Какой металл алхимики считали символом луны

Обновлено: 19.05.2024

С давних времён серебро — это символ Луны, таинственной спутницы нашей планеты. Серп Луны — это знак, использовавшийся магами Ассирии и Месопотамии, а в дальнейшем и алхимиками. В Египте, после завоевания его Александром Македонским, серебро часто называли «луной».

Дороже золота

Алхимики Средних веков, наравне с магами древности, верили, что серебро незримо связано с ночным светилом. Алхимики считали серебро конечным продуктом некоего превращения — трансмутации неблагородных металлов, осуществляемой с помощью «белого философского камня», а иногда — промежуточным продуктом при получении золота.

Хотя серебро стало известно позднее золота, в Египте найдены серебряные украшения, относящиеся ещё к 5000-3400 годам до н.э. Пуговицы из этого металла, обнаруженные в Иране, датируются 4800-4500 годами до н.э., в Турции было найдено серебряное кольцо, сделанное в конце пятого тысячелетия до н.э. Трон Тутанхамона был украшен серебряной фольгой, и до середины II тысячелетия до н.э. Серебро в Египте являлось большой редкостью, ценилось дороже золота, и называли его «белым золотом». Предполагают, что в Древний Египет этот металл доставлялся из Сирии. Историк Страбон писал, что у некоторых арабских племён — фунт серебра равнялся двум фунтам золота». В Месопотамии, Древнем Уре (около 2000 года до н.э.) серебро называлось «ку-баб-бар» («чистое, белое»).

Самый крупный самородок

Европейские народы познакомились с серебром около 1000 года до н.э.

Согласно легенде, первым, кто открыл серебряный рудник, был император Оттон I Великий (912-973 гг.), основатель Священной Римской империи германской нации. Однажды Отгон отправил своего слугу по имени Раммель в лес на охоту. Оказавшись в лесу, слуга спешился и, привязав коня к дереву, углубился в чащу. В ожидании хозяина конь стал рыть копытами землю, из-под которой вскоре появились тяжёлые камни серого цвета. Возвращаясь, Раммель, на всякий случай, прихватил один камень с собой и показал его императору. А тот, в свою очередь, велел придворным учёным помозговать, не сгодится ли на что-нибудь эта находка. Так, благодаря пытливому уму слуги и господина, был открыт серебряный рудник неподалёку от горы, которая нынче называется Раммельсберг. Месторождение не иссякало в течение шести веков, однако почти все крупные самородки были найдены в XIV-XVI веках.

В Древней Греции возле Афин разрабатывалось месторождение Лаврион, благодаря которому и расцвёл этот город-государство. Обнаружив в Иберии (современная Испания) серебро, финикийцы стремились вывезти как можно больше дорогого металла, и для этого даже свинцовые якоря своих судов заменили серебряными. А после окончания Пунических войн, покорения Карфагена и Иберии поток серебра хлынул в Великий Рим.

Большую часть «лунного металла» в древности получали из свинцовых руд, в основном из галенита. Страбон писал, что на серебряных рудниках Нового Карфагена, где трудились 40000 рабов, руду, содержащую серебро, дробили и, бросив в воду, пропускали через сита. Операция повторялась, и только пятый осадок плавили, получая при этом чистое серебро.

В Эльзасе, в Германии, старинный серебряный рудник Маркирх известен с 963 года. В 1539 году на руднике нашли стокилограммовый самородок серебра, а в 1696 году и того больше — весом полтонны!

А в Шнеебереге был найден уникальный, самый крупный самородок серебра в мире весом 20 тонн!

Пиратская история

Индейцы Южной и Центральной Америки умели добывать и плавить серебро, хорошо знали его свойства. После завоевания испанцами Америки количество добычи этого металла резко возросло. В Чили, в Ханарсильо, нашли самородок в виде пластины весом 1420 килограммов! Огромное количество серебра испанцы вывозили и из Перу.

С вывозом испанцами «лунного металла» из Южной Америки связана одна занимательная пиратская история. Известный пират Шарп захватил корабль «Святой Росарио» с грузом серебра на борту. Забрав бочки с вином и сундуки с серебряными монетами, пираты обратили внимание на огромное количество слитков какого-то металла в трюме. Капитан корабля уверил их, что это олово. Забрав несколько слитков для изготовления пуль, пираты отпустили корабль с командой восвояси. А через несколько недель все Карибское море хохотало над неудачливыми «джентльменами удачи», упустившими один из крупнейших грузов серебра, когда-либо попадавших в руки морских разбойников.

Очень редкий и дорогой

Серебро является редким металлом, его содержание в земной коре равно 1×10 -5 %. Серебро в небольших количествах содержится в морской и речной воде и встречается даже в метеоритах. Этот металл в виде самородков встречается в природе реже, чем самородная медь или золото, залежи самородного серебра известны в России, Норвегии, Канаде, Чили, Германии. В чистом виде это белый, мягкий, тягучий металл, из грамма которого можно вытянуть проволоку длиной 1800 метров и прокатать лист толщиной 0,002 миллиметра.

С древнейших времён серебро, как и золото, было символом меры, денежной единицей. Серебром чаще, чем золотом, платили за товар, а в древности брали дань. «Лунный металл» и по сей день используется для чеканки монет.

В Библии сказано, что царь Израиля во второй половине VIII века до н.э. Заплатил Ассирии дань 30 тоннами серебра. Персами в 500 году до н.э. была наложена дань на Вавилонию — 30 тонн серебра в год, Египет платил 20 тонн. Раб в Финикии стоил 218 граммов серебра.

Шедевры торевтики

Из этого драгоценного металла делали украшения, знаки власти, предметы религиозного культа, а в богатых домах домашнюю утварь и посуду. Примесь серебра делала золото более твёрдым, а позолоченное серебро выглядело более нарядным. Из серебра делали и зеркала, так как оно очень хорошо поддаётся полировке. Именно на серебре появились изображения скифов, так, например, на знаменитой золото-серебряной вазе из скифского кургана Куль-Оба в Керчи изображены воины исчезнувшего народа. Шедевры скифской торевтики — художественной обработки серебра — найдены в многочисленных курганах под Воронежем. С чаш, ваз, ножен мечей и горитов (колчанов для стрел), словно живые, предстают могучие длинноволосые и бородатые скифские воины.

Искусство торевтики было известно и в Римской империи. Так, например, в знаменитом кладе в местечке Маренго на севере Италии (II век н.э.) был найден и бюст императора Люция Вера, изготовленный из одного тонкого серебряного листа.

Журнал: Тайны 20-го века №51, декабрь 2009 года
Рубрика: Поиски и находки
Автор: Аркадий Каздым

Telegram-канал Багира Гуру

Война Испании и Нидерландов за Филиппинские острова

Средние века были эпохой мореходов и географических открытий. Путешествия европейских мореплавателей значительно раздвинули существовавшие до этого границы мира. Логично, что морские державы стремились добиться первенства в освоении новых земель, чтобы установить свою монополию на торговлю новыми и такими ценными для Европы товарами. Страсти кипели нешуточные. Британия, Франция, Голландия, Испания и Португалия стремились заполучить новые земли, особенно те, которые располагались на пересечении торговых путей. Одним из таких архипелагов стали Филиппинские острова.

Кохимская битва 1944 года в истории Второй мировой войны

Когда речь заходит о Бирманской кампании Второй мировой войны, первым делом вспоминается Кохимская битва, ставшая переломным моментом в противостоянии Японии и Британской Индийской армии и закончившаяся разгромным поражением японских войск, которые завершили своё продвижение в Бирманской кампании. Одним из важнейших эпизодов этого противостояния стала так называемая Битва на теннисном корте…

Серебро — лунный металл

Серебро


Серебро — металл в алхимии соотносимый с планетой Луной, а иногда с Юпитером. Серебро (как и олово) может олицетворять может олицетворять альбедо («побеление») — второй этап Великой Работы.

Согласно верованиям некоторых народов, Луна сделана из серебра, чем объясняется ее белесый свет. Серебро — более твердый металл, чем золото. Потому древние египтяне верили, что у солнечного бога Ра тело из золота, но кости из серебра. У алхимиков этот металл символизировал духовные добродетели, знание, чистоту и целомудрие.

Серебро символизировало целомудрие, знание, духовные добродетели. Если золото в большей степени мужской металл, то серебро — символ женского начала. В алхимической традиции также утвердилась связь серебра с римской богиней Дианой и ночным светилом. Если золото являлось символом божественного начала, то серебро часто связывалось с лучшими человеческими качествами. В поздней европейской традиции серебро, являясь символом чистоты и стойкости человеческого духа, считалось способным помочь против нечистой силы — с этим связана вера в то, что серебряной пулей можно убить оборотня и вампира[1].

Когда философы, то есть алхимики и мудрецы, гово­рят «наше серебро» или «наша луна», то они имеют в виду не физическое серебро, из которого изготовля­ют посуду, предметы обстановки и деньги, а свою материю, достигшую совершенного белого цвета при помощи варки. Этот термин отно­сится также и к их меркуриальной воде, именуемой также жена, сперма.

Серебро возогнанное — луна философов, называемая так потому, что этот меркурий очищается и дово­дится до степени совершенства бело­го цвета.

Серебро жuвое философов — тер­мин, употребляемый, чтобы пока­зать действие и жизнь своего мер­курия, являющегося семенем метал­ла, тогда как вульгарная ртуть пред­ставляет собой уже готовый металл. Название «живое серебро» использу­ется, чтобы показать, что эта мате­рия летучая, белая, чистая, холодная, влажная, текучая, способная к коагу­ляции, как и вульгарная ртуть, семе­нем которой он является. Этот термин означает иногда не меркурий мудрых, а их побелев­ший магистерий, являющийся его составной частью. Философы взяли это название ради двусмысленности, чтобы отличить это серебро от обыч­ного или вульгарного, которое они называют мертвое серебро.

Серебро живое оживленное — мер­курий мудрых после соединения с пламенным камнем, то есть с фило­софской серой.

Серебро живое коагулированное или очищенное — побелевший маги­стерий.

Серебро меркурия — эликсир, дове­денный до белого, называемый так потому, что он состоит из философ­ского меркурия.

Серебро простонародное — неко­торые химики так называют соль.

Серебро «сообщающееся» — философы дают это название соли, которая входит в состав философ­ского камня.

Дополнительная литература

  • Розмари Э.Г. «Энциклопедия Магии и Алхимии», С-П, 2013.

Примечания

1 Голубев О.В., Черноусов П.И. Металлургия запредельного: Монография – М.: Издательство «Горная книга», 2013. Стр. 34.

Луна (в магии)


Луна — древнеримская богиня ночного света, отождествляемая с небесным светилом, которое в мифах и народных верованиях обычно ассоциируется с загробным миром и областью смерти и противопоставляется Солнцу как источнику дневного света, тепла и жизни. Отождествлялся с древнегреческой богиней Селеной.

Содержание

Мифы о Луне

В мифологиях разных народов Луна олицетворяет женское, пассивное и магнетическое начала, ей приписывается связь с сексуальностью и оплодотворением. Если Землю можно трактовать как физический мир и тело человека, то Луна — это его душа и символ всего божественного и сверхъестественного. Не случайно в некоторых древнейших мифах Луна предстает как «горняя Земля» — обитель богов. Убывающая и возрождающаяся Луна олицетворяет циклический ход времени — смерть и возрождение, а также реинкарнацию и оборотничество.

Луна и Солнце — наиболее заметные из всех семи древних планет, и их влияние наиболее ощутимо. Поэтому именно с ними связано множество разных мифов и божественных образов. В них Солнце и Луна имеют противоположный пол (подобно огню и воде) и выступают в паре: брат и сестра, муж и жена, день и ночь. При этом, как правило, Луна ниже по статусу, чем Солнце, и рассматривается как его уменьшенный двойник.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью [1].

Если Солнце — изначальный источник энергии и сил всех планет, то Луна — та призма, которая накапливает их в себе и низводит на Землю.

Хотя обычно Луна традиционно ассоциируется с женским началом и пассивным принципом, в мифологиях Древнего Востока с ней иногда связывали и мужские божества. Например, к Луне относили богов мудрости — шумерийского Сина и египетского Тота. В «Ригведе» Сурья (Солнце) — невеста, Луна (Сома) — жених. Однако в более позднее время с Луной стали сопоставлять женские божества: египетскую богиню Исиду, финикийскую Астарту, вавилонскую Иштар, греческую Селену, или Артемиду, и римскую Луну [2], или Диану.

В римской мифологии богиня Луна обычно представала как женское дополнение бога Солнца. Иногда она отождествлялась с Юноной-Герой, супругой Юпитера-Зевса, но чаще - с богиней Дианой-Артемидой. Цицерон в своем трактате «О природе богов» дает следующее объяснение ее имени:

Луна (luna) названа так от lucere (светить), другое ее имя Люцина, и вот, как у греков при родах взывают к Диане, называя ее также другим именем — Светоносная, так у наших призывают Юнону — Люциу. Та же Диана зовется «Всюду бродящая», но не оттого, что, охотясь, бродит повсюду, а потому что она считается одной из семи как бы «блуждающих» звезд. Дианой же [Луна] зовется потому, что ночь она как бы обращает в день (dies). А обращаются к ней при родах потому, что беременность длится иногда семь, а по большей части девять лунных оборотов, которые называются menses (месяцы), так как совершаются в измеренные промежутки времени[3].

Ее аналог — греческая богиня Селена[4] - считалась сестрой бога Солнца Гелиоса. Обычно она отождествлялась со священной коровой и называлась «волоокая» или «быкоокая», а также «рогатая». Порфирий в своем трактате «О пещере нимф» пишет: «Селена есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны». Именование богини Луны быком неудивительно. Луне часто приписывают андрогинные качества. Так, в орфическом гимне богине Селене Луна названа и мужчиной, и женщиной:

Внемли, богиня, царица Селена, дарящая светом!

С рожками бычьими Месяц, бродящий в ночи небожитель!
В факелах шествий ночных, о Луна, благозвездная дева,

То ты полнеешь, то таешь, и женщина ты, и мужчина[5].

С Луной связана и другая греческая богиня, дочь Зевса Артемида, чей облик богини-охотницы включал в себя также некоторые обоеполые черты.

Орфей и многие другие называют ее Гермафродиткой[6].

Древние греки и римляне называли Луну (Артемиду, или Диану) «белой богиней», которая движется по ночному небу на белой колеснице. У римлян Диана считалась дочерью Юпитера. Ее изображения обычно украшались растущим месяцем. Лунная богиня имела много имен. Ее называли Мунихией, то есть богиней лунной ночи; Ликией — богиней света; Дельфинией, Дафнией, Описой — светлым оком ночи, а также Каллистой — прекраснейшей. Считается, что если Селена, или Луна, обозначала только ночное светило, то Артемида, или Диана, символизировала влияния Луны на органическую природу

В зависимости от формы и времени в древности различали три ипостаси Луны: возрастающая (дева) — богиня рождения и взросления, полная (мать) — прекрасная богиня любви, убывающая (старуха) — богиня смерти и колдовства. Эти три фазы Луны часто сопоставляются с тремя богинями — Артемидой, Луной-Селеной и Гекатой. В отличие от всех других древних планет, влияние Луны определяется не только ее расположением в знаках Зодиака, но и ее фазами. Растущая Луна считается благоприятной, а убывающей Луне приписывается негативное влияние, которое используется во всякого рода «черномагических» операциях.

Однако иногда одна лунная богиня олицетворяет все три лунных ипостаси. Именно так в своем трактате «Об изваяниях» пишет о Гекате Порфирий:

…луна есть Геката, что называет изменчивость ее формы и ее силу в зависимости от формы. Поскольку же ее сила имеет три формы, то символ молодой луны — фигура, облаченная в светлые одежды и обутая в золотые сандалии со светящей лампадой; корзина, которую она несет, когда поднимается высоко, символизирует произведение плодов, кои она взращивает согласно возрастанию своего света: и вместе с тем полную луну символизирует фигура в медных сандалиях[7].

Наиболее гармоничное отражение Луна получила в образе римской богини Тривии, богини всех трех ее ипостасей. Тривия трехликая также считалась богиней перекрестков (или «богиней трех дорог»), ибо на них чаще всего совершались колдовские обряды, посвященные Луне. Этим эпитетом иногда наделяли Диану, а иногда Гекату.

Луна в каббале

На древнееврейском языке Луна называется Йера. Это название сходно по звучанию и написанию слову «страх» — Йера. Другое название Луны, используемое в поэтических произведениях, — Левана, что означает «бледная».

Луне соответствуют буква Гимел (ג), которая на иврите означает «верблюд» и соответствует числу 3. Верблюд символизирует ту силу, которая способна пересечь пустыню, или Бездну, отделяющую земной мир от божественного. Также верблюд — это животное, хранящее и перевозящая в своем горбу запас воды. Таким образом, буква Гимел может означать вместилище жизненной энергии, необходимой для существования. На Древе Жизни буква Гимел соотносится с путем, соединяющим Тиферет и Кетер, который представляет собой верхнюю, завершающую часть Срединного Столпа. Это женский, пассивный путь. Ведь переход пустыни на спине верблюда не требует каких-либо активных действий, но лишь настойчивости и выносливости. Женский аспект проявляется в этом пути также и в том, что он несет в себе потенциальность.

В иудейской традиции верблюд может отождествляться со змеем, на котором передвигается демон зла Самаэль. В агадическо-мидрашистском трактате «Пиркей де-рабби Элиэзер» говорится:

«Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Берешит, 3:1). И был этот змей подобен верблюду, и Самаэль оседлал его и поскакал на нем.

С тремя символами Луны на Древе Жизни соотносят два боковых Столпа и центральную сефиру Древа, Тиферет. Серп растущей Луны охватывает Столп Милосердия (правый Столп), а серп убывающей Луны — Столп Суровости (левый Столп). Полная Луна отражает Солнце сефиры Тиферет. Таким образом, сефира Луны объединяет все 9 высших сефирот, олицетворяя вместилище их энергий.


Из сефирот к Луне относится Бина как Великая Мать и как Хронос-Сатурн (владычица времени). Как сказано в Библии,

Он сотворил луну для указания времен [8].

Если все сефирот Древа Жизни рассматриваются в соответствии с семью планетами, то Луна сопоставляется с последней сефирой Малкут. Именно так обычно делается в иудейской каббале.

Однако в западной эзотерической каббале с Луной связывают девятую сефиру Древа Жизни, Йесод, чье имя означает «Основание». Это последнее вместилище небесных влияний и сил перед тем, как они изольются на Землю. Божественное имя Йесод — Шаддаи эль Хаи, что означает «Всемогущий Живой Бог». Это имя указывает на сексуальную природу данной сефиры: именно через нее божественное соединяется с земным. На иврите слово ShD (שד) обозначает не только мужское влечение к соитию, но и женскую грудь. Очевидно, имя «Шаддай» также связано с аккадским словом sadu («гора»), которое несет в себе вполне очевидный фаллический символизм.

Луна в астрологии

В астрологии Луна считается женской планетой. Она холодная и влажная. Обитель Луны — зодиакальный знак Рака, знак ее экзальтации — Телец, а в изгнании Луна находится в Козероге. Луна тесно связана с образом дракона, упомянутом в Апокалипсисе. Этот дракон своим хвостом «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю»[9], а затем стал перед Женой, ожидая, когда она родит младенца, чтобы пожрать его.

Точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой, т. е. путем видимого годичного движения Солнца, называются Узлами лунной орбиты. Северный Узел именовался Головой Дракона, а Южный — Хвостом Дракона. Эти названия объясняются тем, что именно в окрестностях Узлов происходят солнечные и лунные затмения, в древности связывавшиеся с образом дракона, пожирающего дневное или ночное светило.

По словам Ибн Эзры, «Луна холодная и влажная, но в ней есть немного тепла. Она ведет все тела к их концу и разложению»[10].

Астрологический символ Луны — Ͻ, полукруг с острыми концами (серп), в образе которого она впервые появляется на небе (орудие Бины-Сатурна). Этот символ имеет двойственный смысл. С одной стороны, это знак будущего урожая, предвестник новой жизни, предвестник утра, с другой — олицетворение неумолимого хода разрушительного времени, уничтожение и смерть. Серп напоминает чашу весов, корзину, лодку или колыбель.

Соответствия Луны

Еврейское название: Левана (לבנה), Йера (ירה).
Сефира — Йесод (יסוד).
Божественное имя — Шаддаи Эль Хаи (שדי אל חי).
Архангел — Габриэль (גבריאל).
Разум — Малка бе-Таршисим ве-ад Руахот Шехалим (מלכא בתרשיתים עד ורוה שהלים) или Шелахель
Дух — Шад Баршемот ха-Шартатан (שדברשהמות השרתתן) или Хасмодаи (חשמודאי).
Олимпийский дух — Фул.
День — понедельник.
Стихии — Вода, Земля.
Качества — холод и влажность.
Пол — женский.
Цвет — белый, голубой, серебристый, красный.
Главные свойства — преображение, иллюзии, бессознательное, ясновидение, духовность, чары.
Химические элементы — серебро.
Благовония — камфара, фиалковый корень, гальбан, эвкалиптовое масло, жасминное масло, мирт.

Главным металлом Луны считается серебро. Так как серебро более твердый металл, чем золото, древние египтяне верили, что у солнечного бога Ра тело из золота, но кости из серебра. У алхимиков этот металл символизировал духовные добродетели, знание, чистоту и целомудрие. Серебро считалось надежной защитой от нечистой силы. Также к Луне могут быть отнесены все металлы белого или серебристого цвета.

К камням Луны относятся те, что имеют прозрачный, белый или серебристый цвет. Это горный хрусталь, селенит [11] («лунный камень»), которому приписывают различные целебные свойства, а также жемчуг, который рождается в море.

К лунным растениям относится таинственный селенотроп («лунный цветок»), который, согласно древним авторам, поворачивается вслед за Луной, а также пальма, которая, как утверждается, с каждым восходом Луны выпускает по одной ветви. С Луной связаны многочисленные растения, которые произрастают около рек, озёр, болот или же непосредственно в воде, а также те, что обладают белесым стеблем или белыми цветками. Также это мандрагора, известная множеством магических свойств. Лунные деревья — это те, что обладают повисшими ветвями, и чей вид может навеять меланхолию, например, ива, Осина [12], , тис. К Луне относятся кабачки, арбузы и дыни по причине водянистой природы их плодов, а также те растения, которые навевают сон.

Из животных лунными считаются те, которые привыкли жить рядом с человеком, — собаки и кошки [13], а также животные, проводящие в воде значительную часть жизни (бобры, выдры) или ведущие ночной образ жизни. Лунными животными считались также лани, косули, олени, медведи [14] и кабаны (священные животные Дианы-Артемиды), львы[15 (священные животные Гекаты) а также коровы и тельцы[16] (священные животные Исиды, чьи серпообразные рога по форме напоминали полумесяц).

К Луне относят рептилий и амфибий, обитающих в воде, таких как жабы, лягушки, тритоны, водяные змеи. Из птиц — тех, что имеют белый цвет и связаны со стихией воды.

Луна в человеке

Средневековые авторы писали, что с Луной связаны страхи, полнота чувств, наивность, умение колдовать. Из-за своих переменчивых фаз Луна соотносится как с памятью (подобно Сатурну), так и с забывчивостью.

В древности и Средневековье люди верили, что с помощью Луны в человеке можно развить такие качества, как миролюбие, плодородие, силу рождения и возрастания, умеренность и веру.

Так как Луна — ближайшая к нам планета, то, согласно преданиям, души умерших, возносясь на небо, сперва попадают в сферу Луны. Потому в некоторых мифах она, подобно египетскому богу Тоту, считается психопомпом — проводником души в царстве мертвых.

По мнению Корнелия Агриппы, Луна «способна влиять на все тело и на каждый из его членов, проходя через различные знаки, но в особенности ей подвластны мозг и легкие, спинной мозг, желудок, месячные и все прочие выделения, а также левый глаз и сила приращения»[17].

Согласно неоплатонику Макробию, воплощаемая душа получает от Луны способность сеять тела и давать им рост (растительное начало). Эта способность проявляется в земных делах Луны:

Под управлением Луны рождаются умелые моряки, удачливые рыбаки, хитрые мельники, молчаливые и быстрые скороходы, лучшие звероловы и т. п. При неудачном расположении они становятся злыми и вероломными лодочниками, моряками, мельниками, болтливыми гонцами, изменниками, клятвопреступниками, волшебниками, которые вредят людям и животным лжемагией [18].

Символы

Важнейший символ Луны — серп — считался олицетворением непорочности и девственности, и в этом качестве увенчивал чело греческой богини Артемиды и римской богини Дианы. При этом лунный серп, повернутый дугой вверх, олицетворял женское начало в мире, плодородие, рога коровы, в то время как серп, перевернутый вниз, символизировал чашу, из которой на мир нисходит божественный дух.

Еще один символ Луны — факел. Он олицетворяет не только свет, но также символизирует посмертный погребальный обряд, когда умерший предавался ритуальному сожжению. Факел можно соотнести со «старой Луной» в образе Гекаты. Неизменный атрибут Луны-Артемиды — лук со стрелами — представляет собой не только орудие охоты, но и символ света, который исходит от Луны.

Значения металлов в алхимии

Значения металлов в алхимии

Алхимия, как внешняя, так и внутренняя, является сложной символической системой, где каждый металл связан с определенными образами, ассоциациями, которые зависимости от контекста, могут по-разному раскрывать смысл алхимического текста или действия. В этом кратком обзоре вы узнаете не только о символических значениях тех или иных металлов в алхимии, но и познакомитесь вообще с представлениями об иерархии металлов в алхимии.

Происхождение металлов (в рамках алхимических представлений)

Происхождение металлов всегда связывалось с землей. Считались, что они «растут» там, как плод в материнском чреве. Именно поэтому в алхимических трактатах и мифологической символике с ними ассоциируются хранители подземных сокровищ — гномы, альвы, цверги и так далее.

В древнем памятнике «Хуай Нань-цзы» (II в. до. н.э) сообщается , что «дыхание» центра Земли поднимается к «Пыльному Небу», там оно по прошествии 500 лет порождает желтую ртуть, которая через 500 лет превращается в золото, которое порождает по прошествии 500 лет Желтого Дракона, а Желтый Дракон проникает в самое сосредоточие Земли и там порождает подземное царство.

В некоторых странах считали, что один металл может порождать другой. Например, китайцы верили, что медь, по прошествии 700 лет превращается в киноварь, а серебро «происходит» из ртути.

Иерархия металлов в алхимии

Для алхимии характерно выстраивание металлов в некую эволюционную иерархическую цепочку в начале которой стоит железо, а в конце — золото. Это связано с тем, что для алхимиков металлы символизировали космическую энергию в застывшей форме. Поэтому извлечение их квинтэссенции рассматривалось как освобождение от иллюзий и получение Истины. Именно устранением всего «лишнего», алхимики пытались получить Философский камень.

Также некоторые алхимики считали, что даже драгоценные камни имеют металлические свойства. Например, Парацельс утверждал, что изумруд является медным камнем, карбункул и яшма — золотыми камнями, рубин и халцедон — серебряными. «Белый сапфир» — корунд, был камнем Юпитера, а гиацинт — камнем Меркурия.

Символическое значение золота в алхимии

Общие сведения: Золото, как во внешней, так и внутренней алхимии — это символ высшего совершенства, символ познания, мудрости, истинного человека, Философского камня, Эликсира бессмертия, Солнца и Бога. В христианстве золото — символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви.

Ассоциации с богами: Невозможно найти мифологию, в которой бы этот металл не был указанием на какого-нибудь бога — Адонис, Аполлон, Атон, Аттис, Атум, Гелиос, Дажьбог, Деметра, Дионис, Ишоко, Мардук, Митра, Осирис, Ра, Сварог, Сурья, Таммуз, Уту, Хепри, Хорс, Шамаш, Ярило и многие другие — все эти божества олицетворялись золотом.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория золота обычно представлена либо королем с короной на голове и скипетром в руке, либо солнечным диском с расходящимися лучами. По представлениям алхимиков, сплав золота (солнце, божественный дух) с серебром (луна, человеческий дух), так называемый aurum potabile, излечивает от многих болезней.

Символическое значение ртути в алхимии

Общие сведения: Ртуть занимает в алхимии особое место. Ее яркий блеск напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи. Она считалась духом всякой отдельной материальной формы. Недаром ее называли «жизненной силой всех металлов» (другое название ртути — «живое серебро»). Это объясняется тем, что она имеет жидкую форму, ассоциирующуюся у алхимиков с жидкостями, несущими жизни — дождевой водой, кровью, спермой и так далее.

Ртуть завораживала алхимиков, так как она могла вмещать в себя два полярных принципа. С одной стороны она металла, а с другой — жидкость, но при этом она все равно не смачивает поверхность. Это свойство послужило причиной того, что ртуть стала олицетворять собой Единство, как таковое. Иногда два противоположных принципа олицетворялись мужскими и женскими качествами, поэтому нередко можно встретить в алхимических трактатах символическое изображение ртути в виде гермафродита. Другими аллегорическими изображениями данного вещества были образы единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) или льва, борющегося с единорогом (символ антагонизма противоположностей) и так далее.

Ассоциации с богами: Кроме того, ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира.

Алхимическая аллегория: Согласно алхимическим концепциям, соль олицетворяла женское начало, а сера - мужское, но оба они примирялись в ртути, поэтому ей символизировали дух. У адептов внутренней алхимии, ртуть называлась «философской» субстанцией, а ее природная ипостась, считалась лишь несовершенным подобием истинной ртути.

Символическое значение серебра в алхимии

Общие сведения: Алхимики считали серебро металлом Луны. Оно символизировало девственность, женское начало, Царицу, мягкость, медлительность.

Ассоциации с богами: С серебром связаны практически все лунные боги и богини — Алфей, Анаит, Аретуза, Артемида, Геката, Гуаньинь, Диана, Иксчел, Иштар, Канон, Лусин, Майяуэль, Сарасвати, Селена, Сома, Тефнут, Тиннит, Хатор, Царпанниту, Цукуями, Чандра, Чан-э, Эндимион и прочие.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория серебра — женщина, стоящая на полумесяце в позе Мадонны.

Символическое значение свинца в алхимии

Общие сведения: Свинец в алхимии занимал важное место, так как олицетворял собой животную, «необработанную» душу человека, которую алхимик посредством духовной трансформации должен был превратить в золото, то есть сделать просветленной.

Ассоциации с богами: свинец, соотносимый с Сатурном, символизировал течение времени, недаром с ним связан греческий бог времени — Хронос.

Алхимическая аллегория: в алхимических трактатах свинец обычно аллегорически изображался в виде старика с посохом.

Читайте также: