозаичного дамаска, в общем, понятна. Если говорить «не в общем», то можно привести и примечательные приёмы работы мастеров. Так, когда-то своей «развёрнутой» мозаикой из нержавеющих металлов меня удивил Девин Томас. Его дамаск состоял из множества квадратных проволочек нержавеющей стали 440С, пересыпанных между собой порошком никеля, который, ясное дело, тоже не ржавеет. Узор такого классического «развёрнутого» дамаска, сетчатый в своей основе, весьма похож на топографическую карту. Примечательно, что этот производительный американский кузнец запасся на редкость хорошим набором оборудования, поскольку, как он сам говорит в чисто американском стиле, оборудование экономит время, время — это деньги, а денег всегда не хватает. Не знаю, чего не хватало американскому профессору на пенсии Хенку Кникмейеру, когда он решил заняться «торцевой» мозаикой, но он добился того, что его клинки долгое время служили эталоном, своего рода классикой «торцовой» мозаики.

Filigree Desk Knife with Damascus.

Насколько я знаю, он одним из первых стал регулярно изготавливать клинки с узором, более сложным, чем простой набор квадратиков и пластинок. Похвально, что свои клинки он практически в обязательном порядке снабжал и твердым лезвием, и упругим обухом.

Наши тоже не лыком шиты…

Мастер Сергей Буйняк.

Кузнец Сергей Бобков, Тула.

«Остров Сахалин». Юрий Максимов.

Нож Медведь, мозаичный дамаск А.Приказчикова.

Однако кузнец он не просто умелый, а талантливый. Например, блеснув техникой кузнечной сварки, он отковал уникальный складной нож «Пэр де Ноэль» (Дед Мороз по-нашему). Увидев его фотографию, я по привычке начал дробить узор клинка на составные части, чтобы понять, как он сделан, но преуспел далеко не сразу. Легко было понять, как изготовлены отдельные элементы, но как из них сварен сам клинок – это была загадка, не укладывающаяся в обычную схему мозаики — кручёная, торцовая, развёрнутая. Для меня ключом послужило то, что каждый четвёртый олень в «кручёной» (на первый взгляд) мозаике бежит в другую сторону! Зацепившись за эту деталь и вспомнив приемы изготовления дамасских ружейных стволов, мне удалось пошагово расшифровать технологию. Если сказать вкратце и упрощенно, то Риверди намотал узорчатые прутки сами на себя, как бечевку в бобине, а затем проварил этот клубок в монолит и вырезал из его середины заготовку клинка.

Ну, надо сказать кое-что и в коммерческом (или, если угодно, искусствоведческом) плане, потому что сегодня мозаичные клинки являются преметом коллекционирования наравне с картинами. Я уже как-то писал, что по японским понятиям сокровище должно обладать тремя непременными свойствами – редкостью, чистотой (в духовном смысле) и высокой стоимостью. Насчет духовной чистоты – это сильно вряд ли, от святости мы далеки, но стоимость присутствует, причем иногда очень немалая. Например, известная фирма «Холанд-и-Холанд» продала одну из работ Пьера Риверди за 180 тысяч швейцарских франков — это примерно 100 тысяч долларов. Мне рассказывали, что нож «Пэр де Ноэль» не раз перепродавался и очередной владелец «сдал» его через аукцион «Кристи». Говорят, только комиссионные фирмы составили 80 тысяч долларов! Современное сокровище в виде куска узорчатого железа…

Барри Галлахер — найфмейкер из Луистона (штат Монтана, США). Ножи мастер изготавливает с 1993 года. Все начиналось, как для многих ножевщиков, с хобби, увлечения. В то время Барри сделал несколько ножей для местных спортсменов и найфоманов, которые смогли оценить качество и красоту ножей ручной работы. Буквально через год мастер приступил к ковке клинков из углеродистой стали. Ковал Барри их исключительно вручную. Чуть позже он попробовал себя в изготовлении клинков из дамаска. Все, что выходило из рук мастера Галлахера, было настолько хорошим, что слава и популярность не замедлили обрушиться на него со скоростью снежной лавины. Уже в 1995 году он становится полноценным ножеделом, посвящая любимому делу всего себя и все свое время.

За годы творчества Барри Галлахер создал немало потрясающих ножей, сделал ряд открытий и инновационных решений. Например, механизм двойного действия придуман и запатентован именно Барри. Он достиг совершенства в работе с дамасской сталью. Ему принадлежит титул первооткрывателя цветного дамаска. Мастер из Луистона работает с «турецким» крученым из нескольких прутьев дамаском, добиваясь потрясающего рисунка, а для гравирования рукояток использует очень дорогое специальное оборудование (многие критики отмечают именно черные линии рисунка гравировки от Барри, а не чернильные, как зачастую бывает).

Думается мне, что ценность самого существования мозаики пока состоит в том, что она редкая, что её мало. Мало, несмотря на упорный труд талантливых мастеров – хотя бы потому, что и мастера эти наперечёт (вспомним, что один именитый мастер приходится на несколько десятков миллионов человек). Конечно, время идет, технологическая информация доступна практически повсеместно и отковать мозаичный клинок теперь может и не сильно выдающийся кузнец. Уровень сложности, конечно, разный, но в общем и целом мозаичные клинки из разряда элитарного искусства постепенно переходят в доступное ремесло. Ремесло – это когда знают «как», но не понимают «зачем».

Тема об этом «зачем», о грани между ремеслом и искусством, непомерно широка, да и глубока. Оставлю ее открытой… Скажу лишь, что во всех сугробах Земли исследователи так и не встретили двух полностью одинаковых снежинок, хотя сфотографировали миллионы этих узорчатых льдинок и составили довольно чёткую их классификацию. Несмотря на существование столь же чёткой классификации дамаска (отчасти приведенной и в этой статье), можно напридумывать сколько угодно разнообразнейших узоров дамаска. Придумать — но и за сотню жизней не воплотить их все. И каждый сам отвечает на вопрос – сколько придумать узоров, и каждый сам решает – зачем это ему нужно. И нужно ли вообще…

Дамаск быстрого приготовления (не доширак)


Добрый день уважаемое сообщество, в сети интернет ходит видео, где из простой кучи ножовочных полотен автор получает чуть ли не меч кладенец. Соответственно и комментарии к видео делятся на диаметрально противоположные — от восторженных до совсем отрицательных, куча непроваров, слишком мало слоев, соответственно и прочность клинка и режущие свойства от этого лучше не станут. Истинна как это всегда бывает где то совсем рядом, а пока сам не сделаешь не разберешься кто прав и надо ли это вообще.
Итак, взял полотна по металлу, на сайте производителя указано, что изготовлены из высококачественной углеродистой стали, если товарищи из поднебесной не обманули, то это как раз то что нам надо.на наждаке снял зубья и нарезал в размер. из листовой стали 0,8 нарезал таких же пластинок и собрал их чередуясь в пакеты.


С торцов обварил пакеты и приварил пруток для удобства.




после нагрева покрыл пакет бурой, получилась красивая карамелька.


потом нагрев до сварочной температуры и первая проковка, здесь важна не сила ударов, а частота и направление, необходимо выгнать из пакетов расплавленную буру.
Про температурные режимы писать бесполезно, здесь поможет только чутье, когда нужно "бурить", а когда металл уже готов к сварке. В данном случае пирометр показывал 1050 градусов,


если сварка прошла успешно, то разрез должен выглядеть как одно целое. распилил пакеты вдоль и сварил повторно, удвоив количество слоев.
Думаю можно показать и ошибки в сварке пакетов, основных две — это пережог и непровар.




Готовые пакеты отковал в прутки и скрутил в противоположные стороны.



Это я сделал, чтобы опробовать еще одно видео — мастер класс Леонида Архангельского, про турецкий дамаск. Хотя узор и не получился задуманным. В длинномерном клинке сваренные вместе прутки будут работать на скручивание как трос, обеспечивая клинку хорошую упругость. Все таки "высококачественная углеродистая сталь" это не самый точный указатель для термообработки, плюс относительно небольшое количество слоев с разным содержанием углерода в пакете отрицательно скажутся на режущих свойствах будущего ножа. Поэтому на режущую кромку приварил полосу чистой у8. Сталь для опытов предоставил драйвовчанин Viktorovich-Ko , в обмен на будущий клинок, я же бессовестным образом затянул это дело на полгода.
Итак, стоит ли овчинка выделки? Для себя я сделал определенные выводы. Дамаск с полотен подойдет для начинания, затраты на полноценный пакет из шх хвг и у8 -10 будут несоизмеримы. Подойдет этот метод для ламинатов, где сталь на обкладках не так важна как на режущей кромке, также подойдет для изготовления деталей рукояти или ножен и ювелирки. делать целиком нож из одних полотен я бы не стал, изначальные слои очень тонкие, плюс неизвестное количество углерода убавится при сварке с листовым железом, а термообработка выйдет "на глазок".

Цветной дамаск

Собственно вопрос к коллективному разуму,как сделать разноцветный дамаск,как у Забелиной и всяких разных шведов,интересуют методы химического,гальванического окрашивания.Буду благодарен за любую информацию.Просьба в Google не посылать,был.С уважением ко всем .

Спросить у Забелиной?

Самый простой способ-метод научного тыка.Иногда вхлорном железе в первые минуты дамаск начинает цвести.Ещё зависит от состава пакета .

в горячей селитре вроде держат

У Приказчикова можно спросить. Видел его разноцветный клинок.

Оксидирование в расплаве солей.

Я у Приказчикова спрашивал, делается это просто - Закаленный и начищенный до блеска клинок кладется в духовку и там жарится, температуру и время подобрать опытным путем.

Я у Приказчикова спрашивал, делается это просто - Закаленный и начищенный до блеска клинок кладется в духовку и там жарится, температуру и время подобрать опытным путем.

Нет. Грит просто спиртом протирал до жарки

Оксидирование в расплаве солей.
С этого места поподробнее Пожалуйста,каких солей,зачем солей.

В расплаве селитры - ето воронение
Приказчиков про побежалости втирал
Наверняка есть все в справочниках

Ну если даже гугля не знает 😊 http://guns.allzip.org/topic/97/1333587.html Оттедова можно рациональное зёрнышко выклевать. Есть хорошая книжка "300 практических советов" там есть ВСЁ. Удачи.

В расплаве селитры - ето воронение
Приказчиков про побежалости втирал
Наверняка есть все в справочниках

с 16й минуты о отпуске в свинце (синева).

и ещё у этого Товарища есть об отпуске в песке , в каком-то видео , желтый цвет.

У меня есть дамаск с рецептом состоящим из такого количества химомпанентов что даже не знаю смогу ли найти все. Но состав пакета дамаска у всех разный и врядли один рецепт сработает для всех, тем не менее могу скинуть если интересно.

Зажарить до цветного- пол дела. Как потом это зафиксировать? Всё равно ведь станет всё серым. Нет?

Где_то в интернете видел:мериканы опускали дамасковый клин в расплав солей селитры(так перевели)нагретый до402 градусов,опускали секунд на5,очень интересный цвет получался,жаль видео найти не могу!

да тут фильмец выкладывали три брата америкоса ножами занимаются там как раз в ванну с нагретым раствором, один из братьев еще туда трубку брата сунул

При составлении пакетадля дамаска ,зарание подберается матерьялы которые при нагреве до одинаковой температуры дают разные цвета .(толщена металов тоже учитывается .

да тут фильмец выкладывали три брата америкоса ножами занимаются там как раз в ванну с нагретым раствором, один из братьев еще туда трубку брата сунул
А ссылью в меня кинуть ,слабо. (ну очень надо)

Спорышев в духовке делал.

Таки никто не ответил: на сколько стойки эти понты? У меня при закалке-отпуске и др. операциях случайно получались бензиновые разводы. Только пару дней и всё станоится благородно серого цвета. И на кой столько пены.

Пленка окисла очень непрочная и при эксплуатации ножа легко стирается,поэтому я и задал вопрос камрадам ,а нет ли другого способа дающего более стой кое покрытие?Будем пробовать химию.С уважением ковсем .

Химия то же стирается "на раз".

Поковырялся по местным сайтам:

Еще предлагается каустическая сода NaOH- ее применяют в концентрации 1 кг на 1 литр нагретой до 275-280?F (135-138 С), что существенно ниже расплава, и выдержка 15-30 минут, правда цвета больше в черную сторону.

Спасибо,осталось только соль найти.

В духовку его. Температура от 475 Фаренгейта до 515 Фаренгейта, цвет от светло-соломенного до темно-синего.
Время - минут тридцать.

Дамаск или Булат!? История и особенности. ⁠ ⁠

Довольно много толков ходит вокруг определения дамаска и булата и истории их происхождения. И лишь немногим, а точнее сказать, только узкому кругу людей, известна техника получения различных видов этих металлов. В чем же их отличие?

…С незапамятных времен оружейных дел мастерами высоко ценилась индийская сталь, которую можно было купить в Дамаске - центре оружейного производства в эпоху Александра Македонского. Однако, происхождение самой стали на дамасском базаре было довольно трудно выяснить. Поэтому «дамаском» называли практически все приобретенное там оружие.

Историки металлургии различают «чистый дамаск» — старую индийскую литую узорчатую сталь, и «сварной дамаск» или новую «дамасскую сталь». «Чистый дамаск», упругий и очень твердый материал, более известен под русским названием «булат».

В первых упоминаниях о боевых сталях изготавливаемых на Руси применяется название "харалуг" (от искаженного слова "каралыга", что означало на языке одного из кочевых племен "черноватый"). Металлы такого вида могли называться и "булатом" (от искаженного названия местности Пулуади на севере современной Индии). Их изготовление приостановилось на время татаро-монгольского нашествия, но уже с XV века мы вновь встречаем упоминания о таких сталях, за которыми в то время окончательно закрепилось название "булат". Русские мастера были хорошо информированы о лучших сталях, производимых в других странах, пытались воспроизводить и улучшать их, используя собственные достижения и секреты в этой области. Позже это позволило создать уникальные златоустовские клинковые стали, аносовский булат, лучшие броневые композиции и другие замечательные материалы.

«Сварной дамаск», современная дамасская сталь, или, как его еще называют, «сварной булат» уступает чистому булату в твердости. При этом качество клинков из дамасской стали выше, чем из обычной. Способ получения дамасской стали, вероятно, изобрели случайно. В былые времена оставшиеся отсечки и обрезки металла не выбрасывали (металл тогда был в дефиците). Из них варили сталь для ножей и инструментов. Так умельцы заметили, что из симбиоза различных металлов получается красивый узор, и качество полученного изделия становится заметно лучше, И в дальнейшем остатки металла стали складывать специально.

Известно, что само железо не обладает достаточной твердостью. Она достигается получением сплава железа с углеродом и легирующими добавками. В те времена углеродистой стали как таковой не было, но, в зависимости от руды, на молекулярном уровне исходный металл содержал определенное количество хрома, молибдена и других элементов. В результате ковки качество стали менялось в лучшую или худшую сторону, но содержание углерода было недостаточным. Поэтому, для улучшения свойств металла, слои стали многократно перекладывали, нагревали и закаливали. Так сталь приобретала необходимые прочность и твердость.

Фото: Булат знаменитого сорта кара-хоросан на турецкой сабле XVIII века с персидским клинком

Дамаск или Булат!? История и особенности. Булат, Дамаск, Дамаскаж, Пампушки, Архангельский, Видео, Длиннопост

Сегодня кузнецы работают с готовым металлом. В современных марках сталей содержание углерода и легирующих элементов четко определено. В толще пакета, работа с которым представлена на этой странице, углерода примерно 0,8%. Также в нем присутствуют молибден, хром и никель, которые создают хорошую структуру металла. В связи с чем нет необходимости в определенных трудоемких операциях.

«Рецепт» создания булата только на первый взгляд прост. Для получения слитка необходимо обмазать тигель глиной, внутрь загрузить куски разного металла, закрыть крышкой диаметром чуть больше и снова обмазать глиной. Затем сверху нанести еще одну термостойкую обмазку и поместить тигель в печь на 5,5 - 6 часов. Около четырех часов нагнетается нужная температура, и около двух часов идет плавка металла. Полученный слиток представляет собой кристалл сверхтвердой структуры. У слитка срезают «голову», нижнюю часть и расковывают. Можно долго отливать сталь, а потом окажется, что слиток вышел с трещиной, и все старания напрасны. Поэтому важно точное соблюдение технологии каждой операции, чтобы труд мастера и сам металл не пропали даром.

В изготовлении дамасской стали свои секреты. При создании штемпельного дамаска уходит 1 - 1,5 часа на проковку и примерно столько же времени на заготовку. В сложных дамасках - только 3 - 4 дня на то, чтобы собрать и сварить пакет. Мозаичный дамаск получают из слоев металла разной структуры - скрученной, слоистой и выложенной в определенном порядке. Тщательное скручивание слоев производят в обычных тисках в горячем состоянии. По режущим свойствам мозаичный и штемпельный дамаск практически не отличаются. Разница лишь в цене.

В кузнечном деле важно не просто знать точные составляющие металлов и способы их получения, гораздо важнее научиться применять эти знания на практике. Необходимо уметь сделать металл таким рабочим материалом, чтобы он обладал высокими режущими свойствами. А чтобы он работал, нужно правильно его отковать, отрезать, закалить, отпустить и правильно заточить. Так, например, при создании медицинской стали ошибка при термообработке в 10°С дает совершенно другой материал. Поэтому нужно строго выдерживать весь технологический процесс создания ножа. А это довольно трудно сделать, не имея за плечами опыта работы.

Фото: Углеродистый булат, кузнец Пампуха И.Ю.

Дамаск или Булат!? История и особенности. Булат, Дамаск, Дамаскаж, Пампушки, Архангельский, Видео, Длиннопост

Нержавеющий булат, кузнец Архангельский Л.Б.

Дамаск или Булат!? История и особенности. Булат, Дамаск, Дамаскаж, Пампушки, Архангельский, Видео, Длиннопост

По режущим свойствам качественная дамасская сталь превосходит многие другие марки, такие, как 65Х13, 440С, 95Х18 в несколько раз.

Иногда приходится слышать, что купленный нож из дамасской стали быстро затупился. Ответ прост. Либо человек купил «дамаскаж» (т.е. протравленная особым способом нержавеющая сталь 65Х13, 95Х18), либо он приобрел дамаск, сваренный из мягких металлов. Такой металл сварить гораздо легче и быстрее. Визуально отличить его от качественного дамаска практически невозможно. Мягкий дамаск раньше применяли для изготовления ружей, т.к. для этих целей требовалась вязкость и не нужны режущие свойства металла. Нож из мягкого дамаска (каким бы красивым не был его рисунок!) режет хуже любого ножа из нержавеющей стали. При попытке закалить такой нож, как ни стараться, он не будет тверже 48 ед. HRC.

Подведем итог, что лучше: дамаск или булат? Сталь, приготовленная из пластин в процессе горновой сварки, принято называть «дамаском». Сталь, расплавленная в тигле и остуженная особым способом, принято называть «булатом». Есть также промежуточная технология, когда литые пластины смешивают с другими сталями посредством кузнечной сварки. Дамаск и булат с потребительской точки зрения – одно и то же. Исходя из описанного выше рассматривая конкретное изделие, правильнее говорить "литой булат" или "сварной булат", тогда не возникнет путаницы в понятиях.

Читайте также: