Лицензия на продажу драгоценных металлов

Обновлено: 27.03.2024

от 12 сентября 2020 года N 1418

О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями

(с изменениями на 29 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

До утверждения Правительством Российской Федерации критериев отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной категории риска плановые проверки лицензиата в рамках лицензионного контроля не осуществляются.

3. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2020 года N 1418

Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее - лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов).

2. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, являются:

а) наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие необходимого для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов" или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

г) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

5. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" и "г" пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19_2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются сведения (реквизиты документов), подтверждающие:

б) наличие в штате работника (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), имеющего высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"), или стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий сведения в отношении себя).

Заявление о предоставлении лицензии подписывается соискателем лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. К заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:

б) копии документов, подтверждающих наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) копии документов (технологических инструкций, регламентов, стандартов организации, технических условий), утвержденных соискателем лицензии, подтверждающих наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов;

г) копию трудового договора, заключенного с работником (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), копии документов, подтверждающих высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) не содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") или копии документов, подтверждающих стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

8. При намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов по месту, не указанному в реестре лицензий, лицензиат в отношении новых мест указывает в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий сведения (реквизиты документов) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и прилагает документы в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подписывается лицензиатом усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма заявления о предоставлении лицензии и заявления о внесении изменений в реестр лицензий устанавливается лицензирующим органом.

9. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, оценки достоверности сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии или заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, а также в прилагаемых к ним документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, формируется в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, содержащем сведения из реестра лицензий, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (далее - информационный ресурс).

11. Оценка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора.

17. Срок предоставления лицензии составляет 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Срок внесения изменений в реестр лицензий составляет 5 рабочих дней со дня предоставления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

18. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, а также ведение информационного ресурса, реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней" (утратило силу)

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней.

2. Установить, что за рассмотрение заявления о выдаче торговым организациям лицензии на осуществление деятельности по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней взимается плата в размере 300 рублей, за выдачу лицензии - лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за переоформление, за продление срока действия лицензии и за предоставление информации из реестра лицензий - плата в размере 10 рублей.

Указанные платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 445)

ГАРАНТ:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемой торговыми организациями независимо от организационно-правовой формы.

2. Лицензированию подлежит деятельность торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов, находящихся в самородном и аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, химических соединениях, промышленных изделиях, ломе и отходах производства и потребления, драгоценных камней в сыром (естественном) и обработанном виде, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенных для использования в производственно-технических целях.

3. Лицензирование деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

Лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, порядка обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, выполнение обязательных требований государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, а также системы охраны помещений, соответствующих требованиям стандартов;

в) наличие у работников торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, специальной подготовки.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы, места нахождения торговой организации и места фактического осуществления лицензируемой деятельности (в том числе места нахождения территориально обособленных объектов), реквизитов расчетного счета в банке;

лицензируемой деятельности (оптовая, розничная торговля или их сочетание);

срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность;

б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с представлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых зданий, помещений, оборудования и инвентаря, системы охраны помещений, с приложением соответствующих описаний (планов, схем), а также копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение указанным имуществом;

д) заключения государственных надзорных и контрольных органов о соответствии зданий, помещений, оборудования и инвентаря, системы охраны помещений, а также условий охраны труда требованиям стандартов;

е) копии документов, подтверждающих наличие у работников торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, специальной подготовки;

ж) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.

6. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

7. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение заявления о ее выдаче возврату не подлежит.

Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

9. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

10. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

11. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится на договорной основе за счет средств соискателя лицензии.

12. Соискатель лицензии в случае несогласия с отказом в выдаче лицензии направляет заявление о проведении независимой экспертизы в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

Список членов комиссии направляется соискателю лицензии, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.

Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.

13. Комиссия в течение 30 дней с даты получения лицензирующим органом заявления о проведении независимой экспертизы рассматривает представленные документы, осуществляет проверку соответствия соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям и принимает соответствующее заключение.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о заключении комиссии в течение 3 дней с даты его принятия.

При наличии положительного заключения комиссии лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии вправе обратиться в суд.

14. В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения торговой организации и место фактического осуществления лицензируемой деятельности (в том числе место нахождения территориально обособленных объектов);

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) лицензируемая деятельность (с указанием видов торговли);

д) лицензионные требования и условия;

е) срок действия лицензии;

ж) дата принятия решения о выдаче лицензии;

з) номер лицензии и дата ее выдачи.

15. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.

16. При осуществлении лицензируемой деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии по числу таких объектов с указанием места нахождения каждого.

17. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.

18. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении о ее выдаче не указан меньший срок.

19. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее переоформления.

Заявление о продлении срока действия лицензии должно быть представлено в лицензирующий орган не позднее чем за 1 месяц до истечения срока ее действия.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии были зафиксированы нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

20. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения лицензиат (его правопреемник) обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней с даты подачи лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.

21. Лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;

б) невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего его устранить выявленные нарушения;

в) направления лицензирующим органом заявления об аннулировании лицензии в суд.

22. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до государственных надзорных и контрольных органов и лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня с даты принятия решения.

На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

23. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о нем государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата, а также возвратить ему лицензию и ее копии.

При возобновлении действия лицензии плата не взимается.

24. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае непредставления в лицензирующий орган в течение 3 месяцев документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора;

б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица.

25. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

26. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

27. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом и государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.

28. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:

а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;

д) выносить предупреждения лицензиату;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

29. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны принимать меры по устранению лицензиатом указанных нарушений и сообщать в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.

30. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами проверок, в том числе предоставлять необходимые информацию и документы. Указанные органы не вправе требовать от лицензиата обеспечения при проведении проверок условий, требующих материальных затрат лицензиата.

31. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения торговой организации и место фактического осуществления ее деятельности (в том числе место нахождения территориально обособленных объектов);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;

д) срок действия лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) номер лицензии и дата ее выдачи;

з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;

и) основания и даты приостановления (возобновления) действия и аннулирования лицензии;

к) сведения о регистрации лицензии в реестре.

32. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.

Выписка выдается в течение 3 дней с даты подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего оплату ее получения.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.

33. Должностные лица лицензирующего органа несут за нарушение или ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке.

Лицензированию подлежит деятельность торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов, находящихся в самородном и аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, химических соединениях, промышленных изделиях, ломе и отходах производства и потребления, драгоценных камней в сыром (естественном) и обработанном виде, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенных для использования в производственно-технических целях. Лицензирующим органом является Минфин РФ. Лицензия выдается на срок 3 года, если не указан меньший срок.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в размере 300 руб., за выдачу лицензии - сбор в размере 1000 руб., за переоформление и продление срока действия лицензии - плата в размере 10 руб., за предоставление информации из реестра лицензий - 10 руб.

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней"

Текст постановления опубликован в "Российской Бизнес-газете" от 26 июня 2001 г., N 25, в "Российской газете" от 26 июня 2001 г., N 120, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июня 2001 г., N 24, ст. 2457

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 настоящее постановление признано утратившим силу

Лицензия на операции с драгоценными металлами

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на операции с драгоценными металлами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензия на операции с драгоценными металлами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Кредитные организации (независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами) вправе предоставлять юридическим и физическим лицам услуги по хранению драгоценных металлов (драгоценных камней) в хранилищах ценностей кредитных организаций, оборудованных с учетом требований Инструкции ЦБ РФ от 30.11.2000 N 94-И "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" и иных нормативных актов ЦБ РФ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Примерным условиям договора о срочных сделках на финансовых рынках 2011 г."
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021) Умолчание в подпункте (б) пункта 2.2 Примерных условий договора о драгоценных металлах объясняется спецификой регулирования этой отрасли в России. Торговля драгоценными металлами влечет применение специальных норм. Поставка драгоценных металлов требует дополнительного договорного регулирования. Заметим, однако, что ПФИ на драгоценные металлы, не предполагающие физической поставки, Примерными условиями договора регулируются. Такие сделки не требуют наличия лицензии в силу определения операций с драгоценными металлами в законодательстве: операция подразумевает переход права собственности или как минимум некое физическое воздействие на металл , но не ссылку на него в договоре.

Нормативные акты: Лицензия на операции с драгоценными металлами

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 28.06.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях" 3. Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование банковских операций кредитных организаций с драгоценными металлами. Порядок выдачи кредитным организациям лицензий, предоставляющих право на осуществление банковских операций с драгоценными металлами, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" 4. В случае введения процедур банкротства в отношении владельца клиринговых сертификатов участия, имущество которого внесено в имущественный пул, а в отношении владельца клиринговых сертификатов участия - кредитной организации также в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций ценные бумаги, драгоценные металлы и иное имущество такого владельца, внесенные в имущественный пул, подлежат продаже на организованных торгах и (или) по правилам клиринга. Денежные средства, оставшиеся после исполнения по правилам статьи 18 настоящего Федерального закона нетто-обязательства участника пула, учитываются клиринговой организацией на клиринговом банковском счете в порядке, установленном статьей 24.1 настоящего Федерального закона, и подлежат возврату такому владельцу, в том числе включению в конкурсную массу.

Утвержден порядок лицензирования деятельности по скупке у населения драг/ металлов и драг/ камней и деятельности по обработке лома драгоценных металлов

Утвержден порядок лицензирования деятельности по скупке у населения драг/ металлов и драг/ камней и деятельности по обработке лома драгоценных металлов

25 сентября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями», которым утверждены Положения о лицензировании деятельности:

  • по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).

Лицензионные требования и перечень документов

1. Лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драг/металлов и драг/камней, лома таких изделий (далее – скупка)

  1. наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
  2. наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
    • высшее образование по направлению подготовки «Товароведение»;
    • или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
    • или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области скупки;
    • или стаж работы в области скупки не менее одного года;
  3. наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  1. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
  2. копию трудового договора, заключенного с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
  3. копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
  5. опись прилагаемых документов.

2. Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драг/металлов

  1. наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
  2. наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании);
  3. наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
    • высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Технологии материалов»;
    • или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности;
    • или стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года;
  4. наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.
  1. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
  2. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
  3. копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям к технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. копию трудового договора с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
  5. опись прилагаемых документов.

Кроме того, внесены изменения в Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444). Теперь указанные Правила распространяются на скупку любых изделий, а не только бытовых.

Напоминаем, что 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который отнес указанные виды деятельности к лицензируемым. Лицензию необходимо получить не позднее 1 января 2022 года.


Внимание! Компания Акцепт Групп оказывает консультационную поддержку по вопросам лицензирования деятельности:


Также в Компании Акцепт Групп вы можете воспользоваться следующими услугами и документами для компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ювелирной отрасли:

  • Пакет документов по организации работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ювелирными изделиями)
  • Предоставление информации в Росфинмониторинг
  • Правила внутреннего контроля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и первичная документация по ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний
  • Пакет документов по защите персональных данных
  • Пакет документов по охране труда
  • Пакет документов по противодействию коррупции.

Подробнее о составе и стоимости услуг узнавайте у своего
персонального менеджера по тел.: 8 800 333-94-52

Лидер по обучению в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в России!

Акцепт Групп занимает 1 место по итогам 1 и 2 полугодия 2020 г. в «Рейтинге организаций – партнеров МУМЦФМ, проводящих на территории РФ обучение в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ»

Лицензирующий орган

С 2019 года два вида деятельности подлежат лицензированию:

  1. деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  2. деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (ст. 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

2020-11-05_11-13-44

Законодательством определены лицензионные требования к соискателям лицензий, установлен список документов, представляемых в лицензирующий орган (Федеральная пробирная палата) вместе с заявлением на выдачу/переоформление лицензии.

Лицензирование перечисленных видов деятельности осуществляется Федеральной пробирной палатой - лицензирующий орган (п. 2 Положения о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий и п. 2 Положения о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. №1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями").

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к полномочиям лицензирующего органа относятся:

  • осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
  • утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
  • предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Должностные лица лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

  • запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
  • выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  • применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица лицензирующего органа при осуществлении лицензирования обязаны:

  • исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;
  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

Федеральная пробирная палата образована на основании Указа Президента РФ от 28 октября 2019 г. №529 "Об образовании Федеральной пробирной палаты" на базе федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации".

Указом Президента на Федеральную пробирную палату возложены функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней).

Федеральная пробирная палата находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Правовой статус Федеральной пробирной палаты

Правовой статус Федеральной пробирной палаты закреплен постановлением Правительства РФ от 20 марта 2020 г. №307 "О Федеральной пробирной палате".

Федеральная пробирная палата является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней).

Федеральная пробирная палата руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Функции Федеральной пробирной палаты

Контрольно-надзорная деятельность

  • федеральный государственный пробирный надзор, за исключением постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней;
  • государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
  • государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Лицензионная деятельность

  • лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов;
  • лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • лицензионный контроль за осуществлением деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Специальный учет

  • ведение специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Опробование, клеймение, экспертиза, анализ, регистрация именников

  • опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, начисление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также за проведение анализа материалов, содержащих драгоценные металлы;
  • ведение реестра именников, регистрация именников, постановка на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников электроискровым и лазерным методом по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
  • уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • экспертиза ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в том числе музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • анализ материалов, содержащих драгоценные металлы.

Полномочия Федеральной пробирной палаты

2020-11-05_11-26-00

Федеральная пробирная палата осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Права Федеральной пробирной палаты

  1. осуществлять отбор проб драгоценных металлов, образцов продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для их исследования, проведения испытаний и экспертиз;
  2. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы), а также принимать участие в работе указанных органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в установленной сфере деятельности;
  4. принимать участие в разработке и согласовании технических регламентов, национальных стандартов и технических условий на драгоценные металлы и драгоценные камни, а также на продукцию, их содержащую;
  5. создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои территориальные органы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
  6. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

Федеральная пробирная палата не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, за исключением полномочий руководителя Федеральной пробирной палаты по управлению имуществом Федеральной пробирной палаты, закрепленным за ней на праве оперативного управления.

Организация деятельности Федеральной пробирной палаты

Федеральную пробирную палату возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

2020-11-05_11-24-43

Руководитель Федеральной пробирной палаты несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральную пробирную палату полномочий.

Руководитель Федеральной пробирной палаты имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной пробирной палаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной пробирной палаты:

  • действует от имени Федеральной пробирной палаты без доверенности, представляет ее интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления и судебных органах;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет Министру финансов Российской Федерации:
    • проект положения о Федеральной пробирной палате;
    • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов;
    • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федеральной пробирной палаты;
    • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федеральной пробирной палаты;
    • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федеральной пробирной палаты, а также отчет об их исполнении;
    • предложения о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
    • предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и иными наградами работников центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, а также других лиц;

    Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной пробирной палаты осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

    Федеральная пробирная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Читайте также: